[Греч. Μάνη], историческая область на юге Пелопоннеса, известная наличием большого количества визант. церковных памятников. П-ов Мани является средней из 3 юж. оконечностей Пелопоннеса. Горный массив Тайгет до недавнего времени затруднял сухопутное сообщение и способствовал изоляции М., тогда как рельеф береговой линии с бухтами и естественными гаванями благоприятствовал морским коммуникациям. П-ов Мани делится на 3 части, к-рые обладают особыми природными, социально-экономическими, культурными и градостроительными чертами: плодородное Эксо-Мани на зап. склонах сев. части Тайгета; бедное природными ресурсами и отличающееся суровой зимой Меса-Мани на западных склонах юж. части Тайгета и на каменистом прибрежном нагорье; Като-Мани в восточной части Тайгета. Географический термин «Майна» (Μαΐνη), который приводится в источниках средневизант. периода, по всей видимости, следует отождествлять с территорией Меса-Мани, тогда как с посл. четв. XIV в. он относится и к Эксо-Мани (Avraméa. 1998. P. 56-57, 60). В наст. время Меса-Мани и Като-Мани входят в подобласть Лакония, а Эксо-Мани - в совр. подобласть Месиния.
В ранневизант. период п-ов Мани как часть Пелопоннеса входил в пров. Ахайя. В IV-V вв. города М. пострадали от нашествий готов и вандалов, а также от землетрясений, но до V-VI вв. сохранялся градостроительный план «городов Тенара», унаследованный от поздней античности. Население было сосредоточено в прибрежных местностях, где существовали христ. общины, о чем свидетельствуют археологические находки в Кипарисосе (визант. Кениполь), Тигани, Итило (визант. Итил), Котронасе, Йитио (визант. Гифий). Единственное упоминание М. в письменных источниках VI в. содержится у Прокопия Кесарийского (Procop. Bella. III 13. 8-9), к-рый отмечает, что визант. флот в 533 г. отплыл из Кениполя во время морского похода Велизария против вандалов в Африке. Для т. н. темных веков (VII-VIII вв.) характерно отсутствие информации и археологических свидетельств. Расселение славян (с кон. VI в.) и господство арабов на море привели к демографическому и экономическому упадку Пелопоннеса, хотя этот регион всегда находился под контролем центральной власти. В 695 г. впервые упоминается фема Эллада, частью которой был Пелопоннес. В 783 г. на полуостров был отправлен патриций и логофет дрома Ставракий. Это была 1-я военная операция против славян на Пелопоннесе и одновременно 1-е проявление интереса столицы к этому региону. Создание между 786 и 788 гг. фемы Пелопоннес со столицей в Коринфе ставило целью, с одной стороны, эффективное противодействие арабам, к-рые, имея отправной точкой Крит, продолжали нападения на прибрежные зоны, с другой - поддержку военных операций в Италии. Города были восстановлены, и население увеличилось. В Меса-Мани переход на новый уровень политической, экономической и общественной структуры повлиял на организацию пространства с рассеянными сельскими поселениями вокруг укрепленных пунктов.
Сохранились отрывочные сведения об участии представителей духовенства в церковной борьбе в период иконоборчества. Так, в Житии прп. Филарета Милостивого говорится, что это агиографическое произведение было написано внуком святого мон. Никитой из Амнии (Пафлагония) в 821/2 г., когда он находился в ссылке в Кариополе в Като-Мани (The Life of St. Philaretos the Merciful Written by His Grandson Niketas: A crit. ed. with introd., transl., not. and ind. / Ed. L. Rydén. Uppsala, 2002. P. 116). В сер. IX в. визант. войску удалось подчинить себе на Пелопоннесе слав. племена, к-рые затем вышли из повиновения, кроме мелингов и езеритов, проживавших на юге (первые - на зап. склоне Тайгета, в районе Эксо-Мани и Итила, вторые - в устье Эврота). Эти группы образовали автономные адм. единицы - склавинии, со своими архонтами, которые платили дань Византийскому гос-ву. В 1-й пол. Х в. 2 больших слав. племени Лаконии в последний раз восстали и были подчинены в результате новых военных операций. Согласно имп. Константину VII Багрянородному (913-959), маниоты (жители М.) во главе с назначаемым Византией архонтом ежегодно выплачивали 400 номисм (Const. Porphyr. De adm. imp. 50, 79-82), что служило знаком их подчинения империи и обеспечивало относительную автономию и более гибкую связь с центральной властью.
Проблема христианизации М. занимала исследователей с нач. ХХ в. Сообщение имп. Константина VII Багрянородного о том, что маниоты стали христианами только в IX в., при имп. Василии I Македонянине (Ibid. 50, 71-76), стало предметом дискуссии. Совр. исследователи пришли к выводу, что христианизация Меса-Мани в ранневизант. период захватила только прибрежные районы и ограничивалась чужеземцами и небольшим числом местных жителей в портах. Внутренние области, где отсутствуют раннехрист. археологические находки, возможно, оставались языческими до IX в., когда при имп. Василии I началось распространение христианства по всему полуострову (Γκιολές. 1984-1985. Σ. 81-85; Ιστορίες θρησκευτικής πίστης στη Μάνη. 2005. Σ. 22-23). Пелопоннес с митрополией в Коринфе относился к Вост. Иллирику и подчинялся Риму до 732/3 г., а затем перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата. Между 901 и 907 гг. впервые упоминается в нотициях Майнская епископия, подчиненная Коринфской митрополии (Darrouzès. Notitiae. P. 282. N 7).
Военным и адм. центром п-ова Мани являлась крепость Майна, к-рая отождествляется исследователями с замком на мысе Тигани. Эпиграфические данные подтверждают присутствие на Тигани имп. флота, контролировавшего морские пути в период конфликтов с базировавшимися на Крите арабами (Avraméa. 1998. P. 56).
Успешный поход в 961 г. имп. Никифора II Фоки на Крит против арабов и последовавшее за этим прекращение их пиратских нападений в Эгейском м. привели к экономическому развитию Пелопоннеса и процветанию торговли на полуострове. Во 2-й пол. Х в. решающее значение для развития этого региона имело присутствие в юж. части Пелопоннеса прп. Никона Метаноите, происходившего из М. Азии. В завещании этого святого говорится о 2-летнем пребывании на Пелопоннесе перед его поселением в Спарте (Λαμψίδης Ο. Ο εκ Πόντου όσιος Νίκων ο Μετανοείτε: Κείμενα - Σχόλια. Αθήνα, 1982. § 2-4). За это время (определяемое исследователями между 970 и 975) он, проповедуя, обошел почти весь полуостров, включая М. Его проповедь носила миссионерский характер и была обращена гл. обр. к христианам, вера которых поколебалась, а также к славянам. Деятельность преподобного была связана с попыткой центральной власти оздоровить религ. жизнь материковой Греции. Житие прп. Никона Метаноите свидетельствует о его интересе к храмостроительству в новых архитектурных формах и к развитию живописи. Из Жития также следует, что в X-XI вв. в сельской местности Лаконии проживало смешанное население и чисто славянское, сохранявшее язычество или его определенные проявления. В эпиграфических источниках XI в. эллинизированные мелинги фигурируют как донаторы церковных построек в Эксо-Мани.
В XI в. (возможно, в 1-й пол.) фемы Эллада и Пелопоннес были объединены в одну адм. единицу с центром в г. Фивы. В этом столетии и на протяжении большей части XII в. благоденствие и экономическое развитие Пелопоннеса отразились в установлении торговых связей с Византией и с зап. странами, гл. обр. через посредство морских путей. Упоминания о М. содержатся в записках путешественников XII в. На протяжении XI-XII вв. Майнская епископия оставалась в зависимости от Коринфской митрополии. Постепенно, однако, контроль над населением Юж. Греции со стороны центральной власти ослабел; в XII в. южноитал. нормандцы стали сильнейшим соперником византийцев, совершая частые высадки на побережье Балканского п-ова, грабя острова и приморские населенные пункты. Накануне завоевания крестоносцами Юж. Греция и Пелопоннес почти целиком были изолированы от столицы, их экономика находилась в упадке и на сцену выступили местные архонты, добивавшиеся автономии.
После захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. и последовавшим разделом визант. земель на Пелопоннесе было основано Ахейское княжество, где правил франц. дом Виллардуэнов. Проникновение франков на Пелопоннес началось с сев. и зап. частей полуострова. В Лаконии местные жители на протяжении долгого времени оказывали им упорное сопротивление, на п-ове Мани борьбу до 1222 г. возглавлял Иоанн Хамарет. Только после сдачи Монемвасии в сер. XIII в. франкам удалось подчинить себе территорию. Для контроля над перевалами в горных массивах южной части Тайгета они построили замки Пассава (центр одноименного баронства), Левктр и Вел. Майна. Несмотря на завоевание Коринфа в 1210 г. франками и учреждение одноименной лат. архиепископии, Майнский епископ, видимо, оставался на своем месте до 1-й четв. XIII в. Возможно, лат. епископ был поставлен туда после создания Вел. Майны. Господство франков оказалось недолговечным: в 1262 г. Гийом II Виллардуэн после Пелагонийской битвы (1259) был вынужден отдать византийцам крепости Мистра, Монемвасия и Вел. Майна в Лаконии. Так в юго-вост. части Пелопоннеса возникла область под византийским управлением, включавшая и М., для ее усиления византийцы немедленно предприняли военные операции. В 1263/64 г. на Пелопоннес прибыл военный отряд во главе с севастократором Константином, братом имп. Михаила VIII Палеолога, тогда как визант. флот под рук. протостратора Алексея Филантропина успешно действовал у юж. побережья Лаконии. Эллинизированные мелинги, жившие в горной местности между Итилом и Каламами (Каламатой), оказали услуги византийцам, сражаясь с франками. В награду император даровал им титулы и привилегии. Между 1331/32 и 1337/38 гг. в ктиторских надписях в храмах Итила и Плацы упоминается военный правитель (τζαούσιος τοῦ δρόγγου) мелингов Константин Спан.
После восстановления визант. власти в регионе Майнская епископия была передана Монемвасийской митрополии, тогда как мелинги на зап. склонах Тайгета были подчинены Лакедемонской митрополии. Когда в 1395 г. Коринф вернулся в состав Византийской империи, то он стал оспаривать Майнскую епископию у Монемвасии, но безрезультатно.
Кроме франков, с которыми византийцы постоянно находились в состоянии войны, и пиратов серьезную опасность во 2-й четв. XIV в. представлял эмир Айдина Умур-бей. В 1335 г., после того как жители Монемвасии заплатили ему большой выкуп, он обогнул мыс Тенар и проник в зал. Месиниакос. Турки захватили 2 крепости и взяли в плен мн. жителей вопреки попыткам Константина Спана воспрепятствовать их высадке.
В 1349 г. на территории Пелопоннеса был создан Морейский деспотат, в к-ром правили младшие представители семейств Кантакузинов, а затем Палеологов. Во 2-й пол. XIV или в нач. XV в. была основана Кариопольская епископия, подчинявшаяся Лакедемонской митрополии. В 1447 г. Кириак Анконский во время путешествия по полуострову упоминает города Итил, Кипарисс, Кариополь и Гифий на п-ове Мани (Cyriac of Ancona. Later Travels / Ed. E. W. Bodnar, C. Foss. L., 2003. P. 311-327). Он сообщает, что в Итиле и Кариополе находились местные правители, состоявшие на службе у деспота Константина XI Палеолога.
В источниках содержится мало сведений о городской жизни М. в средневизант. и поздневизант. периоды, отсутствуют и демографические данные. В единичных случаях крепость Майна, Кариополь и Итил упоминаются как относительно небольшие укрепленные населенные пункты. Археологические данные также скудны, и только высокая концентрация храмов является косвенным свидетельством процветания М. Рельеф полуострова в сочетании с политическими и социально-экономическими условиями привел к рассеянной форме заселения местности, к-рая восходит к архаичной схеме, господствовавшей в этом регионе в классический период (Μόσχος, Μόσχου. 1981. Σ. 33-36). Административно-религ. центр находился не в городе, а в к.-л. укрепленном месте, к-рое имело только отдельные городские черты, тогда как рассеянные населенные пункты среднего размера, известные как «палиохоры» (παλιόχωρες - старые поселения) или «палеоманиатика» (παλαιομανιάτικα - староманиатские поселения), располагались на равнинных и полугористых плодородных землях на небольшом расстоянии друг от друга.
С захватом в 1460 г. турками Морейского деспотата на п-ове Мани начался период османского господства, во время к-рого постепенно сформировался градостроительный и культурный облик региона. Полуостров стратегического значения, его опытные в военном деле жители интересовали и турок, и венецианцев. До основания нового Греческого гос-ва в 1830 г. п-ов Мани сохранял относительную автономию в рамках Османской империи, т. к. для тур. властей было затруднительно контролировать эту местность. Жители имели права на ношение оружия и на аккордную уплату налогов. С сер. XVII в. из числа местных уроженцев назначался бей М. Привилегированное положение и приток беженцев из соседних областей привели к росту населения. В результате п-ов Мани стал самой густонаселенной областью Пелопоннеса с большой концентрацией жителей в южной, неплодородной части. Сложилась патриархальная система с особыми чертами, для к-рой была характерна боеготовность (маниоты считали себя потомками древних спартанцев), основными группами социально-общественной жизни стали вооруженные кровнородственные группы (роды) с наследственным устройством. Для продолжения рода допускалось двоеженство. Родовая организация имела отличия в Меса-Мани и Эксо-Мани, что отразилось на типах поселений. В Меса-Мани уже с визант. периода население было раздроблено на небольшие по числу жителей объединения - от 1 до 5 родов, которые жили гл. обр. в приморской местности, строили военные башни, имели коллективную собственность. В Эксо-Мани о более продвинутом социальном и экономическом развитии свидетельствуют довольно большие и средние по размеру поселения, где выделяются башенные жилища - укрепленные комплексы т. н. капитанов (местных наследственных предводителей). Перенаселение М. вызвало в XVI-XVII вв. поток эмигрантов в Италию и на принадлежавшие Венеции Ионические о-ва. Так, в 1674 г. род Ятрианосов-Медикосов переселился в Ливорно, в 1675 г. Стефанопулосы отправились на Корсику. Маниоты играли выдающуюся роль в антитур. восстаниях на Пелопоннесе.
Майнская и Кариопольская епископии продолжали существовать на протяжении османского периода, а в XVIII в. число епископий увеличилось до 8, что отражает расцвет п-ова Мани. В нач. XIX в. наметилась тенденция укрупнения и слияния епархий (напр., Никлийская епископия была присоединена к Майнской), особенно после провозглашения автокефалии Элладской Православной Церкви (1833). В 1833 г. Майнская епископия была преобразована в Гифийскую, Кариопольская - в Итилскую, Лагийская - в Асинскую, Зарнатская и Андрувистская объединены в Кардамильскую епископию, Милейская (Мильская) и Плацийская составили Зигскую епископию. К Лакедемонской епископии были присоединены Кардамильская (в 1834), Итилская (в 1841), Зигская (в 1841), Гифийская (в 1842), Асинская (в 1852) епископии. В 1852 г. на территории нома Лакония были образованы Монемвасийская и Спартанская архиепископия, Гифийская епископия и Итилская епископия (последние 2 объединились в 1900 - см. в ст. Гифийская и Итилская митрополия).
На территории М. обнаружены ок. 1800 церковных памятников визант. и поствизант. периодов, многочисленные светские здания периода до Греческого восстания 1821-1829 гг., руины доисторического и античного времени. Архитектурным феноменом М. является уникальная для Пелопоннеса концентрация визант. церковной архитектуры. Храмы типа вписанного креста, к-рые по форме и способам строительства относят к т. н. элладской школе, сосуществуют с маленькими однонефными сводчатыми церквами без внешнего декора, но расписанными внутри. М. дает ученым возможность на примере комплекса памятников проследить эволюции строительной практики и живописных стилей, исследовать связи с соседними областями, распознавать артели мастеров. Первыми исследованиями, посвященными визант. памятникам М., были статьи Р. Тракуэйра и А. Миго в ж. «Ежегодник Британской школы в Афинах» за 1908-1909 и 1932-1933 гг. Известность памятники М. получили в результате систематических описаний и публикаций в ж. «Протоколы Афинского археологического общества» проф. Н. Драндакиса и группы его сотрудников в 70-80-х гг. XX в. Исследования Драндакиса посвящены живописному и скульптурному украшению храмов М., наиболее полно и обобщенно эти темы освещены в 2 его монографиях. Изучение храмов М. было продолжено сотрудниками Драндакиса и профессорами Афинского национального ун-та Н. Гиолесом, Е. Делиянни-Дори, С. Калописи-Верти, В. Кепедзи, Х. Константиниди и М. Панайотиди.
Сохранившиеся церковные сооружения ранневизантийского периода находятся внутри городских центров поздней античности или рядом с ними, что свидетельствует об их непрерывном существовании до VI-VII вв. Две базилики были открыты проф. Драндакисом в Кениполе. В местности Айос-Петрос была обнаружена часть сев. стены полуциркульной апсиды с 2-частным окном и наружными радиальными подпорками, оставшаяся от 3-нефной базилики с деревянной крышей. Скульптурный декор базилики позволяет датировать ее кон. V в. (во 2-й пол. VII в. или в VIII в. она, возможно, была реконструирована). Южнее, в местности Монастири, находятся архитектурные фрагменты апсиды небольшой 3-нефной базилики нач. VI в. В апсиде сохранились 3 ступени, высеченные в скальной породе и облицованные мрамором, которые, видимо, принадлежат епископскому трону. Многочисленные фрагменты базилики были использованы при сооружении маленького однонефного храма периода османского владычества, посвященного Успению Пресв. Богородицы. К северо-западу от Кипарисоса, на краю с. Алика, на месте позднего храма ап. Андрея частично раскопана 3-нефная базилика VII-VIII вв. В Йитио на месте древнего акрополя найдена 3-нефная базилика 2-й пол. V в. (или, более вероятно, нач. VI в.) с нартексом, украшенная мозаичными полами. К северо-западу от нее раскопан храм, одна из строительных фаз к-рого относится к нач. VII в. В порту визант. Итила, где в наст. время находится населенный пункт Каравостаси, мраморные архитектурные фрагменты, обнаруженные около поздних разрушенных церквей вмч. Георгия Победоносца и великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона, могут свидетельствовать о существовании на этом месте христ. храма. Все раннехрист. церкви находятся на побережье, во внутренних областях археологические следы этой эпохи не установлены, что указывает на особенности распространения христианства в данном регионе. Единственным исключением, возможно, является Палеохора - небольшой населенный пункт между селами Дриало и Брики, где вокруг средневизант. ц. ап. Петра раскопаны архитектурные остатки 3-нефной постройки с широким средним нефом и полукруглой апсидой, к-рая могла быть христ. храмом.
Памятники средневизантийской эпохи М. датируются IX - нач. XIII в. Количество и архитектурное качество зданий XI-XII вв. свидетельствуют о расцвете М. в этот период. Особый случай представляет ц. свт. Николая Чудотворца в местности Камбинари близ Плацы - 3-нефная сводчатая базилика с 3 полуциркульными апсидами. Разрушенный нартекс имел одинаковую ширину с базиликой. Ее основой могло быть здание рим. эпохи, перестроенное в IX в. в христ. храм. Согласно ктиторской надписи, упоминающей Константина Спана, в 1337/38 г. бо́льшая часть свода была реконструирована и устроен купол.
В зодчестве М. на протяжении долгого времени господствовала простая архитектура. В строительстве использовали местный материал, об оформлении фасадов зданий не заботились. Одновременно, несмотря на географическую изоляцию М., сооружались церкви в более искусных архитектурных формах. Маниотские постройки периода Комнинов и Ангелов, не уступающие памятникам Юж. Греции, свидетельствуют о существовании не только богатых вкладчиков с утонченным вкусом, но и мастеров, к-рые могли выполнять сложные строительные программы.
Внутри укрепленного поселения на мысе Тигани, которое считается адм. центром М., проф. Драндакис и его сотрудники открыли большую 3-нефную базилику над более ранним кладбищем. Сооружение базилики может быть отнесено к кон. VII в., по др. версии - ко 2-й пол. X или к нач. XI в. Здание имеет 3 трехгранные апсиды, нартекс и представляет собой упрощенный тип базилики прп. Никона Метаноите в Спарте. Во 2-й пол.- кон. XII в. храм был перестроен без изменения архитектурного типа и украшен мраморными деталями. Расположение базилики внутри укрепленного пункта, архитектурный тип и крупнейший на полуострове размер позволяют считать ее епископским храмом. Здание привнесло в регион изящный стиль, чуждый местной зодческой традиции. Вероятно, базилика на мысе Тигани послужила архитектурным прототипом для последующего церковного строительства.
Небольшая группа храмов, расположенных преимущественно вокруг крепости Майна, связана с элладской архитектурной школой и выделяется высоким качеством постройки. Местные строители, особенно в комниновский период, следовали элладскому зодчеству в вопросах типологии и композиции, в технологии строительства, в устройстве арок и сводов, в оформлении фасадов. Среди выразительных средств, неск. упрощенных по сравнению с утонченными архитектурными формами памятников Юж. Греции XII в.,- смешанная плинфяно-каменная кладка т. н. типа «клуазоне» и керамопластический декор. Возможно, формирование упрощенного варианта купола афинского типа с 4 окнами на главных осях и с 4 глухими нишами по диагоналям, к-рый впосл. получил широкое распространение, следует приписать местным мастерам. Др. местной особенностью, не вышедшей за пределы полуострова, стало размещение мраморных балок в пятах сводов арок, поддерживающих купол, которое имело гл. обр. декоративную функцию. В ряде храмов типа вписанного креста свод зап. рукава креста непрерывно продолжается в центральной части нартекса, подчеркивая продольную ось здания.
Храм Агиос-Стратигос в Ано-Буларии, типа вписанного креста, с 2 колоннами и нартексом, был построен, вероятно, в нач. XI в., о чем можно судить по использованию кладки «клуазоне», в которой тесаные камни переложены плинфой, а куски кирпичей образуют буквы и геометрические мотивы на стыках. Позднее, возможно в кон. XII в., с зап. стороны нартекса был пристроен портик. К этому же времени относится первоначальный слой фресок, к-рый сохранился в алтаре, наосе и части нартекса. Внутреннюю декорацию дополняют обильно украшенные мраморные легели и темплон.
В ц. великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке в надписи на зап. легеле указана дата сооружения постройки - 1075 г., что делает этот храм ключевым для исследования эволюции зодчества М. Разнообразие и полихромность в оформлении окон и барабана купола (не имеющие прямых аналогов в регионе), использование прорезных кирпичей в качестве декора, кладка плинфой арок лицевой стороны сводчатых конструкций обнаруживают присутствие опытной строительной артели, знакомой с архитектурными тенденциями Юж. Греции.
Исследователи датируют ц. св. Таксиарха (т. е. арх. Михаила) в Харуде кон. XI в., хотя архитектурные особенности позволяют отнести строительство к нач. XII в. Размер постройки свидетельствует об амбициях заказчика - это один из самых больших по размеру храмов типа вписанного креста на п-ове Мани. В структуре объемов, композиции и оформлении фасадов господствует элладская строительная традиция, апогеем которой является барабан афинского типа с тонкой мраморной арочкой над концентрическими кирпичными арками. Мраморные украшения и легели внутри здания сочетаются с обильно украшенными вставными архитектурными деталями на фасадах.
Церковь свт. Николая Чудотворца в Охье (ок. сер. XII в.) имеет общие типологические и конструктивные черты с храмами посл. четв. XI в., а также с памятниками 2-й пол. XII в., гл. обр. в плане оформления фасадов горизонтальными элементами. Кирпичные и облицовочные фризы с орнаментами меандра и с керамической плиткой перекликаются с декором ц. вмц. Варвары в Эримосе.
Планировка ц. вмц. Варвары в Эримосе (3-я четв. XII в.), изящные пропорции, структура объемов, богатство резного декора, оформление фасадов фризами, где господствует тенденция к разнообразию и декоративности, ставят храм в один ряд с современными ему памятниками Эллады. Эволюция композиционных принципов ц. вмц. Варвары прослеживается в современном ей храме мучеников Сергия и Вакха (или Трулоти) в Ките. Пропорции постройки, декоративные средства и внимание к оформлению фасадов придают памятнику оригинальный вид. Нижняя часть здания сложена из больших каменных блоков. Верхняя часть стен в местах угловых перекрытий и сводов отделена от основной каменной кладки орнаментальным поясом, выложенным из кирпича (с мотивами поребрика и «пунктирного шва»). Стены в верхней части здания облицованы диагонально уложенной квадратной плиткой и отделены от перекрытий небольшим карнизом, выступы которого выразительно подчеркивают очертания кирпичных арок окон и ниш в рукавах креста и барабане.
На протяжении 3-й четв. XII в. черты элладской архитектуры были восприняты в Эксо-Мани, о чем свидетельствует ц. ап. Петра в Мегали-Кастании; избыточность проемов, расположение голосников в стенах, кладка «клуазоне» подчеркивают оси здания и усиливают полихромность поверхностей.
Кладбищенскую ц. Преображения Господня в с. Номици отличает богатый керамопластический декор на фасадах с применением горлышек горшков и глиняных плиток, что позволяет датировать постройку кон. XII или нач. XIII в. Поиск нового стиля заметен и в интерьере храма, в деталях рельефа и в необычной форме мраморного темплона, к-рый имеет дугообразный эпистилий.
Многочисленны однонефные сводчатые храмы, которые отличаются небольшими размерами и простой структурой, с 2-скатными крышами. Группа храмов, расположенных внутри или в ближайшей округе старых поселений в Меса-Мани и Като-Мани с Х в. до палеологовской эпохи (исключая комниновский период), использует т. н. мегалитический тип кладки. Они возведены из необработанных или грубо отесанных камней, гл. обр. из местного известняка. Размер камней и толщина стен уменьшаются по мере повышения уровня кладки, ширина кладки в основании превышает 1 м. Стены воздвигали с 2 сторон, внешняя сторона для устойчивости обычно сооружалась с наклоном. Церковные здания строили с использованием соединительного раствора на стыках, хотя его следы обнаружены не везде, мн. исследователи считали этот метод технологией сухой кладки. Единственный отличительный элемент фасадов таких церквей - это «облегчающая» арка над дверью, обычно сложенная из хорошо отесанных квадров туфа.
В комниновский период одновременно с крестово-купольными храмами в Меса-Мани возводили однонефные церкви. Возможно, их строили местные артели, которые необычным способом адаптировали черты строительных программ крестово-купольных храмов. Иногда подчеркивались отдельные архитектурные элементы, обычно - дверные проемы (церкви великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Кафьоне, Пресв. Богородицы Фанеромени близ с. Франгулиас (Франгулианика)). В др. случаях применялась безупречная сборка с высеченными изображениями (церкви вмц. Варвары и свт. Николая Чудотворца в Глези, свт. Василия Великого в Мандофоросе, св. Соломонии близ Триандафильи) или отдавалось предпочтение кладке из больших квадров для облицовки стены, сложенной из неотесанных камней (церкви ап. Иоанна Богослова и сщмч. Власия в Пиргос-Диру, безымянный храм в Сулани близ Эримоса, ц. святых Марий в Гарденице). В др. случаях такие храмы «подражали» способам строительства и оформления фасадов храмов типа вписанного креста (кладка «клуазоне», керамопластический декор и вмонтированные в стены сосуды) - церкви вмц. Варвары и свт. Николая Чудотворца в Глези, св. Феодора в Калосе.
Расцвет декоративной резьбы средневизант. периода проявился в разнообразии мраморных деталей (рамы дверных проемов, «перегородки» окон, поддерживающие своды 8-гранные колонны, капители колонн, колонки и водостоки барабанов, темплоны). Особого упоминания заслуживает местная артель скульпторов из Майны 2-й пол. XI в. (ок. 1075) под рук. резчика по мрамору Никиты, сохранилось 5 подписанных им произведений (Δρανδάκης. 1972). При использовании общих для средневизант. резьбы мотивов оригинальный характер произведениям этой артели придавали низкий рельеф, техника «шамплеве» и тщательная обработка деталей. Современником Никиты, под влиянием к-рого, очевидно, он находился, был мастер Георгий, автор темплона (1079) в ц. Пресв. Богородицы Фанеромени близ с. Франгулиас. Зафиксированные вопреки обычной практике в эпиграфике данной местности имена резчиков по мрамору во 2-й пол. XI в. указывают на важное место мастеров в обществе М. и на небольшую социальную дифференциацию между ними и заказчиками (все они были членами одного аграрного общества) (Kalopissi-Verti. 2003. P. 344-445).
В поздневизантийский период, особенно в XIII в., церковное строительство на п-ове Мани продолжалось интенсивно вопреки историческим обстоятельствам и постоянной борьбе местного населения с лат. завоевателями. Однако Меса-Мани в качестве центра церковного зодчества постепенно уступило место Като-Мани и Эксо-Мани, где в XIV-XV вв. (гл. обр. в Эксо-Мани) сооружали здания под влиянием архитектуры Мистры.
Постройка ц. Епископи в с. Айос-Еорьос на рубеже XII и XIII вв. (ок. 1200) связана с местным архонтом Георгием Демоноянном. Использование различных архитектурных приемов (техники «клуазоне» только в кладке купола, определенный способ подгонки квадров красного мрамора, вставленные в стены декоративные сосуды, полихромия) предвосхищают стилистические поиски XIII в. и более позднего времени. Благодаря близости адм. центра полуострова, замка Тигани, в резном декоре и во фресках ц. Епископи заметно к-польское влияние.
В 1-й пол. XIII в. были построены Влахернская ц. в Мезапосе и ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» в Айия-Кириаки, названия которых напоминают одноименные святыни К-поля. Церковь Влахерны (1-е десятилетие XIII в.) представляет собой вариант простого 4-колонного храма типа вписанного креста; отсутствие окон на фронтонах и кладка из отесанных камней придают этой небольшой постройке строгость и живописность. Влахернская ц., возможно, послужила образцом для храма Пресв. Богородицы «Одигитрия» (известный как «Агитрия» - ᾿Αγήτρια) - об этом свидетельствуют ее композиционные особенности, соответствие планировки и декор фасадов. Мраморный пол, мраморные детали здания и фрески составляют изысканное убранство интерьера.
В сер. XIII в. был построен храм св. Иоанна Предтечи в с. Керия (типа вписанного креста, без выделения вим). Его купол следует средневизант. традиции, так же как и вост. фасад с кладкой «клуазоне», однако конструкция арок и свода свойственны поздневизант. эпохе. Оригинальная полусфера купола с 2 ребрами в форме креста выполнена из продолговатых отесанных камней. Античные и средневизант. мраморные сполии, вставленные в фасады, создают уникальный для Меса-Мани ансамбль, где господствуют разнообразие стилей и живописность их исполнения.
Церковь Бесплотного (т. е. арх. Михаила) в Каковуно датируется 2-й пол. X или 1-й пол. XI в., однако не характерные для средневизант. архитектуры детали ставят вопрос о ее постройке в сер. XIII в. В пользу этой гипотезы свидетельствует выбор типологической разновидности храма - 2-столпного вписанного креста. Форма барабана купола следует старым образцам, но наличие ложных окон по сторонам барабана сходно с близлежащими храмами поздневизант. периода. Закрытие ложных окон плитами из сланца напоминает средневизантийскую маниотскую традицию возведения куполов афинского типа, мастер пытается сочетать элементы окон с глухими нишами барабанов. Каменные ребра, изображающие крест в полусфере купола, характерны и для ц. св. Иоанна Предтечи в с. Керия, тогда как отесанные камни в концентрических кольцах между треугольными разделами соответствуют сводам поздневизантийских памятников.
Сооружение ц. Спасителя в Гарденице относится к 1-й пол. XI в. Эта постройка отличается от средневизант. традиции: при сооружении храма использовали архитектурные решения памятников Морейского деспотата. Пятигранная средняя и 3-гранные боковые апсиды, так же как и форма барабана купола, являются оригинальными для М., но имеют параллели на территории Лаконии начиная с палеологовского периода. Разнообразие декоративных средств и избыточность внешнего декора, поиски многоцветия, что отражается гл. обр. в поверхности центральной апсиды, характеризуют архитектурную манеру эпохи Палеологов. Принимая во внимание датировку, предложенную для древнейшего слоя фресок,- ок. 1300 г., исследователи считают, что храм был построен в то же время. Пластичность оформлению зап. фасада придает большой прямоугольный портик с арками по боковым сторонам, аналогичный - в ц. арх. Михаила в Каковуно.
Небольшой 2-столпный крестово-купольный храм вмц. Варвары на побережье бухты Скутари в Като-Мани представляет упрощенный архитектурный стиль, свойственный поздневизант. эпохе. Декоративными элементами фасадов являются только кирпичные пояса с мотивом «рыбьей кости» на карнизах торцов рукавов креста и небольшая лента с тем же мотивом в сочетании с крестообразным украшением по обеим сторонам окна зап. фасада.
Церковь свт. Николая Чудотворца в Ерме, хотя ранее и считалась постройкой средневизантийского периода, скорее должна быть отнесена к 1-й пол. XIV в. В форме барабана и окон заметно влияние архитектурной традиции Мистры.
Церковь Спасителя в с. Лангада (Эксо-Мани) типа простого 4-столпного крестово-купольного храма датируется сер. XIV в. Особый интерес представляют оформление зап. фасада глухими нишами и готические элементы в окнах и куполе. Подражание готическим образцам прослеживается и в др. памятниках, возведенных той же группой мастеров в М. (церкви Спасителя в Милья и вмч. Георгия в Конакии - Kappas. 2016). Зап. фасад увенчан звонницей с богатым керамопластическим декором.
Кроме крестово-купольных храмов с XIII в. на п-ове Мани стали строить храмы с более высоким поперечным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом. Этот тип имел неск. разновидностей, выделяется оригинальный вариант с небольшим куполом в середине поперечного свода, к-рый был характерен для Эксо-Мани (напр., церкви св. Иоанна Продрома в Мегали-Кастании и прор. Илии в Таламесе). Немногочисленные храмы, такие как старый собор монастыря великомучеников Феодоров в Проастио, церкви свт. Василия Великого в Таламесе, свт. Николая Чудотворца и вмч. Георгия в Карьюполи, относятся к типу компактного вписанного креста с куполом.
Большинство церковных построек небольшого размера используют на протяжении долгого времени распространенный на п-ове Мани тип однонефного зального сводчатого храма с подпружными арками и глухими нишами в боковых стенах или без них. Интересную особенность представляет композиция алтаря с 2 симметричными апсидами, к-рые образованы в глубине вост. стены, а снаружи окружены единой изогнутой апсидой. Однонефные 2-апсидные храмы скорее всего были посвящены 2 святым. Они известны в регионе уже с X в., но получили широкое распространение в поздневизант. период (напр., церкви вмч. Георгия в Като-Буларии и вмч. Пантелеимона в Котрафи). Необычным является случай покрытия однонефных храмов глухими куполами без барабанов, как в ц. Св. Софии в Лангаде или в парекклисионе Таксиархов в Сайдоне.
Выразительной архитектурой, упрощенной и приспособленной к местному материалу, отличаются небольшие здания, часто построенные «мегалитической кладкой» без оформления фасадов. Продолжается и сооружение претенциозных церковных зданий, хотя при осуществлении этих строительных программ определенные элементы упрощаются, видимо, в связи с возможностями местных артелей или экономическими условиями. Творческие поиски мастеров выражаются в усовершенствовании уже известных техник, таких как использование отесанных блоков туфа в кладке сводов, в арках - техники кладки плинфы со скрытым рядом. Элладские черты предыдущего периода ограничиваются элементами купольных храмов, тогда как параллельно, гл. обр. в Эксо-Мани, присутствует влияние архитектуры Морейского деспотата. В декоре фасадов доминирует керамопластический декор, характерный для поздневизантийских памятников Юж. Пелопоннеса: зубчатые ленты, ломаные линии, сетчатая плетенка. Стремление к разнообразию и многоцветию фасадов усиливают вмонтированные в стены сосуды. Зап. влияние прослеживается в определенных строительных приемах, таких как кладка из отесанных камней, использование блоков туфа в кладке сводов или в оформлении окон «сросшимися» с кладкой каменными рамами, а также в нек-рых подражаниях готическим образцам, что связано с господством франков на Пелопоннесе. В области резьбы, продолжая средневизант. традицию, маниотские мастерские изготавливали в нач. XIII в. мраморные архитектурные детали высокого качества, однако с середины столетия резьба по мрамору уступает место резьбе по туфу в сочетании с широким использованием сполий, что связано с дезорганизацией местных мастерских мраморной резьбы.
По сравнению с др. районами Пелопоннеса на п-ове Мани сохранилось большое количество храмов с фресками, часто росписи имеют неск. слоев. Самая ранняя сохранившаяся живопись находится в однонефном храме вмч. Прокопия близ Мезапоса. Стершаяся в наст. время аниконическая декорация датирована 1-й пол. IX в., т. е. 2-м периодом иконоборчества. К 843-976 гг. относится древнейший слой живописи в ц. ап. Петра в Палеохоре, к 1-й пол. Х в.- 1-й слой фресок в ц. арх. Михаила в с. Керия.
Создание в кон. Х в. фресок, к-рые сохранились в маленьких однонефных церквах (вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии (первоначальный слой), ап. Филиппа в Корогоньянике, вмч. Георгия Победоносца в Пьонтесе, вмч. Никиты в Кипуле, Таксиарха в Алике, вмч. Георгия Победоносца в Керии и ап. Петра в Палеохоре (2-й слой)), приписывают одной местной мастерской (Panayotidi. 2005. P. 196-197). Указанная в надписи в ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии дата (991/2) определяет время работы этой мастерской. На приверженность к раннехрист. иконографическим образцам указывает погрудное изображение в конхе апсиды небесного покровителя храма в позе моления, тогда как в стилистике росписи в целом использовались упрощенные тенденции искусства митрополии, как и в др. провинциальных мастерских.
От XI и XII вв., эпохи расцвета зодчества и резьбы, сохранились немногие живописные ансамбли. Фрагменты фресок 2-го слоя в ц. арх. Михаила в с. Керия датируют XI в., хотя они могут относиться к более позднему времени, так же как и первоначальный декор ц. ап. Филиппа в Ано-Пуле. Росписи не отклоняются от типичной иконографии, но стилистически следуют схематизированным тенденциям офиц. живописи. К 1-м десятилетиям XII в. относятся сохранившиеся части росписей ц. ап. Иоанна Богослова в Гарденице. В конце века были выполнены древнейший слой фресок в ц. Агиос-Стратигос в Ано-Буларии и росписи ц. вмц. Варвары в Глези, которые выделяются художественным качеством и демонстрируют связь с искусством столицы.
Фрески ц. Епископи (ок. 1200 или в 1-й четв. XIII в.), посвященной первоначально вмч. Георгию Победоносцу, приписывают к-польскому художнику и сопоставляют с росписями ц. Св. Софии в Монемвасии - одном из важнейших визант. центров Пелопоннеса. Выбор христологических сцен, а также развернутый житийный цикл вмч. Георгия связывают с ктиторским заказом Георгия Демоноянна.
Особенно велико в храмах М. количество росписей XIII в. Фрески в церквах ап. Петра в Гарденице, мч. Маманта в Каравасе, мц. Кириакии (1-й слой), Успения Пресв. Богородицы в Пендакии близ Куноса и великомучеников Феодоров в Ано-Пуле (1-й слой) признаны произведениями одной и той же мастерской (Panayotidi. 2005. Р. 200-202). На основании сохранившейся датировки росписей ц. мч. Маманта (1232) деятельность мастерской относят к 1-й пол. XIII в. Иконография и стиль фресок следуют внутренней линии развития живописи в этом регионе с X-XI вв. параллельно с наивными проявлениями новаторских элементов офиц. живописи. Качественной живописью того же времени являются фрески древнейшего слоя росписей храма св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца в Ставропийи, принадлежащие мастеру, явно осведомленному о развитии стиля в крупных художественных центрах.
Мн. фресковые ансамбли были созданы во 2-й пол. XIII в., когда п-ов Мани находился в эпицентре борьбы Византийской империи за восстановление своей власти в регионе. Считается, что большое количество расписанных храмов могло быть построено в связи с ростом населения за счет беженцев, к-рые т. о. выражали благодарность за избавление от лат. завоевателей. Росписи мн. храмов носят провинциальный характер и сохраняют архаичные иконографические черты (изображение в конхах святых, к-рым посвящен храм; фронтальные изображения иерархов в апсидах). Многочисленные изображения св. воинов - дань уважения маниотов к ратным подвигам сражавшихся против завоевателей. Личные предпочтения заказчиков определили иконографические особенности фресок, напр. в конхе ц. мучеников Сергия и Вакха в Ките (ок. 1265-1285), где в композиции «Деисус» на месте св. Иоанна Предтечи помещена фигура ангела или одного из св. покровителей храма. Стилистически фрески сохраняют черты позднекомниновского искусства (схематизм изображений и линеарная трактовка складок одежд) в сочетании с новыми прогрессивными тенденциями (поиск пластичности и монументальности образов).
Новаторским является декор 2-го слоя фресок ц. великомучеников Феодоров в Кафьоне (1263-1270). Не исключено, что художник происходил из К-поля, как считал Драндакис, и прибыл на п-ов Мани с военным отрядом севастократора Константина, к-рый упоминается в ктиторской надписи храма вместе с имп. Михаилом VIII Палеологом, его супругой Феодорой и высокопоставленными в церковной иерархии донаторами. Этим может объясняться высокое качество фресок: выразительность в передаче объема, пластичность тел и живописность в моделировке ликов; эти же черты отмечены в 1-й фазе росписей митрополичьего собора вмч. Димитрия Солунского в Мистре.
В XIV и 1-й пол. XV в. количество фресковых ансамблей уменьшается, они продолжают следовать традиционной схеме упрощенным, почти наивным способом: росписи церквей св. Таксиарха или св. Луки в Калосе (1300-1320), вмч. Георгия в Ките (1321, худож. Феодосий), вмц. Марины в Лангаде (1347/48, 2-й слой), свт. Николая Чудотворца в Полемитесе (2-я пол. XIV в.) и св. Параскевы в Плаце (1412). Второй слой фресок в ц. Пресв. Богородицы Фанеромени близ с. Франгулиас (1322/23) представляет произведение талантливого художника, который следует одной из провинциальных версий тенденций 1-й четв. XIV в., гл. обр. фрескам ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» в Мистре. Фресковый ансамбль ц. вмч. Георгия Победоносца в Никандрио был выполнен в стиле новейших тенденций 1-й четв. XIV в.
Вехой в развитии монументальной живописи М. является роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Камбинари близ Плацы. Фрески центрального нефа, заказ Константина Спана в 1337/38 г., созданы в «экспрессионистской» манере и сочетают выразительность в передаче объема с энергичным и драматическим движением под влиянием искусства столицы Морейского деспотата - Мистры. Фрески южного придела, выполненные позднее, в 1343/44 и 1348/49 гг., следуют стилю росписей центрального нефа более формальным образом. Фрески сев. нефа недавно были датированы сер. XIV в. Той же традиции следуют во 2-й пол. XIV в. росписи ц. ап. Петра в Мегали-Кастании. Ближайшей стилистической параллелью провинциальной, эклектичной и антиклассической тенденции в создании фресок ц. ап. Петра служат росписи ц. Ай-Николакис в том же населенном пункте.
Эпиграфический материал, который сохранился в храмах М., касается вкладов на создание церквей, росписей и изготовления мраморных деталей. Самые ранние надписи относятся к X в. Так, надпись, вырезанная на мраморной детали базилики на мысе Тигани, упоминает в качестве донатора комита Дакия, военачальника имп. флота, присутствие к-рого в замке Майна связано, вероятно, с борьбой против арабов Крита (Avraméa. 1998. P. 56). Согласно надписи в ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии, этот храм был построен на средства некоего иеромонаха в 991/2 г.; показателем социально-экономического положения ктитора является низкое качество архитектуры и живописи памятника, тогда как связь с неск. церквами данной местности указывает на общий тип спонсорства.
В XI и XII вв. главную ктиторскую роль играли клирики и миряне, их имена в надписях не сопровождаются титулами и должностями (Kalopissi-Verti. 2003). В качестве ктиторов выступают отдельные заказчики, семьи или небольшое число лиц, часто родственники. В каждом случае участие 3-4 чел. кажется необходимым для покрытия расходов на возведение храма и выполнение его резного декора. Донаторами становились и члены поселившегося на Тайгете эллинизированного слав. племени мелингов. Первый случай коллективного ктиторства при строительстве храма отмечен во 2-й пол. XI в. (резная надпись на мраморном эпистилии, вмонтированном в кладку ц. свт. Василия Великого в Ставри), в XIII в. и позднее это станет распространенным явлением. Заказы на строительство сложных церковных зданий - храмов типа вписанного креста - делали местные землевладельцы, иногда вместе с представителями духовенства. Этот факт, а также отсутствие упоминаний высокопоставленных гос. лиц и визант. императоров указывают на подъем местной аристократии и ослабление центральной власти - явление, которое, по мнению Калописи-Верти, наблюдается в целом в материковой Греции в кон. XII в.
Хотя строительная деятельность не прекращалась в 1-й пол. XIII в., численное превосходство памятников 2-й пол. столетия указывает, что возвращение Пелопоннеса под власть Византии принесло относительное благоденствие не только членам местной аристократии, выступавшим в качестве ктиторов храмов, но и сельскому населению региона, к-рое также имело возможность строить и украшать церковные здания. Особого упоминания заслуживают ц. Епископи в с. Айос-Еорьос (Παπαμαστοράκης. 1987. Σ. 156-157) и ц. великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Кафьоне, обновление ее живописного убранства было осуществлено между 1263 и 1270 гг. на средства епископа Велигостского.
В церковном спонсорстве принимали широкое участие мн. верующие, что являлось выражением личного благочестия. Известно о большом распространении коллективных дарений с участием простого народа: характерными примерами являются церкви св. Бессребреников в Кипуле (1265), арх. Михаила в Полемитесе (1278), свт. Николая Чудотворца в Эксо-Нифи (1284/85). Особо различие между прокритами и «простым народом» отмечено в ктиторской надписи в ц. св. Иоанна Предтечи в Мегали-Кастании. Обозначенный в надписях небольшой размер вкладов является показателем ограниченных экономических возможностей сельских общин М. Имели место и небольшие индивидуальные пожертвования - дары по обету для создания конкретного изображения.
В XIV в. важнейшую роль играет ктиторская деятельность Константина Спана, военного правителя эллинизированных мелингов, который перестроил ц. свт. Николая Чудотворца в Камбинари близ Плацы и украсил фресками ее центральный неф в 1337/38 г. Качество росписей храма, стихотворная форма и язык ктиторской надписи свидетельствуют о социальном статусе и об экономических возможностях заказчика.
Церковные сооружения, относящиеся к 1-м десятилетиям османского господства на п-ове Мани, отсутствуют, небольшое число храмов относится к XVI в. Строительная активность увеличивается в XVII в. и гл. обр. в XVIII в., в эпоху расцвета М., до возникновения в 1830 г. нового Греческого гос-ва. Среди крупнейших центров храмоздательства - Доли, Зарната, Плаца, Кардамили, Итило, Ареополи и Скутари. Храмы обычно небольшого размера, однонефные, с цилиндрическим сводом или с деревянной крышей, с полуциркульной или 3-гранной апсидой, с каменными иконостасом и св. престолом. Существуют примеры однонефных купольных церквей, храмов типа вписанного креста, свободного креста или с более высоким поперечным нефом. Большинство церквей со скромными неразработанными фасадами построены из неотесанных камней, отверстия для освещения малочисленны и невелики по размеру. Для храмов XVII-XVIII вв. характерны многоярусные колокольни с остроконечным пирамидальным завершением, в к-рых заметно венецианское влияние.
Церковь Св. Софии в Гурнице (Айия-София), типа вписанного креста с 2 колоннами, построенная на месте древней каменоломни в нач. XVII в., отличается кладкой фасадов из отесанных камней и стройными пропорциями. Ее особенностью также является высокий 12-гранный барабан с богатым оформлением.
Группу памятников представляют однонефные купольные храмы типа компактного вписанного креста, которые строят в XVIII в. в качестве монастырских соборов, приходских и домовых церквей (связанных с влиятельными семьями, действовавшими на п-ове Мани в период до антитур. восстания 1821-1829 гг.). Их отличают правильные пропорции и скромный декор (глухие ниши в барабане и апсидах, зубчатые ленты и каменные резные карнизы). Типичным примером является ц. свт. Спиридона Тримифунтского в Кардамили (1-я пол. XVIII в.), встроенная в укрепленный комплекс Трупакисов-Мурдзиносов. Черты эклектики видны в мраморных дверных рамах с откосами зап. типа, в насыщенном декоре оконных рам, во вмонтированных в кладку визант. сполиях, в башнеобразных колокольнях из отесанного туфа с народными рельефами. Собор мон-ря Декулу в Итило, к-рый был основан в 1765 г. Майнским еп. Даниилом и его братом протосинкеллом Никифором из рода Ятрианосов-Медикосов, следует тому же архитектурному типу. Выделяется высокий купол с цилиндрическим барабаном без окон, грани к-рого оформлены глухими нишами, вытесанными в туфе. Собору мон-ря Декулу подобна центральная ц. Таксиарха в Ареополи с башнеобразной колокольней, построенная семьей Мавромихалисов в 1798 г. Особый интерес представляют рельефы по камню, украшающие многогранную апсиду алтаря, купол и рамы проемов, с изображениями архангелов и св. воинов, к-рые имеют связь с военной доблестью ктиторов.
Росписи храмов XVII в. следовали ранней поствизант. традиции, продолжая использовать образцы иконографии и стиля палеологовского искусства. К концу столетия и в XVIII в., когда число украшенных фресками церквей возросло, а также были заново расписаны старые визант. храмы, программы росписей обогатились многими иконографическими циклами даже на ограниченных поверхностях небольших однонефных построек. Особенно любимыми были сюжеты псалмов 148-150, сцены «Страшного Суда» и наказания грешников, мученичеств и чудес святых, в т. ч. новомучеников, и т. д. Многочисленные фрески с изображением арх. Михаила отражают его особое почитание на п-ове Мани. Оно связано с представлениями о том, что пещера на мысе Тенаро является входом в подземное царство, арх. Михаил сопровождает души умерших в загробный мир. Культ арх. Михаила, «психопомпа» (проводника душ) и архистратига (главнокомандующего), дополнялся его почитанием как судии, вершащего правосудие, т. к. понятие «справедливость» являлось одним из основополагающих для маниотского общества. Зап. влияние было небольшим и отрывочным. Стилистически преобладали образы с укороченными пропорциями, неуклюжими, но оживленными движениями, выразительными ликами, схематичная трактовка одежд и резкие контуры, упрощенная композиция. Эти черты заставляют отнести фрески данного периода к категории «народного» искусства.
Согласно сохранившимся надписям, художники (за редким исключением, местные уроженцы), к-рые обучались в мастерских М., выполняли росписи храмов, выражая веру и благочестие жителей. Характерный для своей эпохи живописный ансамбль представляют фрески монастырского собора св. Параскевы близ Доли (1698). Декор ц. вмч. Георгия Победоносца в Мирсини (1746) является произведением 1-й пол. XVIII в. и 1-й известной работой художников Николая из Номициса и Анагноста из Лангады. Интересные по иконографии, но слабые по живописи фрески в ц. свт. Николая Чудотворца в Ерме 1752 г. являются самым ранним из произведений Михаила Клиродетиса из Кавалоса (ныне Пирихос). В 1765 г. Анагност Димангелеас из Кутифариса украсил собор мон-ря Декулу в Итило большим числом многофигурных композиций в духе провинциальных тенденций эпохи.
Особый расцвет в XVII и XVIII вв., прежде всего в Эксо-Мани, переживала резьба по дереву. Сохранились резные деревянные иконостасы, напр. в ц. свт. Василия Великого в Като-Доли (1710), в соборе мон-ря прор. Илии (1774), в ц. свт. Николая Чудотворца (1713) в Ворио, в соборе мон-ря Декулу в Итило.