Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАРАГВАЙ
54, С. 545-557 опубликовано: 20 декабря 2023г.


ПАРАГВАЙ

[Республика Парагвай; испан. República del Paraguay; гуарани Tetã Paraguái], государство в Юж. Америке. Граничит на юге, юго-западе и юго-востоке с Аргентиной, на востоке и северо-востоке - с Бразилией, на севере и северо-западе - с Боливией. Не имеет выхода к морю. Территория - 406 752 кв. км. Столица - Асунсьон (529,4 тыс. чел.; перепись 2012 г.). Крупные города (2012): Сьюдад-дель-Эсте (281,4 тыс. чел.), Луке (244,5 тыс. чел.), Сан-Лоренсо (244,1 тыс. чел.), Капьята (206,7 тыс. чел.). Офиц. языки: испанский и гуарани. Административно-территориальное деление: 17 департаментов и столичный округ. П.- член ООН (1945), МВФ (1945), МБРР (1945), ОАГ (1948), МЕРКОСУР (1991), ВТО (1995), УНАСУР (2004). География. П. находится в юго-зап. части Южно-Амер. платформы. Река Парагвай делит страну на 2 природных региона: Восточный (Параненья, 14 департаментов) и Западный (Чако, 3 департамента). Вост. регион занимает 39% территории страны, в нем проживает 97,3% населения, более 95% его земель - плодородные. Чако занимает 61% территории страны, в нем проживает немногим более 2% населения. Сухая и глинистая почва региона малоплодородна. В вост. трети страны находится базальтовое плато Параны, на левом берегу р. Парагвай низменности чередуются с холмистыми районами, на правом - простирается песчано-глинистая равнина Гран-Чако. На границе с Бразилией расположены горные цепи Кордильера-де-Мбаракаю и Кордильера-де-Амамбай (высота до 700 м). Самая высокая точка страны - гора Серро-Перо (842 м) - является частью Кордильеры-дель-Ибитирусу. Две главные реки страны - Парана и ее правый приток Парагвай - соединяют ее с Атлантическим океаном (через территорию Аргентины). В юго-вост. части П. расположено крупное мелководное оз. Ипакараи. На востоке страны царит влажный тропический климат, на западе преобладает тропический климат саванн, в деп. Бокерон - семиаридный климат. Среднегодовая температура воздуха в Вост. регионе от +20 до +24° С, в Западном - ок. 25° С. Сезон дождей - с окт. по апр. Среднее количество осадков: 1400 мм - в районе г. Асунсьон, 1500 мм - в лесной зоне Вост. региона, 800 мм - в Зап. регионе.

Население

Составляет 7,1 млн чел. (офиц. оценка на 2019; 6 461 041 чел. по переписи 2012 г.). По данным на 2011 г., метисы (гл. обр. испано-гуаранийские) составляли 95% населения, белые и индейцы - ок. 5%. Согласно переписи 2012 г., в стране проживают 112,8 тыс. коренных жителей (1,8% населения), принадлежащих 19 этническим группам 5 языковых семьей. Наиболее многочисленны народы гуарани (54,7%), которые живут в Вост. регионе (мбыа - 21,4 тыс. чел., ава (чирипа) - 17,7, пай-тавитера (кайюа) - 15,1, аче (гуаяки) - 1,9 тыс. чел. и др.) и на северо-западе (ньяндева - 2,4 тыс. чел.). На северо-востоке проживают народы самуко (4%): айорео - 2,4 тыс. чел., чамакоко - 1,8 тыс. чел. В центре страны - говорящие на маскойских языках народы: энлхет - 8,6 тыс. чел., эншет - 5,7, санапана - 2,8, тоба-маской - 2,8 тыс. чел. и др. На западе - тоба (ком; 2 тыс. чел.) и говорящие на матакских языках нивакле (чулупи; 16,3 тыс. чел.), мака (1,9 тыс. чел.), манхуй (чороте; 0,4 тыс. чел.). Также проживают немцы, бразильцы, аргентинцы, итальянцы и др.

По данным на 2018 г., среднегодовой прирост населения составил 1,43%, рождаемость - 20,5 на 1 тыс. чел., смертность - 5,7 на 1 тыс. чел., показатель фертильности - 2,5 ребенка на 1 женщину. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 74,3 года (мужчины - 71,3, женщины - 77,2). В возрастной структуре: доля детей в возрасте до 14 лет - 29,6%, лиц от 15 до 64 лет - 64,1%, лиц 65 лет и старше - 6,4%. Степень урбанизации - 61,7%. Уровень грамотности - 95,1% (2015).

Государственное устройство

П.- унитарное гос-во; форма правления - президентская республика. Действующая конституция страны принята 20 июня 1992 г. Президента избирают на всеобщих прямых выборах на 5-летний срок. Он является главой гос-ва и правительства, а также главнокомандующим Вооруженными силами. Законодательная власть принадлежит Конгрессу, избираемому всеобщим прямым голосованием на 5 лет и состоящему из 2 палат: Сената (45 сенаторов) и Палаты депутатов (80 депутатов). Действует многопартийная система. Крупнейшие политические партии: Национальная республиканская ассоциация - Партия «Колорадо» и Подлинная либерально-радикальная партия.

Религия

По данным офиц. переписи 2002 г., большинство населения П. является католиками (89,5%; по неофиц. оценке на 2013 - 88%). Протестантизм (в терминах переписи - «евангельская вера» (religión de Evangélica), включающая Ассамблеи Бога, баптистов, лютеран, меннонитов и др.) исповедует 6% населения, число представителей др. христ. конфессий составляет 1,1%, последователей традиц. индейских верований - 0,6%, др. религий - 0,3%. Не исповедует ни одной религии 1,1% населения, не предоставили информацию - 1,3%. По данным переписей, число католиков постепенно сокращается. В 1992 г. к Римско-католич. Церкви принадлежали 93,2% парагвайцев.

Православие

Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне. Фотография. 1928 г. (Collección Sviatoslav Kanonnikoff)
Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне. Фотография. 1928 г. (Collección Sviatoslav Kanonnikoff)

Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне. Фотография. 1928 г. (Collección Sviatoslav Kanonnikoff)
По данным переписи 2002 г., число православных в стране составляло 1445 чел. (из них 470 - приверженцы РПЦЗ).

Верующие перед ц. Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне после освящения храма архим. Пахомием (слева) и прот. Константином Изразцовым (справа). Фотография. 1928 г. (Collección Lucia E. Giovine Gramatchikoff)
Верующие перед ц. Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне после освящения храма архим. Пахомием (слева) и прот. Константином Изразцовым (справа). Фотография. 1928 г. (Collección Lucia E. Giovine Gramatchikoff)

Верующие перед ц. Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне после освящения храма архим. Пахомием (слева) и прот. Константином Изразцовым (справа). Фотография. 1928 г. (Collección Lucia E. Giovine Gramatchikoff)
В юрисдикции Южноамериканской епархии Русской Православной Церкви Заграницей находятся 2 прихода: Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне (Iglesia Ortodoxa Rusa de la Santísima Virgen Protectora) и св. Николая в Энкарнасьоне (Iglesia Ortodoxa Rusa de San Nicolás).

В нач. 20-х гг. XX в. в П. стали прибывать эмигранты из бывш. Российской империи. 1 авг. и 26 сент. 1926 г. по инициативе ген.-майора Н. Ф. Эрна (1879-1972) состоялись 2 организационных собрания проживавших в П. рус. правосл. христиан. На собраниях присутствовал 31 чел., всего рус. колония к тому времени насчитывала 98 чел. Было принято решение о создании правосл. общины в Асунсьоне и строительстве храма, церковным старостой избран Эрн. Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ митр. Антоний (Храповицкий) поручил управляющему приходами Юж. Америки протопр. Константину Изразцову снабдить общину в П. церковной утварью и даровал приходу устав. 5 сент. 1927 г. в Асунсьон из Европы прибыл архим. Пахомий - 1-й настоятель рус. правосл. прихода в П., к-рый 11 сент. совершил 1-ю Божественную литургию. 26 окт. 1928 г. протопр. Константин Изразцов в сослужении архим. Пахомия освятил построенный на средства и силами общины храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. Церковь возводили по чертежам эмигрировавшего в П. военного инженера Г. Л. Шмагайлова, ходом строительства руководил инженер Н. А. Снарский. В том же году был утвержден устав и община официально зарегистрирована. В нояб. 1928 г. из-за нехватки средств приходский совет призвал всех эмигрантов из России пожертвовать средства на содержание церкви ради предотвращения ее закрытия или передачи в др. правосл. юрисдикции. На службах в тот период присутствовали 15-20 чел.

Архим. Пахомий служил в приходе до сер. 30-х гг. XX в., его сменил свящ. Михаил Кляровский. В 1934 г. приход вошел в юрисдикцию новообразованной Бразильской епархии. В 1937-1956 гг. настоятелем церкви был протоиерей Порфирий Бирюков (1880-1956), затем - Василий Вахромеев (1884-1958), Варлаам (Вемлов) и Алексий Яблочков. В сер.- 2-й пол. 40-х гг. XX в. в П. направилась новая волна беженцев из числа перемещенных лиц в ходе второй мировой войны. Число правосл. верующих увеличивалось. 7 сент. 1945 г. Архиерейский Синод РПЦЗ учредил в составе Сан-Паульской и Бразильской епархии Парагвайское вик-ство и поставил во главе его Леонтия (Филипповича). В нач. 1947 г. еп. Леонтий прибыл в П. В сел. Капитан-Миранда, близ Энкарнасьона, он основал иноческое братство во имя прп. Феодора Студита, в к-рое вошли 5 чел. Братия воздвигла храм во имя архистратига Михаила. В июле 1949 г. из-за конфликта с бразильским архиеп. Феодосием (Самойловичем) (1934-1968) еп. Леонтий перешел в юрисдикцию Североамериканской православной митрополии с титулом «епископ Аргентино-Парагвайский». Однако уже в сент. того же года раскаялся и вернулся в РПЦЗ. В дек. 1949 г. Парагвайское вик-ство было выделено в отдельную епархию во главе с еп. Леонтием. Ему не удалось наладить отношения с проживавшими в П. правосл. верующими, и в 1951 г. он переехал из П. в Аргентину. 21 окт. 1953 г. решением Архиерейского Собора РПЦЗ еп. Леонтий переведен в Перу, а Парагвайская епархия присоединена к Аргентинской (объединенная епархия стала называться Аргентино-Парагвайской). В 1956 г. епископом Аргентино-Парагвайским был назначен Афанасий (Мартос). В 1957 г. в храме Покрова Пресв. Богородицы состоялось отпевание ген. И. Т. Беляева (1875-1957) - русского офицера, географа, этнографа и лингвиста, боровшегося за права коренного населения П. Он перевел молитву «Отче наш» на язык индейцев мака.

В 50-х гг. XX в. Покровский приход в Асунсьоне переживал расцвет. Прихожане содержали храм и священника. В 1957 г. активных прихожан насчитывалось 139 чел., воскресные службы посещали ок. 50-60 чел., рождественскую посетили 100-120 чел., пасхальную - ок. 200 чел. В течение этого года на исповеди побывали 133 чел.

Витраж ц. Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне. 2014 г. Худож. Б. Кареага Фото: Бернардо Пуэнте Оливера
Витраж ц. Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне. 2014 г. Худож. Б. Кареага Фото: Бернардо Пуэнте Оливера

Витраж ц. Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне. 2014 г. Худож. Б. Кареага Фото: Бернардо Пуэнте Оливера
25 дек. 1967 г. настоятелем прихода Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне и св. Николая в Энкарнасьоне (основан в сер. XX в.) назначен иерей Иоанн Петров (1903-1987). В 1982 г. он был пострижен в монашество с именем Иннокентий. 21 авг. 1983 г. Иннокентий (Петров) хиротонисан во епископа Асунсьонского, викария Аргентинской епархии с местопребыванием в П. 3 нояб. 1983 г., после кончины архиеп. Афанасия, Иннокентий стал управляющим Аргентино-Парагвайской епархией, 13 авг. 1985 г. получил титул епископа Буэнос-Айресского и Аргентино-Парагвайского. Бóльшую часть времени еп. Иннокентий проводил в Асунсьоне.

С 60-х гг. XX в. ввиду постепенной ассимиляции эмигрантов из России и СССР и их потомков число правосл. верующих сокращалось. В 1989 г. для сохранения рус. традиций, языка и культуры была создана Ассоциация русских и их потомков в Парагвае (АРИДЕП), обладающая юридическим статусом. Ассоциация помогает Покровскому приходу в поддержании 2 рус. кладбищ в Асунсьоне.

После кончины в 1987 г. еп. Иннокентия на протяжении долгого периода приход был лишен пастыря. Во 2-й пол. 90-х гг. XX в. богослужения периодически проводил протоиерей РПЦЗ из Буэнос-Айреса Владимир Шленёв. После подписания в 2007 г. Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ он ушел в раскол Агафангела (Пашковского) («Архиерейский синод РПЦЗ (Агафангела)»; РПЦЗ(А)). Рус. община направила старосте прихода письмо, в котором просила не допускать прот. Владимира Шленёва к служению в Покровской ц. (31 мая 2010 он запрещен в служении). В 2008 г. в Юж. Америку был назначен еп. Иоанн (Берзинь) с титулом «Каракасский и Южноамериканский» (епархиальное управление с кафедральным собором осталось в Буэнос-Айресе). Богослужения в асунсьонском приходе периодически совершал священник МП игум. Варфоломей (Овьедо) (род. в 1961), парагваец по происхождению. 3 июля 2011 г. ц. Покрова Пресв. Богородицы в Асунсьоне посетил председатель ОВЦС митр. Волоколамский Иларион (Алфеев). В апр. 2012 г. в Покровский приход назначен настоятель - иерей Игорь Терентьев (род. в 1969). 25 дек. 2013 г. он переведен на приход в честь блж. Матроны Московской в г. Лима (Перу), после чего приход в Асунсьоне вновь остался без постоянного священника. 14-16 февр. 2016 г. по приглашению Президента страны П. посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). 15 февр. он совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресв. Богородицы, 16 февр. встретился с Президентом О. М. Картесом Харой (2013-2018). С 1 сент. 2016 по 10 сент. 2017 г. настоятелем прихода Покрова Пресв. Богородицы был иером. Павел (Журавлёв) (род. в 1981).

С сер. XX в. приход св. Николая в Энкарнасьоне окормляли настоятели Покровского прихода в Асунсьоне. Впосл. богослужения стал периодически проводить прот. Валентин Ивашевич (1936-2015) из Буэнос-Айреса, к-рый после подписания Акта о каноническом общении уклонился в раскол РПЦЗ(А) и 31 мая 2010 г. был запрещен в служении. В наст. время приход св. Николая окормляется из прихода св. Троицы в Буэнос-Айресе, находящегося в расколе РПЦЗ(А).

Церковь Богоявления во Фраме. 1988 г. Фото: Dámaris Firak Okseniuk
Церковь Богоявления во Фраме. 1988 г. Фото: Dámaris Firak Okseniuk

Церковь Богоявления во Фраме. 1988 г. Фото: Dámaris Firak Okseniuk
К Украинской православной церкви Киевского патриархата относится ц. во имя св. Георгия Победоносца в Энкарнасьоне. Южноамериканской епархии (Eparquia da Igreja Ortodoxa Ucraniana na America do Sul), находящейся под омофором митрополита Украинской Православной Церкви в США (К-польский Патриархат), в деп. Итапуа принадлежат 6 приходов и мон-рь: приходы в честь Богоявления во Фраме, во имя Cв. Троицы в Урусапукае, в честь Успения Пресв. Богородицы в Санто-Доминго, во имя арх. Михаила в Капитан-Миранда, в честь Св. Креста в Альбораде, в честь Покрова Пресв. Богородицы в Наталио, мон-рь в честь Сретения Господня в Урусапукае. Священники этой епархии из П. также окормляют 3 прихода в аргентинской пров. Чако: во имя Cв. Троицы в Сан-Бернардо, во имя св. Георгия в Ла-Тигра, в честь Покрова Пресв. Богородицы в Лас-Бреньясе. Служат 2 священника, диакон и архимандрит (2019).

В П. насчитывается ок. 12-15 тыс. этнических украинцев (2018). Первые укр. иммигранты прибыли в П. в кон. XIX в., в 1925-1926 гг. значительное число украинцев переехало в П. из Аргентины. Во 2-й пол. 30-х гг. XX в. в П. переселилось большинство укр. эммигрантов, гл. обр. с Волыни и Полесья. Небольшое число украинцев прибыло в страну в 40-х гг. XX в. В 1937 г. в П. основано укр. об-во «Просвита». К нач. 50-х гг. XX в. в П. насчитывалось ок. 11 тыс. украинцев. Они селились преимущественно на юге страны, близ г. Энкарнасьона (ныне в деп. Итапуа), где основали неск. колоний (Нов. Волынь, Нов. Украина, Богдановка, Тарасовка и др.; впосл. мн. названия изменены на испанские). Прибывшие в П. украинцы были в основном православными, а также греко-католиками и протестантами. В 1925-1943 гг. правосл. укр. поселенцев в П. окормлял периодически приезжавший из Аргентины иером. Тихон (Гнатюк), после второй мировой войны - свящ. Михаил Горленко. В 1988 г. в г. Фрам была освящена ц. в честь Богоявления. В наст. время среди укр. иммигрантов и их потомков преобладает Православие (но также есть греко-католики и протестанты, в т. ч. действует Украинское евангелическое-баптистское объединение).

Лит.: Тихон (Гнатюк), иером. Украïнська колонiя «Нова Волинь» у Парагваï // Iлюстрований календар-альманах укр. товариства «Просвiта» в Респ. Аргентинi на рiк 1934. Буенос-Айрес, 1933. С. 85-88; Burr M. Russians in Paraguay // The 19th Century and After. N. Y., 1935. Vol. 117. P. 446-447; Cipko S., Lehr J. C. Volhynia in the New World: Ukrainian Settlement in Paraguay // Украïнський вимiр. Нiжин, 2005. Вип. 4. Кн. 2. С. 86-98; iidem. Ukrainian Settlement in Paraguay // Prairie Perspectives: Geographical Essays. Winnipeg, 2006. Vol. 9. N 1. P. 31-46; Терентьев И., иерей. Южный крест // ЖМП. 2014. № 4. С. 60-64; Шабельцев С. В. Иммигранты-чакареро из II Речи Посполитой в Аргентине и Парагвае: Восп. белорусов и украинцев. Мн., 2011; Пилипенко Г. П. Экспедиция к славянам в Юж. Америку // Слав. альманах. М., 2018. Вып. 1/2. С. 289-300.
Н. Е. Расторгуева, иерей Игорь Терентьев

Католицизм

Церковь Богоявления во Фраме. 1988 г. Фото: Dámaris Firak Okseniuk
Церковь Богоявления во Фраме. 1988 г. Фото: Dámaris Firak Okseniuk

Церковь Богоявления во Фраме. 1988 г. Фото: Dámaris Firak Okseniuk
Римско-католическая Церковь представлена архиепископством Асунсьон, к-рому подчинены 11 еп-ств: Бенхамин-Асеваль, Вильяррика-дель-Эспириту-Санто, Каакупе, Карапегуа, Консепсьон, Коронель-Овьедо, Сан-Лоренсо, Сан-Педро, Сан-Хуан-Баутиста-де-лас-Мисьонес, Сьюдад-дель-Эсте, Энкарнасьон. В непосредственном подчинении Папскому престолу действуют 2 апостолических викариата - Пилькомайо и Чако-Парагуайо, а также военный ординариат. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1877 г.

В 70-х гг. XX в. в стране появились католики-харизматы. На 1995 г. их число составляло 106 480 чел.

В П. действует приход Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), к-рому принадлежат ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Энкарнасьоне и 9 часовен близ этого города. Первые укр. греко-католики прибыли в П. в 20-х гг. XX в. В 1947-1968 гг. духовное окормление греко-католич. общин осуществлял свящ. Иван Бугера, затем, до 1992 г.,- вербист Иосиф Ризингер. После него по наст. время греко-католич. общину окормляет свящ. Владимир Филипов Колада. С 60-х гг. XX в. поддержку греко-католич. общинам в П. оказывают сестры катехитки Сердца Иисуса. В 1974-1982 гг. действовал Студитский мон-рь. В сер. 90-х гг. XX в. ок. 2 тыс. проживавших в П. этнических украинцев (примерно 30% от их общего числа) были греко-католиками. В 2013 г. апостольским визитатором для укр. греко-католиков в П. был назначен Даниил (Козлинский) (род. в 1952), администратор укр. греко-католич. епархии в Аргентине (с 2016 - епископ этой епархии). 26 марта 2017 г. католикос УГКЦ Святослав (Шевчук) (род. в 1970) посетил с пастырским визитом греко-католич. приход в Энкарнасьоне и провел литургию в римско-католич. соборе города.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Англиканская Церковь представлена диоцезом Парагвая (основан в 1973), к-рый входит в состав Англиканской Церкви Южной Америки (Iglesia Anglicana de América del Sur), являющейся провинцией Англиканского cодружества. По оценке на 2000 г., насчитывала 16 тыс. чел. в 36 общинах, по переписи 2002 г. - 1858 чел.

Лютеранство представлено 2 организациями. Территорию страны охватывает дистрикт Парагвай в составе Евангелической церкви Рио-де-ла-Плата (Iglesia Evangélica del Río de la Plata), к-рая объединяет лютеран. общины также в Аргентине и Уругвае. В 1893 г. при герм. консульстве в Асунсьоне была основана 1-я лютеран. община, в 1901 г. она присоединилась к Немецкому евангелическому Синоду Рио-де-ла-Плата, основанному в 1899 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) в результате объединения немецкоговорящих эмигрантских общин. В 1934 г. Синод вошел в состав Немецкой евангелической церкви (с 1948 - Евангелическая церковь Германии), в 1965 г. стал автономной Евангелической церковью Рио-де-ла-Плата. В нач. XXI в. в П. насчитывалось до 12 тыс. верующих этой церкви. В 1938 г. при поддержке представителей Лютеранской церкви - Миссурийский синод из Аргентины была создана Евангелическо-лютеранская церковь Парагвая (Iglesia Evangélica Luterana del Paraguay; совр. название получила в 1983) на основе лютеран. общин иммигрантов. В 1995 г. церковь стала партнером Лютеранской церкви - Миссурийский синод. В 2016 г. она насчитывала 4079 чел. в 59 общинах. Является членом Международного лютеранского совета.

Меннониты сконцентрированы гл. обр. на западе (Гран-Чако) и востоке П. По данным Меннонитской всемирной конференции на 2015 г., в П. насчитывается 27 меннонитских церковных орг-ций, объединяющих 38 335 членов в 260 общинах. Первые меннониты прибыли в П. в 20-х гг. XX в. из Канады и СССР. Это были говорившие на особом диалекте (т. н. плаутдитш) потомки меннонитов, переселившихся в Россию (оттуда часть из них переехала в Сев. Америку). Выходцы из Канады основали в Чако колонию Менно (1926), выходцы из СССР - Фернхайм (1930). Поселенцы Фернхайма были представителями 3 различных групп меннонитов: Церкви меннонитов, Братства меннонитов и Евангелического братства меннонитов, каждая из к-рых имела свою церковь. В 1930 г. в Фернхайме основана 1-я церковь Братства меннонитов. В последующие годы были открыты еще 6 церквей этого братства в разных городах страны. В 1935 г. парагвайские меннониты организовали миссионерское об-во «Свет для индейских народов» и начали работу среди коренного населения (первые 7 индейцев энлхет крещены в 1946). В 1937 г. 140 семей из Фернхайма (представители Братства меннонитов и Церкви меннонитов) основали новую колонию - Фрисланд. Эти же группы меннонитов были представлены в колониях Нойланд и Волендам, основанных в 1947 г. новой группой мигрантов. Переселенцы из Канады основали колонии Бергталь (1948), Зоммерфельд (1948) и Райнфельд (1966). В 1950 г. была открыта 1-я церковь Евангелического братства меннонитов в Асунсьоне. 3 июня 1961 г. образована Ассоциация церквей братства меннонитов Парагвая (с 2012 - Ассоциация братьев-меннонитов). В 1963 г. в г. Филадельфии построена церковь Евангелического братства меннонитов. В 1963 г. в столице появилась 1-я церковь Братства меннонитов. В 1967 г. в П. из США прибыли амиши-меннониты, основавшие колонию Лус-и-Эсперанса. В 1969 г. Меннонитское христианское братство (консервативные меннониты) основало колонию Агуа-Асуль. В последующие годы эмигрантами из Мексики, США и Белиза было основано еще неск. колоний. В 1987 г. численность меннонитов составляла 22 710 чел., в 2009 г.- ок. 28 тыс. чел. В наст. время крупнейшими колониями меннонитов остаются Менно (адм. центр - Лома-Плата), Фернхайм (адм. центр - Филадельфия), Нойланд.

Движение святости представлено: Свободной методистской церковью Парагвая (Iglesia Metodista Libre del Paraguay; в нач. XXI в. ок. 2,3 тыс. чел.; в П. с 1945), Церковью Назарянина (Iglesio de Nazareno; ок. 1 тыс. чел.; в П. с 1977), Христианским и миссионерским альянсом (Alianza Cristiana y Misionera; в нач. XXI в. 400 чел.; в П. с 1966).

Большинство баптистов (20 тыс. чел. в 106 общинах на 2000 г.) объединены в Евангелическую баптистскую конвенцию Парагвая (Convención Evangélica Bautista del Paraguay). В 1919 г. в страну прибыл 1-й миссионер-баптист из Аргентины. В 1920 г. открыта баптист. церковь в Асунсьоне. В 1952 г. создана Баптистская миссия Парагвая (до этого парагвайские баптисты входили в Баптистскую миссию Рио-де-ла Плата). В 1955 г. в стране было 5 баптист. церквей: 3 - в Асунсьоне, по одной - в Сан-Хуане и Энкарнасьоне. В нач. 50-х гг. XX в. в П. построена 1-я в Лат. Америке баптист. больница. В 1956 г. основана Евангелическая баптистская конвенция Парагвая. С 1956 по 1970 г. количество прихожан возросло с 655 до 1471 чел. В 1986 г. в стране насчитывалось 46 баптист. церквей, количество прихожан составило 5310 чел. На 2016 г. в стране существовало также 10 слав. баптист. церквей.

Методисты, прибывшие в П. из Аргентины впервые в 1886 г., представлены Евангелическо-методистской общиной Парагвая (Comunidad Evangélica Metodista del Paraguay), включающей 4 дистрикта и ок. 30 церквей (2015).

Адвентисты седьмого дня, по данным самой орг-ции на 2018 г., насчитывают в П. ок. 12,5 тыс. чел. в 61 общине. Они объединены в Миссию парагвайского союза церквей (Paraguay Union of Churches Mission), созданную в 2010 г. Первый миссионер-адвентист Э. У. Снайдер прибыл в П. из США в 1900 г. и установил контакт с нем. колонистами. В 1901 г. он крестил первых 5 новообращенных. В 1907 г. основана 1-я в П. адвентистская церковь с 12 прихожанами. В 1912 г. действовали 7 церквей с 200 адвентистами. В ходе Чакской войны (1932-1935) деноминация сократилась вдвое. В 1948 г. основана Миссия Парагвая, к 1959 г. число адвентистов возросло до 500 чел. Начиная со 2-й пол. 60-х гг. XX в. численность адвентистов в П. постоянно увеличивается.

Армия спасения (Ejército de Salvación), действующая в П. с 1910 г., насчитывает до 100 чел. приверженцев (в 70-х гг. XX в. их было ок. 1 тыс. чел.). П. входит в Вост. территорию Юж. Америки.

Плимутские братья (Iglesia de los Hermanos Libres), прибывшие в П. в 1919 г., в нач. XXI в. насчитывали ок. 5 тыс. чел.

Ученики Христа (Discípulos de Cristo) приехали в П. в 1886 г. из США; в 2000 г. насчитывали ок. 1 тыс. последователей в 9 общинах (2000).

Пятидесятники двух и трех духовных кризисов представлены: Ассамблеями Бога (Asambleas de Dios; ок. 50 тыс. чел. в нач. XXI в.; в П. с 1945), Евангелической церковью «Благодать и Слава» (Iglesia Evangélica Gracia y Gloria; в нач. XXI в. до 10 тыс. чел.; в П. с 50-х гг. XX в. из США и Великобритании), Церковью «Филадельфия» в Асунсьоне (Iglesia Filadelfia Asunción; в нач. XXI в. ок. 2,5 тыс. чел.; основана в 1939 миссионерами из Норвегии и Швеции; одна из первых пятидесятнических церквей П.), Церковью Бога в Парагвае (Iglesia de Dios en el Paraguay; основана Церковью Бога (Кливленд) в 1954, офиц. регистрация - в 1957; в нач. XXI в. ок. 7 тыс. чел.), Церковью Бога пророчеств (Iglesia de Dios de la Profecía; 24 общины, 811 чел. (2019); в П. с 1977), Церковью четырехугольного Евангелия (Iglesia del Evangelio Cuadrangular; в нач. XXI в. 300 чел.; в П. c 1986). Прочие пятидесятнические орг-ции: Пятидесятническая церковь Чили (Iglesia Pentecostal de Chile; 15 тыс. чел.), Церковь евангелических миссионерских ассамблей Бога (Iglesia Evangélica Asambleas de Dios Misionera; в нач. XXI в. 11 тыс. чел.; в П. с 70-х гг. XX в.), Церковь евангелических ассамблей Бога в Парагвае (Iglesia Evangélica Asambleas de Dios en el Paraguay; в нач. XXI в. 3 тыс. чел.; основана в 1970), Евангелическая церковь воплощения «Филадельфия» (Iglesia Evangélica Filadelfia de la Encarnación; 3 тыс. чел.; с 1965), Парагвайская миссионерская церковь (Iglesia Paraguaya Misionera; ок. 5 тыс. чел.; основана в 1935), корейские пятидесятнические церкви (ок. 5 тыс. чел.; в П. с 60-х гг. XX в.) и др. В 2002 г. пятидесятники составляли ок. 3% населения П.

Новоапостольская церковь, появившаяся в П. в 80-х гг. XX в., в наст. время насчитывает ок. 800 чел.

Иеговы свидетели, прибывшие в П. в 1924 г., в 2000 г. насчитывали 10 тыс. чел. в 86 общинах.

Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней) насчитывают, по данным самой организации на 2019 г., 93,8 тыс. чел. в 134 общинах. В 1948 г. создана 1-я община. В 1977 г. в стране создано миссионерское отд-ние. В 1980 г. крещены 200 индейцев нивакле, общее количество приверженцев церкви составило 3 тыс. чел. С 2002 г. в Асунсьоне действует храм.

Иудаизм

В 2002 г. в стране проживали 1100 евреев (в основном ашкеназы). В 2005 г. в столице функционировали 3 синагоги: ашкеназская, сефардская и движения Хабад. Первыми поселившимися в П. евреями были обращенные в христианство выходцы с Пиренейского п-ова, продолжающие исповедовать иудаизм втайне. К нач. ХIХ в. они ассимилировались. В кон. XIX в. началась миграция евреев в П. преимущественно из стран Европы. В нач. ХХ в. в страну прибыли сефарды (в основном из Палестины) и ашкеназы из России и Польши, в 20-х гг. ХХ в. - евреи из Польши и Украины. В 1917 г. сефарды построили 1-ю синагогу. В 1920 г. ашкеназами из России и Польши был создан Еврейский союз Парагвая. В 30-х гг. XX в. в страну переехали ок. 20 тыс. евреев из Германии. Новая волна миграций произошла после второй мировой войны, но постепенно евр. беженцы переселились из П. в Аргентину, Бразилию и Израиль. Оставшиеся в П. живут гл. обр. в Асунсьоне и его пригородах.

Ислам

Ислам в 2002 г. исповедовали 872 чел., гл. обр. потомки мигрантов из Сирии, Ливана и Палестины. Мусульмане проживают в основном в столичном регионе и в г. Сьюдад-дель-Эсте, где расположена самая большая мечеть П.- Праведных Халифов (Эль-Хулафа-эр-Рашидин). В стране также существуют мечети Халида ибн аль-Валида и Пророка Мухаммада (построена в 1994).

Буддизм

Распространился в П. после приезда иммигрантов из Тайваня во 2-й пол. ХХ в. Буддийские храмы существуют в Асунсьоне, Ламбаре, Сьюдад-дель-Эсте и Энкарнасьоне. Число буддистов на 2002 г.- 2088 чел.

Индуизм

Индуизм в 2002 г. исповедовал 151 чел. Большинство индуистов живут в г. Сьюдад-дель-Эсте.

Новые религиозные движения

Представлены Бахаи религией. В 1940 г. в П. прибыла 1-й миссионер Э. Чейни. В 1944 г. было избрано 1-е местное духовное собрание в Асунсьоне. В 1961 г. в стране появилось Национальное духовное собрание. В 1963 г. насчитывалось 3 местных собрания.

Традиционные верования

Мн. пережитки традиц. религ. представлений по-прежнему распространены среди жителей П. Одним из них является вера в «пайе» - силу заклинания, произнесенного знахарем и предназначенного для достижения определенной цели (удачи в игре, счастья и т. п.). Иногда обряд проводится с целью навлечь на врага тяжелую, неизлечимую болезнь. Шамана племени гуарани также называют «пайе».

Религиозное законодательство

Государственной религии нет. Конституция 1992 г. в ст. 24 гарантирует свободу вероисповедания. Запрещается дискриминация по этническим, половым, возрастным и религ. мотивам (ст. 88). Отношения гос-ва с католич. Церковью основаны на независимости, сотрудничестве и автономии. При этом признаётся роль католич. Церкви в историческом и культурном формировании нации (ст. 82). Независимость и автономия Церквей и религ. конфессий могут быть ограничены только в соответствии с положениями конституции или законов. Никто не может подвергаться преследованию по религ. мотивам. В случаях, предусмотренных конституцией или законами страны, возможен отказ от военной службы по этическим или религ. убеждениям (ст. 37). Признаётся и гарантируется право индейских народов на сохранение и развитие своей этнической идентичности. Индейские народы имеют право на свои системы политической, социальной, экономической, культурной и религ. организации, если они не противоречат конституции (ст. 63). Гарантируются свобода преподавания, ограниченная лишь требованиями профессиональной пригодности и этики, а также право на религ. образование и идеологический плюрализм (ст. 74). Священнослужители не могут выдвигать свою кандидатуру на пост президента и вице-президента (ст. 235 п. 5), а также быть кандидатами в сенаторы или депутаты (ст. 197).

Все религ. орг-ции обязаны пройти регистрацию в Вице-министерстве по делам религии, к-рое находится в подчинении Мин-ва образования и культуры. Среди предъявляемых к ним требований - наличие регистрации в качестве некоммерческой орг-ции, финансовая и юридическая чистота, согласие на прохождение ежегодной перерегистрации. На 2017 г. было зарегистрировано 512 религ. орг-ций.

Н. Е. Расторгуева

История

С древнейших времен до обретения независимости

Древнейшие следы человеческой деятельности на территории П. датируются 2-й пол. IV тыс. до Р. Х. В сер. I тыс. по Р. Х. в вост. части региона из бассейна Амазонки распространились памятники гуаранийской традиции. К приходу европейцев населявшие П. народы относились к 3 языковым группам: маской (Чако), матако-гуайкуру (Вост. регион) и тоба-гуарани (берега р. Парагвай и бассейн р. Парана). Индейцы занимались в основном охотой и вели кочевой образ жизни. Среди народов, живших в Зап. регионе, был распространен анимизм. Гуарани верили в бога грома Тупа, к-рый создал вселенную. С помощью Араси, богини Луны, он спустился на землю в районе совр. г. Арегуа и оттуда сотворил всё на Земле. Позже, под влиянием иезуитов, распространился миф о появлении человека: Тупа создал глиняные фигурки мужчины Рупаве («отец народов») и женщины Сипаве («мать народов»), вдохнул в них жизнь и ушел, оставив их с духами добра (Ангатупири) и зла (Тау), к-рые повели первых людей и их потомков по жизни. Так появились гуарани, а от них произошли др. народы.

В 1524 г. территория совр. П. открыта португальцем Алейшу Гарсия. В 1534 г. было образовано губернаторство Нов. Андалусия, в состав которого вошли территории современных Аргентины, Бразилии, П., Уругвая, Чили (в 1549 переименовано в губернаторство Рио-де-ла-Плата). Первоначально оно находилось в подчинении Совета Индий, но в 1566 г. вошло в состав вице-королевства Перу. В 1537 г. на берегах р. Парагвай испан. конкистадор Хуан де Саласар-и-Эспиноса (1508-1560) основал форт Нуэстра-Сеньора-де-ла-Асунсьон, названный в честь Взятия Пресв. Девы Марии в небесную славу (совр. г. Асунсьон). В 1539 г. в форте построена церковь из дерева и глины (в 1543 пожар уничтожил здание). В 1541 г. вместе с экспедицией испан. конкистадора А. Н. Кабеса де Вака (ок. 1490 - ок. 1557), совершившего переход с о-ва Санта-Каталина (ныне Санта-Катарина в Бразилии) в Асунсьон, на территорию совр. П. (деп. Альто-Парана) вступили первые миссионеры-францисканцы - Бернардо де Армента († 1546) и Алонсо Леброн († 1546). 11 марта 1542 г. они достигли Асунсьона, откуда проповедовали индейцам до своего возвращения на о-в Санта-Каталина в 1544 г.

1 июля 1547 г. папа Римский Павел III буллой «Super specula militantis Ecclesiae» учредил еп-ство Рио-де-ла Плата с центром в Асунсьоне, выделив его из еп-ства Куско и передав в юрисдикцию архиеп-ства Лима. В 1548 г. в Асунсьоне была построена кафедральная ц. в честь Взятия Пресв. Девы Марии в небесную славу. Первым епископом стал францисканец Хуан де лос Барриос (1547-1552), но он никогда не был во вверенном ему еп-стве. Второй епископ, францисканец Педро Фернандес де ла Торре († 1573), назначенный на кафедру Асунсьона в 1554 г., прибыл туда в 1556 г. и оставался там до своей смерти.

8 февр. 1575 г. в Асунсьон прибыли францисканцы Алонсо де Сан-Буэнавентура († 1596) и его ученик Луис де Боланьос (1550-1629). Они проповедовали индейцам, переходя из одного поселения в другое и одновременно изучая язык гуарани. Основными средствами евангелизации местного населения они считали разъяснение христ. учения на родном для индейцев языке и создание постоянных поселений для крещеных индейцев - т. н. редукций. В 1580 г. в междуречье Параны, Парагвая и Акидабана францисканцы основали первые редукции в Рио-де-ла-Плата - Альтос, Тобати, Хехуй, Атира, Ипане, Перико, Гуарамбаре; затем - Ита (1585), Ягуарон (1586), Каасапа (1606), Юти (1611), Итати (1615) и Итапе (1682). Во 2-й пол. 80-х гг. XVI в. Боланьос, прозванный «апостолом гуарани» или «апостолом Парагвая», создал первые словари и грамматику языка гуарани, первым перевел на гуарани т. н. Лимский катехизис, принятый на III Лимском Соборе в 1582-1583 г. Помощь в переводе и в основании редукций Боланьосу оказывал его ученик Габриель де ла Анунсиасьон Гусман (1569 - после 1628), 1-й священник-креол, рожденный в Асунсьоне и рукоположенный в 1591 или 1592 г.

К сер. 80-х гг. XVI в. в Асунсьоне действовали мерседарии, францисканцы и доминиканцы. В 1588 г. по приглашению епископа Рио-де-ла-Плата Альфонсо Гуэрры (1582-1592) для проповеди среди индейцев в Асунсьон прибыли первые иезуиты - Мануэль Ортега, Хуан Салони и Томас Филдс (1549-1625). Все они знали язык тупи, схожий с языком гуарани. Ортега и Филдс исследовали регион Гуайра к востоку от Асунсьона, а затем закрепились в Вильяррике-дель-Эспириту-Санто. В 1595 г. в Асунсьоне была основана иезуитская коллегия. Однако вскоре иезуитам пришлось покинуть П. по распоряжению иезуитского провинциала Перу. Иезуитскую миссию продолжал только Филдс в Асунсьоне. В 1603 г. в Асунсьон прибыл новый епископ Рио-де-ла-Плата Мартин Игнасио де Лойола (1603-1608), внучатый племянник основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы. В том же году он созвал епархиальный Собор в Асунсьоне, на к-ром присутствовали духовные и светские лица еп-ства Рио-де-ла-Плата. Основной повесткой были вопросы христианизации индейского населения. Собор установил, что евангелизация индейцев должна проходить на их родном языке, и утвердил текст «Лимского катехизиса» в переводе Боланьоса в качестве обязательного для работы с местным населением.

В 1597 г. губернатором Рио-де-ла-Плата был впервые назначен уроженец Асунсьона Эрнандо Ариас де Сааведра (Эрнандариас) (1561-1634), который неск. раз становился губернатором (1597-1599, 1602-1609, 1615-1618). Эрнандариас поддерживал активную миссионерскую деятельность иезуитов. В 1604 г. генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива (1581-1615) учредил Иезуитскую пров. Парагвай, включившую территории современных Аргентины, Уругвая, П., Чили и Бразилии (шт. Парана и зап. часть шт. Сан-Паулу). В 1607 г. назначен 1-й провинциал Парагвая Диего де Торрес Больо (1550-1638), к-рый в 1608 г. прибыл в Кордову (в совр. Аргентине) - столицу Иезуитской пров. Парагвай. Вместе с ним были 13 иезуитов, в т. ч. уроженец Лимы (Перу) Антонио Руис де Монтойя (1585-1652), буд. знаток языка гуарани, сыгравший важную роль в мирной христианизации индейцев. Иезуиты, используя опыт францисканцев, организовали сеть редукций в регионах Гуайра, Итатин, Тапе (ныне в совр. Бразилии), в долине р. Уругвай (в современных Бразилии, Аргентине и Уругвае), в долине р. Параны (современные Аргентина, П. и Бразилия) и в районах расселения гуайкуру в Чако (в современных Аргентине и П.). Первые иезуитские редукции основаны в 1610 г.: в Гуайра - во имя Пресв. Девы Лоретской (Нуэстра-Сеньора-де-Лорето), во имя св. Игнатия (Сан-Игнасио-Мини) на юж. берегу р. Паранапанемы, на территории гуайкуру - во имя Пресв. Девы Марии Королей (Нуэстра-Сеньора-Мария-де-лос-Рейес), в долине р. Параны - во имя св. Игнатия (Сан-Игнасио-Гуасу). Впосл. были основаны др. редукции, гл. обр. в Гуайра и в долинах Параны и Уругвая. В 1612 г. визитатор Франсиско де Альфаро (ок. 1575 - после 1618) освободил обращенных иезуитами индейцев от энкомьенды.

В 1609 г. еп-ство Рио-де-ла-Плата перешло в подчинение архиепископству Чаркас (ныне Сукре, Боливия). В 1617 г. губернаторство Рио-де-ла-Плата было разделено на 2 новых - губернаторство Рио-де-ла-Плата со столицей в Буэнос-Айресе и губернаторство Гуайра (впосл. губернаторство Парагвай) со столицей в Асунсьоне. В 1620 г. часть территории еп-ства Асунсьон была передана новоучрежденному еп-ству Буэнос-Айрес. В 1625 г. от Иезуитской пров. Парагвай была отделена часть территории для создания Иезуитской вице-провинции Чили. Указами кор. Филиппа III от 1625 и 1626 гг. территории иезуитских миссий Параны и Парагвая стали относиться к губернаторству Рио-де-ла-Плата. В 1628 г. произошло восстание индейцев гуарани против иезуитов, к-рое в результате вмешательства испан. войск было подавлено.

Редукция Ла-Сантисима-Тринидад-де-Парана (в руинах). XVIII в. Архит. Дж. Б. Примоли. Фото: ogwen/www.landolia.com
Редукция Ла-Сантисима-Тринидад-де-Парана (в руинах). XVIII в. Архит. Дж. Б. Примоли. Фото: ogwen/www.landolia.com

Редукция Ла-Сантисима-Тринидад-де-Парана (в руинах). XVIII в. Архит. Дж. Б. Примоли. Фото: ogwen/www.landolia.com
В 1611 г. редукции впервые подверглись нападению браз. «охотников за индейцами» из Сан-Паулу - бандейрантов или паулистов, к-рые обращали местных жителей в рабство. Бандейранты нападали преимущественно на ближайшие к ним редукции, расположенные в Гуайра, восточнее р. Парана, в междуречье Паранапанемы и Игуасу. С 1619 г. вторжения работорговцев были настолько частыми, что в 1631-1632 гг. де Монтойя был вынужден эвакуировать уцелевших жителей редукций Гуайра на юг от р. Игуасу, в район среднего течения Параны. В 1640 г. для защиты от нападений бандейрантов испан. власти разрешили индейцам гуарани иметь огнестрельное оружие, а также создавать свои вооруженные отряды. В 1641 г. вооруженные гуарани нанесли тяжелое поражение отрядам бандейрантов в битве при Мбороре, после чего угроза нападений последних существенно сократилась и ситуация в иезуитских редукциях стабилизировалась. В то время в долинах рек Парана и Уругвай действовали 22 редукции, в которых проживали ок. 40 тыс. гуарани. К 1707 г. число редукций возросло до 30, их население достигло своего максимума (более 140 тыс. чел.) в нач. 30-х гг. XVIII в. В границах совр. П. (департаменты Итапуа и Мисьонес) действовали 8 редукций: Итапуа, Хесус-де-Таварангуэ, Сан-Косме-и-Дамиан, Сан-Игнасио-Гуасу, Санта-Мария-де-Фе, Санта-Роса, Сантьяго, Ла-Сантисима-Тринидад-де-Парана. (О иезуитских редукциях в П. см. также в ст. Иезуиты.)

Кафедра Большой церкви в редукции Ла- Сантисима-Тринидад-де-Парана Фото: Л. К. Масиель Санчес
Кафедра Большой церкви в редукции Ла- Сантисима-Тринидад-де-Парана Фото: Л. К. Масиель Санчес

Кафедра Большой церкви в редукции Ла- Сантисима-Тринидад-де-Парана Фото: Л. К. Масиель Санчес
Среди известных иезуитов-миссионеров был Роке Гонсалес де Санта-Крус (1576-1628) - 1-й уроженец Асунсьона, объявленный католич. Церковью святым (канонизирован Иоанном Павлом II в Асунсьоне в 1988). Наряду с де Монтойя он основал неск. первых редукций; 15 нояб. 1628 г. в одной из них (Кааро, ныне в Бразилии) он был убит индейцами - противниками христианизации. Иезуитский провинциал Парагвая (1672-1676), ректор коллегии Асунсьона (1678-1681) Николас дель Течо (1611-1685), много лет прожил среди гуарани и проповедовал им на их родном языке. Он написал «Историю провинции Парагвай Общества Иисуса» (опубл. в 1673), ставшую важным историческим источником по истории П. Офиц. историк иезуитского ордена Педро Лосано (1697-1752) путешествовал по региону Рио-де-ла-Плата, собирая информацию для составления исторического труда, детально описывающего в 1-й части испан. завоевание регионов Парагвая, Рио-де-ла-Плата и Тукумана, во 2-й - деятельность иезуитского ордена в этих регионах. Вторая часть была издана в 1753 г. под названием «История Общества Иисуса в провинции Парагвай», 1-я - лишь в 1873-1875 гг. под названием «История завоевания Парагвая, Рио-де-ла-Плата и Тукумана». Иезуит Николас Япугуай, происходивший из среды местных вождей (касиков) и получивший образование в иезуитской миссии, написал на языке гуарани «Объяснение катехизиса» и «Проповеди и примеры», изданные в типографиях иезуитских миссий в 1724 и 1727 гг. соответственно. В иезуитских редукциях работали выдающиеся деятели искусств - миланский архит. Дж. Б. Примоли (1673-1747), тирольский художник, скульптор и музыкант А. Зепп фон Райнегг (1655-1733), флорентийский композитор Д. Циполи (1688-1726). В архитектуре миссий получил развитие особый стиль - испано-гуаранийское барокко. В 1700 г. в Лорето открылась 1-я типография, к-рая выпускала религ. лит-ру, в т. ч. на языке гуарани. К сер. XVIII в. в отличие от светских городов в большинстве иезуитских миссий были мощеные дороги, дома с каменными стенами и черепичными крышами; крупнейшие редукции Хесус и Тринидад по численности населения превосходили Асунсьон.

В 1750 г. кор. Испании Фердинанд VI (1746-1759) и кор. Португалии Жуан V (1706-1750) подписали Мадридский договор, по к-рому была определена граница между королевствами по р. Уругвай. Португалии должна была отойти обширная территория с 7 редукциями на вост. берегу р. Уругвай. Индейцы гуарани должны были в течение года либо покинуть этот регион, либо остаться в ведении португ. короны (в этом случае они, согласно местным законам, могли быть обращены в рабство). Попытка переселения индейцев не увенчалась успехом. Нек-рые иезуиты также отказались подчиниться решению властей. Началась война, известная как война гуарани или война семи редукций (1754-1758), в к-рой вооруженные гуарани, действовавшие при поддержке иезуитов, потерпели поражение от испано-португ. войск. В 1759 г. иезуиты были изгнаны из португ. владений, в 1767 г.- из испанских. Принадлежавшие иезуитам земли в П. вошли в 1770 г. в новообразованное губернаторство гуаранийских миссий. Духовное попечение за редукциями было возложено на ордены францисканцев, доминиканцев и мерседариев. С уходом иезуитов основанные ими редукции постепенно приходили в запустение: их население сократилось с 90 тыс. чел. в 1768 г. до 40 тыс. чел. в нач. XIX в. Часть индейцев были захвачены и проданы в рабство или вынуждены были работать на земле испан. и португ. землевладельцев. Некоторые вернулись к традиц. образу жизни.

В 1777 г. губернаторство П. и губернаторство гуаранийских миссий вошли в новообразованное вице-королевство Рио-де-ла-Плата, выделенное из вице-королевства Перу, со столицей в Буэнос-Айресе. В 1782 г. в составе вице-королевства Рио-де-ла-Плата было образовано интендантство П., границы к-рого совпадали с юрисдикцией еп-ства Асунсьон. Территория губернаторства гуаранийских миссий была разделена между интендантствами П. и Буэнос-Айрес. В 1783 г. П. стал одной из провинций новообразованной Королевской аудиенсии Буэнос-Айрес. В том же году по инициативе парагвайского губернатора А. Ф. де Пинедо-и-Фернандес де Вальдивьесо (1772-1778) и избранного епископа Асунсьона Хуана Хосе Приего-и-Каро (1772-1779?; скончался, не добравшись до своей кафедры) было открыто 1-е и единственное в колониальном П. высшее учебное заведение - Королевская коллегия-семинария Сан-Карлос.

После отстранения от власти в мае 1810 г. в Буэнос-Айресе испан. вице-короля, 24 июля 1810 г. в П. состоялся конгресс, на к-ром было заявлено о верности Регентскому совету Испании. Также было принято решение не признавать верховную власть Буэнос-Айреса. Попытки правительства бывш. вице-королевства Рио-де-ла-Плата подчинить территорию П. были пресечены его армией.

XIX в.

15 мая 1811 г. испан. власть в П. была свергнута в результате военного переворота. В июне был созван избранный всеобщим голосованием Конгресс депутатов, к-рый создал правительственную хунту под рук. Ф. Йегроса-и-Франко де Торреса (1780-1821). В 1813 г. конгресс передал власть 2 консулам - Йегросу и Х. Г. Родригесу де Франсии-и-Веласко (1766-1840), к-рые должны были править страной, находясь у власти поочередно по 4 месяца. В 1814 г. конгресс назначил Франсию временным верховным диктатором Республики Парагвай на 5-летний срок, в 1816 г.- пожизненным верховным диктатором. Франсия занимал этот пост до своей смерти в 1840 г.

После свержения испан. власти патронаж над Церковью перешел от испан. короны к гос-ву П. Франсия, получив духовное образование (в 1785 стал д-ром богословия), проводил тем не менее жесткую политику по отношению к Церкви: он запретил собирать церковные налоги, закрыл мон-ри, прервал отношения с Папским престолом, секуляризировал церковное имущество, отстранил от служения епископа Асунсьона Педро Гарсия де Панеса (1809-1838), установил гражданский брак. Церковь была подчинена гос-ву, священники получали казенное жалованье. В 1840 г. из 83 приходов, к-рые существовали в П., только в 50 были священники, большинство из них имели преклонный возраст. Диктатор конфисковал и объявил национальным достоянием половину помещичьей земли, запретил внешнюю торговлю и въезд иностранцев в страну, изолировав ее от внешнего мира.

После смерти Франсии за короткий период в стране произошло неск. военных переворотов. 14 марта 1841 г. консулами П. на 3 года были избраны Алонсо Ромеро (1792-1853) и племянник Франсии К. А. Лопес (1792-1862). В 1842 г. К. А. Лопес созвал внеочередной конгресс, на котором были приняты акт о независимости Республики Парагвай (хотя фактически страна была таковой с 1811), а также декрет «О свободе чрева», к-рый объявлял свободными детей рабов, родившихся в П. начиная с 1 янв. 1843 г. Тем не менее они были обязаны служить хозяевам до достижения определенного возраста (мужчины - до 25 лет, женщины - до 24 лет). Согласно переписи 1846 г., более 4% населения страны были рабами. (По данным на сер. XVIII в., половина рабов в П. принадлежали Церкви - религ. орденам, священникам приходов.) Рабство в П. было окончательно отменено в 1869 г.

13 марта 1844 г. созван новый конгресс под рук. К. А. Лопеса, к-рый принял закон «О политическом управлении Республики Парагвай» (часто называемый конституцией страны). Хотя закон устанавливал в П. разделение властей, фактически вся власть была отдана президенту, к-рого выбирали на 10 лет. Президент имел право назначать церковных иерархов и заключать конкордаты с Папским престолом. Первым президентом П. стал К. А. Лопес, остававшийся в этой должности до своей кончины в 1862 г. Он ослабил изоляцию страны, добился ее международного признания: в 1843 г. суверенитет П. был признан Боливией, в 1844 - Бразилией, в 1852 - Аргентинской конфедерацией, в 1853 г.- Великобританией, Францией и США. При правительстве К. А. Лопеса был создан национальный флот, построена 1-я железная дорога (Асунсьон-Парагуари), развивалась промышленность, индейцам предоставлено право получения гражданства. Кафедра Асунсьона с 1838 г. оставалась вакантной, пока в 1844 г. папа Григорий XVI не назначил епископом старшего брата К. А. Лопеса - Басилио. Он стал 1-м парагвайцем, получившим этот сан. В 1845 г. президент издал закон «О реформе привилегий епископов», к-рый запрещал ношение епископских одеяний как во время служб, так и за пределами церкви, а также колокольный звон в честь епископов. После смерти еп. Басилио Лопеса (1859) на его место был назначен преданный К. А. Лопесу Хуан Григорио Урбиета (1860-1865), а его заместителем с правом наследования - Мануэль Антонио Паласиос (1824-1868).

Национальный пантеон героев и часовня в честь Взятия Пресв. Девы Марии в небесную славу в Асунсьоне. 1863–1936 гг. Архитекторы А. Равицца, Дж. Коломбино Фото: Felipe Méndez
Национальный пантеон героев и часовня в честь Взятия Пресв. Девы Марии в небесную славу в Асунсьоне. 1863–1936 гг. Архитекторы А. Равицца, Дж. Коломбино Фото: Felipe Méndez

Национальный пантеон героев и часовня в честь Взятия Пресв. Девы Марии в небесную славу в Асунсьоне. 1863–1936 гг. Архитекторы А. Равицца, Дж. Коломбино Фото: Felipe Méndez
В 1862-1870 гг. страной управлял Ф. С. Лопес (1827-1870), сын К. А. Лопеса. Он продолжил начатую отцом политику модернизации, однако страна была втянута в Войну Тройственного альянса 1864-1870 гг. (др. название - Парагвайская война) между П., с одной стороны, и Бразилией, Аргентиной и Уругваем - с другой. Ей способствовали накопившиеся территориальные претензии сторон и отсутствие четко демаркированных границ. Превосходившие по численности и вооружению коалиционные войска нанесли ряд тяжелых поражений парагвайской армии. В янв. 1869 г. захвачен Асунсьон. 1 марта 1870 г. убит в бою Ф. С. Лопес. Согласно мирным договорам с Бразилией (1872) и Аргентиной (1876), П. потерял почти половину своей территории и до 1876 г. был оккупирован войсками Бразилии. Большая часть населения П. погибла, промышленность уничтожена. Иностранному капиталу был открыт доступ в страну. В нояб. 1870 г. Учредительное собрание П. приняло 1-ю конституцию, в к-рой высшим законодательным органом был назван 2-палатный парламент и католицизм объявлен гос. религией.

Во время войны епископскую кафедру Асунсьона наследовал Паласиос (1865), к-рый сопровождал Ф. С. Лопеса в качестве 1-го капеллана армии П., но в результате заговора был бездоказательно обвинен в измене родине. По приказу президента Паласиос был посажен в тюрьму и в 1868 г. расстрелян. Новый епископ Педро Хуан Апонте (1879-1891) был назначен спустя 11 лет. К концу войны в стране осталось лишь 55 католич. священников. В 1886 г., впервые в послевоенные годы, состоялось рукоположение священников. Среди рукоположенных был Хуан Синфориано Богарин (1863-1949), буд. епископ Асунсьона (1894-1929) и 1-й архиепископ Асунсьона (1929-1949).

Во 2-й пол. XIX в. в П. получил распространение протестантизм. Первыми прибыли миссионеры внеденоминационного Американского библейского об-ва (1856). В 1886 г. в стране появились представители Методистской епископальной церкви и в 1888 г. англикан. Южноамер. миссионерского об-ва (начали работу с индейцами в Чако), в 1893 г.- лютеране (приезжали из Аргентины, Бразилии, Германии, России, большинство селилось на юге страны, в деп. Итапуа).

В 1887 г. в стране создана Национальная республиканская партия (позднее Национальная республиканская ассоциация - Партия «Колорадо»), к-рая с момента своего создания и до 1904 г. оставалась правящей.

XX-XXI вв.

После Войны Тройственного альянса страна пережила серию переворотов: с 1902 по 1940 г. в П. сменилось 26 президентов. В 1904 г. в результате народного восстания к власти пришли либералы. В 1909 г. установлены дипломатические отношения между Россией и П. (в 1917 они были прерваны и восстановлены только в 1992).

В 20-х гг. ХХ в. была создана иерархическая структура католич. Церкви в П. В 1925 г. из викариата Чако была выделена префектура Пилькомайо. 1 мая 1929 г. папа Римский Пий XI буллой «Universi Dominici» преобразовал епископство Парагвай в архиепископство Асунсьон, к-рому подчинил новообразованные еп-ства Вильяррика и Консепсьон-и-Чако.

Францисканская церковь в честь Взятия Пресв. Девы Марии в небесную славу в Вильярикке. 1944–1957 гг. Фото: Rosa Laconich
Францисканская церковь в честь Взятия Пресв. Девы Марии в небесную славу в Вильярикке. 1944–1957 гг. Фото: Rosa Laconich

Францисканская церковь в честь Взятия Пресв. Девы Марии в небесную славу в Вильярикке. 1944–1957 гг. Фото: Rosa Laconich
В 1932-1935 гг. П. вел Чакскую войну с Боливией за обладание спорной сев. частью равнины Гран-Чако, в к-рой, как предполагалось, были сосредоточены запасы нефти. П. поддерживала британско-нидерланд. нефтегазовая компания «Royal Dutch Shell», Боливию - амер. нефтяная компания «Standard Oil». Война закончилась победой П. 11 июня 1935 г. подписано соглашение о прекращении огня, 27 июля 1938 г.- мирный договор, по условиям к-рого 2/3 спорной территории отходили П. (договор об окончательном урегулировании гос. границы подписан 27 апр. 2009). Важную роль в победе П. сыграли 80 рус. белогвардейцев-эмигрантов, среди к-рых был И. Т. Беляев (1875-1957), назначенный начальником Генерального штаба П. Несмотря на победу, война опустошила страну и привела к еще большей зависимости от иностранного капитала.

Церковь Тела Христова в Корпус-Чристи. 2-я пол. ХХ в. Фото: Julio Ruben Elizeche Flores
Церковь Тела Христова в Корпус-Чристи. 2-я пол. ХХ в. Фото: Julio Ruben Elizeche Flores

Церковь Тела Христова в Корпус-Чристи. 2-я пол. ХХ в. Фото: Julio Ruben Elizeche Flores
Во время и после второй мировой войны в страну направились иммигранты из Европы, разные по этническому и религ. составу. Первые пятидесятнические миссии (швед. Церковь «Филадельфия» и др.) стали работать среди европ. иммигрантов в 1939 г. С 1943 г. в П. работу вели аргентинские Ассамблеи Бога, с 1945 г.- Ассамблеи Бога из США. Впосл. прибыли др. пятидесятнические орг-ции, а также новые общины баптистов, меннонитов, плимутских братьев и др. протестант. групп. Если до сер. XX в. протестанты в П. насчитывали менее 10 тыс. чел., то к нач. XXI в. их число превысило 360 тыс. чел.

В 1940 г. Президент И. Мориньиго Мартинес (1940-1948) запретил деятельность политических партий. Его правление сопровождалось забастовками и студенческими волнениями. В 1946 г. была разрешена деятельность Либеральной и Революционной фебреристской партий. В стране было создано коалиционное правительство из представителей Партии «Колорадо» и Революционной фебреристской партии. Были восстановлены гражданские свободы. В 1947 г. фебреристы были изгнаны из правительства, что в конечном итоге привело к гражданской войне между коалицией Либеральной, Фебреристской и Коммунистической партий, с одной стороны, и правительством, представленным Партией «Колорадо»,- с другой (март-август 1947). Последнему удалось одержать победу, но 3 июня 1948 г. правительство было свергнуто. В последующие 6 лет в ходе серии переворотов в стране сменились 5 президентов. В 1954 г. в результате военного переворота к власти пришел А. Стресснер (1912-2006), к-рый правил страной до 1989 г. как диктатор при формально сохранявшемся демократическом режиме.

В начале правления Стресснер поддерживал католич. Церковь. В 1960 г. в П. возникло Христианское социал-демократическое движение, к-рое в 1962 г., с отменой однопартийного режима, было преобразовано в Христианско-демократическую партию. В 1960 г. в Асунсьоне был основан Католич. ун-т Пресв. Девы Марии - 1-й частный вуз, официально признанный правительством. 26 нояб. 1960 г. заключено соглашение между Папским престолом и П. о создании военного викариата для военнослужащих парагвайской армии: военного викария назначал папа Римский по согласованию с Президентом П., с последующим присвоением военному викарию чина бригадного генерала. В 1961 г. папским декретом «Cum Militum» был учрежден военный викариат, в 1965 г. назначен 1-й военный викарий Агустин Родригес (в 1986 военный викариат преобразован в военный ординариат П.). Принятая в 1967 г. конституция гарантировала свободу вероисповедания, но признавала католицизм гос. религией. Согласно конституции, президент страны должен был быть католиком, а представители духовенства не имели права становиться депутатами или сенаторами.

В 60-х гг. XX в. внутрицерковная жизнь испытывала влияние решений Ватиканского II Собора (1962-1965), II Генеральной конференции Латиноамериканского епископского совета в Медельине (Колумбия) (1968), теологии освобождения и харизматического движения католич. обновления. Часть клира и прихожан не приняла реформ, провозглашенных на II Ватиканском Соборе и на конференции в Медельине, другая, напротив, поддерживала их. Приверженцы теологии освобождения были радикально настроены на свержение правого диктаторского режима ради установления социалистического гос-ва. Сторонники движения обновления призывали к духовному преображению и углублению религ. чувства католиков.

Интерьер ц. Божией Матери Доброго Света в Ипакарай. 2018 г. Фото: Willi-ans01100/wikimedia.org
Интерьер ц. Божией Матери Доброго Света в Ипакарай. 2018 г. Фото: Willi-ans01100/wikimedia.org

Интерьер ц. Божией Матери Доброго Света в Ипакарай. 2018 г. Фото: Willi-ans01100/wikimedia.org
С течением времени Стресснер дистанцировался от католич. Церкви. В 70-80-х гг. XX в. в ходе операции «Кондор» по устранению политической оппозиции нек-рые священники, прежде всего иностранцы, были изгнаны из страны, другие арестованы. Власти периодически закрывали Католич. ун-т Пресв. Девы Марии, запрещали выпуск католич. прессы и выход в эфир католич. радиопередач. В ответ епископ Асунсьона отлучил от Церкви ряд видных чиновников и запретил клиру участвовать в крупных гражданских и религ. церемониях.

В кон. 40-х гг. XX - нач. XXI в. была оформлена совр. территориальная структура католич. Церкви в П.: в 1948 г. создан викариат Чако-Парагуайо, в 1950 г. префектура Пилькомайо преобразована в викариат, в 1957 г. учреждены еп-ство Сан-Хуан-Баутиста-де-лас-Мисьонес и прелатура Энкарнасьон и Альто-Парана (в 1968 разделена на 2 отдельные прелатуры), в 1960 г.- прелатура Каакупе (в 1967 преобразована в еп-ство), в 1961 г.- прелатура Коронель-Овьедо (в 1976 преобразована в еп-ство), в 1978 г. созданы еп-ства Карапегуа и Сан-Педро, в 1980 г.- еп-ство Бенхамин-Асеваль. В 1981 г. архиепископ Асунсьона Исмаэль Блас Ролон Сильверо (1970-1989) освятил санктуарий Девы Марии (санктуарий Тупаренда) католич. марианского движения Шёнштатт (основано в 1914 в Германии). В мае 1988 г. папа Римский Иоанн Павел II во время визита в П. встретился с представителями коренных народов страны. В 1990 г. прелатуры Энкарнасьон и Альто-Парана были преобразованы в еп-ства (последнее в 2001 переименовано в еп-ство Сьюдад-дель-Эсте). В 2000 г. учреждено еп-ство Сан-Лоренсо.

После переворота 1989 г. к власти пришел А. Родригес Педотти (1923-1997). В нач. 1990 г. Конференция католич. епископов П. выразила безусловную поддержку разделению гос-ва и Церкви, что нашло отражение в новой конституции, принятой в 1992 г. В религ. сфере она провозгласила свободу вероисповедания и отсутствие гос. религии, в политической - ограничила власть президента, к-рый теперь не мог быть переизбран на 2-й срок, а конгресс имел право объявить президенту импичмент. На выборах 1993 г. победил Х. К. Васмоси Монти (род. в 1938). Проводимые им неолиберальные реформы не встретили широкой поддержки населения. В 1999 г. был убит вице-президент Луис Мария Арганья (1932-1999). Оппозиция обвинила в организации преступления его политических противников - Президента Р. Кубаса Грау (1998-1999) и ген. Л. С. Овьедо Сильву (1943-2013). В П. начались демонстрации протеста, в результате к-рых Кубас покинул свой пост. 29 марта 1999 г. конгресс назначил на пост президента своего председателя - Л. А. Гонсалеса Макки (1999-2003).

При Президенте О. Н. Дуарте Фрутосе (2003-2008), 24 дек. 2004 г., подписан новый договор между Папским престолом и П. о пастырском окормлении военнослужащих и Национальной полиции, согласно которому ординарий должен иметь собственную курию, епископскую резиденцию и кафедральную церковь. Его юрисдикция распространяется на военных и полицейских, членов их семей и работающих с ними служащих, курсантов и учащихся специализированных учебных заведений, священников и монахов, к-рые постоянно работают при военных учреждениях.

В 2008-2012 гг. Президентом П. был Ф. А. Луго Мендес (род. в 1951), бывш. епископ Сан-Педро (1994-2005). В 2005 г. он сложил с себя сан, чтобы пойти в политику. 20 янв. 2007 г. Луго был запрещен в священнослужении. 30 июня 2008 г. он получил разрешение от папы Бенедикта XVI на осуществление президентских полномочий с 15 авг. В 2012 г. Сенат П. объявил Луго импичмент, обвинив его в ненадлежащем исполнении обязанностей во время конфликта полицейских с безземельными крестьянами. В результате столкновений погибли 17 чел.

В 2013-2018 гг. президентский пост занимал О. М. Картес Хара (род. в 1956). В 2015 г. П. посетил папа Римский Франциск, к-рый отслужил мессу в кафедральном соборе г. Асунсьона. Попытки Картеса изменить конституцию, чтобы быть избранным на 2-й срок, привели к политическому кризису в стране. 17 апр. 2017 г. в письме архиепископу Асунсьона Эдмундо Валенсуэле Мельиду (в сане с 2014) президент заявил об отказе участвовать в выборах главы гос-ва, указав, что к такому решению он пришел под влиянием слов папы Римского Франциска, призвавшего к миру и поиску политического решения в П. 28 мая 2018 г. Картес Хара досрочно ушел в отставку. 15 авг. 2018 г. состоялась инаугурация президента М. Абдо Бенитеса (род. в 1971).

Лит.: Cтраны Лат. Америки / Ред.: Ф. Н. Петров. М., 1949; Fretz J. W. Pilgrims in Paraguay: The Story of Mennonite Colonization in South America. Scottsdale (Penn.), 1953; Mora Mérida J. L. Historia social de Paraguay, 1600-1650. Sevilla, 1973; idem. Iglesia y sociedad en Paraguay en el siglo XVIII. Sevilla, 1976; Харитонов В. А. Парагвай. М., 1976; La Evangelización en el Paraguay: 4 siglos de historia. Asunción, 1979; Necker L. Indiens Guarani et chamanes franciscains: Les premières réductions du Paraguay, 1580-1800. P., 1979; Kasper P. P. Geschichte der Mennoniten Bruder gemeinde in Filadelfia, Fernheim, Chaco Paraguay (1930-1980). Filadelfia (Chaco Paraguay), 1980; Григулевич И. Р. Церковь и олигархия в Лат. Америке, 1810-1959. М., 1981; Heyn Schupp C. A. Iglesia y Estado en el Paraguay durante el gobierno de C. A. López, 1841-1862. Asunción, 1982; idem. Iglesia y estado en el proceso de emancipación política del Paraguay (1811-1853): Con un centenar de documentos sobre el tema. Asunción, 1991; idem. J. S. Bogarín: Obispo paraguayo y gran patriota, 1863-1949. [Asunción, 2011]; Селиванов В. Н. Лат. Америка: От конкистадоров до независимости. М., 1984; Durán Estragó M. De la Colonia al Vaticano II: Historia de la catequesis en el Paraguay. Bogotá, 1987; eadem. Templos de Asunción, 1537-1860. Asunción, 1987; eadem. La iglesia en el Paraguay: Una historia mínima. [Asunción, 1990]; eadem. Aporte franciscano a la primera evangelización del Paraguay y Río de la Plata. Asunción, 1992; eadem. La estancia jesuitica de Paraguari. Asunción, 1996; Arzobispado: Historia y debates a su respecto. Asunción, 1988; Plett R. El protestantismo en el Paraguay: Su aporte cultural, económico y espiritual. Asunción, [1988]; Bussmann C. Treu deutsch und evangelisch: Die Geschichte der Deutschen Evangelischen Gemeinde zu Asunción, Paraguay von 1893-1963. Stuttg., 1989; Carter M. El papel de la Iglesia en la caída de Stroessner. Asunción, 1991; Krischer M. Die Kirche in Paraguay: Von der Kolonialzeit bis zum Ende des Stroessner-Staates. Mettingen, 1991; Duarte R. El desafío protestante en el Paraguay. Asunción, 1994; idem. Historia y mensaje de los bautistas en el Paraguay. Asunción, 2001; Historia general de la Iglesia en América Latina. Salamanca, 1994. Vol. 9; El primer Sínodo del Paraguay y Río de la Plata en Asunción en el año de 1603. Asunción, 2003; Pedrozo M. C. La religiosidad popular paraguaya y la identidad nacional. Asunción, 2003; Salas J. L. Fray Martín Ignacio de Loyola. Asunción, 2003; idem. Villarrica y los franciscanos: Memoria de cuatro siglos caminando juntos. Asunción, 2003; История Лат. Америки: 2-я пол. ХХ в. М., 2004; Livi-Bacci M., Maeder E. J. The Missions of Paraguay: The Demography of an Experiment // J. of Interdisciplinary History. Camb. (Mass.), 2004. Vol. 35. N 2. P. 185-224; Santiago Benítez F. Conferencia Episcopal Paraguaya: Su origen y evolución. Asunción, 2005; Otazú Melgarejo A. Práctica y semántica en la evangelización de los Guaraníes del Paraguay: (siglos XVI-XVIII). Asunción, 2006; Selección de documentos franciscanos, siglos XVI-XVII. Asunción, 2006; Telesca I. Pueblo, curas y Vaticano: La reorganización de la Iglesia paraguaya después de la Guerra contra la Triple Alianza, 1870-1880. Asunción, 2007; O'Shaughnessy H., Ruiz Diaz E. V. The Priest of Paraguay: F. Lugo and the Making of a Nation. L.; N. Y., 2009; Prieto Vallardes J. Mission and Migration: Latin America. Intercourse (Penn.), 2010; Sustersic B. D. Imágenes Guaraní-Jesuíticas: Paraguay, Argentina, Brasil. Asunción, 2010; Duarte C. G. Las penurias de la iglesia paraguaya: Bajo los gobiernos a lo largo del primer centenario de la República y algunos sucesos históricos, 1813-1920. Asunción, 2011; Кораблева Л. Ю. Чакская война (1932-1935): Дипломатическая история боливийско-парагвайского конфликта. М., 2013; Лат. Америка: Энцикл. / Ред.: В. М. Давыдов. М., 2013; Los guaraní: Persecución y resistencia: Pueblos indígenas del centro de América del Sur. Quito, 2014; Imbruglia G. Jesuit Missions of Paraguay and a Cultural History of Utopia (1568-1789) / Transl. M. Weyr. Leiden; Boston, 2017; Кондратьев В. И. Великая парагвайская война. М., 2018.
Н. Е. Расторгуева