В раннем детстве Н. был оскоплен по решению родителей, видимо имевших намерение т. о. помочь сыну сделать придворную карьеру, т. к. евнухи играли огромную роль в придворной иерархии, часто становясь приближенными императора. Когда Н. исполнилось 17 лет, он прибыл в К-поль и был принят на службу имп. Ириной. Образованный способный юноша начал быстрое продвижение по карьерной лестнице. Агиографические источники сообщают, что он был офиц. представителем имп. Ирины на VII Вселенском Соборе (787), однако по др. источникам эта информация не подтверждается. Вскоре после Собора Н. получил чин патрикия и был назначен начальником фемы (стратигом) на Сицилии. В 796 г. Н. перенес на Сицилию руку вмц. Евфимии Всехвальной и построил там храм в ее честь. В 797 г. он отправил посольство к Карлу Великому. В визант. исторических источниках этого времени фигурируют неск. человек по имени Никита, имевших чин патрикия, и возможно, Н.- один из них.
Достигнув вершин карьерного роста, Н. осознал, что мирская суета больше не привлекает его, и решил уйти в мон-рь. Однако императоры Никифор I (802-811) и его сын и соправитель Ставракий (803-811) не разрешили ему принять постриг. При имп. Михаиле I Рангаве (811-813) Н. принял постриг ок. 812 г., в возрасте почти 50 лет. Позволив стать монахом, император, однако, не разрешил Н. покинуть столицу и поселил его в мон-ре Хрисоника близ Золотых ворот. Там Н. прожил до воцарения имп. Льва V (813-820), к-рый возобновил гонения на иконопочитателей (815).
Н. покинул К-поль и поступил простым монахом в один из пригородных монастырей. Иконоборцы узнали, что у него есть ценная икона Спасителя, приобретенная в Риме, и донесли об этом императору. Тот послал к Н. слуг с приказом отобрать образ Спасителя. Н. отказался отдать икону, однако некий инок выдал императорским слугам местонахождение образа. Те забрали его из одного монастырского храма и надругались над ним, а Н. запретили покидать обитель.
О жизни Н. при имп. Михаиле II Травле (820-829), сменившем Льва V, ничего не известно. При имп. Феофиле к Н. вновь пришел посланец из дворца с требованием признать иконоборческого патриарха Антония I Кассимату (821-837?). Но Н. отказался сделать это и гневно обличил ересь иконоборчества. По приказу императора он был изгнан из обители. Взяв с собой 3 иноков, он отправился странствовать. В уединенном месте на берегу Мраморного м. они построили ц. во имя архангелов Михаила и Гавриила, позже на этом месте возник мон-рь. В ссылке, пережив множество бед и лишений, получив откровение о смертном часе, Н. скончался. От его мощей происходили многочисленные чудеса. Житие Н. было составлено, вероятно, вскоре после его смерти одним из монахов основанного им мон-ря во имя св. Архангелов.
Память Н. со сказанием вошла в славяно-рус. Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 41-43).
Описанное Фартусовым изображение является самым ранним в иконографии Н., чьи образы известны, как правило, в минейных циклах (дата неустойчива, в визант. памятниках встречаются варианты под 5-7 окт.). На миниатюре в Минологии имп. Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 94, под 6 окт.- в ряде случаев ошибочно атрибутируется как прп. Никита Мидикийский), ростовая фигура преподобного помещена в центре композиции, задником к-рой служит архитектурный фон с симметрично расположенными по сторонам стены колонками и 2 зданиями. Н. показан с выбеленными сединой кудрявыми волосами, клиновидной кудрявой средней длины бородой; он облачен в охристый хитон, темную серо-зеленую мантию, коричневую схиму (куколь лежит на плечах), с аналавом. В левой руке преподобный держит икону Спасителя - погрудный образ в медальоне, близкий к типу изображения «imago clipeata», правой указывает на этот образ. Схема такого иконографического извода не только связана с иллюстрацией житийного эпизода, когда святой не пожелал отдать в руки иконоборцев имевшийся у него образ Иисуса Христа, но и является принятой формулой для изображения защитников икон (ср., напр., в той же рукописи (P. 392) миниатюру с изображением св. царицы Феодоры). На миниатюре еще одной визант. рукописи, в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 256v, кон. XI в.), иконография Н. следует традиц. изображению исповедников, представляемых с крестом в правой руке (левая перед грудью, ладонь обращена вовне); состав облачения, возрастная характеристика те же, что и на 1-й миниатюре, отличаются лишь прическа (волосы гладкие) и длина бороды, опускающейся ниже середины груди.
Полуфигура Н. как оранта - в молении, с разведенными в стороны руками - представлена в настенном минологии ц. Успения Пресв. Богородицы сербского мон-ря Грачаница (ок. 1320, под 6 окт.): на преподобном сиреневого оттенка хитон и светло-коричневая мантия, серо-черного цвета схима, куколь лежит на плечах. Характеристика внешности близка к изображению в Минологии имп. Василия II, с той разницей, что святой здесь немного моложе: у него каштановые с проседью кудрявые волосы, клиновидная борода доходит до груди. В настенных минологиях образ Н. сохранился также в росписях: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18) - под 7 окт., погрудно, надпись: «῾Ο ὅσιος Νικήτας»; ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (ок. 1376-1381),- под 7 окт., изображение предположительное; в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561),- под 5 окт., оплечно, при имени сохранилась надпись: «Патрïки» (см.: Миjовић. Менолог. С. 263, 291, 346, 363).