Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Т. 46, С. 139-140 опубликовано: 21 октября 2021г.


МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Послание Евсевия. Лист из Евангелия Млке. 862 г. (Б-ка мон-ря св. Лазаря, Венеция. Cod. 1144. Л. 2)
Послание Евсевия. Лист из Евангелия Млке. 862 г. (Б-ка мон-ря св. Лазаря, Венеция. Cod. 1144. Л. 2)

Послание Евсевия. Лист из Евангелия Млке. 862 г. (Б-ка мон-ря св. Лазаря, Венеция. Cod. 1144. Л. 2)
(Евангелие царицы Млке; арм. Մլղե թագռւիռւ ավետաիաճ), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства. С 1830 г. хранится в арм. мон-ре св. Лазаря (Сан-Ладзаро) в Венеции (№ 1144/86). Пергаменный кодекс (35´ 29,5) содержит 462 листа (первоначально 466), письмо - еркатагир (унциал), текст написан в 2 столбца, отсутствуют заставки, имеются только заглавные буквы. Есть следы поновлений: листы слегка обрезаны по краям, поздняя нумерация дана араб. цифрами. Рукопись имеет неск. колофонов и кратких записей, по которым прослеживается ее история с X по XIX в. Самый ранний из них сильно пострадал и читается плохо, 2-й и 3-й принадлежат царю Гагику Арцруни (Л. 222v) и царице Млке (Л. 137v, 462v). В них говорится о том, что Евангелие было подарено мон-рю Варагаванк в Васпуракане.

Рукопись хорошей сохранности. Иллюстративный цикл собран в 1-й тетради, состоит из 11 миниатюр (3 листа с посланием Евсевия (Л. 1r - 2r), 3 листа канонов согласия (Л. 2v - 3v), композиция «Вознесение» (Л. 8r) и 4 изображения евангелистов (Л. 8v - 10r)). Не хватает 4 таблиц канонов (с 5-й по 10-ю) и 4 сцен праздничного цикла, который первоначально завершало «Вознесение». Каноны согласия оформлены орнаментальными мотивами (древо жизни, радужный орнамент, гирлянды, кусты с цветами и плодами граната, пальмовые ветви, павлины, утки, фламинго). Имитирующие мрамор колонны отличаются архитектоничностью, имеют многопрофильные базы и коринфские капители. В люнетах присутствуют и т. н. нильские сцены с рыболовами, крокодилами, пеликанами, цветами лотоса либо изображения морского мира с дельфинами, осьминогами, кальмарами. Нильские сцены - известный мотив позднеантичного искусства, связанного с традициями александрийского эллинизма. Его подробное воспроизведение в М. Е. указывает на близкое знакомство арм. миниатюриста с позднеантичными образцами.

Вознесение. Миниатюра из Евангелия Млке. 862 г. (Б-ка мон-ря св. Лазаря, Венеция. Cod. 1144. Л. 8)
Вознесение. Миниатюра из Евангелия Млке. 862 г. (Б-ка мон-ря св. Лазаря, Венеция. Cod. 1144. Л. 8)

Вознесение. Миниатюра из Евангелия Млке. 862 г. (Б-ка мон-ря св. Лазаря, Венеция. Cod. 1144. Л. 8)
Сцену «Вознесение» в М. Е. часто сравнивают с аналогичной композицией в Четвероевангелии Раввулы (586). Однако эти миниатюры заметно отличаются, т. к. в миниатюрах М. Е. нет пророческих видений. Христос в сцене «Вознесение», восседающий на троне, заключен в мандорлу, Его поднимают ангелы и фланкирует пара архангелов. Ниже - Богоматерь «Оранта» с группой апостолов. Исходя из образной характеристики апостолов, архангелов и летящих ангелов можно заключить, что они представляют собой своеобразные «цитаты» из памятников ранневизант. эпохи. Евангелисты, распределенные попарно на разворотах листов, представлены в 2 иконографических типах: Матфей и Марк - в образе сидящих и обдумывающих свои сочинения философов, Лука и Иоанн - в образе ораторов. Перед ними подставки для книг в формах льва и орла. На изображениях Луки и Иоанна есть причудливые фрагменты фона, названные К. Вайцманом «органными трубами». В действительности это стилизованные архитектурные кулисы, близкие к тем, которые представлены на миниатюрах Евангелия из афонского мон-ря Ставроникита (Ath. Stauronik. 43; Х в.). Апостолы и ангелы, а также 4 евангелиста вместо традиц. сандалий обуты в своеобразные ботиночки, к-рые встречаются лишь в ранневизант. памятниках V-VI вв. Евангелисты Матфей и Марк изображены с тонзурами, что, возможно, указывает на влияние рим. традиции. Стиль живописи М. Е. заметно отличается от арм. образцов. Миниатюрам присущи беглая манера письма, широкие мазки, фигуры имеют правильные легкие, словно парящие пропорции, их позы естественны, а масштабы соразмерны с пространством листа. Лики имеют легкую контурную моделировку поверх очень светлой, почти прозрачной карнации. В изображении Христа угадывается восточный, семит. тип, апостолы изображены молодыми, с пышной шевелюрой и короткой, согласно рим. традиции, бородой, с живым взглядом. В миниатюрах выделены пространственные цезуры, в цветовой палитре выделяются крупные красочные пятна, цветовые акценты перекликаются друг с другом, создавая своеобразные геометрические схемы. Все эти черты - отголоски античной живописной традиции. Кроме того, в миниатюрах М. Е. отмечены переклички с памятниками книжного искусства македонского и каролингского ренессанса (IX-X вв.). Очевидно, что художественными чертами и образной характеристикой М. Е. связано с позднеантичной и ранневизант. традицией, в контексте арм. искусства манускрипт не находит аналогий и не примыкает ни к одному художественному направлению или школе. Установлено, что миниатюры написаны с помощью преимущественно органических пигментов, и только 2 цвета, красный и желтый, имеют минеральное происхождение (Т. Мэтьюс, М. В. Орна), что свидетельствует о создании М. Е. на территории Армении, вероятнее всего, на основе ранневизант. прототипа.

Несмотря на то что возникновение М. Е. обычно связывается с Васпураканом, существует также гипотеза о том, что М. Е. было создано в др. регионе. Главный памятник искусства Васпураканского царства - фрески церкви Сурб-Хач на о-ве Ахтамар (915-921) - относится к другой, подчеркнуто вост. художественной традиции. Исходя из этого, происхождение М. Е. можно связать с визант. частью Армении, с двором Багратидов (З. Акопян). Живопись Багратидов почти полностью утрачена, но в миниатюрах М. Е. есть точки соприкосновения с ее редкими сохранившимися образцами. Среди них - Адишское Четвероевангелие 897 г. (№ М 22; ИЭМС), переписанное в мон-ре Шатберди в исторической обл. Тао-Кларджети (ныне на территории Турции), во времена правления младшей ветви Багратидов; отмечается совпадение в хронологии и художественном оформлении (характер образов, цветовая палитра); Евангелие 1053 г. (Матенадаран. № 3793), периода Анийского царства, в к-ром миниатюры близки по иконографии (нильские сцены) и орнаментальным мотивам (Т. А. Измайлова) к миниатюрам из М. Е. В вопросе атрибуции М. Е. важную роль сыграли сообщения Товмы Арцруни о том, что 1-й женой царя Гагика, еще до его коронации, была внучка анийского царя Ашота I Багратуни, к-рая, вероятно, и привезла М. Е. в Васпуракан.

Лит.: Потуреан М. Иллюстрированное Евангелие царицы Млке. Венеция, 1902 (на арм. яз.); Стржиговский Й. Убранство Евангелия царицы Млке // Андес амсорйя. Вена, 1905. Т. 2 (на арм. яз.); Macler F. Notices de manuscrits armeniens vues dans quelques bibliothèques de l'Europe centrale. P., 1913; Саргисян Б. Большой каталог арм. рукописей б-ки Мхитаристов Сан-Ладзаро в Венеции. Венеция, 1914 (на арм. яз.); Friend A. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts // AJA. 1927. Extra. P. 114-147; Weitzmann K. Armenische Buchmalerei des 10. und Beginnenden 11. Jh. Bamberg, 1933; Адонц Н. Дата написания Евангелия Млке // Сион. Иерус., 1936. № 9. P. 274-275 (на арм. яз.); Nordenfalk C. Die Spatantiken Kanontafeln. Göteborg, 1938. 2 Bde; Ацуни В. Дата Евангелия Млке // Базмавеп. Венеция, 1939. № 3-5 (на арм. яз.); Свирин А. Н. Миниатюра древней Армении. М.; Л., 1939; Гарегин I (Овсепян). Памятные записи рукописей. Антилиас, 1951 (на арм. яз.); Дурново Л. А. Краткая история древнеарм. живописи. Ереван, 1957; она же. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М., 1979. С. 167-172; Чанашян М. Армянская миниатюра. Венеция, 1970 (на арм. яз.); Измайлова Т. А. К вопросу об армянском Ренессансе // ВВ. 1973. Т. 35. C. 226-231; она же. Армянская миниатюра XI в. М., 1979; Kouymjian D. Index of Armenian Art. P., 1977. Vol. 1/1: Illustrated Armenian Manuscripts to the Year 1000 A.D.; idem. Armenian Manuscript Illumination in the Formative Period. // Il Caucaso: Cerniera fra cultura dal Mediterraneo all Persia (sec. IV-XI). Spoleto, 1996. P. 1015-1050; idem. The Archaeology of the Armenian Manuscript: Codicology, Paleography and Beyond // Armenian Philology in the Modern Era: From Manuscript to Digital Text / Ed. V. Calzolari. Leiden, 2014. P. 5-22; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 83; Der Nersessian S. L'art Armenien. P., 1989; Mathews T., Orna M. Four Manuscripts at San Lazzaro, Venice // REArm. 1992. Vol. 23. P. 525-550; Ананян П. Евангелие рода Арцруни // Базмавеп. Венеция, 1994. № 152 (на арм. яз.); Котанджян Н. Евангелие царицы Млке // Христианская Армения. Ер., 2002. C. 729-730 (на арм. яз.); Акопян З. Армяно-визант. связи в области искусства с раннего средневековья до кон. XI в. // Армянский гуманит. вестн. М.; Ер., 2009. № 2/3. C. 130-145; она же. Античные реминисценции в миниатюрах Евангелия царицы Млке (862) // Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2010. C. 109-128; oна же. Художественные и иконографические истоки миниатюр Евангелия царицы Млке (862) // Лазаревские чт.: Мат-лы XXXV науч. конф. М., 2011.
З. Акопян
Ключевые слова:
Богослужебные книги. История История книги Рукописи, миниатюры Евангелие. Рукописи (см. также Новый Завет. Рукописи) Млке Евангелие (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная армянская рукопись Четвероевангелия
См.также:
«BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания)
«BOOK OF KELLS» рукопись Четвероевангелия, памятник раннесредневек. искусства Ирландии
ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации
ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425)
ЕВАНГЕЛИЕ ФЕДОРА КОШКИ иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий-апракос (полный)
ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства
АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия
АНИКИЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ литургическое Евангелие тетр, XV в.
АПОСТОЛ в визант. обряде богослужебная книга, содержащая тексты Деяний и Посланий апостольских
АХПАТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись Евангелия-тетр