[Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди; араб. ] (90-е гг. IX в., Багдад - сент. 956, Фустат (ныне Каир)), арабо-мусульманский литератор, историк и географ. Принадлежал к знатному арабскому роду, происходившему от Абдаллаха ибн Масуда, сподвижника Мухаммада. Родившись в Багдаде, столице халифата Аббасидов, М. много путешествовал: побывал в Иране, Индии, Вост. Африке, Аравии, на юго-зап. побережье Каспия, в Армении, Сирии, Египте, Палестине, а также в Юж. Ираке, где общался с путешественниками и паломниками, знатоками Аравийского и Красного морей. М. собирал сведения о географии, об истории, образе жизни и о верованиях как тех народов, на территории которых он оказался, так и окружающих и более отдаленных. Эти сведения нашли отражение в его соч. «Золотые копи (букв.- луга) и залежи (россыпи) самоцветов» (M др. пер.: «Промывальни золота и рудники драгоценных камней»), которое ряд востоковедов (И. М. Фильштинский, Ш. Пелла) относили к жанру адаб, сочетающему в себе назидательный, просветительный и развлекательный элементы; по мнению других (Д. В. Микульский, В. А. Кузнецов), замыслом М. было изложение истории народов мира в беллетризованной форме. Последняя прижизненная «Книга предупреждения и пересмотра» (A- -- др. пер.: «Книга указания и наблюдения»), во многом явившаяся сокращением проч. произведений, написана в иной, сугубо научной манере. Подлинность сохранившихся фрагментов соч. «Известия [о] времени» (Ah - ) ставится рядом ученых под сомнение. Другие труды М. (всего известны более 30 наименований) считаются утраченными, включая сочинения по философии, мусульманскому богословию и праву, в т. ч. посвященные генеалогии Алидов, легитимности 12 имамов, почитаемых шиитами-двунадесятниками, опровержению доктрины хариджитов и учения о метампсихозе. Очевидно, М. был прошиитски настроенным автором, при этом склонным к рациональному богословию, поэтому писатели-шииты считали его имамитом, а некоторые суннитские авторы - мутазилитом.
Обе сохранившиеся книги М. состоят из 2 частей. Первая часть представляет своего рода всемирную историю и содержит общие сведения о Земле, знаках зодиака, ветрах, землетрясениях, морях; попутно сообщаются данные о Египте, об Индии, о Китае; уделено внимание ветхозаветным сюжетам, истории вавилонян, персов, древних греков, римлян, византийцев; упомянуты правители «черных» (ас-судан), франков (аль-ифранджа), тюрок (ат-турк). М. рассказывает об ирано-визант. и о византийско-араб. войнах, завершая политическую историю Византии современной ему эпохой правления халифа аль-Мути (946-974) и визант. имп. Константина VII Багрянородного (913-959). Вторая часть отведена истории арабов и халифата. После рассуждений о хронологических системах разных народов мира (древних греков, римлян, сирийцев, египтян, израильтян, арабов, индусов) М. довольно подробно и традиционно для всей арабской исторической лит-ры повествует о происхождении родителей Мухаммада, о его семейной истории, о межплеменных распрях, об обращении Мухаммада и о его переселении в Медину. Далее М. переходит на летоисчисление по хиджре, доводя изложение истории, связанной с борьбой Мухаммада за единоверие, до его смерти в 11-м году, и продолжает повествование о событиях соответственно правлениям халифов - от Абу Бакра до аль-Мути.
Сочинения М. являются важным источником сведений о восточноевроп. народах - хазарах, аланах, буртасах, булгарах, русах. Хазары показаны как народ, живущий вблизи устья р. Итиль (Волга). Подданные хазар. государя исповедовали различные религии - ислам, язычество и иудаизм, к-рый приняли правители этой страны (хакан и его окружение), по свидетельству М., при халифе Харуне ар-Рашиде (786-809). Могущественное царство аланов соседствует с христианской страной ас-Сарир (Серир - влиятельное в IX-X вв. царство на территории Дагестана). О буртасах сообщается как о языческом народе, живущем рядом с хазарами, плавающем по притоку р. Итиль на челнах и добывающем ценную пушнину. Сведения М. о булгарах отражают неверные (по сути анахронические) представления об этнической карте Причерноморья: волжских булгар-мусульман и придунайских булгар-христиан он принимает за один и тот же народ, живущий вблизи Понта.
М. рассказал о нападении русов на побережье Каспийского м. в нач. Х в. Он называл их многочисленным народом, среди которого выделялся «вид» аль-урдумана (ср. испан. lordomani - норманны),- они плавали с торговыми целями в Андалусию, Италию, К-поль, Хазарию. М. полагал, что русы плавают по Понту и живут на его берегах, поэтому называет его «морем русов». Писатель отметил также, что народ под названием «ар-рус» византийцы именовали «русийа», что означает «красные, рыжие»; нек-рые из русов в его время служили византийцам в сир. приграничных крепостях. Славян (ас-сакалиба) М. считал живущими «под созвездием Козерога», т. е. на севере; из них М. перечислил 11 «видов», среди которых встречаются неслав. этносы - немцы (ан-намджин), саксы (ас-сасин) и венгры (баджгирд). Из др. имен идентифицированы дулебы, мораване, сербы, хорваты (чешские?); проч. наименования не имеют точных отождествлений, однако относятся, вероятнее всего, к зап. ветви славянства. М. отмечал, что среди славян были христиане, язычники-огнепоклонники (аль-маджус) и солнцепоклонники, и описал языческие храмы славян, строившиеся на горах.
М. уделяет пристальное внимание религиям народов. Он рассказывает о зороастрийцах, манихеях, хуррамитах и последователях иных дуалистических вероучений, которых арабо-мусульм. богословы именовали зиндиками. Особый интерес для М. представляют иудаизм и христианство. Он упоминает о переводах Торы на араб. язык. Повествуя о жизни Иисуса (Исы), М. излагает веру христиан в Его крещение, распятие и вознесение и приводит даты этих событий. М. также рассказывает об апостолах и о мучениках; фиксирует момент офиц. принятия христианства в Римской империи и связывает историю римских императоров со времени правления равноап. Константина I Великого, а впосл. и византийских государей с событиями в истории христианства; упоминает о первых 6 Вселенских Соборах и о сущности конфликтов на них, об участниках и осужденных, хотя его сведения не всегда точны. В этих вопросах он опирался на писавших по-арабски христиан: православных Евтихия, патриарха Александрийского (с к-рым М. встречался в Египте), и еп. Агапия Манбиджского, несторианского писца Якуба ибн Закарию, яковитского свящ. Абу Закарию Денху (с к-рым М. полемизировал в Багдаде и Тикрите), маронита Кайса. Мн. сведения о византийцах М. получил от воина и дипломата Абу Умайра ат-Тамими и от известного морского военачальника Льва Триполитанина, византийца, принявшего ислам и воевавшего на стороне мусульман. Пользовался М. и книгами мусульм. предшественников: Ибн Хордадбеха, Кудамы ибн Джафара, аль-Якуби, ад-Динавари, ат-Табари, несохранившейся книгой выкупленного у византийцев пленника Муслима аль-Джарми, писавшего о Византии и соседних странах.