Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИФОНТ
51, С. 281-282 опубликовано: 7 февраля 2023г.


НИФОНТ

«О зачале святаго места Кожеезерския пустыни» (БАН. Арх. № 405. Л. 1)
«О зачале святаго места Кожеезерския пустыни» (БАН. Арх. № 405. Л. 1)

«О зачале святаго места Кожеезерския пустыни» (БАН. Арх. № 405. Л. 1)

(† после 1566 - до 1585, Москва), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря (Архангельской митрополии). Сведения о Н. очень скудны. Согласно устному преданию, зафиксированному в XIX в., он был пострижен в Сырьинской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., основанной иноками Александрова Ошевенского монастыря. В 1552 г. иером. Н. в поисках безмолвного уединенного жития пришел на Лопский п-ов, омываемый водами Кожозера (Кожеозера, бассейн Онеги) и поставил часовню в честь св. Богоявления (Челмогорский. 1901. С. 473). Основным письменным источником сведений о жизни Н. является «Сказание о зачале места святой обители Кожеозерского монастыря и о житии блаженных создателей и предивных строителей пустыни сея, священноинока Нифонта и инока Серапиона», известное в 2 списках 1-й пол. XVIII в., представляющих 2 разные редакции. В ранней редакции «Сказания...», составленной в 1613 г. (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 1-9; список из б-ки Антониева Сийского мон-ря), имя Н. в заглавии не значится - «О зачале cвятаго места Кожеезерския пустыни и о житии предивнаго старца Серапиона». Однако в рукописи на поле около заглавия поздним почерком приписано: «преже его бе Нифонт». Начало «Сказания...» указывает на житийно-проложный характер повествования, посвященного одному лицу - прп. Серапиону (начало: «Сей убо Серапион родом измаильтянин…»). О Н. сообщается, что подвижник жил совершенно одиноким, по строгому уставу, пребывал в непрестанной молитве, безмолвии и строгом посте, питаясь ягодами и «былием». Вскоре к пустынножителю из Москвы пришел некий Сергий, бывш. астраханский царевич Туртас хан Гавирович, плененный при взятии Казани в 1552 г. Он попросил Н. постричь его в иноки. Н. с радостью принял юношу и, тщательно испытав, «постриже его и нарече ему имя Серапионъ. И тако живущимъ имъ вкупе пустынное и безмолвное житие, и начаша къ ним приходити иноцы от многих стран и хотяще жити с ними. Они же с радостию приемляху». По мнению исследователей, Сергий мог узнать о пустынножителе во время своего пребывания в Ошевенском мон-ре, находившемся около Каргопольского тракта (Кононов. 1895. С. 33; Челмогорский. 1901. С. 473). Автор 2-й редакции «Сказания...», составленной в нач. XVIII в., сообщает точный год прихода Сергия в Кожеозерскую пуст.: «...прииде и на место сие пустынное и безмолвное к начальнику и священноиноку Нифонту… тогда бо ему единому живущу в пустыни сей и пустынное и безмолвное житие провождающу о Господе в лета от сотворения мира 7074-е, а от Рождества же Иисус Христова 1566-е…» (РНБ. Солов. 182/182. Л. 18-18 об.). В 1-й редакции «Cказания...» этого года нет. Однако в обеих редакциях присутствует указание на то, что прп. Серапион (Ɨ 1611) провел в Кожеозерском мон-ре 46 лет. Составитель 2-й редакции мог высчитать год прихода старца Серапиона на Кожозеро, зная год его кончины. По мнению еп. Никодима (Кононова), эта дата в «Сказании...» ошибочная. По его сведениям, Сергий пришел в пустынь в 1557 г.- «в пятое лето своего племенения» (Никодим (Кононов). 1901. С. 82). Спустя нек-рое время Н. отправился по монастырским делам в столицу, где скончался и был похоронен в одной из московских обителей. Игуменом Кожеозерского монастыря стал старец Серапион (согласно справочнику П. М. Строева, прп. Серапион возглавлял обитель в 1565-1602; по сведениям В. Челмогорского - в 1565-1611). Еп. Никодим (Кононов) считал, что кончина Н. состоялась не ранее 4 мая 1563 г. и не позже 1564 г., поскольку он был упомянут в купчей грамоте на Кияльскую волость от 4 мая 1563 г. (Никодим (Кононов). 1901. С. 196). В грамоте 1595 г., данной строителю Серапиону царем Феодором Иоанновичем, указывается, что, со слов Серапиона, мон-рь на Кожеозере им строился 36 лет (АИ. Т. 1. С. 462-463. № 262). Следовательно, он пришел к Н. предположительно в 1558/59 г. Ко времени создания ранней редакции «Сказания...» (1613), видимо, уже не оставалось свидетелей жизни Н. Составитель 2-й редакции спустя столетие попытался выяснить по «монастырской летописи» все обстоятельства преставления Н. («что же ему случися в Москве или на пути, или како преставися»), но не обнаружил в ней никаких сведений: «...того нам подлинно неизвестно и в летописи о том не пишет» (РНБ. Солов. № 182/182. Л. 19). Для сохранения памяти об основателе обители автор поместил имя Н. в заглавие (Там же. Л. 17). В синодике 1887 г. имя Н. значится 1-м в перечне строителей Кожеозерского мон-ря, хотя преподобный не успел получить строительский чин. Самые древние монастырские рукописи - Торжественник и «Правила соборов святых отцов» (XV в.), Пролог и «Диоптра Филиппа пустынника» (XVI в.), вероятно, были привезены на Кожозеро еще Н. (Викторов. 1890). Не исключено, что при Н. в мон-ре появился «Синодик», сгоревший в пожаре 1884 г., и «Вкладная книга». В заглавии последней указана дата ее составления: «Книга св. Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Кожеозерския пустыни лета 7073 (1564/65.- Е. П.) году» (ОИРКГЭ: Инв. № ЭРБ-62. Л. 1). Святой изображен в числе основателей Кожеозерского мон-ря на литографии XIX в. (опубл.: Вкладная книга Кожеозерского мон-ря. 2008. С. 29). В 2015 г. по инициативе настоятеля Кожеозерского мон-ря иером. Михея (Разинькова) издана кн. «Пустынники Русского Севера» (Серг. П., 2015), в к-рой содержатся краткие сведения об обители. В книге представлено 18 миниатюр, выполненных совр. художницей Т. Шамотой. Среди них - образ Н. Святой изображен в рост на фоне леса, за ним виднеется небольшая деревянная часовня, стоящая на берегу озера. Н. представлен старцем с длинной седой бородой; в сложенных на груди руках он держит восьмиконечный крест, вокруг головы - нимб. Преподобный одет в коричневую мантию и черную схиму, голова покрыта куколем с Голгофским крестом. Н. канонизирован в составе Собора Новгородских святых, установленного ок. 1831 г. (празднование Собору подтверждено в 1981).

Ист.: Грамота царя Феодора Иоанновича Турчасовского стана выборным земским судьям об освобождении от податей деревень, полуурена и двора, принадлежащих Кожеезерскому мон-рю от 19 марта 1595 г. // АИ. Т. 1. С. 462-463.
Лит.: Митрофан (Правоторов), иером. Описание Кожеозерской пуст. (в Архангельской губ.) от ее основания до наст. времени. СПб., 1882; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри крайнего севера: Кожеозерский монастырь // ХЧ. 1886. № 1/2. С. 266-291; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Св. России. СПб., 1890. С. 36, 177-178, 184-185; Никодим (Кононов), еп. Прп. Александр Ошевенский чудотворец и церк.-просветительское значение его обители. СПб., 1895; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 81-82; Челмогорский В. Кожеозерский мон-рь // Архангельские ЕВ. 1901. № 18. Ч. неофиц. С. 472-481; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 372; Макарий (Веретенников), архим. Прп. Серапион Кожеезерский // АиО. 1996. № 2(9). С. 5-14; Вкладная книга Кожеозерского мон-ря / Подгот.: А. С. Косцова. СПб., 2008. Кн. 1. С. 5, 10, 24-25, 29, 46, 48, 50, 66, 68, 202; Полетаева Е. А. Б-ка Кожеозерского монастыря: Вопросы реконструкции // Совр. проблемы археографии / Сост.: М. В. Карогодина. СПб., 2011. С. 138-152.
Е. А. Полетаева
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Собор Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Основатели монастырей Русской Православной Церкви Кожеезерский (Кожеозерский) в честь Богоявления мужской монастырь (Архангельской митрополии) Нифонт († после 1566 - до 1585), преподобный (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря
См.также:
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых),