(Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства. С 1830 г. хранится в арм. мон-ре св. Лазаря (Сан-Ладзаро) в Венеции (№ 1144/86). Пергаменный кодекс (35´ 29,5) содержит 462 листа (первоначально 466), письмо - еркатагир (унциал), текст написан в 2 столбца, отсутствуют заставки, имеются только заглавные буквы. Есть следы поновлений: листы слегка обрезаны по краям, поздняя нумерация дана араб. цифрами. Рукопись имеет неск. колофонов и кратких записей, по которым прослеживается ее история с X по XIX в. Самый ранний из них сильно пострадал и читается плохо, 2-й и 3-й принадлежат царю Гагику Арцруни (Л. 222v) и царице Млке (Л. 137v, 462v). В них говорится о том, что Евангелие было подарено мон-рю Варагаванк в Васпуракане.
Рукопись хорошей сохранности. Иллюстративный цикл собран в 1-й тетради, состоит из 11 миниатюр (3 листа с посланием Евсевия (Л. 1r - 2r), 3 листа канонов согласия (Л. 2v - 3v), композиция «Вознесение» (Л. 8r) и 4 изображения евангелистов (Л. 8v - 10r)). Не хватает 4 таблиц канонов (с 5-й по 10-ю) и 4 сцен праздничного цикла, который первоначально завершало «Вознесение». Каноны согласия оформлены орнаментальными мотивами (древо жизни, радужный орнамент, гирлянды, кусты с цветами и плодами граната, пальмовые ветви, павлины, утки, фламинго). Имитирующие мрамор колонны отличаются архитектоничностью, имеют многопрофильные базы и коринфские капители. В люнетах присутствуют и т. н. нильские сцены с рыболовами, крокодилами, пеликанами, цветами лотоса либо изображения морского мира с дельфинами, осьминогами, кальмарами. Нильские сцены - известный мотив позднеантичного искусства, связанного с традициями александрийского эллинизма. Его подробное воспроизведение в М. Е. указывает на близкое знакомство арм. миниатюриста с позднеантичными образцами.
Сцену «Вознесение» в М. Е. часто сравнивают с аналогичной композицией в Четвероевангелии Раввулы (586). Однако эти миниатюры заметно отличаются, т. к. в миниатюрах М. Е. нет пророческих видений. Христос в сцене «Вознесение», восседающий на троне, заключен в мандорлу, Его поднимают ангелы и фланкирует пара архангелов. Ниже - Богоматерь «Оранта» с группой апостолов. Исходя из образной характеристики апостолов, архангелов и летящих ангелов можно заключить, что они представляют собой своеобразные «цитаты» из памятников ранневизант. эпохи. Евангелисты, распределенные попарно на разворотах листов, представлены в 2 иконографических типах: Матфей и Марк - в образе сидящих и обдумывающих свои сочинения философов, Лука и Иоанн - в образе ораторов. Перед ними подставки для книг в формах льва и орла. На изображениях Луки и Иоанна есть причудливые фрагменты фона, названные К. Вайцманом «органными трубами». В действительности это стилизованные архитектурные кулисы, близкие к тем, которые представлены на миниатюрах Евангелия из афонского мон-ря Ставроникита (Ath. Stauronik. 43; Х в.). Апостолы и ангелы, а также 4 евангелиста вместо традиц. сандалий обуты в своеобразные ботиночки, к-рые встречаются лишь в ранневизант. памятниках V-VI вв. Евангелисты Матфей и Марк изображены с тонзурами, что, возможно, указывает на влияние рим. традиции. Стиль живописи М. Е. заметно отличается от арм. образцов. Миниатюрам присущи беглая манера письма, широкие мазки, фигуры имеют правильные легкие, словно парящие пропорции, их позы естественны, а масштабы соразмерны с пространством листа. Лики имеют легкую контурную моделировку поверх очень светлой, почти прозрачной карнации. В изображении Христа угадывается восточный, семит. тип, апостолы изображены молодыми, с пышной шевелюрой и короткой, согласно рим. традиции, бородой, с живым взглядом. В миниатюрах выделены пространственные цезуры, в цветовой палитре выделяются крупные красочные пятна, цветовые акценты перекликаются друг с другом, создавая своеобразные геометрические схемы. Все эти черты - отголоски античной живописной традиции. Кроме того, в миниатюрах М. Е. отмечены переклички с памятниками книжного искусства македонского и каролингского ренессанса (IX-X вв.). Очевидно, что художественными чертами и образной характеристикой М. Е. связано с позднеантичной и ранневизант. традицией, в контексте арм. искусства манускрипт не находит аналогий и не примыкает ни к одному художественному направлению или школе. Установлено, что миниатюры написаны с помощью преимущественно органических пигментов, и только 2 цвета, красный и желтый, имеют минеральное происхождение (Т. Мэтьюс, М. В. Орна), что свидетельствует о создании М. Е. на территории Армении, вероятнее всего, на основе ранневизант. прототипа.
Несмотря на то что возникновение М. Е. обычно связывается с Васпураканом, существует также гипотеза о том, что М. Е. было создано в др. регионе. Главный памятник искусства Васпураканского царства - фрески церкви Сурб-Хач на о-ве Ахтамар (915-921) - относится к другой, подчеркнуто вост. художественной традиции. Исходя из этого, происхождение М. Е. можно связать с визант. частью Армении, с двором Багратидов (З. Акопян). Живопись Багратидов почти полностью утрачена, но в миниатюрах М. Е. есть точки соприкосновения с ее редкими сохранившимися образцами. Среди них - Адишское Четвероевангелие 897 г. (№ М 22; ИЭМС), переписанное в мон-ре Шатберди в исторической обл. Тао-Кларджети (ныне на территории Турции), во времена правления младшей ветви Багратидов; отмечается совпадение в хронологии и художественном оформлении (характер образов, цветовая палитра); Евангелие 1053 г. (Матенадаран. № 3793), периода Анийского царства, в к-ром миниатюры близки по иконографии (нильские сцены) и орнаментальным мотивам (Т. А. Измайлова) к миниатюрам из М. Е. В вопросе атрибуции М. Е. важную роль сыграли сообщения Товмы Арцруни о том, что 1-й женой царя Гагика, еще до его коронации, была внучка анийского царя Ашота I Багратуни, к-рая, вероятно, и привезла М. Е. в Васпуракан.