Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИСАИЛ
45, С. 396-398 опубликовано: 9 августа 2021г.


МИСАИЛ

Сщмч. Мисаил Рязанский. Икона. Нач. XXI в. (Свято-Троицкий муж. мон-рь в Рязани)
Сщмч. Мисаил Рязанский. Икона. Нач. XXI в. (Свято-Троицкий муж. мон-рь в Рязани)

Сщмч. Мисаил Рязанский. Икона. Нач. XXI в. (Свято-Троицкий муж. мон-рь в Рязани)

(† 9.04.1655, с. Агломазово Шацкого у.), сщмч. (пам. 10 сент.- в Соборе Липецких святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), Шацкий, архиеп. Рязанский и Муромский (1651-1655). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. Род. в с. Грузине Новгородского у., принадлежавшем новгородскому Деревяницкому в честь Воскресения Христова монастырю. В этом мон-ре М. принял постриг и вел строгую благочестивую жизнь, со временем стал иеромонахом и ризничим митр. Новгородского Никона (Минова) (буд. патриарх Московский и всея Руси), к к-рому был близок на протяжении своей дальнейшей церковной карьеры. В 1651 г. Никон предложил кандидатуру М. на замещение вакантной Рязанской кафедры. 13 апр. 1651 г. М. был поставлен патриархом Иосифом в присутствии царя Алексея Михайловича во архиепископа Рязанского и Муромского. 5 мая 1651 г. М. получил ставленную грамоту, а 13 мая прибыл в свою епархию.

В последующие годы М. нередко бывал в Москве. Так, 5 апр. 1652 г. вместе с митр. Казанским Корнилием, архимандритами и игуменами он встречал в с. Тушине у ц. Спаса на Сходне гроб с телом 1-го патриарха Московского свт. Иова. В июле 1652 г. М. участвовал в церковном Соборе, созванном для избрания нового патриарха (избран был Никон), и являлся одним из кандидатов на Патриарший престол. В мае 1653 г. М. был вызван в Москву для участия в совещаниях по вопросу о присоединении Украины к России, а осенью присутствовал на Земском Соборе по тому же вопросу. Весной 1654 г. М. принимал участие в заседаниях церковного Собора по церковной реформе, сторонником к-рой являлся.

М. пользовался благосклонностью царя. Так, осенью 1653 г. он получил из царской казны богатые дары за успехи в миссионерской деятельности. Царь пожаловал ему «шапку святительскую золотую с камени и жемчуги прежних… патриархов… из… ризницы», стоимость к-рой составляла более 1000 р. Также для М. были изготовлены «серебреные позолоченные рипиды… и стул аправной в службе» (Воздвиженский. 1820. С. 115-116).

Архиерейская мантия сщмч. Мисаила Рязанского. Сер. XVII в. (Иоанно-Богословский мон-рь в с. Пощупово Рязанской обл.)
Архиерейская мантия сщмч. Мисаила Рязанского. Сер. XVII в. (Иоанно-Богословский мон-рь в с. Пощупово Рязанской обл.)

Архиерейская мантия сщмч. Мисаила Рязанского. Сер. XVII в. (Иоанно-Богословский мон-рь в с. Пощупово Рязанской обл.)

На кафедре М. показал себя ревностным пастырем. Сразу по прибытии в епархию он в русле начинавшейся церковной реформы озаботился состоянием нравов и различными нестроениями. Сохранилось окружное послание М. к духовенству Рязанской епархии 1651 г. (Там же. С. 61-63), в котором М. осудил пьянство, несоблюдение постов (по 20, 30 и 40 лет), недостойное поведение в церквах и др. Особой заботой М. стало выявление священников и диаконов, действоваших без поставления. При обнаружении подобных случаев М. настаивал на повторном совершении всех обрядов и таинств. Напр., 24 июля 1651 г. в с. Берёзове Рязанского у. по указу М. свящ. Артемий был направлен заново крестить прихожан, к-рых крестил непоставленный «поп» Евсевий Степанов. В 1655 г. во исполнение патриаршего указа М. выслал в Москву из городов Рязанской епархии «роспопов и росдьяконов… кои овдовев, скинули с себя скуфьи и поженилися» общим числом 17 чел. к-рых впосл. отправили в Троице-Сергиев мон-рь. При поставлении новых священников М. следил за тем, чтобы они были грамотными.

Во исполнение царского указа 1652 г. М. повелел целовальникам и откупщикам запечатать питейные дома по всем городам под угрозой церковного отлучения. Духовных лиц, замеченных в пороке пьянства, М. удерживал с целью исправления до 6 недель на архиерейском дворе.

В 50-х гг. XVII в. начались выступления противников церковной реформы патриарха Никона. Так, в Муроме в 1653 г. вызывал волнения среди населения свящ. Логгин. М. сообщил об этом патриарху, после чего мятежники были вызваны в Москву и соборно осуждены, Логгин был лишен священства и сослан на заточение в Муром, где вскоре умер. Жители города обратились к М. с челобитной о возвращении опального протопопа, к-рая осталась без удовлетворения.

В 1654 г. М. приложил много усилий в борьбе с моровым поветрием - организовывал карантины и засеки, рассылал грамоты.

Большое внимание М. уделял внешней стороне церковного благочестия. В рязанском Архангельском соборе были украшены гробницы великих князей и княгинь. В 1653 г. по указу М. в целях расширения архиерейского двора была сделана каменная пристройка к старому княжескому дворцу с зап. стороны, а на 2-м этаже в 1653-1655 гг. устроена ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вскоре М. приписал к архиерейскому дому пустующую дворовую площадь, по той причине, что ему «близ алтаря Соборные и Ивана Предтечи церкви быти не пригоже и от архиепископьев хором зазорно» (Иероним (Алякринский). 1889. С. 74). В Москве на ул. Лубянка по распоряжению М. было построено каменное подворье рязанского архиерея с церковью и домовыми службами. В 1654 г. по его заказу в Москве золотых дел мастером Баженом Ивановым была изготовлена серебряная с позолотой водосвятная чаша весом 30 фунтов. На позолоту М. приказал использовать золотую печать, считавшуюся принадлежавшей монг. хану Батыю, приложенную архиепископом к древнему образу ап. Иоанна Богослова в Иоанно-Богословском мон-ре.

Основным направлением деятельности М. было миссионерство. Он не только вел борьбу с распространенными в народе языческими верованиями и обрядами, но и выходил на открытую проповедь среди нехрист. населения края (мордва, татары). Вероятно, задача христианизации края была поставлена перед М. патриархом Никоном сразу по поставлении (Филарет (Гумилевский). История РЦ. 1853. С. 88), и он ревностно ее выполнял. М. заботился о новообращенных («новокрещеных»): когда в 1652 г. в Рязанскую епархию выехали 170 семей крещеных черкес, он построил им церковь. В 1652 г. усманские казаки и стрельцы сообщили об угоне их жен в татар. плен, и М. добился для них от патриарха разрешения на вступление в повторный брак.

На протяжении 1652-1655 гг. М. направлял миссии в районы епархии, где население было преимущественно нехристианским. В 1653-1655 гг. М. неск. раз выезжал с миссией сам. Успехи в деле крещения мордвы и татар были велики: М. удалось склонить к принятию христианства сибирского и касимовского царевичей. По его собственному свидетельству, крещение приняли более 4,2 тыс. жителей края в Шацком, Касимовском и Тамбовском уездах.

В ходе проповеди М. приходилось сталкиваться с вооруженным сопротивлением; в поездках по царскому распоряжению М. стали сопровождать дворяне с отрядами служилых людей. Среди них был дворовый сын боярский Акиндин Бахолдин, составивший записку о кончине М., в к-рой сообщается, что 1 апр. 1655 г. отряд попал в засаду, с вооруженными местными жителями завязался бой, и М. был ранен стрелой, «пройде стрела сквозь руку под мышку в сердце». М. отвезли в с. Агломазово, где он скончался, завещав похоронить себя в шацком Чернеевом Николаевском мон-ре, возле ц. св. мч. Мины. Следствие признало виновным в убийстве М. мордвина Горечишка.

Спустя неск. месяцев по царскому указу тело М. было торжественно перенесено из Чернеева мон-ря в рязанский Архангельский собор и захоронено 3 июня 1656 г. на юж. стороне алтаря. В 1820 г. над местом захоронения была установлена гробница с высеченными на ней сведениями об обстоятельствах кончины М. Над гробницей висела походная мантия М., в к-рой он был убит, сохранившая повреждения и следы крови. Мантия хранится в Иоанно-Богословском мон-ре (с. Пощупово Рязанской обл.).

В 1987 г. М. был прославлен в Соборе Рязанских святых как священномученик. В 1998 г. были обретены его мощи, а с 2001 г. установлено общецерковное почитание.

Ист.: ААЭ. Т. 4. С. 77; Выходы государей царей и вел. князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 гг.). М., 1844. С. 244; Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 304; Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 183-185; Список с настольной грамоты патр. Московскому Никону // ХЧ. 1882. Ч. 2. № 7/8. C. 318-320; Док-ты и мат-лы по истории Мордовской АССР. Саранск, 1940. Т. 1. С. 215-216, 297-300.
Лит.: Воздвиженский Т. Я. Ист. обозрение Рязанской иерархии и всех церк. дел ее епархии от учреждения ее до нынешних времен. М., 1820; Филарет (Гумилевский). История РЦ. Х., 18532. С. 88; Сладкопевцев П. М. Преосвящ. Мисаил, архиеп. Рязанский и Муромский // Рязанские ЕВ. 1866. Приб. № 13. С. 378-387; № 14. С. 407-416; № 15. С. 427-440; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 60-76; Дубасов И. И. Рязанский архиеп. Мисаил // ИВ. 1889. Т. 38. Окт. С. 109-121; Зеленская Г. М. Патр. Никон и свт. Мисаил, архиеп. Рязанский и Муромский // Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 88-100; Новотрясов Н. И. Сщмч. Мисаил, архиеп. Рязанский и Касимовский, просветитель мордовского народа в XVII в. // Мученики, новомученики и исповедники земли Мордовской. Саранск, 2009. С. 13-16.
И. А. Устинова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Священномученики Русской Православной Церкви Архиепископы Русской Православной Церкви Собор Рязанских святых (10 июня) Собор Тамбовских святых (28 июля) Собор Липецких святых (10 сент.) Мисаил († 9.04.1655), Шацкий, архиепископ Рязанский и Муромский, священномученик (пам. 10 сент.- в Соборе Липецких святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 28 июля - в Соборе Тамбовских святых)
См.также:
ВАССИАН (Пятницкий Владимир Васильевич; 1879 - 1941), священноисп. (пам. 14 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии
ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ИЛАРИОН (Фомин [Фокин] Иларион Мефодиевич; 1774 - 1853), прп., Троекуровский (пам. в Соборах святых Рязанской, Тамбовской, Липецкой и Воронежской епархий)
ИОАНН Александрович Кочуров (1871-1917), прот., сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли)
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСИЙ (Орлов; 1862-1937), архиеп. Омский, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)