(10-е гг. XVII в., Новгород - 30-е гг. XVII в., Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит), подвижник благочестия, ученик прп. Елеазара Анзерского. Краткие сведения о нем содержатся в Житии прп. Елеазара (созданном ок. 1704) и в «Сказании вкратце о строители Елиазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницех», написанном ок. 1710 г. для т. н. Соловецкого патерика (РНБ. Соф. № 452). Судя по этим текстам, жизненный путь Н. был недолог, но духовно насыщен. Он происходил из новгородской богатой семьи. В ранней юности, по-видимому в нач. 30-х гг. XVII в., Н. пришел на Соловки и, пройдя испытание послушничеством, был пострижен в монашество и отдан в научение прп. Елеазару. Поселившись в Анзерском скиту, Н. под духовным руководством Елеазара «в велицей теплоте Господеви поработав». Пребывание на Анзере продлилось всего «три лета», после чего юный подвижник «преставился ко Господу». Произошло это, видимо, ок. 1635 г., поскольку этим годом отмечен поминальный вклад по «Никифору Новгородцу», сделанный соловецким уставщиком Геласием, духовно близким прп. Елеазару (см.: Панченко. 2006. С. 725-727). Как рассказывается в Житии Елеазара, анзерский старец молил Бога о том, чтобы узнать посмертную участь своего ученика, и получил «извещение» о том, что тот «наследовал жребий праведных».
Имя анзерского подвижника Н. (родом новгородца) неизбежно напоминает о его тезке - пустынножителе Никифоре Новгородце, мирянине, к-рый в 1602-1616 гг. подвизался на Соловецком о-ве и за 3 года до кончины принял постриг с именем Никита († 1616).
Память о Н. сохранялась в Троицком скиту вместе с памятью о его учителе, а также о др. ученике прп. Елеазара - Никодиме. Все трое были погребены в одной часовне, имена Н. и Никодима произносились во время панихид, к-рые служили у раки прп. Елеазара. Сообщение об учениках прп. Елеазара находится в рукописном сборнике, принадлежавшем архим. Досифею (Немчинову); в его состав входят «Повести о соловецких пустынножителях» и «Верное и краткое исчисление... преподобных отец соловецких...»: «Въ Анзерахъ въ Троицкомъ скиту въ часовне при мощахъ преподобнаго Елеазара по обеимъ его сторонамъ опочиваютъ два его ученика, одесную - преподобный Никодимъ, бывший по немъ строителемъ, по ошую страну - преподобный Никифоръ подвижникъ» (РНБ. Солов., Анз. 1195/1366. Л. 34 об.). Оба ученика, Н. и Никодим, названы здесь преподобными.
Однако сведения о Н. не вошли в текст главы, посвященной прп. Елеазару, в составе Соловецкого патерика (1873), притом что они содержатся в непосредственном источнике этой главы, к-рым послужил очерк И. Я. Сырцова «Прп. Елеазар, основатель и строитель Анзерского скита…» (Сырцов. 1873). При подготовке этого текста для Соловецкого патерика его редактор Н. В. Елагин сократил рассказ об учениках прп. Елеазара, исключив всякое упоминание о Н. Он оставил лишь фразу о др. ученике святого - Никодиме, к-рого нарек «любимым учеником» Елеазара. Вслед. этого память о блаженном Н. полностью изгладилась из Соловецкого патерика. В нем и в последующих соловецких изданиях его затмил образ др. знаменитого постриженика Елеазара - московского свящ. Никиты Минина (впосл. патриарх Никон).
Отчасти эту оплошность исправил иером. Никодим (Кононов), составитель Архангельского патерика. Он воспроизвел в патерике сведения о Н. по Житию прп. Елеазара. В своем исследовании сочинения архим. Досифея (Немчинова), посвященного «исчислению» Соловецких святых, иером. Никодим (Кононов) уделил ученикам прп. Елеазара особое внимание, включив имена Н. и Никодима в составленный им «Диптих соловецких подвижников благочестия» (Никодим (Кононов). 1900. С. 73, 101). В этом «Диптихе...» он поместил их имена в одном ряду с именами пустынножителей Соловецкого о-ва Ефрема, Никифора, Иосифа, Тихона, Феодула, Порфирия, Трифона, Иосифа, Севастиана, Тимофея, Саввы, Нестора. Впосл. пустынножители были прославлены в Соборе Соловецких святых, учрежденном в 1993 г. по благословению патриарха Алексия II. Однако имена Никодима и Н., учеников прп. Елеазара, в Собор Соловецких святых не вошли. Возможной причиной их «забвения» послужило то, что они не были упомянуты в сочинении архим. Досифея (Немчинова), а мнение иером. Никодима (Кононова) так и не было принято во внимание. Вслед. этого Никодим и Н. все еще остаются в числе «незримых миру подвижников благочестия», память о к-рых сохраняется лишь в Соловецкой обители.