(XV в.?), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Ржевская. Первые упоминания о святой, к-рую возможно идентифицировать с П., содержат рус. летописи XVI в. В 1531(7039) г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича в Москву из Ржева были привезены 2 чудотворные иконы - «преподобнаа Парасковгиа и святаа велико Христова мученица Парасковгиа, нареченнаа Пятница, ветхости ради, иже многыми леты обветшавши». Эти иконы были поновлены и стали образцами для московских списков, выполненных по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича для новой церкви, построенной в Москве близ Покровского храма «на Новом». 27 нояб. 1531 г. в присутствии государя, вел. кнг. Елены Глинской и их сына Иоанна Васильевича (впосл. царь Иоанн IV Васильевич Грозный) состоялось торжественное освящение храма во имя 2 святых: прп. Параскевы и вмц. Параскевы (Пятницы). «И оттоле устави великий государь по вся лета ходити съ кресты къ храму ихъ ноября 27 и праздновати честно» (ПСРЛ. 1859. Т. 8. С. 277-278). События, связанные с появлением икон в Москве, запечатлены в цикле миниатюр «О поновлении икон, принесеных изо Ржевы» в Шумиловском томе Лицевого летописного свода, созданного в 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 913-915; см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 19: 1528-1541 гг. С. 79-83). В рукописи помещены композиции: встреча вел. князем 2 икон; работа в мастерской над изготовлением списков и возведение церкви во имя святых; отправление икон вел. князем из Москвы и молитва в храме перед их копиями; поставление новых икон в церкви и перенесение древних святынь во Ржев; освящение новой церкви 27 нояб. в присутствии вел. князя и его семьи (крестный ход). На всех миниатюрах изображены 2 относительно крупные поясные прямоличные иконы с надписанием «пя[т]ница» на охристом фоне с более темными полями; святые показаны в одинаковых позах - с правой рукой возле груди (как бы сжимают крест), левая скрыта под красным или красно-коричневым мафорием (оттенки одеяний святых немного различаются в некоторых миниатюрах цикла).
Прославление 2 ржевских икон в Москве оставило след в городском богослужении. В Уставе Успенского собора Московского Кремля за 1634 г. записано, что 29 нояб., в день празднования вмц. Параскевы Пятницы, в столице совершался «ход со кресты къ Пятнице Ржевской въ Чертолье»: «...а пети с полиелеосом преподобной Парасковгее точию на 9 песне... а чюдотворных болших икон не носят. А государь царь и патриарх в ходу том не бывают; точию патриарх из церкви отпущает властей по обычаю» (РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 37-38). Можно привести лишь один пример храмового посвящения прп. Параскеве на Тверской земле: левый придел Спасской ц. с. Ляцкова Бежецкого у., но в честь какой святой он был освящен, неизвестно (Добровольский. 1901. С. 121-122. Примеч. 78). Архиеп. Димитрий (Самбикин) предполагал, что образ прп. Параскевы из московского храма 1531 г. представлял собой икону св. Параскевы Ясской, прославленной в лике преподобных (Тверской патерик. 1908. С. 32-34).
Вероятно основываясь на сведениях иконописных подлинников, архим. Леонид (Кавелин) предположил, что П. была игуменией «Рождественского монастыря в городе Ржеве Тверской епархии» и «погребена близ церкви бывшего монастыря». Однако в справочнике П. М. Строева святая в качестве игумении этой обители не значится. По сведениям ржевского историка-краеведа П. Ф. Симсона, в 1639 г. московский посадский Ананий Смалов, сидевший в ветошном шапошном ряду, дал вкладом в Пятницкий собор Ржева напрестольное Евангелие московской печати 1628 г. «по своим родителям... к преподобной Парасковии Ржевской» (Симсон. 1916. С. 24). Древние иконы П. и Параскевы (Пятницы) в 1916 г. находились в Успенской ц. Ржева.
Сохранившиеся изображения П. относятся к кон. XVIII - 1-й пол. XIX в.: поколенный образ святой включен в число св. жен на иконах «Собор российских чудотворцев», создававшихся в старообрядческих мастерских Выговской пуст. Существует неск. идентичных по композиции и составу святых списков первообраза 30-х гг. XVIII в. (каргопольский иконописец Даниил Матвеев), стоявшего в местном ряду иконостаса Богоявленской соборной часовни (МИИРК), ГТГ, ГИМ, старообрядческие и частные собрания), один из них выполнен в 1814 г. мастером Петром Тимофеевым (происходит из федосеевской Зеленковской (Зиновьевской) моленной в С.-Петербурге, ГРМ). П.- относительно молодая святая в монашеских ризах (зеленая ряса, коричневая мантия, синяя схима и куколь с красными Голгофскими крестами) в верхнем ряду правой группы, 2-я справа, между преподобными Евфросинией Полоцкой и Вассой Псково-Печерской, обращена в молении к образу Св. Троицы. По-видимому, П. изображена на том же месте, между преподобными Евфросинией Суздальской и Евфросинией Полоцкой, на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. др. извода (ГТГ).
В кон. 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской УАК на средства кашинского купца и краеведа И. Я. Кункина инокини кашинского Сретенского мон-ря создали икону «Собор Тверских святых» (находилась в Троицкой ц. Кашина). Разработка новой композиции осуществлялась под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина), к-рый указал «имена Тверских святых, давал советы, как изобразить их на иконе, отыскивал подлинники» (Журнал 83-го заседания Тверской УАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине / Ред.: И. А. Виноградов. Тверь, [1901]. С. 23-27). П. была представлена крайней слева в 3-м ряду, рядом с блгв. кн. Владимиром и кнг. Агриппиной Ржевскими, вполоборота вправо, в куколе и схиме, одетой поверх мантии, в правой руке святая держала свиток, левая - лежала на груди. В нач. XX в. икон П. в храмах Ржева выявлено не было (Тверской патерик. 1908. С. 34).
Известны совр. изображения святой, напр. на иконе «Собор Тверских святых», написанной, вероятно, в 80-х гг. XX в., при митр. Алексии (Коноплёве): П. представлена 1-й слева во 2-м ряду, со свитком в руке. На иконе «Собор святых, в земле Тверской просиявших», созданной в 2007 г. М. Г. Кондрашовой для ц. блж. Ксении Петербургской в Твери, фигура П. (в островерхом куколе) находится в группе Ржевских святых. В 2005 г. художники палехской иконописной мастерской «Лик» под рук. О. Р. Шуркуса выполнили роспись на фасадах храма в честь Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери. У зап. входа, в нишах, размещены ростовые образы Ржевских святых: слева - блгв. кнг. Агриппины и П., справа - блгв. кн. Владимира и прав. Пелагии Ржевской. П. в монашеском облачении, голова покрыта схимой (одета поверх мантии), правая рука возле груди, в левой - свиток.