Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИХАИЛ БРЕЙК
45, С. 703-704 опубликовано: 21 сентября 2021г.


МИХАИЛ БРЕЙК

[Бурейк, Барик; ад-Димашки; араб.     ] (нач. XVIII в., Да-маск - после 1781), свящ., правосл. араб. летописец. Сведения о жизни М. Б. скудны и реконструируются по случайным упоминаниям в его трудах. Он жил в Дамаске. Предположительно в сент. 1748 г. вакиль (наместник) Антиохийского патриарха Сильвестра Никифор, митр. Баяса, рукоположил М. Б. во диакона, потом - во священника. В 1750 г. он оставил М. Б. в Дамаске вакилем на время своего отъезда в Рашайю (Юж. Ливан), а по возвращении возвел его в сан хури (пресвитерский сан более высокого ранга) и протопопа. При патриархе Филимоне в нач. 1767 г. М. Б. нек-рое время снова выполнял обязанности вакиля, видимо в связи с отбытием патриарха из Дамаска для объезда епархий. В 1768 г. патриарх Даниил назначил М. Б. экономом-настоятелем Сайднайского монастыря (эту жен. обитель периодически возглавляли настоятели-мужчины в священническом сане). Через год, однако, М. Б. оставил свой пост, ссылаясь на тяготы управления. В собрании Сайднайского мон-ря хранятся неск. книг, переписанных М. Б. или пожертвованных в обитель в его настоятельство. Из колофонов этих рукописей явствует, что М. Б. занимал пост настоятеля и в 1773 г. Тематика переписанных им книг указывает на достаточно высокий уровень его образования и широту интересов. В частности, в авг. 1773 г. М. Б. вложил в мон-рь книгу-автограф о порядке расчета пасхального цикла с приложением таблицы дат Пасхи почти на 200 лет вперед (до 7468 от Сотворения мира = 1960 по Р. Х.). М. Б. был свидетелем и в нек-рых случаях непосредственным участником мн. событий церковно-политической жизни региона - противостояния правосл. и униат. общин Антиохийской Церкви (см. в ст. Мелькитская католическая Церковь), политических потрясений времен русско-тур. войны 1768-1774 гг. и сопутствовавших ей сепаратистских движений в ближневосточных османских провинциях. М. Б. умер, видимо, вскоре после 1781 г., на к-ром заканчивается последняя из его летописей (в ее издании окончание ошибочно датировано 1782 годом, и эта датировка часто встречается в научной лит-ре в качестве terminus post quem для кончины М. Б.).

Наиболее важным для церковной истории трудом является соч. «Полная истина об истории патриархов Антиохийской Церкви» (Al-ḥaqāʼiq al-wāfiya fi taʼīĸh baṭāriqat al-kanīsa al-anṭākiyya), известное также под др. названиями, в т. ч. «История патриархов Антиохийского престола» (Taʼrīkh baṭāriqat al-kursiyy al-anṭākiyy). Эта летопись, охватывающая период от апостольского века до рукоположения патриарха Даниила (6 авг. 1767), является финальным этапом в развитии правосл. араб. историографии. Хотя исторические сочинения в этой общине создавались и позже, они не были оформлены в последовательный летописный свод или носили провинциальный характер. В основу сочинения М. Б. положил одну из ранних версий трудов патриарха Макария III аз-Заима: перечня Антиохийских патриархов от ап. Петра до прихода крестоносцев и существовавшей изначально как отдельный текст истории патриархов XVI - сер. XVII в. (от правления Иоакима IV до вступления на престол самого Макария). Лакуну между 2 этими хрониками М. Б. заполнил, опираясь на исторические изыскания архидиак. Павла Алеппского о патриархах мамлюкской эпохи. Все свои источники М. Б. переписывал, не подвергая редакторской правке, и т. о. сохранил стилистику текста Макария, представлявшего собой местами незавершенный конспект, где встречаются повторы и «раздвоения» патриархов. Отрезок летописи М. Б. от начала Патриаршества Макария III (1647) до кончины Афанасия III Даббаса (1724) восходит к записям дамасского свящ. Фараха. Самому М. Б. принадлежит финальная часть летописи (1724-1767), составленная на основе устной традиции и личных воспоминаний.

История Антиохийских патриархов М. Б. сохранилась в 2 версиях, пространной и краткой, и в довольно большом количестве копий (самая поздняя - 1889), что свидетельствует о ее популярности в арабо-христ. среде. В 40-х гг. XIX в. рус. церковный деятель и ученый архим. Порфирий (Успенский), получив список этой хроники, заказал ее перевод на греческий и итал. языки и, сличая эти версии, подготовил рус. перевод текста. Он был опубликован в 1874 г. в ж. «Труды Киевской Духовной Академии» под заглавием «Список Антиохийских патриархов». В 1903 г. Салим Кабин издал араб. оригинал летописи на основе единственной поздней рукописи, причем подверг текст стилистической правке и дополнил, доведя до нач. XX в. Впрочем, эта публикация осталась библиографической редкостью, почти не использовавшейся европ. арабистами. Критическое издание памятника, соответствующее совр. научным требованиям, было осуществлено Наилей Таки ад-Дин Каидбей только в 2006 г.

Др. важным сочинением М. Б. является хроника Дамаска его времени под названием «История Дамаска» (Taʼrīkh aš-Šām). Центральное место в летописи занимает жизнь правосл. общины, включенная в общесир. политический контекст. Автор пишет о войнах, мятежах, сменах властителей, урожаях, нашествиях саранчи, эпидемиях, ценах на хлеб и др. Подобная тенденция сочетания церковной и общественно-политической истории, характерная для арабо-христ. хронистов XVIII в., берет свое начало, видимо, с М. Б. «История Дамаска» начинается с 1720 г., с сер. 50-х гг. XVIII в. записи становятся регулярными, завершается повествование 1781 годом. Хотя основное внимание автор уделял Дамаску, в летописи фигурируют эпизоды из текущей истории Ливана, Палестины, Египта. М. Б. пишет о состоянии соседних Православных Церквей, о смене османских султанов, упоминает нек-рые события европ. жизни (Семилетняя война, Лиссабонское землетрясение 1755 г. и др.), что свидетельствует о расширении культурных контактов и кругозора арабов-христиан в этот период. В хронике приводятся также различные полуфольклорные предания, рассказы о чудесах и пророчествах, бытовавшие среди правосл. арабов. Позднейшие араб. историки обращали внимание на неоднократно встречавшийся у летописца этноним «сыны арабов» в применении к жителям Сирии, видя в нем проблески национального самосознания. В целом летопись М. Б. представляет собой один из основных нарративных источников по истории араб. вилайетов Османской империи XVIII в. и является одним из лучших достижений арабо-правосл. историографии. «История Дамаска» была издана мелькитским католич. историком К. Башей в 1930 г. по единственной известной тогда рукописи из Берлина (впосл. в частном собрании был обнаружен еще один список). Публикацию текста Баша сопроводил обширной подборкой исторических документов католич. происхождения, к-рые должны были составить альтернативу правосл. т. зр. летописца. В 1982 г. Ахмад Гассан Сабану осуществил переиздание текста Баши с расширенным комментарием.

Третий масштабный труд М. Б., всемирная история «Совокупность известий эпох и цветок чудес вселенной и времени» (Gāmiʻ tawārīĸh az-zamān wa-zhrat aʻāgīb al-kawn wa-l-awān), остается неопубликованным. Это сочинение довольно большого объема (ок. 470 страниц), построено в форме синоптических таблиц, включающих основные события мировой истории от Сотворения мира до 1765 г. Текст сохранился в неск. списках, в частности в собрании рукописей правосл. Антиохийского Патриархата в Дамаске (№ 130).

М. Б. также принадлежит сокращенная редакция составленного архидиак. Павлом Алеппским описания путешествия патриарха Макария III в Вост. Европу - «Краткая редакция книги архидиакона Павла», предположительно сохранившаяся в рукописи № 382 из собрания правосл. Антиохийского Патриархата (завершена 19 мая 1765).

Соч.: Al-ḥaqāʼiq al-wāfiya fi taʼīĸh baṭāriqat al-kanīsa al-anṭākiyya= [Полная истина об истории патриархов Антиохийской Церкви]. Bayrūt, 2006; Список Антиохийских патриархов / Пер.: еп. Порфирий (Успенский) // ТКДА. 1874. № 6. С. 346-457; Documents inédits pour sérvir à l'histoire du Patriarchat Melkite d'Antioche. Harissa, 1930. Vol. 2: Histoire du pays de Damas de 1720 à 1782; Taʼrīkh aš-Šām= [История Дамаска], 1720-1782. Dimašq, 1982.
Лит.: Graf. Geschichte. 1949. Bd. 3. S. 152-154; Nasrallah. Histoire. 1989. Vol. 4. T. 2. P. 314-316; Al-makhṭūṭāt al-ʻarabiyya fī maktabat baṭriyarkiyyat Anṭākiya wa-sāʼir al-Mašriq li-r-rūm al-urthūdhuks[= Арабские рукописи б-ки правосл. Антиохийского Патриархата]. Bayrūt, 1988; El-Eid Bualuan H. Mikha'il Breik: A Chronicler and a Historian in 18th Century Bilād al-Šām // PdO. 1996. Vol. 21. P. 257-270; Walbiner C.-M. The Split of the Greek Orthodox Patriarchate of Antioch (1724) and the Emergence of a New Identity in Bilâd al-Shâm as Reflected by Some Melkite Historians of the 18th and Early 20th Cent. // Chronos. Balamand (Tripoli, Lebanon), 2003. N 7. P. 9-36.
К. А. Панченко
Ключевые слова:
Историки Церкви православные Михаил Брейк [Бурейк, Барик; ад-Димашки ] (нач. XVIII в. - после 1781), священник, православный арабский летописец
См.также:
ВИКТОР (V в.), еп. г. Вита в рим. провинции Бизацена (Сев. Африка), церковный историк
ЗЁРНОВ Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения
КРАСНОСЕЛЬЦЕВ Николай Фомич (1845-1898), выдающийся рус. литургист, историк Церкви и археограф