[Никифор Мавр (Чёрный); греч. Νικηφόρος Μαῦρος], патриарх Антиохийский (1079/80 - 1088/89). Сведения об истории Антиохийской Православной Церкви 2-й пол. XI в., в частности о личностях правивших тогда патриархов, обрывочны. Согласно визант. «Хронике» Продолжателя Скилицы (2-я пол. XI в.), после смерти Антиохийского патриарха Эмилиана (приблизительно в 1079/80 - Todt. 1998. S. 699) имп. Никифор III Вотаниат (1078-1081) назначил его преемником Н. по прозвищу Мавр (Чёрный). Возможно, Н. происходил из визант. рода динатов Мавров (в р-не Латрос в М. Азии), упоминаемого в Житии Павла Латрского Младшего (Vita S. Pauli Iunioris in monte Latro / Ed. H. Delehaye, interpr. I. Sirmondi // AnBoll. 1892. Vol. 11. P. 139). Современник этих событий хронист Никифор Вриенний Младший пишет лишь об Антиохийском патриархе Эмилиане (под 1074 и 1078 гг.; см.: Исторические записки Никифора Вриенния, 976-1087. М., 1997. С. 104-106, 128). Михаил Атталиат († между 1079 и 1085) в диатаксисе (уставе) основанного им монастыря Христа Паниктирмона в К-поле предписывает монахам поминать Н., пожертвовавшего обители небольшое имение (Gautier P. La Diataxis de Michel Attaliate // REB. 1981. T. 39. P. 98-99). Известна печать Н., в которой впервые засвидетельствовано добавление «и всего Востока» к титулатуре «патриарх Великой Антиохии» (Laurent V. Le corpus des sceaux de l'empire byzantin. P., 1965. T. 5/2. N 1525). Н. также упоминается в Кипрском синодике (ок. 1170; Cappuyns. 1935. P. 492) и в ряде позднейших синодиков. Ф. Янгу на основании одного из посланий Никона Черногорца (ок. 1090) предположил, что Н. скончался в 1089 или 1088 г. (Γιάγκου Θ. Ξ. Νίκων ο Μαυρορείτης: Βίος - Συγγραφικό έργο - Κανονική διδασκαλία. Θεσ., 1991. Σ. 191), с чем согласуются и сведения о начале Патриаршества его преемника Иоанна V (IV) Оксита. Летописная традиция православных арабов, возрожденная в XVII в. усилиями Антиохийского патриарха Макария III аз-Заима и его продолжателей, слабо соотносилась с визант. источниками и сохранила лишь фрагментарные сведения о патриархах 2-й пол. XI в., в т. ч. о Н. (Панченко. 2014. С. 376).
Н. был свидетелем драматических событий в истории Антиохии - овладения городом Филаретом Варажнуни, бывш. византийским сановником, создавшим в условиях политического хаоса после битвы под Манцикертом эфемерное княжество из обломков ромейских владений (кон. 70-х гг. XI в.), а затем - сельджукским султаном Сулейманом ибн Кутлумушем (дек. 1084), в результате чего Византия навсегда утратила Антиохию. Н., по всей вероятности, никогда не посещал свою кафедру и постоянно пребывал в К-поле. Политическое отделение Антиохии от империи способствовало еще большей церковной дезинтеграции. Фактическое управление Антиохийской Церковью взял на себя Патриарший Синод во главе с Симеоном, сакелларием и митрополитом Месопотамии. Одним из ключевых в то время был вопрос о правоверии армян-халкидонитов (цатов) из монастыря Богородицы Гранатового Плода на Чёрной Горе близ Антиохии, где подвизался Никон Черногорец. В «Тактиконе» Никон оставил ряд свидетельств о решении этой проблемы, когда антиохийский клир апеллировал к авторитету Иерусалимского патриарха Евфимия I, признавая себя ввиду отсутствия Н. лишенным пастыря (Das Taktikon. 2014. Bd. 2. S. 876-877).