(† после 1421), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Боровский, Серпуховский, Радонежский. Основные сведения о Н. содержатся в Житии прп. Пафнутия Боровского, написанном пострижеником Пафнутия Вассианом II (Саниным). В Житии говорится, что настоятель Боровского Высоцкого в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря на р. Протве (близ г. Боровска) Маркелл благословил новоначального мон. Пафнутия жить в послушании «у некоего священноинока Никиты, бе же тои Никита ученик чюднаго отца святаго чюдотворца Сергия, бывый же пастве началник сущих инок в обители Честнаго Зачатия Пречистыя Божия Матери, во граде Серпохове, въ старости же сыи, и лишения ради света очию оставляет паству и бывает преселник въ предреченную обитель...» (Житие прп. Пафнутия Боровского. 1899. С. 119). Покровский мон-рь был основан в 1410 г. кн. Семеном Владимировичем, сыном серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича. Прп. Пафнутий, родившийся в 1394 г., принял постриг в этой обители в 20-летнем возрасте - ок. 1414 г., следовательно, Н. переселился в Боровскую обитель после 1410 г., но не позднее 1414 г.
Икона Божией Матери «Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», с предстоящими преподобными Никитой Боровским, Сергием Радонежским, Афанасием Высоцким Старшим и Афанасием Высоцким Младшим. Кон. ХХ — нач. XXI в. (серпуховской Высоцкий мон-рь)
Икона Божией Матери «Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», с предстоящими преподобными Никитой Боровским, Сергием Радонежским, Афанасием Высоцким Старшим и Афанасием Высоцким Младшим. Кон. ХХ — нач. XXI в. (серпуховской Высоцкий мон-рь) Сам старец скорее всего начинал свой монашеский путь в Троице-Сергиевом мон-ре и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. По позднему преданию, существовавшему в
костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре, Н., почитавшийся основателем этой обители, приходился сродником прп. Сергию Радонежскому. «На родственное отношение старца Никиты к преподобному Сергию может отчасти указывать то обстоятельство, что в синодике Богоявленской обители записан для поминовения род преподобного Сергия Радонежского» (
Баженов. 1895. С. 4). И. В. Баженов описал 2 синодика Богоявленского мон-ря. В древнейшем списке кон. XVI - нач. XVII в. род прп. Сергия не упоминается, отсутствует и имя основателя обители Никиты. Данные о них содержались в более позднем списке - XVII-XVIII вв. Упоминание рода прп. Сергия в монастырском синодике не может служить доказательством родства преподобного с основателем обители. Так, напр., род Сергия Радонежского записан в синодике новгородского Вяжицкого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, к созданию к-рого, как хорошо известно, не имел отношения ни прп. Сергий, ни его ученики. Упоминание прп. Сергия в синодике говорит скорее о распространении почитания Сергия Радонежского в Новгородской земле после ее присоединения к Московскому княжеству. После Смутного времени на костромских землях, сильно пострадавших от польско-литов. интервенции, так же значительно возросло почитание прп. Сергия, чей мон-рь стал символом сопротивления в годы интервенции. В древнейшей сохранившейся писцовой книге города за 1627/28 - 1629/30 гг. перечисляются церкви, расположенные на территории старого городища Костромы и ее посада, приделы к-рых были посвящены прп. Сергию Радонежскому: ц. вмч. Димитрия Солунского «у Нового города против Благовещенских ворот», ц. во имя свт. Николая Чудотворца в посаде на Дебре, ц. Рождества Пресв. Богородицы «у Волги», соборная Троицкая ц. В самом Богоявленском мон-ре в 20-х гг. XVII в. была построена столпообразная звонница с храмом во имя прп. Сергия Радонежского в нижнем ярусе (Писцовая книга г. Костромы. 2004. С. 314). Вероятно, в это же время род прп. Сергия был вписан в синодик Богоявленского мон-ря.
Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря)
Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря)
Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в.
Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в. Из Жития прп. Пафнутия Боровского следует, что после пребывания в Троицкой обители Н. нек-рое время был настоятелем
Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря, основанного в 1374 г. по желанию серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича прп. Сергием Радонежским. Первым настоятелем обители стал его ученик, прп.
Афанасий Высоцкий (Старший). Осенью 1382 г. тот, поставив игуменом монастыря
Афанасия Высоцкого (Младшего; Ɨ 12 сент. 1395), вместе с митр.
Киприаном отправился в Киев, а затем в К-поль. После кончины Афанасия Младшего Н. стал архимандритом серпуховского мон-ря, как свидетельствует прп. Иосиф Волоцкий в своем соч. «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих»: «...видехом и отца нашего святаго Пахнотиа, иже бяше ученик ученика Сергиева старца Никиты, архимандрита манастыря Высоцкого...» (ВМЧ. 1869. Сент. Дни 1-13. Стб. 559). В старости Н. ослеп, поэтому оставил настоятельство и удалился в боровский Покровский мон-рь. Далее в Житии говорится, что через 7 лет после пострига прп. Пафнутия (совершив «седморичное обхожение времен») его старец «по смотрению же Божию, или за некое неудобство оставляет... обитель, и отходит тамо, идеже преже пасый Христово стадо словесных овец. Восхоте же и ученик последовати ему, настояи же обители не поволи быти тому...». Т. о., из Жития следует, что ок. 1421 г. Н. вернулся в серпуховский Высоцкий мон-рь, где прежде был настоятелем. Сведения Жития подтверждаются и сообщением прп. Иосифа Волоцкого в упоминавшемся «Отвещании любозазорным...». Среди костромских краеведов в XIX в. возникло предположение о том, что в 20-х гг. XV в. Н. отправился на север - в Кострому, где основал Богоявленский мон-рь: «Может быть он (Никита Костромской.-
Е. Р.) был тот преподобный Никита, ученик и сродник преподобного Сергия, который был настоятелем Боровского (Калужской губернии) Высоцкого монастыря...» (
Иосиф (Баженов), архим. 1879. С. 16). Однако это предположение кажется сомнительным по целому ряду причин: сложно представить, чтобы практически слепой старец мог совершить столь далекое путешествие и стать во главе новой обители. К тому же все мон-ри, в которых ранее подвизался Н., находились под патронатом князей серпуховских и боровских и непонятны мотивы, побудившие подвижника в конце жизни поселиться на Костромской земле. Одним из доказательств истинности предположения о переселении Н. в Кострому служит пребывание в Богоявленской обители 3 сыновей серпуховского и боровского кн. Василия Ярославича Андрея, Василия и Ивана Меньшого. 10 июля 1456 г. по приказу вел. кн. Василия II кн. Василий Ярославич был арестован и отправлен в заточение в Углич. После неудачной попытки его освобождения верными людьми в 1461-1462 гг. боровского князя перевели в Вологду. По сведениям А. М. Курбского, младших детей Василия Ярославича, рожденных в ссылке, разлучили с родителями в юном возрасте и отправили под арест в Кострому (Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981. С. 109;
Ерусалимский К. Ю. Сборник Курбского. М., 2009. Т. 2. С. 165). В 1483 г. кн. Василий Ярославич умер в Вологде. Согласно приписке к Чертковскому списку Летописного свода 1533 г. (в редакции 1-й трети XVII в.) и данным синодика Троицкого Сыпанова мон-ря, его сыновья, умершие в заключении, были погребены в костромском Богоявленском монастыре: «Род Ярославичевъ, что на Костроме в Богоявленъском монастыре: Князя Иванна, Князя Андрея, Князя Василия, Князя Феодора» (РНБ. Тит. № 3996. Л. 28 об.;
Кузьмин. 2012. С. 292-293). Вплоть до нач. XX в. в подклете Богоявленского собора сохранялись их могилы под общим каменным надгробием. По мнению архим. Иосифа (Баженова), «погребение сынов Боровского князя… в обители знакомого ему настоятеля прп. Никиты служит фактическим подтверждением переселения его в Кострому из г. Боровска» (
Иосиф (Баженов). 1879. С. 16-17). Нельзя признать обоснованным этот аргумент, поскольку князья были отправлены в Богоявленскую обитель насильственно, их поминовение там, где они были погребены, вполне естественно и совершенно не связано с деятельностью Н. и его предполагаемым переселением из серпуховско-боровского удела. К тому же Н., по свидетельству Жития, в 1414 г. был очень стар и вряд ли мог прожить еще полвека - до 1461-1462 гг.
В лит-ре Н. иногда отождествляется с прп. Никифором Боровским (Голубинский. Канонизация святых. С. 363; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 361). Возможно, это отождествление возникло из-за того, что в абсолютном большинстве списков «Книги глаголемой Описание о российских святых» упоминается именно прп. Никифор. Память «святаго Никиты старца в монастыре на Высоком» указана в святцах выговского наставника Ф. П. Бабушкина под 15 сент. (БАН. Дружин. № 131. Л. 15, нач. XIX в.). Облик святого описан в иконописных подлинниках: «Сед, брада покороче Власиевы, власы с ушей, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 155 об., кон. XVIII в., без указания дня памяти); «Надсед, брада аки у Никона Радонежского, ризы преподобнически» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 142, 20-е гг. XIX в., под 19 апр.).
Н. канонизирован в составе Собора Радонежских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г. В 2013 г. его имя включено в Собор Костромских святых (ПЦК. 2013. С. 147; до этого года в РПЦ почитались 2 разных святых: Никита, прп. Боровский (пам. в Соборе Радонежских святых), и Никита, прп. Костромской (пам. в Соборе Костромских святых) (ПЦК. 2012. С. 155)). Память прп. Никиты Боровского указана в Минее (МП) (Май. Ч. 3. С. 368).
Ист.:
Баженов И. В. 42 старинных сборника костромского Богоявленского мон-ря // Костромская старина. Кострома, 1897. Вып. 4. Прил. С. 68-118; Житие прп. Пафнутия Боровского // Сб. Ист.-фил. об-ва при Ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. С. 119;
Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 178-179; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. Л. 582 об, 573 об.- 574, 591 об., 567 об., 654.
Лит.:
Афанасий (Дроздов), архим. Ист. известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. СПб., 1837. С. 43;
Смирнов С., прот. Ученики прп. Сергия Радонежского // ДЧ. 1885. Июнь. С. 129-153;
Иосиф (Баженов), архим. Сведения о возобновлении Костромского Богоявленско-Анастасиина жен. монастыря. СПб., 1879. С. 16-17;
Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. Кострома, 1895; Описание о российских святых. 1887. С. 230;
Толстой М. В. Рассказы из истории Рус. Церкви. М., 1898. М., 1999р. С. 164;
Тренёв Д. К. Серпуховской Высоцкий мон-рь, его иконы и достопамятности. М., 1902. С. 36-37, 100;
Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 476;
Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991. С. 155;
Каштанов С. М. К вопросу о сыновьях Боровско-Серпуховского кн. Василия Ярославича // Ист. антропология: Место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998. С. 122-125;
Кузьмин А. В. Происхождение участников заговора 1461-1462 гг. с целью освобождения из заключения боровско-серпуховского кн. Василия Ярославича // Рус. Средневековье: Сб. ст. в честь Ю. Г. Алексеева. М., 2012. С. 280-294.
Е. В. Романенко
Прп. Никита Боровский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. (поновления 1859, 1865–1866 гг.) Художественная артель под рук. Д. Г. Плеханова
Прп. Никита Боровский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. (поновления 1859, 1865–1866 гг.) Художественная артель под рук. Д. Г. Плеханова Памятников ранней иконописи с образом Н. не сохранилось ни в Серпуховском, ни в Боровском мон-рях по причине их полного разорения в XX в. Возможно, Н. упоминается в нек-рых иконописных подлинниках (
Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 178-179). В известных иконописных и монументальных житийных циклах прп. Пафнутия Боровского, в частности в композиции его иноческого пострига, определить фигуру Н. среди изображенных монахов можно лишь предположительно (см., напр., палехскую икону 1-й пол. XIX в. из собрания ЦМиАР). Так, в стенописи 1644 г. ц. Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского монастыря в обоих сюжетах - «Постриг в монашество» и «Рукоположение во иерея» - за спиной прп. Пафнутия изображен старец в куколе с воскрилиями, с узкой на конце бородой до середины груди (без нимба и подписи) - вероятно, это Н., если живописец руководствовался текстом Жития, составленного архиеп. Вассианом (Саниным) (Рождества Богородицы Св.-Пафнутиев Боровский муж. мон-рь. [Боровск,] 2011. С. 96-99).
Еще одно раннее предположительное изображение Н. сохранилось в росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, выполненной в 1684 г. артелью ярославских и троицких мастеров под рук. Д. Г. Плеханова (поновления - 1859, 1865-1866, художники палехской мастерской Сафоновых). Святой представлен в росписи алтарной части собора в ряду византийских и русских преподобных, в т. ч. учеников прп. Сергия; его фигура помещена в отдельном клейме в одном из верхних ярусов стенописи (см. перечень сюжетов: Олсуфьев Ю. А. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII в. и наиболее типичных XVIII и XIX вв. Сергиев, 1920. С. 60). Н. написан прямолично, в монашеском облачении (охристая ряса, коричневая мантия, синяя схима), с куколем на плечах, благословляющая рука ладонью повернута к груди, в левой - свиток. У преподобного короткие волнистые седые волосы и окладистая борода средней длины (напоминает бороду прп. Никона Радонежского). Надпись не содержит уточняющего определения, следов. нельзя полностью отождествить святого с Н. Этот образ достаточно точно воспроизведен на хромолитографии 1867 г., отпечатанной в мастерской Троице-Сергиевой лавры (СПГИАХМЗ; см.: Акафист прп. Никите Костромскому и житие. [Кострома], 2012. С. 40; Обновленная обитель: Из жизни Богоявленско-Анастасиина женского мон-ря г. Костромы. Кострома, 2013. С. 61).
В иконописи XIX в. образ Н. (в монашеском облачении, с непокрытой головой) встречается в основном в композиции «Собор Радонежских чудотворцев», где он не имеет устойчивых иконографических признаков. Так, Н. изображен на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия Радонежского» (1881, московский иконописец М. А. Рогожкин; см.: Прп. Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в: Альбом-кат. М., 2014. С. 393. Кат. 129), установленных на вост. грани сев.-вост. столба и на зап. грани юго-зап. столба в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Образ в зап. части храма напоминает по композиции икону «обитель живоначалные Троицы в лицах, написан преподобный чюдотворец Сергей со ученики» (не ранее кон. XVII в.) из притвора Троицкого собора лавры (местонахождение неизвестно): святые были показаны на фоне лавры, вверху - образ Коронования Богоматери (Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотв. / Сост.: архим. Никон (Рождественский). [Серг. П.], 19045. Ил. к с. 215; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Серг. П., 2012. С. 169). Образ Н. помещен справа в 3-м ряду между преподобными Григорием Авнежским и Сергием Нуромским. Как и большинство предстоящих, он без клобука, характерными особенностями внешности являются высокий лоб с залысинами и узкая на конце борода с обильной проседью (на др. иконе - борода округлая, средней величины, внизу раздвоенная); в надписи именуется Серпуховским.
Прп. Никита Боровский. Фрагмент иконы «Собор Радонежских святых». Кон. XIX в. (ТСЛ)
Прп. Никита Боровский. Фрагмент иконы «Собор Радонежских святых». Кон. XIX в. (ТСЛ) Н. показан также в стенописи лаврской ц. прп. Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966) на оконном откосе сев. стены трапезной палаты. Он стоит вполоборота влево, скрестив руки на груди (на левой - четки), в зеленовато-оливковой рясе, коричневой мантии и синей схиме, голова покрыта куколем округлой формы. Н. зрелых лет, с широкой бородой средней длины; надпись: «преп(д). никита игум. серпуховск.». В «память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия Радонежского в московской хромолитографии М. Т. Соловьёва был отпечатан лист с клеймами жития основателя Троицкого мон-ря, видом лавры и Собором Радонежских святых в среднике, где насчитывалось 54 сподвижника и ученика (ГИМ - экземпляр 1891 г., согласно подписи, «составил Толгского монастыря иеромонах Антоний»; РГБ - 1894 г.; см.: Обитель прп. Сергия: Кат. выст. / ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444). Н. изображен крайним справа в 4-м ряду, с длинными седыми волосами, разделенными на прямой пробор, и окладистой бородой (под № 32, назван «Преп. Никита» без уточняющего эпитета; под № 43 значится «Преп. Никита Костромский»). Подобная композиция («Построение Троице-Сергиевой лавры») находилась в сев.-зап. части храма Христа Спасителя - там были написаны мн. троицкие подвижники, ученики и последователи прп. Сергия, в т. ч. Н. (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников; см.:
Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 83).
Прп. Никита, игум. Боровский. Роспись на оконном откосе трапезной Троице-Сергиевой лавры. 2-я пол. XIX в.
Прп. Никита, игум. Боровский. Роспись на оконном откосе трапезной Троице-Сергиевой лавры. 2-я пол. XIX в. Нек-рое разнообразие в иконографию Н. вносят иконы, написанные в кон. XX в. для серпуховского Высоцкого мон-ря. На них преподобный представлен в неск. иконографических вариантах. Так, на иконе «Собор Радонежских и Серпуховских святых» из Покровской ц. Н. - старец в 1-м ряду крайний справа, рядом с прп. Афанасием Высоцким (Младшим), облачен в рясу, мантию и схиму, на голове куколь, руки сложены крестообразно на груди. Мозаичный образ «Прп. Никита Серпуховской» расположен в интерьере колокольни обители: Н. изображен в островерхом куколе, правой рукой благословляет, в левой держит четки. Оригинальным иконографическим изводом выделяется икона, исполненная в академической манере, с наименованием «Сия св. икона Божией Матери Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», на к-рой преподобные Н., Сергий Радонежский, Афанасий Высоцкий (Старший) и Афанасий Высоцкий (Младший) показаны в коленопреклоненном молении перед стоящей на облаках над обителью Пресв. Богородицей (в типе «Игумения Св. Горы Афонской»). Н. представлен крайним слева за спиной прп. Сергия, у него высокий лоб с залысиной и короткие седые волосы, куколь опущен на плечи. Кроме того, Н. изображен в одном из картушей в стенописи Покровской ц. обители (поясной образ святого вполоборота влево).
В соборе Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря находятся 2 иконы Н. кон. XX - нач. XXI в.: «Прп. Никита Серпуховской» в древнерусской стилистике из трапезной храма (Н. в рост, прямолично, на золотом фоне, голова непокрыта, руки возле груди, в левой четки); «Преподобные Пафнутий Боровский и Никита Серпуховской, на фоне Пафнутиева Боровского монастыря» из четверика собора (образ решен в живописной манере, Н.- справа, в небольшом повороте к центру, куколь лежит на плечах, волосы короткие, седая окладистая борода на конце раздвоена, правая рука прижата к груди, в левой - четки).