Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАНИ
43, С. 327-338 опубликовано: 10 февраля 2021г.


МАНИ

[Греч. Μάνη], историческая область на юге Пелопоннеса, известная наличием большого количества визант. церковных памятников. П-ов Мани является средней из 3 юж. оконечностей Пелопоннеса. Горный массив Тайгет до недавнего времени затруднял сухопутное сообщение и способствовал изоляции М., тогда как рельеф береговой линии с бухтами и естественными гаванями благоприятствовал морским коммуникациям. П-ов Мани делится на 3 части, к-рые обладают особыми природными, социально-экономическими, культурными и градостроительными чертами: плодородное Эксо-Мани на зап. склонах сев. части Тайгета; бедное природными ресурсами и отличающееся суровой зимой Меса-Мани на западных склонах юж. части Тайгета и на каменистом прибрежном нагорье; Като-Мани в восточной части Тайгета. Географический термин «Майна» (Μαΐνη), который приводится в источниках средневизант. периода, по всей видимости, следует отождествлять с территорией Меса-Мани, тогда как с посл. четв. XIV в. он относится и к Эксо-Мани (Avraméa. 1998. P. 56-57, 60). В наст. время Меса-Мани и Като-Мани входят в подобласть Лакония, а Эксо-Мани - в совр. подобласть Месиния.

История М.

В ранневизант. период

В ранневизант. период п-ов Мани как часть Пелопоннеса входил в пров. Ахайя. В IV-V вв. города М. пострадали от нашествий готов и вандалов, а также от землетрясений, но до V-VI вв. сохранялся градостроительный план «городов Тенара», унаследованный от поздней античности. Население было сосредоточено в прибрежных местностях, где существовали христ. общины, о чем свидетельствуют археологические находки в Кипарисосе (визант. Кениполь), Тигани, Итило (визант. Итил), Котронасе, Йитио (визант. Гифий). Единственное упоминание М. в письменных источниках VI в. содержится у Прокопия Кесарийского (Procop. Bella. III 13. 8-9), к-рый отмечает, что визант. флот в 533 г. отплыл из Кениполя во время морского похода Велизария против вандалов в Африке. Для т. н. темных веков (VII-VIII вв.) характерно отсутствие информации и археологических свидетельств. Расселение славян (с кон. VI в.) и господство арабов на море привели к демографическому и экономическому упадку Пелопоннеса, хотя этот регион всегда находился под контролем центральной власти. В 695 г. впервые упоминается фема Эллада, частью которой был Пелопоннес. В 783 г. на полуостров был отправлен патриций и логофет дрома Ставракий. Это была 1-я военная операция против славян на Пелопоннесе и одновременно 1-е проявление интереса столицы к этому региону. Создание между 786 и 788 гг. фемы Пелопоннес со столицей в Коринфе ставило целью, с одной стороны, эффективное противодействие арабам, к-рые, имея отправной точкой Крит, продолжали нападения на прибрежные зоны, с другой - поддержку военных операций в Италии. Города были восстановлены, и население увеличилось. В Меса-Мани переход на новый уровень политической, экономической и общественной структуры повлиял на организацию пространства с рассеянными сельскими поселениями вокруг укрепленных пунктов.

Сохранились отрывочные сведения об участии представителей духовенства в церковной борьбе в период иконоборчества. Так, в Житии прп. Филарета Милостивого говорится, что это агиографическое произведение было написано внуком святого мон. Никитой из Амнии (Пафлагония) в 821/2 г., когда он находился в ссылке в Кариополе в Като-Мани (The Life of St. Philaretos the Merciful Written by His Grandson Niketas: A crit. ed. with introd., transl., not. and ind. / Ed. L. Rydén. Uppsala, 2002. P. 116). В сер. IX в. визант. войску удалось подчинить себе на Пелопоннесе слав. племена, к-рые затем вышли из повиновения, кроме мелингов и езеритов, проживавших на юге (первые - на зап. склоне Тайгета, в районе Эксо-Мани и Итила, вторые - в устье Эврота). Эти группы образовали автономные адм. единицы - склавинии, со своими архонтами, которые платили дань Византийскому гос-ву. В 1-й пол. Х в. 2 больших слав. племени Лаконии в последний раз восстали и были подчинены в результате новых военных операций. Согласно имп. Константину VII Багрянородному (913-959), маниоты (жители М.) во главе с назначаемым Византией архонтом ежегодно выплачивали 400 номисм (Const. Porphyr. De adm. imp. 50, 79-82), что служило знаком их подчинения империи и обеспечивало относительную автономию и более гибкую связь с центральной властью.

Проблема христианизации М. занимала исследователей с нач. ХХ в. Сообщение имп. Константина VII Багрянородного о том, что маниоты стали христианами только в IX в., при имп. Василии I Македонянине (Ibid. 50, 71-76), стало предметом дискуссии. Совр. исследователи пришли к выводу, что христианизация Меса-Мани в ранневизант. период захватила только прибрежные районы и ограничивалась чужеземцами и небольшим числом местных жителей в портах. Внутренние области, где отсутствуют раннехрист. археологические находки, возможно, оставались языческими до IX в., когда при имп. Василии I началось распространение христианства по всему полуострову (Γκιολές. 1984-1985. Σ. 81-85; Ιστορίες θρησκευτικής πίστης στη Μάνη. 2005. Σ. 22-23). Пелопоннес с митрополией в Коринфе относился к Вост. Иллирику и подчинялся Риму до 732/3 г., а затем перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата. Между 901 и 907 гг. впервые упоминается в нотициях Майнская епископия, подчиненная Коринфской митрополии (Darrouzès. Notitiae. P. 282. N 7).

В средние века

Военным и адм. центром п-ова Мани являлась крепость Майна, к-рая отождествляется исследователями с замком на мысе Тигани. Эпиграфические данные подтверждают присутствие на Тигани имп. флота, контролировавшего морские пути в период конфликтов с базировавшимися на Крите арабами (Avraméa. 1998. P. 56).

Успешный поход в 961 г. имп. Никифора II Фоки на Крит против арабов и последовавшее за этим прекращение их пиратских нападений в Эгейском м. привели к экономическому развитию Пелопоннеса и процветанию торговли на полуострове. Во 2-й пол. Х в. решающее значение для развития этого региона имело присутствие в юж. части Пелопоннеса прп. Никона Метаноите, происходившего из М. Азии. В завещании этого святого говорится о 2-летнем пребывании на Пелопоннесе перед его поселением в Спарте (Λαμψίδης Ο. Ο εκ Πόντου όσιος Νίκων ο Μετανοείτε: Κείμενα - Σχόλια. Αθήνα, 1982. § 2-4). За это время (определяемое исследователями между 970 и 975) он, проповедуя, обошел почти весь полуостров, включая М. Его проповедь носила миссионерский характер и была обращена гл. обр. к христианам, вера которых поколебалась, а также к славянам. Деятельность преподобного была связана с попыткой центральной власти оздоровить религ. жизнь материковой Греции. Житие прп. Никона Метаноите свидетельствует о его интересе к храмостроительству в новых архитектурных формах и к развитию живописи. Из Жития также следует, что в X-XI вв. в сельской местности Лаконии проживало смешанное население и чисто славянское, сохранявшее язычество или его определенные проявления. В эпиграфических источниках XI в. эллинизированные мелинги фигурируют как донаторы церковных построек в Эксо-Мани.

В XI в. (возможно, в 1-й пол.) фемы Эллада и Пелопоннес были объединены в одну адм. единицу с центром в г. Фивы. В этом столетии и на протяжении большей части XII в. благоденствие и экономическое развитие Пелопоннеса отразились в установлении торговых связей с Византией и с зап. странами, гл. обр. через посредство морских путей. Упоминания о М. содержатся в записках путешественников XII в. На протяжении XI-XII вв. Майнская епископия оставалась в зависимости от Коринфской митрополии. Постепенно, однако, контроль над населением Юж. Греции со стороны центральной власти ослабел; в XII в. южноитал. нормандцы стали сильнейшим соперником византийцев, совершая частые высадки на побережье Балканского п-ова, грабя острова и приморские населенные пункты. Накануне завоевания крестоносцами Юж. Греция и Пелопоннес почти целиком были изолированы от столицы, их экономика находилась в упадке и на сцену выступили местные архонты, добивавшиеся автономии.

После захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. и последовавшим разделом визант. земель на Пелопоннесе было основано Ахейское княжество, где правил франц. дом Виллардуэнов. Проникновение франков на Пелопоннес началось с сев. и зап. частей полуострова. В Лаконии местные жители на протяжении долгого времени оказывали им упорное сопротивление, на п-ове Мани борьбу до 1222 г. возглавлял Иоанн Хамарет. Только после сдачи Монемвасии в сер. XIII в. франкам удалось подчинить себе территорию. Для контроля над перевалами в горных массивах южной части Тайгета они построили замки Пассава (центр одноименного баронства), Левктр и Вел. Майна. Несмотря на завоевание Коринфа в 1210 г. франками и учреждение одноименной лат. архиепископии, Майнский епископ, видимо, оставался на своем месте до 1-й четв. XIII в. Возможно, лат. епископ был поставлен туда после создания Вел. Майны. Господство франков оказалось недолговечным: в 1262 г. Гийом II Виллардуэн после Пелагонийской битвы (1259) был вынужден отдать византийцам крепости Мистра, Монемвасия и Вел. Майна в Лаконии. Так в юго-вост. части Пелопоннеса возникла область под византийским управлением, включавшая и М., для ее усиления византийцы немедленно предприняли военные операции. В 1263/64 г. на Пелопоннес прибыл военный отряд во главе с севастократором Константином, братом имп. Михаила VIII Палеолога, тогда как визант. флот под рук. протостратора Алексея Филантропина успешно действовал у юж. побережья Лаконии. Эллинизированные мелинги, жившие в горной местности между Итилом и Каламами (Каламатой), оказали услуги византийцам, сражаясь с франками. В награду император даровал им титулы и привилегии. Между 1331/32 и 1337/38 гг. в ктиторских надписях в храмах Итила и Плацы упоминается военный правитель (τζαούσιος τοῦ δρόγγου) мелингов Константин Спан.

После восстановления визант. власти в регионе Майнская епископия была передана Монемвасийской митрополии, тогда как мелинги на зап. склонах Тайгета были подчинены Лакедемонской митрополии. Когда в 1395 г. Коринф вернулся в состав Византийской империи, то он стал оспаривать Майнскую епископию у Монемвасии, но безрезультатно.

Кроме франков, с которыми византийцы постоянно находились в состоянии войны, и пиратов серьезную опасность во 2-й четв. XIV в. представлял эмир Айдина Умур-бей. В 1335 г., после того как жители Монемвасии заплатили ему большой выкуп, он обогнул мыс Тенар и проник в зал. Месиниакос. Турки захватили 2 крепости и взяли в плен мн. жителей вопреки попыткам Константина Спана воспрепятствовать их высадке.

В 1349 г. на территории Пелопоннеса был создан Морейский деспотат, в к-ром правили младшие представители семейств Кантакузинов, а затем Палеологов. Во 2-й пол. XIV или в нач. XV в. была основана Кариопольская епископия, подчинявшаяся Лакедемонской митрополии. В 1447 г. Кириак Анконский во время путешествия по полуострову упоминает города Итил, Кипарисс, Кариополь и Гифий на п-ове Мани (Cyriac of Ancona. Later Travels / Ed. E. W. Bodnar, C. Foss. L., 2003. P. 311-327). Он сообщает, что в Итиле и Кариополе находились местные правители, состоявшие на службе у деспота Константина XI Палеолога.

В источниках содержится мало сведений о городской жизни М. в средневизант. и поздневизант. периоды, отсутствуют и демографические данные. В единичных случаях крепость Майна, Кариополь и Итил упоминаются как относительно небольшие укрепленные населенные пункты. Археологические данные также скудны, и только высокая концентрация храмов является косвенным свидетельством процветания М. Рельеф полуострова в сочетании с политическими и социально-экономическими условиями привел к рассеянной форме заселения местности, к-рая восходит к архаичной схеме, господствовавшей в этом регионе в классический период (Μόσχος, Μόσχου. 1981. Σ. 33-36). Административно-религ. центр находился не в городе, а в к.-л. укрепленном месте, к-рое имело только отдельные городские черты, тогда как рассеянные населенные пункты среднего размера, известные как «палиохоры» (παλιόχωρες - старые поселения) или «палеоманиатика» (παλαιομανιάτικα - староманиатские поселения), располагались на равнинных и полугористых плодородных землях на небольшом расстоянии друг от друга.

Период османского владычества

С захватом в 1460 г. турками Морейского деспотата на п-ове Мани начался период османского господства, во время к-рого постепенно сформировался градостроительный и культурный облик региона. Полуостров стратегического значения, его опытные в военном деле жители интересовали и турок, и венецианцев. До основания нового Греческого гос-ва в 1830 г. п-ов Мани сохранял относительную автономию в рамках Османской империи, т. к. для тур. властей было затруднительно контролировать эту местность. Жители имели права на ношение оружия и на аккордную уплату налогов. С сер. XVII в. из числа местных уроженцев назначался бей М. Привилегированное положение и приток беженцев из соседних областей привели к росту населения. В результате п-ов Мани стал самой густонаселенной областью Пелопоннеса с большой концентрацией жителей в южной, неплодородной части. Сложилась патриархальная система с особыми чертами, для к-рой была характерна боеготовность (маниоты считали себя потомками древних спартанцев), основными группами социально-общественной жизни стали вооруженные кровнородственные группы (роды) с наследственным устройством. Для продолжения рода допускалось двоеженство. Родовая организация имела отличия в Меса-Мани и Эксо-Мани, что отразилось на типах поселений. В Меса-Мани уже с визант. периода население было раздроблено на небольшие по числу жителей объединения - от 1 до 5 родов, которые жили гл. обр. в приморской местности, строили военные башни, имели коллективную собственность. В Эксо-Мани о более продвинутом социальном и экономическом развитии свидетельствуют довольно большие и средние по размеру поселения, где выделяются башенные жилища - укрепленные комплексы т. н. капитанов (местных наследственных предводителей). Перенаселение М. вызвало в XVI-XVII вв. поток эмигрантов в Италию и на принадлежавшие Венеции Ионические о-ва. Так, в 1674 г. род Ятрианосов-Медикосов переселился в Ливорно, в 1675 г. Стефанопулосы отправились на Корсику. Маниоты играли выдающуюся роль в антитур. восстаниях на Пелопоннесе.

Майнская и Кариопольская епископии продолжали существовать на протяжении османского периода, а в XVIII в. число епископий увеличилось до 8, что отражает расцвет п-ова Мани. В нач. XIX в. наметилась тенденция укрупнения и слияния епархий (напр., Никлийская епископия была присоединена к Майнской), особенно после провозглашения автокефалии Элладской Православной Церкви (1833). В 1833 г. Майнская епископия была преобразована в Гифийскую, Кариопольская - в Итилскую, Лагийская - в Асинскую, Зарнатская и Андрувистская объединены в Кардамильскую епископию, Милейская (Мильская) и Плацийская составили Зигскую епископию. К Лакедемонской епископии были присоединены Кардамильская (в 1834), Итилская (в 1841), Зигская (в 1841), Гифийская (в 1842), Асинская (в 1852) епископии. В 1852 г. на территории нома Лакония были образованы Монемвасийская и Спартанская архиепископия, Гифийская епископия и Итилская епископия (последние 2 объединились в 1900 - см. в ст. Гифийская и Итилская митрополия).

Церковная архитектура византийского периода

На территории М. обнаружены ок. 1800 церковных памятников визант. и поствизант. периодов, многочисленные светские здания периода до Греческого восстания 1821-1829 гг., руины доисторического и античного времени. Архитектурным феноменом М. является уникальная для Пелопоннеса концентрация визант. церковной архитектуры. Храмы типа вписанного креста, к-рые по форме и способам строительства относят к т. н. элладской школе, сосуществуют с маленькими однонефными сводчатыми церквами без внешнего декора, но расписанными внутри. М. дает ученым возможность на примере комплекса памятников проследить эволюции строительной практики и живописных стилей, исследовать связи с соседними областями, распознавать артели мастеров. Первыми исследованиями, посвященными визант. памятникам М., были статьи Р. Тракуэйра и А. Миго в ж. «Ежегодник Британской школы в Афинах» за 1908-1909 и 1932-1933 гг. Известность памятники М. получили в результате систематических описаний и публикаций в ж. «Протоколы Афинского археологического общества» проф. Н. Драндакиса и группы его сотрудников в 70-80-х гг. XX в. Исследования Драндакиса посвящены живописному и скульптурному украшению храмов М., наиболее полно и обобщенно эти темы освещены в 2 его монографиях. Изучение храмов М. было продолжено сотрудниками Драндакиса и профессорами Афинского национального ун-та Н. Гиолесом, Е. Делиянни-Дори, С. Калописи-Верти, В. Кепедзи, Х. Константиниди и М. Панайотиди.

Фрагмент стены базилики в местности Айос-Петрос. Кон. V в.
Фрагмент стены базилики в местности Айос-Петрос. Кон. V в.

Фрагмент стены базилики в местности Айос-Петрос. Кон. V в.
Сохранившиеся церковные сооружения ранневизантийского периода находятся внутри городских центров поздней античности или рядом с ними, что свидетельствует об их непрерывном существовании до VI-VII вв. Две базилики были открыты проф. Драндакисом в Кениполе. В местности Айос-Петрос была обнаружена часть сев. стены полуциркульной апсиды с 2-частным окном и наружными радиальными подпорками, оставшаяся от 3-нефной базилики с деревянной крышей. Скульптурный декор базилики позволяет датировать ее кон. V в. (во 2-й пол. VII в. или в VIII в. она, возможно, была реконструирована). Южнее, в местности Монастири, находятся архитектурные фрагменты апсиды небольшой 3-нефной базилики нач. VI в. В апсиде сохранились 3 ступени, высеченные в скальной породе и облицованные мрамором, которые, видимо, принадлежат епископскому трону. Многочисленные фрагменты базилики были использованы при сооружении маленького однонефного храма периода османского владычества, посвященного Успению Пресв. Богородицы. К северо-западу от Кипарисоса, на краю с. Алика, на месте позднего храма ап. Андрея частично раскопана 3-нефная базилика VII-VIII вв. В Йитио на месте древнего акрополя найдена 3-нефная базилика 2-й пол. V в. (или, более вероятно, нач. VI в.) с нартексом, украшенная мозаичными полами. К северо-западу от нее раскопан храм, одна из строительных фаз к-рого относится к нач. VII в. В порту визант. Итила, где в наст. время находится населенный пункт Каравостаси, мраморные архитектурные фрагменты, обнаруженные около поздних разрушенных церквей вмч. Георгия Победоносца и великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона, могут свидетельствовать о существовании на этом месте христ. храма. Все раннехрист. церкви находятся на побережье, во внутренних областях археологические следы этой эпохи не установлены, что указывает на особенности распространения христианства в данном регионе. Единственным исключением, возможно, является Палеохора - небольшой населенный пункт между селами Дриало и Брики, где вокруг средневизант. ц. ап. Петра раскопаны архитектурные остатки 3-нефной постройки с широким средним нефом и полукруглой апсидой, к-рая могла быть христ. храмом.

Памятники средневизантийской эпохи М. датируются IX - нач. XIII в. Количество и архитектурное качество зданий XI-XII вв. свидетельствуют о расцвете М. в этот период. Особый случай представляет ц. свт. Николая Чудотворца в местности Камбинари близ Плацы - 3-нефная сводчатая базилика с 3 полуциркульными апсидами. Разрушенный нартекс имел одинаковую ширину с базиликой. Ее основой могло быть здание рим. эпохи, перестроенное в IX в. в христ. храм. Согласно ктиторской надписи, упоминающей Константина Спана, в 1337/38 г. бо́льшая часть свода была реконструирована и устроен купол.

В зодчестве М. на протяжении долгого времени господствовала простая архитектура. В строительстве использовали местный материал, об оформлении фасадов зданий не заботились. Одновременно, несмотря на географическую изоляцию М., сооружались церкви в более искусных архитектурных формах. Маниотские постройки периода Комнинов и Ангелов, не уступающие памятникам Юж. Греции, свидетельствуют о существовании не только богатых вкладчиков с утонченным вкусом, но и мастеров, к-рые могли выполнять сложные строительные программы.

Фрагмент стены базилики, мыс Тигани. Кон. VII (?) в.
Фрагмент стены базилики, мыс Тигани. Кон. VII (?) в.

Фрагмент стены базилики, мыс Тигани. Кон. VII (?) в.
Внутри укрепленного поселения на мысе Тигани, которое считается адм. центром М., проф. Драндакис и его сотрудники открыли большую 3-нефную базилику над более ранним кладбищем. Сооружение базилики может быть отнесено к кон. VII в., по др. версии - ко 2-й пол. X или к нач. XI в. Здание имеет 3 трехгранные апсиды, нартекс и представляет собой упрощенный тип базилики прп. Никона Метаноите в Спарте. Во 2-й пол.- кон. XII в. храм был перестроен без изменения архитектурного типа и украшен мраморными деталями. Расположение базилики внутри укрепленного пункта, архитектурный тип и крупнейший на полуострове размер позволяют считать ее епископским храмом. Здание привнесло в регион изящный стиль, чуждый местной зодческой традиции. Вероятно, базилика на мысе Тигани послужила архитектурным прототипом для последующего церковного строительства.

Небольшая группа храмов, расположенных преимущественно вокруг крепости Майна, связана с элладской архитектурной школой и выделяется высоким качеством постройки. Местные строители, особенно в комниновский период, следовали элладскому зодчеству в вопросах типологии и композиции, в технологии строительства, в устройстве арок и сводов, в оформлении фасадов. Среди выразительных средств, неск. упрощенных по сравнению с утонченными архитектурными формами памятников Юж. Греции XII в.,- смешанная плинфяно-каменная кладка т. н. типа «клуазоне» и керамопластический декор. Возможно, формирование упрощенного варианта купола афинского типа с 4 окнами на главных осях и с 4 глухими нишами по диагоналям, к-рый впосл. получил широкое распространение, следует приписать местным мастерам. Др. местной особенностью, не вышедшей за пределы полуострова, стало размещение мраморных балок в пятах сводов арок, поддерживающих купол, которое имело гл. обр. декоративную функцию. В ряде храмов типа вписанного креста свод зап. рукава креста непрерывно продолжается в центральной части нартекса, подчеркивая продольную ось здания.

Церковь великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке. 1075 г.
Церковь великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке. 1075 г.

Церковь великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке. 1075 г.

Храм Агиос-Стратигос в Ано-Буларии, типа вписанного креста, с 2 колоннами и нартексом, был построен, вероятно, в нач. XI в., о чем можно судить по использованию кладки «клуазоне», в которой тесаные камни переложены плинфой, а куски кирпичей образуют буквы и геометрические мотивы на стыках. Позднее, возможно в кон. XII в., с зап. стороны нартекса был пристроен портик. К этому же времени относится первоначальный слой фресок, к-рый сохранился в алтаре, наосе и части нартекса. Внутреннюю декорацию дополняют обильно украшенные мраморные легели и темплон.

В ц. великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке в надписи на зап. легеле указана дата сооружения постройки - 1075 г., что делает этот храм ключевым для исследования эволюции зодчества М. Разнообразие и полихромность в оформлении окон и барабана купола (не имеющие прямых аналогов в регионе), использование прорезных кирпичей в качестве декора, кладка плинфой арок лицевой стороны сводчатых конструкций обнаруживают присутствие опытной строительной артели, знакомой с архитектурными тенденциями Юж. Греции.

Исследователи датируют ц. св. Таксиарха (т. е. арх. Михаила) в Харуде кон. XI в., хотя архитектурные особенности позволяют отнести строительство к нач. XII в. Размер постройки свидетельствует об амбициях заказчика - это один из самых больших по размеру храмов типа вписанного креста на п-ове Мани. В структуре объемов, композиции и оформлении фасадов господствует элладская строительная традиция, апогеем которой является барабан афинского типа с тонкой мраморной арочкой над концентрическими кирпичными арками. Мраморные украшения и легели внутри здания сочетаются с обильно украшенными вставными архитектурными деталями на фасадах.

Церковь свт. Николая Чудотворца в Охье (ок. сер. XII в.) имеет общие типологические и конструктивные черты с храмами посл. четв. XI в., а также с памятниками 2-й пол. XII в., гл. обр. в плане оформления фасадов горизонтальными элементами. Кирпичные и облицовочные фризы с орнаментами меандра и с керамической плиткой перекликаются с декором ц. вмц. Варвары в Эримосе.

Планировка ц. вмц. Варвары в Эримосе (3-я четв. XII в.), изящные пропорции, структура объемов, богатство резного декора, оформление фасадов фризами, где господствует тенденция к разнообразию и декоративности, ставят храм в один ряд с современными ему памятниками Эллады. Эволюция композиционных принципов ц. вмц. Варвары прослеживается в современном ей храме мучеников Сергия и Вакха (или Трулоти) в Ките. Пропорции постройки, декоративные средства и внимание к оформлению фасадов придают памятнику оригинальный вид. Нижняя часть здания сложена из больших каменных блоков. Верхняя часть стен в местах угловых перекрытий и сводов отделена от основной каменной кладки орнаментальным поясом, выложенным из кирпича (с мотивами поребрика и «пунктирного шва»). Стены в верхней части здания облицованы диагонально уложенной квадратной плиткой и отделены от перекрытий небольшим карнизом, выступы которого выразительно подчеркивают очертания кирпичных арок окон и ниш в рукавах креста и барабане.

Церковь великомучеников Сергия и Вакха в Ките. 3-я четв. XII в.
Церковь великомучеников Сергия и Вакха в Ките. 3-я четв. XII в.

Церковь великомучеников Сергия и Вакха в Ките. 3-я четв. XII в.
На протяжении 3-й четв. XII в. черты элладской архитектуры были восприняты в Эксо-Мани, о чем свидетельствует ц. ап. Петра в Мегали-Кастании; избыточность проемов, расположение голосников в стенах, кладка «клуазоне» подчеркивают оси здания и усиливают полихромность поверхностей.

Кладбищенскую ц. Преображения Господня в с. Номици отличает богатый керамопластический декор на фасадах с применением горлышек горшков и глиняных плиток, что позволяет датировать постройку кон. XII или нач. XIII в. Поиск нового стиля заметен и в интерьере храма, в деталях рельефа и в необычной форме мраморного темплона, к-рый имеет дугообразный эпистилий.

Многочисленны однонефные сводчатые храмы, которые отличаются небольшими размерами и простой структурой, с 2-скатными крышами. Группа храмов, расположенных внутри или в ближайшей округе старых поселений в Меса-Мани и Като-Мани с Х в. до палеологовской эпохи (исключая комниновский период), использует т. н. мегалитический тип кладки. Они возведены из необработанных или грубо отесанных камней, гл. обр. из местного известняка. Размер камней и толщина стен уменьшаются по мере повышения уровня кладки, ширина кладки в основании превышает 1 м. Стены воздвигали с 2 сторон, внешняя сторона для устойчивости обычно сооружалась с наклоном. Церковные здания строили с использованием соединительного раствора на стыках, хотя его следы обнаружены не везде, мн. исследователи считали этот метод технологией сухой кладки. Единственный отличительный элемент фасадов таких церквей - это «облегчающая» арка над дверью, обычно сложенная из хорошо отесанных квадров туфа.

В комниновский период одновременно с крестово-купольными храмами в Меса-Мани возводили однонефные церкви. Возможно, их строили местные артели, которые необычным способом адаптировали черты строительных программ крестово-купольных храмов. Иногда подчеркивались отдельные архитектурные элементы, обычно - дверные проемы (церкви великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Кафьоне, Пресв. Богородицы Фанеромени близ с. Франгулиас (Франгулианика)). В др. случаях применялась безупречная сборка с высеченными изображениями (церкви вмц. Варвары и свт. Николая Чудотворца в Глези, свт. Василия Великого в Мандофоросе, св. Соломонии близ Триандафильи) или отдавалось предпочтение кладке из больших квадров для облицовки стены, сложенной из неотесанных камней (церкви ап. Иоанна Богослова и сщмч. Власия в Пиргос-Диру, безымянный храм в Сулани близ Эримоса, ц. святых Марий в Гарденице). В др. случаях такие храмы «подражали» способам строительства и оформления фасадов храмов типа вписанного креста (кладка «клуазоне», керамопластический декор и вмонтированные в стены сосуды) - церкви вмц. Варвары и свт. Николая Чудотворца в Глези, св. Феодора в Калосе.

Расцвет декоративной резьбы средневизант. периода проявился в разнообразии мраморных деталей (рамы дверных проемов, «перегородки» окон, поддерживающие своды 8-гранные колонны, капители колонн, колонки и водостоки барабанов, темплоны). Особого упоминания заслуживает местная артель скульпторов из Майны 2-й пол. XI в. (ок. 1075) под рук. резчика по мрамору Никиты, сохранилось 5 подписанных им произведений (Δρανδάκης. 1972). При использовании общих для средневизант. резьбы мотивов оригинальный характер произведениям этой артели придавали низкий рельеф, техника «шамплеве» и тщательная обработка деталей. Современником Никиты, под влиянием к-рого, очевидно, он находился, был мастер Георгий, автор темплона (1079) в ц. Пресв. Богородицы Фанеромени близ с. Франгулиас. Зафиксированные вопреки обычной практике в эпиграфике данной местности имена резчиков по мрамору во 2-й пол. XI в. указывают на важное место мастеров в обществе М. и на небольшую социальную дифференциацию между ними и заказчиками (все они были членами одного аграрного общества) (Kalopissi-Verti. 2003. P. 344-445).

В поздневизантийский период, особенно в XIII в., церковное строительство на п-ове Мани продолжалось интенсивно вопреки историческим обстоятельствам и постоянной борьбе местного населения с лат. завоевателями. Однако Меса-Мани в качестве центра церковного зодчества постепенно уступило место Като-Мани и Эксо-Мани, где в XIV-XV вв. (гл. обр. в Эксо-Мани) сооружали здания под влиянием архитектуры Мистры.

Постройка ц. Епископи в с. Айос-Еорьос на рубеже XII и XIII вв. (ок. 1200) связана с местным архонтом Георгием Демоноянном. Использование различных архитектурных приемов (техники «клуазоне» только в кладке купола, определенный способ подгонки квадров красного мрамора, вставленные в стены декоративные сосуды, полихромия) предвосхищают стилистические поиски XIII в. и более позднего времени. Благодаря близости адм. центра полуострова, замка Тигани, в резном декоре и во фресках ц. Епископи заметно к-польское влияние.

В 1-й пол. XIII в. были построены Влахернская ц. в Мезапосе и ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» в Айия-Кириаки, названия которых напоминают одноименные святыни К-поля. Церковь Влахерны (1-е десятилетие XIII в.) представляет собой вариант простого 4-колонного храма типа вписанного креста; отсутствие окон на фронтонах и кладка из отесанных камней придают этой небольшой постройке строгость и живописность. Влахернская ц., возможно, послужила образцом для храма Пресв. Богородицы «Одигитрия» (известный как «Агитрия» - ᾿Αγήτρια) - об этом свидетельствуют ее композиционные особенности, соответствие планировки и декор фасадов. Мраморный пол, мраморные детали здания и фрески составляют изысканное убранство интерьера.

Церковь св. Иоанна Предтечи в с. Керия. Сер. XIII в.
Церковь св. Иоанна Предтечи в с. Керия. Сер. XIII в.

Церковь св. Иоанна Предтечи в с. Керия. Сер. XIII в.

В сер. XIII в. был построен храм св. Иоанна Предтечи в с. Керия (типа вписанного креста, без выделения вим). Его купол следует средневизант. традиции, так же как и вост. фасад с кладкой «клуазоне», однако конструкция арок и свода свойственны поздневизант. эпохе. Оригинальная полусфера купола с 2 ребрами в форме креста выполнена из продолговатых отесанных камней. Античные и средневизант. мраморные сполии, вставленные в фасады, создают уникальный для Меса-Мани ансамбль, где господствуют разнообразие стилей и живописность их исполнения.

Церковь Бесплотного (т. е. арх. Михаила) в Каковуно датируется 2-й пол. X или 1-й пол. XI в., однако не характерные для средневизант. архитектуры детали ставят вопрос о ее постройке в сер. XIII в. В пользу этой гипотезы свидетельствует выбор типологической разновидности храма - 2-столпного вписанного креста. Форма барабана купола следует старым образцам, но наличие ложных окон по сторонам барабана сходно с близлежащими храмами поздневизант. периода. Закрытие ложных окон плитами из сланца напоминает средневизантийскую маниотскую традицию возведения куполов афинского типа, мастер пытается сочетать элементы окон с глухими нишами барабанов. Каменные ребра, изображающие крест в полусфере купола, характерны и для ц. св. Иоанна Предтечи в с. Керия, тогда как отесанные камни в концентрических кольцах между треугольными разделами соответствуют сводам поздневизантийских памятников.

Сооружение ц. Спасителя в Гарденице относится к 1-й пол. XI в. Эта постройка отличается от средневизант. традиции: при сооружении храма использовали архитектурные решения памятников Морейского деспотата. Пятигранная средняя и 3-гранные боковые апсиды, так же как и форма барабана купола, являются оригинальными для М., но имеют параллели на территории Лаконии начиная с палеологовского периода. Разнообразие декоративных средств и избыточность внешнего декора, поиски многоцветия, что отражается гл. обр. в поверхности центральной апсиды, характеризуют архитектурную манеру эпохи Палеологов. Принимая во внимание датировку, предложенную для древнейшего слоя фресок,- ок. 1300 г., исследователи считают, что храм был построен в то же время. Пластичность оформлению зап. фасада придает большой прямоугольный портик с арками по боковым сторонам, аналогичный - в ц. арх. Михаила в Каковуно.

Церковь Спасителя в Гарденице. Ок. 1300 г.
Церковь Спасителя в Гарденице. Ок. 1300 г.

Церковь Спасителя в Гарденице. Ок. 1300 г.

Небольшой 2-столпный крестово-купольный храм вмц. Варвары на побережье бухты Скутари в Като-Мани представляет упрощенный архитектурный стиль, свойственный поздневизант. эпохе. Декоративными элементами фасадов являются только кирпичные пояса с мотивом «рыбьей кости» на карнизах торцов рукавов креста и небольшая лента с тем же мотивом в сочетании с крестообразным украшением по обеим сторонам окна зап. фасада.

Церковь свт. Николая Чудотворца в Ерме, хотя ранее и считалась постройкой средневизантийского периода, скорее должна быть отнесена к 1-й пол. XIV в. В форме барабана и окон заметно влияние архитектурной традиции Мистры.

Церковь Спасителя в с. Лангада (Эксо-Мани) типа простого 4-столпного крестово-купольного храма датируется сер. XIV в. Особый интерес представляют оформление зап. фасада глухими нишами и готические элементы в окнах и куполе. Подражание готическим образцам прослеживается и в др. памятниках, возведенных той же группой мастеров в М. (церкви Спасителя в Милья и вмч. Георгия в Конакии - Kappas. 2016). Зап. фасад увенчан звонницей с богатым керамопластическим декором.

Кроме крестово-купольных храмов с XIII в. на п-ове Мани стали строить храмы с более высоким поперечным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом. Этот тип имел неск. разновидностей, выделяется оригинальный вариант с небольшим куполом в середине поперечного свода, к-рый был характерен для Эксо-Мани (напр., церкви св. Иоанна Продрома в Мегали-Кастании и прор. Илии в Таламесе). Немногочисленные храмы, такие как старый собор монастыря великомучеников Феодоров в Проастио, церкви свт. Василия Великого в Таламесе, свт. Николая Чудотворца и вмч. Георгия в Карьюполи, относятся к типу компактного вписанного креста с куполом.

Большинство церковных построек небольшого размера используют на протяжении долгого времени распространенный на п-ове Мани тип однонефного зального сводчатого храма с подпружными арками и глухими нишами в боковых стенах или без них. Интересную особенность представляет композиция алтаря с 2 симметричными апсидами, к-рые образованы в глубине вост. стены, а снаружи окружены единой изогнутой апсидой. Однонефные 2-апсидные храмы скорее всего были посвящены 2 святым. Они известны в регионе уже с X в., но получили широкое распространение в поздневизант. период (напр., церкви вмч. Георгия в Като-Буларии и вмч. Пантелеимона в Котрафи). Необычным является случай покрытия однонефных храмов глухими куполами без барабанов, как в ц. Св. Софии в Лангаде или в парекклисионе Таксиархов в Сайдоне.

Выразительной архитектурой, упрощенной и приспособленной к местному материалу, отличаются небольшие здания, часто построенные «мегалитической кладкой» без оформления фасадов. Продолжается и сооружение претенциозных церковных зданий, хотя при осуществлении этих строительных программ определенные элементы упрощаются, видимо, в связи с возможностями местных артелей или экономическими условиями. Творческие поиски мастеров выражаются в усовершенствовании уже известных техник, таких как использование отесанных блоков туфа в кладке сводов, в арках - техники кладки плинфы со скрытым рядом. Элладские черты предыдущего периода ограничиваются элементами купольных храмов, тогда как параллельно, гл. обр. в Эксо-Мани, присутствует влияние архитектуры Морейского деспотата. В декоре фасадов доминирует керамопластический декор, характерный для поздневизантийских памятников Юж. Пелопоннеса: зубчатые ленты, ломаные линии, сетчатая плетенка. Стремление к разнообразию и многоцветию фасадов усиливают вмонтированные в стены сосуды. Зап. влияние прослеживается в определенных строительных приемах, таких как кладка из отесанных камней, использование блоков туфа в кладке сводов или в оформлении окон «сросшимися» с кладкой каменными рамами, а также в нек-рых подражаниях готическим образцам, что связано с господством франков на Пелопоннесе. В области резьбы, продолжая средневизант. традицию, маниотские мастерские изготавливали в нач. XIII в. мраморные архитектурные детали высокого качества, однако с середины столетия резьба по мрамору уступает место резьбе по туфу в сочетании с широким использованием сполий, что связано с дезорганизацией местных мастерских мраморной резьбы.

Живопись византийского периода

По сравнению с др. районами Пелопоннеса на п-ове Мани сохранилось большое количество храмов с фресками, часто росписи имеют неск. слоев. Самая ранняя сохранившаяся живопись находится в однонефном храме вмч. Прокопия близ Мезапоса. Стершаяся в наст. время аниконическая декорация датирована 1-й пол. IX в., т. е. 2-м периодом иконоборчества. К 843-976 гг. относится древнейший слой живописи в ц. ап. Петра в Палеохоре, к 1-й пол. Х в.- 1-й слой фресок в ц. арх. Михаила в с. Керия.

Роспись конхи апсиды ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии. 991–992 гг.
Роспись конхи апсиды ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии. 991–992 гг.

Роспись конхи апсиды ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии. 991–992 гг.
Создание в кон. Х в. фресок, к-рые сохранились в маленьких однонефных церквах (вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии (первоначальный слой), ап. Филиппа в Корогоньянике, вмч. Георгия Победоносца в Пьонтесе, вмч. Никиты в Кипуле, Таксиарха в Алике, вмч. Георгия Победоносца в Керии и ап. Петра в Палеохоре (2-й слой)), приписывают одной местной мастерской (Panayotidi. 2005. P. 196-197). Указанная в надписи в ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии дата (991/2) определяет время работы этой мастерской. На приверженность к раннехрист. иконографическим образцам указывает погрудное изображение в конхе апсиды небесного покровителя храма в позе моления, тогда как в стилистике росписи в целом использовались упрощенные тенденции искусства митрополии, как и в др. провинциальных мастерских.

От XI и XII вв., эпохи расцвета зодчества и резьбы, сохранились немногие живописные ансамбли. Фрагменты фресок 2-го слоя в ц. арх. Михаила в с. Керия датируют XI в., хотя они могут относиться к более позднему времени, так же как и первоначальный декор ц. ап. Филиппа в Ано-Пуле. Росписи не отклоняются от типичной иконографии, но стилистически следуют схематизированным тенденциям офиц. живописи. К 1-м десятилетиям XII в. относятся сохранившиеся части росписей ц. ап. Иоанна Богослова в Гарденице. В конце века были выполнены древнейший слой фресок в ц. Агиос-Стратигос в Ано-Буларии и росписи ц. вмц. Варвары в Глези, которые выделяются художественным качеством и демонстрируют связь с искусством столицы.

Фрески ц. Епископи (ок. 1200 или в 1-й четв. XIII в.), посвященной первоначально вмч. Георгию Победоносцу, приписывают к-польскому художнику и сопоставляют с росписями ц. Св. Софии в Монемвасии - одном из важнейших визант. центров Пелопоннеса. Выбор христологических сцен, а также развернутый житийный цикл вмч. Георгия связывают с ктиторским заказом Георгия Демоноянна.

Роспись алтарной части ц. ап. Петра в Гарденице. XIII в.
Роспись алтарной части ц. ап. Петра в Гарденице. XIII в.

Роспись алтарной части ц. ап. Петра в Гарденице. XIII в.
Особенно велико в храмах М. количество росписей XIII в. Фрески в церквах ап. Петра в Гарденице, мч. Маманта в Каравасе, мц. Кириакии (1-й слой), Успения Пресв. Богородицы в Пендакии близ Куноса и великомучеников Феодоров в Ано-Пуле (1-й слой) признаны произведениями одной и той же мастерской (Panayotidi. 2005. Р. 200-202). На основании сохранившейся датировки росписей ц. мч. Маманта (1232) деятельность мастерской относят к 1-й пол. XIII в. Иконография и стиль фресок следуют внутренней линии развития живописи в этом регионе с X-XI вв. параллельно с наивными проявлениями новаторских элементов офиц. живописи. Качественной живописью того же времени являются фрески древнейшего слоя росписей храма св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца в Ставропийи, принадлежащие мастеру, явно осведомленному о развитии стиля в крупных художественных центрах.

Мн. фресковые ансамбли были созданы во 2-й пол. XIII в., когда п-ов Мани находился в эпицентре борьбы Византийской империи за восстановление своей власти в регионе. Считается, что большое количество расписанных храмов могло быть построено в связи с ростом населения за счет беженцев, к-рые т. о. выражали благодарность за избавление от лат. завоевателей. Росписи мн. храмов носят провинциальный характер и сохраняют архаичные иконографические черты (изображение в конхах святых, к-рым посвящен храм; фронтальные изображения иерархов в апсидах). Многочисленные изображения св. воинов - дань уважения маниотов к ратным подвигам сражавшихся против завоевателей. Личные предпочтения заказчиков определили иконографические особенности фресок, напр. в конхе ц. мучеников Сергия и Вакха в Ките (ок. 1265-1285), где в композиции «Деисус» на месте св. Иоанна Предтечи помещена фигура ангела или одного из св. покровителей храма. Стилистически фрески сохраняют черты позднекомниновского искусства (схематизм изображений и линеарная трактовка складок одежд) в сочетании с новыми прогрессивными тенденциями (поиск пластичности и монументальности образов).

Второй слой росписей конхи апсиды ц. великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Кафьоне. 1263–1270 гг.
Второй слой росписей конхи апсиды ц. великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Кафьоне. 1263–1270 гг.

Второй слой росписей конхи апсиды ц. великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Кафьоне. 1263–1270 гг.
Деисус. Роспись центральной апсиды ц. свт. Николая Чудотворца в Камбинари. 1337/38 гг.
Деисус. Роспись центральной апсиды ц. свт. Николая Чудотворца в Камбинари. 1337/38 гг.

Деисус. Роспись центральной апсиды ц. свт. Николая Чудотворца в Камбинари. 1337/38 гг.
Определенные живописные ансамбли, такие как в церквах Агитрии (ок. 1265-1275), св. Параскевы в Спилея-Диру (1-й слой, ок. 1265-1275) и во Влахернской ц. в Мезапосе (ок. 1265-1275), выдают художников, к-рые следуют новаторским тенденциям в искусстве митрополии. Более провинциальный характер виден в декоре церквей арх. Михаила в Полемитесе (1278, мастер Георгий Константиниан) и вмч. Георгия Победоносца в Каринии (1281), а также во фресках руинированного храма Успения Пресв. Богородицы в местности Коракис близ Мины, созданных одной местной мастерской в посл. четв. XIII в. Та же провинциальная тенденция проявляется во фресках многочисленных церквей, таких как св. Бессребреников в Кипуле (1265, мастера братья Николай и Феодор из Рецицы), свт. Николая Чудотворца в Глези (3-я четв. XIII в.), свт. Василия Великого в Калосе (кон. XIII в.), свт. Николая Чудотворца «стис Маруленас» («στης Μαρούλαινας») в Мегали-Кастании (кон. XIII в.), вмч. Пантелеимона в Котрафи (ок. 1300) (при этом качество выполнения работ разное). Влияние искусства крестоносцев было ограничено, но заметно в росписях ряда храмов, напр. церквей ап. Петра в Глези (1262-1270), мц. Кириакии в Маратосе (ок. 1300), вмч. Георгия Победоносца в Мегали-Кастании (посл. четв. XIII в.).

Новаторским является декор 2-го слоя фресок ц. великомучеников Феодоров в Кафьоне (1263-1270). Не исключено, что художник происходил из К-поля, как считал Драндакис, и прибыл на п-ов Мани с военным отрядом севастократора Константина, к-рый упоминается в ктиторской надписи храма вместе с имп. Михаилом VIII Палеологом, его супругой Феодорой и высокопоставленными в церковной иерархии донаторами. Этим может объясняться высокое качество фресок: выразительность в передаче объема, пластичность тел и живописность в моделировке ликов; эти же черты отмечены в 1-й фазе росписей митрополичьего собора вмч. Димитрия Солунского в Мистре.

В XIV и 1-й пол. XV в. количество фресковых ансамблей уменьшается, они продолжают следовать традиционной схеме упрощенным, почти наивным способом: росписи церквей св. Таксиарха или св. Луки в Калосе (1300-1320), вмч. Георгия в Ките (1321, худож. Феодосий), вмц. Марины в Лангаде (1347/48, 2-й слой), свт. Николая Чудотворца в Полемитесе (2-я пол. XIV в.) и св. Параскевы в Плаце (1412). Второй слой фресок в ц. Пресв. Богородицы Фанеромени близ с. Франгулиас (1322/23) представляет произведение талантливого художника, который следует одной из провинциальных версий тенденций 1-й четв. XIV в., гл. обр. фрескам ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» в Мистре. Фресковый ансамбль ц. вмч. Георгия Победоносца в Никандрио был выполнен в стиле новейших тенденций 1-й четв. XIV в.

Вехой в развитии монументальной живописи М. является роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Камбинари близ Плацы. Фрески центрального нефа, заказ Константина Спана в 1337/38 г., созданы в «экспрессионистской» манере и сочетают выразительность в передаче объема с энергичным и драматическим движением под влиянием искусства столицы Морейского деспотата - Мистры. Фрески южного придела, выполненные позднее, в 1343/44 и 1348/49 гг., следуют стилю росписей центрального нефа более формальным образом. Фрески сев. нефа недавно были датированы сер. XIV в. Той же традиции следуют во 2-й пол. XIV в. росписи ц. ап. Петра в Мегали-Кастании. Ближайшей стилистической параллелью провинциальной, эклектичной и антиклассической тенденции в создании фресок ц. ап. Петра служат росписи ц. Ай-Николакис в том же населенном пункте.

Эпиграфический материал

Эпиграфический материал, который сохранился в храмах М., касается вкладов на создание церквей, росписей и изготовления мраморных деталей. Самые ранние надписи относятся к X в. Так, надпись, вырезанная на мраморной детали базилики на мысе Тигани, упоминает в качестве донатора комита Дакия, военачальника имп. флота, присутствие к-рого в замке Майна связано, вероятно, с борьбой против арабов Крита (Avraméa. 1998. P. 56). Согласно надписи в ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии, этот храм был построен на средства некоего иеромонаха в 991/2 г.; показателем социально-экономического положения ктитора является низкое качество архитектуры и живописи памятника, тогда как связь с неск. церквами данной местности указывает на общий тип спонсорства.

Вознесение Господне. Роспись в ц. Епископи в Айос-Еорьос. 1-я четв. XIII в.
Вознесение Господне. Роспись в ц. Епископи в Айос-Еорьос. 1-я четв. XIII в.

Вознесение Господне. Роспись в ц. Епископи в Айос-Еорьос. 1-я четв. XIII в.
В XI и XII вв. главную ктиторскую роль играли клирики и миряне, их имена в надписях не сопровождаются титулами и должностями (Kalopissi-Verti. 2003). В качестве ктиторов выступают отдельные заказчики, семьи или небольшое число лиц, часто родственники. В каждом случае участие 3-4 чел. кажется необходимым для покрытия расходов на возведение храма и выполнение его резного декора. Донаторами становились и члены поселившегося на Тайгете эллинизированного слав. племени мелингов. Первый случай коллективного ктиторства при строительстве храма отмечен во 2-й пол. XI в. (резная надпись на мраморном эпистилии, вмонтированном в кладку ц. свт. Василия Великого в Ставри), в XIII в. и позднее это станет распространенным явлением. Заказы на строительство сложных церковных зданий - храмов типа вписанного креста - делали местные землевладельцы, иногда вместе с представителями духовенства. Этот факт, а также отсутствие упоминаний высокопоставленных гос. лиц и визант. императоров указывают на подъем местной аристократии и ослабление центральной власти - явление, которое, по мнению Калописи-Верти, наблюдается в целом в материковой Греции в кон. XII в.

Хотя строительная деятельность не прекращалась в 1-й пол. XIII в., численное превосходство памятников 2-й пол. столетия указывает, что возвращение Пелопоннеса под власть Византии принесло относительное благоденствие не только членам местной аристократии, выступавшим в качестве ктиторов храмов, но и сельскому населению региона, к-рое также имело возможность строить и украшать церковные здания. Особого упоминания заслуживают ц. Епископи в с. Айос-Еорьос (Παπαμαστοράκης. 1987. Σ. 156-157) и ц. великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Кафьоне, обновление ее живописного убранства было осуществлено между 1263 и 1270 гг. на средства епископа Велигостского.

В церковном спонсорстве принимали широкое участие мн. верующие, что являлось выражением личного благочестия. Известно о большом распространении коллективных дарений с участием простого народа: характерными примерами являются церкви св. Бессребреников в Кипуле (1265), арх. Михаила в Полемитесе (1278), свт. Николая Чудотворца в Эксо-Нифи (1284/85). Особо различие между прокритами и «простым народом» отмечено в ктиторской надписи в ц. св. Иоанна Предтечи в Мегали-Кастании. Обозначенный в надписях небольшой размер вкладов является показателем ограниченных экономических возможностей сельских общин М. Имели место и небольшие индивидуальные пожертвования - дары по обету для создания конкретного изображения.

В XIV в. важнейшую роль играет ктиторская деятельность Константина Спана, военного правителя эллинизированных мелингов, который перестроил ц. свт. Николая Чудотворца в Камбинари близ Плацы и украсил фресками ее центральный неф в 1337/38 г. Качество росписей храма, стихотворная форма и язык ктиторской надписи свидетельствуют о социальном статусе и об экономических возможностях заказчика.

Поствизантийские памятники

Церковные сооружения, относящиеся к 1-м десятилетиям османского господства на п-ове Мани, отсутствуют, небольшое число храмов относится к XVI в. Строительная активность увеличивается в XVII в. и гл. обр. в XVIII в., в эпоху расцвета М., до возникновения в 1830 г. нового Греческого гос-ва. Среди крупнейших центров храмоздательства - Доли, Зарната, Плаца, Кардамили, Итило, Ареополи и Скутари. Храмы обычно небольшого размера, однонефные, с цилиндрическим сводом или с деревянной крышей, с полуциркульной или 3-гранной апсидой, с каменными иконостасом и св. престолом. Существуют примеры однонефных купольных церквей, храмов типа вписанного креста, свободного креста или с более высоким поперечным нефом. Большинство церквей со скромными неразработанными фасадами построены из неотесанных камней, отверстия для освещения малочисленны и невелики по размеру. Для храмов XVII-XVIII вв. характерны многоярусные колокольни с остроконечным пирамидальным завершением, в к-рых заметно венецианское влияние.

Церковь Св. Софии в Гурнице (Айия-София), типа вписанного креста с 2 колоннами, построенная на месте древней каменоломни в нач. XVII в., отличается кладкой фасадов из отесанных камней и стройными пропорциями. Ее особенностью также является высокий 12-гранный барабан с богатым оформлением.

Группу памятников представляют однонефные купольные храмы типа компактного вписанного креста, которые строят в XVIII в. в качестве монастырских соборов, приходских и домовых церквей (связанных с влиятельными семьями, действовавшими на п-ове Мани в период до антитур. восстания 1821-1829 гг.). Их отличают правильные пропорции и скромный декор (глухие ниши в барабане и апсидах, зубчатые ленты и каменные резные карнизы). Типичным примером является ц. свт. Спиридона Тримифунтского в Кардамили (1-я пол. XVIII в.), встроенная в укрепленный комплекс Трупакисов-Мурдзиносов. Черты эклектики видны в мраморных дверных рамах с откосами зап. типа, в насыщенном декоре оконных рам, во вмонтированных в кладку визант. сполиях, в башнеобразных колокольнях из отесанного туфа с народными рельефами. Собор мон-ря Декулу в Итило, к-рый был основан в 1765 г. Майнским еп. Даниилом и его братом протосинкеллом Никифором из рода Ятрианосов-Медикосов, следует тому же архитектурному типу. Выделяется высокий купол с цилиндрическим барабаном без окон, грани к-рого оформлены глухими нишами, вытесанными в туфе. Собору мон-ря Декулу подобна центральная ц. Таксиарха в Ареополи с башнеобразной колокольней, построенная семьей Мавромихалисов в 1798 г. Особый интерес представляют рельефы по камню, украшающие многогранную апсиду алтаря, купол и рамы проемов, с изображениями архангелов и св. воинов, к-рые имеют связь с военной доблестью ктиторов.

Росписи храмов XVII в. следовали ранней поствизант. традиции, продолжая использовать образцы иконографии и стиля палеологовского искусства. К концу столетия и в XVIII в., когда число украшенных фресками церквей возросло, а также были заново расписаны старые визант. храмы, программы росписей обогатились многими иконографическими циклами даже на ограниченных поверхностях небольших однонефных построек. Особенно любимыми были сюжеты псалмов 148-150, сцены «Страшного Суда» и наказания грешников, мученичеств и чудес святых, в т. ч. новомучеников, и т. д. Многочисленные фрески с изображением арх. Михаила отражают его особое почитание на п-ове Мани. Оно связано с представлениями о том, что пещера на мысе Тенаро является входом в подземное царство, арх. Михаил сопровождает души умерших в загробный мир. Культ арх. Михаила, «психопомпа» (проводника душ) и архистратига (главнокомандующего), дополнялся его почитанием как судии, вершащего правосудие, т. к. понятие «справедливость» являлось одним из основополагающих для маниотского общества. Зап. влияние было небольшим и отрывочным. Стилистически преобладали образы с укороченными пропорциями, неуклюжими, но оживленными движениями, выразительными ликами, схематичная трактовка одежд и резкие контуры, упрощенная композиция. Эти черты заставляют отнести фрески данного периода к категории «народного» искусства.

Согласно сохранившимся надписям, художники (за редким исключением, местные уроженцы), к-рые обучались в мастерских М., выполняли росписи храмов, выражая веру и благочестие жителей. Характерный для своей эпохи живописный ансамбль представляют фрески монастырского собора св. Параскевы близ Доли (1698). Декор ц. вмч. Георгия Победоносца в Мирсини (1746) является произведением 1-й пол. XVIII в. и 1-й известной работой художников Николая из Номициса и Анагноста из Лангады. Интересные по иконографии, но слабые по живописи фрески в ц. свт. Николая Чудотворца в Ерме 1752 г. являются самым ранним из произведений Михаила Клиродетиса из Кавалоса (ныне Пирихос). В 1765 г. Анагност Димангелеас из Кутифариса украсил собор мон-ря Декулу в Итило большим числом многофигурных композиций в духе провинциальных тенденций эпохи.

Особый расцвет в XVII и XVIII вв., прежде всего в Эксо-Мани, переживала резьба по дереву. Сохранились резные деревянные иконостасы, напр. в ц. свт. Василия Великого в Като-Доли (1710), в соборе мон-ря прор. Илии (1774), в ц. свт. Николая Чудотворца (1713) в Ворио, в соборе мон-ря Декулу в Итило.

Лит.: Traquair R. Laconia: III. The Churches of Western Mani // The Annual of the British School at Athens. Athens, 1908-1909. T. 15. P. 177-213; Megaw A. H. S. Byzantine Architecture in Mani // Ibid. 1932-1933. T. 33. P. 137-162; Wagstaff J. M. The Economy of the Mani Peninsula (Greece) in the 18th Cent. // BalkSt. 1965. T. 6. P. 293-304; idem. Further Observations on the Location of Grand Magne // DOP. 1991. Vol. 45. P. 141-148; Δρανδάκης Ν. Β. Νικήτας Μαρμαράς (1075) // Δωδώνη. 1972. Τ. 1. Σ. 21-44; idem. Από την παλαιοχριστιανική και βυζαντινή Μάνη: Θέματα «αρχαιολογικά» - τοπογραφικά - δημογραφικά // Ιστορικογεωγραφικά. 1986. Τ. 1. Σ. 15-28; idem. Παρατηρήσεις στις τοιχογραφίες του 13ου αιώνα που σώζονται στη Μάνη // The 17th Intern. Byzantine Congress, Major Papers, Dumbarton Oaks. N. Y., 1986. P. 683-712; idem. Βυζαντινές τοιχογραφίες της Μέσα Μάνης. Αθήνα, 1995; idem. σημειώσεις κυρίως για την τοιχοδομία και την αρχιτεκτονική βυζαντινών ναών της Μέσα Μάνης // Λακωνικαί Σπουδαί. 1998. Τ. 15. Σ. 281-321; idem. Βυζαντινά γλυπτά της Μάνης. Αθήνα, 2002; idem. Μάνη και Λακωνία / Επιμ. Χ. Κωνσταντινίδη // Λακωνικαί Σπουδαί. Παράρτημα 17. Αθήνα, 2009. 5 τ.; Μουρίκη Ντ. Οι τοιχογραφίες της Αγίου Νικολάου στην Πλάτσα της Μάνης. Αθήναι, 1975; σταυροπολου-Μακρή Α. Οι τοιχογραφίες του Αγίου Νικολάου Γλέζου στη Μέσα Μάνη // Δωδώνη. 1979. Τ. 8. Σ. 299-332; Μόσχος Τ., Μόσχου Λ. Παλαιομανιάτικα: Οι βυζαντινοί αγροτικοί οικισμοί της Λακωνικής Μάνης // αρχαιολογικά Ανάλεκτα εξ Αθηνών. 1981. Τ. 14. Σ. 3-29; Γκιολές Ν. Οι τοιχογραφίες του Αγίου Πέτρου Πύργου Διρού στη Μάνη και η ιδιόμορφη εις ´Αδου Κάθοδος // Λακωνικαί Σπουδαί. 1982. Τ. 6. Σ. 134-161; idem. συμβολή στην ερμηνεία των μικρασιατικών στοιχείων της τέχνης του 10ου αιώνα στη Μάνη // Δελτίο Κέντρου Μικρασιατικών Σπουδών. 1984-1985. Τ. 5. Σ. 71-93; Δροσογιάννη Θ. Α. Σχόλια στις τοιχογραφίες της εκκλησίας του Αγίου Ιωάννου του Προδρόμου στη Μεγάλη Καστάνια Μάνης. Αθήνα, 1982; Κωνσταντινίδη Χ. Ο ναός της Αγίας Σοφίας στη Λαγκάδα της ´Εξω Μάνης // Λακωνικαί Σπουδαί. 1982. Τ. 6. Σ. 80-124; eadem. Ο σταυρεπίστεγος ναός της Αγίας ΙΙαρασκευής στην Πλάτσα της ´Εξω Μάνης // Πελοποννησιακά. 1985-1986. Τ. 16. Σ. 423-440; eadem. Ο ´Αγιος Μάμας στον Καραβά Κούνου Μέσα Μάνης (1232) // Λακωνικαί Σπουδαί. 1990. Τ. 10. Σ. 141-165; eadem. Ο ναός της Θανερωμένης στα Θραγκουλιάνικα της Μέσα Μάνης. Αθήνα, 1998; Tomecović S. Le décor peint de l' église de Blacherna à Mezapos (le Magne) // ЗЛУ. 1983. T. 19. С. 1-16; Αβραμέα Α. Ιστορικές μαρτυρίες και αρχαιολογικά τεκμήρια από το Οίτυλο της Μάνης: Από την αρχαιότητα μέχρι το ΙΕ´ αι. // Λακωνικαί Σπουδαί. 1983. Τ. 7. Σ. 3-22; eadem (Avraméa A.). Le Magne byzantin: Problèmes d'histoire et de topographie // Ευψυχία: Mélanges offerts à Hélène Ahrweiler. P., 1998. T. 1. P. 49-62; Παπαμαστοράκης Τ. Το εικονογραφικό πρόγραμμα του τρούλου Αγίου Γεωργίου (Επισκοπής) στην Κίττα της Μάνης // αρχαιολογικά Ανάλεκτα εξ Αθηνών. 1987. Τ. 20. Ν 1-2. Σ. 140-158; Ετζέογλου Ρ. Καρυούπολις, μία ερειπωμένη βυζαντινή πόλη: Σχεδίασμα ιστορικής γεωγραφίας της βορειοανατολικής Μάνης // Λακωνικαί Σπουδαί. 1988. Τ. 9. Σ. 3-60; Καββαδία-Σπονδύλη Α. Μία νέα βυζαντινή θέση στη Μάνη // Πελοποννησιακά. 1987-1988. Τ. 17. Παράρτημα. Σ. 85-116; Μιχαηλίδης Μ., Χριστοφίου Α. Μοναστήρια περιοχής Καρδαμύλης, Καπετανίας των Τρουπάκηδων - Μούρτζινων // Εκκλησίες στην Ελλάδα μετά την ´Αλωση. Αθήνα, 1989. Τ. 3. Σ. 189-210; Panayotidi M. Quelques affinités intéressantes entre certaines peintures dans le Magne et dans l' Italie méridionale // Ad ovest di Bisanzio: Il Salento medioevale: Atti del Seminario Intern. di Studio, Martano, 29-30 apr. 1988. Galatina, 1990. P. 117-125; eadem. Un aspect de l' art provincial, témoignage des ateliers locaux dans la peinture monumentale // ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). С. 178-192; eadem (Παναγιωτίδη Μ.). Οι γραμματικές γνώσεις των ζωγράφων: ´Ενα παράδειγμα σχετικού προβληματισμού από τη Μάνη // ΔΧΑΕ. 2003. Τ. 24. Σ. 185-194; eadem. Village Painting and the Question of Local (?)lsquo;Workshops' // Les Villages dans l' Empire byzantine (IVe - XVe siècle). P., 2005. P. 193-212; Δρανδάκης Ν. Β., Δωρή Ε., Κέπετζη Β., Κωνσταντουδάκη Μ. ´Ερευνα στην Κάτω Μάνη. Αθήναι, 1993; Καλοπίση-Βέρτη Σ. Ο ναός του Αρχαγγέλου Μιχαήλ στην Πολεμίτα της Μέσα Μάνης (1278) // Αντίφωνον: Αφιέρωμα στην καθηγητή Ν. Β. Δρανδάκη. Θεσ., 1994. Σ. 451-474; eadem (Kalopissi-Verti S.). Stylistic Trends in the Palaeologan Painted Churches of the Mani, Peloponnese // ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). С. 193-209; eadem. Epigraphic Evidence in Middle-Byzantine Churches of the Mani: Patronage and Art Production // Λαμπηδών: Αφιέρωμα στη μνήμη της Ντούλας Μουρίκη. Αθήνα, 2003. Τ. 1. Σ. 339-354; Μάνη: Μαρτυρίες για το χώρο και την κοινωνία: Περιηγητές και επιστημονικές αποστολές, 15ος-19ος αι.: πρακτικά Συμποσίου, Λιμένι Αρεόπολης, 4-7 Νοεμβρίου 1993. Αθήνα, 1996; Αλεξάκης Ε. Π. Μάνη: Γένη και οικογένεια. Αθήνα, 19982; Σαΐτας Γ. Μάνη: Ελληνική Παραδοσιακή Αρχιτεκτονική. Αθήνα, 2001; Μανιάτικοι οικισμοί // Δίκτυο Μουσείων Μάνης 1. κατάλογος μόνιμης έκθεσης. Αθήνα, 2004; Ιστορίες θρησκευτικής πίστης στη Μάνη // Δίκτυο Μουσείων Μάνης 2. κατάλογος μόνιμης έκθεσης. Αθήνα, 2005; Κόμης Κ. Πληθυσμός και οικισμοί της Μάνης: 15ος-19ος αιώνας. Ιωάννινα, 20052; Kontogiannis N., Germanidou S. The Iconographic Program of the Prophet Elijah Church, in Thalames, Greece // BZ. 2008. Bd. 101. N 1. S. 55-87; Επιστημονικό Συμπόσιο στη μνήμη Νικολάου Β. Δρανδάκη για τη Βυζαντινή Μάνη, Καραβοστάσι Οιτύλου, 21-22 Ιουνίου 2008: πρακτικά / Επιμ. Ε. Π. Ελευθερίου, Α. Μέξια. Σπάρτη, 2008-2009; Μπούζα Ν. Παρατηρήσεις στο ναό του Αγίου Πέτρου στην Καστάνια της Μεσσηνιακής Μάνης // Ανταπόδοση: Μελέτες βυζαντινής και μεταβυζαντινής αρχαιολογίας και τέχνης προς τιμήν της καθηγήτριας Ελένης Δεληγιάννη-Δωρή. Αθήνα, 2010. Σ. 247-266; Μέξια Α. Βυζαντινή ναοδομία στην Πελοπόννησο: Η περίπτωση των μεσοβυζαντινών ναών της Μέσα Μάνης: Diss. Αθήνα, 2011. 2 τ.; eadem. Η βασιλική στο Τηγάνι της Μέσα Μάνης: Συμβολή στην οικοδομική ιστορία του ναού // Αφιέρωμα στον Ακαδημαϊκό Π. Λ. Βοκοτόπουλο. Αθήνα, 2015. Σ. 57-66; Μηλίτση-Κεχαγιά Ε. ´Αγιος Νικόλαος στο Καμπινάρι Πλάτσας στη Μάνη: Παρατηρήσεις στο γλυπτό διάκοσμο του τέμπλου // ΔΧΑΕ. 2012. Τ. 33. Σ. 105-118; Kappas M. Exchanging Forms Between East and West: The Case of a Middle 14th Cent. Group of Masons in the Mani Peninsula // Against Gravity: Building Practices in the Pre-Industrial World, Univ. of Pennsylvania, 20-22 March 2015. Phil., 2016.
А. Мексия
Ключевые слова:
Христианство на территории разных стран. Греция Греция. История Страноведение. Греция История изобразительного искусства Мани, историческая область на юге Пелопоннеса, известная наличием большого количества византийских церковных памятников
См.также:
АРТА г. в обл. Эпир и митрополия Элладской Православной Церкви
АФИНЫ столица Греческой Республики
ВЕРРИЯ город в обл. Македония (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви
ГЕРАКИ г. на Пелопоннесе (на месте античного г. Геронтры)
ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ I
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ территория на юге Балканского п-ова
ЛЕСБОС остров в сев.-вост. части Эгейского м., на нем расположены Митилинская митрополия Элладской Православной Церкви
«АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига
АРЕОПАГ холм на Афинском акрополе
АФОН крупнейшее в мире средоточие православного монашества