(† после 1460), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.). Основным источником сведений о Е. является 10-я гл. духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже во Рустей земли сущих». Прп. Иосиф приводит сведения о Е., рассказывая о своей встрече со святым зимой 1459/60 г., когда прп. Иосиф недолгое время (до февр. 1460) жил в Савватиевом мон-ре.
По свидетельству прп. Иосифа, Е. был «родом князь тепринский», по-видимому из тверских служилых землевладельцев. Прозвище, вероятно, не родовое, по владению. Дер. Тепра Большой половины Задубровской слободы Кашинского у. названа в грамоте царя Иоанна IV Васильевича тверскому Афанасиевскому жен. мон-рю (на Песках) от 15 февр. 1555 г. В грамоте подтверждаются судебные и налоговые льготы обители в отношении ее владений, прежних и новоприобретенных, в частности дер. Тепры, купленной монастырем между 10-ми и нач. 40-х гг. XVI в. у неизвестного владельца (Кучкин В. А. Жалованная грамота тверскому Афанасьевскому мон-рю 1555 г. // ИА. 1960. № 1. С. 220-224).
На рубеже XIV и XV вв. Е. принял постриг (прп. Иосиф свидетельствовал, что к 1459/60 Е. прожил в монашеских подвигах 60 лет), вероятнее всего в Савватиевом мон-ре, став одним из первых его насельников (обитель основана не ранее 90-х гг. XIV в., в 1764 упразднена, храм стал приходским). С большой долей уверенности можно предположить, что духовным наставником Е. был основатель обители прп. Савватий Тверской († не позднее 1434). Через некоторое время Е. покинул Савватиев мон-рь, где его безмолвную жизнь нарушали множество людей, шедших к нему за духовным наставлением, и удалился в новгородские пределы, на остров «на великом озере Невском» (очевидно, в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь), где «доволна лета поживе». Однако и там подвижник не нашел полного безмолвия и вернулся в Савватиев мон-рь. Он поселился «в Саватиеве пустыни... во отходе», т. е. в отшельнической келье неподалеку от монастыря (на этом месте - в «Пустыньке» - в лесу, в полукилометре от бывш. Савватиева мон-ря, сохр. колодец и полуразрушенная пещера, где жили отшельники). Там он подвизался в 1459/60 г., когда в Савватиевом мон-ре находился прп. Иосиф.
Между 1447 и 1452 гг. Е. исцелил тяжело заболевшую дочь Тверского вел. кн. Бориса Александровича Марию (1442-1467), в 1447 г. обрученную с буд. вел. кн. Иоанном III Васильевичем (брак был заключен в 1452). Умиравшую девочку по повелению кн. Бориса Александровича тверские бояре и духовенство привезли в отшельническую келью Е. и просили святого помолиться о ее здоровье, говоря: «Аще сия жива будет твоих ради святых молитв, отче, то два царства смириши». Преподобный, считая себя недостойным и грешным, долго отказывался, но, умоленный, повелел перенести девочку в храм Савватиева мон-ря, куда вскоре пришел сам и долго молился Богородице и свт. Николаю Чудотворцу, после чего княжна выздоровела.
Возможно, Е. в конце жизни был настоятелем Савватиева мон-ря. Его имя названо среди настоятелей обители в известном в выписках синодике Савватиева мон-ря (70-е гг. XVII в.), где записано поминание «настоятелей и начальников обители сея: Савватия преподобного, Парфения, Досифея, Евфросина, Нектария преподобного» (синодик Савватиева мон-ря; см.: Егоров, Иванов. 2006. С. 187-189. Вкл. 1. Л. 7).
Местное почитание Е. несомненно существовало к кон. XVII в., как об этом свидетельствует синодик расположенного неподалеку от Савватиевой обители Оршина в честь Вознесения Господня мон-ря (ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. № 1776, 1689 г.), в к-ром записано поминание «начальников Саватиевы пустыни преподобных отец Саватия, Парфения, Евфросина, Дорофея». С сер. XIX в. имя Е. вместе с именем прп. Савватия помещалось в общерус. месяцесловах. Имя Е. включил в 1904 г. в Собор Тверских святых архиеп. Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин), но празднование Собору тогда не утвердилось. Празднование Собору Тверских святых было установлено в 1979 г., этот год может считаться годом общерусской канонизации Е. Отдельных дня памяти, тропаря и кондака Е. нет.
Древняя иконография Е. неизвестна. В XIX в. существовали образы, на которых представлены прп. Савватий и Е. Одна из таких икон находилась в Знаменской ц. в Савватьеве. На ней были первоначально изображены преподобные Зосима и Савватий Соловецкие - святые, которых церковные власти в 1-й пол. XIX в. требовали почитать вместо «неканонизированных» прп. Савватия Тверского и его учеников. Существует предание, что образы Соловецких преподобных были написаны в 40-х гг. XIX в. по живописному слою кон. XVIII в. с изображениями прп. Савватия Тверского и Е. В 80-х гг. XIX в. на иконе были сделаны новые надписи: «прп. Евфросин Тверской» и «прп. Савватий Тверской», причем прежние имена не были закрашены. Исправленную икону с «двойной» надписью видел А. А. Митропольский (Митропольский. 1899. С. 55-56). Икону носили во время крестных ходов, в частности 15 июня 1897 г. (Егоров, Иванов. 2006. С. 239). После 1917 г. она была утрачена.
На иконе, появившейся не ранее 2-й пол. XIX в. (скорее всего, ок. 1900), по свидетельству архиеп. Димитрия (Самбикина), Е. был изображен «глубоким старцем, в монашеском одеянии, с воздетыми в молитвенном положении руками» (Димитрий (Самбикин). 1907. С. 70). Совр. иконография святого основывается на его изображении на иконе «Собор Тверских святых» 1990 г. (ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери). Этот образ - копия с несохранившейся, известной по фотографии И. Я. Кункина иконы 1900-х гг. из Троицкой ц. в Кашине. По-видимому, кашинский образ являлся одним из нескольких списков с утраченной иконы 1903 г. из ц. во имя Всех Тверских святых в тверской соборной колокольне. Е. изображен старцем с окладистой белой бородой, в монашеской мантии, с непокрытой головой, лоб с высокими залысинами. Именно так Е. представлен на иконе «Преподобные Савватий и Евфросин в молении, с видом Савватиева монастыря» в тверской ц. Воскресения (Трех исповедников) (1994, иконописцы Валерий и Наталия Колтовые) и на иконе «Преподобные Савватий, Евфросин и Нектарий Савватьевские» за правым клиросом в возрожденной Знаменской ц. в дер. Савватьево (2003, иконописец Наталия Андреева). Эта иконография отчасти восходит к образу неизвестного монаха (представлен без нимба) напротив прп. Савватия в сюжете поклонения Кресту на иконе «Обитель прп. Савватия Тверского с сюжетами его жития» 3-й четв. XVI в. (ЦМиАР; см.: Озерская. 2000. С. 126; Егоров, Иванов. Вкл. 1. Л. 1). По-видимому, этот неизвестный по имени монах в кон. XIX - нач. XX в. иконописцами был отождествлен с Е.