Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГЕРАКИ
11, С. 126-128 опубликовано: 1 февраля 2011г.


ГЕРАКИ

[Ераки; греч. Γεράκι], г. на Пелопоннесе (на месте античного г. Геронтры), к юго-востоку от Спарты, в к-ром сосредоточено значительное число визант. памятников; название происходит от знатного визант. рода Иераков. В нач. XIII в., во время правления франков на Пелопоннесе, Г. стал одним из 12 баронств Морейского деспотата. В 1210 г. франц. рыцарь Гвидо де Нивеле построил на горе над Г. крепость, ставшую в XIII в. стратегическим пунктом на дороге между Мистрой и Монемвасией. В крепости находятся визант. церкви Богоявления (XIII в.), св. Таксиархов (XIII, XV вв.), вмч. Георгия (XIV в.), св. Параскевы (XV в.), Божией Матери «Живоносный Источник» (XV в.), прор. Илии (XV в.). К визант. постройкам в городе относится ряд храмов XII-XIV вв., построенных из камня и плинфы. Эти храмы, как правило, включают фрагменты ранних сооружений.

Церковь Евангелистрии

Церковь Евангелистрии. XII в.
Церковь Евангелистрии. XII в.

Церковь Евангелистрии. XII в.
(XII в.) - 4-столпная, типа вписанного креста. Особенностью храма является увеличенный купол на 8-гранном барабане, в к-ром изначально было 8 окон (часть заложена), существующие окна в стенах растесаны позднее. Рукава планового креста перекрыты 2-скатными кровлями; над зап. рукавом возвышается звонница.

Храм был расписан трижды, но каждый раз не полностью. Первоначальный ансамбль фресок большинство исследователей относят к XII в. В куполе - поясное изображение Господа Вседержителя; необычно написание монограммы IC XC, буквы к-рой развернуты на 90° относительно лика. Вокруг фигуры Спасителя - орнаментальный пояс, ниже - изображения небесных сил: ангелов, тетраморфов и серафимов, поклоняющихся Этимасии. В барабане в простенках - ростовые фигуры пророков. В парусах помещены изображения евангелистов (образ ап. Матфея не сохр.). В конхе апсиды - Богоматерь Платитера, ниже - 4 святителя.

Каменная алтарная преграда, построенная в то же время, что и храм, расписана с 2 сторон: на обращенной в алтарь - 2 святителя, один из к-рых - Афанасий Великий; на обращенной в наос - Богоматерь и арх. Михаил (слева), Иисус Христос и св. Иоанн Предтеча, ангел пустыни (справа); под слоем XV в. сохранились фрагменты ранней росписи.

В люнете сев. рукава - «Сошествие во ад», западного - «Распятие», южного - «Введение Богоматери во храм» (в левой части - «Кормление Богоматери ангелом», композиция пострадала при растесывании оконного проема). На столпах - образы святых.

Церковь во имя свт. Иоанна Златоуста

Поклонение жертве. Роспись апсиды ц. свт. Иоанна Златоуста. Рубеж XII-XIII вв. (или кон. XIII - нач. XIVв.)
Поклонение жертве. Роспись апсиды ц. свт. Иоанна Златоуста. Рубеж XII-XIII вв. (или кон. XIII - нач. XIVв.)

Поклонение жертве. Роспись апсиды ц. свт. Иоанна Златоуста. Рубеж XII-XIII вв. (или кон. XIII - нач. XIVв.)
(бывш. кладбищенская) - зального типа, с одной полукруглой апсидой, перекрыта цилиндрическим сводом. Вход в храм, расположенный в центре юж. стены, выложен 4 мраморными плитами рим. времени; над дверным проемом - плита с надписями. Вход в сев. стене был заложен во время ремонта в 1450 г. Стены декорированы ромбовидными узорами, выложенными керамической плиткой. В интерьере вдоль сев. и юж. стен расположены 3 пары глухих ниш (1,6×1,7 м), характерные и для др. церквей Г., типологически восходящих к архитектуре Крита и Кипра. На каменной алтарной преграде (того же времени, что и храм) сохранились фрагменты росписи (изображение свт. Иоанна Златоуста на троне - на стороне, обращенной в наос).

Роспись, как и сам храм, датируется рубежом XII-XIII вв. или кон. XIII - нач. XIV в. В конхе апсиды помещено поясное изображение Богоматери Платитеры с Младенцем Христом в сфере и 2 поклоняющимися ангелами. Ниже - композиция «Поклонение жертве»: святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Афанасий перед престолом с киворием, на к-ром в огромном дискосе - Спаситель. Его тело покрыто 4-угольным красным платом с крестом, из прободенного ребра струится кровь в стоящий рядом дискос.

Над алтарной конхой - «Благовещение», на своде над алтарем - «Вознесение»: медальон с образом Христа во славе поддерживают 4 ангела, ниже - 2 группы апостолов.

На своде наоса - евангельский цикл: «Введение во храм и кормление Богоматери ангелом», «Рождество», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Поцелуй Иуды», «Воскресение» (в 2 сценах - «Жены-мироносицы у Гроба Господня» и «Сошествие во ад»), «Успение Богоматери». Изображения святых представлены в верхней зоне наоса: в медальонах - погрудно, в простенках между аркосолиями - в рост. В нишах сев. стены изображены «Успение свт. Иоанна Златоуста», вмч. Георгий, поражающий змея, и Собор архангелов, юж. стены - Деисус и святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон. В люнете зап. стены - «Распятие»; ниже - святые Константин и Елена с крестом и «Восшествие Христа на крест».

Портрет ктитора - иерея и хартофилакса Христофора Кондолеоса, изображенного в белых одеждах в молении ко Христу (в левой части наоса, внизу),- относится, как следует из надписи, к 1450 г.; тогда же было выполнено изображение прор. Елисея в наосе.

Церковь во имя свт. Николая

Причащение прп. Марии Египетский. Роспись ц. во имя свт. Николая. Кон. XII в.
Причащение прп. Марии Египетский. Роспись ц. во имя свт. Николая. Кон. XII в.

Причащение прп. Марии Египетский. Роспись ц. во имя свт. Николая. Кон. XII в.
построена по плану, объединяющему 2 помещения зального типа, вытянутые по оси «восток-запад», каждое из них перекрыто 2-скатной кровлей. Сев. часть храма имеет большую полусферическую апсиду с 1 окном (первоначально была 5-гранной). Юж. помещение - без апсиды, что характерно для ряда храмов-усыпальниц (напр., костница Неа-Мони на Хиосе, ц. Богоматери Елеусы в Велюсе). В юго-вост. часть храма включен фрагмент стены более древнего сооружения, на к-рую опирается свод; юж. стену поддерживают контрфорсы. Обрамления наружных ниш декорированы керамическими украшениями. Поребрик на стенах появился после реставрации в 1937 г.

Фрески, значительная часть к-рых утрачена после обрушения свода, датируются кон. XIII в. (по аналогии с фресками мон-ря Градац и в Арилье, Сербия). В конхе апсиды - фрагменты фигуры Господа Вседержителя и 2 архангелов по сторонам. Это единичный пример подобной композиции в росписях церквей Г., типичной для храмов Каппадокии и Италии. Ниже частично сохранились фигуры святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Афанасия Великого.

Церковь во имя свт. Николая. XIII в.
Церковь во имя свт. Николая. XIII в.

Церковь во имя свт. Николая. XIII в.

На обращенной в алтарь стороне каменной алтарной преграды изображено «Причащение прп. Марии Египетской», на стороне, обращенной в наос,- Христос на троне (справа), Богородица на троне с Младенцем Христом на коленях (слева).

В нишах сев. и юж. стен наоса и между ними - образы святых. На зап. стене над дверным проемом сохранились фрагменты «Распятия»; ниже, по сторонам проема,- ангел и «Восшествие Христа на крест». Иконографическая программа юж. части храма была посвящена Второму пришествию Иисуса Христа, что также может указывать на его погребальное назначение. Сохранились фрагменты росписи, входящие в композицию «Страшный Суд»: море отдает мертвецов, трубящий ангел, мучение грешников.

Церковь во имя святых Феодоров

(предположительно кон. XIII - 1-я пол. XIV в. или XIV-XV вв.), 1-апсидная, имеет 2 входа с зап. и юж. сторон, перекрыта крестовым сводом; освещается 2 окнами, расположенными в юж. тимпане и в алтаре. Ниши на внешних стенах храма имеют обрамления из плинфы, апсида украшена поребриком. Фрески не сохранились; возможно, храм расписан не был.

Церковь во имя свт. Афанасия Великого

(XII-XIII вв.) (кладбищенская) принадлежит к 4-столпным купольным постройкам типа вписанного креста с 3 апсидами. Купол и своды храма, пострадавшие от землетрясения, воссозданы во время реставрационных работ 1960-1963 гг. по образцу купола ц. во имя мч. Созонта. Арочные завершения окон и входа, украшения зап. и юж. фасадов выложены из плинфы.

Фрески сохранились частично. В конхе апсиды изображена Богоматерь с Младенцем на троне; ниже - «Причащение апостолов», фрагменты изображений святителей (лик свт. Афанасия Великого). В алтаре представлены - «Введение Богоматери во храм», «Тайная вечеря», фрагменты «Вознесения Иисуса Христа». По преданию, первоначально храм был посвящен арх. Михаилу, что находит подтверждение в росписи - образ арх. Михаила и его чудеса занимают одно из центральных мест: на сев. стене - ростовые изображения арх. Михаила и вмч. Георгия, композиции «Чудо в Хонех», «Арх. Михаил с Иисусом Навином», «Падение Иерихона».

Церковь во имя мч. Созонта

Церковь во имя мч. Созонта. XII/XIII-XIV вв.
Церковь во имя мч. Созонта. XII/XIII-XIV вв.

Церковь во имя мч. Созонта. XII/XIII-XIV вв.
(XII или XIII-XIV вв.) возведена на месте раннехрист. базилики, принадлежит к тому же типу, что и ц. свт. Афанасия. Сев. и юж. фасады украшены узорами, выложенными керамической плиткой. Ребристый купол установлен на 8-гранном барабане, окна граней к-рого чередуются с глухими нишами, обрамленными поребриком.

Роспись сохранилась фрагментарно. В барабане помещены изображения ангелов, поклоняющихся Этимасии, и фриз с ростовыми фигурами пророков. В конхе центральной апсиды угадывается образ Богоматери на троне с Младенцем и 2 поклоняющихся ангела. Росписи апсиды разделены на 3 горизонтальные зоны: в верхней - «Евхаристия», ниже - Нерукотворный образ Спасителя (нижняя граница нимба совпадает с линией шеи, концы белого орнаментированного плата свободно ниспадают), по его сторонам - святители, в нижней зоне - композиция «Поклонение жертве». На стенах вимы помещены «Рождество Богоматери», «Введение во храм», «Бегство в Египет», «Отрок Христос проповедует в храме». В диаконнике в конхе в 2 ряда изображены святители в рост.

В наосе сохранились композиции «Плач Рахили о своих детях» и «Добрый самаритянин», медальоны с изображением святых Анастасии Римляныни и Иулиты.

Лит.: Γριτσόπουλος Τ. Α. Γεράκι // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 313-316; Κουνουπιώτου Ε. Γεράκι: Συντήρησις Τοιχοϒραφιῶν // ᾿Αρχαιολοϒικά ᾿Ανάλεκτα ἐξ ᾿Αθηνῶν. 1971. Τ. 4; Μουρίκη Ντ. Αἱ Ϫιακοσμήσεις τῶν τρούλλων τῆς Εὐαϒϒελιστρίας καί τοῦ ῾Αϒίου Σώζοντος Γερακίου // ᾿Αρχαιολοϒική ᾿Εφημερίς. 1971. Σ. 1-7; idem. Οἱ Τοιχοϒραφίες τοῦ Σωτῆρα κοντά στό ᾿Αλεποχώρι τῆς Μεϒαρίδας. ᾿Αθῆνα, 1978; Panayotidi M. Les églises de Geraki et de Monemvasie // XXII° Corso di Cultura sull, Arte Ravennate e Bizantina. Ravenna, 1975; Μουτσόπουλος Ν. Κ., Ϫημητροκάλλης Γ. Γεράκι: Οι εκκλησίες του οικισμού. Θεσσαλονίκη, 1981; Ϫημητροκάλλης Γ. Γεράκι: Οι τοιχοϒραφίες των ναών του Κάστρου. Αθήνα, 2001.
Е . М . Саенкова
Ключевые слова:
Города греческие Христианство на территории разных стран. Греция Живопись монументальная. Греция Страноведение. Греция Церковная архитектура. Храмы (Греция) Гераки, г. на Пелопоннесе (на месте античного г. Геронтры)
См.также:
ВЕРРИЯ город в обл. Македония (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви
АРТА г. в обл. Эпир и митрополия Элладской Православной Церкви
АФИНЫ столица Греческой Республики
ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ В ФЕССАЛОНИКЕ расположена рядом с Эгнатиевой дорогой
ДИМИЦАНА г. на п-ове Пелопоннес в номе Аркадия (Греция), центр Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви
ДРАМА г. в Вост. Македонии, центр Драмской митрополии Элладской Православной Церкви
МАНИ историческая область на юге Пелопоннеса, известная наличием большого количества визант. церковных памятников
МИРИОКЕФАЛА Мириокефала, дер. в зап. части о-ва Крит неподалеку от г. Ретимно, известна благодаря расположенному там монастырю с ц. Пресв. Богородицы Антифонитрии
АРЕОПАГ холм на Афинском акрополе
АФОН крупнейшее в мире средоточие православного монашества
БОЛЬШОЙ МЕТЕОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Преображения Господня, муж. Элладской Церкви
ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ I