Константин Гавриилович (24.02.1865, с. Задолье Кашинского у. Тверской губ.- 6.01.1953, Буэнос-Айрес), митрофорный прот. РПЦ, бывш. протопр. РПЦЗ, глава Русского Православного общества (ассоциации) в Аргентине. Из семьи священника. Окончил Краснохолмское ДУ (1878), Тверскую ДС (1884). В 1884 г. направлен в СПбДА, где учился вместе с буд. Патриархом св. Тихоном. В 1884 г. окончил академию со званием кандидата богословия за соч. «Обзор богослужебных книг, изданных при патриархе Никоне» и правом получения степени магистра без особых устных испытаний. Решением Комиссии СПбДА его канд. сочинение было отмечено премией в размере 50 р. 22 окт. 1888 г. И. был назначен законоучителем в воскресную школу при Андреевском соборе на Васильевском о-ве в С.-Петербурге.
19 янв. 1889 г., согласно прошению И., назначен псаломщиком к надгробной ц. при российской миссии в Гааге (Нидерланды). 16 марта 1891 г. определен к диаконской хиротонии за усердное служение с оставлением на прежней вакансии псаломщика. 24 марта 1891 г. был рукоположен Выборгским еп. Антонием (Вадковским; впосл. митрополит) во диакона. 16 апр. 1891 г. определен настоятелем храма при российской миссии в Аргентине. Одновременно назначен секретарем (атташе) дипломатического отдела миссии (состоял в должности до апр. 1917). 20 апр. 1891 г. был рукоположен еп. Антонием во иерея. 4 мая награжден золотым наперсным крестом из Кабинета Его Имп. Величества.
30 авг. 1891 г. И. прибыл в Аргентину. Служил в Буэнос-Айресе в деревянной пристройке во внутреннем дворе жилого дома (№ 1246 на ул. Дефенса). Убранство для храма было передано из закрытой посольской рус. церкви в Мадриде. 18 июня 1895 г. была учреждена церковноприходская школа, где обучалось на испан. языке ок. 20 детей различных национальностей (русские, сербы, греки, правосл. арабы и др.). В 1905 г. школа была перенесена в «арабский» квартал. В 1933 г. И. открыл субботнюю школу для рус. детей на 40 чел., к-рая просуществовала до 1942 г.
В 1895 г. приход посетил рус. посол М. Н. Гирс, к-рый представил обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву благоприятный отзыв о работе И. 14 мая 1896 г. И. был возведен в сан протоиерея.
В 1896 г. по поручению посла М. Н. Гирса И. купил в Буэнос-Айресе участок земли напротив парка Лесама на ул. Брасиль под строительство правосл. храма. В кон. 1897 - нач. 1898 г. с разрешения Святейшего Синода И. собирал пожертвования на строительство в России. Имп. фамилия внесла 10 тыс. р., частные жертвователи - 50 тыс. р., Святейший Синод - 18 тыс. 100 р. (эти деньги были конфискованы у мещанина Курдиновского, к-рые жертвовали на «несуществующие монастыри на востоке»). И. собрал большую сумму в храмах России, выступал в прессе с призывом о пожертвовании и организовал прием средств в конторах «Московских ведомостей», «Московского листка», «Нового времени». По делам прихода и строительства храма И. неоднократно был на аудиенции у имп. Николая II (24 янв. 1898, 30 сент. 1904) и вдовствующей имп. Марии Феодоровны (31 янв. 1898, 26 мая 1904).
В янв. 1898 г. митр. Палладий (Раев) утвердил эскиз-проект акад. М. Т. Преображенского 2-ярусного храма с 5 главами в стиле московских церквей XVI-XVII вв. 6 дек. 1898 г. в Буэнос-Айресе был заложен храм в честь Св. Троицы. Внутренним убранством храма занимались благотворители. 15 авг. 1899 г. И. совершил 1-ю литургию в нижнем этаже строящегося храма. 8 окт. того же года на главы храма подняли 5 металлических крестов, изготовленных в Москве. 10 авг. 1901 г. И. был награжден правом ношения золотого наперсного креста с бриллиантами за труды по строительству храма. 23 сент. 1901 г. Свято-Троицкий храм был освящен и приписан к российской миссии в Аргентине, а И. назначен его настоятелем. Позади храма был построен 3-этажный дом причта. 15 февр. 1904 г. в Свято-Троицком храме были освящены приделы во имя свт. Николая Чудотворца и св. Марии Магдалины, покровителей рус. имп. Николая II и вдовствующей имп. Марии Феодоровны. В 1904 г. И. выступил в С.-Петербурге в Об-ве архитекторов и художников с докладом о построении храма, его росписях и декоративном украшении, стремясь привлечь художников к участию в работе. Художники В. Беляев, Кошелев, Г. Нестеров, А. П. Рябушкин безвозмездно выполнили для храма живописные работы (после пожара 1927 г. церковь была вновь отремонтирована и заново расписана). На основе своего книжного собрания И. создал при храме рус. б-ку. Для нее выписывались рус. издания, выходившие в эмиграции, в т. ч. периодика.
В 1911 г. И. приобрел участок на ул. Карлос-Кальво, где построил 4 доходных дома (№ 456, 540, 542, 550). Впосл. наличие этих домов в собственности рус. правосл. общины дало ей экономическую самостоятельность. При участии и материальной помощи И. было построено 16 храмов в Аргентине, Бразилии, Парагвае, Уругвае, Чили; в т. ч. в Бразилии - кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца в Сан-Паулу (6 авг. 1939), ц. в Рио-де-Жанейро (1911), ц. в мест. Пратус, шт. Риу-Гранди-ду-Сул; в Уругвае - церкви в Алпине и Монтевидео (1926); в Парагвае - в Асунсьоне (1929, в честь Покрова Пресв. Богородицы), в Энкарнасьоне и в колонии Урусапукай; в Чили - в Сантьяго. Были организованы приходы и построены церкви в аргентинских провинциях Мисьонес и Чако (в Мачагае).
И. регулярно посещал отдаленные провинции Аргентины и обращал в Православие местное население. 24 июня 1899 г. И. вместе с диак. И. А. Миленко совершил 6-недельную поездку в Центр. Аргентину в ответ на просьбы о присоединении к Православию русинов-переселенцев. За время поездки ими к Православию были присоединены 173 чел., крещено 29 чел., совершено 11 венчаний. По поручению Миссии И. в ходе поездки собрал сведения о славянах, проживавших в Аргентине; выяснилось, что для окормления православных в стране необходимо было не менее 5 священников. В 1899 г. И. провел неск. месяцев среди правосл. сирийцев в Сан-Паулу, где организовал правосл. об-во.
В 1905 г. И. посетил греч. и араб. колонии в Баия-Бланка (Аргентина). В 1907 г. им было присоединено к Православию 350 русинов-униатов из колонии Асара пров. Мисьонес, т. о. был образован новый самостоятельный приход в одной из провинций республики. И. удалось, несмотря на противодействие инославной администрации, открыть и освятить отдельное правосл. кладбище в этой провинции, члены новой общины впосл. построили там часовню. В 1908 г. И. организовал в сел. Трес-Капонес (пров. Мисьонес) приход для колонистов-галичан, купив общине 12 га земли. Население этой провинции было бедным и занималось выращиванием чая. Для них И. устроил при правосл. общине комнату скорой помощи, школу для детей и кооператив для помощи нуждающимся. Он нашел для прихода постоянного священника - иером. Тихона (Гнатюка) из Киево-Печерской лавры, в 1914 г. его сменил насельник Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавры иером. Феодосий, а затем служил свящ. Евтихий Гаврилюк.
В 1903 г. в помощь И. был назначен сирийский свящ. Нифонт, после его кончины - священники Павел Хури, Григорий Абу Хаттаб, архим. Игнатий (Абуррус). В 10-х гг. XX в. национальный состав аргентинской паствы существенно изменился. К лету 1904 г. в Аргентине проживало ок. 8-9 тыс. православных, из них 7-8 тыс. сиро-арабы, ок. 150 чел.- греки, менее 100 чел.- славяне. После 1905 г. в Аргентину прибыли новые потоки эмигрантов: русские, сирийцы, австрийцы, черногорцы, румыны и др. В 1906 г. число православных в Буэнос-Айресе возросло до 1,5 тыс. чел., а во всей Аргентине - до 15 тыс. чел. К 1913 г. численность рус. эмиграции составила 120 тыс. чел. и заняла 3-е место по стране после итальянцев и испанцев. Приход И. по национальному составу стал преимущественно русским. При содействии И. был заложен церковный дом для араб. общины. В 1907 г. по просьбе И. сир. митр. Герман Селевкийский прислал в Аргентину иером. Василия (Шагина), который поселился в Кордове и окормлял сев.-зап. провинции Аргентины. В окт. 1907 г. греки отделились и организовали собственные приход и храм.
В 1910 г., после выступлений «русских анархистов» в Аргентине, перестали принимать на работу рус. колонистов, многие были вынуждены вернуться в Россию. И. создал при храме в Буэнос-Айресе приют для ожидавших отправки на родину. К началу первой мировой войны ц. Св. Троицы перешла в подчинение открытого в Буэнос-Айресе рус. посольства. И. утратил функции дипломатического атташе. С началом войны экономическая ситуация в Аргентине ухудшилась и началась массовая безработица. И. учредил при церкви ночлежный дом для безработных славян с выдачей по фунту белого хлеба и кружке горячего чаю раз в день. Средства на эту помощь собрал И. В 1914 г. с разрешения имп. Николая II он разослал по России подписные листы с воззванием «о пожертвованиях на устроение при... церкви в Буэнос-Айресе ночлежного дома и бесплатного покоя для нуждающихся и заболевающих русских». С авг. до кон. нояб. 1914 г. приют принял 12 036 чел., в 1915 г.- 12 тыс., и в 1916 г.- 8 тыс. В годы войны в Троицкой ц. предоставлялся кров тысячам бездомных всех национальностей. И. проводил среди соотечественников беседы, сообщал о ходе военных действий. В это время И. неоднократно выступал перед послами и торговыми представителями Франции и Великобритании в качестве защитника сербов австр. подданства, сирийцев и ливанцев тур. подданства, к-рые считались неприятелями союзных держав и терпели значительные притеснения на службе и в коммерческой деятельности. После 1920 г. И. создал «Общество взаимопомощи для русских эмигрантов». На собственные средства он распространял религиозно-нравственные листки и рус. газеты. В 1915 г. И. основал в г. Росарио часовню для правосл. верующих различных национальностей.
когда в России власть захватили большевики, весь состав рус. миссии в Аргентине был лишен финансирования. И. взял на себя расходы на содержание сотрудников. 27 февр. 1918 г. И., согласно представлению Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского), указом Святейшего Патриарха свт. Тихона и Свящ. Синода был награжден митрой. В 1921 г. он перешел в ведение Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ) в лице митр. Антония (Храповицкого). Затем, стремясь повлиять на аргентинское правительство с целью урегулирования юридического положения Свято-Троицкой ц., подчинился управляющему рус. приходами в Зап. Европе митр. Евлогию (Георгиевскому). Митр. Евлогий был лично знаком с бывш. аргентинским посланником в Париже М. Т. де Альвеаром (с 1922 президент Аргентины), но переговоры о статусе общины И. не дали результата. Тогда И. перешел в непосредственное подчинение Временному Архиерейскому Синоду РПЦЗ, несмотря на протест митр. Евлогия.
В 1921-1923 гг. И. собирал средства в помощь голодающим в России и послал через благотворительную организацию Г. К. Гувера пайки и денежные пособия в Россию на сумму 10 тыс. песо. Также он участвовал в сборе средств в пользу инвалидов и детей рус. беженцев в Европе, Красного Креста, Православного богословского ин-та прп. Сергия Радонежского в Париже, Св. Горы Афон. И. принимал участие в организации вызовов в Юж. Америку перемещенных лиц по линии амер. Красного Креста. 5 окт. 1923 г. по просьбе Главного управления Российского об-ва Красного Креста И. принял звание уполномоченного этой орг-ции в Аргентине.
В 1923 г. от Троицкого прихода отделились сирийцы, образовав «греко-православную антиохийскую сироливано-аргентинскую церковь». Сняв помещение, они устроили собственную церковь, в к-рую перешел служить клирик Троицкой ц. архим. Игнатий (Абуррус). 6 сент. 1923 г. определением Архиерейского Синода РПЦЗ И. был возведен в сан протопресвитера «за выдающуюся пастырскую деятельность». 23 июля 1926 г. он был назначен Архиерейским Синодом управляющим рус. приходами в Юж. Америке. В 1926 г. И. учредил «Русское православное общество в Аргентине», 23 сент. того же года гос. властями был утвержден устав об-ва (декрет 167/26), к-рое получило статус юридического лица и добровольно вошло в подчинение Архиерейскому Синоду РПЦЗ. В дек. 1926 г. в дополнение к декрету президента Аргентинской Республики о юридическом представительстве Церкви И. было выдано удостоверение, согласно к-рому он являлся легальным представителем и начальником рус. правосл. Церкви в Буэнос-Айресе по решению Генерального прокурора нации на основе непрерывной 35-летней службы И. в Аргентине.
В окт. 1934 г. была учреждена Сан-Паульская и Бразильская епархия РПЦЗ, на к-рую был назначен еп. Феодосий (Самойлович; впосл. архиепископ) с управлением правосл. приходами в Юж. Америке; аргентинскими приходами продолжал управлять И. (отказался принять сан епископа и управление епархией как человек семейный). 19 июня 1937 г. Экзарх Московского Патриархата в Америке Алеутский и Североамериканский архиеп. Вениамин (Федченков) обратился к И. с письменным предложением согласовать вопрос о его сотрудничестве с РПЦ. И. послал отказ, объяснив нежеланием «входить в сношения с представителями Москвы, подчиненными коммунистическому советскому интернационалу».
31 июля 1938 г. совместно с празднованием 950-летия Крещения Руси отмечалось 50-летие основания Русской Церкви в Аргентине. Представители различных церквей (сир., греч. и рус. священники, члены англикан. и дат. церквей) отметили главное достижение пастырской работы И.- умение создать атмосферу взаимопонимания и единения проживающих в стране православных 6 национальностей.
В авг. 1938 г. И. был делегатом на Втором Всезарубежном церковном соборе. 24 авг. на 7-м отд-нии был докладчиком на тему «О заключениях финансово-хозяйственного отдела Собора по вопросу о материальном положении Архиерейского Синода».
И. оказывал помощь рус. церковным организациям в Европе. С началом второй мировой войны он переписывался с церковными орг-циями и духовенством на занятых нем. армией областях России. Он доводил полученные сведения до епископата и правительств союзных Германии правосл. стран, чем в значительной степени способствовал получению церковными орг-циями на этих территориях материальной помощи для восстановления церковной жизни. И. не изменил монархических убеждений и чтил память имп. св. Николая II. С началом военных действий между Германией и СССР он отслужил молебен «об избавлении России от безбожного обстояния и низвержении сатанинской большевистской власти» и панихиду по погибшим рус. правосл. воинам Красной Армии. И. отказал возглавлявшему просоветскую часть рус. колонии ген. А. В. Шварцу в служении молебна о даровании победы СССР, заявив о «невозможности молиться за победу Советов - разрушителей храмов». В знак протеста ген. Шварц и несколько прихожан вышли из общины.
В июле 1944 г. в письме Видинскому митр. Неофиту (Караабову) И. определил юридическое положение своей общины в Аргентине как самостоятельной под его управлением «на правах епископа без права хиротонии на основании существовавших ранее в России - управлений протопресвитерских - придворного, военного и морского с подчинением Заграничному Архиерейскому Синоду». На этот момент под начальством И. в епархии было 4 прихода с самостоятельными храмами, 5 священников служили в различных провинциях Аргентины.
И. способствовал послевоенному переселению в Юж. Америку соотечественников из числа «перемещенных лиц». 25 июня 1946 г. он возглавил делегацию от правосл. Церкви в Аргентине и вместе с протопресв. А. Шабашевым и игум. Аверкием (Восходовым) был принят Президентом республики Х. Д. Пероном. Итогом встречи стал президентский указ о приеме на территории страны для постоянного проживания 10 тыс. бывш. советских граждан, к-рым угрожала выдача СССР как сотрудничавшим с герм. оккупационной администрацией или служившим в частях, подчиненных вермахту, в т. ч. военнослужащих формирования ген. Б. А. Хольмстона-Смысловского, интернированных в Лихтенштейне. Архиерейским Синодом РПЦЗ И. был назначен офиц. представителем по делам переселения, а для подготовки приема беженцев в Аргентину был направлен свящ. Г. Романов. Для приема прибывающих из Европы рус. беженцев в 35 км от столицы на ст. Госляр было создано об-во «Русский очаг», включавшее храм (освящен 18 июня 1947), общежитие, школу для детей и место для духовных собеседований. Активное участие в подготовке «очага» принимал сын И. Гавриил (1894-1972). И. занимался приемом и размещением переселенцев, встречал их в порту, что в значительной мере облегчало формальности при пересечении ими границы, находил рабочие места и выдавал поручительства для найма комнат и квартир.
В 1947 г. здоровье И. ухудшилось. В сент. того же года правление рус. православной общины в Буэнос-Айресе уведомило Архиерейский Синод РПЦЗ о планируемом внесении изменений в Устав общины и обратилось к нему с просьбой из-за болезни И. «воздержаться от назначения клира» для церкви без согласия членов правления, ссылаясь на ст. 15 постановления, принятого на Соборе 1918 г. Митр. Анастасий (Грибановский) предложил И. не изменять юридический статус общины. 30 окт. 1947 г. И. уведомил митр. Анастасия о выходе его общины из юрисдикции РПЦЗ. 5 нояб. общее собрание Русской православной общины (ассоциации) постановило превратить приходскую организацию в гражданскую применительно к нормам аргентинских законов и внести в устав общины изменения порядка назначения священнослужителей. Все имущество общины юридически перешло в распоряжение И. 10 нояб. Архиерейский Синод РПЦЗ вынес решение о возможном запрещении И. в священнослужении в случае его отказа возвратиться в юрисдикцию РПЦЗ. В письме от 27 дек. митр. Анастасию И. подтвердил свое решение о выходе его общины из юрисдикции РПЦЗ, несмотря на многочисленные обращения архиепископов Феодосия (Самойловича) и Виталия (Максименко).
15 янв. 1948 г. И. обратился к митр. Феофилу (Пашковскому) с прошением о принятии в юрисдикцию Митрополичьего округа РПЦ в Сев. Америке, 27 янв. он был принят вместе с общиной. 25 марта 1948 г. Архиерейский Синод РПЦЗ выразил готовность восстановить И. во всех его правах с сохранением за общиной имущества, за исключением храмовых построек. И. отклонил это предложение, Архиерейский Синод запретил И. в служении и уволил от должности настоятеля Свято-Троицкого храма. В мае 1948 г. протопресв. А. Шабашев вышел из подчинения И., принес покаяние Синоду и был переведен в церковь в Монтевидео. В сент. 1948 г. при посредничестве И. из РПЦЗ в Митрополичий округ в Сев. Америке перешел викарный Парагвайский еп. Леонтий (Филиппович), принятый с титулом еп. Аргентинско-Парагвайского, 7 сент. 1949 г. он вернулся в РПЦЗ.
29 июня 1946 г. была создана Аргентинская епархия РПЦ, которую 7 апр. 1947 г. возглавил еп. Феодор (Текучёв). Он оспаривал права И. на рус. церковное имущество в Аргентине, прежде всего на Свято-Троицкий храм как построенный в основном на средства, собранные в России. В июле 1952 г. еп. Феодор был выслан из страны, а деятельность РПЦ в Аргентине запрещена (следующий архиерей РПЦ был назначен в Аргентину в 1964). И. отрицательно оценивал появление в Аргентине представителя Московского Патриархата, он видел в нем «агента большевиков». И. считал, что церковная организация в СССР не имеет ничего общего с Русской Церковью, направившей его в Аргентину. После выхода И. из юрисдикции РПЦЗ Духовная миссия в Аргентине была преобразована Архиерейским Синодом РПЦЗ в Аргентинскую епархию, на кафедру в 1948 г. был назначен бывш. наместник Почаевской лавры еп. Пантелеимон (Рудык). Он также оспаривал права И. на имущество Свято-Троицкого прихода и в апреле 1951 г. был выслан властями Аргентины.
И. способствовал сохранению Православия среди неск. поколений переселенцев разных национальностей, участвовал в спасении жизней тысяч соотечественников, укреплял и проповедовал Православие на континенте и при жизни приобрел репутацию «просветителя и апостола Южной Америки». По выражению президента Х. Д. Перона, он стал «живым олицетворением неведомой прежде Православной Церкви как для коренного населения, так и для институтов государственной власти Аргентины». И., будучи частным лицом, имел исключительный статус «верховно-управителя Русской Православной Церкви в Аргентине», его подпись легализовалась Министерством иностранных дел наравне с подписями посланников и консулов иностранных гос-в. После кончины, согласно распоряжению президента Х. Д. Перона, И. был похоронен на 1-м этаже Свято-Троицкой ц.
И. был награжден орденом св. Владимира 4-й (5 мая 1904) и 3-й (6 мая 1908) степени, св. Анны 2-й (6 мая 1902) и 1-й степени (15 февр. 1940, вел. кн. Владимиром Кирилловичем); орденами Поместных Церквей: Спасителя Кавалерского креста (26 февр. 1906, греч. королем), св. Саввы 3-й степени (28 авг. 1927, серб., хорват. и словен. кор. Александром I), орденом Командора Румынской Короны (17 мая 1929), Командорским крестом ордена св. Александра Невского за общественные заслуги (14 мая 1935, болг. царем Борисом III). Согласно указу имп. Николая II и определению Святейшего Синода от 6 сент. 1912 г., И. с сыновьями получил потомственное дворянство.
В 1961 г. Свято-Троицкий приход в Буэнос-Айресе вернулся в РПЦЗ. В 2008 г. община Свято-Троицкого храма и др. основанные И. рус. правосл. общины в Аргентине не признали Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ и вышли из состава РПЦЗ. В наст. время существуют как самоуправляющаяся Русская православная ассоциация в Аргентине на основании гос. декрета Аргентинской Республики 1926 г.