Теория в нем. востоковедении кон. XIX - нач. XX в., согласно к-рой все древние культуры сформировались из культуры Месопотамии, т. к. космологические и литературные образы, существовавшие также в Египте, Др. Аравии, Эламе, Персии, Индии, Китае, Микенах, Этрурии, Др. Америке и доисторической Европе, засвидетельствованы в Месопотамии раньше. В основном это касалось астрологии и библейских сюжетов. Главные представители П.: Фридрих Делич, Г. Винклер, А. Иеремиас и др.
Идеи о первичности вавилонской культуры по отношению к др. культурам сформулировал Ф. Хоммель (Hommel. 1885). Происхождение иудаизма из вавилонской религ. культуры отстаивал Делич (Delitzsch. 1902-1905). В дальнейшем идеи П. развивали его ученики Винклер (Winkler. Die babylonische Kultur. 1900; Idem. Geschichte Israels. 1900; Idem. 1902) и Иеремиас (Jeremias. 1904; Idem. 1907; Idem. 1909; Idem. 1913). Последний считал шумерскую, а не вавилонскую цивилизацию родоначальницей всех др. культур. П. Йенсен видел во мн. библейских текстах переложение месопотамских традиций, такие сравнения он проводил вплоть до новозаветных сюжетов (напр., евангельские традиции и тексты ап. Павла он интерпретировал как восходящие к мифу о Гильгамеше - Jensen. 1906).
Критика П. возникла в историографии с самого начала его развития. (О дискуссии по вопросам П. в рус. церковной науке см. соответствующий раздел в ст. Библеистика.) После первой мировой войны дискуссия о П. сошла на нет. Сама теория не рассматривается в наст. время в качестве научной, но нек-рые ее идеи сохраняются в модифицированном виде. Напр., научно актуальными остаются вопросы о лит. преемственности библейских и вавилонских текстов и традиций (см. в ст. Ассириология). (Сравнительный метод в исследовании Свящ. Писания получил развитие уже в XIX в. (П. Г. Гункель и Х. Грессманн), см. также в ст. Библеистика.)