Находится в г. Нов. Афон Республики Абхазия, в 20 км к северо-западу от г. Сухума. В кон. XIX - нач. XX в. был одним из крупнейших мон-рей в Российской империи, способствовал христ. просвещению абхазов, духовному и культурному развитию края.
Основан в 1875 г. в Сухумском военном отделе Закавказского края рус. братией Русского великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне как «отделение» или «отрасль последнего в полной от него зависимости»; имел статус монастыря 2-го класса.
Замысел об основании обители принадлежал старцу-духовнику Пантелеимонова монастыря иеросхим. Иерониму (Соломенцову), возник в 1874 г., во время т. н. греко-рус. пантелеимоновского процесса, в период распри между греч. и рус. братией, и был поддержан российским послом в К-поле Н. П. Игнатьевым. Обитель создавалась с целью «иметь убежище» для рус. насельников Пантелеимонова мон-ря в пределах Российской империи «в случае смут на Востоке», а также для правосл. просвещения абхазов. В авг. 1875 г. в Абхазию прибыли представители Пантелеимонова мон-ря во главе с иером. Арсением (Мининым), ставшим фактически первым настоятелем новой обители. Резолюцией кавказского наместника вел. кн. Михаила Николаевича от 8 дек. 1875 г. для «устроения монастыря под наименованием Ново-Афонского Симоно-Кананитского» отведен участок земли (327 дес.; в последующие годы значительно увеличен) у р. Псыртсха (Псырцха, Псырдзха) с «остатками древнего храма» во имя ап. Симона Кананита (предположительно IX-X вв.) и др. «каменными развалинами». Храм, согласно церковному преданию, воздвигнут на месте погребения апостола, принявшего мученическую кончину в ущелье р. Псыртсха.
В 1876 г. велись активные архитектурно-строительные работы, возложенные на иером. Иерона (Васильева (по нек-рым док-там, Носов)), с 1880 г. являвшегося игуменом обители. Отреставрирована средневековая башня на берегу моря, помещения в верхнем этаже к-рой предназначались для «приема гостей». Сооружены: 2-этажный корпус с храмом в честь Покрова Пресв. Богородицы (освящен 17 окт. 1876), с братскими кельями и помещениями для школы; постройки монастырских служб. В школе с пансионом на 20 воспитанников началось обучение абх. детей из беднейших семейств и сирот; из Пантелеимоновой обители в Н. м. был направлен законоучитель. Велась подготовка к реставрации Симоно-Кананитского храма «в древнем стиле», при этом братия пользовалась советами архитектора и археолога кн. Г. Г. Гагарина и др. специалистов, командированных вел. кн. Михаилом Николаевичем. В соответствии с письменными указаниями старца-духовника Иеронима иером. Иерон начал разрабатывать проект для строительства основного комплекса мон-ря в нагорной части земельного участка.
В ходе русско-тур. войны 1 мая 1877 г. обитель «абхазцами и турками разграблена и сожжена». Братия укрылась в мон-ре Гелати, из ее числа 7 чел. поступили на санитарную службу в Тифлисский военный госпиталь и в действующую армию. В Гелатской обители новоафонские иноки строго придерживались афонских традиций, ежедневно совершали «в отдельной церкви» Божественную литургию и проч. уставные богослужения.
Осенью 1878 г. Н. м. начали строить заново, Покровский храм был освящен 3 февр. 1879 г. В окт. 1879 г. в Н. м. проживали 15 монахов, прибывших с Афона, и 12 послушников-россиян. 17 нояб. 1876 г. вел. кн. Михаил Николаевич ходатайствовал перед обер-прокурором Синода Д. А. Толстым «об испрошении Высочайшего государя императора соизволения на утверждение сей вновь устроенной… обители под наименованием Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря… дабы предоставить афонским инокам возможность более широкой и прочной деятельности». 8 дек. 1879 г. состоялось офиц. учреждение Н. м. на Высочайше утвержденных основаниях; главные из них: соблюдение афонских общежительных традиций и чиноположений Пантелеимонова мон-ря; полная зависимость «в отношении внутреннего строя и хозяйственной части» от Пантелеимонова мон-ря, выполнение «указаний и распоряжений последнего»; получение из «обители-матери» необходимого содержания; пополнение братии из числа рус. насельников Пантелеимонова мон-ря, стоимость проезда к-рых на российскую территорию значительно снижается по сравнению с др. заграничным духовенством; «неотъемлемая» собственность Н. м. на ее земельный надел и «движимые и недвижимые имущества»; осуществление просветительной деятельности.
Монастырский ансамбль в XIX - нач. XX в. представлял собой архитектурно-ландшафтный комплекс, к-рый занимал большую территорию и состоял из частей нижней (приморской) и верхней (на склоне горы, именуемой Афонской). Обе части связаны «Царской аллеей» и дорогами, пешеходной и экипажной. В архитектурном облике обители и во внутреннем убранстве ее храмов просматриваются афонские традиции. За мон-рем и его окрестностями закрепилось название «Новый Афон».
Комплекс т. н. нижнего монастыря в основном сложился в 80-х гг. XIX в. Восстановлен храм ап. Симона Кананита (освящен 10 мая 1882 г. архиеп. Иоанникием (Рудневым), экзархом Грузии); сооружены колокольня Покровского храма, к которому пристроена галерея (1882), придел во имя арх. Михаила (освящен 6 июня 1883 г. еп. Имеретинским свт. Гавриилом (Кикодзе)); келейный корпус, трапезная, гостиницы для привилегированных паломников и странноприимная, 2 больницы, часовня при монастырских вратах. В сер. 80-х гг. XIX в. устроены набережная и морская пристань, близ последней воздвигнута часовня во имя блгв. кн. Александра Невского (1890-1891, проект при участии архит. Н. И. Тарасова). По проекту и под наблюдением игум. Иерона была возведена бетонная плотина со шлюзами и водопадом на р. Псыртсха (1882), благоустроен берег близ ее устья, прежде заболоченный; устроены водяная мельница с водокачкой, пресноводные пруды с проточной водой. Разнообразные хозяйственные службы, склады, кирпичный завод, каменоломню и др. постройки связывала конно-железная дорога; для подвоза лесоматериалов использовалась паровая тяга. В 1882 г. построено здание школы.
В 1884-1911 гг. создан «величественный и грандиозный» ансамбль т. н. верхнего мон-ря. Он сооружался в соответствии с замыслами и планами иеросхим. Иеронима по проекту игум. Иерона и архит. Н. Н. Никонова. Согласно афонской традиции, 2-3-этажные братские корпуса образуют замкнутый четырехугольник, внутри к-рого находится собор во имя вмч. Пантелеимона с приделами: свт. Николая Чудотворца, блгв. кн. Александра Невского, вмч. Георгия Победоносца, равноап. Марии Магдалины. Собор заложен имп. Александром III Александровичем в 1888 г., главный престол освящен в сент. 1900 г. епископом Сухумским Арсением (Изотовым; † 1909). В братских корпусах были устроены и освящены храмы: Вознесения Господня (1894), ап. Андрея Первозванного (1895), Всех Афонских святых (1896), мч. Иерона (1906), в честь иконы Божией Матери «Избавительница» (1909). В зап. части комплекса т. н. верхнего мон-ря сооружена трапезная с колокольней над ней.
В ущелье р. Псыртсха в 1884 г. была открыта для посещения паломников пещера, в к-рой, по преданию, уединялся для молитвы ап. Симон Кананит. В нач. 80-х гг. XIX в. на вершине горы, именуемой Анакопийская (др. название Иверская), где сохранились развалины храма визант. эпохи и Анакопийской крепости, устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери; туда проложена дорога. В 10-х гг. XX в. начались работы по сооружению на вершине горы храма в честь Иверской иконы Божией Матери, но они не были завершены. Проект восстановления из развалин раннесредневек. храма с последующим его освящением в честь Преображения Господня так и не был осуществлен.
В Н. м. почитались чудотворные иконы: Божией Матери «Избавительница» (собор вмч. Пантелеимона; празднование ей в мон-ре установлено 17 окт., а также 4 сент. в память ее принесения с Афона), «Скоропослушница» (храм ап. Андрея Первозванного). Почитаемые Иверская и Казанская иконы Божией Матери были переданы старцем-духовником иеросхим. Иеронимом в качестве благословения братии Н. м. Среди святынь известны также: образ Спасителя из кабинетных икон имп. Александра II, иконы вмч. Пантелеимона (в Андреевском храме и Пантелеимоновском соборе, последняя привезена с Афона к освящению собора).
Н. м. содержался на средства Пантелеимонова мон-ря, пожертвования российских благотворителей, а также за счет обработки принадлежавшей ему земли (по документам, поземельный надел обители вместе с лесными участками в кон. 90-х гг. XIX в. составлял 3899 дес.), рыбной ловли на арендовавшихся промыслах в Ленкорани и др. хозяйственной деятельности. Имелись плантации маслин, виноградники, сады фруктовых, цитрусовых и др. субтропических растений, пасеки; хутор в местности Анухва с братским корпусом и ц. св. Иоанна Предтечи (освящена в 1908 еп. Сухумским Димитрием (Сперовским)). С нач. XX в. обитель (кроме храмов) освещалась электричеством от собственной ГЭС.
Кроме содержания школы и учебно-воспитательной деятельности Н. м. осуществлял др. виды социально значимого служения: безвозмездную раздачу правосл. лит-ры, в т. ч. собственного издания; разнообразную помощь паломникам, местному населению, правосл. приходам; способствовал распространению в крае ценных видов растений, культуры земледелия и хозяйствования, оздоровлению местности. Мон-рь называли «культурным оазисом, из которого свет христианства разливается в Абхазии», «духовным центром края», «особым чудным уголком в земном мире».
В 1888 г. обитель посетил имп. Александр III с имп. Марией Феодоровной, наследником цесаревичем Николаем Александровичем и вел. кн. Георгием Александровичем. В монастыре бывали великие князья, в т. ч. ктитор обители вел. кн. Михаил Николаевич, Константин Николаевич, Алексей Александрович, а также обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев; главноначальствующий на Кавказе кн. А. М. Дондуков-Корсаков. В обители погребен временно пребывавший там и скончавшийся в 1889 г. еп. Сухумский Геннадий (Павлинский).
В 1912 г. в настоятельскую должность с возведением в сан архимандрита вступил, согласно уставу, наместник иером. Иларион (Кучин; 1842-1931). До 1914-1915 гг. число насельников постоянно возрастало, в кон. 1900-х гг. в мон-ре подвизалось до 600 чел. братии, в 1915 г.- до 750 чел. Во время первой мировой войны морское сообщение обители с Афоном прервалось, значительно уменьшилось число российских паломников. В мон-ре выполнялся ряд военных заказов; 84 чел. были взяты на фронт, из них больше половины убиты. На 1 янв. 1918 г. братия монастыря насчитывала 602 чел., в т. ч. 39 иеромонахов, 22 иеродиакона, 292 мантийных монаха.
Богослужебный строй, порядок церковных служб, выполнение келейного правила и весь уклад монашеской жизни основывались на общеафонских традициях и чиноположениях Пантелеимонова мон-ря, в особенности на практике, существовавшей у рус. братии, с учетом ряда местных условий. Келейное правило выполнялось перед полунощницей, начинавшейся в 2 часа ночи; за ней следовала утреня. Ранняя литургия начиналась ок. 5 ч. утра и совершалась во всех храмах, кроме соборного. Повечерие, на котором читался акафист, начиналось через полчаса после окончания вечерни. Церковные службы, в частности продолжительные всенощные бдения, совершались с уставной полнотой; к характерным чертам богослужения относились: антифонное пение; канонаршение; чтение, преимущественно на утрене, неск. святоотеческих поучений; молитвенное поминовение имен ктиторов и благодетелей обители за богослужением; отпуст 6-го часа и начало литургии при открытых царских вратах; употребление рипид при игуменском служении; особый порядок пения и чтения 103-го псалма на всенощных бдениях. Укоренились такие афонские обычаи, как стук в деревянное било перед началом богослужения; каждение параекклисиархом кацеей в определенные моменты службы; окропление параекклисиархами молящихся душистой розовой водой в начале всенощного бдения на двунадесятые и храмовые праздники. В соответствии со святогорской практикой т. н. старческие молитвы («Царю Небесный», «Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши» и др.) читал игумен (или в его отсутствие первый после игумена по чину).
Согласно афонской общежительной традиции, Н. м. возглавлялся игуменом, к-рого избирали из числа братии Пантелеимонова мон-ря или Н. м. и к-рый затем управлял обителью пожизненно. Монашеская жизнь основывалась на послушании и старческом духовном руководстве. Все необходимое иноки получали от обители, и им запрещалось иметь что-либо из личной собственности.
Мн. насельники Н. м. известны благочестием и монашескими подвигами, в т. ч. духовно-просветительными и лит. трудами, среди них схиархим. Иерон, архим. Иларион, иеросхим. Митрофан (Гвоздев (по нек-рым док-там, Яковлев); в мантии Мелетий), иеросхим. Пантелеимон (Котельников), схимонахи Иннокентий (Чернояров), Иларий (Кожевников) и др.
В марте 1885 г. мон-рю был передан древний храм Успения Пресв. Богородицы в Пицунде (реставрировался в 60-х гг. XIX в.) «с принадлежащими ему постройками и наделами»; учрежден как Пицундский скит. Храм отремонтирован новоафонской братией, снабжен церковной утварью и 3 сент. 1885 г. торжественно освящен архиепископом Карталинским и Кахетинским Павлом (Лебедевым), экзархом Грузии, в присутствии главноначальствующего на Кавказе. В 1896 г. в Пицундском скиту находилось 65 чел. братии; в 10-х гг. XX в. в нем имелись большой келейный корпус, трапезная и необходимые службы. Пицундский скит закрыт после 1917 г. Успенский собор сохранился; в 1975 г. он был переоборудован в концертный зал.
Мон-рь имел подворье в С.-Петербурге (архит. Никонов). Главный престол его храма, в честь Иверской иконы Божией Матери, освящен в 1888 г. митрополитом Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским) и епископом Ладожским Митрофаном (Невским) в сослужении игум. Иерона и духовенства. В 1912 г. на подворье проживали до 50 иноков из братии Пантелеимонова мон-ря и Н. м. Среди святынь особенно почитались чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и «Избавительница». В 1919 г. храм подворья стал приходским, остававшиеся там монахи в 1923 г. выселены из келий, нек-рые подверглись репрессиям. Храм закрыт в 1930 г.; впосл. архитектурный комплекс подворья был значительно перестроен, часть его снесена.
Малые подворья Н. м. находились в Сухуме, Новороссийске, Керчи, Туапсе.
С 1917 г. в Н. м. проводились обыски, совершалось «изъятие церковных ценностей». В 1921 г. на базе монастырских землевладений созданы совхоз, детская колония и сельскохозяйственный техникум; из братии (на тот момент - 449 чел.) организована «трудовая община». В 1924 г. мон-рь закрыли «как очаг контрреволюционной пропаганды», монахов изгнали. Нек-рые из насельников ушли в долину Псху, где они проживали до 1930 г., после чего были арестованы и приговорены к заключению в тюрьмах или к расстрелу.
В советское время в монастырском комплексе действовали курортные, культурно-просветительные и учебные советские учреждения; в 1992-1993 гг. на его территории размещался госпиталь. Постройки верхнего мон-ря и Симоно-Кананитский храм сохранились хорошо, Покровский храм подвергся значительным разрушениям.
В 1991 г. руководство Пантелеимонова мон-ря обратилось к Председателю Верховного Совета Абх. ССР В. Г. Ардзинбе с просьбой оказать помощь в возвращении своего «филиала». Абхазские власти положительно отнеслись к стремлению возродить эту обитель. В 1994-1997 гг. монашеская жизнь в Н. м. была возобновлена при участии полномочного представителя Пантелеимонова мон-ря игум. Петра (Пиголя), что не встретило понимания со стороны груз. священноначалия. В 2011 г. правительство Абхазии передало мон-рь в пользование самопровозглашенной Абхазской Православной Церкви.
К 2018 г. на территории Н. м. находится орган управления религ. орг-ции «Священная Митрополия Абхазии», зарегистрированной в Министерстве юстиции Республики Абхазия в 2013 г. В обители проживает ок. 8 чел. насельников во главе с иеродиак. Давидом (Сарсания). Богослужение совершается регулярно в Андреевском храме и Пантелеимоновском соборе, чинопоследование церковных служб приближено к афонскому. Служат на абхазском и греческом языках. Ведется благотворительная, просветительная, издательская деятельность, действуют богословский лекторий для мирян и церковно-археологический музей. В Н. м. находятся святыни: список с чудотворной иконы Матери Божией «Избавительница» (кон. XIX - нач. XX в.), образ вмч. Пантелеимона с клеймами жития (1896), образ вмч. Пантелеимона с частицей его мощей (находился в обители до ее закрытия, возвращен в 1995), Иверская икона Божией Матери (кон. XIX - нач. XX в.), в ризнице собора вмч. Пантелеимона - икона с частицей мощей ап. Андрея Первозванного, крест-мощевик с частицами его ризы и др.
В кон. 2000-х и в 10-х гг. XXI в. в монастырском комплексе проводились ремонтно-реставрационные работы, на храмах и колокольне установлены новые купола и кресты.
Художественный ансамбль монастыря стал выдающимся явлением в церковном искусстве нач. XX в. На особенности архитектуры, живописи и внутреннего убранства его храмов повлияли расположение мон-ря на месте древней Анакопии, столицы Абхазского царства, преемственность по отношению к Русскому вмч. Пантелеимона монастырю на Афоне, а также своеобразие художественных процессов в церковном искусстве той эпохи.
Первая церковь обители, освященная в честь Покрова Пресв. Богородицы (1876) и расположенная на территории т. н. нижнего или старого мон-ря; согласно источникам XIX в., «была украшена отличным резным и золоченым иконостасом, иконы исполнены академической кистью. Кроме местных, написанных в Афонском Пантелеимоновом монастыре» (Никифоров. 1898. С. 204). В храме находились ковчег с частицами Древа Креста Господня, Гроба Господня, мощей святых и чудотворная икона Божией Матери «Избавительница», привезенная с Афона. Во время русско-тур. войны, когда церковь была разрушена, братия обители смогла сохранить монастырские святыни, вывезя их в мон-рь Гелати. Возрожденную Покровскую ц. (1879) описывали как светлый храм с «иконами прекрасной живописи» в резном позолоченном иконостасе. Особо чтимые в храме иконы - чудотворная икона Божией Матери «Избавительница», вмч. Пантелеимона, ап. Симона Кананита - были украшены серебряными позолоченными ризами. В галерее правой части храма находилась сень с мраморным ковчегом, в к-ром хранились частицы мощей святых.
Архитектурный комплекс верхнего мон-ря стал лучшим произведением архит. Никонова в визант. стиле (подробнее см. ст. Никонов Н. Н.). Для украшения храмов обители монументальной живописью и для создания икон предпочтение отдавалось академическому письму. Образцом живописи для ц. в честь Вознесения Господня (расположена в центре юж. корпуса над св. воротами) послужили росписи храма Христа Спасителя в Москве. Стены и потолок портика св. ворот были расписаны 2 монастырскими воспитанниками, прошедшими обучение за счет мон-ря в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Согласно И. Никифорову, «этими же талантливыми воспитанниками… расписаны все стены Вознесенской церкви и частью в Андреевской» (Никифоров. 1898. С. 177), т. е. в ц. ап. Андрея Первозванного (расположена на юго-востоке). Отличительными чертами интерьера Андреевской ц. являлись большие хоры, особый придел для братии и вместительный притвор для прихожан, майоликовый иконостас, бронзовые позолоченные хоругви и паникадило из таких же материалов. На своде была выполнена копия композиции «Господь Саваоф» из росписи храма Христа Спасителя в Москве. В храме находились иконы в серебряных позолоченных ризах, в т. ч. иконы Божией Матери «Скоропослушница» (у левого клироса), вмч. Пантелеимона, а также ковчег с мощами святых. В монастырской трапезной по всему периметру стен помещены оплечные, поясные и ростовые изображения святых, одним из ярких монументальных полотен в ее интерьере является «Чудесное насыщение пяти тысяч человек», в основу к-рого легло произведение нем. художника-романтика Ю. Шнорра фон Карольсфельда. Сохранились сведения, что стены трапезной и церквей, расположенных в углах монастырских корпусов, были расписаны «братьями Оловянниковыми» (Воронов Ю. Н. В мире архит. памятников Абхазии. М., 1978. С. 60), однако, вероятно, более правильные сведения приводит Н. М. Зиновьев, называя живописцев, работавших в обители, «мастерами братьев Оловянишниковых» (Зиновьев. 1975. С. 63).
Архитектурной доминантой монастырского ансамбля стал собор во имя великомученика Пантелеимона (33,7×53,3 м; высота до центральной главы 40 м; вместительность - более 3 тыс. чел.). Работы по росписи собора велись в 1911-1914 гг. «палешанами и московскими художниками, мастерами братьев Оловянишниковых» (Там же). Возглавлял бригаду художников мастер М. В. Молов. В иконописной мастерской Молова работали «в большинстве по оригиналам Васнецова и Нестерова масляными красками» (Там же. С. 33). Эскизы к росписям были разработаны А. В. Серебряковым и самим Зиновьевым. «Любимой темой» Серебрякова были «ночные мотивы: звездное и туманное небо…» (Авидзба. 1977. С. 12), что нашло отражение в использовании в росписи собора синего фона с изображением золотых светил и звезд. О технологии живописи Зиновьев сообщал, что московские художники и палешане применили в качестве разбавителя смесь олифы, скипидара и воска, и «на такой смеси масляная живопись приобретала матовость, становилась похожей на фреску» (Зиновьев. 1975. С. 63).
Иконографическая программа собора ориентирована на визант. традицию росписи крестово-купольных храмов. В вост. куполе помещено поясное изображение Христа Пантократора с раскрытой книгой, на страницах к-рой написаны буквы Альфа и Омега; в люнетах и конхах под вост. барабаном - «Божественная литургия»; в конхе алтаря - Богоматерь Оранта; в среднем регистре алтарной апсиды - «Причащение апостолов», в нижней части с сев. стороны - «Собор святителей Вселенской Церкви», с южной - «Собор святителей Русской Церкви». В барабане вост. купола художники расположили шрифтовую композицию с текстом, к-рый поется на литургии Великой субботы на великом входе: «Да молчит всякая плоть человеча…». В конхах под барабаном изображены ангелы, сослужащие Христу. Шествие ангелов осуществляется по направлению от зап. люнета, на к-ром изображено «Положение во Гроб», к композиции «Престол Уготованный» («Этимасия»), расположенной в вост. люнете. Т. о., композиция «Божественная литургия» разместилась на неск. архитектурных поверхностях и заняла все подкупольное пространство вост. свода. Расположение произведений литургической тематики на значимых частях храмовой декорации - в вост. части храма, в барабане и т. д.- было характерно для церковного убранства ранневизант. храмов. К символическим композициям основного объема храма примыкают изображения в приделах на хорах собора: еще одна сцена «Престол Уготованный» - в приделе равноап. Марии Магдалины, «Источник воды живой» - в приделе вмч. Георгия.
Стены центрального нефа украшают многофигурные композиции двунадесятых праздников, сцены из цикла Страстей Христовых и др. евангельских событий, в т. ч. происшедших по воскресении Христа. На зап. стене помещено изображение «Страшного Суда», в примыкающих к ней люнетах написаны «Сошествие Святого Духа на апостолов» (юж. стена) и «Воздвижение Честного Креста Господня» (сев. стена).
Программной особенностью живописи собора является развитие с запада на восток христологического и Богородичного циклов, расположенных на противоположных стенах. Богородичный цикл размещен на сев. стороне центрального нефа и начинается с запада с изображения 1-го двунадесятого праздника церковного года - Рождества Пресв. Богородицы. Далее по направлению к алтарю следуют композиции: «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Явление Ангела пастухам» («Слава в вышних Богу и на земли мир» (Лк 2 14)), затем - «Сретение». Т. о., в этот цикл включены сюжеты праздников, имеющих и Господскую, и Богородичную природу. Христологический цикл росписей начинается также на западе композицией «Богоявление», далее следуют по направлению к алтарю: «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим», «Се Человек», «Распятие», «Вознесение». В нижнем регистре центрального нефа с запада на восток изображены сцены «Хождение по водам», «Нагорная проповедь», «Воскресение Христово». На противоположной, северной, стороне нижний ярус росписей состоит из композиций «Бегство в Египет», «Отрок Иисус во храме», ближе к алтарю написано «Воскрешение Лазаря». Такое переплетение в храме Богородичного и христологического циклов характерно для художественного убранства ранних рим. базилик. Стенопись «Воскрешение Лазаря» противопоставляется росписи «Воскресение Христово». Христологический ряд сюжетов юж. стены центрального нефа завершается сюжетом «Сошествие во ад» на юж. стене алтаря, Богородичный ряд - композицией «Успение Пресв. Богородицы» на противоположной, северной. Не все сцены обоих циклов уместились в пространстве центрального нефа и алтаря собора. Так, под барабаном купола с изображением образа Божией Матери «Знамение», в вост. люнете, помещена композиция «Встреча Марии и Елисаветы», в западном написаны образы праведных Иоакима и Анны. Тема Страстного цикла в убранстве собора развивается в композициях «Несение Креста» (сев. люнет) и «Не рыдай Мене, Мати» (юж. люнет).
Свод главного купола занимает композиция «Отечество». В системе росписей храма она может как выражать преемственность со «старым» Афоном (в Покровской ц. Пантелеимонова мон-ря на Афоне в скуфье купола также написан образ «Отечество» в окружении серафимов), так и акцентировать богословский аспект единства Троицы. Значение образа подчеркнуто шрифтовой композицией, размещенной в основании барабана и содержащей текст из Книги прор. Даниила: «И благословенно Имя славы Твоея…» (Дан 3 52-54). Тема единства Троицы затрагивается также в иконографической программе придела равноап. Марии Магдалины, где присутствует изображение «Троица Ветхозаветная» (в вост. конхе).
В программу росписей храма включено большое количество сюжетов и образов Божией Матери, что подчеркивает преемственность Н. м. со Св. Горой Афон, но также особое почитание Богородицы в Абхазии. Правосл. предание связывает регион с «первым Уделом Богородицы», куда для проповеди христианства Она отправила апостолов Андрея и Симона Кананита; ап. Симон, по одной из версий, скончался в Анакопии (Барцыц Р. М. Абхазский религ. синкретизм в культовых комплексах и совр. обрядовой практике. М., 2009. С. 47-48). В программе росписей отражена также тема местного почитания св. Иоанна Предтечи (согласно преданию, на территории Абхазии произошло 3-е обретение его честной главы): на хорах помещены сцены «Честная глава св. Иоанна Предтечи» и «Обретение главы св. Иоанна Предтечи». Важное место в росписях собора занимает апостольская тематика, связанная с посвящением обители ап. Симону Кананиту. Помимо изображений 12 ближайших учеников Христа в росписи включены образы апостолов от 70 - редкое явление в монументальной росписи, призванное подчеркнуть, что проповедь христ. вероучения была одной из задач духовенства Н. м. Здесь также может прослеживаться параллель с визант. имп. традицией почитания апостолов (напр., с возведением храма св. Апостолов в К-поле имп. Константином Великим) - ктиторами Н. м. были представители российской имп. семьи.
В систему росписей собора Н. м. включены сцены из житий святых, в честь которых освящены храмовые престолы,- вмч. Пантелеимона («Вмч. Пантелеимон исцеляет больных», «Вмч. Пантелеимон, брошенный зверям», «Усекновение главы вмч. Пантелеимона», также ростовой образ великомученика расположен в зап. части храма), свт. Николая Чудотворца и блгв. кн. Александра Невского (нижние боковые приделы), вмч. Георгия Победоносца и равноап. Марии Магдалины (приделы на хорах).
По всему храму размещены многочисленные образы святых - ростовые и оплечные, в медальонах. Среди них есть святые как особо чтимые, так и сыгравшие значительную роль в становлении на Руси государственности и в христианском просвещении гос-ва: ростовые образы вмч. Феодора Стратилата и Евстафия Плакиды, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, благоверных князей Михаила Тверского, Андрея Боголюбского, прав. Симеона Верхотурского, оплечные образы вмч. Димитрия Солунского, бессребреников Космы и Дамиана, мч. Иоанна Воина и др. Между основными композициями на стенах центрального нефа расположены ростовые изображения равноапостольных святых. Св. жены представлены преимущественно оплечными образами, за исключением равноапостольных кнг. Ольги, царицы Елены, Марии Магдалины, мц. царицы Александры. Существенное внимание в программе росписей уделено святым, известным своими монашескими подвигами и нестяжанием: преподобным Герасиму Иорданскому (изображен со львом), Пимену Великому, Зосиме и Савватию Соловецким, Сергию и Герману Валаамским, Пахомию Великому, Симеону Столпнику, прав. Симеону Верхотурскому и др. В алтаре находятся ростовые образы прп. Макария Египетского и блж. Иеронима (в облачении преподобного, с подписью «Святой преподобный Иероним Блаженный»). Вероятно, эти святые являются покровителями иеросхим. Иеронима (Соломенцева) и архим. Макария (Сушкина) из Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне; мч. Иерон, изображенный на южной стене,- небесный покровитель настоятеля Н. м. архим. Иерона (Васильева). Традиционно в нижнем регистре юж. части алтарного пространства изображены архидиаконы Стефан и Лаврентий. Под образом св. Иеронима написан Ангел Господень.
Прообразами для создания нек-рых стенописей послужили ранневизант. мозаики. Например, в вост. люнете юж. придела во имя вмч. Георгия Победоносца (на хорах) изображена сцена «Добрый Пастырь», иконографическая схема и колорит пейзажа которой очевидно заимствованы из аналогичной композиции в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (Италия). Роспись этого же придела «Источник воды живы», на которой запечатлены голуби, пьющие из источника воды с процветшим крестом, и овцы, идущие к источнику, также создана по типу раннехрист. символических изображений и мозаик Равенны. Образы Христа-отрока, восходящие как к раннехрист. изобразительной традиции, так и к более позднему времени, присутствуют в приделе вмч. Георгия,- это «Спас Недреманное Око» и «Благое Молчание» (вост. люнет придела), в куполе - «Спас Еммануил» со свитком. В композициях «Отечество» (центральный купол) и «Знамение» (зап. купол) Христос также представлен в иконографическом типе Еммануила.
В росписи собора преобладают характерные черты палехской школы: живописные приемы, цветовая гамма, структурная уравновешенность, симметричность построения, равноудаленность от центра основных элементов композиции. Одной из отличительных особенностей живописи Палеха, проявившейся в росписи собора Н. м., является насыщенность дополнительными деталями, большое количество фигур и даже сюжетов в одном пространстве. При всей сложности, насыщенности живописи, ее составляющие образуют единую гармоничную структуру. Одной из любимых тем для палешан как в иконописи, так и в стенописи была акафистная тематика, что и прослеживается в соборе Н. м. Нек-рые стенописи выполнены с использованием довольно «жесткой» графики, в них сведена к минимуму передача объема светом и тенью - фактически они являются традиц. иконописными образами (такова композиция «Спас Еммануил» на своде малого купола придела вмч. Георгия). В то же время при создании росписи мастера обращались к работам известных живописцев академической школы, напр. к картине А. А. Иванова «Явление Христа равноап. Марии Магдалине после Воскресения» (1835, ГРМ). Одноименный сюжет представлен в росписи придела равноап. Марии Магдалины на хорах собора. В основе композиции «Страшный Суд» на зап. стене лежат росписи свода Исаакиевского собора в С.-Петербурге, исполненные Ф. А. Бруни,- «Страшный Суд» и «Видение пророка Иезекииля». В лит-ре, посвященной убранству собора, упоминается, что нек-рые композиции могли быть созданы М. В. Нестеровым (Воронов Ю. Н. В мире архит. памятников Абхазии. М., 1978. С. 60), однако, вероятнее всего, произведения художника могли послужить лишь образцом для создания стенописи собора; примером может служить ростовой образ равноап. Мефодия в центральном нефе храма. В композиции «Видение воину Пелгусию благоверных князей Бориса и Глеба» изображение страстотерпцев перекликается с образами святых Бориса и Глеба во Владимирском соборе в Киеве. Однако по сравнению с живописью Нестерова изображение святых более статично, плоскостно, близко к иконописной палехской манере.