Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКИТА
49, С. 504-507 опубликовано: 16 августа 2022г.


Содержание

НИКИТА

(† после 1421), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Боровский, Серпуховский, Радонежский. Основные сведения о Н. содержатся в Житии прп. Пафнутия Боровского, написанном пострижеником Пафнутия Вассианом II (Саниным). В Житии говорится, что настоятель Боровского Высоцкого в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря на р. Протве (близ г. Боровска) Маркелл благословил новоначального мон. Пафнутия жить в послушании «у некоего священноинока Никиты, бе же тои Никита ученик чюднаго отца святаго чюдотворца Сергия, бывый же пастве началник сущих инок в обители Честнаго Зачатия Пречистыя Божия Матери, во граде Серпохове, въ старости же сыи, и лишения ради света очию оставляет паству и бывает преселник въ предреченную обитель...» (Житие прп. Пафнутия Боровского. 1899. С. 119). Покровский мон-рь был основан в 1410 г. кн. Семеном Владимировичем, сыном серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича. Прп. Пафнутий, родившийся в 1394 г., принял постриг в этой обители в 20-летнем возрасте - ок. 1414 г., следовательно, Н. переселился в Боровскую обитель после 1410 г., но не позднее 1414 г.

Икона Божией Матери «Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», с предстоящими преподобными Никитой Боровским, Сергием Радонежским, Афанасием Высоцким Старшим и Афанасием Высоцким Младшим. Кон. ХХ — нач. XXI в. (серпуховской Высоцкий мон-рь)
Икона Божией Матери «Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», с предстоящими преподобными Никитой Боровским, Сергием Радонежским, Афанасием Высоцким Старшим и Афанасием Высоцким Младшим. Кон. ХХ — нач. XXI в. (серпуховской Высоцкий мон-рь)

Икона Божией Матери «Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», с предстоящими преподобными Никитой Боровским, Сергием Радонежским, Афанасием Высоцким Старшим и Афанасием Высоцким Младшим. Кон. ХХ — нач. XXI в. (серпуховской Высоцкий мон-рь)
Сам старец скорее всего начинал свой монашеский путь в Троице-Сергиевом мон-ре и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. По позднему преданию, существовавшему в костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре, Н., почитавшийся основателем этой обители, приходился сродником прп. Сергию Радонежскому. «На родственное отношение старца Никиты к преподобному Сергию может отчасти указывать то обстоятельство, что в синодике Богоявленской обители записан для поминовения род преподобного Сергия Радонежского» (Баженов. 1895. С. 4). И. В. Баженов описал 2 синодика Богоявленского мон-ря. В древнейшем списке кон. XVI - нач. XVII в. род прп. Сергия не упоминается, отсутствует и имя основателя обители Никиты. Данные о них содержались в более позднем списке - XVII-XVIII вв. Упоминание рода прп. Сергия в монастырском синодике не может служить доказательством родства преподобного с основателем обители. Так, напр., род Сергия Радонежского записан в синодике новгородского Вяжицкого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, к созданию к-рого, как хорошо известно, не имел отношения ни прп. Сергий, ни его ученики. Упоминание прп. Сергия в синодике говорит скорее о распространении почитания Сергия Радонежского в Новгородской земле после ее присоединения к Московскому княжеству. После Смутного времени на костромских землях, сильно пострадавших от польско-литов. интервенции, так же значительно возросло почитание прп. Сергия, чей мон-рь стал символом сопротивления в годы интервенции. В древнейшей сохранившейся писцовой книге города за 1627/28 - 1629/30 гг. перечисляются церкви, расположенные на территории старого городища Костромы и ее посада, приделы к-рых были посвящены прп. Сергию Радонежскому: ц. вмч. Димитрия Солунского «у Нового города против Благовещенских ворот», ц. во имя свт. Николая Чудотворца в посаде на Дебре, ц. Рождества Пресв. Богородицы «у Волги», соборная Троицкая ц. В самом Богоявленском мон-ре в 20-х гг. XVII в. была построена столпообразная звонница с храмом во имя прп. Сергия Радонежского в нижнем ярусе (Писцовая книга г. Костромы. 2004. С. 314). Вероятно, в это же время род прп. Сергия был вписан в синодик Богоявленского мон-ря.

Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря)
Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря)

Прп. Никита Боровский. Икона. Нач. XXI в. (собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря)
Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в.
Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в.

Прп. Никита Боровский. Роспись ц. арх. Михаила в г. Пущино Московской обл. Нач. XXI в.
Из Жития прп. Пафнутия Боровского следует, что после пребывания в Троицкой обители Н. нек-рое время был настоятелем Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря, основанного в 1374 г. по желанию серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича прп. Сергием Радонежским. Первым настоятелем обители стал его ученик, прп. Афанасий Высоцкий (Старший). Осенью 1382 г. тот, поставив игуменом монастыря Афанасия Высоцкого (Младшего; Ɨ 12 сент. 1395), вместе с митр. Киприаном отправился в Киев, а затем в К-поль. После кончины Афанасия Младшего Н. стал архимандритом серпуховского мон-ря, как свидетельствует прп. Иосиф Волоцкий в своем соч. «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих»: «...видехом и отца нашего святаго Пахнотиа, иже бяше ученик ученика Сергиева старца Никиты, архимандрита манастыря Высоцкого...» (ВМЧ. 1869. Сент. Дни 1-13. Стб. 559). В старости Н. ослеп, поэтому оставил настоятельство и удалился в боровский Покровский мон-рь. Далее в Житии говорится, что через 7 лет после пострига прп. Пафнутия (совершив «седморичное обхожение времен») его старец «по смотрению же Божию, или за некое неудобство оставляет... обитель, и отходит тамо, идеже преже пасый Христово стадо словесных овец. Восхоте же и ученик последовати ему, настояи же обители не поволи быти тому...». Т. о., из Жития следует, что ок. 1421 г. Н. вернулся в серпуховский Высоцкий мон-рь, где прежде был настоятелем. Сведения Жития подтверждаются и сообщением прп. Иосифа Волоцкого в упоминавшемся «Отвещании любозазорным...». Среди костромских краеведов в XIX в. возникло предположение о том, что в 20-х гг. XV в. Н. отправился на север - в Кострому, где основал Богоявленский мон-рь: «Может быть он (Никита Костромской.- Е. Р.) был тот преподобный Никита, ученик и сродник преподобного Сергия, который был настоятелем Боровского (Калужской губернии) Высоцкого монастыря...» (Иосиф (Баженов), архим. 1879. С. 16). Однако это предположение кажется сомнительным по целому ряду причин: сложно представить, чтобы практически слепой старец мог совершить столь далекое путешествие и стать во главе новой обители. К тому же все мон-ри, в которых ранее подвизался Н., находились под патронатом князей серпуховских и боровских и непонятны мотивы, побудившие подвижника в конце жизни поселиться на Костромской земле. Одним из доказательств истинности предположения о переселении Н. в Кострому служит пребывание в Богоявленской обители 3 сыновей серпуховского и боровского кн. Василия Ярославича Андрея, Василия и Ивана Меньшого. 10 июля 1456 г. по приказу вел. кн. Василия II кн. Василий Ярославич был арестован и отправлен в заточение в Углич. После неудачной попытки его освобождения верными людьми в 1461-1462 гг. боровского князя перевели в Вологду. По сведениям А. М. Курбского, младших детей Василия Ярославича, рожденных в ссылке, разлучили с родителями в юном возрасте и отправили под арест в Кострому (Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981. С. 109; Ерусалимский К. Ю. Сборник Курбского. М., 2009. Т. 2. С. 165). В 1483 г. кн. Василий Ярославич умер в Вологде. Согласно приписке к Чертковскому списку Летописного свода 1533 г. (в редакции 1-й трети XVII в.) и данным синодика Троицкого Сыпанова мон-ря, его сыновья, умершие в заключении, были погребены в костромском Богоявленском монастыре: «Род Ярославичевъ, что на Костроме в Богоявленъском монастыре: Князя Иванна, Князя Андрея, Князя Василия, Князя Феодора» (РНБ. Тит. № 3996. Л. 28 об.; Кузьмин. 2012. С. 292-293). Вплоть до нач. XX в. в подклете Богоявленского собора сохранялись их могилы под общим каменным надгробием. По мнению архим. Иосифа (Баженова), «погребение сынов Боровского князя… в обители знакомого ему настоятеля прп. Никиты служит фактическим подтверждением переселения его в Кострому из г. Боровска» (Иосиф (Баженов). 1879. С. 16-17). Нельзя признать обоснованным этот аргумент, поскольку князья были отправлены в Богоявленскую обитель насильственно, их поминовение там, где они были погребены, вполне естественно и совершенно не связано с деятельностью Н. и его предполагаемым переселением из серпуховско-боровского удела. К тому же Н., по свидетельству Жития, в 1414 г. был очень стар и вряд ли мог прожить еще полвека - до 1461-1462 гг.

В лит-ре Н. иногда отождествляется с прп. Никифором Боровским (Голубинский. Канонизация святых. С. 363; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 361). Возможно, это отождествление возникло из-за того, что в абсолютном большинстве списков «Книги глаголемой Описание о российских святых» упоминается именно прп. Никифор. Память «святаго Никиты старца в монастыре на Высоком» указана в святцах выговского наставника Ф. П. Бабушкина под 15 сент. (БАН. Дружин. № 131. Л. 15, нач. XIX в.). Облик святого описан в иконописных подлинниках: «Сед, брада покороче Власиевы, власы с ушей, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 155 об., кон. XVIII в., без указания дня памяти); «Надсед, брада аки у Никона Радонежского, ризы преподобнически» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 142, 20-е гг. XIX в., под 19 апр.).

Н. канонизирован в составе Собора Радонежских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г. В 2013 г. его имя включено в Собор Костромских святых (ПЦК. 2013. С. 147; до этого года в РПЦ почитались 2 разных святых: Никита, прп. Боровский (пам. в Соборе Радонежских святых), и Никита, прп. Костромской (пам. в Соборе Костромских святых) (ПЦК. 2012. С. 155)). Память прп. Никиты Боровского указана в Минее (МП) (Май. Ч. 3. С. 368).

Ист.: Баженов И. В. 42 старинных сборника костромского Богоявленского мон-ря // Костромская старина. Кострома, 1897. Вып. 4. Прил. С. 68-118; Житие прп. Пафнутия Боровского // Сб. Ист.-фил. об-ва при Ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. С. 119; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 178-179; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. Л. 582 об, 573 об.- 574, 591 об., 567 об., 654.
Лит.: Афанасий (Дроздов), архим. Ист. известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. СПб., 1837. С. 43; Смирнов С., прот. Ученики прп. Сергия Радонежского // ДЧ. 1885. Июнь. С. 129-153; Иосиф (Баженов), архим. Сведения о возобновлении Костромского Богоявленско-Анастасиина жен. монастыря. СПб., 1879. С. 16-17; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. Кострома, 1895; Описание о российских святых. 1887. С. 230; Толстой М. В. Рассказы из истории Рус. Церкви. М., 1898. М., 1999р. С. 164; Тренёв Д. К. Серпуховской Высоцкий мон-рь, его иконы и достопамятности. М., 1902. С. 36-37, 100; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 476; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991. С. 155; Каштанов С. М. К вопросу о сыновьях Боровско-Серпуховского кн. Василия Ярославича // Ист. антропология: Место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998. С. 122-125; Кузьмин А. В. Происхождение участников заговора 1461-1462 гг. с целью освобождения из заключения боровско-серпуховского кн. Василия Ярославича // Рус. Средневековье: Сб. ст. в честь Ю. Г. Алексеева. М., 2012. С. 280-294.
Е. В. Романенко

Иконография

Прп. Никита Боровский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. (поновления 1859, 1865–1866 гг.) Художественная артель под рук. Д. Г. Плеханова
Прп. Никита Боровский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. (поновления 1859, 1865–1866 гг.) Художественная артель под рук. Д. Г. Плеханова

Прп. Никита Боровский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. (поновления 1859, 1865–1866 гг.) Художественная артель под рук. Д. Г. Плеханова
Памятников ранней иконописи с образом Н. не сохранилось ни в Серпуховском, ни в Боровском мон-рях по причине их полного разорения в XX в. Возможно, Н. упоминается в нек-рых иконописных подлинниках (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 178-179). В известных иконописных и монументальных житийных циклах прп. Пафнутия Боровского, в частности в композиции его иноческого пострига, определить фигуру Н. среди изображенных монахов можно лишь предположительно (см., напр., палехскую икону 1-й пол. XIX в. из собрания ЦМиАР). Так, в стенописи 1644 г. ц. Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского монастыря в обоих сюжетах - «Постриг в монашество» и «Рукоположение во иерея» - за спиной прп. Пафнутия изображен старец в куколе с воскрилиями, с узкой на конце бородой до середины груди (без нимба и подписи) - вероятно, это Н., если живописец руководствовался текстом Жития, составленного архиеп. Вассианом (Саниным) (Рождества Богородицы Св.-Пафнутиев Боровский муж. мон-рь. [Боровск,] 2011. С. 96-99).

Еще одно раннее предположительное изображение Н. сохранилось в росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, выполненной в 1684 г. артелью ярославских и троицких мастеров под рук. Д. Г. Плеханова (поновления - 1859, 1865-1866, художники палехской мастерской Сафоновых). Святой представлен в росписи алтарной части собора в ряду византийских и русских преподобных, в т. ч. учеников прп. Сергия; его фигура помещена в отдельном клейме в одном из верхних ярусов стенописи (см. перечень сюжетов: Олсуфьев Ю. А. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII в. и наиболее типичных XVIII и XIX вв. Сергиев, 1920. С. 60). Н. написан прямолично, в монашеском облачении (охристая ряса, коричневая мантия, синяя схима), с куколем на плечах, благословляющая рука ладонью повернута к груди, в левой - свиток. У преподобного короткие волнистые седые волосы и окладистая борода средней длины (напоминает бороду прп. Никона Радонежского). Надпись не содержит уточняющего определения, следов. нельзя полностью отождествить святого с Н. Этот образ достаточно точно воспроизведен на хромолитографии 1867 г., отпечатанной в мастерской Троице-Сергиевой лавры (СПГИАХМЗ; см.: Акафист прп. Никите Костромскому и житие. [Кострома], 2012. С. 40; Обновленная обитель: Из жизни Богоявленско-Анастасиина женского мон-ря г. Костромы. Кострома, 2013. С. 61).

В иконописи XIX в. образ Н. (в монашеском облачении, с непокрытой головой) встречается в основном в композиции «Собор Радонежских чудотворцев», где он не имеет устойчивых иконографических признаков. Так, Н. изображен на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия Радонежского» (1881, московский иконописец М. А. Рогожкин; см.: Прп. Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в: Альбом-кат. М., 2014. С. 393. Кат. 129), установленных на вост. грани сев.-вост. столба и на зап. грани юго-зап. столба в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Образ в зап. части храма напоминает по композиции икону «обитель живоначалные Троицы в лицах, написан преподобный чюдотворец Сергей со ученики» (не ранее кон. XVII в.) из притвора Троицкого собора лавры (местонахождение неизвестно): святые были показаны на фоне лавры, вверху - образ Коронования Богоматери (Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотв. / Сост.: архим. Никон (Рождественский). [Серг. П.], 19045. Ил. к с. 215; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Серг. П., 2012. С. 169). Образ Н. помещен справа в 3-м ряду между преподобными Григорием Авнежским и Сергием Нуромским. Как и большинство предстоящих, он без клобука, характерными особенностями внешности являются высокий лоб с залысинами и узкая на конце борода с обильной проседью (на др. иконе - борода округлая, средней величины, внизу раздвоенная); в надписи именуется Серпуховским.

Прп. Никита Боровский. Фрагмент иконы «Собор Радонежских святых». Кон. XIX в. (ТСЛ)
Прп. Никита Боровский. Фрагмент иконы «Собор Радонежских святых». Кон. XIX в. (ТСЛ)

Прп. Никита Боровский. Фрагмент иконы «Собор Радонежских святых». Кон. XIX в. (ТСЛ)
Н. показан также в стенописи лаврской ц. прп. Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966) на оконном откосе сев. стены трапезной палаты. Он стоит вполоборота влево, скрестив руки на груди (на левой - четки), в зеленовато-оливковой рясе, коричневой мантии и синей схиме, голова покрыта куколем округлой формы. Н. зрелых лет, с широкой бородой средней длины; надпись: «преп(д). никита игум. серпуховск.». В «память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия Радонежского в московской хромолитографии М. Т. Соловьёва был отпечатан лист с клеймами жития основателя Троицкого мон-ря, видом лавры и Собором Радонежских святых в среднике, где насчитывалось 54 сподвижника и ученика (ГИМ - экземпляр 1891 г., согласно подписи, «составил Толгского монастыря иеромонах Антоний»; РГБ - 1894 г.; см.: Обитель прп. Сергия: Кат. выст. / ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444). Н. изображен крайним справа в 4-м ряду, с длинными седыми волосами, разделенными на прямой пробор, и окладистой бородой (под № 32, назван «Преп. Никита» без уточняющего эпитета; под № 43 значится «Преп. Никита Костромский»). Подобная композиция («Построение Троице-Сергиевой лавры») находилась в сев.-зап. части храма Христа Спасителя - там были написаны мн. троицкие подвижники, ученики и последователи прп. Сергия, в т. ч. Н. (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 83).

Прп. Никита, игум. Боровский. Роспись на оконном откосе трапезной Троице-Сергиевой лавры. 2-я пол. XIX в.
Прп. Никита, игум. Боровский. Роспись на оконном откосе трапезной Троице-Сергиевой лавры. 2-я пол. XIX в.

Прп. Никита, игум. Боровский. Роспись на оконном откосе трапезной Троице-Сергиевой лавры. 2-я пол. XIX в.
Нек-рое разнообразие в иконографию Н. вносят иконы, написанные в кон. XX в. для серпуховского Высоцкого мон-ря. На них преподобный представлен в неск. иконографических вариантах. Так, на иконе «Собор Радонежских и Серпуховских святых» из Покровской ц. Н. - старец в 1-м ряду крайний справа, рядом с прп. Афанасием Высоцким (Младшим), облачен в рясу, мантию и схиму, на голове куколь, руки сложены крестообразно на груди. Мозаичный образ «Прп. Никита Серпуховской» расположен в интерьере колокольни обители: Н. изображен в островерхом куколе, правой рукой благословляет, в левой держит четки. Оригинальным иконографическим изводом выделяется икона, исполненная в академической манере, с наименованием «Сия св. икона Божией Матери Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», на к-рой преподобные Н., Сергий Радонежский, Афанасий Высоцкий (Старший) и Афанасий Высоцкий (Младший) показаны в коленопреклоненном молении перед стоящей на облаках над обителью Пресв. Богородицей (в типе «Игумения Св. Горы Афонской»). Н. представлен крайним слева за спиной прп. Сергия, у него высокий лоб с залысиной и короткие седые волосы, куколь опущен на плечи. Кроме того, Н. изображен в одном из картушей в стенописи Покровской ц. обители (поясной образ святого вполоборота влево).

В соборе Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря находятся 2 иконы Н. кон. XX - нач. XXI в.: «Прп. Никита Серпуховской» в древнерусской стилистике из трапезной храма (Н. в рост, прямолично, на золотом фоне, голова непокрыта, руки возле груди, в левой четки); «Преподобные Пафнутий Боровский и Никита Серпуховской, на фоне Пафнутиева Боровского монастыря» из четверика собора (образ решен в живописной манере, Н.- справа, в небольшом повороте к центру, куколь лежит на плечах, волосы короткие, седая окладистая борода на конце раздвоена, правая рука прижата к груди, в левой - четки).

Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Собор Радонежских святых (6 июля) Никита († после 1421), преподобный , Боровский, Серпуховский, Радонежский (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
См.также:
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых)
АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVв.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
ГРИГОРИЙ († 1405?), прп. (пам. 25 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Голутвинский, Коломенский
ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец