Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАНГЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ
43, С. 310-315 опубликовано: 8 февраля 2021г.


МАНГЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ

[Груз. მანგლისის ეპარჟია] (V - нач. XIX в., 1917-2013) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в церкви (позже мон-ре) Манглиси в честь Животворящего Креста (позже - Успения Пресв. Богородицы).

География

Территории М. е. находились в исторической груз. провинции Картли (Вост. Грузия). Наиболее ранние сведения о границах епархии относятся к XVIII в. По описанию царевича Вахушти Багратиони (1696-1757), «ниже сего (Клдекари.- Авт.) есть Манглиси, церковь с куполом... Сидит там... епископ, пастырь Алгетского ущелья и (земель.- Авт.) выше Кции до Триалети» (Вахушти Багратиони. 1904. С. 39-40; Он же. 1973. С. 325). До образования Цалкской епархии (XII в.) Манглисский архиерей (манглели) окормлял также провинцию Триалети, т. о., зап. граница М. е. проходила по Джавахетскому хребту и соприкасалась с Кумурдойской епархией. После образования Цалкской епархии граница между нею и М. е. пролегла по левому берегу р. Храми и горным вершинам, разделяющим ущелья рек Алгети и Кциа. Отдельными селениями в Триалети манглели владели до кон. XVIII в. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 584; Док-ты по соц. истории. 1940. С. 83). На севере Триалетский хребет отделял территории М. е. от земель «мцхетского Светицховели», т. е. владений католикосов (позже католикосов-патриархов) Грузии. Согласно документам XV-XVIII вв., М. е. и манглели принадлежали земли и крепостные к северу от Триалетского хребта, в ущелье р. Тедзами, в селах Ркони, Закви, Пице, Зеси, Ховле, Квена-Дриси (Дарственная грамота царя Картли Симона I Манглисской Богородице от 1595 г. // Какабадзе. 1913. С. 85-86; Иммунитетные грамоты царей и правителей Картли Ираклия I от 1689, Вахтанга (впосл. царь Картли Вахтанг VI) от 1711 г., Иесе от 1715 г. // Док-ты по соц. истории. 1940. С. 83, 145, 169; Дарственная грамота манглели Арсения Георгию Гегуташвили от 1721 г. // ПГП. 1970. Т. 3. С. 701). На востоке по линии мон-ря Бетаниа (в юрисдикции Тбилисской епархии), церквей Парцхиси и Самшвилдский Сиони (входили в М. е.) М. е. граничила с Тбилисской и Цинцкаройской епархиями (после XIII в. вошла в состав Тбилисской епархии). На юге ущелье р. Храми отделяло М. е. от Болнисской и Дманисской епархий. В 1584 г. католикос-патриарх всей Грузии Николай VIII (1584-1589) закрепил за манглели паству по южной стороне р. Кциа (имения князей Абашишвили) (Бердзенишвили. 1979. С. 117). Между архиереями М. е., Дманисской и Тбилисской епархий неоднократно возникали споры из-за границ (ПГП. 1970. Т. 3. С. 620, 644).

Не все земли, находившиеся на территории М. е., окормлял манглели. Так, согласно 4-строчной надписи из Аязмы (муниципалитет Цалка), юж. портик кафоликона Манглиси был выстроен в 1045 г. при католикосе-патриархе всей Грузии Иоанне V Окропири (Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 34), что указывает на существование в Триалети владений мцхетского Светицховели. По источникам XI-XII вв., мон-рю Шиомгвиме принадлежали села Бчитеби (ныне Кариаки, муниципалитет Цалка) и Борцвисджвари (близ Манглиси, точно не локализуется) с их пастбищами (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 35-38, 45-49, 52-59, 67-70; ПГП. 1965. Т. 2. С. 5-7, 10-18, 20-23); по документу 30-х гг. XIII в. Борцвисджвари находилось во владении Цилканского еп. Димитрия (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1 С. 112-113). В XVII в. или ранее мон-рь Пиргебули (в 2 км от Самшвилдского Сиони) окормляли Тбилисские архиереи (Григолия, Джгамаия. 1970. С. 36-43), Чхиквта - Руставские (Такаишвили. 1905. Вып. 2. С. 10-12).

История древней М. е.

Манглиси являлся одним из главных культурно-религ. центров Грузии: стратегическое положение мон-ря на пути, связывающем центральные области царства Картли с Византией, способствовало его быстрому подъему после Крещения Грузии в нач. IV в.; кроме того, в Манглиси хранились величайшие христ. святыни - подножные доски и гвозди Креста Христова. Манглиси стал центром адм. области Манглисское ущелье в грузинских (Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 242; Он же. 2008. С. 111; Матиане Картлиса // КЦ. 1955. Т. 1. С. 276; То же. 2008. С. 148) и арм. источниках (The Geography of Ananias. 1992. P. 57, 57A) либо адм. области Манглиси (Манджалис) в сочинениях груз. и араб. авторов (Жизнь царя царей Давида // КЦ. 1955. Т. 1. С. 341; То же. 2008. С. 192; Баладзори. 1927. С. 12).

Во 2-й пол. V в. царь Картли св. Вахтанг Горгасали основал 13 епархий ГПЦ, в т. ч. и М. е. (Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100). Епископ Манглисский Елагес упомянут среди 24 груз. архиереев, поставивших свои подписи под постановлениями Двинского Собора 505/6 г. (Книга посланий. 1968. С. 97-98). Местоположение кафедрального собора в верховьях р. Алгети способствовало быстрому распространению власти манглели на соседние ущелья (Бердзенишвили. 1979. С. 116).

Ангел из композиции «Вознесение Креста Господня ангелами». Роспись купола кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в.
Ангел из композиции «Вознесение Креста Господня ангелами». Роспись купола кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в.

Ангел из композиции «Вознесение Креста Господня ангелами». Роспись купола кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в.

В М. е. строились церкви, на вершинах гор возводились кресты, развивалось монашество. Известны раннехрист. памятники в Манглисском ущелье и Триалети: Манглиси, Едзани, Лакви, Пантиани и др. Освящались древние культовые сооружения (менхири, вишапы), при этом сохранялись связанные с ними языческие обряды. Один из них описывает царевич Вахушти: «Ниже Пативана в Ваке (юго-восточнее Манглиси.- Авт.) есть большой камень: если перевернешь его во время засухи и обольешь водою, то пойдет дождь, но во время непрерывных дождей если осыплешь золою и перевернешь, наступит бездождие» (Вахушти Багратиони. 1904. С. 40; Он же. 1973. С. 326). Языческие воззрения прослеживаются и в обрядах захоронений: в с. Едзани (ныне затоплено Цалкским водохранилищем) был обнаружен могильник V-VII вв., в котором люди похоронены на левом боку головой на юго-запад (Куфтин. 1941. С. 21). Противостояние христиан и язычников в Квемо-Картли завершилось триумфом христианства. В сер. VII в. в Вост. Грузию вошли арабы, они выдали мирную грамоту «жителям Тбилиси (и собравшимся) из Манджалиса (Манглиси.- Авт.), из Красного Джурзана (Квемо-Картли.- Авт.)», гарантируя «безопасность их церквей и келий, молитв и религии» (Баладзори. 1927. С. 12). Господство арабов не приостановило развитие христ. культуры в Квемо-Картли и, в частности, в М. е., примером может служить строительство Самшвилдского Сиони во 2-й пол. VIII в. С кон. IX в. Триалети и Манглисское ущелье, а также регионы Атени и Сквирети (ущелье р. Вере) перешли под власть клдекарских эриставов Багваши (Матиане Картлиса // КЦ. 1955. Т. 1. С. 276; То же. 2008. С. 148). Политическим центром новой сеньории служила крепость Клдекари (близ совр. Гедаклари), а религиозным - Манглиси.

Кон. X-XI в. характеризуются культурным и экономическим подъемом М. е.: от имени 1-го царя Грузии Баграта III (978-1014) и его матери царицы Гурандухт была возведена церковь в с. За (ныне сел. Ахалсопели, муниципалитет Тетри-Цкаро) (Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 139-140; КГН. 1980. Т. 1. С. 258-259), царь Грузии Георгий I (1014-1027) заново выстроил храм Манглиси, его преемник Баграт IV (1027-1072) - церкви в За, Гуния-Кала (Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 10-11, 68-73) и Авранло (Гагошидзе. 2004. С. 48-53). Неск. поколений Багваши активно строили церкви в Триалети, Зурзакети (плато Гомарети), Алгети, о чем свидетельствуют лапидарные надписи из Шепяка, Ахалкалаки, Ганахлебы, Диди-Гомарети, Даракоя и др. (Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 11-13, 17-19, 53-54, 82-87, 90, 100-102; КГН. 1980. Т. 1. С. 236-248; Силогава. 2000. С. 242-244). Церкви строили и сельские жители: согласно надписи XI в. на юж. фасаде церкви Чалис-сакдари (с. Диди-Тонети, муниципалитет Тетри-Цкаро), «во имя Бога и помощью св. Квирике мы, мзавцы (жители с. За.- Авт.), построили святую сию церковь. Пожертвовали при начале постройки по однодневной пахоте и утвердили при освящении» (Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 128; Силогава. 2000. С. 231).

Манглели принимали деятельное участие в возведении храмов и развитии культурной жизни М. е. В процесс возобновления кафоликона Манглиси были вовлечены манглели епископы Кириак (груз.- Квирике) и Афанасий. Последний упоминается в надписи, вырезанной на вост. столпе юж. портика церкви (Барнавели. 1961. С. 11). В 1047 и 1048 гг. в Манглиси по приказу Липарита (IV) Багваши были переписаны 2 гомилии свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея и Евангелие от Иоанна (Силогава. 2001. С. 223-258). В приписке к рукописям (Кут. 19. Л. 551; Кут. 20. Л. 524 об.) сказано, что книга была написана при манглели Антонии (Туалаис-дзе) и «украшена переплетом рукою Николаоза, мцхетского диакона» (Силогава. 2001. С. 265, 272). Возможно, этот архиерей и манглели Антоний, строитель ц. во имя вмч. Георгия в с. Барети (Башкой, ныне муниципалитет Цалка),- одно и то же лицо. Прав. Евфимий Такаишвили и Д. К. Бердзенишвили отождествляли его с деятелем кон. XIII в. манглели Антонием (Наохребелис-дзе) (Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 60; Бердзенишвили. 2014. С. 8, 52). Однако, поскольку в это время уже существовала Цалкская епархия, считается маловероятным, чтобы манглели возводил церковь на территории др. епархии. По сообщению грузинского историка XIX в. П. И. Иоселиани, Антоний (Туалаис-дзе) впосл. занимал Тбилисскую кафедру (Иоселиани. 1866. С. 171). Видимо, его преемник упомянут в пространной надписи из с. Гохнари (муниципалитет Тетри-Цкаро), которую частично прочел и издал Такаишвили. Там сказано, что строительство церкви началось во время Липарита (IV) Багваши, завершилось при его сыновьях Рати и Иоанне; в надписи также упомянуты (по идентификации Такаишвили) католикос-патриарх всей Грузии Георгий III Таоэли (50-60-е гг. XI в.), супруга Рати и манглели, имя к-рого не прочитывается из-за повреждений (Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 4-7).

Прор. Давид. Роспись барабана кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в.
Прор. Давид. Роспись барабана кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в.

Прор. Давид. Роспись барабана кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в.

В нач. XII в. царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) упразднил Клдекарское эриставство; бывш. сеньория была обращена в царский домен. Пров. Триалети была выделена из М. е., т. о. была образована новая Цалкская епархия. Согласно источнику XIII в. «Распорядок царского двора» («Освящение мира»), манглели при помазании царя единой Грузии на царство занимал 16-е место среди архиереев Лихт-Амери (Вост. Грузии): он сидел после эрушнели (Эрушетского архиерея) и перед цинцкароели (Цинцкаройским); среди епископов Квемо-Картли он числился первым (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47-49; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 232-233).

О культурной и политической жизни М. е. в XII в. почти ничего не известно. В XIII в., в царствование Русудан (1223-1245) и ее сына Давида VI (царь Грузии в 1247-1259, царь Зап. Грузии в 1259-1293), были изготовлены митра манглели и ковчег для гвоздя Креста Господня. К лучшим образцам груз. церковной архитектуры относятся выстроенные в этот период на территории М. е. церкви Питарети (1207/13-1223) и Гударехи (кон. XIII - нач. XIV в.); менее примечательна однонефная церковь в сел. Абелия, которая известна пространной надписью (между 1250-1259), содержащей исторические сведения о ктиторе, манглели архиеп. Арсении (Мшвидаисдзе), царях Грузии Давиде VI и Давиде VII, царице Тамар-хатун (супруга Давида VII) и их сыне Георгии, а также о брате манглели Арсения - Анелае. В надписи кратко характеризуется тяжелое политическое и экономическое состояние страны и, в частности, М. е. под игом монголов (Силогава. 2000. С. 248; Такаишвили. 1905. Вып. 2. С. 16-19). Манглели Арсений известен также по др. источникам: сохранилась его подпись под грамотами Григория Сурамели мон-рю Шиомгвиме и Кахи Торели мон-рю Ркони (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 126, 155; ПГП. 1965. Т. 2. С. 42, 66; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 250; Дондуа. 1968. С. 62). Следующий известный манглели - Антоний, к-рый, согласно лапидарной надписи, «бесплатно освятил» церковь Гударехи (Силогава. 2000. С. 249).

В результате нашествий хорезмийцев и монголов Манглисское ущелье практически обезлюдело (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 113). Особенно пострадала М. е. во время походов Тамерлана и нашествий тюрков-кочевников в XV в. Опустошение края и сокращение паствы обусловили слияние Манглисской и Тбилисской епархий (Иоселиани. 1866. С. 171-172; Джандиери. 1980. С. 91). По документам XV в. известны неск. Манглисско-Тбилисских (Тбилисско-Манглисских, Тбилисских) архиереев: Иоанн, духовник царя Грузии Александра I (1412-1442), лишенный омофора за непослушание и непокорность католикосом-патриархом всей Грузии Феодором III (1429-1435), но потом возвращенный на кафедру и восстановленный в сане (Корпус груз. ист. док-тов. 2013. Т. 2. С. 148, 221-223; ПГП. 1965. Т. 2. С. 128-129; 1970. Т. 3. С. 184, 186-187); Григорий Манглисско-Тбилисский (Корпус груз. ист. док-тов. 2014. Т. 3. С. 13), Варфоломей Тбилисско-Манглисский и Иоанн Манглисско-Тбилисский. Возможно, епископы Хрисанф и Николай, занимавшие Тбилисскую кафедру в период между Варфоломеем и Иоанном, тоже окормляли М. е. (Иоселиани. 1866. С. 172-173). Под 1541 г. упомянут еп. Тбилисско-Манглисский Иоанн; по сведению Иоселиани, он вместе с др. архиереями «сопутствовал злополучному царю (царь Картли Луарсаб I (1527-1556).- Авт.) в походах его против магометанских правителей, был свидетелем мученической его кончины и едва ли видел свою кафедру» (Акт № 18 Грузино-Имеретинской синод. конторы // Иоселиани. 1866. С. 176-177).

С сер. XVI в. М. е. вновь стала самостоятельной (Пурцеладзе. 1881. С. 6; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 344) и пользовалась покровительством царей Картли (Какабадзе. 1913. С. 85-86). Во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. манглели вместе с груз. царями противостояли персам и туркам, стремившимся подчинить груз. царства. В 1615 г. архиеп. Манглисский Христофор ездил в Имерети «по делам царя» мч. Луарсаба II (1606-1616), плененного персид. шахом Аббасом I (1587-1629) (Аннотированный словарь. 2007. С. 387), за что поплатился кафедрой: в 1619 г. персид. ставленник, «омусульманившийся» царь Картли Симон II (1619-1630), передал управление М. е. Афанасию (Татишвили) и «пожаловал ему крестьян» (Джандиери. 1971. С. 340; ПГП. 1965. Т. 2. С. 212-213). При царе Картли Ростоме (1632-1658) Афанасий служил придворным епископом царицы Мариам (Аннотированный словарь. 2007. С. 229) и получил от нее крестьян и земли в с. Арадети (Док-ты по соц. истории Грузии. 1940. С. 32). С 1632 г. манглели приобретали владения в селах Земо-Болниси и Шуа-Болниси; их феодальные права были закреплены актами царственных особ Картли (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 24; Пурцеладзе. 1881. С. 7, 9, 10).

В XVII-XVIII вв. манглели становились представители знатных родов Абашишвили (Бараташвили), Джавахишвили, Саакадзе; нередко решение о назначении принималось царями Картли (Пурцеладзе. 1881. С. 10, 11; Жордания. 1903. С. 263). Цари часто жаловали М. е. иммунитетные грамоты, освобождая церковных крестьян от разных гос. повинностей, за исключением лашкар-надироба (охотничьей и военной повинности), сататро (налога в пользу персид. завоевателей) и салеко (сбора для содержания лезгинских наемников). Однако и эти налоги ложились тяжелым бременем на крестьян, что разоряло и опустошало М. е. (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 30-31; Пурцеладзе. 1881. С. 7-10; Док-ты по соц. истории. 1940. С. 83, 145, 154, 169). Частая смена Манглисских архиереев в эту эпоху объясняется внутренними раздорами феодальной Грузии (Джандиери. 1971. С. 340-342). Так, вслед. интриг князей Абашишвили-Бараташвили, посягавших на владения М. е. и Манглиси, епископскую кафедру в 1721 г. был вынужден покинуть крупный церковный деятель свт. Иоанн (Саакадзе) (Пурцеладзе. 1881. С. 7; Шаоршадзе. 2008. С. 186-187). До и после него кафедру занимал Арсений (Доленджишвили), о котором известно, что в 1724 г. он находился в свите прибывшего в Россию царя Картли Вахтанга VI.

В 1723-1747 гг. политика турок и персов, набеги дагестанцев, не прекращавшиеся на протяжении XVIII в., разорили Квемо-Картли: церковные кафедры упразднялись одна за другой. Из манглели этого времени известен Иосиф (Абашишвили-Бараташвили). В документе от 1770 г., составленном для российских властей при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798), сказано, что в это время М. е., а также Болнисская, Дманисская и др. кафедры вдовствовали (ПГП. 1970. Т. 3. С. 929). В 1764 г. манглели еп. Николай (Иотамишвили) подписался под постановлением Церковного Собора, проходившего 2-18 окт. в Тбилиси (Там же. 1971. Т. 4. С. 508), после него кафедра пустовала на протяжении более 15 лет. К 1780 г. М. е. вновь стала действующей (Там же. 1981. Т. 7. С. 473). Еп. Николай также упоминается в 1785 г.; в 1790 г. он рукоположил во иерея Рафаила, иеродиакона мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Крестителя) в пуст. Гареджи. 1 марта 1792 г. царь Ираклий II поставил на Манглисскую кафедру еп. Цилканского Амвросия (Микадзе), 2 дек. 1794 г. (по др. источникам, в окт. 1793: НЦРГ. Q 845. Л. 256) его перевели в Некресскую епархию. В 1799 г. в мон-ре Давидгареджи в Гареджи проживали на покое 3 архиерея, среди них манглели Даниил. Ираклий II особенно заботился о М. е.: по его приказу церковных крепостных, рассеянных по разным краям Картли, возвращали в Манглисское ущелье, предоставляли им льготы, защищали от притеснений, строго следили за «исправным» выполнением крестьянами своих обязанностей перед манглели. Церковные доходы и имущество, присвоенные князьями и крестьянами, были возвращены М. е. (Пурцеладзе. 1881. С. 12-13; ПГП. 1974. Т. 5. С. 633-635; 1981. Т. 7. С. 557-558; 1985. Т. 8. С. 254; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 228).

К моменту упразднения царства Картли-Кахети Манглисский архиепископ еще числился среди архиереев Вост. Грузии (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 530), но вскоре «архиерейские епархии... Манглисская и Болнисская, кои давно уже разорены от неприятеля», вошли в состав Тбилисской епархии (Там же. 1870. Т. 4. С. 143). Постановление от 3 янв. 1805 г. «о разводе царевича Давида с супругой Еленой» скрепил подписью уже «митрополит Тифлисский, Манглисский и Болнисский и кавалер Арсений» (ПГП. 1977. Т. 6. С. 342). После упразднения автокефалии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ (30 июня 1811) территории Тбилисско-Манглисско-Болнисской епархии вошли в состав вновь образованной Мцхетско-Карталинской епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 169), затем - Карталино-Кахетинской епархии Экзархата.

Архиереи древней М. е.

Манглисские: Елагес (ок. 505/506), Кириак (Квирике) (ок. 1020), Афанасий (ок. 1027), Антоний (Туалаис-дзе) (не позже 1047-1048), неизв. по имени современник католикоса-патриарха Георгия III Таоэли (50-60-е гг. XI в.), Даниил (ок. 1200), Арсений (Мшвидаис-дзе) (40-60-е гг. XIII в.), Антоний (кон. XIII - нач. XIV в.), неизв. по имени, отец Николая, писца царя Андроника (1-я пол. XIV в), Иосиф (Джавахишвили) (рубеж XIV и XV вв.); Манглисско-Тбилисские (Тбилисско-Манглисские): Иоанн (I) (1-я пол XV в.- не позже 1441), Григорий (ок. 1442), Варфоломей (ок. 1444), Хрисанф (?) (ок. 1445), Николай (?) (ок. 1460), Иоанн (II) (ок. 1462), Иоанн (III) (ок. 1541); Манглисские: Арсений (ок. 1545), Христофор (ок. 1615), Афанасий (Татишвили) (1619 - после 1646), Николай (1652-1653), Арсений (Абашишвили) (1664-1671), Гавриил (Джавахишвили) (1672-1673, 1686-1699), Евдемон (Ратишвили) (1676-1683), Николай (Госташабишвили) (1699-1710, с перерывами), Иосиф (ок. 1702), Арсений (Доленджишвили) (1712-1717/18, 1721-1725), свт. Иоанн (Саакадзе) (1717/18-1721), Иосиф (Абашишвили-Бараташвили) (1725-1735), Христофор (Мухранбатони) (с 1736), Николай (Джавахишвили) (?) (ок. 1764), Николай (Иотамишвили) (нач. 80-х гг. XVIII в.), Амвросий (Микадзе) (1 марта 1792 - 2 дек. 1794 (или окт. 1793)); Арсений (ок. 1794), Даниил (посл. четв. XVIII в.); Тбилисско-Манглисско-Болнисский: митр. Арсений (ок. 1805-1811).

Ист.: Иоселиани П. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866; Пурцеладзе Д. Грузинские церк. гуджари (грамоты). Тифлис, 1881; Жордания Ф. Исторические док-ты монастырей и церквей Картли-Кахети. Поти, 1903 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. География Грузии / Введ., пер. и примеч.: М. Джанашвили. Тифлис, 1904. (Зап. Кавк. отдела ИРГО; Т. 24. Вып. 5); он же. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1905. Вып. 2; 1913. Вып. 4; Какабадзе С. Исторические док-ты. Тифлис, 1913. Т. 3 (на груз. яз.); Баладзори. Книга завоевания стран / Текст и пер.: П. Жузе. Баку, 1927; Документы по соц. истории Грузии / Сост.: Н. Бердзенишвили. Тб., 1940. Т. 1 (на груз. яз.); Барнавели Т. Надписи храма в Манглиси. Тб., 1961 (на груз. яз.); Дондуа В. Писанье о вкладе Кахи Торели в Рконский мон-рь // Грузинское источниковедение. Тб., 1968. Вып. 3. С. 50-76; Книга посланий / Сост., пер. на груз., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм. и груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР / Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1; 2013. Т. 2; 2014. Т. 3 (на груз. яз.); The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhac'oyc', the long and the short recensions / Ed.: R. Hewsen. Wiesbaden, 1992; Силогава В. Надписи из Квемо-Картли // Дманиси. Тб., 2000. Вып. 2. С. 214-313 (на груз. яз.); он же. Мемориальные книги феод. дома Багваши и их поминальные приписки // Dedicatio: Ист.-филол. изыскания. Тб., 2001. С. 223-286 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. / Сост.: Г. Отхмезури, Г. Мчедлидзе, М. Сургуладзе и др. Тб., 2007. Т. 4 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала // Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136; Жизнь царя царей Давида // Там же. С. 181-212; Матиане Картлиса // Там же. С. 139-180.
Лит.: Куфтин Б. Археологические раскопки в Триалети. Тб., 1941. Т. 1: Опыт периодизации памятников; Григолия Г., Джгамаия Дж. Одна древнегруз. надпись из мон-ря Пиргебули // Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1970. Вып. 20. С. 36-43 (на груз. яз.); Джандиери Г. К вопросу об ист. хронологии Вост. Грузии XVII в.: Хронол. ряд епископов // Мравалтави (Многоглав). Тб., 1971. Вып. 1. С. 328-355 (на груз. яз.); он же. К вопросу о феод. землевладении кафедр. соборов Манглиси и Болниси в XVII в. // Там же. 1980. Вып. 8. С. 91-101 (на груз. яз.); Бердзенишвили Д. Очерки из ист. географии Грузии. Тб., 1979. Т. 1: Квемо-Картли (на груз. яз.); он же. Очерки из ист. географии Квемо-Картли. Тб., 2014 (на груз. яз.); Гагошидзе Г. Неизвестная надпись 1050 г. Баграта IV Новелиссима из Триалети // Очерки / Гос. музей искусств Грузии. Тб., 2004. Вып. 9. С. 48-53 (на груз. яз.); Шаоршадзе М. К уточнению нек-рых эпизодов жизни и деятельности св. Иоанна Манглели // Вопросы истории Грузии в средние века. Тб., 2008. Вып. 9. С. 186-190 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Церковное право. Каноны. Тб., 2012 (на груз. яз.); Гоголадзе Т. Строительная надпись Арсения Манглели 1667 г. из храма Манглиси и ее значение для истории феод. дома Абашишвили // Труды Ин-та истории и этнологии. Тб., 2012/2013. Вып. 12/13. С. 332-350 (на груз. яз.); он же. Материалы для истории мон-ря Пиргебули и его настоятелей // Грузинское источниковедение. Тб., 2013/2014. Вып. 15/16. С. 29-39 (на груз. яз.).
Г. Чеишвили

История М. е. с 1917 г.

После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. решением I Поместного Собора 8-17 сент. территории исторической М. е. вошли в состав новообразованной Тифлисской епархии. 19 марта - 13 июня 1922 г. титулярным Манглисским епископом был хиротонисанный во епископа 18 марта Христофор (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III), с 27 марта 1927 г.- хиротонисанный во архиерея архим. Ефрем (Сидамонидзе) (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II). 4 июля на IV Поместном Соборе ГПЦ было вынесено решение о выделении М. е. из состава Мцхетско-Тифлисской (Мцхетская и Тифлисская епархии были объединены на II Соборе ГПЦ 27 июня - 7 июля 1920), управляющим М. е. был назначен митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), отказавшийся принять должность кандидата во католикоса-патриарха всей Грузии, но согласившийся управлять Манглисской кафедрой при условии, что он останется настоятелем тифлисского храма Кашвети (Квашвети) во имя вмч. Георгия и будет жить в Тифлисе. Собор в виде исключения принял условия митрополита, его кафедрой был назначен Манглиси, резиденцией - Тифлис, «определение границ епархии» Собор постановил «доверить Синоду» (Стенограмма заседания Собора // Архив Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 1859. Л. 1; Каллистрат (Цинцадзе). 1994. С. 79). В состав М. е. вошли территории исторической груз. пров. Сабаратиано (земли древних М. е. и Цинцкаройской епархии), зап. часть Тифлисского уезда - территории между Цхнети, Телети, Тетри-Цкаро и Манглиси.

По состоянию на 14 мая 1929 г. в состав М. е. входило одно благочиние, к-рым в 1917-1937 гг. управлял настоятель кафедрального храма в честь Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Манглиси прот. Иоанн Читадзе, действовали 10 приходов: храм в Манглиси, ц. во имя вмч. Георгия в Диди-Тонети, церкви в Кода, в с. Цхнети, в Диди-Энагети, храм Эртиси во имя вмч. Георгия, ц. во имя св. Марины в Цавкиси, ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Цинцкаро, ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Приути (ныне Орбети), муж. мон-рь Бетаниа в честь Рождества Пресв. Богородицы; служили 11 священников и 2 диакона (Архив Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 1973. Л. 5).

21-22 июня 1932 г. на VI Церковном Соборе ГПЦ на Патриарший престол был избран митр. Каллистрат, М. е. осталась под его управлением. 1 окт. 1934 г. в епархии действовали 6 храмов (в Манглиси, в Приути, где служило духовенство тифлисского собора во имя св. апостолов Петра и Павла, в Диди-Энагети, Цинцкаро, Эртиси, Цхнети) и мон-рь Бетаниа, где подвизались преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (Архив Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 1859. Л. 39). 3 февр. 1935 г. была вновь открыта церковь в Диди-Тонети, куда получил назначение вернувшийся из ссылки архим. Илия (Панцулая).

В 1937 г. были арестованы и по приговору «тройки» расстреляны прот. Иоанн Читадзе, архим. Илия (Панцулая), иерей Михаил (Чохели). В результате репрессий в епархии не осталось ни одного священника, совершавшего богослужения. 8 апр. 1938 г. проживавший в Тбилиси прот. Павел Подшибакин обратился к католикосу-патриарху Каллистрату с просьбой передать ему управление храмом в Манглиси. С 12 апр. и до конца месяца служить в храме в Манглиси было поручено прот. Харалампию Хуцишвили, после чего вплоть до 1944 г. храм, как и все остальные церкви епархии, был закрыт. Богослужения негласно проводились только в монастыре Бетаниа, к-рый был объявлен памятником культуры, а старцам-насельникам был присвоен статус сторожей. В мае 1944 г. в Манглиси неофициально служил прот. Александр Габуния. Сохранилось ходатайство католикоса-патриарха Каллистрата от 19 авг. 1944 г. секретарю ЦК КП Грузии К. Н. Чарквиани, в к-ром он просил «до издания официального распоряжения» разрешить проводить богослужения в Манглиси в период с 23 авг. по 6 сент. (Гос. архив новейшей истории Грузии. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 1. Л. 59). В кон. 1944 г. храм был открыт официально, прот. Александр назначен настоятелем.

3 февр. 1952 г., со смертью католикоса-патриарха Каллистрата, Манглисская кафедра овдовела. В 1959-1972 гг. ею управлял епископ (с 1962 - митрополит) Урбнисско-Маргветский Давид (Девдариани), в 1972-1974 гг.- он же, в сане католикоса-патриарха (Давид V (VI)). 13 янв. 1974 г. во епископа Манглисского был хиротонисан настоятель ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Дидубе (Тбилиси) прот. Георгий Гонгадзе (без перемены имени), 1 окт. 1980 г. его сменил архиеп. Фаддей (Иорамишвили) (до 25 авг. 1986). В 1982 г. в М. е. служили 2 священника. С 25 авг. 1986 г. по 15 мая 1992 г. епархией управлял митрополит Батумско-Шемокмедский Константин (Меликидзе), с 17 мая 1992 г. по 25 дек. 1992 г.- еп. Иов (Акиашвили). С 25 дек. 1992 г. епархию возглавляет архиеп. Анания (Джапаридзе) (с 15 нояб. 2001 - митрополит).

В сент. 1995 г. на XIII Соборе ГПЦ на основе М. е. и Агарак-Цалкской епархии были созданы Манглисско-Цалкская и Болнисско-Дманисская епархии. В 1998 г. в Манглисско-Цалкской епархии действовали 8 храмов: собор в Манглиси, церкви во имя св. Архангелов в Алгети, во имя свт. Николая в Тетри-Цкаро, в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Цалка, во имя вмч. Георгия в Бешташени, во имя равноап. Нины в Коде, во имя св. Архангелов в Гумбати, во имя Св. Троицы в Санти.

Образование Манглисско-Тетрицкаройской епархии

По решению Синода от 11 окт. 2013 г. из территории Манглисско-Цалкской епархии был выделен муниципалитет Цалка и учреждена Цалкская епархия, оставшаяся территория получила наименование Манглисско-Тетрицкаройской епархии. Она охватывает территорию муниципалитета Тетри-Цкаро и с. Манглиси, с северо-востока граничит с Мцхетско-Тбилисской, с запада - с Цалкской, с севера - с Самтависско-Каспской, с юго-востока - с Марнеульско-Худжабской, с юго-запада - с Дманисской, с юга - с Болнисской, с востока - с Гардабанско-Марткопской епархиями ГПЦ.

В наст. время в епархии действуют 17 церквей и 4 муж. мон-ря: Гударехи в честь Успения Пресв. Богородицы (настоятель - архим. Торникий (Нацвлишвили)), Кабени в честь Успения Пресв. Богородицы (настоятель - иером. Иоанн (Чхеидзе)), Гоубани во имя 40 Севастийских мучеников (настоятель - игум. Антоний (Хуцишвили)), Цклулети в честь Иверской иконы Божией Матери (настоятель - схиигум. Николай (Цабадзе)). В состав духовенства входят архимандрит, схиигумен, игумен, 2 иеромонаха, 4 протоиерея, 6 иереев, 2 протодиакона, а также схимонах и 4 монаха.

Архиереи восстановленной М. е.

Манглисские: еп. Христофор (Цицкишвили) (титулярный, 19 марта - 13 июня 1922); еп. Сухумо-Абхазский Ефрем (Сидамонидзе) (27 марта - 4 июля 1927); митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе) (4 июля 1927 - 21-22 июня 1932); он же, как католикос-патриарх (21-22 июня 1932 - 3 февр. 1952); вдовствовала (3 февр. 1952-1959); митр. Урбнисско-Маргветский Давид (Девдариани) (1959-1972); он же, как католикос-патриарх Давид V(VI) (Девдариани) (1972-1974); еп. (с 1978 - митрополит) Георгий (Гонгадзе) (13 янв. 1974 - 1 окт. 1980); архиеп. Фаддей (Иорамишвили) (1 окт. 1980 - 25 авг. 1986); митр. Батумско-Шемокмедский Константин (Меликидзе) (25 авг. 1986 - 15 мая 1992); еп. Иов (Акиашвили) (17 мая 1992 - 25 дек. 1992); архиеп. Анания (Джапаридзе) (25 дек. 1992 - 17 июня 1995); Манглисско-Цалкский: архиеп. (с 15 нояб. 2001 - митрополит) Анания (Джапаридзе) (17 июня 1995 - 11 окт. 2013); Манглисско-Тетрицкаройский: митр. Анания (Джапаридзе) (с 11 окт. 2013).

Арх.: ГЦИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 460. Л. 8; Ф. 1698. Оп. 1. Д. 39. Л. 31; Ф. 2100. Оп. 1. Д. 9. Л. 2; Арх. Груз. Патриархии. Д. 621. Л. 28; Д. 1819; Д. 1973. Л. 5; Д. 1839. Л. 28; Д. 1859; Арх. Службы госбезопасности Грузии. Протокол 49; Протокол 51; Протокол 68.
Лит.: Карбелашвили П. Грузинские духовные и светские наречия. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Описание рукописей / Кутаисский ист. музей. Тб., 1953. Т. 1. С. 205 (на груз. яз.); Пайчадзе Г. К истории рос.-груз. отношений 1-й четв. XVIII в. Тб., 1960. С. 232 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тб., 1978. С. 119 (на груз. яз.); Каллистрат (Цинцадзе), митр. Церковь св. Георгия Квашвети в Тбилиси. Тб., 1994 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Церковные Соборы Грузии. Тб., 2003. Т. 1: Законодательные Соборы XII-XX вв. С. 341, 368; Т. 2: Соборы IV-XVIII вв. С. 233 (на груз. яз.); Матешвили Л., диак. Манглисско-Цалкская епархия // Карибче (Врата). Тб., 2005. Вып. 19 (на груз. яз.); Талаквадзе Н. Из дневника гражданина-священника. Тб., 2013. С. 210 (на груз. яз.).
Г. Мачуришвили
Ключевые слова:
Епархии Грузинской Православной Церкви Манглисская епархия (V - нач. XIX в., 1917-2013) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в церкви (позже монастыре) Манглиси
См.также:
АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ Грузинской Православной Церкви (не позднее 1290-1814)
АГАРАК-ЦАЛКСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви
АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ епархия Грузинского Патриархата (не позднее 1124)
АНИССКАЯ ЕПАРХИЯ Мцхетского Католикосата с каф. в гор. Ани, Груз. Правосл. Церкви