Алексей Иванович (1832, с. Никитино Зарайского у. Рязанской губ.- 20.12.1895, Москва), содержатель церковного хора, регент, духовный композитор. Род. в семье сельского священника. В 7-летнем возрасте поступил в Рязанский архиерейский хор, в к-ром оставался вплоть до окончания Рязанской ДС; был малолетним певчим, потом помощником регента. Руководил архиерейским хором бывш. его воспитанник, регент, диак. М. А. Виноградов (с 1843 священник, с 1879 протоиерей), вошедший в историю церковного пения как композитор, ученик А. Ф. Львова. Пройдя школу певчего и регента у Виноградова, Н. по окончании семинарии (1856) уехал в Москву; вероятно, по протекции того же Виноградова поступил учителем (одним из помощников) в хор Чудова мон-ря к знаменитому регенту Ф. А. Багрецову. Работа в лучшем церковном хоре Москвы помогла Н. освоиться в новых обстоятельствах и начать свое дело.
В 1860 г. Н. организовал собственный хор (как и др. церковные хоры того времени, он состоял из мальчиков и мужчин), к-рый ок. 30 лет пел в московских храмах, выступал в духовных и светских концертах, принимал участие в церковнопевч. жизни, в 60-70-х гг. XIX в. он считался одним из лучших среди более 20 частных духовных хоров Москвы. Из хора Н. вышло много певчих и регентов, к-рые пели в церквах разных городов и сел России.
8 марта 1864 г. хор Н. (70 чел.) вместе с церковным хором Н. А. Смирнова (130 чел.) принял участие в концерте Русского музыкального об-ва, в к-ром были исполнены хоры из опер М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского и оратории Г. Ф. Генделя «Иуда Маккавей».
Поддерживать высокий исполнительский уровень Н. помогали профессиональные регенты; так, в 1864-1866 гг. с его хором работал И. В. Виноградов, регент Синодального хора и духовный композитор. В 1864 г. наряду с синодальными певчими хор Н. исполнял «Литургию св. Иоанна Златоуста древнего киевского распева», составленную и положенную на голоса Н. М. Потуловым, - сочинение, которое прот. Димитрий Разумовский и кн. В. Ф. Одоевский считали новым словом в церковной музыке благодаря новому подходу к гармонизации старинных распевов. В 1875-1876 гг. с хором работал регент М. М. Алабушев. О пении хора Н. под управлением Алабушева писал в одной из рецензий П. И. Чайковский: «Относительно исполнения скажу, что оно заслуживает самых искренних похвал... После хоров Ломакина я еще не слышал в Москве такого изящного, тонко отделанного, артистического хорового исполнения... Хор г. Нешумова поет ровно, осмысленно, просто и с соблюдением должных оттенков» (Чайковский. 1875). В кон. 70-х гг. в хоре пел А. Д. Городцов. В 80-х гг. хор Н. был менее заметен; в нем было 50 чел. (по-прежнему мальчики и мужчины), в репертуар входили сочинения прот. М. Виноградова, Львова, Д. С. Бортнянского, прот. Петра Турчанинова, А. П. Есаулова, А. Т. Данилевского, П. Кочановского, самого Н. и др. авторов. В кон. 80-х гг. хор перестал существовать; Н. в это время работал учителем пения в хоре своего бывшего воспитанника Н. П. Быстрова.
Н. преподавал пение в учебных заведениях Москвы, в частности в Мещанском муж. уч-ще (1881-1888) и в детских приютах, что естественным образом способствовало пополнению хора новыми голосами мальчиков. Умер Н. в чине статского советника. В 1899 г. на его могиле на кладбище московского во имя преподобного Алексия, человека Божия, женского монастыря по инициативе и на средства Быстрова был установлен чугунный памятник.
Как сообщал автор биографической заметки о Н., последний написал много оригинальных духовных сочинений и переложений, но опубликовал за свой счет только «Литургию св. Иоанна Златоуста» на 4 голоса обычного распева (М., печатня В. Гроссе, ценз. 1888, изд. 1889) и 8 песнопений в одной тетради: «Зряще мя безгласна», «Многая множества», «Блажени, яже избрал», «Не имамы иныя помощи», «От святыя иконы Твоея» (тропарь Иверской иконе Божией Матери), «Приидите верных собори» (литийная стихира Московским святителям Петру, Алексию, Ионе и Филиппу), «Преславная днесь» (литийная стихира на Троицу, переложение), «Да исправится молитва моя» (простого напева; трио с хором, переложение) (М.: Печатня В. Гроссе, 1887). В 1899 г. П. И. Юргенсон переиздал «Литургию...» (партитура и голоса) и 8 песнопений в одной тетради. Прот. М. А. Лисицын отмечал, что произведения Н. «представляют два разных типа: в своих оригинальных сочинениях он допускает много свободы, а в переложениях он строг» (Лисицын. Обзор. С. 249-251).