Алексей Степанович (12.05.1832, Томская губ.- 16.08. 1898, Москва), рус. ученый-канонист, доктор церковного права, чл.-кор. имп. АН (с 1873). Сын причетника из Томской губ., по окончании семинарии, в 1854 г., поступил в КазДА. Окончив ее 1-м магистром богословия, в 1859 г. П. был назначен преподавателем Казанской ДС по общей и церковной истории, затем перешел на кафедру литургики и канонического права КазДА (с 10 янв. 1859). В 1864 г. преподавал в Казанском ун-те на кафедре церковного права. В 1865 г. командирован за границу на год; работал гл. обр. в Гейдельбергском ун-те, где познакомился с канонистом Цахарие фон Лингенталем. В 1867 г. П. стал экстраординарным профессором КазДА; в 1869-1875 гг. являлся ординарным профессором канонического права в Новороссийском ун-те (Одесса); с 1875 г. до своей кончины П. был профессором канонического права в Московском ун-те и преподавателем рим. права в лицее им. цесаревича Николая.
В начале служебной деятельности П. написал неск. статей по литургике. Среди них - «Древние русские пасхалии на осьмую тысячу лет» (ПС. 1860. Ч. 3. С. 331-356), «Древние христианские праздники в честь мучеников» (Странник. 1860. № 7. Отд. 2. С. 1-23), «Страстная неделя» (ДБ. 1860. № 14. С. 409-428), «О празднике Пятидесятницы» (Там же. 1861. № 23. С. 121-131). Дальнейшие его исследования посвящены проблемам церковного права. Основной темой его научных трудов стало развитие традиций канонического права в средневековой Руси и их истоки в Византии и в славянских балканских странах. Цель своих трудов П. видел в написании истории визант. права у южных славян и на Руси. В Казани П. издал неск. работ по каноническому праву: «О кормчей инока-князя Вассиана Патрикеева» (ПС. 1862. Ч. 3. С. 93-112), «Личные отношения супругов по греко-римскому праву» (УЗ Каз. ун-та. 1865. Ч. 1. С. 89-104), «Об участии мирян в делах Церкви с точки зрения православного» (речь, произнесенная на университетском акте; Там же. 1866. Ч. 1. С. 481-526). Крупнейшей работой казанского периода жизни П. стала монография «Первоначальный славяно-русский Номоканон» (Там же. 1869. Прил. С. 1-100). В этой работе П. установил болгарское происхождение «Закона Судного людем», доказал, что краткая его редакция, предназначенная для духовных судей, появилась позднее пространной (для судей гражданских), высказал предположение о том, что «Закон Судный людем» нередко вносился в сборники под названием «Русская Правда» как составная их часть и применялся наравне с др. частями сборников. «Русская Правда», по мнению П., соединилась с «Законом Судным людем» в пространную редакцию этого текста. Это исследование П. было удостоено Уваровской премии АН. В казанский период жизни П. работал также над рукописями Соловецкой б-ки, незадолго до того поступившей в КазДА, и издал некоторые основные памятники: «Церковно-судебные определения Киприана, митр. Новгородского» (ПС. 1861. Ч. 3. С. 335-348), «Послание старца псковского Елиазарова монастыря Филофея к в. кн. Василию Иоанновичу» (ПС. 1863. Ч. 1. С. 337-348), «Послание Геннадия Новгородского к Московскому Собору 1490 г.» (Там же. С. 476-481), «Апокрифическое слово Василия Великого о судиях и властителях» (Там же. 1864. Ч. 1. С. 365-374) и др. В одесский период благодаря нравственной и материальной поддержке со стороны Новороссийского ун-та П. имел возможность регулярно работать в б-ках Москвы и С.-Петербурга, выписывать копии с греч. рукописей из б-ки Оксфордского ун-та. В эти годы был написан ряд работ. В брошюре «Исторический очерк секуляризации церковных земель в России» (Од., 1871) П. исследует процесс развития идеи секуляризации монастырских и церковных вотчин в XVI в., выяснены финансовые, экономические и политические причины секуляризации имений. Церковь (в лице иосифлян) боролась за неприкосновенность имуществ не с гос-вом, а в своей же среде (нестяжатели); гос-во встречало неожиданные помехи в процессе изъятия церковных земель в первую очередь в силу обычаев и преданий, господствовавших над ним самим. Потому оно и не смогло добиться своих конечных целей. Важнейшее значение для изучения истории византийского и русского церковного права имеет кн. «Номоканон при большом Требнике» (Од., 1872; М., 18972). П. нашел греч. подлинник Номоканона, поиски к-рого велись с сер. XVIII в., и подробно изложил его историю в Византии и России. Издание памятника сделано им на основании 6 списков и снабжено примечаниями; оно было высоко оценено современниками (Д. Ф. Беляевым, М. И. Горчаковым), удостоено Уваровской премии. П. издал также «Еще Наказный список по Стоглаву» (ЗИНУ. 1873. Т. 9. С. 1-37), «Отрывки греческого текста канонических ответов русского митрополита Иоанна II» (СПб., 1873), «Замечательнейшие рукописи канонического содержания в Московской синодальной (бывшей патриаршей) библиотеке» (ЗИНУ. 1874. Т. 13. С. 144-175), «Замечания о грузинском Номоканоне: Письмо к академику М. И. Броссе» (ЗИАН. 1874. Т. 25. № 1), «Замечания на программу издания, в русском переводе, церковных правил с толкованиями, принадлежащих греч. канонистам XII в. Аристину, Зонаре и Вальсамону» (ЗИНУ. 1875. Т. 16. Прил. С. 1-17). В это же время у П. сложился план составления полной истории визант. права и рецепции его в России. Он предполагал начать с критического издания слав. текстов, разработать их внешнюю историю; затем должна была следовать т. н. внутренняя история, т. е. определение, насколько юридические нормы, содержащиеся в источниках визант. права, оказали влияние на развитие и установление юридической жизни слав. народов.
В московский период (с 1875) П. издал ряд важнейших трудов. В работе «Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян» (СПб., 1878; отзыв на сочинение А. Н. Попова «Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян». М., 1875) П. впервые использовал мн. ранее неизвестные греческие и славянские документы. В «Памятниках древнерусского канонического права, изданных в 6 томе Русской исторической библиотеки» (1880) П. собрал канонические ответы, постановления и поучения рус. иерархов, постановления Соборов, грамоты К-польских патриархов, послания русских и литовских князей, чинопоследования. «Книги законные, содержащие в себе, в древнерусском переводе, византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные, вместе с греческими подлинниками и с историко-юридическим введением» (СПб., 1885) представляют собой выборки из визант. юридических сборников («Эклога», «Земледельческий закон», «Прохирон») тех статей, к-рые применялись в России московского периода. В монографии по брачному праву «Пятидесятая глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права» (М., 1887; удостоена премии митр. Макария) П. установил слав. источник 50-й главы Кормчей (статья требника Петра (Могилы)) и источники составных частей этой статьи (статья «Ритуала» папы Римского Павла V и трактат хартофилакса К-польской Церкви Мануила Ксанфа о родстве как препятствии к браку); кроме того, издал текст 50-й главы Кормчей параллельно с ее источниками. Еще одной значимой работой П. в 90-х гг. XIX в. стало издание серии публикаций в новом ж. «Византийский временник», посвященных многочисленным ранее не известным памятникам визант. церковно-правововой традиции, преимущественно XI-XII вв. П. первым из рус. канонистов высказал и обосновал положение о том, что церковное право «прежде всего, есть наука юридическая, для разработки и изложения которой необходимо такое же отношение к ее материалам, какое вообще усвоено разработке и изложению наук юридических». Впосл. этой т. зр. придерживались др. рус. канонисты, в т. ч. В. Н. Бенешевич.