Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НОВОКАХОВСКАЯ И ГЕНИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ
51, С. 632-641 опубликовано: 2 марта 2023г.


НОВОКАХОВСКАЯ И ГЕНИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ

Собор во имя ап. Андрея Первозванного в Нов. Каховке. 1999–2012 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Собор во имя ап. Андрея Первозванного в Нов. Каховке. 1999–2012 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Собор во имя ап. Андрея Первозванного в Нов. Каховке. 1999–2012 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Украинской Православной Церкви (УПЦ), учреждена решением Синода УПЦ от 14 дек. 2007 г. как Каховская и Бериславская, отделена от Херсонской и Таврической епархии, с 21 дек. 2007 г. Новокаховская и Бериславская, с 14 апр. 2009 г. имеет совр. название. Согласно решению Синода УПЦ от 14 дек. 2007 г., территорию епархии составили северные, центральные и восточные районы Херсонской обл. (Украина), расположенные на правом и левом берегах Днепра в нижнем течении,- Бериславский, Великоалександровский, Великолепетихский, Верхнерогачикский, Высокопольский, Генический, Горностаевский, Ивановский, Каховский, Нижнесерогозский, Нововоронцовский и Новотроицкий. Собор епископов УПЦ 21 дек. 2007 г. утвердил решение Синода и включил в состав епархии г. Нов. Каховка Херсонской обл. Н. и Г. е. разделена на 13 благочиннических округов (границы округов соответствуют границам районов). Правящий архиерей - еп. Филарет (Зверев; с 12 февр. 2011). Кафедральные соборы - во имя ап. Андрея Первозванного (Нов. Каховка), в честь Покрова Пресв. Богородицы (Каховка), в честь Рождества Пресв. Богородицы (Геническ). Статус кафедрального имел Введенский храм в Бериславе. В 2018 г. в Н. и Г. е. имелось 190 приходов, 2 монастыря (женский и мужской), в епархии служили 93 священника и 4 диакона. При ЕУ работают отделы: миссионерско-просветительский, образования, по делам молодежи, по делам семьи, по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством, благотворительности и социального служения.

Православие на территории Н. и Г. е. до образования епархии

К кон. XV в. нижним правобережьем Днепра владели османы, нижним левобережьем - Крымское ханство, находившееся с 1475 г. в вассальной зависимости от Порты. На месте Берислава с кон. XIV в. существовала крепость золотоордынского хана Тохтамыша, в кон. XIV - нач. XV в.- литовско-рус. крепость, к-рая в XV в. перешла в руки османов и получила название Кызы-Кермен (с 1784 Берислав). Около Кызы-Кермена османы и татары строили крепости для контроля за переправой через Днепр: Ислам-Кермен (Аслан-Кермен, Каховка) - на левом берегу Днепра, напротив Кызы-Кермена - Мубарек-Кермен (Шагин-Гирей), Мустрит-Кермен (Мустрит-Тавань) - на о-ве Таванском. Ниже Кызы-Кермена по течению Днепра стояли другие тур. крепости, самая известная - Тягинская (на месте совр. с. Тягинки), выше - крепость у Пропасной балки, где в кон. XVIII в. было устроено подворье Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни, преобразованное в нач. XIX в. в Бизюков Пропасной во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужской монастырь. В 1695 г. объединенные войска московского воеводы Б. П. Шереметева и гетмана И. С. Мазепы овладели Кызы-Керменом и Мустрит-Керменом. На Таванском о-ве был устроен гарнизон из российских и казацких полков, возведена в 1695-1701 гг. ц. вмч. Георгия. Вскоре Османская империя вынудила царя Петра I Алексеевича крепости разрушить, гарнизоны вывести. В 1709-1711 гг., после разрушения Старой Сечи, неподалеку от совр. с. Мылового Бериславского р-на находилась столица запорожских казаков. В период Новой Сечи (1734-1775) запорожцы создали паланки: на левом берегу в устье Днепра находился центр Прогнойской паланки, на правом берегу - Ингульская (Перевизская) паланка, охватывавшая земли между Днепром и левым берегом Ингульца, с центром ниже устья Ингульца. Повсеместно создавались небольшие казацкие хутора-зимовники. Ко времени вхождения Н. Приднепровья в состав Российской империи, в 1774-1783 гг., на территории Н. и Г. е. проживали в небольших поселениях запорожские казаки, гайдамаки, ногайцы (ногайские татары) и крымские татары.

Нижнее правобережье Днепра было отделено от Османской империи и присоединено к Российскому гос-ву по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г., завершившему русско-тур. войну 1768-1774 гг. На присоединенных территориях, составивших Новороссийскую и Азовскую губернии, 9 сент. 1775 г. была создана Славянская и Херсонская епархия, в 1786 г. переименованная в епархию Екатеринославскую и Херсонеса Таврического (см. статьи Херсонская и Таврическая епархия, Днепропетровская и Павлоградская епархия). 9 мая 1837 г. епархия была разделена на Херсонско-Таврическую епархию с центром в Одессе и Екатеринославско-Таганрогскую с центром в Екатеринославе (ныне Днепр (Украина), до 1797/98, в 1802-1918 и 1919-1926 Екатеринослав, в 1797/98-1802 Новороссийск, в 1918-1919 Сичеслав, в 1926-2016 Днепропетровск), территория Н. и Г. е. вошла в состав Херсонско-Таврической епархии. 16 нояб. 1859 г. Херсонско-Таврическая епархия была разделена на Херсонско-Одесскую с центром в Одессе и Таврическо-Симферопольскую с центром в Симферополе. Земли Н. и Г. е. по правому берегу Днепра вошли в состав Херсонско-Одесской епархии (часть Херсонского у.), земли по левому берегу Днепра - в состав Таврическо-Симферопольской епархии (Днепровский и Мелитопольский уезды).

После присоединения нижней части Днепра к Российской империи на месте казацких зимовников создавались слободы, в наиболее крупных поселениях в кон. XVIII и в XIX в. строили правосл. храмы. В 1781 г. богослужения совершались во временных храмах в слободах Омелова (Меловое, ныне с. Мыловое), Тягинка, Бургунка и Перетовка (Дудчина Балка, Дудчаны), к-рые ныне входят в состав Бериславского и Нововоронцовского благочиний Н. и Г. е. В 1782 г. в Кызы-Кермен был сплавлен по Днепру в разобранном виде казацкий деревянный храм, сложенный из дубовых колод в 1726 г. в Переволочно. Его собрали в центре города и освятили 29 сент. 1784 г. в честь Воскресения Христова. Вместе с храмом были перевезены резной иконостас, напрестольные печатное Евангелие 1697 г. и крест с мощами Киево-Печерских святых. В 1780-1781 гг. была построена деревянная Николаевская ц. в Тягинке, через неск. лет храм «по ветхости упразднен» и в 1807 г. заложен каменный, последнее здание храма было построено в 1896 г. Каменный храм во имя апостолов Петра и Павла в Омелове возводился в 1788-1800 гг. Создание мон-рей в 80-х гг. XVIII в. в пределах Славянско-Херсонской (Екатеринославской и Херсонеса Таврического) епархии связано с именем кн. Г. А. Потёмкина, способствовавшего учреждению в 1782 г. Бизюкова Пропасного мон-ря. Кн. Потёмкин дал разрешение старообрядцам селиться на левом берегу Днепра, в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. активно поддерживал учреждение старообрядческого Корсунского мон-ря, подчиненного Екатеринославским архиереям (см. Корсунской иконы Божией Матери женский монастырь).

После присоединения в 1783 г. к России Крымского ханства, в 90-х гг. XVIII в., шло заселение нижнего левобережья Днепра, к-рое сопровождалось строительством здесь правосл. храмов. В 1790 г. кнг. Вяземская построила в с. Н. Рогачик каменный храм во имя св. кн. Александра Невского. Каменная Покровская ц. в с. Каховка в 1791 г. «заложена и построена полковником Дмитрием Матвеевичем Куликовским. Вместе с церковью... обселена и слобода Каховка на Таврической степи, противу Берислава, близ речки Конской». В 1792 г. в с. Каиры часовня Вознесения Господня «обращена во временную церковь с выдачею антиминса и с дозволением приискать священника из выходцев подольских». В 1796 г. построена каменная Георгиевская ц. в с. Князе-Григоровка (Гавриил (Розанов). Историко-хронологическое описание. 1848. С. 62-64). В 1799 г. появился молитвенный дом в Б. Лепетихе. Новый каменный Покровский храм, возведенный на месте обветшавшего, был освящен в Каховке в 1861 г.

В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. на правобережье Днепра в пределах совр. Н. и Г. е. были возведены храмы: каменный Николаевский в с. Николаевка (с 1821 Ново-Воронцовка) (1795), каменный Николаевский в с. Б. Александровка (1805, в 1829 заложено новое здание), Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Ивановке (1807), каменный Адриано-Наталиевский в Заградовке (1810), Вознесенский в Золотой Балке (1827), каменный Михайловский в М. Александровке (1829), каменный Михайловский в Архангельском (1830), каменный Успенский в Бериславе (1835), молитвенный дом в Качкаровке (1829, в 40-х гг. XIX в. возведена каменная Покровская ц., в 1909-1919 построен новый Покровский храм неподалеку от старого). На левом берегу Днепра в тот же период построены: Преображенская ц. (1798) и Николаевский молитвенный дом (1813) в М. Лепетихе, церкви Димитриевская (1802) и Корсунской иконы Божией Матери в Корсунском мон-ре (1803), Николаевская в Б. Лепетихе (1807), каменная Григорьевская в Князе-Григоровке (1810), каменная Преображенская в Каирах и деревянная Михайловская в Рубановке (1811), Преображенская (1811) и Покровская (1820) в Горностаевке, Николаевская каменная в Н. Рогачике (1815), Николаевская в В. Рогачике (1820, с 1810 действовал молитвенный дом, в 1878 построена каменная Николаевская ц.), Николаевская в Н. Серогозах (1821), Варваринская в Агайманах (1826), каменная Казанская в Заводовке (1827), Успенская в Усть-Азовском (ныне Геническ) (1828, в 1855 сгорела при обстреле города англо-франц. эскадрой, вскоре выстроена в камне), каменная Михайловская в М. Лепетихе (1829), каменная Троицкая в Любимовке (1831).

Наиболее крупным населенным пунктом на территории Н. и Г. е. в XIX в. был заштатный город Херсонской губ. Берислав, к нач. XX в. ставший центром церковного округа. В 1784 г. в городе был освящен деревянный храм в честь Воскресения Христова. В 1809 г. образовался приход в честь Успения Пресв. Богородицы, богослужения совершались в молитвенном доме, в 1811 г. началось возведение каменного Успенского храма, освященного в 1835 г. В 1852 г. в Бериславе построили кладбищенскую ц. во имя Всех святых. В 1877-1878 гг. деревянную Воскресенскую ц. снова разобрали и поставили на краю города. Новый, каменный, 3-престольный храм, построенный в ознаменование победы в русско-тур. войне, был освящен в 1882 г. в честь Воскресения Христова, старый, деревянный,- в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В 1897 г. Синод дал разрешение ежегодно после праздника Св. Троицы приносить в Берислав из Херсона чудотворную Касперовскую икону Божией Матери, икону также переносили в Григорие-Бизюков мон-рь. Бериславскому благочинническому округу в 1811 г. принадлежали приходы, расположенные на севере и северо-западе Херсонского у.: ныне входящие в состав Криворожской и Никопольской епархии села Кривой Рог, Широкое, Марьинское и входящие в состав Н. и Г. е. 2 храма в Бериславе, церкви в селах Омелово, Заградовка, Ивановка. В 1868 г. в состав 4-го благочиннического округа Херсонского у. входили 24 прихода: 3 - в Бериславе, в Б. Александровке, Ново-Дмитровке, Архангельском, Ивановке, Ново-Воронцовке, Ивановке, Золотой Балке, Качкаровке, Меловом (бывш. Омелово), Ново-Каменке (Херсонские ЕВ. Отд. офиц. 1868. № 23. С. 454-463). В 1875 г. в состав Бериславского окр. вошли правобережные приходы совр. Н. и Г. е.: 3 - в Бериславе, 2 - в Ивановке, в Меловом, Ново-Каменский, Качкаровский, Малоалександровский, Золотобалковский, Большеалександровский, Ново-Дмитровский, Архангельский (Там же. 1875. № 24. С. 845). К 1881 г. в Херсонском у. Херсонской и Одесской епархии сформировались границы благочиннических округов, остававшиеся почти неизменными до 1917 г. В Херсонский окр. (впосл. разделен на 2 округа) вошли приходы в Бериславе и в Тягинке, в Нововоронцовский - приходы 7 местечек и сел, в Широковский - приходы 6 местечек и сел совр. Н. и Г. е. (Там же. 1881. № 20. С. 536-542).

В нач. XX в. на правобережье Днепра в пределах Херсонского у. на территории Н. и Г. е. правосл. храмы имелись в 24 населенных пунктах. В Бериславе действовали 4 храма, по 2 храма имелось в Б. Александровке (Николаевский и Александро-Невский), М. Александровке, Меловом, Новопавловке. Наиболее значительными общинами помимо приходов в Бериславе являлись приходы в Тягинке, Б. Александровке, Ново-Воронцовке, в селах Архангельское (ц. во имя арх. Михаила, построена в 1897) и Качкаровка. Село Б. Александровка (до 1803 Новоалександровка, ныне пос. Вел. Александровка) в кон. XIX в. стало центром благочиния, при Николаевском храме была открыта церковноприходская школа. В Херсонском у. находился богатый земельными владениями Григорие-Бизюков мон-рь. На левобережье Днепра на территории Н. и Г. е. наиболее крупные приходы были в Каховке, Горностаевке, Каирах (Днепровский у.), Геническе, В. Рогачике (Николаевская ц., Успенский храм, построенный в 1870), Б. Лепетихе (Николаевская ц., в 1881 началось строительство каменной ц. во имя св. кн. Александра Невского), Н. Серогозах, в селах Рубановка, Агайманы (Мелитопольский у.). В Днепровском у. в пределах Н. и Г. е. правосл. храмы также действовали в Британи, Б. Благовещенке, Воскресенской, Громовке, Догмаровке, Заводовке, Князе-Григоровке, Константиновке, Любимовке, Натальевке, Нов. Благовещенке, Ново-Дмитровке, Новоелизаветовке, Новониколаевке, Новомихайловке, Новоалександровке, Новоалексеевке, Новопокровке, Новорепьевке, Новотроицком, Отрадовке, Софиевке, Чалбасах, Чернянке. В Мелитопольском у. в пределах Н. и Г. е. правосл. храмы имелись в Благодатном, Болграде, В. Серогозах, В. Торгаях, Зеленом, Ивановке, Калге, Екатериновке, М. Лепетихе, Николаевке, Н. Торгаях, Н. Рогачике, Новогригоровке, Новоалександровке, Семёновке, Павловке (Мустапой), Петровке (Мустапой), Покровке, Ст. Домузле, Стокопанях, Ушкалке, Чокраке, Шоттовке, Юзкуе, Демяновке.

Геническ сильно пострадал во время Крымской войны, при обстреле города сгорела в числе др. построек Успенская ц., вскоре вместо нее был сооружен Успенский собор. В кон. XIX - нач. XX в. местный подвижник старец Созонт (ок. 1850-1908) испросил позволение на выделение земли для устройства мон-ря. Участок выделили, здесь старец вырыл земляную келью, собирал средства на храм подаянием. В 1904 г. на собранные старцем Созонтом средства и на его вклад было устроено Геническое подворье Кизилташского во имя святителя Стефана Сурожского монастыря, в 1907 г. на подворье была построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Третий храм появился в Геническе также в нач. XX в.: на русское кладбище была установлена церковь, перевезенная из Юзкуя. В 10-х гг. XX в. в городе образовалась жен. община, однако своей церкви у нее не было. После кончины старца Созонта в Геническе продолжалось его почитание.

К нач. XX в. в пределах Н. и Г. е. жило небольшое число старообрядцев - поповцев и беспоповцев, а также единоверцев (см. Единоверие). В 1883 г. в В. Рогачике насчитывалось 23 старообрядца, в Н. Рогачике - 15, в Б. Лепетихе - 18, в М. Лепетихе - 39, в Горностаевке - 17, в Каирах - 5, в Агайманах - 10 старообрядцев. В Тягинке имелась немногочисленная община беглопоповцев (Херсонские ЕВ. 1901. № 13. Приб. С. 471). К нач. XX в. в регионе среди сторонников Белокриницкой иерархии имелось значительное число противоокружников (см. в ст. «Окружное послание»). В 1908 г. противоокружники жили в селах В. Рогачик (37 чел.), Н. Рогачик (27 чел.), Б. Лепетиха (58 чел.), М. Лепетиха (36 чел.), Б. Знаменка (50 чел.) и др.

В ходе революционных событий в кон. 1917 г. у церковных учреждений изымалось недвижимое имущество. На чрезвычайном собрании духовенства и мирян Херсонско-Одесской епархии, проведенном в нач. янв. 1918 г., говорилось о необходимости изыскивать новые способы получения доходов для содержания митрополии и митрополичьего дома «ввиду... отнятия всего земельного и денежного имущества Григорие-Бизюкова монастыря, бывшего до последнего времени главным источником содержания Херсоно-Одесской кафедры» (Херсонские ЕВ. Отд. офиц. 1918. № 9. С. 101).

В 1917 - нач. 1918 г. в Херсонском у. были изменены границы благочиннических округов. Округа 1-й, 2-й Херсонские и Нововоронцовский были преобразованы в Херсонский, Станиславский, Бериславский и Нововоронцовский. На 24 окт. 1918 г. в составе Бериславского округа числилось 8 приходских храмов и 1 приписной, Нововоронцовского - 12 приходских, Широковского - 16 приходских храмов и 1 приписной, Большеалександровского - 14 приходских и 1 приписной храм (ЦДАВО. Ф. 1071. Оп. 1. Д. 212. Л. 75, 76-77). По др. списку значилось: в Бериславском окр.- 27 приходских церквей и 3 приписные, в Нововоронцовском - 26 приходских и 4 приписные, в Широковском - 19 приходских и 1 приписная, в Большеалександровском - 16 приходских церквей (Там же. Л. 78).

Весной 1918 г. поселения в Херсонском и Днепровском уездах терроризировали банды, сочувствующие большевикам. В пятницу 1-й седмицы Великого поста Бизюков мон-рь подвергся нападению. К кон. марта в мон-ре прекратили работу все благотворительные и просветительские учреждения: детский приют, школа с ремесленными классами, лазарет, семинария (Херсонские ЕВ. 1918. № 8. С. 48-49). Нападения на мон-рь совершали и позднее - в 1918 и 1919-1920 гг. В нач. 1919 г. от рук большевиков погибли иеромонахи Иосиф, Мисаил, Мелетий, иеродиаконы Сергий и Василий, схим. Пантелеимон, монахи Геласий и Феодосий, инок Иоанн (Алфёров), послушники Николай и Евтихий. В 1920-1921 гг. в Успенском храме в Бериславе служил бывш. насельник Григорие-Бизюкова мон-ря иером. сщмч. Онуфрий (Гагалюк). Весной 1922 г. он был возведен в сан архимандрита, осенью 1921 - весной 1922 г. находился в бывш. Бизюковом мон-ре для создания там прихода.

Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Бериславе. 1-я пол. XVIII в. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Бериславе. 1-я пол. XVIII в. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Бериславе. 1-я пол. XVIII в. Фотография. 10-е гг. XXI в.

В 20-30-х гг. XX в. неоднократно изменялось административно-территориальное деление, что отражалось на границах епархиальных структур. Осенью 1921 г. советские власти провели перепись верующих. 11 окт. Херсонское духовное правление предоставило херсонской комиссии по отделению Церкви от гос-ва ведомости о церквах, священниках и прихожанах в Херсонском у. В Большеалександровском благочинническом округе значились Александро-Невская ц. в с. Трифоновка, Казанская ц. в с. Давыдов Брод (в приходе - 1368 жителей села и 4 деревень), Архангело-Михайловская ц. в М. Александровке, Николаевская ц. в Б. Александровке, Свято-Духовская ц. в Ново-Дмитровке (3471 прихожанин), Николаевская ц. в Староселье (1681 прихожанин в селе и в 3 деревнях), Архангело-Михайловская ц. в Архангельском, Трехсвятительская ц. в Блакитном, Николаевская ц. в Сергеевке, Адриано-Наталиевская ц. в Заградовке, Иоанно-Предтеченская ц. в с. Ивановка (Кочубея), Александро-Невская ц. в Б. Александровке, Рождество-Богородичная ц. в мест. Шестерня (5391 прихожанин; ныне село в Днепропетровской обл.). В Нововоронцовском окр., за исключением сев. части, ныне входящей в состав Днепропетровской обл., значилась Рождество-Предтеченская ц. в Ивановке (2047 прихожан в селе и в 2 деревнях). В Бериславском окр. отмечены: Введенская, Воскресенская, кладбищенская Всехсвятская, Успенская церкви в Бериславе (прихожан в 4 приходах города - 2695 чел.), Исидоровская ц. в с. Дудчаны (3342 прихожанина в селе и в 2 деревнях), Покровская ц. в Качкаровке (3292 прихожанина в селе и деревне), Архангело-Михайловская ц. в Меловом (459 прихожан в селе и 3 деревнях), Вознесенская ц. в с. Ново-Каменка (2866 прихожан в селе и 2 деревнях), Николаевская ц. в Тягинке (3216 прихожан в селе, 9 деревнях и на хуторах). В состав Висунского окр. входил Николаевский храм в с. Ново-Павловка (1665 прихожан в селе, в 4 деревнях и на хуторе) (ГА Херсонской обл. Ф. Р-1887. Оп. 3. Д. 694. Л. 1, 4, 5 об.- 7 об., 9). В 1921-1923 гг. были составлены арендные договоры на храмы общин в Качкаровке, Борозенском, Меловом, Оскоровке, Ново-Архангельском, Ново-Воронцовке, Дудчине, Новокаменке Качкаровского р-на (Там же. Д. 692. Л. 3).

В кон. апр. 1922 г. в Берислав пришла директива Херсонского уездного исполкома о немедленном изъятии церковных ценностей. До 1 мая тройка исполкома в сопровождении вооруженного отряда изъяла ценности из городских синагог, затем из 3 правосл. храмов и из Всехсвятского храма, примкнувшего к Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В нач. мая ценности были изъяты из Покровской ц. Григорие-Бизюкова мон-ря, затем из храмов в Меловом, Качкаровке, из костелов и кирхи в Михайловке, Змиевке, Старошведском. Кампания по изъятию ценностей продолжалась до кон. окт. 1923 г. и сопровождалась сопротивлением верующих, власти использовали вооруженную силу. В с. Ивановка Нововоронцовской вол. при изъятии ценностей в 1922 г. верующие вместе со священником проявили неповиновение властям, против прихожан послали военный отряд, обошлось без жертв. В с. Отбедове (Васильевка) на Николаевщине при изъятии ценностей были убиты священник, церковный староста и глава церковноприходского совета.

Одним из способов антирелиг. борьбы было лишение священнослужителей, церковнослужителей и членов их семей, а также церковных активистов избирательных прав. К 1924 г. в с. Золотая Балка Качкаровского р-на были лишены избирательных прав свящ. Харалампий Златарев, псаломщик Василий Кузьменко, Р. Рымар, К. Невенчаный, П. Хорунжая, В. Кудря. К 1 янв. 1926 г. в Бериславском и Качкаровском районах были лишены избирательных прав священники Александр Вышегородский, Сергий Ногачевский, Феодор Статкевич и Александр Гординский (Берислав), Михаил Иваницкий (Меловое), Михаил Клисич (Тягинка), Михаил Пухальский (Качкаровка), диаконы Сафоний Полтавченко (Качкаровка), Василий Розанов (Берислав), архидиак. Платон Якименко, а также священники УАПЦ и обновленцы. В янв. 1930 г. избирательных прав были лишены жители с. Мелового: свящ. Виктор Матухнов, его жена Ольга, псаломщик Серафим Грибовский, Пелагия Грибовская, Тамара Грибовская, вдова священника Александра Мураневич и ее дочь Мария.

В пределах совр. Херсонской, Одесской и Николаевской областей процесс создания приходов УАПЦ шел значительно медленнее, чем в северных укр. регионах. В июне 1922 г. приходы УАПЦ на территории упраздненной Херсонской губ. именовались округом «Степь», их центр располагался в Одессе. К нач. 1923 г. в Херсонском окр. насчитывалось 2 прихода «липковцев» (см. Липковский В.), в Елисаветградском - 1 приход (возможно, их было больше). В Бериславском р-не в УАПЦ перешли приходы Всехсвятский в Бериславе и в с. Новорайск. В отношении священнослужителей и населения к обновленчеству в докладе Каховского райисполкома за период с 25 нояб. по 25 дек. 1923 г. отмечается, что священники, за исключением двоих, являются «ярыми тихоновцами». «Население же, ввиду незнакомства с течением Живой церкви, в движении такового не принимает никакого участия» (Там же. Оп. 1. Д. 729. Л. 1-69; Д. 740. Л. 1-106). Существовала обновленческая Херсонская епархия. 14-15 марта 1928 г. прошел 3-й епархиальный съезд, на к-ром было зафиксировано увеличение в 1926-1927 гг. числа церквей епархии с 5 до 17; большинство приходов располагались в Херсоне и близлежащих к Херсону селах и местечках (ГА Черкасской обл. Ф. Р-314. Оп. 1. Д. 2. Л. 21-24).

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Геническе. 1907 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Геническе. 1907 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Геническе. 1907 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

В кон. 20-х гг. XX в. шел процесс активного закрытия и разрушения храмов в регионе. Построенный в 1908-1919 гг. на средства местных жителей Покровский храм в Качкаровке (архит. А. Бернардацци) был закрыт в 1930 г. (старый храм в Качкаровке, построенный в сер. XIX в., в 1928 был предназначен к сносу). Твердость прихожан, сутками дежуривших в храме, не дала властям возможности разобрать Покровскую ц., в здании был открыт пункт хранения зерна. Многие протестовавшие сельчане подверглись репрессиям. В 1930 г. были закрыты Николаевская ц. в Б. Александровке (вскоре разрушена), Николаевская ц. в Б. Лепетихе, Успенская ц. в Бериславе (использовалась как зернохранилище). В 30-х гг. закрыли Иоанно-Богословскую ц. в Ивановке (вскоре была разрушена), Покровскую ц. в Каховке (размещен военкомат), Николаевскую ц. в Н. Серогозах, Николаевскую ц. в Ново-Воронцовке, Свято-Троицкую ц. в Новотроицком, Александро-Невскую ц. в Б. Лепетихе (закрыта в 1934, разрушена после 1945). В Геническе один из храмов был разрушен в нач. 20-х гг. XX в., в 1934 г. разобрана кладбищенская церковь. В 1932 г. был закрыт, в 1936 г. разрушен Успенский собор. В 1938 г. здание храма Рождества Богородицы передали клубу «Спартак», были снесены купола, осквернена могила старца Созонта. Перед войной храм стал зернохранилищем. До начала войны упразднили Покровскую ц. в В. Рогачике. Введенскую и Воскресенскую церкви в Бериславе закрыли в 1939 г. В 1939-1940 гг. были разрушены храмы в селах Меловое и Дудчаны.

Во время гонений пострадали мн. клирики и миряне, служившие и жившие на территории Н. и Г. е.: священномученики Прокопий (Титов) и Онуфрий (Гагалюк), священники Петр Антонович (служил в Тягинке), Лев Байков (служил в Каховке), Виктор Бешляга (род. в Каховке), Феодосий Берлов (служил в селах Красносельское Бериславского р-на, Любимовка Каховского р-на), Александр Вышгородский (служил в Бериславе), Виктор Долгополов (служил в с. Наталовка Каховского р-на), Александр Долгополов (род. в Каховке), Никифор Колесников-Архангельский (род. в Бериславе), Константин Мышевский (служил в с. Нововознесенском Нововоронцовского р-на), Сергий Ногаевский (Ногачевский) (служил в Бериславе, Цюрупинске), Димитрий Пономарь (служил в Голой Пристани), Петр Руднев (служил в с. Нов. Маячка Каховского р-на), Евгений Симонов (служил в Б. Александровке), Феодор Статкевич (служил в Меловом, Бериславе, в с. Трифоновка Большеалександровского р-на), Илия Токовило (служил в Бериславе), Евстафий Третьяк (служил в Новоалексеевке Генического р-на), Никанор Якубович (служил в Новогригоровке Генического р-на). В списках репрессированных и реабилитированных значатся также монашествующие и активисты Церкви: мон. Афанасий (Сторчеус; род. в М. Александровке), мон. Константин (Литвиненко; нес послушание в Корсунском мон-ре), Елизавета Еременко (прислуживала при церкви в Нов. Маячке Каховского р-на), Евдокия Зюзь (староста церкви в с. Любимовка Каховского р-на), Димитрий Карпушенко (псаломщик при церкви в с. Новодимитриевка Большелепетихского р-на), Гавриил Павлюченко (церковный староста в М. Александровке Большеалександровского р-на).

В период оккупации Украинской ССР немецко-фашистскими войсками и их союзниками был создан гражданский рейхскомиссариат «Украина», подразделявшийся на 6 генерал-комиссариатов (генерал-бецирков), в т. ч. «Николаев» и «Крым». Граница между Николаевским и Крымским генерал-комиссариатами (в сент. 1942 последний был реорганизован в Таврический генеральный округ рейхскомиссариата с центром в Мелитополе, Крымский п-ов находился в ведении германской и румынской военных администраций) проходила по Днепру. В пределах вост. части Николаевского бецирка были созданы 2 округа) - Херсонский и Большеалександровский, переименованный в нач. 1942 г. в Александрштадтский. В состав Таврического окр. вошли большинство левобережных районов Херсонской обл. и юго-западные районы Запорожской обл. В западной части Таврического бецирка созданы 3 округа - Алешковский, Каховский и Генический. Северо-восточные районы Херсонщины: Большелепетихский (Великолепетихский), Верхнерогачикский и Нижнесерогозский - в сент. 1942 г. вошли в состав Днепропетровского генерал-бецирка.

Автономная Украинская Церковь, к-рую до своей смерти в мае 1943 г. возглавлял митр. Алексий (Громадский), и УАПЦ архиеп. Поликарпа (Сикорского) поставили епископов в Николаеве и Мелитополе. Архиеп. Херсонский и Николаевский (Херсонский и Одесский) Автономной УПЦ Антоний (Марценко) возглавлял епархию с 22 авг. 1941 по март 1944 г., в 1943 г. проживал в г. Первомайске (Богоявленск). Мелитопольский и Таврический епископ Автономной Церкви Серафим (Кушнерук) с дек. 1942 по сент. 1943 г. управлял Крымской (Таврической) епархией с центром в Мелитополе. В состав епархии входили Таврический окр. и Крымский п-ов.

От УАПЦ в Николаев 12 мая 1942 г. (первоначально управление находилось в Кировограде) был назначен «епископ» Михаил (Хороший), в Мелитополь - «епископ» Сергий (Охотенко). В Александрштадтском окр. к июлю 1942 г. были зарегистрированы священники УАПЦ: С. Забудзинский - в Архангельском, Д. Черевко - в Ново-Воронцовке, В. Слюзаревский - в Александрштадте, В. Маеровский - в Давыдовом Броде, П. Кулага - в Новопавловке, Т. Олиевский в Березнеговатом. Только эти священники имели право совершать богослужения и требы в своих приходах, службы должны были проводиться на укр. языке. В приказах нем. властей в деталях регламентировались время проведения богослужений, участие в них населения, доходы духовенства. Ремонт и строительство церквей категорически запрещались (ГА Херсонской обл. Ф. 1520. Оп. 1. Д. 1. Л. 68, 98, 108, 116 об., 122; Ф. 1501. Оп. 1. Д. 23. Л. 112).

Осенью 1941 г. возобновилась церковная жизнь в Каховке. После взятия Каховки нем. войсками прот. Савелий Цыбульников обратился к коменданту с просьбой разрешить проведение богослужений в гостинице «Петроградская». Тогда же было учреждено Каховское благочиние в составе районов Каховского (Каховка, села Любимовка, Князе-Григоровка, Наталовка, Нов. Маячка, Черненька (ныне Чернянка), Днепряны), Чаплинского (с. Преображенка), Горноставского (села Горностаевка, Б. Благовещенка), Бериславского (Берислав (2 храма), Качкаровка). Благочинным в 1943 г. являлся прот. Савелий, награжденный 4 мая того же года митрой. Прот. Савелий по ночам крестил евр. детей, спасая их от смерти. После освобождения Украины от оккупации прот. Савелий в 1944 г. был арестован, до 1954 г. находился в заключении, с дек. 1954 по окт. 1955 г. служил настоятелем Введенского храма в Бериславе, принял постриг с именем Сергий в одесском Успенском мон-ре, упокоился в сане архимандрита 17 июля 1964 г. (Описание мон-рей, семинарии и храмов // Б-ка Одесской ДС. С. 346; ГА Херсонской обл. Ф. 3727. Оп. 1. Д. 4. Л. 59-65). С марта по июнь 1943 г. в Каховке нелегально жил и совершал богослужения Таганрогский еп. Иосиф (Чернов), в февр. 1943 г. высланный из Таганрога. Право служить в Каховке еп. Иосифу предоставил Мелитопольский еп. Серафим (Кушнерук), за что последнего вызывали в гестапо. С еп. Иосифом в Каховку приехали Александр Бухало (Бухалов), рукоположенный в Таганроге в янв. 1943 г., и Сергий (Петров; впосл. митрополит Одесский и Херсонский). Еп. Иосиф подарил местной Покровской ц. икону прп. Пелагии с надписью: «Покровскому собору в память моего временного служения в Каховке. Иосиф, епископ Таганрогский. 1943 года Вознесение» (Яблонська. 2006. С. 207).

По сведениям, предоставленным приходами Херсонщины органам советской власти после освобождения от оккупантов, в 1941 г. стали действующими 7 приходов в Каховском р-не, 13 приходов в Геническом р-не, 2 прихода в Бериславском р-не, 3 прихода в Нововоронцовском р-не, 2 прихода в Большеалександровском р-не, 2 прихода в Горностаевском р-не. В 1942 г. открылись приход в Калининском р-не, 2 прихода в Большеалександровском р-не. В 1943 г. возродились 3 прихода в Сивашском р-не, приход в Бериславском р-не, 2 прихода в Большеалександровском р-не. В 1944 г. открылся еще 1 приход в Большеалександровском р-не (ГА Херсонской обл. Ф. 3727. Оп. 1. Д. 119. Л. 5-6, 9-10, 12, 17, 20, 25). В Каховском окр. Таврического бецирка с 1942 г. в с. Софиевка, затем в с. Любимовка около Каховки служил прот. Петр Коломенский, в 1945 г. ставший благочинным Каховского окр. (Там же. Д. 54. Л. 15-16).

К сер. марта 1944 г. вся территория Херсонской обл. (учреждена 30 марта) была освобождена от немецких и румынских войск. В состав новосозданной области вошли 13 правобережных и левобережных районов Николаевской обл. и 6 районов Запорожской обл. В 1944-1945 гг. шла регистрация действующих церквей и молитвенных домов РПЦ. На территории Н. и Г. е. были зарегистрированы приходы: в Каховском р-не - 7, в Бериславском р-не - 3, в Нововоронцовском р-не - 2, в Большеалександровском р-не - 7, в Геническом р-не - 13, в Большелепетихском р-не - 5, в Нижнесерогозском р-не - 2, в Сивашском р-не - 3, в Ивановском р-не - 3, в Калининском р-не - 1, в Горностаевском р-не - 3, в Ново-Троицком р-не - 3, всего 52 прихода (Там же. Д. 119. Л. 1). К 1 мая 1945 г. были зарегистрированы еще 4 прихода (2 - в Большелепетихском р-не, приход в Нижнесерогозском и приход - в Нововоронцовском р-не) (Там же. Л. 44-45).

С кон. февр. 1945 г. фиксируются отказы в регистрации религ. орг-ций под всевозможными предлогами. 27 февр. 1945 г. отклонено заявление прихода в с. Золотая Балка Нововоронцовского р-на, заявление общины с. Ивановка того же района не принято к рассмотрению. 5 марта сняты с рассмотрения заявительные документы правосл. общины с. Князе-Григоровка, 1 нояб. повторное заявление было отклонено. 30 апр. отказано в регистрации приходу в с. Чапаевка Калининского р-на (повторный отказ в 1946). В июне 1945 г. не получили регистрацию общины в с. Константиновка Горностаевского р-на и в с. Торгаи Нижнесерогозского р-на. 17 сент. отказано в регистрации правосл. общине совхоза «Красный Маяк» (бывш. Григорие-Бизюков мон-рь), по повторному заявлению прихожан в 1946 г. решение не было принято. 18 дек. 1945 г. не принято к рассмотрению заявление прихода в с. Зап. Каиры (Там же. Д. 121. Л. 49).

В 1944-1945 гг. шло восстановление довоенных благочиннических округов. В нояб. 1944 г. при Александровском молитвенном доме в с. Б. Александровка был зарегистрирован в качестве благочинного прот. Константин Омельяновский. В 1945-1955 гг. в Александро-Невском храме служили благочинные округа свящ. Николай Зимовец, свящ. Алексий Скляренко, прот. Матфей Жеглов, свящ. Сергий Ноздряков, прот. Иоаким Олексюк (Там же. Д. 6. Л. 11-12, 15-17, 21, 85-91, 94-98, 119-125). К 1 мая 1945 г. благочинными в сев.-вост. районах Херсонской обл. были прот. Петр Коломенский (Троицкая ц. в с. Любимовка Каховского окр.), прот. Борис Буцинский (Петропавловская ц. в с. Громовка Генического окр.), свящ. Владимир Соколов (Николаевская ц. в Н. Рогачике Большелепетихского окр.), свящ. Николай Зимовец (ц. Александра Невского в Б. Александровке Большеалександровского окр.) (Там же. Д. 119. Л. 44-46). Благочинными Каховского окр. являлись архим. Назарий (Осипов) (весна 1947 - 5 марта 1951), прот. Даниил Савельев (1951-1959), свящ. Борис Панов (29 июля 1959 - 19 мая 1960) (Описание монастырей, семинарии и храмов // Б-ка Одесской ДС. С. 346).

В 1947-1952 гг. политика властей по отношению к религ. орг-циям снова ужесточилась. В 1947 г. была снята с регистрации община в с. Поповка Генического р-на. В 1948 г. сняты с регистрации приходы в селах Дудчаны Нововоронцовского р-на, Павловка, Петровка и Новоивановка Генического р-на, в 1949 г.- община с. Новоалексеевка Генического р-на, в 1950 г.- община с. Осокоровка Нововоронцовского р-на, в 1951 г.- община с. Новоалександровка Нижнесерогозского р-на, в 1952 г.- общины в селах Викторовка и Догмаровка Генического р-на (ГА Херсонской обл. Ф. 3727. Оп. 1. Д. 422. Л. 1). Во мн. храмах не было постоянных священнослужителей.

К 15 дек. 1956 г. Каховское благочиние включало Каховский (4 прихода), Горностаевский (3), Новомаячковский (3), Чаплинский (3), Бериславский (3), Новотроицкий (3 прихода) районы (всего 19 приходов). Пос. Нов. Маячка впосл. был отнесен к Цюрупинскому р-ну, а часть входивших в его состав сел (Чернянка, Британы) передана Каховскому р-ну. Большелепетихское благочиние включало Большелепетихский (4 прихода), Верхнерогачикский (4), Нижнесерогозский (3 прихода) районы (всего 11 приходов). Большеалександровское благочиние включало Большеалександровский (6 приходов), Высокопольский (2), Нововоронцовский (1 приход) районы (всего 9 приходов). Геническое благочиние включало Генический (7 приходов), Ивановский (4), Сивашский (2 прихода) районы (всего 13 приходов) (Там же. Д. 77. Л. 240). В 1956-1957 гг. секретарь Одесско-Херсонской епархии по Херсонской обл. прот. Борис Старк при поддержке и материальной помощи патриарха Алексия I прилагал усилия к реставрации полуразрушенного Покровского храма в с. Качкаровка (построен в 1908-1919 в неовизант. стиле по проекту Бернардацци). Храм был освящен летом 1957 г. при большом стечении народа (Старк Б., прот. Воспоминания // Арх. Покровской ц. с. Качкаровка Новокаховской епархии УПЦ). Во 2-й пол. 50-х гг. удалось провести ремонт в ряде храмов на северо-востоке Херсонщины.

В 1959 г. приходы в Херсонской обл. были разделены на 9 благочиннических округов: Херсонский, Белозерский, Голопристанский, Скадовский, Каховский, Генический, Цюрупинский, Большелепетихский и Большеалександровский. Наиболее крупными округами были Херсонский и Каховский. В Каховском окр. в 1959 г. было совершено 2200 крещений, 486 отпеваний, 61 венчание. В др. благочиниях на территории Н. и Г. е. было совершено: крещений в Геническом окр.- 396, в Большелепетихском окр.- 388, в Большеалександровском окр.- 621; отпеваний в Геническом окр.- 165, в Большелепетихском окр.- 133, в Большеалександровском окр.- 164; венчаний в Геническом окр.- 5, в Большелепетихском окр.- 4, в Большеалександровском окр.- 1 (ГА Херсонской обл. Ф. 3727. Оп. 1. Д. 182. Л. 1).

В 40-50-х гг. XX в. продолжалось разрушение храмов и мон-рей на территории Н. и Г. е. В 1947 г. разобрали колокольню в с. Давыдов Брод. В том же году были снесены купол и верхняя часть колокольни Успенского храма в Бериславе (Там же. Д. 28. Л. 18-24). В 40-х гг. разрушили ц. во имя сщмч. Григория Григорие-Бизюкова мон-ря, часовни, жилые и подсобные сооружения. Разрушение монастырских храмов и хозяйственных построек продолжалось до сер. 80-х гг. XX в.

В 1958 г. начался новый этап гонений на веру. К 1 янв. 1960 г. на территории Н. и Г. е. имелся 51 приход, служили 52 священника и диакон. В Каховском р-не действовало 8 приходов, в т. ч. Новомаячковский (ныне в Алешковском р-не), в Горностаевском р-не - 2 прихода, в Бериславском р-не - 4, в Новотроицком - 3, в Большелепетихском - 6, в Верхнерогачикском - 3, в Нижнесерогозском - 2, в Большеалександровском - 7, в Высокопольском - 2, в Нововоронцовском - 1, в Геническом - 7, в Ивановском - 3, в Сивашском - 3 прихода (Там же. Д. 182. Л. 5-9). В 1960 г. власти закрыли церкви в Озерянах, Новомихайловке, Новодмитровке Генического р-на, в В. Серогозах Нижнесерогозского р-на, в Дудчине Каховского р-на, в с. Таврическом Бериславского р-на, в Н. Рогачике Верхнерогачикского р-на, в М. Александровке Большеалександровского р-на, в М. Лепетихе Большелепетихского р-на. В следующем году были закрыты храмы в Ивановке Новотроицкого р-на, в с. Наталовка Каховского р-на, в с. Благодатном Ивановского р-на. В 1962 г. были упразднены крупные приходы в Покровке Нижнесерогозского р-на, в Н. Серогозах, в с. Сиваш Генического р-на, в В. Рогачике, в Трифоновке Большеалександровского р-на, Успенский храм в Бериславе. В 1963 г. ликвидированы общины в Б. Лепетихе, в селах Днепряны Каховского р-на, Ушкалка Верхнерогачикского р-на, Князе-Григоровка Большелепетихского р-на, Новогригоровка Генического р-на. В 1964 г. закрыта церковь в с. Сокологорном Генического р-на, взорван Николаевский храм в Тягинке. В 1966 г. упразднены храмы в селах Чернянка и Любимовка Каховского р-на, Давыдов Брод и Калиновское Большеалександровского р-на (Там же. Д. 422. Л. 2-3). В 1967-1972 гг. правосл. общины не ликвидировали и храмы не закрывали.

В связи с упразднением приходов в Херсонско-Одесской епархии происходили преобразования благочиннических округов. С 19 мая 1960 по 29 марта 1965 г. каховским благочинным являлся прот. Павел Танцюра. В этот период к Каховскому окр. были присоединены Большелепетихское (10 нояб. 1960), Большеалександровское (12 июля 1961), Геническое (10 апр. 1964) благочиния. В 1965 г. благочинный в Каховку не был назначен, благочиние было расформировано: одна часть приходов, в т. ч. Каховка, вошла в Херсонский окр., др. часть - в Голопристанский окр. 30 июня 1967 г. указом Херсонского и Одесского архиеп. Сергия (Петрова) Каховское благочиние было восстановлено. В его состав вошли те же приходы, к-рые находились в нем до 1965 г., кроме с. Нов. Маячка. В 1967-1970 гг. в Каховское благочиние были объединены приходы районов, ныне относящихся к Н. и Г. е. (храмы действовали в Каховке (Каховский р-н), в Бериславе и Качкаровке (Бериславский р-н), в Б. Александровке, Новопавловке (Большеалександровский р-н), в Высокополье, Архангельском (Высокопольский р-н), в Нововоронцовке (Нововоронцовский р-н), в Б. Лепетихе, Рубановке (Большелепетихский р-н), в Самойловке (Верхнерогачикский р-н), в с. Фрунзе (ныне Азовское), в с. Партизаны (ныне Рыково), пос. Новоалексеевка (Генический р-н), в Новотроицком, Громовке (Новотроицкий р-н)) (Описание монастырей, семинарии и храмов // Б-ка Одесской ДС. С. 346).

В 70-80-х гг. XX в. число крещений и погребений в Каховском благочинии, как и в целом на Херсонщине, было достаточно высоким. В Каховке были крещены в храме в 1979 г. 1020 младенцев, в 1980 г.- 833. В Нов. Каховке были крещены 130 младенцев в 1979 г. и 292 ребенка в 1980 г. В Бериславском р-не крещены в 1979 г. 291 младенец, в 1980 г. 105 младенцев. Максимальным был данный показатель в Новотроицком р-не, где были крещены 717 младенцев в 1979 г. и 464 младенца в 1980 г.- 88,65% и 58,29% от числа родившихся. Количество венчаний на Херсонщине было в эти годы незначительным (ГА Херсонской обл. Ф. 3727. Оп. 1. Д. 402. Л. 4-4 об.).

В 1973 г. возобновилось закрытие храмов. В том году была закрыта церковь и снята с регистрации община в Горностаевке, в 1974 г. закрыта церковь в с. Б. Благовещенка Горностаевского р-на, в 1976 г. упразднены Николаевский храм в с. Староселье Большеалександровского р-на, храмы в с. Фрунзе Генического р-на и в Ивановке, в 1980 г. закрыт Рождество-Богородичный храм бывшего подворья Кизилташского монастыря в Геническе (Там же. Д. 422. Л. 3). В 1985 г. вышло постановление о разрушении храма в с. Давыдов Брод Большеалександровского р-на.

Весной 1989 г. в органы местной власти начали поступать заявления о регистрации православных общин. 17 мая Совет по делам религий при Совете Министров СССР разрешил регистрацию 2 общин РПЦ - в Геническе и в с. Змиевка Бериславского р-на (в следующем году община заявила о своем переходе в УАПЦ). В июне 1989 г. была зарегистрирована община в с. Чернянка Каховского р-на, в 1990 г. получили регистрацию общины в Н. Серогозах (с разрешением построить здание), в Днепрянах, Нов. Каховке, Любимовке Каховского р-на, Князе-Григоровке, В. Рогачике, пос. Сивашском Новотроицкого р-на.

11 февр. 1991 г. решением Синода УПЦ была образована Херсонская епархия, отделенная от Одесской епархии. В 1991 г. были зарегистрированы общины в Нов. Каховке, пос. Казацком Бериславского р-на. В нач. 1991 г. один из храмов Григорие-Бизюкова мон-ря был открыт как приходский, в конце того же года при храме возник жен. мон-рь, в дек. 1992 г. он был преобразован в мужской. В 90-х гг. XX в. велось строительство храмов в селах Тавричанка и Червоный Перекоп (ныне Зелёный Под) Каховского р-на, в Тягинке Бериславского р-на, в пос. Калиновском Большеалександровского р-на, в Вел. Лепетихе, Новотроицком, Новоалексеевке Генического р-на, в Нов. Каховке. В 1997-1999 гг. были освящены новопостроенный Покровский храм в Каховке, Иверский нижний придел Андреевского собора в Нов. Каховке, отреставрированная Рождество-Богородичная ц. в с. Князе-Григоровке, открыт храм бывш. подворья Корсунского мон-ря. В 2002 г. освящен новопостроенный Покровский храм в Новоалексеевке.

В 1990-1995 гг. ряд общин перешел в УАПЦ (с 1992-1993 большинство местных автокефалистских общин состоит в образованной в июне 1992 Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП)). В наст. время в Новокаховский деканат Таврийской епархии УАПЦ входят приходы в Нов. Каховке, Таврийске, в селах Обрывка и Нов. Лагери Новокаховского горсовета, Михайловка и Золотая Балка Нововоронцовского р-на, а также приходы в Одессе и с. Степовом Широковского р-на Днепропетровской обл. Согласно сайту Херсонской епархии УПЦ КП, к 1 янв. 2018 г. на территории Н. и Г. е. имелось 14 приходов УПЦ КП: в Бериславском р-не - 4 прихода, в Нововоронцовском р-не - 3, в Большеалександровском р-не - 4, в Высокопольском р-не - 3 прихода.

Н. и Г. е. в 2007-2018 гг.

14 дек. 2007 г. Синод УПЦ постановил разделить Херсонскую епархию на 2 самостоятельные епархии - Херсонскую и Каховскую. По ходатайству представителей местного самоуправления, общественности и духовенства в дек. того же года к Каховской епархии был присоединен г. Нов. Каховка и епархия получила наименование Новокаховской и Бериславской. В 2008-2018 гг. в Новокаховской епархии были построены и освящены храмы и часовни: Трехсвятительский храм в с. Каиры Горностаевского р-на, часовня при Новокаховском гуманитарном ин-те ун-та «Украина», Георгиевский храм в с. Генгорки Генического р-на, Ильинский храм в с. Борозенском Великоалександровского р-на, храмы в Дудчанах Нововоронцовского р-на, Каменке Каховского р-на, М. Александровке, Веселом Бериславского р-на, в Бериславе, Геническе, Каховке, Нов. Каховке, Таврийске. В 2009 г. Синод УПЦ благословил открытие жен. мон-ря в честь Корсунской иконы Божией Матери в с. Корсунка в границах Нов. Каховки. В том же году начался выпуск газ. «Новокаховские ЕВ». Отдельные приходы издают газеты, журналы, брошюры.

По благословению Синода УПЦ 23 дек. 2014 г. установлено празднование Собору Херсонских святых. В Собор включены имена святых, подвизавшихся в приходах и мон-рях Н. и Г. е.: мч. Стефана (Наливайко), преподобноисп. архим. Варсонофия (Юрченко), сщмч. Онуфрия (Гагалюка), сщмч. Прокопия (Титова), прмч. Парфения Кизилташского, священноисп. Димитрия (Игнатенко), священноисп. Философа (Зябрева), сщмч. Александра (Шишина), преподобноисп. Антония (Абашидзе), сщмч. Павлина (Крошечкина), сщмч. Парфения (Брянских), прмч. Геннадия (Ребезы), сщмч. Матфея Александрова. В 1999 г. положена традиция перенесения из Берислава в Херсон Бериславского образа Божией Матери - чтимого списка Касперовской иконы, в день прославления сщмч. Прокопия (Титова). Во Введенском храме в Бериславе мн. десятилетия не прерывалась традиция празднования местночтимому образу накануне Петрова поста и в 1-й день поста. 25 апр. 2013 г. Синод УПЦ благословил установление в пределах Н. и Г. е. местного празднования Бериславской (Касперовской) иконы Божией Матери в 1-й день Петрова поста. По благословению Блаженнейшего митр. Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского) в Н. и Г. е. приносят чудотворную Боянскую икону Божией Матери из Боянской иконы Божией Матери женского монастыря Черновицкой епархии.

Епископы

Иоасаф (Губень; 14 дек. 2007 - 10 февр. 2011), Филарет (Зверев; с 12 февр. 2011).

Монастыри

Действующие: Григорьевский Бизюков Пропасной (мужской, в с. Червоный Маяк Бериславского р-на, основан в 1781 как подворье Молченской пуст., в 1803 преобразован в самостоятельный мон-рь, упразднен в 1920, возобновлен в 1991 как женский, в 1995 преобразован в мужской), Корсунской иконы Божией Матери (в с. Корсунка, создан в 1787 как единоверческий мужской близ с. Б. Знаменка (ныне на территории Запорожской и Мелитопольской епархии), в 1796 перенесен ниже по течению Днепра, в 1848 преобразован в новообрядческий, разграблен в 1918-1920, возрожден 9 сент. 2009 как женский).

Упраздненные: подворье Кизилташского муж. мон-ря в Геническе с храмом в честь Рождества Пресв. Богородицы (открыто в 1904, упразднено в 1921), подворье Григорие-Бизюкова мон-ря в Бериславе (открыто в нач. XX в., упразднено в 1919-1920).

Иные религиозные группы на территории Н. и Г. е.

В с. Азовском Генического р-на зарегистрирована община Армянской Апостольской Церкви. В Нов. Каховке и в пос. Казацком Бериславского р-на существуют общины ассирийцев-несториан (см. ст. Несторианство).

Протестанты, католики, новые религиозные движения

В 1781 г. ок. 1000 швед. колонистов с о-ва Даго (ныне Хийумаа, Эстония) отправились к нижнему Днепру. 1 мая 1782 г. в новооснованный пос. Гаммальсвенскбю (Альт-Шведендорф, Старошведское, ныне в черте с. Змиевка Бериславского р-на) прибыли 553 чел., в следующем году число колонистов сократилось до 135 чел. В нач. XIX в. около поселка шведов возникли нем. селения - Шлянгендорф, Мюльхаузендорф и Клостердорф, в них появились лютеранские и католические общины. Первую деревянную кирху для шведов построил кн. Г. А. Потёмкин, в XIX в. она сгорела. В 1882-1885 гг. в Старошведском была построена каменная кирха. В 1896 г. в Херсонском у. в пределах Н. и Г. е. действовали лютеран. молитвенные дома в нем. колонии Мариенгейм Нововоронцовской вол., в Старошведском (Альт-Шведендорф) и Гадючем (Шлянгендорф) Старошведской вол. В 1869 г. немцы-переселенцы из Таврической губ. основали колонию Кронау (с 1915 Высокополье). В нач. XX в. в Кронау действовали 2 кирхи, главной из них была Свято-Троицкая, возведенная в 1897 г. К нач. XX в. большинство католиков и лютеран жили в Херсонском у. в волостях Кронауской (3879 чел.- католики и лютеране) и Старошведской (11 066 чел.- католики и лютеране). В 1896 г. в Херсонском у. на территории Н. и Г. е. действовали римско-католич. молитвенные дома в нем. колониях Мангейм Кронауской вол., Симонсфельд Нововоронцовской вол., Клостердорф (Костырка) Старошведской вол. В кон. XIX в. переселенцы из Польши построили костел в с. Новопетровка (ныне Нижнесерогозского р-на).

1 авг. 1929 г. ок. тысячи шведов уехали из региона в Швецию. К 1930 г. кирхи в Старошведском и др. селах были закрыты. В сер. XX в., после переселений и репрессий, бывш. нем. и швед. поселения выше Берислава образовали один населенный пункт - с. Змиевка. В нач. 90-х гг. XX в. одна из кирх в Змиевке была восстановлена (лютеран. храм св. апостолов Петра и Павла), другая преобразована в правосл. храм, вскоре перешедший к автокефалистам (в 1-й пол. 90-х гг. в храме также совершала богослужения швед. лютеран. община). В 1992 г. были зарегистрированы нем. и швед. лютеран. общины в Змиевке (ГА Херсонской обл. Ф. 3727. Оп. 1. Д. 461. Л. 1), первая принадлежит к Немецкой лютеранской церкви, вторая - к Шведской лютеранской церкви. 29 окт. 1995 г. была освящена кирха нем. общины в с. Змиевка. В нач. XXI в. шведы и немцы объединились в одну лютеран. общину, в эти годы Змиевку посетил король Швеции. На Херсонщине представлена Украинская лютеран. церковь, ее приход действует в Нов. Каховке. В Каховке зарегистрирована община англикан.

На территории Н. и Г. е. к 1 янв. 2018 г. официально действуют 2 прихода греко-католиков в Бериславском р-не (в с. Змиевка и Бериславе), 2 прихода римо-католиков в Великолепетихском р-не (в селах Николаевка и Константиновка), по 1 приходу римо-католиков и греко-католиков в Нижнесерогозском р-не, приход римо-католиков в Таврийске, при к-ром действует небольшая жен. монашеская община.

К 1980 г. на территории Н. и Г. е. были зарегистрированы общины евангельских христиан-баптистов (см. Баптисты): в Каховском, Большеалександровском, Верхнерогачикском, Большелепетихском, Горностаевском, Новотроицком районах - по 1 общине, в Геническом р-не - 4 общины; действовала община пятидесятников в Бериславском р-не. Было зафиксировано по одной незарегистрированной общине Союза церквей евангельских христиан-баптистов в Нов. Каховке («Единство во Христе»), в Бериславском, Большеалександровском, Большелепетихском, Высокопольском, Геническом районах. Не имели регистрации общины адвентистов в Каховском р-не, иеговистов (см. ст. Иеговы свидетели) в Большеалександровском р-не и пятидесятников в Геническом р-не (Там же. Д. 402. Л. 2-3).

К 1 янв. 2018 г. на территории Н. и Г. е. протестантские, харизматические и псевдохрист. сообщества действовали во всех районах: Бериславском (10 общин), Великолепетихском (2 общины баптистов), Великоалександровском (2 общины иеговистов), Высокопольском (общины баптистов и евангельских христиан-баптистов), Геническом (7 общин баптистов, 1 - евангельских христиан-баптистов, 3 - харизматов, 1 - адвентистов, 3 - иеговистов), Горностаевском (1 - баптистов, 1 - харизматов), Каховском (1 - баптистов, 1 - адвентистов, 1 - иеговистов, 1 - евангельских христиан-баптистов, 5 - харизматов), Нижнесерогозском (1 - евангельских христиан-баптистов), Нововоронцовском (3 - баптистов, 2 - евангельских христиан-баптистов, 1 - пятидесятников, 1 - иеговистов), Новотроицком (по 1 общине баптистов, адвентистов и иеговистов) и в Нов. Каховке, где имеется неск. протестантских и харизматических общин.

Иудаисты

Евреи начали переселяться в регион в кон. XVIII - нач. XIX в. из Белоруссии, позднее из Литвы, с Волыни и из Подолии. Иудаисты поселились в Бериславе, Каховке, основали сельские колонии - Новоберислав, Львово, Большую и Малую Сейдеминуху. В сер. XIX в. Херсон стал одним из основных центров Хабада (любавичского хасидизма) в юж. губерниях России. В Бериславе в 1849 г. действовали 2 синагоги, в 1896 г.- 2 молельных дома и синагога. К 1896 г. в Херсонском у. в Н. и Г. е. действовали евр. молельные дома в Б. Александровке, Качкаровке, Ново-Воронцовке, синагога и молельный дом во Львово, синагога в Новобериславе, синагога и 2 молитвенных дома в Большой и Малой Сейдеминухе. На левобережье Днепра в пределах Н. и Г. е. к нач. XX в. имелись синагоги в Каховке, В. Рогачике. В Геническе в 1917 г. было 3 синагоги. В наст. время в городе зарегистрирована община Хабада.

Мусульмане

К 1 янв. 2018 г. общины мусульман имеются в местах компактного проживания крымских татар и турок-месхетинцев в 4 районах на территории Н. и Г. е.- Геническом (22 общины), Горностаевском (1), Нижнесерогозском (1), Новотроицком (1 община). 19 общин Генического р-на входят в Духовное управление мусульман Украины (относится к радикальному течению в суфизме - хабашизму), 2 - в ДУМК (создано в 2016 в Киеве), в с. Стрелковом существует независимая крымско-татар. община мусульман.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 311; Оп. 192. Д. 2478; Ф. 799. Оп. 33. Д. 10, 15, 19; Ф. 802. Оп. 16. Д. 248; ГА Херсонской обл. Ф. 1520. Оп. 1. Д. 1, 23; Ф. Р. 4095. Оп. 1. Д. 244; Ф. 14. Оп. 1. Д. 645; Ф. Р. 3727. Оп. 1. Д. 113; Ф. 3264. Оп. 1. Д. 117; ГА Крыма. Ф. 118. Оп. 1. Д. 141, 192, 3459, 982, 5380, 5688; ГА Одесской обл. Ф. 37. Оп. 1. Д. 96. Л. 2, 18-23; Сб. архиеп. Екатеринославского, Херсонского и Таврического Гавриила (Розанова) - НБУВ ИР. Ф. V. Д. 449; Описание мон-рей, семинарии и храмов Херсоно-Одесской епархии и их совр. состояние на 1-е янв. 1970 г. Ч. 4: 1970-1971 // Б-ка Одесской ДС. Маш.
Ист.: Мостовий В., Пасiчник О. Список священикiв, монахiв та активiстiв Церкви // Сповiдь на Голгофi: Документ. нариси, спогади, ст., списки про репресiï щодо Церкви та духовних осiб на Херсонщинi за роки тоталiтарного режиму. Херсон, 2001. С. 177-204; Джерела з iсторiï Пiвденноï Украïни. Запорiжжя, 2004. Т. 4: Правосл. Церква на пiвднi Украïни (1775-1781). С. 421-422; Каталог зруйнованих храмiв i мон-рiв Украïни. К., 2013. С. 408-415.
Лит.: Ляликов Ф. Достопримечательности Воскресенской ц. в Бериславе // ЗапООИД. 1844. Т. 1. С. 606-607; Гавриил (Розанов), архиеп. Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической. Од., 1848. С. 62-64; Родионов М., прот. Статистико-хронологико-ист. описание Таврической епархии: Общий и частный обзор. Симферополь, 1872; Гермоген (Добронравин), еп. Таврическая епархия. Псков, 1887; История городов и сел УССР. К., 1983. [Т. 14]: Херсонская обл.; Яворницький Д. I. Iсторiя запорiзьких козакiв: У 3 т. Львiв, 1992. Т. 1. С. 98, 145-194, 200; Орлова З. С., Ратнер И. Д. Из истории заселения Херсонщины: Кр. справ. Херсон, 1993. Бойко А. В. Традицiя i Церква на Пiвднi Украïни останньоï чвертi XVIII ст. // Пiвденна Украïна: проблеми iст. дослiджень: Зб. наук. праць. Миколаïв, 1998. Ч. 1. С. 167-169; Гейко С. О. Церков величнiсть: (З iсторiï церков Бериславщини кiн. XVIII - 1-ï чвертi XX ст.). Берислав; Херсон, 2000; Клименко М. Святий град Берислав // Нариси з iсторiï Бериславщини. Херсон; Берислав, 2001. Вип. 3; Водотика С. Г., Сiнкевич Є. Г. Iсторiя Херсонщини. Херсон, 2003; Балягузова О. Iсторичний розвiток УАПЦ на Пiвднi Украïни у 20-х рр. XX ст. // Пiвденний архiв. Iсторичнi науки. Херсон, 2004. Вип. 15. С. 111-119; Сiнкевич Є. Г., Запорожець О. В. Життя Херсонськоï єпархiï у 20-30-тi рр. XX ст. // Там же. С. 154-155; Войналович В. Партiйно-державна полiтика щодо релiгiй та релiгiйних iнституцiй в Украïнi 1940-1960-х рр.: Полiт. дискурс. К., 2005; Татарченко О. Б. Вилучення церк. цiнностей на Херсонщинi у 1922 р. // Пiвденний архiв. 2005. Вип. 19. С. 183-189; Ювiлейнi дати населених пунктiв Херсонщини (2004-2006): Зб. краєзнавчих ст. Херсон, 2006; Яблонська А. Свято-Покровська ц. у Каховцi (кiн. XVIII - поч. XXI ст.): За мат-лами арх. джерел // Пiвденний архiв. 2006. Вип. 22. С. 203-210; Гречило А. Б. Село Старошведське-Змiïвка та символи територiальноï громади // Там же. 2007. Вып. 25. С. 216-218; Паталах О. Ю. Чорнi днi Григорiє-Бiзюкова мон-ря: 1918-1920 рр. // Наук. записки: Проблеми археологiï, iсторiï, iсторiографiï... / Херсонський обласний краєзнавчий музей. Херсон, 2007. С. 203-206; Юревич Д., свящ. Качкарiвському храму 100 рокiв? // Маяк: Газ. 2012. № 1(9797). С. 7; Иустин (Юревич), иером. Пастырско-миссионерская семинария при Григорие-Бизюковом мон-ре в 1918-1920 гг.: Св. насельники и преподаватели // Святыни Бериславщины. 2013. С. 32-34; он же. Прот. Борис Старк в «чудном сельском храме» // Храм Покрова Пресвятой Богородицы, 2010-2013. Качкаровка, 2013. С. 19; Свято-Григорiвський Бiзюкiв чоловiчий мон-р / Упоряд.: архим. Феодосий (Петрусь). Херсон; Червоний Маяк, 2016; Слуцкая Ю. Старец Созонтий и храм в Геническе // Новокаховськi єпарх. вiд. 2018. № 1/2. С. 4; Бельский А. В. Запорожские старообрядческие общины // http://list.zp.ua/item1624.html [Электр. ресурс].
Иером. Иустин (Юревич)
Ключевые слова:
Епархии Украинской Православной Церкви Новокаховская и Геническая епархия Украинской Православной Церкви (УПЦ)
См.также:
БАЛТСКАЯ И АНАНЬЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
БАЛТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской, Херсонской и Одесской епархий
БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ И БОГУСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
БОРЗЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Черниговской епархии