Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН
23, С. 415-417 опубликовано: 13 марта 2015г.


ИОАНН

Иоанн (Лавриненко), архиеп. Молотовский. Фотография. Сер. ХХ в.
Иоанн (Лавриненко), архиеп. Молотовский. Фотография. Сер. ХХ в.

Иоанн (Лавриненко), архиеп. Молотовский. Фотография. Сер. ХХ в.
(Лавриненко Виктор Филиппович; 24.03.1899, Екатеринодар, ныне Краснодар - 12.10.1985, Херсон, Украина), архиеп. Костромской и Галичский. Из семьи священника. После учебы в Екатеринодарском ДУ поступил в Ставропольскую ДС, к-рую окончил в 1919 г. по 1-му разряду. В том же году стал юнкером Константиновского военного уч-ща, находившегося в то время в Екатеринодаре, а затем переведенного в Крым. В нояб. 1920 г. вместе с училищем был эвакуирован из Крыма в Болгарию. В кон. того же года на Андреевском Афонском подворье в Стамбуле пострижен Севастопольским еп. Вениамином (Федченковым; впосл. митрополит) в монашество с именем Иоанн в честь св. Иоанна Крестителя, 26 июня 1921 г. рукоположен во диакона, 31 июля - во иерея. С нояб. 1921 г. пребывал в серб. мон-рях во имя св. Димитрия в Велесе и во имя Пресв. Богородицы в Кичево.

В окт. 1922 г. по приглашению священноначалия Православной Церкви в Польше (с 1925 неканоническим путем провозглашена Польской автокефальной Православной Церковью) прибыл в Вильно (Вильнюс, до 1939 в составе Польши), был определен в число братии вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря, назначен столоначальником Виленской духовной консистории. В апр. 1923 г. переведен в Волынскую епархию, назначен членом Волынской духовной консистории, был преподавателем Волынского лицея в г. Кременце. В 1924-1925 гг. служил наместником дерманского во имя Святой Троицы мужского монастыря. Был законоучителем Дерманского ДУ, временно исполнял обязанности инспектора классов Дерманского епархиального жен. уч-ща (впосл. упраздненного). В янв. 1925 г. переведен наместником виленского Свято-Троицкого муж. мон-ря, преподавал в низших классах Виленской ДС. В том же году возведен в сан игумена.

В 1927 г. поступил на богословский фак-т Варшавского ун-та, к-рый окончил в 1931 г. со званием кандидата богословия. В период обучения в Варшаве состоял в братии Милецкого во имя свт. Николая муж. мон-ря Полесско-Пинской епархии, был назначен настоятелем храма дер. Дубой (ныне Дубое), где предполагалось открыть скит Милецкого мон-ря на месте древней правосл. обители (не было осуществлено из-за противодействия польск. властей). 23 июля 1931 г. назначен наместником кременецкого в честь Богоявления мужского монастыря, вновь стал членом Волынской духовной консистории. В 1932 г. возведен в сан архимандрита. В 1934 г. получил звание магистра богословия.

С 1934 г. член Гродненской духовной консистории, наместник гродненского Борисоглебского мон-ря. В 1935 г. в связи с предложением экзарха Московского Патриархата в Америке архиеп. Алеутского и Североамериканского Вениамина (Федченкова) о назначении на викарную епископскую кафедру И. обратился к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Сергию (Страгородскому; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) с просьбой о своем принятии в юрисдикцию Московского Патриархата, но в связи с болезнью был вынужден отказаться от выезда в США. В 1936-1937 гг., оставаясь членом Гродненской духовной консистории, был настоятелем Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В кон. 1937 г. пребывал в Свято-Духовом монастыре в Вильно. Осуждал деятельность «Союза православных поляков», пытавшегося при поддержке польск. властей осуществить полонизацию церковной жизни в Гродненской и Виленской епархиях, был сторонником сохранения в богослужении церковнослав. языка. По словам И., «претерпел немало огорчений и неприятностей от польских духовных и гражданских властей». В кон. 1937 г. вынужден был покинуть Свято-Духов мон-рь, проживал как частное лицо в Гродно. Осенью 1939 г. перешел в юрисдикцию Московского Патриархата.

В нач. 1941 г. экзархом Московской Патриархии в зап. областях Украины и Белоруссии Волынским и Луцким митр. Николаем (Ярушевичем) назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Ковеле. Был награжден правом ношения панагии. С началом Великой Отечественной войны и нем. оккупации противостоял сторонникам укр. автокефалии, к к-рым тогда присоединился Камень-Каширский еп. Антоний (Марценко). И. вошел в Ковельский церковный совет, к-рый объединял сторонников сохранения единства с Московским Патриархатом. Совет возглавлял проживавший в Ковеле до дек. 1941 г. Черновицкий и Хотинский еп. Дамаскин (Малюта). Вместе с еп. Дамаскином И. присоединился к остававшейся в каноническом общении с РПЦ автономной Украинской Православной Церкви (УПЦ) во главе с Волынским и Житомирским митр. Алексием (Громадским).

9 дек. 1941 г. на епископском совещании УПЦ в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре И. был хиротонисан во епископа Ковельского. Хиротонию возглавил митр. Алексий, И. стал его викарием. 30 апр. 1942 г. Собор автономной УПЦ утвердил избрание И. по просьбе местного духовенства на Брестскую кафедру. И. стал именоваться «епископ Ковельский и Брестский», оставаясь викарием Волынской и Житомирской епархии (это соответствовало проведенному нем. властями адм. разграничению оккупированных территорий, по которому Брест отошел к генеральному округу «Волынь-Подолия»). В нач. мая И. переехал в Брест, организовал духовную консисторию, добился для духовенства УПЦ права поочередного служения в Симеоновском соборе с захватившими храм сторонниками неканонической Украинской автокефальной Православной Церкви (УАПЦ).

И. старался избегать сотрудничества с оккупационной администрацией. Противостоял попыткам присоединившегося к УАПЦ Полесского и Пинского архиеп. Александра (Иноземцева) подчинить себе приходы УПЦ. Несмотря на доносы автокефалистов нем. властям на И. и священников его епархии, подавляющее большинство приходов на Брестщине осталось в юрисдикции канонической Церкви. В условиях оккупации и активизации укр. и белорус. националистов активно поднимались вопросы о языке богослужений. И. выступал за сохранение в богослужении церковнослав. языка, соглашаясь на введение укр. и белорус. языков только в отдаленных приходах, где того желало большинство прихожан. Оказывал поддержку открытым в Бресте русским гимназии и учительским курсам, ставшими центрами рус. культуры и просвещения. С авг. 1942 г. И.- епископ Брестский и Кобринский (Ковель был передан под управление Луцкого еп. Иова (Кресовича)). 7 июня 1943 г. на состоявшемся в Ковеле Архиерейском Соборе УПЦ И. был возведен в сан архиепископа, стал правящим архиереем самостоятельной Полесской и Брестской епархии.

С сер. 1943 г. И. изменил свою позицию в сторону большей украинизации церковной жизни. Протестовавший против этого свящ. Митрофан Зноско-Боровский (впосл. епископ РПЦЗ), благочинный церквей Брестского благочиннического округа, был заменен на посту первенствующего члена духовной консистории прибывшим с Волыни прот. Михаилом Зеленецким, сын к-рого Георгий стал келейником и секретарем И. Позднее, осенью того же года, свящ. Митрофан в знак протеста ушел с поста благочинного, на к-рый был назначен прот. Михаил.

В связи с переподчинением Бреста оккупационному генеральному округу «Белоруссия» от И. потребовали перехода в созданную по указанию нем. администрации Белорусскую автокефальную Православную Церковь (БАПЦ), к-рую формально возглавлял Минский митр. Пантелеимон (Рожновский). В нач. апр. 1944 г. Синод БАПЦ принял И. по его просьбе в свою юрисдикцию. 12-19 мая того же года И. участвовал в Соборе епископов Белоруссии в Минске, принявшем решение о включении Брестской епархии в состав Минской митрополии. В связи с ожидавшимся присоединением к БАПЦ Пинского архиеп. Александра (Иноземцева) Собор дал согласие на переход под его управление вост. части Брестской епархии. Титул И. по этой причине был изменен на «архиепископ Брестский и Ковельский». И. настоял, чтобы от архиеп. Александра потребовали разорвать все связи с неканонической УАПЦ. Вместе с др. членами Собора И. был вынужден под давлением нем. властей поставить подпись под актом о незаконности состоявшегося в сент. 1943 г. избрания митр. Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси.

И. начал поддерживать меры по переводу богослужения на белорус. язык, что вызвало недовольство брестского духовенства. За критику своих действий И. решил исключить из клира Брестской епархии и запретить в священнослужении свящ. Митрофана Зноско-Боровского, однако митр. Пантелеимон (Рождественский) отказался утвердить это решение и потребовал «не заграждать уста ревностного и достойнейшего пастыря Церкви». 8 июля 1944 г. И. был эвакуирован немцами из Бреста. 14 (по др. данным, 20) июля на совещании епископов Белоруссии, состоявшемся в г. Сосновец (Польша), было принято решение считать архиеп. Александра (Иноземцева) находящимся вне БАПЦ, И. был возвращен титул «архиепископ Брестский и Полесский». С авг. 1944 г. И. жил в Мариенбаде (ныне Марианске-Лазне, Чехия), служил в местной Владимирской ц., вошел в юрисдикцию Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). В кон. 1945 г. обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I c просьбой о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Принят в сущем сане, по благословению Патриарха Алексия 19 окт. 1945 г. назначен настоятелем Владимирской ц. Мариенбада, община к-рой также присоединилась к РПЦ.

12 янв. 1946 г. назначен архиепископом Молотовским (Молотовом до 1957 называлась Пермь) и Соликамским. 20 мая прибыл в Молотов. Сразу же распустил епархиальный совет, сочтя его делопроизводство «совершенно расстроенным». Управляющим делами Молотовской епархии был назначен прибывший вместе с И. прот. Михаил Зеленецкий, к-рый, по мнению областного уполномоченного Совета по делам РПЦ, оказывал сильное влияние на архиерея. И. служил в соборе по праздничным и воскресным дням, в остальные дни всегда присутствовал на богослужении, почти все время проводил в храме. С местным духовенством держал себя замкнуто, строго требовал исполнения уставного богослужения. Назначал на вакантные священнические должности иеромонахов и иереев, вернувшихся из мест заключения, что вызывало обеспокоенность уполномоченного Совета по делам РПЦ, передававшего в отчете слова архиепископа: «Я обязан устраивать на приходы в первую очередь пострадавших». В 1955 г. награжден правом ношения креста на клобуке.

31 мая 1956 г. назначен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. 14 марта 1957 г. определен архиепископом Челябинским и Златоустовским. При И. были проведены ремонты и реконструкция мн. церквей и молитвенных домов. И. уделял большое внимание укреплению в епархии финансовой отчетности, была создана епархиальная ревизионная комиссия, учреждена должность заведующего епархиальным хозяйством. Епархиальные доходы возросли с 6 млн р. в 1956 г. до 8,5 млн р. в 1958 г. Значительно увеличилось число священнослужителей. Т. к. власти не давали согласие на открытие новых храмов, И. проводил расширение штата действующих церквей, а также ввел должности разъездных священников для окормления районов, не имевших храмов. Особое внимание при И. уделялось организации в епархии церковных хоров. В условиях начавшейся при Н. С. Хрущёве антицерковной кампании активная деятельность И. вызывала недовольство властей. 15 июля 1959 г. уволен по прошению на покой с определением места пребывания в Херсоне.

16 марта 1961 г. назначен архиепископом Костромским и Галичским, однако в епархию не прибыл. 5 мая того же года вновь уволен на покой. И., несмотря на тяжелую болезнь, всегда был бодр духом, за неск. дней до кончины был соборован и причастился Св. Таин. Отпевание совершили настоятель Свято-Духовского собора Херсона прот. Антонин Диаковский и клирики епархии. И. был погребен, согласно завещанию, на кладбище в пос. Киндийка - пригороде Херсона.

Арх.: ГАРФ. Р-6991. Оп. 7. Д. 57; ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 6. Д. 4098. Л. 90.
Соч.: Возвращение на Родину и первые впечатления пребывания на ней // ЖМП. 1946. № 9. С. 58.
Лит.: Назначения на архиерейские кафедры: [Архиеп. Иоанн (Лавриненко) назначен архиепископом Молотовским] // ЖМП. 1946. № 3. С. 6; Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Cologne, 1953. S. 224; Архипастырские труды: [Архиеп. Молотовский и Соликамский Иоанн (Лавриненко)] // ЖМП. 1955. № 12. С. 8; 1956. № 1. С. 13; 1957. № 2. С. 10-11; № 4. С. 9; 1958. № 12. С. 6; Касяк I. З гiсторыi праваслаўнай царквы беларускага народа. Н.-Й., 1959; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 305-307; [Некролог] // ЖМП. 1985. № 11. С. 50; Диаковский А., прот. Высокопреосв. архиеп. Иоанн (Лавриненко): [Некролог] // Там же. 1986. № 2. С. 22; Мартирологiя Украïнських Церков. Торонто; Балтимор, 1987. Т. 1. С. 1056; Цыпин. История РЦ. С. 277, 278, 289, 334, 595; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 257-258; Силова С. В. Правосл. церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Гродно, 2003. С. 7, 8; Вяткин В. В. История Пермской епархии в XIX - нач. XXI в.: Формы и методы церк. деятельности, гос.-церк. отношения: Канд. дис. Пермь, 2005; Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни: Восп., проповеди: (К 60-летию пастырского служения (1935-1995)). М., 2006. С. 159, 160; Швандрлик Р. Правосл. церковь св. Владимира в г. Марианске-Лазне. Марианске-Лазне, [б/г.]. С. 6.
В. Г. Пидгайко
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Иоанн (Лавриненко Виктор Филиппович; 1899-1985), архиепископ Костромской и Галичский
См.также:
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский