[Греч. Νεόφυτος ὁ ῎Εγκλειστος] (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?), Кипр), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря (см. ст. Неофита Затворника преподобного монастырь). Один из главных источников сведений о жизни Н. З.- написанное преподобным в 1214 г. «Уставное завещание» (Τυπικὴ Διαθήκη) (в лит-ре встречаются др. датировки), в котором он сообщает важнейшие биографические данные (BHG, N 1325m). Согласно «Завещанию», Н. З. род. в дер. Като-Дрис около Лефкары (Кипр) в бедной многодетной (8 детей) крестьянской семье. Когда ему исполнилось 17 лет, родители Афанасий и Евдоксия решили женить его и по договоренностью с семьей невесты совершили помолвку молодых людей. Однако буд. подвижник с детства чувствовал призвание к монашескому служению. Узнав о помолвке, он бежал из дома в мон-рь во имя свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (см. ст. Иоанна Златоуста монастырь близ Куцовендиса). Там неграмотный крестьянский юноша в течение 5 лет исполнял послушание виноградаря. В обители он научился читать и писать, выучил наизусть Псалтирь и настоятель назначил его помощником экклесиарха (пономаря, церковного служащего). Со временем Н. З. понял, что его духовный путь связан с отшельничеством. Он попросил у настоятеля разрешения удалиться из мон-ря в одну из близлежащих пещер, однако тот, ссылаясь на молодость инока, к-рому было только 24 года, отказал ему в благословении на этот подвиг. Тогда Н. З. попросил отпустить его в паломничество на Св. землю и получил согласие настоятеля. В Палестине, известной древнейшими монашескими традициями, молодой инок надеялся найти наставника, к-рый бы понял его духовные искания. Шесть месяцев он путешествовал по палестинским обителям, но так и не встретил духовного учителя. По возвращении на Кипр Н. З. вновь просил благословения на затвор и вновь получил отказ. Тогда он самовольно покинул мон-рь (1159), решив отправиться на поиски наставника на гору Латрос в М. Азии - известный монашеский центр. Но в порту Пафоса его задержали как подозрительную личность, отобрав 2 номисмы, к-рые Н. З. хотел отдать в качестве платы корабельщикам, и заточили на 2 месяца в крепость. Инок понял, что на его отъезд в дальние края нет Господней воли, и после того как его отпустили на свободу, он обосновался в окрестностях Пафоса в естественной пещере, к-рую назвал Енклистра (᾿Εγκλείστρα), что значит «затвор» (ныне часть мон-ря во имя Н. З.). Со временем Н. З. в мягкой породе высек храм, к-рый посвятил Честному Кресту Господню, и келью. Постелью подвижнику служила каменная гробница, также высеченная из скалы. Через 5 лет Н. З. поместил в своем храме частицу Честного Древа Креста Господня, видимо, взятую из одного из кипрских мон-рей (возможно, из мон-ря Ставровуни).
Постепенно слава о подвижнике распространилась по окрестности. В 1170 г. еп. Пафоса Василий Киннам рукоположил Н. З. во иерея, к нему стали собираться ученики. Однако Н. З., искавший уединения, строго ограничил их число 10 учениками. В «Уставном завещании» он также отметил, что количество насельников должно быть не больше 15-18.
Поскольку желавших поселиться близ мон-ря, получившего название Енклистра, а также посетителей становилось все больше, в 1197 г. Н. З. был вынужден перебраться в место выше по склону, где высек небольшую келью и назвал ее «Новый Сион». Над храмом в честь Креста Господня он устроил еще одно помещение - «Агиастирион», соединив его с церковью, чтобы приходить на литургию, не привлекая внимания верующих. Выше «Нового Сиона» была высечена еще одна маленькая келья во имя Иоанна Предтечи.
Обитель расширялась и превратилась из пещеры затворника в мон-рь с процветающим хозяйством: монахи занимались виноградарством, выращивали скот, выпекали хлеб и др. мучные изделия. Появились новые постройки, описанные в 20-й гл. «Уставного завещания»: храм во имя Пресв. Троицы, кельи, ризница, склады, «пятиарочная веранда» и др.
Дважды храм был расписан фресками. Первый раз - в 1183 г. худож. Феодором Апсевдом. Вторично храм (за исключением алтаря) был расписан либо в 1196 г. (Stylianou. 1997), либо после 1214 г., т. е., возможно, после кончины преподобного (Παπαγεωργίου. 1999). Вторая роспись сделана провинциальным неизв. художником, ее стиль характеризуется как монашеский или аскетический.
Фрески Феодора Апсевда представляют собой один из лучших образцов живописи эпохи Комнинов. К-польский мастер работал в классицизирующем стиле. Росписи искусно приспособлены к неровным поверхностям пещеры и ее сложному рельефу. Заказчиком росписи скорее всего выступал сам преподобный. Выбор изображенных святых свидетельствует о его знании житий подвижников, к-рые незадолго до этого начали почитаться в Византии. Так, в Енклистре присутствует древнейшее изображение Андрея Юродивого, к-рый впервые упомянут в агиографических источниках только в XII в.
Н. З. дважды изображен на стенах пещеры: в церкви - возносимый 2 ангелами, и в келье - как донатор, в молении перед Деисусом; т. о., сохранился редкий пример прижизненного изображения святого.
После 1214 г., к-рым датировано «Уставное завещание», Н. З. мирно скончался. Год его смерти в лит-ре точно не установлен, называются 1215, 1219 и др. годы. В соч. Н. З. «Знамение Божие» преподобный рассказывает о чуде: в 1197 г., когда он высекал в скале келью, неожиданно откололся большой кусок горной породы и покатился прямо на него, но не увлек в пропасть, а остановился в полах его одежды. Н. З. завещал ежегодно вспоминать 24 янв.- день его чудесного спасения. Именно тогда на Кипре и совершается память Н. З., поскольку точная дата его кончины неизвестна. Мощи преподобного находятся в его мон-ре в Енклистре; честная глава помещена в отдельный ковчег, тело покоится в отдельном саркофаге. В календаре РПЦ память Н. З. отсутствует.
Помимо «Уставного завещания» одним из важнейших трудов Н. З. является «Панегирикон» - сборник Похвальных слов в честь мн. святых, нек-рые упомянуты только в этом источнике, напр. Аркадий и Феосевий Арсинойские. В сборник включены также сказания, посвященные чудесам и стихийным бедствиям: «Воспоминание о различных землетрясениях», «Слово о некоем монахе в Палестине, прельщенном демонами и впавшем в заблуждение в лето 1185 г.» (в сказании упомянут захват Св. земли Салах ад-Дином в 1187). «Панегирикон» содержит кипрские предания; так, в «Похвальном слове в честь Константинопольского патриарха Геннадия I» есть рассказ о смерти этого святителя от холода зимой в окрестностях Пафоса и о его посмертных чудесах, связанных со спасением замерзающих (см. ст. Геннадий I). Похвальное слово в честь преподобных Андроника и Афанасии (IV-V вв., пам. 9 окт.) объясняет феномен особого почитания этих святых на Кипре, с к-рым они никак не были связаны. Согласно сведениям Н. З., изложенным в Похвальном слове, культ этих святых сир. происхождения, подвизавшихся в Египте, возник благодаря чудесам мироточения и исцеления от их икон, находившихся в посвященном им храме на Кипре (местонахождение храма на данный момент не установлено). Иконы и информация о святых попали на Кипр из Атталии (ныне Анталья, Турция), к-рая имела с островом прочные торговые связи и где хранилась часть мироточивых мощей подвижников.
Сочинения Н. З. содержат сведения по истории, литургике, агиографии и климату, относящиеся ко времени жизни святого, они также являются источниками сведений по истории богословской мысли. Долгое время эти труды не привлекали особого внимания исследователей; начиная с XVIII в. издавались отдельные небольшие сочинения Н. З. Однако в кон. 90-х гг. XX в. интерес к литературному наследию подвижника возобновился. В изд-ве мон-ря Н. З. был подготовлен 6-томник всех сохранившихся трудов преподобного (Συγγράμματα Αγίου Νεοφύτου του Εγκλείστου. Πάθος, 1996-2008). Издание осуществлено комиссией во главе с настоятелем мон-ря Леонтием, созданной при поддержке архиеп. Кипрского Хризостома.
Появились труды Н. З. на русском языке: неск. Похвальных слов святого: «Слово на Всечестное и Божественное Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии», «Краткое слово о Богоотроковице Марии», «О бедствиях в Кипрской стране», «Слово о некоем монахе в Палестине», переведенные архим. Амвросием (Погодиным). А. И. Сидоров перевел 2-е и 3-е Слова из толкований преподобного на 10 заповедей Христовых. Текст снабжен небольшим вступлением, в котором исследователь отмечает, что экзегеза занимала очень важное место в творчестве подвижника и носила преимущественно нравственно-аскетический характер, что, вероятно, обусловлено его монашеской жизнью (Неофита монаха и затворника Десять слов о заповедях Христовых: Слово 2-е «О Покаянии»; Слово 3-е «О Божием крещении, святой любви и других величайших Божественных заповедях» / Пер. А. И. Сидоров // АиО. 1998. № 1 (15). С. 48-77). Богословское наследие преподобного еще не изучено и не осмыслено в полной мере.
Наиболее ранним примером иконографии Н. З. в иконописи является большая ростовая икона на золоте, известная как дар мон. Неофита (кон. XV в. или, скорее всего, ок. 1503) из Музея мон-ря прп. Неофита Затворника. Коренастая фигура святого с широкими плечами плотно вписана в поле ковчега. На преподобном обычное монашеское одеяние: красно-коричневая ряса, темно-коричневая мантия, на плечах куколь, в правой руке - золотой крест (его редкая 14-конечная разновидность, образованная за счет исполнения окончания каждой из 4 ветвей в виде 3-частного завершения), в левой - длинный развернутый вниз свиток с текстом Духовного завещания (Устава); столь же подробный греческий текст начертан на поземе. Лик Н. З. с индивидуальными особенностями, восходящими к прижизненным изображениям, густые кудрявые внизу волосы и узкая на конце раздвоенная борода с проседью. К этому же изводу принадлежит поясной образ святого ок. 1600 г. (с дополнениями XIX в., Музей мон-ря прп. Неофита Затворника): плечи развернуты слегка влево, голова Н. З. отклонена чуть назад, деревянный 4-конечный крест святой не прижимает к груди, а приподнимает, выдвигая вперед, короткий свиток расположен диагонально. На уровне свитка и руки, держащей крест, открыт фрагмент ярко-синей схимы с красным голгофским крестом.
При создании иконостаса в кафоликоне в 1544 г. образ Н. З. был введен в программу царских врат. Святой написан в нижнем регистре под Благовещением Пресв. Богородицы, в отдельном клейме справа, рядом со святителями Василием Великим, Иоанном Златоустом и Григорием Богословом (предположительно работа Иосифа Хуриса, Музей мон-ря прп. Неофита Затворника). Мастер представил своеобразный извод: фигура преподобного немного повернута влево, а взгляд обращен в правую сторону. Н. З. облачен в темно-охристую рясу, сине-зеленую схиму (куколя не видно) и коричневую мантию с разделкой ассистом, в руках - развернутый диагонально свиток. У Н. З. длинная узкая борода до пояса и волнистые волосы с проседью, покрывающие узкие плечи. Обычай помещать образ Н. З. на царских вратах иконостаса иллюстрируют также находящиеся в наст. время в иконостасе кафоликона центральные врата (кон. XIX в.), где преподобный показан 1-м слева с теми же св. отцами. Н. З.- благословляющий именословно старец преклонных лет, с клиновидной бородой, с развернутым вверх свитком в левой руке.
В иконостасе кафоликона мон-ря прп. Неофита 2-м слева от царских врат помещен чтимый поясной образ Н. З., созданный в 1806 г. критским мастером Иоаннисом Корнаросом. Впосл., видимо в 1906 г., лик святого был поновлен в академической манере, но с ориентацией на икону ок. 1600 г. Н. З. изображен почти фронтально, в коричневой рясе и черной мантии, на синей схиме красный голгофский крест, куколь лежит на плечах, на груди небольшой наперсный крест, четки висят на поясе. В правой руке преподобный держит высокий 4-конечный крест-распятие, в левой - развернутый вверх свиток (крест и длани святого выполнены в виде накладных серебряных рельефов). В соответствии с иконографией, восходящей к прижизненным «портретам», у подвижника аскетический лик со впалыми щеками, густые волнистые волосы со значительной сединой, прядями спадающие на плечи, и длинная конусообразная седая борода с четко выраженным разделением на 2 половины. Этот же тип изображения Н. З. (с высоким наклоненным на плечо крестом и с наперсным крестом) встречается в ростовом варианте на большой иконе, написанной по благословению монастырского кафиигум. Григория (1888, Музей мон-ря прп. Неофита Затворника), на к-рой свиток с надписью в руке святого опущен вниз. Созданный Корнаросом извод несомненно повлиял на последующую традицию изображения святого.
Иконы Н. З., писавшиеся в других местах Кипра, в целом следуют традиции мон-ря прп. Неофита Затворника, однако встречаются и не вполне типичные варианты. Так, на поясной иконе сер. XVIII в. из местного ряда иконостаса ц. Честного Креста в Пано-Лефкаре в левой руке благословляющего старца - крест и свиток одновременно.
На серебряном позолоченном ковчеге (1802, вклад архим. Иоанникия) для главы Н. З., установленном в сев. части на солее кафоликона обители, помещено чеканное поясное изображение святого с крестом и свитком в руках необычного извода: голова подвижника покрыта округлым клобуком. Более традиц. вариант иконографии на серебряном реликварии 1808 г. (Музей мон-ря прп. Неофита Затворника). В клеймах совр. раки со св. мощами Н. З. повторяются в чеканном рельефе нек-рые композиции из Енклистры, напр. Деисус с преподобным, припадающим к подножию сидящего на престоле Спасителя, сцена с ангелом, поднимающим Н. З. и возводящим его на гору, а также изображение Н. З. и 2 ангелов, поддерживающих его, к-рое уподоблено фреске «Вознесение ангелами прп. Неофита Затворника» в Енклистре (в подписи к этому клейму упоминается схима, т. е. сцена трактована как совершение чина пострига; также в клеймах даны совр. виды обители с общим планом и скальным фасадом изнутри).
Кипрские иконы Н. З. к кон. XX - нач. XXI в. копируют ранние изводы: святого изображают с характерной внешностью (длинная узкая на конце борода и вьющиеся волосы до плеч), в одеждах преподобного, с непокрытой головой, с крупным крестом и свитком в руках. Такие ростовые и поколенные иконы находятся возле раки и ковчега с мощами преподобного (1990), в наосе пещерной церкви (1985). Большой образ преподобного на сев. стене кафоликона, написанный по воле кафигум. Леонтия IV (2000, «рукою Никиты»), восходит к изображению на царских вратах из монастырского музея. В левом верхнем сегменте над святым разворачивается небесная сфера, из к-рой к нему склоняется Спаситель с благословением, в руках Н. З. развернутый свиток, мантия покрыта ассистом, одежды непривычно ярких цветов (розовая ряса, на фоне к-рой выделяется синяя схима с красным голгофским крестом, зеленая мантия). Крупная фигура святого дополнена изображением 2 объектов мон-ря - пещеры в горном чреве с голгофским крестом и орудиями Страстей (часовня Н. З.), а также кельи- Енклистры из 2 отделений, одно из которых для отдыха - с иконами, кадилом и сосудами, другое - для писания книг, с полками и столом, над которым размещены цветные, красочные диски. Похожая поясная икона Н. З. находится в алтаре кафоликона. Прижизненные «портреты» остаются образцами для мастеров: вход во внутреннюю ограду мон-ря прп. Неофита Затворника имеет вид арки, над которой сделан мозаичный образ с поясным изображением преподобного между 2 ангелами, упрощенный вариант фрески Феодора Апсевда. На шитой пелене под ракой Н. З. он представлен в Деисусе в молении Спасителю напротив Пресв. Богородицы. В росписи ц. Всех Кипрских святых (1986-1990) при входе в мон-рь Ставровуни Н. З. изображен в ряду основателей и ктиторов кипрских монастырей; в рост, с моделью Енклистры в правой руке (2007-2008). В различных изводах иконы «Собор Кипрских святых» он может также держать икону Божией Матери в изводе Параклесис (Заступницы).