[Моисей Эфиоп(ский), Моисей Скитский] († нач. V в.), прп. (пам. 28 авг.). Слав. прозвище Мурин (негр, мавр) является передачей греч. эпитета Αἰθίοψ (эфиоп. букв.- «[человек] с обожженным солнцем лицом»).
Наиболее ранние и полные сведения о М. М. содержатся в «Лавсаике» («Повествовании о жизни святых и блаженных отцов»), составленном ок. 419-420 гг. Палладием, еп. Еленопольским, к-рый, вероятно, лично знал святого. Согласно еп. Палладию, М. М. был эфиопом и служил у некоего сановника, пока тот не прогнал его за своенравие и воровство, а возможно, и за убийство. М. М. возглавил шайку разбойников. Однажды он затаил зло на пастуха, к-рый помешал ему в некоем ночном предприятии. Желая убить недруга, М. М. долго ходил вокруг места, где пастух обычно пас стадо, но потом узнал, что тот находится на др. берегу Нила. Взяв в зубы меч и положив одежду на голову, разбойник переплыл реку, которая в то время сильно вышла из берегов, благодаря чему пастух успел спрятаться. Не найдя своего врага, М. М. зарезал 4 отборных баранов и, связав их, переправился по Нилу обратно. Он съел мясо баранов, продал их шкуры и на эти деньги купил большое количество вина. Выпив вино, он в состоянии сильного опьянения возвратился к друзьям-разбойникам. В этом эпизоде еп. Палладий показал, какой незаурядной физической силой обладал М. М. Впоследствии «благодаря некоему обстоятельству» он обратился к Богу и ушел в мон-рь. Как-то раз к нему в келью ворвались 4 разбойника, но М. М. не причинил им никакого вреда, а, связав, отнес в церковь и передал в руки братии. Разбойники, узнав, что М. М.- бывш. атаман, удивились происшедшей с ним перемене, раскаялись и уверовали в Бога. На М. М. нападали демоны блуда, так что он едва не покинул мон-рь. Обратившись к жившему в Ските (ныне Вади-эн-Натрун) авве Исидору (см. в ст. Исидор Странноприимец) и получив от него совет усилить пост и молитву, М. М. предался еще большей аскезе. Но и после этого демоны не оставляли его, особо досаждая ночными мечтаниями. Тогда М. М. отправился за наставлением к др. подвижнику, который посоветовал ему бодрствовать и усердно молиться. В течение 6 лет М. М. проводил ночи, стоя на молитве посреди кельи, однако похоть не прекратилась. Тогда он стал по ночам обходить кельи др. отшельников и тайно приносить воду тем, кто из-за старости уже не могли этого сделать самостоятельно, т. к. источники в пустыне находились на большом расстоянии от монашеских келий. Однажды, когда М. М. наклонился, чтобы зачерпнуть воды из колодца, диавол с такой силой ударил его дубинкой по пояснице, что монах замертво упал на землю. Наутро его обнаружил некий отшельник и рассказал об этом Исидору Скитскому, к-рый вместе с братьями отнес едва живого М. М. в мон-рь. Спустя год святой начал поправляться, и тогда Исидор сказал, что отныне блудная похоть не будет досаждать ему. М. М. возвратился в свою келью и провел остаток жизни в умеренном подвижничестве, более не возлагая на себя столь суровых подвигов. Он скончался в Ските в сане пресвитера, дожив до 75 лет и оставив 70 учеников.
Церковный историк Созомен (V в.) кратко изложил сказание о М. М. из «Лавсаика» еп. Палладия, сделав акцент на аскетических подвигах святого, его власти над демонами и эпизоде с 4 разбойниками, которые напали на М. М., но были вразумлены им и также приняли монашеский постриг; согласно Созомену, М. М. прожил 85 лет (Sozom. Hist. eccl. VI 29. 15-19). Впоследствии этот рассказ Созомена взял за основу византийский историк Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.; Niceph. Callist. Hist. eccl. XI 36 // PG. 146. Col. 699-702).
В греч. алфавитном сб. Apophthegmata Patrum (кон. IV - нач. VI в.) приводятся 18 кратких рассказов о М. М. и его изречений, последние 5 из к-рых в ряде рукописей озаглавлены как «Семь (восемь) глав аввы Моисея авве Пимену» (Apopht. Patr. (Guy). 1993. Vol. 1. P. 70). Кроме того, о святом упоминается в главах, посвященных др. отцам-пустынникам, что позволяет определить время и основные этапы подвижнической жизни М. М. Согласно изречению прп. Пимена, М. М. принадлежал к 3-му поколению егип. монахов-отшельников (Apophthegmata Patrum: De abbate Poemene. 166 // PG. 65. Col. 361). В 22-й гл. о прп. Макарии Великом говорится, что именно он посоветовал М. М., который стремился к безмолвию, удалиться из Скита на гору Петра (Apophthegmata Patrum: De abbate Macario Aegyptio. 22 // Ibid. Col. 272), где святой стал вести уединенную жизнь (Apophthegmata Patrum. De abbate Mose. 13 // Ibid. Col. 285-288; Evelyn-White. 1932. Р. 37-38). Не в силах бороться с блудной страстью, он пришел к авве Исидору, к-рый возвел его на крышу некоего здания и велел посмотреть сначала на запад, где М. М. увидел множество демонов, а затем на восток, где стояло воинство ангелов,- так авва Исидор показал подвижнику, что ангелов, которых Бог посылает на помощь Своим угодникам, гораздо больше, чем бесов. После этого М. М. ободрился и возвратился в келью. Он не захотел судить одного из братии, совершившего проступок, но сказал, что каждый должен прежде всего замечать собственные грехи. М. М. не смущался и не обижался, когда над ним смеялись из-за черного цвета кожи. Однажды он преступил общее для всех отшельников предписание не варить в течение недели пищу и накормил пришедших к нему братьев из Египта, но никто не упрекнул его за это, поскольку т. о., нарушив предписание человеческое, он исполнил заповедь Божию. М. М. говорил, что келья может научить подвижника всему, и советовал монахам избегать общения с людьми, помнить о смерти, соблюдать заповеди св. отцов и самое главное - никого не судить. М. М. был современником прп. Арсения Великого, который стал отшельником не ранее 394 г. Как-то раз некий человек пришел в Скит к авве Арсению, но, войдя к нему в келью, не услышал от подвижника ни слова. Тогда чужестранец попросил отвести его к М. М., который принял пришедшего с радостью. После этого один из пустынников молился, прося открыть ему, что угоднее Богу: принимать людей, подобно М. М., или избегать их, как это делал прп. Арсений. В видении монаху были показаны 2 корабля, на одном из которых были «авва Арсений и Дух Божий, плывущие в безмолвии», на другом - М. М. в окружении ангелов, которые питали его медом (Apophthegmata Patrum: De abbate Arsenio. 38 // PG. 65. Col. 104-105). М. М. обращался за советом к преподобным Захарии (см. ст. Захария и Карион) и Сильвану (Силуану) Скитским (Apophthegmata Patrum: De abbate Zaccharia. 2, 3 // Ibid. Col. 180; De abbate Silvano. 11 // Ibid. Col. 412). Однажды, когда у М. М. собрались др. монахи, он предрек им, что в тот же день варвары придут в Скит, и посоветовал бежать. При этом сам он захотел остаться в келье, сказав, что давно желает мученической кончины, подобающей ему по слову Спасителя: «...все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26. 52). Тогда 7 братьев сказали, что последуют его примеру. Варвары ворвались в жилище святого и убили находившихся там отшельников, чему свидетелем стал один из монахов, которому удалось спрятаться и который видел 7 венцов, спустившихся с небес на погибших (Apophthegmata Patrum: De abbate Mose. 10 // PG. 65. Col. 285).
Прп. Иоанн Кассиан Римлянин (IV-V вв.) приводит в «Собеседованиях» поучения жившего в Скиту мон. Моисея, c которым он лично был знаком (Ioan. Cassian. De inst. coenob. X 25). Моисей Скитский учил, что для достижения Царствия Небесного необходимо стяжать чистоту сердца, наставлял о благе рассудительности (Ioan. Cassian. Collat. 1. 2). Возможно, о нем же говорится как об одном из немногих аскетов, к-рый наряду с преподобными Пафнутием и 2 Макариями достиг равного совершенства в общежительном и отшельническом жительстве (Ibid. 19. 9). Также в «Собеседованиях» упоминается авва Моисей, подвизавшийся в той части пустыни, к-рая называлась Калам (Calamus). Этот Моисей ушел в мон-рь из-за страха смерти после совершённого им убийства, однако впоследствии достиг духовных высот, «превратив вынужденное обращение к Богу в собственное желание сердца». Однажды он высказал неодобрение в отношении аввы Макария (Великого (?)), за что тотчас же был поражен демоном, который принуждал его класть себе в рот человеческие экскременты, но после того как Макарий обратился к Господу с молитвой, нечистый дух оставил Моисея (Ibid. 3. 5; 7. 26, 27). По мнению Ж. К. Ги и ряда других исследователей, Моисея Скитского и Моисея Каламского следует отождествлять с М. М. (Apopht. Patr. (Guy). 1993. Vol. 1. P. 68).
Относительно времени кончины М. М. среди исследователей нет единого мнения. По всей вероятности, она последовала после 400 г., поскольку Иоанн Кассиан Римлянин, покинувший Скит в 399/400 г., не сообщает о смерти М. М., а еп. Палладий, примерно в это же время уехавший из Египта, пишет о ней как о событии, происшедшем уже после его отъезда. Высказывалась гипотеза о том, что М. М. был убит в 407 или 408 г., во время 1-го крупного набега берберов на Скит (Evelyn-White. 1932. P. 154-155; Apopht. Patr. (Guy). 1993. Vol. 1. P. 69).
В агиографических источниках встречаются еще 2 св. подвижника с именем Моисей. Так, в «Лавсаике» еп. Палладия помимо М. М. рассказывается о мон. Моисее, к-рый был родом из Ливии, подвизался в Нитрийской пустыне и удостоился дара исцеления (Pallad. Hist. Laus. 39). Возможно, он же упоминается среди последователей прп. Антония Великого в лат. переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, выполненном Руфином Аквилейским (нач. V в.; Rufin. Hist. eccl. XI 6). Известен также отшельник Моисей, подвизавшийся в пустыне и впосл. рукоположенный во епископа сарацин (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 36; Theodoret. Hist. eccl. IV 23; Sozom. Hist. eccl. VI 38).
На др. языках сказание о М. М. известно преимущественно в переводах греч. первоисточников, напр. в лат. переводе «Лавсаика», вошедшем в состав сб. «Vitae Patrum sive Historiae monasticae libri decem», изданного Г. Росвейде в XVII в. (переизд.: PL. 74. Col. 277-279, 368-369), и в сир. переводе того же сочинения (BHO, N 778). Основу пространного Жития М. М. на араб. языке, сохранившегося в 3 редакциях (изд. с итал. пер.: Pirone. 1994), составляют сведения из «Лавсаика» и Apophthegmata Patrum, к-рые дополнены значительными деталями. О своем обращении М. М. рассказывает авве Исидору, к к-рому пришел по совету одного земледельца: он был неверующим, но, созерцая премудрость сотворенного мира, познал существование Бога и захотел стать монахом. Поскольку в детстве он был огнепоклонником, а потом не исповедовал никакую религию, авва Исидор сначала крестил его и лишь затем облек в монашеские одежды. После победы над блудной страстью М. М. получил дар чудотворения, в т. ч. исцеления бесноватых. Авва Исидор отвел его в Александрию, где архиепископ рукоположил М. М. во пресвитера. По возвращении в Скит М. М. пользовался большим духовным авторитетом и имел 500 учеников в мон-ре, к-рый получил название Дейр-эль-Барамус. В одной из редакций указано место, в котором М. М. был заколот мечом вместе с 6 монахами (Сахрат-эль-Амун - скала Аммона?). Арабская редакция, представленная единственной недатированной рукописью из б-ки Гёттингенского ун-та, легла (с некоторыми изъятиями и дополнениями) в основу эфиоп. перевода (известен по ркп. Vat. аeth. 316; изд. с итал. переводом: Raineri. 1995).
В копто-араб. Синаксаре и его эфиоп. версии память М. М. отмечена под 24 бауна/сане (18 июня). В кратком сказании сообщается, что, служа у язычников, М. М. хотел познать истинного Бога. Услышав, что этому он может научиться у скитских монахов, М. М. пришел в Скит. Авва Исидор направил его к прп. Макарию Великому, к-рый крестил его. В эфиоп. Синаксаре также имеется сказание о Моисее Скитском, к-рого отождествляют с М. М., под 3 маскарама (31 авг.). В средневек. западносир. Минологиях память М. М. обычно обозначена под 18 июня, но встречается и под 28 авг. («мученик Моисей»), а в Мартирологе Раббана Слибы (кон. XIII - нач. XIV в.) под этим числом стоит память «Моисея Эфиопа, который грабил могилы». В Церкви Востока литургическое поминовение М. М. совершается в 5-ю пятницу периода Илии и в 3-ю пятницу периода Лета (см. в ст. Год церковный). В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла под 26 марери (2 июня) приводится сказание о «Моисее Чёрном, разбойнике», к-рое, однако, существенно отличается от известных версий Жития М. М.: разбойник жил при имп. Маврикии (581-602) в окрестностях Танефы (?); увидев сон, в котором его пытались ввергнуть в огненную реку, он отправился в пустыню за вразумлением; там он нашел 2 умерших подвижников, а затем живого анахорета, к-рый согласился оставить его в своей келье и в течение года учил монашескому деланию; потом анахорет ушел вглубь пустыни, а Моисей продолжил подвиги в его келье; по смерти мощи Моисея замироточили (Le Synaxaire arménien de Ter Israël / Éd. G. Bayan. P., 1930. Vol. 10: Mois de Maréri. P. 518-521. (PO; T. 21. Fasc. 4)).
Мощи М. М. в XI в. видел в Вади-эн-Натрун один из составителей «Истории Александрийских патриархов», диак. Мавхуб ибн Мансур ибн аль-Муфарридж (см.: History of the Patriarchs of the Egyptian Church / Ed. Y. Abd al-Masih, O. H. E. Burmester, A. S. Atiya, A. Khater. Le Caire, 1959. Vol. 2(3). P. 359). В период составления копто-араб. Синаксаря (XIII-XIV вв.) они находились в мон-ре Дейр-эль-Барамус, где пребывают и в настоящее время вместе с мощами прп. Исидора Скитского в ц. Пресв. Богородицы. В 1957 г. для них был изготовлен реликварий, инкрустированный слоновой костью. Частицы мощей М. М. находятся в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун и в ц. Апа-Нуб в Саманнуде (Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 20002. P. 318). Действующий мон-рь во имя М. М. расположен в Сев. Египте, близ дороги, соединяющей Вади-эн-Натрун и г. Эль-Аламейн.
Скальный мон-рь во имя М. М. (Дайр-Мар-Муса-эль-Хабаши) расположен в Сирии на плато Каламун, близ Эн-Набка. Первые упоминания о нем относятся к VI в. В средние века мон-рь принадлежал Сирийской яковитской Церкви, его история хорошо известна по многочисленным настенным надписям в церкви и по рукописям, происходящим из скриптория обители. Согласно этим источникам, мон-рь был первоначально посвящен прор. Моисею. Изменение посвящения, возможно, связано с прибытием в обитель в XV в. группы эфиоп. монахов из мон-рей св. Георгия в Ихдине (Эхдене) и св. Иакова в Бшарри; оба мон-ря носили эпитет «Эль-Хабаш» ([мон-рь] эфиопов), который, вероятно, был сначала усвоен мон-рю в Эн-Набке, а затем - его эпониму (в форме «эль-Хабаши» - эфиоп). Вместе с тем местное предание говорит о том, что монастырь обязан своим наименованием мон. Моисею Эфиопу, который пришел сюда из мон-ря св. Иакова близ Кары, подвизался здесь и принял мученическую кончину при имп. Ираклии (610-641). В. Г. Григорович-Барский, посетивший мон-рь в 1728 г., свидетельствовал, что обитель принадлежит сиро-яковитам, но находится в запустении; в его время было живо предание о том, что обитель основал мон. Моисей (Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока. М., 2005. Ч. 2. С. 98-99). В 1991 г. мон-рь был возрожден итальянским иезуитским свящ. Паоло Даль'Ольо в юрисдикции Сирийской католической Церкви, были проведены восстановительные работы при участии сир. и итал. специалистов. Особую ценность представляют росписи XI-XII вв. в ц. М. М., считающиеся одними из лучших сохранившихся произведений христ. искусства Леванта того времени. В ц. Пресв. Богородицы в Эн-Набке хранится реликвия, подаренная мон-рю в 1817 г. неким еп. Илией и почитаемая как рука Моисея Эфиопа (Cruikshank Dodd. 2011. P. 297).
В Ливане полуразрушенный монастырь во имя М. М. находится близ сел. Мазраат-эд-Дахр в р-не Эш-Шуф. Святой также особо почитается в селениях Мар-Муса-эд-Даввар и Баабдат в р-не Матн (Fiey J.-M. De quelques saints vénérés au Liban // POChr. 1978. T. 28. P. 35). В рукописях (Mingana. Syr. 190, 495 и др.) сохранился устав монашеского братства им. М. М. на каршуни, составленный в XVIII в. свящ. Михаилом Джарве (впосл. сиро-католич. патриарх Игнатий Михаил III) (см.: Graf. Geschichte. Bd. 4. S. 63; Kaufhold. 1995. S. 91).
В зап. «исторических» Мартирологах память М. М. не обозначена. Впервые о нем упоминает в «Перечне святых» (ок. 1370) Петр Наталис, который отождествил М. М. с Моисеем, епископом сарацин (Petr. Natal. CatSS. III 104). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память М. М. под 28 авг. (MartRom. P. 365). Под этим же числом поминовение святого содержится и в совр. редакции Римского Мартиролога (MartRom (Vat.). P. 456).
Сведения о М. М. содержатся прежде всего в Патериках. В Скитском патерике (точный греч. оригинал неизв.; в основе лежат Apophthegmata Patrum), переведенном на славянский язык, возможно, ранее др. Патериков (выдержки из Скитского патерика читаются уже в Изборнике 1076 г.; наиболее ранние рукописи относятся к XIII в.), истории, связанные с М. М., расположены разрозненно, по тематическим главам, как и в греч. т. н. систематическом собрании (collectio systematica; изд. слав. текста см.: Veder. 2006; ср. рус. перевод: Древний Патерик, изложенный по главам. М., 1899). Те же истории читаются в греч. алфавитном собрании (в главах, посвященных М. М.), но в его слав. переводе - Азбучно-Иерусалимском патерике - их нет, т. к. статьи, совпадающие со статьями Скитского патерика, были из него удалены. Др. источник сведений о М. М.- перевод «Лавсаика», вошедший в состав Египетского патерика (гл. 40), также осуществленный в ранний период слав. письменности (текст не издан; древнейшие полные рукописи Египетского патерика датируются кон. XV в.).
В слав. Синаксаре, переведенном в XI-XII вв. и впосл. послужившем основой Пролога краткой редакции, имеется память М. М. под 28 авг. (изд. только южнослав. списки, см.: Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 година. Вел. Търново, 1999. С. 336). Здесь рассказана история из жизни М. М. в мон-ре, после того как он раскаялся и бросил разбойничье ремесло, о напавших на него 4 разбойниках, которых святой связал и принес к монахам на плечах, как мешки с соломой. Слав. сказание отличается от сказаний в греч. Синаксарях под этим же числом; точный греч. оригинал неизвестен.
В Прологе пространной редакции, составленном на Руси в кон. XII в., сказание о М. М. было расширено: в нем сообщается о том, что в течение 6 лет святой каждую ночь стоял без сна посреди своей кельи (извлечено из Египетского патерика, ср.: Pallad. Hist. Laus. 19. 8), а также в него включены сказания из Скитского патерика: о правителе, пришедшем к М. М. (Veder. 8. 13; Древний патерик. 8. 12; PG. 65. Col. 285 (№ 8)); об испытании М. М., когда клирики изгнали его из алтаря (Древний патерик. 15. 41; PG. 65. Col. 284 (№ 4)), причем добавлен эпизод о безымянном монахе, к-рый сравнивает себя с псом (Veder. 15. 83; Древний патерик. 15. 79), приписанный составителем Пролога М. М.; о нашествии варваров и смерти М. М. вместе с 6 монахами (Veder. 18. 18b; Древний патерик. 18. 20; PG. 65. Col. 285 (№ 10)).
В Стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., в сказание о М. М. под 28 авг. включены 2 эпизода, восходящие к «Лавсаику»: рассказ о 4 разбойниках (то же, что и в простом Прологе), а также история из преступного прошлого М. М. о краже 4 баранов у пастуха (оригинал - греч. служебная Минея; ср. также: SynCP. P. 929-932). Сказания из Пролога пространной редакции и из Стишного Пролога включены в состав ВМЧ под 28 авг. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 438), в XVII в. память из Стишного Пролога вошла также в печатный Пролог под этим же числом.
В Прологе обеих редакций под 11 мая находится еще одна история из Скитского патерика - о том, как авва Исидор показал М. М., мучимому блудными помыслами, множество демонов на западе и множество ангелов на востоке (Veder. 18. 17; Древний патерик. 18. 18; PG. 65. Col. 281 (№ 1)). Здесь, как и в Патерике, название горы Πέτρα (Петра) передано как «камень».
В Прологе пространной редакции есть также неск. поучений Моисея, под которым, возможно, следует понимать М. М., т. к. их источник - дополнения к Скитскому патерику, а единственный монах с этим именем в Патерике - М. М. (греч. оригинал дополнений - «Аскетикон» Исаии Скитского). Это «Слово св. Моисея» (нач.: «Возлюбленная братия, сотворимъ силу свою в слезах») под 17 или 18 апр. (Veder. J. 7-21; Augoustinos Iordanites Τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν ἀββᾶ ῾Ησαΐου λόγοι κθ´. Jerus., 1911. 15. 7-21) и продолжающее его «Поучение от словес о. Моисея к авве Пумину» (нач.: «Иже аще твориши грех деля, се ти есть упование» с искажением, в Патерике: «Еже убо аще сотвориши бога ради, се ти есть упование») под 15 дек. (Veder. J. 21-118; Augoustinos Iordanites. 15. 7, 21-25, 28, 43, 90-92, 94-95, 117a).
Свт. Димитрий, митр. Ростовский, для составления Жития М. М. под 28 авг. воспользовался сказанием Пролога пространной редакции, а также (как указано в «Книге житий») Скитским патериком, «Лавсаиком» еп. Палладия и Азбучным патериком, связав все в одно повествование (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 579-582 об.). Текст «Лавсаика» учтен практически полностью, при этом разговор М. М. со св. Исидором дополнен эпизодом из Патерика о видении ангелов и демонов (вероятно, из Пролога за 11 мая); к проложным сказаниям из Скитского патерика добавлена история о нарушении поста (Древний патерик. 13. 4); кроме того, включен отрывок из Жития св. Арсения (вероятно, извлечен из гл. 62 Египетского патерика; ср.: PG. 65. Col. 104-105), в котором некий монах видит 2 больших корабля, плывущие по реке: на одном - «св. Арсений в безмолвии вместе с Духом Божиим», на другом - М. М. с ангелами, питающими его медом. В отредактированные «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» сказание о М. М. из «Книги житий» вошло без изменений.
В России уникальным вместилищем мощей М. М. является напрестольный крест, сделанный для новгородского Росткина Иоанно-Предтеченского мон-ря его игум. Марфой Пановой (1691, НГОМЗ; с датировкой 1670/71 г.- Стерлигова И. А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII вв. // Ставрографический сб. М., 2003. Вып. 2: Крест в Православии. С. 123). Мощи М. М. входят в число 8 св. частиц, к-рые редко встречаются в известных новгородских крестах-мощевиках или не встречаются вовсе и могут иметь разное происхождение: со Св. земли части «млека престыя Бдцы»; частицы волос и крови Господних. Часть Его ризы и трости, на которой Распятому была поднесена губа с оцетом,- скорее к-польского происхождения (золотые мощевики с частицами Господней крови, волос из «брады» и трости видел в 1403 г. Р. Гонсалес де Клавихо во Влахернской ц. К-поля; трость (атрибут Страстей Господних) почиталась в афонском мон-ре Ватопед). Часть мощей «стых мчнкъ 9 иже в Кизице» встречается уже в напрестольном кресте 1661 г. новгородского Деревяницкого мон-ря. Возможно, мощи М. М. попали в Россию с каким-то из синайских посольств в сер.- 2-й пол. XVII в. Сначала они были привезены в Москву, а оттуда - в Новгород. Создателями креста были лучшие новгородские мастера, Н. П. Горина связывает его с мастерской серебряника Григория Лопкова. Росткин мон-рь принадлежал к числу древнейших в Новгороде (возник до 1179). После упразднения его утварь, в т. ч. крест, хранилась в Феодоровской ц. Софийской стороны, откуда поступила в Новгородский музей (см.: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 182; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Художественный металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 45. С. 310).
В Типиконе Великой ц., отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., М. М. упоминается 28 авг. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 386).
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память М. М. указывается под 28 авг.: служба М. М. соединяется со службой предпразднества Усекновения главы Иоанна Предтечи и с песнопениями Октоиха; богослужебное последование М. М. состоит из канона, цикла стихир-подобнов и седальна (Пентковский. Типикон. С. 366). Такой же состав служба М. М. имеет в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., в ГИМ. Син. № 168, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 76).
Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, 28 авг. совершается служба с пением на утрене «Аллилуия»; рядовая служба Октоиха соединяется с последованием М. М., включающим те же элементы, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, но с добавлением еще одного цикла стихир-подобнов (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 496).
В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитальянскую редакцию Студийского устава, М. М. назначается отпустительный тропарь Τῆς ἐρήμου πολίτης̇ ( ), что предполагает совершение службы с пением на утрене «Бог Господь» (Arranz. Typicon. P. 183).
В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава память М. М. отмечается 28 авг.; указывается только отпустительный тропарь М. М. (см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 235; Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 122а). То же и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.
В первопечатном московском Типиконе 1610 г. (и последующих рус. изданиях, в т. ч. современном) 28 авг. не имеет праздничного знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); служба М. М. соединяется с рядовой службой Октоиха; М. М. назначается также кондак 4-го гласа
Последование М. М., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 1-го гласа Τῆς ἐρήμου πολίτης̇ ( ); кондак 4-го гласа Αἰθιόπων πρόσωπα ἀπορραπίσας̇ ( ); канон (хотя в совр. богослужебных книгах автор не указан, в Евергетидском Типиконе этот канон приписывается Феофану Начертанному - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 496) без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῎[ σωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: Δήγματι ἁμαρτίας μεμελανωμένην τὴν καρδίαν σου (Грызением греховным помраченное сердце мое); цикл стихир-подобнов; седален.
По рукописям известен иной цикл стихир-подобнов М. М. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 496; Пентковский. Типикон. С. 366).
Также М. М. упоминается в каноне, к-рый поется на утрене в субботу сырную (см.: Триодь Постная. Ч. 1. Л. 64).
В греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание облика М. М. приведено в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» (Ч. 3. § 13. № 25): «Святой Моисей Мурин, старец с круглою курчавою бородою» (Ерминия ДФ. С. 171). Эта характеристика внешности М. М., изображаемого, как преподобный, в монашеских одеждах (хитон, мантия, схима, куколь лежит на плечах), является актуальной практически для большинства его сохранившихся образов и остается неизменной, в т. ч. в памятниках рус. средневековья. Тем не менее в рус. иконописных подлинниках, уже в наиболее раннем известном его варианте - Софийском списке подлинника Новгородской редакции кон. XVI в. с вариантами из списков И. Е. Забелина и Г. Д. Филимонова, нет к.-л. упоминаний о специфических чертах внешности М. М., указывающих на его происхождение, т. е. на то, что он был мавром. Об этом напоминает только прозвание при имени, причем составитель подлинника рекомендует уподоблять облик святого облику прп. Сергия Радонежского: «Святый Моисей Мурин. Сед, брада Сергиева, уже, правая молебна, в левой свиток, в свитце глаголет: в мале себе понудим (по списку Филимонова - «и не обленимся»). Ряска вохра с багром» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 137). В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) по списку Филимонова описание М. М. находится в соответствии и с Житием, и с известными образами святого, уподобленного (по виду бороды) свт. Афанасию Великому: «…подобием стар, лицем черн, волосы на главе черны и кратки, мало сед, браду уже и короче Афанасия великаго, ризы преподобническия и епитрахиль, рука благословенна, в другой свиток, а в нем написано: «В мале себе понудим, а не обленимся братие, да приимем грехов прощение…» Моисей родом мурин, черн лицем, черноплотный эфиоп, священствова 15-ть лет, поживе 75 лет» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 432). В сводном же подлиннике, изданном С. Т. Большаковым (1903), приведен вариант, известный по Софийскому списку, т. е. с уподоблением облику прп. Сергия Радонежского (Большаков. Иконописный подлинник. С. 132). Для составителя «Руководства к писанию икон» (М., 1910) акад. В. Д. Фартусова источником для описательного портрета М. М. стало Житие преподобного, к-рым составитель щедро воспользовался, в т. ч. в части характеристики физических свойств святого: «...старец 76 лет, арабского типа, ростом высок, телосложением очень сильный, в начале был атаманом разбойников, лицем черен, телом очень худ от поста, волосы коротки, курчавы, черны с проседью, борода мала и курчевата, подвизался в египетской пустыне, имел сан священства; одежды: власяница, убогая мантия, по мантии епитрахиль». Фартусов предлагает в руке святого «писать хартию с его изречением» и приводит 3 варианта текста для свитка, ни один из которых не совпадает со словами, приводимыми в ранних подлинниках (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 178).
В программе росписи храмов образ М. М. входит в состав изображений преподобных. Облик святого выделяется особенно темным ликом в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в с. Манастир, Македония (1271),- на голове изображены седые волосы в виде плотных крутых завитков, короткая вьющаяся борода немного сужается книзу, в руках держит открытый свиток (правой рукой придерживает за его нижнюю часть, левой - за верх) с текстом на греч. языке с евангельской цитатой: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7. 2). Ярко выявлены характерные черты внешности М. М. на фреске в нижнем ярусе в нартексе ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1349),- это аскет с темным цветом кожи, с шапкой курчавых седых волос на голове и с короткой в крутой завиток округлой формы бородой; в левой руке он держит закрытый свиток, персты правой сложены для благословения. Темный лик М. М. и на фреске в ц. Успения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница в экзонартексе на юж. стене в зап. нише (1570), а волосы не столь белоснежны и кудрявы, как на фреске в Манастире; он стоит фронтально, правая рука согнута в локте и скрыта под мантией, левая отведена в сторону и своим положением напоминает жест обращения. Немного иной облик М. М. представлен на фреске кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1547) - лик у него также с более интенсивными притенениями, чем у др. святых, и немного темнее по цвету, но короткие с проседью волосы не имеют выраженного завитка, а лежат на голове мягкой волной, борода округлая, немного вытянутая; мантия перекинута через одно плечо, что в целом нетипично для изображений преподобных.
В рус. минейные циклы (на иконах и в гравированных святцах) образ М. М. включается практически неизменно в соответствии с днем его памяти. При отсутствии подписи он нередко опознается благодаря специфическим чертам внешности (кудрявые волосы и округлая борода являются устойчивым иконографическим признаком) и расположению рядом со св. Иоанном Крестителем, чью память отмечают на следующий день. К подобным ранним памятникам относится икона «Минея годовая» 1-й пол. XVI в. (Музей икон Рекклингхаузен, Германия, см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007). Традиция осталась неизменной и для поздних памятников, напр., образ М. М. представлен на иконе «Минея годовая» нач. XIX в. (УКМ), также в гравированных святцах на листе на август: Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) - М. М. держит обеими руками увесистый кодекс, и И. К. Любецкого (1730) - на голове у преподобного скуфья (т. н. афонского типа) в виде низкой камилавки (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. Кат. 33.12, 34.11, 35.11).
Отдельным явлением в рус. иконописи стали связанные преимущественно со средой старообрядцев иконы-«лечебники» (целебники), сформированные по принципу «народного требника» с элементами месяцеслова, в к-ром содержались предписания: «Какому святому и когда должно молиться»; наиболее ранний вариант такого гравированного изображения отмечается в кон. XVIII в. (см.: Снегирев И. М. Лубочные картинки рус. народа в моск. мире. М., 1861. С. 38). Образ М. М. в такой композиции появляется в XIX в. в связи с почитанием его как святого, помогающего от пьянства. Как помощник страждущих от этого недуга М. М. был объединен с др. святым, также помогавшим от запоев,- мч. Вонифатием, в паре с к-рым и изображался. Эти святые представлены на гравюрах с названием «Сказание киим святым каковыя благодати исцеления от Бога когда память их бывает» («новейшего издания» 20-30-х гг. XIX в.; 30-40-х гг. XIX в., 1840 и др., см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. № 1034. С. 418-420). Образ М. М., как правило, следовал за изображением мч. Вонифатия с общим для этих святых пояснением в сопроводительной надписи: «О избавлении от вин(н)аго запойства - мученику Внифатию декабря в (19) день, о том же преподобному Моисею Мурину августа в (28) день». Так, на переносном (походном) иконостасе (XIX в., Урал?, ГРМ) в составе 3-го ряда показаны святые помощники в недугах и нестроениях, в т. ч. в одном клейме (5-м слева) изображены М. М. и мч. Вонифатий (см.: Образы и символы. 2008. Кат. С. 252-253). К подобным памятникам относятся иконы: «Сказание, каким святым каковые благодати-исцеления даны» 2-й пол. XIX в. (ГМИР; см.: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. Цв. табл. [40]) - подпись та же, что и на переносном иконостасе, но 1-м, фронтально в рост, изображен М. М., а не мч. Вонифатий; пара этих святых изображена в нижнем ряду, в 3-м справа клейме; «Киим святым каковые благодати исцеления от Бога даны» (2-я пол. XIX в., частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. С. 216-217, 401. № 138). На иконе-«лечебнике» ветковского письма 28 клейм сгруппированы в 6 рядов вокруг центрального образа Господа Вседержителя на престоле, в 6-м ряду - замыкающее клеймо с образами М. М. и мч. Вонифатия (Ветковский музей старообрядчества и белорус. традиций им. Ф. Г. Шклярова; см.: Нечаева. 2002. С. 215-218).