До XVII в. П. М. хранился в Пархали, затем попал к османам. Царица Картли Мариам (1634-1658) выкупила рукопись и пожертвовала ее мон-рю Давидгареджи в пуст. Гареджи (Кахети). В XVIII в. было составлено оглавление П. М. (Л. 654-655 об.). В кон. XIX в. в фонде рукописного и старопечатного наследия Давидгареджи П. М. был перенесен в хранилище Церковного музея духовенства Грузинской епархии. В 1901 г. Ф. Жордания опубликовал 1-е описание рукописей Церковного музея. В 1930 г. коллекция Церковного музея вошла в фонды Отдела рукописей Гос. музея Грузии, в 1958 г.- в фонды Института рукописей имени Корнелия Кекелидзе (ныне Национальный центр рукописей Грузии). Вопросы структурных особенностей и соотношения груз. Многоглавов, в т. ч. П. М., рассматривали А. Шанидзе, И. Абуладзе, М. ван Эсбрук, Т. Мгалоблишвили, М. Майсурадзе, А. Гамбашидзе, М. Чхенкели, Н. Чхиквадзе. В 1974 г. Институтом рукописей было опубликовано полное описание рукописи.
П. М. содержит 149 чтений и условно разделен на 2 части - гомилетическую и агиографическую, последняя отсутствует в др. груз. Многоглавах IX-X вв.- Синайском (Sinait. iber. 32-57-33, 864 г.), Многоглаве Пустыни (Удабнойском; НЦРГ. А 1109, IX в.), Тбетском (Сванском; НЦРГ. A 19, X в.), Кларджетском (НЦРГ. A 144, Xв.) и Афонском (по каталогу А. Цагарели - Ath. 80, по каталогу Р. Блейка - Ath. 11, X в.). В 1-ю, обширную часть (Л. 1-271 об.) входит 97 чтений (в Синайском - 50, в Удабнойском - 46, в Тбетском - 74, в Кларджетском - 63, в Афонском - 42). Авторами гомилий являются свт. Григорий Чудотворец (3-я на Благовещение; в греч. традиции известна под авторством свт. Григория Нисского - Garitte. 1956. Р. 73. N 3), свт. Прокл, архиеп. К-польский (о Пресв. Богородице - BHG, N 1129), прп. Епифаний Кипрский (о св. Деве Марии), свт. Иоанн Златоуст (на Благовещение, на Рождество Христово, о мучениках, 2 гомилии на Крещение Господне - PG. 59. Сol. 535-542), свт. Мелетий I, архиеп. Антиохийский (на Благовещение, на Рождество Христово, после Рождества Христова, на рождество св. Иоанна Предтечи), свт. Афанасий I Великий, еп. Александрийский (против несториан о Боговоплощении Иисуса Христа - PG. 28. Сol. 25-30), сщмч. Климент, еп. Римский («Послание по повелению св. апостолов всем истинным апостольским Церквам о праздниках» - фактически 13-я гл. 5-й кн. Апостольских постановлений), свт. Григорий Богослов (на Рождество Христово и на Крещение Господне), свт. Григорий Нисский (на Благовещение), свт. Амфилохий, еп. Иконийский (2 гомилии на память св. Василия Великого - BHG, N 247-248), св. Иулиан, еп. г. Толет (на Крещение) (Кекелидзе. 1918. Т. 1. Ч. 1. С. 10-15; Он же. 1980. С. 492; Абуладзе. 1944. С. 255-293, 289-290; Шанидзе. 1959. С. 16-55, 70-82), а также Евсевий, еп. Александрийский, свт. Григорий I, патриарх Антиохийский, Евстохий, патриарх Иерусалимский, пресв. Тимофей Иерусалимский и свт. Василий Великий.
В 1-ю часть включены также оригинальные груз. произведения - экзегетические проповеди груз. еп. Иоанна Болнели на 8-недельный цикл Великого поста (включая Вербное воскресенье) (Иоанн Болнели. 1911. С. 16-78; Кларджетский Многоглав. 1991. C. 203-218; Афонский Многоглав. 1999. С. 195-243). В отличие от Удабнойского, Кларджетского и Афонского Многоглавов в П. М. отсутствуют чтения еп. Иоанна Болнели на Страстную седмицу.
Помимо гомилетических текстов в 1-й части также помещены апокрифические произведения: Мученичество ап. Иакова (Кекелидзе. 1946. Т. 1. Ч. 2. С. 98-100; Шанидзе. 1959. С. 55-57; возможно, греч. аналог - BHG, N 736z.- Esbroeck. 1975. P. 123), «Явление святых Захарии, Симеона и Иакова, первого епископа» (Кекелидзе. 1946. Т. 1. Ч. 2. С. 72-78), Мученичество ап. Петра (Le Synaxaire Géorgien. 1926. Р. 715-725; Курцикидзе. 1959. С. 43-49; Шанидзе. 1959. С. 245-250; греч. аналог - BHG, N 1484), Мученичество ап. Павла (BHG, N 1451-1452; Le Synaxaire Géorgien. 1926. P. 725-733; Курцикидзе. 1959. С. 49-54; Шанидзе. 1959. С. 250-254), Деяния ап. Иоанна Богослова (BHG, N 916-917z; Курцикидзе. 1959. С. 55-72), «Явление Креста» (ჯვრის გამოჩინება; в Кларджетском Многоглаве авторство этого сочинения приписывается свт. Кириллу, еп. Иерусалимскому, в переписанной в 986 г. на Синае рукописи Princeton. Garett. Ms 24 - мон. Александру Кипрскому; очевидно, греч. первоисточник - компиляция гомилии мон. Александра Кипрского об обретении Животворящего Креста и 7, 15 и 18-й «Огласительных гомилий» свт. Кирилла Иерусалимского (Bihain. P. 3-4; Мгалоблишвили. 1971. С. 59-74)), «Обретение гвоздей» (სამსჭვალთა პოვნა; первоисточник, очевидно, древнесир. сказание о цесарице Протонике - Мещерская. 1984. С. 44-47) («Явление Креста» и «Обретение гвоздей» опубл.- Marr, Brière. 1931. P. 567-569; Шанидзе. 1959. С. 237-244), гомилия о генеалогии праведных Иоакима и Анны (Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 13-14), фрагмент апокрифического Фомы Евангелия под заглавием «Юность Господа» (სიყრმე უფლისა; BHG, N 779p-pb; Кекелидзе. 1918. Т. 1. Ч. 1. С. 115-117), полемическая гомилия «О праздновании Благовещения, Рождества Христова, Сретения и Крещения» (Кекелидзе. 1905. С.149-158; Он же. 1946. Т. 1. Ч. 2. С. 64-71; Абуладзе. 1944. С. 302-307), Мученичество и обретение мощей первомч. архидиак. Стефана (Le Synaxaire Géorgien. 1926. Р. 689-699). В П. М. также включены оригинальные груз. апокрифы: это 2 проповеди св. Нины на Рождество Христово и на Крещение Господне (Джанашвили. 1898. С. 80-93), раскрывающие триадологическую тематику и направленные против ересей, искажающих понимание сути Троичности Божества и Халкидонского Символа веры.
Вторая часть П. М. (Л. 272-653 об.) содержит 52 агиографических текста (опубликованы - Марр. 1907. С. 285-344; Хаханов. 1910. С. 25-46; Кекелидзе. 1918. Т. 1. Ч. 1. С. 103-114, 118-124, XLII; Он же. 1946. Т. 1. Ч. 2. С. 3-26, 51-63, 79-85, 101-114; Он же. 1955. Т. 3. С. 178-250; Он же. 1959. С. 21-49; Он же. 1962. Т. 8. С. 56-131, 133-142, 170-199; Джавахишвили. 1947. С. 171-183), к-рые подобраны выборочно и помещены с нарушением календарной последовательности. Объяснение дает завещание Гавриила Патараи (Л. 590 об.- 591), где указано, что вначале планировалось включить в сборник Жития и Мученичества св. жен; затем, ввиду небольшого количества таких сочинений, П. М. пополнился Житиями и Мученичествами св. мужей, которые Гавриил переписал из книг монастыря Ишхани. Помимо переводных в П. М. включены также грузинские оригинальные агиографические произведения: Мученичества вмц. Шушаник (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 11-29; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 34-44; Имнаишвили. 1970. С. 133-153) и мч. Або Тбилисского (Сабинин. Жития. 1871. Т. 1. С. 166-178; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 54-71).
Греч. подлинники вошедших в сборник гомилии прп. Епифания Кипрского о Пресв. Богородице (Л. 5-7 об.), 2-й гомилии свт. Иоанна Златоуста о Крещении Господнем (Л. 117-118 об.), 3-й и 5-й гомилий свт. Иоанна Златоуста о мучениках (Л. 176 об.- 178 об., 181-183 об.; Шанидзе. 1959. С. 255-262), проповеди о генеалогии праведных Иоакима и Анны (Л. 212), Мученичества архидиак. Стефана (Л. 52 об.- 55 об.), Мученичества Ареса, Пробиоса и Илии (Л. 558 об.- 561 об.; Кекелидзе. 1946. Т. 1. Ч. 2. С. 51-58) неизвестны; помимо П. М. они встречаются также в Синайском Многоглаве. Архаичность текстов подтверждает и то, что фрагменты проповедей о Крещении Господнем свт. Иоанна Златоуста (Л. 118-120 об.) и св. Иулиана, еп. г. Толет (Л. 120 об.- 124), сохранились также в Ханметном Многоглаве VIII в. (НЦРГ. S 3902. Л. 5-8). Раннехрист. апокрифическое сказание «Юность Господа», по свидетельству прп. Евфимия Святогорца, К-польской Церковью было внесено в список запрещенных книг, к-рый попал в груз. лит. среду в 1-й пол. XI в. с письмом прп. Евфимия некоему груз. монаху (НЦРГ. A 381, A 450; также Sinait. iber. 68. Fol. 40 (по каталогу Цагарели 91); письмо опубликовано М.-Г. Сабининым (Сабинин. Рай. 1882. С. 432-436) и Ф. Жорданией (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 82-83)).