Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАТАНИ
44, С. 301-303 опубликовано: 30 апреля 2021г.


МАТАНИ

Монастырь Матани
Монастырь Матани

Монастырь Матани

(Цхракара) [груз. მატანი, ცხრაკარა, от ცხრა - девять, კარი - дверь], исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви, архитектурный комплекс, памятник культуры Грузии. Расположен в 3-4 км к западу от с. Матани (муниципалитет Ахмета, Кахети). М. включает в себя 3 церкви: кафоликон мон-ря, представляющий собой 3-нефную базилику (V в.), которая вследствие разновременных средневековых пристроек является сложным и многослойным архитектурным памятником; малую зальную церковь (7,9×5 м), расположенную в 7-8 м к северо-востоку от базилики; зальную церковь (XIV-XV вв.) в 4 м к западу от кафоликона. К югу от этой церкви сохранилось небольшое здание с обрушившимся сводом (3,7×3 м, стены ок. 2,4 м), почти квадратное в плане. Оно имело верхнее освещение и вход с юга. Возможно, это была монастырская б-ка. Комплекс обнесен низкой оградой неправильной формы из колотого камня, вход находится с востока. На окраине с. Матани расположена крепость XVIII в., построенная кахетинскими князьями Чолокашвили; сохранились дворец, башня, руины здания, зальная церковь (10,9×7,7 м) во имя Пресв. Богородицы, выстроенная из булыжника. В селе стоит ц. во имя свт. Николая (XVI в.) (Свод памятников. 2008. Т. 2. С. 116, 118-119). Реставрационные работы в М. проводились в 1984-1987 гг. и в 2005 г. (Гос. программа. 2005. С. 42).

Базилика

Поклонение Жертве. Роспись базилики
Поклонение Жертве. Роспись базилики

Поклонение Жертве. Роспись базилики

Базилика (8,6×10 м, высота до 7 м) считается образцом груз. церковной архитектуры раннего периода; датируется на основе архитектурных данных. В VIII-IX вв. с юга и севера к ней были пристроены зальные церкви, с запада - притвор. Затем над сев. нефом было сооружено сводчатое помещение; в XVII в. надстроена колокольня; к юж. зальной церкви с востока был пристроен прямоугольный зал. Отдельное помещение пристроено к вост. стене среднего нефа базилики, которая выполнена из речного и мелкого битого камня; участки, важные с т. зр. конструкции, выполнены из туфа травертина (ширими). Церковь в плане прямоугольная. Средний неф узкий и короткий и по сравнению с боковыми нефами высокий, соединен с сев. нефом 2 арочными пролетами, от юж. нефа отделен стеной с проходом. На западе боковые нефы соединены друг с другом широким поперечным нефом, вследствие чего центральная часть оказывается окруженной 3-сторонней галереей. Аналогично устроена церковь V в. Дзвели-Шуамта (см. в ст. Шуамта); впоследствии этот мотив получил распространение в структуре 3-церковной базилики (Беридзе. 1974. С. 22). В отличие от интерьера, в экстерьере церкви четко виден базиликальный тип (Он же. 2014. Т. 1. С. 56). Интерьер освещен арочными окнами, прорезанными в вост. апсиде и на юж. стене. Под окном алтаря к стене пристроен прямоугольный престол. Кирпичная алтарная преграда относится к более позднему времени. В VIII-IX вв. была восстановлена часть продольных стен и свода. Арки и пилястры отделаны травертином. Зап. часть стен, свод над ними и сев. неф сохранились без изменений. Сев. неф базилики перекрыт цилиндрическим сводом. В его вост. стене находится прямоугольный жертвенник, вход в него ведет из нефа. Жертвенник перекрыт литым сводом пирамидальной формы и освещен узким вост. окном. В сев. стене нефа есть прямоугольная дверь, через к-рую базилика соединяется с сев. зальной церковью. В результате проведенного позднее ремонта юж. неф значительно изменен. Две широкие арки делят его на 3 части. В вост. части расположена апсида с отдельным алтарем и престолом. Широкая арка, к-рая соединяет эту часть нефа со средним нефом, прорезана позднее. Первоначально апсида была без окна. Существующее сейчас окно более позднего периода. По плану, средняя часть юж. нефа квадратная и перекрыта купольным сводом. Кладка полусферы купола выведена из травертина. На ней выложен равносторонний рельефный крест. Восточная и зап. части нефа перекрыты литыми сводами. У юж. нефа имеются 2 входа, соединяющие его с юж. зальной церковью. Зап. неф церкви шире боковых нефов и перекрыт литым сводом. Дверь, прорезанная в западной стене нефа, выходит в прямоугольный притвор (4×3,3 м), пристроенный к базилике с запада и имеющий входы с юга и запада. Притвор перекрыт крестообразным сводом, снаружи - 2-скатной крышей (Свод памятников. 2008. Т. 2. С. 116-117).

Алтарная преграда базилики расписана в кон. XV в. На ней сохранилась 5-строчная надпись на асомтаврули, в которой упоминается «дочь господина Гарсевана Анна, бывшая Анастасия» (Барнавели. 1961. С. 115-116). Считается, что надпись выполнил деятель 1-й пол. XVI в. сановник кахетинского царя Гарсеван Чолокашвили (КЦ. 1959. Т. 2. С. 351; Беридзе. 2014. Т. 2. С. 84).

Роспись интерьера (алтарь и стены среднего нефа) выполнена в XVI в. Роспись алтаря разделена на 3 регистра: роспись верхнего (конха) не сохранилась, в среднем регистре изображена композиция «Тайная вечеря», в нижнем - композиция «Поклонение Жертве», где в чаше изображен Христос, к Которому с обеих сторон обращены отцы Церкви. Бо́льшая часть росписи среднего нефа не сохранилась. На сев. стене фрагментарно читаются фигуры святых, один из к-рых облачен в красное одеяние с растительным орнаментом и в орарь. В средней части зап. стены сохранился фрагмент композиции «Успение Пресв. Богородицы», над входом помещено «Всевидящее Око Божие», рядом изображен прор. Давид в виде венценосного старца, который пишет пером на открытом свитке (текст и надпись на греч. языке). С юга от входа изображены 2 ктитора; жен. фигура сохранилась лучше: облаченная в белый головной убор, розовое одеяние и зеленую накидку, она держит в руке модель церкви (базилики), перекрытой черепицей красноватого цвета, с крестом, воздвигнутым на среднем нефе. На центральном участке стены, в сегменте неба, изображены руки Спасителя, благословляющего ктиторов. Две фигуры ктиторов сохранились также в зап. части юж. стены: одно изображение сильно повреждено и не читается, 2-е представляет собой фигуру маленького коленопреклоненного мальчика. Софиты арок, соединяющие средний неф с боковыми, украшены растительным орнаментом, состоящим из оранжевых и красных цветов на желтом фоне и белых цветов, вплетенных в светло-зеленые, коричневые и красные банты. Роспись выполнена очень искусным для своего времени мастером и тесно связана с художественной традицией эпохи Палеологов.

Южная пристройка

Южная пристройка - зальная церковь (6,9×3,6 м), выложена из битого камня, в кладку во время позднего ремонта вставлены квадратные кирпичи. Вход расположен с юга. С той же стороны находится полукруглая апсида с широким окном, с нишами с каждой стороны и пристроенным прямоугольным престолом. На зап. стенах и с вост. края юж. стены находятся прямоугольные окна. В интерьере частично сохранилась роспись XVI в. На своде выделяются нимб Спасителя и часть строения. На зап. стене помещены фигуры 2 ктиторов и поясное изображение Спасителя. Из надписи на асомтаврули, относящейся к фигуре стоящего мужчины на сев. стороне, сохранен фрагмент «асдан». На сев. и юж. сторонах арки в 2 регистра размещены изображения 4 святых. В верхнем регистре, в медальонах, на фоне беловатых, желтых и красновато-коричневых концентрических кругов изображены 2 святые жены с крестами в руках. Роспись базилики и церкви, пристроенной с юга, вероятно, выполнена одновременно. Кирпичная алтарная преграда (более поздняя, чем пристройка) также расписана. На ней представлена композиция «Деисус и 12 апостолов». Слева от царских врат помещены изображения Пресв. Богородицы, ап. Петра (подписаны асомтаврули) и 2 апостолов, справа - поясные изображения 4 апостолов на темно-синем фоне. Роспись алтарной преграды отличается миниатюрными размерами фигур, что указывает на руку др. мастера.

Северная пристройка

Северная пристройка - зальная церковь (8,2×5,3 м), выстроена из битого камня, на внешних углах и на откосах входа использован обработанный травертин. Вход расположен с запада. С востока находится полукруглая апсида с одним окном и маленькими нишами с обеих сторон. В алтаре стоит каменный престол. Свод зала полукруглый. На зап. и сев. стенах имеется по окну, на юж. стене - широкая и высокая арка, в которую выходит сев. дверь базилики. Под полом церкви - 2 сводчатых помещения, отделенные друг от друга стеной. Лестница, ведущая в эти помещения, находится в зап. части зала.

Другие пристройки

Восьмигранная колокольня, выложенная из квадратного кирпича, возведена над помещением, обустроенным на крыше сев. нефа базилики. Сохранилась плохо. В вост. фасад среднего нефа базилики упирается прямоугольное сооружение (6,6×5,7 м): это нераздробленная сводчатая комната, с востока открытая аркой; отделана хорошо обработанным травертином. Свод и арка обрушены. С востока от юж. нефа базилики находятся руины квадратного зала (7,6×7,5), построенного из кирпича. Вход с юга, с востока он открыт 3 широкими и одной высокой стрельчатыми арками, опирающимися на два 8-гранных столба. Зал был перекрыт сводом.

Зальная церковь

Алтарная преграда в зальной церкви
Алтарная преграда в зальной церкви

Алтарная преграда в зальной церкви

Зальная церковь (7,3×5,2 м), расположенная к западу от базилики, облицована обработанными квадрами травертина, вход с запада. С востока - апсида алтаря с арочным окном. Такие же окна имеются и в вост. частях продольных стен. Алтарь отделен от остального пространства церкви преградой. Во 2-й пол. XVI в. церковь была расписана. Роспись алтаря представлена в 3 регистрах: верхний и средний отделены друг от друга орнаментальной полосой. Согласно фрагменту, сохранившемуся в верхнем регистре (в конхе), здесь была изображена Пресв. Богородица, восседающая на престоле, с Младенцем и архангелами Михаилом и Гавриилом. В среднем регистре помещена сцена «Причащение апостолов», разделенная окном на 2 части. Выделяются изображения Иисуса Христа и по 5 апостолов с каждой стороны. В нижнем регистре расположены 4 фигуры святителей. Опорные арки свода увенчаны растительным орнаментом, в к-рый вписаны поясные фигуры пророков. Между арками на своде находятся 2 больших медальона. В восточном изображен Спас Вседержитель с благословляющей десницей и с закрытым Евангелием в левой руке. Цикл из 12 праздников помещен на стенах церкви в 2 регистра. В верхнем регистре были изображены композиции «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне» и «Воскрешение Лазаря». Роспись среднего регистра сохранилась только на западной стене, здесь размещены сцены «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне». Художник использовал вишневый, розовый, зеленый, охристый, белый и синий цвета. На алтарной преграде изображены Деисус и 12 апостолов.

Лит.: Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахетии. Тб., 1959. С. 48-55; Барнавели Т. Надписи на ист. памятниках Кахети: Сб. Тб., 1961 (на груз. яз.); Беридзе В. Древнегрузинская архитектура. Тб., 1974 (на груз. яз.); он же. История груз. архитектуры. Тб., 2014. Т. 1. С. 56-57; Т. 2. С. 84 (на груз. яз.); Государственная программа культурного наследия Грузии, 2004-2005 гг. Тб., 2006 (на груз., англ. языках); Свод памятников истории и культуры Грузии / Сост.: А. Сакварелидзе. Тб., 2008. Т. 2: Ахметский, Душетский, Тианетский, Казбегский р-ны / Сост.: Т. Двали. С. 116-119 (на груз. яз.).
И. Долидзе
Ключевые слова:
Монастыри Грузинской Православной Церкви Матани (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви
См.также:
АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия)
АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
АХТАЛА крепость и монастырь в Армении
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия