(Мишайков Петр Иванов, янв. 1805, с. Патели (ныне Айос-Панделеимонас, подобласть Флорина, Греция) - 26.11.1883, Пловдив), митр. Пловдивский. Происходил из известного болг. рода Мишайковых, его брат Константин (1807-1880) был врачом и видным общественным деятелем. Начальное образование получил в г. Битоле (ныне в Республике Сев. Македония) и в г. Козани (ныне в Греции), затем учился в школе Т. Каириса на о-ве Андрос (ныне в Греции) и в гимназии в Афинах. С 1838 по 1841 (или 1843) г. учился на историко-филологическом отделении Афинского ун-та, в этот период познакомился с иером. Иларионом (Михайловским; впосл. епископ Макариопольский и митрополит Тырновский). Стал одним из основателей Славяно-болгарского об-ва любителей науки в Афинах. В 1843 г. работал учителем в Битоле, потом переехал в К-поль, где в 1844 г. принял монашеский постриг с именем Панарет, был рукоположен во диакона и назначен секретарем митр. Янины Иоакима (см. Иоаким II Коккодис (Курсулудис), патриарх К-польский в 1860-1863, 1873-1878). Впосл. рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита. В 1851 г. хиротонисан во епископа и поставлен на кафедру г. Лампсак (ныне Ляпсеки, иль Чанаккале, Турция), 26 янв. 1858 г. назначен управляющим Ксанфийской и Перифеорийской митрополией. После отстранения митр. Паисия (Зафирова) переведен в февр. 1861 г. на кафедру Пловдивской епархии, но в силу недовольства клира и паствы после устранения его предшественника не мог вступить в управление епархией и продолжал жить в К-поле. В 1864 г. отказался выполнить предписание К-польского патриарха Софрония III (1863-1866) отбыть к месту служения, опасаясь недовольства местных болгар. По требованию пловдивских греков из-за отказа П. прибыть в епархию был назначен новый епархиальный наместник в лице епископа Неокесарийского, но тот также не смог поехать в Пловдив. Активно участвуя в переговорах на различных уровнях по поиску решения болг. церковного вопроса, П. придерживался умеренной позиции и допускал возможность предоставления болгарам частичной церковной автономии при сохранении подчинения К-польскому патриарху. Но впосл. он перешел на сторону еп. Макариопольского Илариона и митр. Паисия (Зафирова), боровшихся за полную церковную независимость, и 20 дек. 1868 г. письменно отказался подчиняться К-польской Патриархии. После издания фирмана (1870) об учреждении Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь, разд. «Церковь в период Экзархата») вошел в состав Временного Болгарского синода, участвовал в составлении Устава Экзархата и в заседаниях I церковно-народного Собора (23 февр.- 24 июля 1871). В нач. янв. 1872 г. вместе с еп. Макариопольским Иларионом и митр. Ловчанским Иларионом был заточен в тюрьму в г. Смирна (ныне Измит, Турция), но под давлением болг. общественности через месяц отпущен. Решением Синода К-польской Патриархии от 13-15 мая 1872 г. вместе с др. иерархами Болгарского Экзархата был отлучен от Церкви. 20 июня 1872 г. утвержден Пловдивским митрополитом в составе Болгарского Экзархата, 17 июля получил берат султана и 15 окт. был торжественно встречен жителями Пловдива. Отказался принимать участие в подготовке антиосманского Апрельского восстания (1876), критиковал решение Берлинского конгресса (1878) о разделе исторической обл. Македония, уроженцем к-рой являлся. Опубликовал многочисленные статьи по поводу болг. церковного вопроса в журналах «Македония», «Право», «Век», «Прогресс» (Напредък) и «Чтение» (Читалище). Составил «Надгробное пение, или Последование утреннее во святую и Великую Субботу» (Цариград, 1866). Похоронен в кафедральном соборе Успения Пресв. Богородицы в Пловдиве.