Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИТРОФАН
45, С. 480-482 опубликовано: 16 августа 2021г.


МИТРОФАН

Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Бостонский РПЦЗ. Фотография. 1-я пол. 90-х гг. ХХ в.
Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Бостонский РПЦЗ. Фотография. 1-я пол. 90-х гг. ХХ в.

Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Бостонский РПЦЗ. Фотография. 1-я пол. 90-х гг. ХХ в.

(Зноско-Боровский Митрофан Константинович; 4.08. 1909, г. Брест-Литовск Гродненской губ. (ныне Брест, Белоруссия) - 15.02.2002, Си-Клифф, шт. Нью-Йорк, США), еп. Бостонский РПЦЗ, духовный писатель. Сын прот. Константина Иоанновича Зноско (1865-1943), настоятеля Николаевского Братского храма в Бресте, гимнографа и церковного историка. В 1915 г., во время первой мировой войны, был эвакуирован с семьей в г. Елец Орловской губ., где прот. Константин получил должность законоучителя жен. гимназии, но вскоре ушел на фронт военным священником, имел боевые награды. В годы гражданской войны семья, спасаясь от голода, переехала в с. Телегино Елецкого у. Там 9-летний Митрофан лишился матери, умершей от тифа, воспитывался старшей сестрой Ольгой. В 1922 г. прот. Константин вернулся с детьми в Брест-над-Бугом (ныне Брест), принадлежавший тогда Польше, и был вновь назначен настоятелем Николаевского Братского храма. В том же году Митрофан поступил в 1-й класс брестской рус. гимназии. В 1928 г., окончив 6 классов гимназии, поступил в Волынскую ДС в Кременце, но вскоре вернулся доучиваться в гимназию в Бресте. В 1930 г., по окончании гимназии, поступил на православный богословский фак-т Варшавского ун-та. В нач. 1932 г. из-за конфликта с воспитателем, сторонником полонизации православной Церкви в Польше, при содействии декана фак-та, первоиерарха неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше Варшавского митр. Дионисия (Валединского), перевелся на богословский фак-т Белградского ун-та. Во время учебы регулярно посещал первоиерарха РПЦЗ митр. Антония (Храповицкого); был знаком с иером. свт. Иоанном (Максимовичем; впосл. архиепископ), с которым и в дальнейшем поддерживал дружеские отношения. В 1935 г. окончил богословский фак-т Белградского ун-та и вернулся в Польшу. 1 сент. того же года рукоположен Полесским и Пинским архиеп. Александром (Иноземцевым) во диакона. Был назначен законоучителем брестской русской гимназии. 25 июня 1936 г. рукоположен архиеп. Александром во иерея и назначен настоятелем храма в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Омельянец (ныне Каменецкого р-на Брестской обл., Белоруссия). Был удостоен ученого звания магистра богословия на богословском фак-те Варшавского ун-та. В 1938 г. переведен настоятелем брестского Николаевского Братского храма на место отца, ушедшего на покой. Одновременно был законоучителем в русской гимназии и начальной школе. После присоединения Зап. Белоруссии к СССР осенью 1939 г. перешел в юрисдикцию РПЦ. Был уволен из брестской русской гимназии, ставшей советской школой, но по инициативе учителей продолжал получать от них денежное содержание. Вызывался на допросы в НКВД, где его склоняли к сотрудничеству, от чего он решительно отказался, несмотря на угрозы. Указом Гродненского и Вилейского архиеп. Пантелеимона (Рожновского) от 23 июня 1941 г. возведен в сан протоиерея.

11 дек. 1941 г. Брестским еп. Венедиктом (Бобковским; впосл. архиепископ РПЦЗ) назначен благочинным Брестского окр. и председателем епархиального управления (канцелярия размещалась в доме иерея). Фактически управлял полусамостоятельным Брестским викариатством в отсутствие еп. Венедикта, бо́льшую часть времени пребывавшего в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре. В период нем. оккупации прот. Митрофан противостоял попыткам белорус. и укр. автокефалистов утвердиться в Бресте, отказался перейти под омофор Полесского и Пинского архиеп. Александра (Иноземцева), примкнувшего к неканоничной Украинской автокефальной Православной Церкви. Преподавал Закон Божий в брестской гимназии и на педагогических курсах, окормлял православных верующих в госпиталях и в сформированном немецким командованием 3-й Донском казачьем полку, расквартированном в Бресте. Добился от оккупационных властей пастырского посещения лагеря советских военнопленных. Протестовал против снятия по решению немецких властей колоколов с Николаевского храма. Оказывал помощь семьям бойцов, ушедших в партизаны, спас неск. евреев, выдав им справки о крещении. В мае 1942 г. еп. Иоанн (Лавриненко; впосл. архиепископ), назначенный на Брестскую кафедру Собором каноничной автономной Украинской Православной Церкви, освободил прот. Митрофана от должности председателя епархиального управления с сохранением в правах благочинного Брестского окр. и назначил его первенствующим членом духовной консистории. По просьбе еп. Иоанна, избегавшего контактов с оккупационными властями, вел трудные переговоры с представителями нем. служб, старался не допустить их вмешательства в дела Церкви. В сер. 1943 г. у прот. Митрофана ухудшились отношения с еп. Иоанном, т. к. он выступал против предложений архиерея, стремившегося к большей украинизации церковной жизни. Из-за этого, а также из-за конфликта с приближенным к еп. Иоанну прот. Михаилом Зеленецким прот. Митрофан ушел с должности первенствующего члена духовной консистории, а затем и с должности благочинного. В 1944 г. еп. Иоанн принял решение об исключении прот. Митрофана из клира Брестской епархии и о запрете его в священнослужении из-за критики решений архиерея о переводе богослужения на белорусский язык. Однако глава автономной Белорусской Православной Церкви Минский митр. Пантелеимон (Рожновский) отказался утвердить это решение, потребовав от еп. Иоанна в резолюции от 29 июня 1944 г. «не заграждать уста таких ревностных и достойнейших пастырей Церкви».

В июле 1944 г., во время наступления советских войск в Белоруссии, прот. Митрофан выехал по приказу нем. властей из Бреста. В авг. того же года прибыл в Вену, после ходатайства к Берлинскому митр. Серафиму (Ляде) зачислен в клир Германской епархии РПЦЗ. Назначен священником при рабочем лагере фирмы «Лейхметалл» в г. Берге. Проводил по субботам и воскресеньям богослужения в молельне, устроенной в одном из бараков. В дек. 1944 г. был переведен митр. Серафимом на должность сверхштатного священника в Петропавловский храм в г. Калише, но уже в янв. 1945 г. выехал в Берлин. В февр. того же года прибыл в Нидерзаксверфен в Тюрингии (Германия), куда был эвакуирован лагерь фирмы «Лейхметалл», вновь служил там священником, окормлял соседние лагеря в Нордхаузене и Гудерслебене. После окончания второй мировой войны оказался на территории, занятой американскими войсками. Был в лагере для перемещенных лиц Мёнхехоф близ Касселя, служил в лагерном Благовещенском храме, преподавал Закон Божий в устроенных русскими беженцами начальной школе и гимназии. В авг. 1946 г., согласно указу Архиерейского Синода РПЦЗ, стал членом Синодального Миссионерского комитета. В том же году митр. Серафимом назначен членом Епархиального совета Германской епархии. В 1948 г. определен настоятелем Успенского прихода в Касабланке (Марокко).

В это время в рус. правосл. общине в Марокко произошло разделение. Настоятель Воскресенского храма в г. Рабате архим. Варсонофий (Толстухин) и игум. Митрофан (Ярославцев) перешли с рабатским приходом в юрисдикцию Московского Патриархата. Однако возглавляемый администратором А. И. Русиным приходской совет домового Успенского храма в Касабланке, окормлявшегося клиром из Рабата, отказался присоединиться к РПЦ и обратился за получением священника к предстоятелю РПЦЗ митр. Анастасию (Грибановскому). 2 сент. 1948 г. прот. Митрофан прибыл в Марокко. В кон. того же года в Касабланке был организован Свято-Сергиевский благотворительный фонд для помощи больным и нуждающимся. При приходе действовала православная школа для русских детей, устраивались театральные представления и концерты духовной музыки. Окормлял группы православных верующих в 20 населенных пунктах по всему Марокко. В 1949 г. община РПЦЗ помимо Успенской ц. во временном помещении в Касабланке имела уже Свято-Троицкий храм, устроенный в бараке в пригороде Касабланки Бурназеле, и домовую церковь в г. Марракеше; в следующем году была устроена домовая церковь в подвальном помещении в Рабате. В нач. 1950 г. прот. Митрофан получил указ Архиерейского Синода РПЦЗ о назначении его благочинным и ответил, что он не может принять его ни к сведению, ни к исполнению, т. к. в нем не названы подведомственное ему духовенство и приходы. В 1951 г. по поручению Архиерейского Синода сумел уладить конфликт в русском приходе в Бизерте (Тунис), за что получил от Синода благодарность. После отъезда из Туниса еп. Нафанаила (Львова; впосл. архиепископ) указом Архиерейского Синода от 17 дек. 1954 г. назначен администратором общин РПЦЗ в Сев. Африке с подчинением ему приходов в Марокко, Алжире и Тунисе, был награжден митрой. Руководил строительством нового храма в честь Успения Пресв. Богородицы в Касабланке (освящен в 1958).

29 мая 1959 г. освобожден от должности администратора общин в Сев. Африке и настоятеля прихода в Марокко в связи с переездом в США в распоряжение председателя Архиерейского Синода. В июне того же года прибыл в Нью-Йорк, в окт. назначен настоятелем Свято-Серафимовского храма в Си-Клиффе. Организовал при приходе церковную школу. В 1966 г. избран в Епархиальный совет Восточноамериканской епархии РПЦЗ, исключен из него в 1967 г. В 1967-1975 гг. преподавал на безвозмездной основе апологетику и сравнительное богословие в Свято-Троицкой ДС в Джорданвилле, в 1974-1975 гг. также вел занятия по пастырскому богословию. В 1972-1973 гг., во время болезни архиеп. Аверкия (Таушева), исполнял обязанности ректора семинарии. Лекции М. отличались глубокой содержательностью, меткие и точные формулировки в них дополнялись многочисленными примерами из жизненного опыта. Прот. Митрофан многократно выступал со статьями и обращениями в русской эмигрантской печати, часть статей была издана в виде сборника в 1983 г. Также он подготовил к изданию сборник проповедей по годовому кругу богослужения. Составил учебник по сравнительному богословию, который впосл. был переиздан в России и использовался в качестве пособия в духовных учебных заведениях РПЦ. Написал воспоминания о своей жизни, неоднократно переиздававшиеся.

В 1986 г. прот. Митрофан был удостоен сана протопресвитера. В 1989 г. овдовел. В 1990 г. принял монашеский постриг с именем в честь сщмч. Митрофана (Краснопольского), архиеп. Астраханского. 24 нояб. того же года возведен в сан архимандрита. 24 нояб. 1992 г. хиротонисан в Монреале во епископа Бостонского, викария Восточноамериканской епархии. Несмотря на преклонный возраст, до самой кончины совершал богослужения, одновременно с архиерейскими трудами продолжал исполнять обязанности настоятеля Си-Клиффского прихода. Пользовался большим авторитетом среди духовенства и мирян как РПЦЗ, так и РПЦ. Приветствовал происходившие в кон. ХХ в. в России изменения в области государственно-церковных отношений, оказывал благотворительную помощь возрождению в стране духовной жизни. В последнем своем Рождественском послании в 2001 г. писал: «Наблюдая происходящее на родине нашей, чувствую и вижу приближение дня торжества Солнца Правды, дня, когда, огнем испытанная, Православная Россия займет ее положенное в семье народов место, восстановит и политическое, и нравственное равновесие во всем мире». Скончался в глубокой старости, на 92-м году жизни. Отпевание М. 18 февр. 2002 г. в Свято-Серафимовском храме в Си-Клиффе возглавил первоиерарх РПЦЗ митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла). 19 февр. митр. Лавр совершил торжественную панихиду в джорданвиллском во имя Святой Троицы монастыре. М. был похоронен на монастырском кладбище рядом с могилой своей супруги.

Соч.: В защиту правды: (Статьи 1952-1977). Н.-Й., 1983; Из миссионерско-пастырской деятельности на ниве Христовой в эмиграции. Джорд., 1985; Сборник проповедей по годовому кругу богослужений. М., 1995; Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство: Сравн. богословие. М., 1998; Хроника одной жизни: Воспоминания, проповеди. М., 20063.
Лит.: Папков А., свящ. Памяти новопреставленного Преосв. Митрофана (Зноско-Боровского) епископа Бостонского // Правосл. Русь. Джорд., 2002. № 5. С. 3-6; он же. Памяти еп. Митрофана (Зноско-Боровского) // Митрофан (Зноско-Боровский). Хроника одной жизни. 2006. С. 4-12; Попов А. В. Мемуары еп. Митрофана (Зноско-Боровского) как источник по истории российского правосл. зарубежья // Працы гiстарычнага факультэта БДУ: Навук. зб. Мн., 2009. Вып. 4. С. 182-188.
Ключевые слова:
Духовные писатели русские Епископы Русской Православной Церкви Заграницей (1921/23 -2007) Митрофан (Зноско-Боровский Митрофан Константинович; 1909 - 2002), епископ Бостонский РПЦЗ, духовный писатель
См.также:
АГАФОНИК († не ранее 1652), автор посланий и поучений, книгописец
АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник
АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель
АЛЕКСЕЕВ Иоанн Алексеевич († 1801 или 1803), свящ., духовный писатель
АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам