(† после 1553), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Телеговский, Устюжский. Святой не упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых». Не указан он также в списке Вологодских святых, составленном в 1811 г. еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым, 1808-1813; впосл. митрополит). Однако он назван основателем в 1553 г. Троицкого Телегова мон-ря в Устюжском у. на р. Сев. Двине (ныне дер. Монастырская Пашня Красноборского р-на Архангельской обл.) в списке вологодских мон-рей еп. Евгения (Болховитинова) и в статье о Телегове мон-ре, помещенной в 6-м томе ИРИ (М., 1815) архим. Амвросия (Орнатского). В перечне Вологодских святых еп. Евгения значатся 73 святых (Суворов Н. В. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих // Вологодские ЕВ. 1864. Приб. № 1. С. 10-20). Преподобный Н. и блж. Кирилл Вельский под номерами 74 и 75 были добавлены в этот список позднее, вероятно при еп. Иннокентии (Борисове) (ВОКМ. № 11914. Л. 17, XIX в.; опубл.: Верюжский. Вологодские святые. С. 8-16). Однако здесь Н. назван не основателем, а «поновителем» Телегова мон-ря. В справочнике П. М. Строева основателем Троицкого Телегова мон-ря и игуменом в 1555 и 1557 гг. указан Дионисий (Строев. Списки иерархов. Стб. 780. № 55).
Монастырь был разорен в 1613 г. польско-литов. отрядами, затем восстановлен. Согласно росписи 1657 г. казенных доходов Устюжского у., обитель платила в казну 11 р. 14 алтын (АЮБДР. Т. 3. № 317. Стб. 175). В 1682 г. к монастырю было приписано 35 крестьянских «половничьих дворов» (ДАИ. Т. 10. № 34. С. 112), в 1691 г.- только 2 (ААЭ. Т. 4. № 304. С. 452-453). Согласно данным ревизии 1744 г., обители принадлежало 330 зависимых крестьян. В 1743 (1744?) г. в мон-ре на средства Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря была построена каменная церковь, в к-рой под спудом находились мощи Н. После упразднения мон-ря в 1764 г. церковь стала приходской. Согласно описанию 1889 г., храм был одноэтажным, имел 3 престола: «В холодном храме один престол - во имя живоначальной Троицы, а в теплом храме два престола: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а второй - во имя чудотворца Николая, устроенный в 1861 г. на средства крестьянина деревни Усть-Камзы Павла Семеновича Ефремова. Холодная церковь возвышается над теплым квадратом с небольшим куполом, на котором находятся пять глав. Главы устроены наподобие восьмигранного фонаря, наверху которого круглые шейки. Колокольня в одной связи с церковью, восьмигранная. Как церковь, так и колокольня покрыты железом и выкрашены ярко. Церковь обнесена каменной оградой. Церковная летопись ведется с 1868 г. и хранится в церкви» (ГАВО. Ф. 364. Ед. хр. 7012). В 1788 г. в приходе числилось 883 чел., в 1868 г.- 1435 чел. В 1937 г. Троицкий храм был взорван.
Святой канонизирован в составе Собора Вологодских святых. Первоначально празднование Собору Вологодских и Белозерских святых было установлено в янв. 1756 г. по благословению еп. Вологодского и Белозерского Серапиона (Лятошевича; 29 окт. 1753 дек. 1761) (Указ о праздновании Собору // ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 2051. Л. 4-5). Празднование подтверждено еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым), к-рый 5 окт. 1841 г. освятил в честь Собора Вологодских святых крестовую церковь архиерейского дома, им же были составлены тропарь, кондак и молитва Вологодским чудотворцам. Память «преподобнаго Нифонта, начальника Телехова монастыря в Великоустюжском уезде 1553» указана в «Полном месяцеслове» нач. XIX в. выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина под 23 дек. (БАН. Дружин. № 736. Л. 29; Дружин. № 131. Л. 88 об.; опубл.: Романова. 2017. С. 504) и 8 апр. (БАН. Дружин. № 131. Л. 168; опубл.: Романова. 2017. С. 520). Н. упоминается в Минеях еп. Ермогена (Добронравина; 1820-1893): РНБ. СПбДС. № 25/12. Л. 111, XIX в. (ЭК ИРЛИ (ПД)). 21 июля 1999 г. во имя прп. Нифонта Телеговского была освящена часовня в дер. Нифантово Шекснинского р-на Вологодской обл. (часовня, прежде находившаяся на этом месте и разрушенная в 30-х гг. XX в., имела посвящение во имя свт. Нифонта, еп. Кипрского).
Предполагаемое изображение Н. находится в трапезном иконостасе Воскресенского придела ц. Вознесения Господня в Вел. Устюге (кон. XVIII - нач. XIX в., ВУИАХМЗ). На расположенной справа иконе представлены 2 преподобных на пейзажном фоне, подписанные как Ксенофонт и Нифонт (без пояснений). Н. стоит вполоборота влево за спиной прп. Ксенофонта, одет в монашеские ризы (синяя ряса, темная мантия, розоватая схима или епитрахиль), куколь на плечах, в руках открытая книга. Он читает, опустив взор, особенности внешности - разделенные на прямой пробор волосы и борода средней величины с проседью.
Н. написан также на иконе «Святые земли Красноборской», созданной в древнерус. традициях по заказу прот. В. И. Кобылина выпускником иконописной школы при МДА С. А. Ширинкиным (2009, ц. Св. Троицы в с. Красноборск Архангельской обл.). Святой представлен прямолично, крайним слева, вместе со сщмч. Петром Черевковским, с прп. Сергием Малопинежским, со сщмч. Зосимой Трубачёвым; святых осеняет крыльями арх. Михаил (небесный покровитель Архангельской епархии). На покрытых мантией руках Н. - модель Троицкого собора Телеговского мон-ря (собор изображен на основе фотографии). У преподобного характерные особенности внешности: широкий лоб с залысинами (голова не покрыта), короткая седая борода, раздвоенная от подбородка и разделенная на пряди.