(Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г., с. Шава Макарьевского у. Нижегородской губ.- 20.03.1887, Курск), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. В 1844 г. поступил в Нижегородскую ДС, к-рую окончил по 1-му разряду, и в 1850 г. поступил в МДА. В 1854 г. окончил академию 3-м магистром XIX курса. В 1855 г. защитил магист. дис. на тему «О Крещении через погружение и обливание», к-рая была опубликована в академическом ж. «Прибавления...» (1855). 8 мая 1854 г., будучи еще студентом, Лузин был пострижен в монашество с именем Михаил, 16 мая рукоположен во диакона, 19 июня - во иерея. 9 окт. того же года удостоен звания бакалавра, в 1855 г.- магистра богословия и оставлен в академии на кафедре Свящ. Писания НЗ. Е. Е. Голубинский, поступивший в академию в 1854 г., вспоминал, что М. «чтец был прекрасный, так что его лекции справедливо могут быть названы выдающимися. Поэтому его слушали с бо́льшим вниманием, чем кого-либо» (Голубинский. 1923. С. 28-29). С 24 февр. 1859 г. М.- профессор МДА. 4 сент. 1860 г. был возведен в сан архимандрита. С 25 марта 1861 по 1870 г. инспектор академии, с 1863 г. ординарный профессор.
9 дек. 1871 г. М. защитил докт. дис. «О Евангелии и евангельской истории: (По поводу книги Ренана «Жизнь Иисуса»)». Защита явилась одним из первых докторских диспутов в МДА, к к-рому был проявлен высокий общественный и научный интерес. В академию прибыли митрополиты Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) и Киевский Арсений (Москвин), ученые и общественные деятели - Н. П. Гиляров-Платонов, Н. П. Аксаков и др. Современник вспоминал: «Дав в этой речи меткую характеристику книги Ренана, о. Михаил с особенным ударением указывал на то фальшивое положение, в каком находится русский богослов-апологет, когда разбираемые им произведения отрицательной критики Евангелий стоят у нас под запретом, не допускаются к переводу или в переводах заграничных лишь тайком ходят по рукам читателей, еще сильнее привлекая к себе внимание, как запрещенный плод...» Он продолжал в духе 60-х гг., приводя слова М. о том, что: «нужно более полное и тщательное изучение западной богословской науки во всех ее направлениях, а для этого нужно более, чем прежде, свободы и простору в этом отношении». Эти горячие призывы о. Михаила были встречены громом аплодисментов, и весь зал единодушно устроил ему шумную овацию» (Соколов В. А. Годы студенчества // БВ. 1916. Вып. 5. С. 25-27). По окончании диспута ректор А. В. Горский, собрав голоса членов Совета, объявил, что М. признается достойным степени д-ра богословия. 13 янв. 1872 г. Синод утвердил его степень.
Горский характеризовал М. как профессора, «основательно знакомого с толкованиями древних отцев и учителей Церкви, равно как и новейшими» произведениями (Мельков А. С. Жизненный путь и научное наследие прот. А. В. Горского. М., 2006. С. 140). 11 февр. 1876 г. по представлению Синода М. был назначен ректором МДА. Впосл. в академии была учреждена премия имени М. (в 201 р.) за лучшие труды по Свящ. Писанию. О периоде ректорства М. сохранились неоднозначные мнения. Некий «студент 70-х годов» вспоминал, что «он не был человек ни прямого, ни сильного характера, ни деятельного, сделал две-три попытки ввести некоторые поправки в установленный режим студенческой жизни, но и они оставались бесплодными; мы, студенты, почти не видели своего ректора и не могли проникнуться к нему сыновним уважением. Мы его не знали. А он ничего не предпринимал со своей стороны, чтобы поближе познакомиться с нами... Чаще всего мы видели Михаила на прогулке в Академическом саду» (У Троицы в академии. 1914. С. 175). Др. студент называл М. «необыкновенно внимательным, приветливым и снисходительным» ректором (Муретов М. Д. Годы студенчества // БВ. 1915. Вып. 10. С. 156). Голубинский, в то время экстраординарный профессор, писал, что М. «собирался было быть выдающимся, хорошим ректором. Он решил было обуздать студентов от пьянства и бездельничанья и возвратить их к скромной, приличной и достаточно трудовой жизни... Он начал употреблять меры строгости по отношению к безобразиям» (Голубинский. 1923. С. 42).
22 янв. 1878 г. М. был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской митрополии с назначением ректором КДА и настоятелем Киево-Братского в честь Богоявления монастыря. В академии М. разрешил проводить студенческие лит. вечера. По его инициативе с 1882 г. при КДА действовало Богоявленское братство «для вспомоществования нуждающимся студентам», снабжавшее своекоштных студентов денежными пособиями, книгами, одеждой, оплачивавшее их лечение, проживание на квартирах. В окт. 1878 г. по ходатайству М. Киевский митр. Филофей (Успенский) передал издание «Киевских епархиальных вестей» из ведения духовной консистории в ведение академии. В 1879 г., к 25-летию профессорско-преподавательской деятельности, М. получил звание заслуженного ординарного профессора. Он был главой Киевского братства, участвовал в его торжественном открытии 28 сент. 1882 г.
М. инициировал строительство загородного настоятельского корпуса в Церковщине (ныне в черте Киева), но из-за нехватки средств замысел не был осуществлен (см. подробнее: Лашкарёв П. А. Дача Киево-Братского мон-ря Церковщина. К., 1899).
В 1883 г. М. был избран почетным членом МДА «во уважение его плодотворной, продолжавшейся более двадцати пяти лет профессорской деятельности, соединявшейся с ректорством сначала в Московской, а потом в Киевской Духовной Академии, и во уважение его многих, весьма полезных и отмеченных печатью выдающегося таланта трудов по истолкованию Священного Писания».
19 марта 1883 г. М. возглавил самостоятельную Курскую и Белгородскую епархию. При М. была освящена Евгениевская ц. (1885) при Белгородской муж. классической гимназии (на пожертвования капитанши С. А. Мустяц в память о скончавшейся дочери Евгении), построены соборы Рождества Пресв. Богородицы с 4 приделами (1883) в г. Короче, Успения Пресв. Богородицы (1884) в г. Грайвороне, храмы Богоявления (1883; разрушен в кон. 40-х гг. XX в.) в с. Беломестное Белгородского у., свт. Николая Чудотворца (1883; разрушен в XX в.) в с. Разумное Белгородского у., Тихвинской иконы Божией Матери (1883) в с. Бараново Старооскольского у., Рождества Пресв. Богородицы (1884) в с. Безымянное Грайворонского у., свт. Николая Чудотворца в с. Александровское Корочанского у., свт. Афанасия в с. Русская Халань Новооскольского у., Св. Троицы (1884) в с. Павловка (ныне Обоянский р-н), Покрова Пресв. Богородицы (1884; архит. В. В. Стайновский) в с. Иловка (ныне Алексеевский р-н), Св. Троицы с 2 приделами (1885) в с. Ровеньки (ныне поселок Белгородской обл.) и др. В 1884 г. по распоряжению М. в Курске была учреждена богадельня для «бесприютных лиц духовного звания».
М. был погребен у алтарной стены курского собора в честь иконы Божией Матери «Знамение».
М. считается одним из родоначальников рус. библеистики XIX в. Подготовка издания синодального перевода Библии во 2-й пол. XIX в. потребовала составления основанных на новом тексте библейских комментариев. В рамках этой задачи М. создал ряд общедоступных толкований на НЗ, представляющих собой обширную компиляцию из творений отцов Церкви и пересказа работ зап. библеистов, преимущественно консервативного направления (напр., О. Кальме, К. Ф. Кейля и др.). В связи с этим М. перевел на рус. язык и отредактировал труд по исагогике НЗ проф. Галльского ун-та Г. Герике (Guerike H. E. F. Gesammtgeschichte des Neuen Testaments, oder Neutestamentliche Isagogik. Lpz., 18683), который использовался в качестве учебного пособия в рус. богословских школах (Герике Г. Введение в новозаветные книги Свящ. Писания. М., 1882. 2 т.). В то же время М.- основоположник полемики с представителями отрицательной зап. библейской критики, он хорошо знал их труды и критически разбирал рациональные гипотезы ученых с апологетическими целями (Ф. Д. Шлейермахер, Г. Эвальд, Г. Гольцман, Э. Ренан, К. Граф, Д. Ф. Штраус, Ф. К. Баур и др.). В решении синоптической проблемы М. отстаивал теорию о существовании устного предания как основного источника, лежавшего в основе Евангелий, отвергая представление об использовании евангелистами письменных свидетельств (О Евангелиях и Евангельской истории. 1865. С. 314-318, 327 сл.). Труды М. по толкованию НЗ подверглись серьезной критике со стороны проф. МДА П. И. Горского-Платонова за их несамостоятельный характер. В ответ М. объяснял их появление насущной полемической задачей, не требовавшей промедления. Активные труды в области популяризации экзегезы Свящ. Писания вызвали появление у М. мн. талантливых учеников и последователей, одним из к-рых был прот. Николай Елеонский. М. создал на основе лекций, прочитанных в МДА, ряд обобщающих и вводных (исагогических) курсов по всем книгам НЗ и большей части текстов ВЗ. Этот курс под общим названием «Библейская наука» был издан уже после его смерти в Туле под ред. рус. библеиста Н. И. Троицкого.