[Греч. Νικηφόρος] (кон. VIII-IX в.), преподобноисп. (пам. визант. 29 апр.), игум. Севазийский. Сохранилось анонимное Похвальное слово Н. без жития (BHG, N 2300). Согласно этому источнику, Н. происходил из фемы Анатолик (центр М. Азии), был монахом. Когда имп. Лев V (813-820) возобновил преследования иконопочитателей (815), Н. явился в К-поль и обличил ересь иконоборчества. Как и мн. иконопочитатели, Н. по приказу Льва был отправлен в ссылку на небольшой остров близ К-поля. После смерти императора Н. получил свободу, но не вернулся домой, а поселился отшельником в некоем месте под названием Севаза (Σεβαζῆ) в Вифинии. Там вскоре возник мон-рь, насельниками которого, вероятно, стали иноки, стремившиеся жить под духовным окормлением Н. В основанной им обители Н. и скончался.
Факт существования Н. вызывает сомнения исследователей гл. обр. из-за того, что ни место под названием Севаза, ни Севазийский мон-рь не упоминаются больше ни в одном источнике. Анонимный автор Похвального слова сообщает, что пишет свою похвалу спустя долгое время после смерти святого, когда о нем уже почти никто не помнит.
В календари Элладской Православной Церкви и РПЦ память Н. не включена. День памяти, 29 апр., заимствован из Похвального слова.