Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАНГЛИСИ
Т. 43, С. 304-310 опубликовано: 8 февраля 2021г.


МАНГЛИСИ

[Груз. მანგლისი], мон-рь (не позже XVII в.), кафедра древней Манглисской епархии (ныне Манглисско-Тетрицкаройской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафоликоном в честь Животворящего Креста Господня (позже - Успения Пресв. Богородицы). Памятник искусства национального значения (2006). Расположен на окраине одноименного поселка в исторической провинции Грузии Квемо-Картли (муниципалитет Тетри-Цкаро), на юж. склоне Триалетского хребта, на левом берегу р. Алгети.

История

Кафоликон мон-ря Манглиси
Кафоликон мон-ря Манглиси

Кафоликон мон-ря Манглиси
В научной лит-ре этимологию М. производят от древнегруз. მანგალი (серп), и, т. о., Манглиси - место, где изготовлялись серпы (Меликсет-Бег. 1924. С. 72; Чумбуридзе. 1971. С. 63). Согласно др. версии, наименование связано с названием племени алгов (ალგ), зафиксированным также в местной топонимике (напр., Алгети и др.), и, т. о., обозначает место, где проживают алги (Бердзенишвили. 1990. С. 646).

Впервые место Манглиси, в к-ром был заложен один из первых груз. храмов, упоминается в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Грузии) при описании событий, последовавших за крещением Картли (Вост. Грузии): в 20-х гг. IV в. царь Картли св. Мириан попросил у рим. имп. св. Константина I Великого «каменотесов и плотников». Первую церковь они основали в Эрушети и оставили там подножные доски Креста Господня, затем отправились в Манглиси, где «положили фундамент церкви» и оставили гвозди Креста Господня (Мокцеваи Картлисай. 1963. С. 86-87; 1989. С. 27). В повествовании Леонтия Мровели о крещении Грузии сказано, что посланный имп. Константином I епископ вначале также заложил церковь в Эрушети, где оставил гвозди Креста Господня, затем в Цунде, после чего «пришел... в Манглиси, приступил к строительству церкви и оставил там доски Господни» (Леонти Мровели. Жизнь груз. царей // КЦ. 1955. Т. 1. С. 117-118; Он же. 2008. С. 61). Во 2-й пол. V в., при царе св. Вахтанге Горгасали, храм М. стал епархиальной кафедрой (Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100; Книга посланий. 1968. С. 97). Архитектурный анализ подтверждает, что в это время вместо маленькой церкви был построен большой купольный храм, более подходящий для церковной кафедры (Двали. 1974. С. 48-54). Церковь была освящена в честь Животворящего Креста Господня (ჯვარი - Джвари). Наряду с Мцхетским Джвари М., к-рый в источниках и лит-ре называют также Манглисским Джвари, являлся одним из важнейших центров паломничества на раннехристианском Кавказе. М. в числе значимых центров ГПЦ упомянут во «Всеобщем послании» арм. католикоса Авраама I арм. пастве, созданном после грузино-арм. церковного раскола (607/8): католикос запретил армянам, принявшим монофизитство, поклоняться груз. святыням, в т. ч. М. (Книга посланий. 1968. С. 122).

На протяжении веков М. оставался важным религ. и адм. центром Квемо-Картли. Значение М. было настолько велико, что во 2-й пол. X в. в календарь мон. Иоанна-Зосима было внесено празднование Манглисского Креста (20 мая, отмечается до сих пор) (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 67). М. пользовался особым вниманием первых царей единой Грузии - Баграта III (978-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072). В 1-й пол. XI в. почти по всей Грузии были возведены храмы, по своей грандиозности превосходящие церковные здания предыдущих эпох. Именно в это время был основательно перестроен храм М. Инициаторами нового строительства стали царь Георгий I и еп. Манглисский Квирике, сведения об этом сохранились в эпиграфике кафоликона М. В лапидарной надписи на входной арке юж. портика указано имя Георгия I (Шанидзе. 1926. С. 227-228; Барнавели. 1961. С. 8), над южной дверью - еп. Квирике (не сохр.) (Такаишвили. 1913. С. 138). Имя строителя храма (не было прочитано) упоминалось в несохранившейся надписи над окном южного входа портика храма (копия, выполненная М. И. Броссе, хранится в РНБ: Фонд М. Броссе, коробка Р 19). В надписи также была указана дата постройки храма - 1020 г. (240 г. по груз. системе летосчисления короникон), которая подтверждается грузинскими и армянскими источниками (Такаишвили. 1913. С. 138-139; Шанидзе. 1926. С. 235; Барнавели. 1961. С. 18-20). Та же дата была указана в надписи юж. входа (утрачена): фрагменты архивольта, содержащие группу букв, обозначающих число, были найдены в 1948 и 1954 гг. во время экспедиции Ин-та истории груз. искусства (хранятся в ГМИГ; Такаишвили. 1913. С. 138; Барнавели. 1961. С. 15-17). Т. о., становится известно, что к 1020 г. были окончены основные работы по строительству храма, прерванному, видимо, из-за начавшейся в 1021 г. войны с Византией. После заключения мирного договора в 1023 г. М. был окончательно достроен (сев.-зап. стена и зап. портик) (Двали. 1974. С. 65-66). В сер. XIX в. груз. историк Д. Мегвинетухуцесишвили (1815-1878) на территории штаб-квартиры Карабинерного полка близ новой полковой церкви нашел камень, увезенный из М. и содержавший надпись с датой окончания строительства храма: «Слава Тебе, Господи... освятили в первый день луны, месяца февраля... в короникон 247 (1027 г.)» (Такаишвили. 1913. С. 139; Двали. 1974. С. 39-40). Груз. палеограф Т. Барнавели группу букв მთრსა вместо მთვარისა ა (в 1-й день луны) читает как მღვდელმთავრობასა (в архиерейство) (Барнавели. 1961. С. 20-21). Архитектурный анализ храма позволяет утверждать, что этот камень принадлежал западному портику (Двали. 1974. С. 66).

На стенах храма в 1-й четв. XI в. были вырезаны имена ктиторов и строителей храма - манглели (Манглисского архиерея) Афанасия (?) и светских лиц Туалая Годомаисдзе, Абуларба, Феодора Евчинисдзе, Сакварела, Гавриила, Саввы Бибилури (Такаишвили. 1913. С. 132-138; Барнавели. 1961. С. 3-8, 11-14, 21). Особый интерес вызывает 6-строчная надпись, вырезанная на юж. портике справа от входа. Броссе и прав. Евфимий Такаишвили прочли упоминаемое в конце надписи имя как «Багваши», родовое имя клдекарских эриставов (Такаишвили. 1913. С. 132-136), А. Шанидзе и Барнавели - как «Багатур» (Шанидзе. 1926. С. 231; Барнавели. 1961. С. 12-14), что считается маловероятным, поскольку имя Багатур стало распространяться в Грузии только с XIII в., времени монг. владычества (Джавахишвили. 1982. С. 32). Из эпиграфических памятников Грузии известно, что Георгий I возвратил Клдекарское эриставство, обращенное при Баграте III в царский домен, дому Багваши (Такаишвили. 1913. С. 82-85; Силогава. 2000. С. 222-223, 242), представители которого служили царям Грузии до 30-х гг. XI в. М. был церковным центром их обширной сеньории. В ограде храма Такаишвили нашел фрагмент камня с группой букв, которые расшифровал как «сильный Баграт» (Такаишвили. 1913. С. 139) - очевидно, имеется в виду Баграт IV.

Западный вход в кафоликон мон-ря Манглиси
Западный вход в кафоликон мон-ря Манглиси

Западный вход в кафоликон мон-ря Манглиси
Во время походов Тамерлана (1386-1403) монголы неоднократно превращали с. Манглиси в центр, откуда совершали набеги и разоряли страну (Вахушти Багратиони. 1973. С. 271-272). По сведениям историка кон. XVIII - нач. XIX в. царевича Давида Багратиони, Тамерлан разрушил все церкви Вост. Грузии и «во всей Иверии оставлена была тогда без повреждения одна церковь Манглиси... сохранение сего храма приписывают тому, что на одной стене оного изображен Магомед сидящим на льве (имеется в виду персонифицированное изображение солнца в куполе храма.- Авт.). Магометане не дерзнули разрушить изображение, представлявшее их пророка в восхитительном для них виде» (Давид Багратиони. 1971. С. 130).

В груз. источниках М. именуется также храмом Пресв. Богородицы - возможно, благодаря иконе Божией Матери, хранившейся в церкви. Когда М. был освящен в честь Успения Пресв. Богородицы, неизвестно. Историки ссылаются на грамоту царя Грузии Александра I еп. Тбилисско-Манглисскому Иоанну от 1441 г. (Двали. 1974. С. 41), однако это не совсем правомерно, поскольку в документе речь идет об освобождении от гос. повинностей крестьян сатбилело (т. е. Тбилисской епархии, а не Манглисской), и, следов., обращение царя относится к Тбилисскому Сиони (в честь Успения Пресв. Богородицы), а не к М. (Корпус груз. ист. док-тов. 2013. С. 222-223). Самое раннее упоминание о «Манглисской Богородице» зафиксировано в грамоте царя Картли Симона I от 1595 г., в к-рой храму М. даруются выморочные поместья князей Джавахишвили в ущелье р. Тедзами (Какабадзе. 1913. С. 84-86). В источниках начиная с этого времени наименование М. в честь Пресв. Богородицы становится приоритетным, иногда одновременно встречаются оба названия - Пресв. Богородицы и Животворящего Креста (ПГП. 1970. Т. 3. С. 584; Док-ты по соц. истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 169; [Иессей]. 1866. С. 31), изредка - только Животворящего Креста (Пурцеладзе. 1881. С. 11).

«Манглисская Богородица» считалась покровительницей и М., и всей страны, в источниках зафиксированы связанные с этим чудесные события. Так, в 1609 г. в царство Картли вторглись крымские татары, которые «прошли Триалети и достигли Манглисского ущелья. Но, по промыслу Всевышнего, не заметили величественную Манглисскую церковь Богородицы, ибо ее покрывали столь густые тучи и туман, что проходившее мимо нас многочисленное воинство не увидело ни церкви, ни деревни» (Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили). 1989. С. 36; Цулая. 1998. С. 72). Когда по Вост. Грузии прошла эпидемия чумы, принесенной из Египта (кон. XVII в.), и вся страна «была поражена страхом и ужасом», царь Картли Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и его войско «предстали пред всечестным и преславным храмом» М. и «со слезами просили... об избавлении нас от жестокой и губительной болезни». В благодарность за чудесное избавление («не лишились ни одного даже воина») Георгий XI пожертвовал М. выморочные села Кезети и Угудети в Алгетском ущелье близ М., а также освободил жителей с. Манглиси от гос. податей (Пурцеладзе. 1881. С. 8-9). Цари Картли щедро одаривали М. землями и крестьянами, освобождали владения мон-ря от различных податей.

Наиболее раннее упоминание о М. как о мон-ре относится к кон. XVII в. (Док-ты по соц. истории Грузии. 1940. С. 83), однако сведений о настоятелях, братии, хозяйстве монастыря не сохранилось. В стене ограды храма М. справа от врат вставлен камень с надписью, выполненной мхедрули: «Господи, помилуй строителя сего, Манглисского епископа мастера Арсения, февраля 3-го, в короникон 355 (1667 г.)». По мнению Такаишвили и Барнавели, речь идет о строительстве ворот ограды (Такаишвили. 1913. С. 140; Барнавели. 1961. С. 15), однако М. Двали предположил, что еп. Арсений восстановил всю ограду и провел некоторые реставрационные работы в храме, в частности выстроил из кирпича алтарную преграду (Двали. 1974. С. 43). В 1669 г., при еп. Арсении, царь Картли Вахтанг V (Шах-Наваз) (1658-1676) пожертвовал М. земли и крестьян в провинции Саджавахишвило (Аннотированный словарь. 1991. С. 299; Пурцеладзе. 1881. С. 7).

В XVIII в. М., несмотря на деятельную поддержку со стороны царской власти, из-за вражеских набегов постепенно пришел в упадок. К нач. XIX в. мон-рь и окрестности с. Манглиси были опустошены, монастырские сооружения, в т. ч. кельи, руинированы. В это же время погибла малая часовня, выстроенная к северу от главного храма во 2-й пол. XVII в. После присоединения Грузии к Российской империи в М. в 1824 г. был расквартирован 7-й Карабинерный (позже 13-й лейб-гренадерский Эриванский) полк. При строении казарм и новой полковой церкви храм М., по свидетельству очевидцев, подвергся разорению; также были вывезены тесаные камни с надписями, которые впосл. бесследно исчезли (Сливицкий. 1902. С. 18-19).

На М. обратил внимание экзарх Грузии архиеп. Исидор (Никольский; 12 нояб. 1844 - 1 марта 1858); он убедил командира полка кн. И. К. Багратиона-Мухранского восстановить древний исторический памятник (Бобровский. 1895. Ч. 4. С. 251). Работы начались в 1850 г., в 1857 г. завершилось восстановление кафоликона и юж. портика, церковный двор был очищен от руин и превращен в сад. Над входом в диаконник сохранилась надпись 1857 г., в которой упомянуты российский имп. Александр II, наместник на Кавказе кн. А. И. Барятинский, экзарх Грузии митр. Исидор, а также указано, что восстановление храма было осуществлено архитектором полка Чулковым при «ревностном содействии» 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка под командованием полковника Ф. Х. Де-Саже. Работу проводили не подготовленные к реставрации мастера, что привело к бессистемной кладке фасадного камня, уничтожению части надписей и орнаментов, добавлению к фасадам несоответствующих элементов. 14 сент. 1858 г. на куполе церкви был воздвигнут крест, в том же году был устроен позолоченный иконостас. В 1862 г. кафоликон М. был причислен к штабу 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка и обращен в кладбищенскую церковь. На пожертвования офицеров и нижних чинов был восстановлен зап. портик и сооружена колокольня. Сохранилась русскоязычная эпиграфика (слева от царских врат, на зап. портике, над аркой под колокольню), передающая историю восстановления различных частей храма (Бобровский. 1898. Ч. 5. С. 11, 335-336; Сливицкий. 1902. С. 53-54; Такаишвили. 1913. С. 141-142; Двали. 1974. С. 45). 9 июня 1862 г. экзарх Грузии архиеп. Евсевий (Ильинский; 1 марта 1858 - 8 дек. 1877) торжественно освятил храм М.

С тех пор богослужения в храме, в т. ч. и в советское время, не прекращались. Во время реставрационных работ были повреждены фасадные камни с надписями, стенная роспись в интерьере церкви была побелена (Такаишвили. 1913. С. 131, 142; Двали. 1974. С. 35). В нач. 90-х гг. XIX в. нек-рые исторические надписи М. все еще сохранялись (Бобровский. 1898. Ч. 5. С. 11, 335; Хаханов. 1898. С. 64), однако впосл. были либо утрачены, либо повреждены.

Крест в мон-ре Манглиси
Крест в мон-ре Манглиси

Крест в мон-ре Манглиси
После восстановления автокефалии ГПЦ (1917) решением IV Поместного Собора (1927) была возобновлена Манглисская епархия, и М. стал кафедрой Манглисского архиерея (Анания (Джапаридзе). 2012. С. 133). В 1995 г. по решению XIII Поместного Собора ГПЦ М. стал кафедрой и резиденцией Манглисского епископа (Там же. С. 158). В 1956 г. Комитет охраны архитектурных памятников (руководитель Двали) восстановил обрушившуюся часть юго-зап. апсиды. Работы по консервации росписи были проведены в 1959 (руководитель Ш. Абрамишвили) и 2012 гг. (руководитель Н. Купрашвили).

Архитектурный ансамбль включает в себя кафоликон, возвышающийся на площади, окруженной высокой оградой. Во дворе находится кладбище с надгробными плитами большей частью 2-й пол. XIX в. На одном из надмогильных камней изображен плуг, на другом - всадник со щитом и с оружием в руках. К юго-востоку от церкви, около ограды, сохранились следы неидентифицированного большого здания, а также маслобойный жернов. К югу от храма на базе крупного камня воздвигнут массивный равноконечный крест (Двали. 1974. С. 18).

Святыни

В храме М. хранились значимые общехрист. святыни - подножие и гвозди (по др. источникам, гвоздь) Креста Господня. Во время персид. похода визант. имп. Ираклий I (610-641) пошел на Картли и «забрал из Манглиси и Эрушети подножные доски и гвозди Господа нашего Иисуса Христа, что были даны Мириану Константином» (Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 227-228; Он же. 2008. С. 107). Предположительно эти святыни были возвращены в Грузию в XI в. в связи с бракосочетанием царя Грузии Баграта IV (1027-1072) и визант. царевны Елены. При царице Русудан (1223-1245) гвоздь был вставлен в специально изготовленную для этого митру манглели (Иоселиани. 1866. С. 147). По приказу Давида VI Нарина (царь Грузии в 1247-1259, царь Зап. Грузии в 1259-1293) для хранения митры был сооружен серебряный чеканный ларец с надписью: «Царь всея Грузии Давид, сын Русудан, соорудил вместилище для святого гвоздя» (Древности Российского гос-ва. 1849. С. 67). Во времена монгольского владычества или нашествия кочевых тюрк. племен митра с гвоздем была перенесена в Тбилисский Сиони (Иоселиани. 1866. С. 147). В 1681 г. лишившийся престола царь Имерети Арчил II эмигрировал в Россию и забрал с собой в числе прочего и митру с гвоздем, «и лишилась с тех пор Картли этих даров Божиих» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 458; Иоселиани. 1866. С. 147). Арчил II украсил ковчег золотой коронкой с 4-конечным крестом с драгоценными камнями и обновил надпись царя Давида VI. До 1715 г. гвоздь хранился в домовой церкви Арчила II в Москве. По просьбе брата, царя Картли Георгия XI, Арчил II отправил гвоздь в Вост. Грузию, однако в Казани он был конфискован местным губернатором и по велению российского имп. Петра I отослан в Москву и упокоен в Успенском соборе Московского Кремля (Древности Российского гос-ва. 1849. С. 67-68. Рис. 41). До кон. XIX в. гвоздь и митра находились в приделе собора св. апостолов Петра и Павла (Рычин. 1887. С. 37, 39), сохранилась цветная зарисовка акад. Ф. Г. Солнцева (Древности Российского гос-ва. 1849. Табл. 41, 68). Позже святыни были перенесены в Оружейную палату Московского Кремля (Двали. 1974. С. 34).

В М. хранились несколько живописных древнегруз. икон: Спасителя (90×75 см, частично повреждена) в деревянной позолоченной раме; св. Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» (96×75 см, сильно повреждена) (Двали. 1974. С. 30); «весьма древняя икона Божией Матери с Младенцем» (70×54 см) с древнегрузинской надписью: «Первого века молитвенница Богородица» (პირველი საუკუნის ვედრების ღვთისმშობელი); в кон. XIX в. в ризнице кафоликона хранилась (ныне утрачена) живописная икона арх. Гавриила (Бобровский. 1898. Ч. 5. С. 335; Хаханов. 1898. С. 64). В 90-х гг. XX в. по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) из Тбилисского Сиони в М. была перенесена чудотворная икона Пресв. Богородицы, принадлежавшая манглели свт. Иоанну (Саакадзе). Большинство икон в М. рус. происхождения и датируются XIX в.

Г. Чеишвили

Кафоликон

Архитектура

Храм (длина 22,3 м, ширина 16 м, высота 23,5 м) представляет собой сложное строение разных периодов. Совр. здание церкви демонстрирует единство резко отличающихся друг от друга художественных направлений V и XI вв. Подобная «общность» внесла некоторые сложности во внутреннее пространство и внешний вид храма. Храм 2-й пол. V в. имел форму простого в плане тетраконха, помещенного в восьмиугольник (предположительные внутренние размеры: 14,5×13 м). Форма тетраконха была довольно широко распространена в то время в Грузии, к аналогичным храмам относятся древние церкви Квашвети в Тбилиси (утрачена; Беридзе. 1994. С. 114-116), Дзвели-Гавази в Кахети (Чубинашвили. 1959. С. 216-232), храм в Нокалакеви в Эгриси (сохр. фрагменты фундамента; Закараия, Капанадзе. 1991. С. 236-241). Во время работ в 20-х гг. XI в. для увеличения пространства храма М. и устройства 3-частного алтаря восточная часть тетраконха была разобрана; т. о., в совр. церкви сохранились 3 апсиды древней церкви, к-рые были включены в конструкцию храма. Восточный рукав (алтарь) в то же время был передвинут на 3,5 м к востоку, место прежнего алтаря занял довольно широкий трансепт, вставленный по всей ширине храма между подкупольным пространством и 3-частным алтарем. По размерам алтарь повторяет алтарь V в., по бокам к нему добавлены жертвенник и диаконник. Пастофорий с полукруглыми вост. апсидами связан с главным пространством храма дверью, прирезанной к трансепту. Зап. часть является тетраконхом. Его полукруглые рукава с 3 сторон связаны с подкупольным пространством. Фасады переоблицованы и украшены резьбой.

Необычными являются 3 входа с запада (один в средней части центральной апсиды и 2 по бокам, в прямоугольных апсидных помещениях с юга и с севера), а также юж. вход, к которому пристроена часовня. Возможно, был вход в алтарную апсиду - в 20-х гг. XI в. алтарь был полностью разобран и новый алтарь существенно продвинули вперед. Входы оформлены перекрытыми портиками, южный понижен и составлен из сегментов, украшенных орнаментами.

Переход от квадрата подкупольного пространства к окружности купола осуществлен с помощью парусов. Сверху они обведены широким поясом; там, где пересекаются старые и новые фрагменты кладки, напр. в сев. части, линия пояса нарушена. Основным источником света являются 6 окон, прорезанных в круглом барабане. Пол трансепта и алтаря поднят на 2 ступени, и в центре устроена полукруглая солея.

Несмотря на полную каменную облицовку храма в XI в., во внешнем виде кафоликона просматриваются 2 строительных слоя. На продольных фасадах купол от центра передвинут к западу. Эту асимметрию не сглаживает наличие зап. портика. Также заметна неорганичная связь древнего восьмиугольника и трансепта XI в. Фасады облицованы хорошо тесанным алгетским серым базальтом (исключение - зап. фасад зап. портика, где для облицовки использован желтоватый камень). Часть облицовки выполнена и исправлена во время ремонта в XIX в. Исключением является барабан, который сохранился почти в первозданном виде. Храм полностью перекрыт черепицей с желобами.

Рельеф

Декор фасада кафоликона мон-ря Манглиси
Декор фасада кафоликона мон-ря Манглиси

Декор фасада кафоликона мон-ря Манглиси
Облицовка XI в. не лишена декора. Сравнительно скупо украшены фасады храма V в.: здесь декорированы резьбой только карнизы (внешние массы тетраконха многофронтонные и завершаются пиловидными карнизами). Фасады алтаря, трансепта, портиков и купол богато декорированы резьбой. Репертуар резьбы кафоликона М. (использование равномерного листовидного и геометрического орнамента, большая глубина резьбы, четкое изображение орнамента) типичен для церквей 1-й пол. XI в. Барабан снаружи 12-гранный. Каждая грань покрыта тройным валиком и сверху перекрыта 12 арками. Окна декоративно обрамлены наличниками. Украшены резьбой базисы и капители вертикальных валиков.

Вост. фасад несколько акцентирован декором. Две треугольные ниши и между ними окно алтаря соединены общим декоративным архивольтом, к-рый повторяет полукруглую форму 2 арок и окна, помещенного в украшенный декором наличник. Окна жертвенника и диаконника без наличника, их украшают только декоративные архивольты с горизонтальными краями.

Более декорированы фасады портиков. Украшены широко открытый арочный вход, декоративная аркада, опирающаяся на колонны; фон ниш позади колонн придает пластичность фасадам храма (над юж. портиком в XIX в. по аналогии с убранством фронтона восточного фасада добавлены крест и малые колонны). Ввиду древности, а также в связи с проведенным в XIX в. ремонтом нек-рые древние надписи храма (все выполнены асомтаврули) были частично или полностью утрачены.

Г. Марсагишвили

Роспись

Роспись датируется 20-ми гг. XI в. В куполе помещены композиция «Вознесение Креста ангелами» и персонифицированное изображение солнца, в барабане находится композиция Деисус с фигурами 8 пророков. Остальная роспись была утрачена в результате ремонта храма в XIX в.

Композиция «Вознесение Креста ангелами» характерна для груз. настенной живописи. Она находится на месте, традиционно отводящемся изображению Христа Пантократора, и встречается как во мн. купольных храмах (в мон-рях Ишхани, Хахули, Долискана, Тбети, Икорта,, Кинцвиси, Тимотесубани, Никорцминда), так и в зальных церквах (кафоликон монастыря Шиомгвиме, собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы в мон-ре Удабно, диаконник кафоликона в мон-ре Моцамета, церковь Калаубани во имя вмч. Георгия в Тбилиси, храм в мон-ре Вардзиа, кафоликон и трапезная в мон-ре Бертубани). По мнению Г. Н. Чубинашвили, фресковые изображения композиции «Вознесение Креста ангелами» появляются в XI в. и их предваряют рельефные кресты, помещенные в более ранней росписи куполов храмов (Мцхетский Джвари, Дзвели-Шуамта, Атени Сиони, церковь в Канчаети). Тема «Вознесение Креста ангелами» была популярна и в каменных рельефах (Мцхетский Джвари, Тетри-Цкаро, Сапара, Качаганский Джвари, Никорцминда, Кацхи, Хахули и др.).

Манглисская композиция является древнейшей из сохранившихся до наших дней в монументальной живописи Грузии. На фоне голубого звездного неба представлен большой равноконечный Крест, помещенный в мандорлу и возносимый архангелами Рафаилом, Уриилом, Михаилом и Гавриилом. Лики парящих архангелов, облаченных в серо-белые одежды, обращены друг к другу. Центральный и внешний сегменты мандорлы, а также глаза и концы крыльев архангелов огненно-красные - один из характерных традиц. элементов груз. монументальной живописи начиная с VIII-IX вв. Семантически этот цвет подразумевает благодатный огонь. Крест выполнен золотистой краской, украшен изображением розовато-голубоватых драгоценных камней и мелкого жемчуга. Прозрачно-красные и оливковые тени подчеркивают красочность одежд архангелов, завершающий пурпурный рисунок пластичный и монументальный. Композиция «Вознесение Креста ангелами» отделена от росписи барабана широким орнаментом, выполненным на черном фоне и представляющим собой законченный образ из концентрических кругов растительных завитков. Аналогично украшены окна барабана, в орнамент одного из них включен 3-личный образ (фрагментирован).

Изображение солнца (по мнению Барнавели, признанному ошибочным,- мч. Маманта Кесарийского) в юж. части неба является уникальным: оно представлено в виде восседающего на оранжево-золотистом льве юноши в пурпурно-красных одеждах, в обеих руках держащего украшенный драгоценными камнями рог изобилия. Мощная пластичная фигура льва с антропоморфной мордой, с распушенной наподобие протуберанцев гривой, с поднятой передней левой лапой находится в движении. Привлекает внимание выполненный с анатомической точностью рисунок когтей. Изображение вписано в концентрические круги, обозначающие диск солнца.

Персонифицированное изображение солнца. Роспись кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в.
Персонифицированное изображение солнца. Роспись кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в.

Персонифицированное изображение солнца. Роспись кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в.
Вост. часть плоскости барабана занята композицией «Спас в силах». Восседающий на орнаментированном престоле Спаситель благословляет правой рукой и левой придерживает раскрытое Евангелие (Ин 10. 11). Нимб и престол украшены изображениями драгоценных камней и жемчуга. Христу предстоят Пресв. Богородица и прор. Давид (северо-восток), св. Иоанн Предтеча в красном хитоне и темно-вишневом гиматии и прор. Исаия с открытым свитком в левой руке (Ис 11. 12) (юго-восток), а также пророки Иезекииль, Иона, Даниил, Амос, Илия, Иеремия (по 2 в каждом оконном проеме) со свитками (Иез 14. 12; Иона 2. 18; Дан 7. 9; Ам 1. 2). Фигуры пророков обращены в разные стороны, их правые руки указывают либо на композицию «Вознесение Креста ангелами», либо друг на друга. Тексты объединены эсхатологическим содержанием и посвящены теме Боговоплощения и прославления Господа.

Роспись купола храма М.- яркий пример груз. монументальной живописи высокого качества, соответствующей стилистике столичных памятников X-XI вв., эпохи расцвета груз. церковного искусства.

А. Окропиридзе

Другие постройки

Ограда выстроена из дробленого камня на известковом растворе, согласно надписи, выполненной мхедрули на камне (вставлен над вост. входом), в 1667 г. еп. Арсением. Она неправильной 4-угольной формы, укреплена боевыми круглыми башнями (сев.-зап. башня утрачена предположительно в результате ремонтных работ 1850-1861 гг.) и носит следы многочисленных переделок. Главный вход в монастырь помещен с юж. стороны под сводом колокольни; узкая дверь имеется также в вост. части ограды; зап. вход заложен. Лучше всего сохранилась вост. часть ограды (высота свыше 3 м, толщина свыше 1 м) с боевым обходом поверху.

Колокольня, судя по русскоязычной надписи над аркой, была построена над юж. входом в 1862 г. под рук. подпоручика Пономарёва и предположительно повторяет план и форму более ранней колокольни. Нижний ярус представляет собой куб с арочным сквозным проходом, верхний этаж открыт аркадой, многогранной беседкой, покрытой 5-гранной пирамидальной крышей. По планировке и внешнему виду относится к архитектуре позднефеодальной Грузии (Двали. 1974. С. 46). Внутри ограды было множество культовых и хозяйственных строений, во время ремонта в 1862 г. двор полностью расчистили, к северу от кафоликона сохранились следы построек (Сливицкий. 1902. С. 53-54).

Ист.: Древности Российского государства. М., 1849. Отд. 1. Вып. 7; Уманец А. Древний храм в Манглисе // Кавказский календарь за 1852 г. Тифлис, 1851. Отд. 1. С. 463-472; [Александр I]. Об отмене казенных взысканий с крестьян Тифлисо-Манглисской церкви, 1441 г. // АКавАК. 1866. Т. 1. С. 5-6; [Вахтанг VI]. О тарханстве крестьян Манглисской церкви, 1711 г. // Там же. С. 30; [Иессей]. Об отмене подати соколами с крестьян Манглисской церкви, 1715 г. // Там же. С. 31; [Ираклий I]. Об освобождении деревень Манглисской церкви от казенных податей, 1689 г. // Там же. С. 23-24; [Хварашан]. О пожертвовании Манглисской церкви вина и денег, 1694 г. // Там же. С. 24-25; Пурцеладзе Д. Грузинские церковные гуджари (грамоты). Тифлис, 1881; Бобровский П. История 13-го лейб-гренадерскаго Эриванскаго Его Величества полка за 250 лет, 1642-1892. СПб., 1895. Ч. 4; 1898. Ч. 5; Хаханов А. Экспедиции на Кавказ 1892, 1893, 1895 // МАК. 1898. Вып. 7. С. 1-68; Какабадзе С. Исторические док-ты. Тифлис, 1913. Т. 3 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1913. Вып. 4; Документы по соц. истории Грузии. Тб., 1940. Т. 1 / Сост.: Н. Бердзенишвили; Барнавели Т. Надписи храма Манглиси. Тб., 1961 (на груз. яз.); Мокцеваи Картлисай. Тб., 1963. (ПДГАЛ; Т. 1) (То же [Обращение Грузии] / Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; ред., исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тб., 1989); Книга посланий / Арм. текст с груз. пер., исслед.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм., груз. языках); Давид Багратиони. История Грузии / Ред.: А. Рогава. Тб., 1971; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), католикос-патриарх. Мученичество царя Луарсаба. Тб., 1989. С. 33-49. (ПДГАЛ; Т. 5); Цулая Г. Из истории груз. агиографии: «Мученичество царя Луарсаба»: Этнокультурный аспект // Этногр. обозр. М., 1998. № 2. С. 67-78; Силогава В. Надписи Квемо-Картли // Дманиси. 2000. Вып. 2. С. 214-280. Табл. 281-313 (на груз. яз.); Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей // Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 13-74; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали // Там же. С. 75-136; Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 2013. Т. 2: Груз. ист. док-ты XIV-XV вв. (на груз. яз.).
Лит.: Иоселиани П. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866; Рычин Ф. Путеводитель по Московской святыне. М., 18874; Сливицкий С. Древний храм в Манглисе. Тифлис, 1902; Меликсет-Бег Л. Манглисский район с ист.-археол. точки зрения // К новой школе. Тифлис, 1924. № 2/3. С. 71-83 (на груз. яз.); Шанидзе А. Еще раз о надписях храма Манглиси // Мимомхилвели (Обозреватель). Тифлис, 1926. № 1. С. 220-243 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Архитектура Кахетии. Тб., 1959; Чумбуридзе З. Как тебя зовут? Тб., 1971 (на груз. яз.); Двали М. Архитектурный памятник в Манглиси. Тб., 1974 (на груз. яз.); Джавахишвили И. Сочинения. Тб., 1982. Т. 3: История груз. народа (на груз. яз.); Бердзенишвили Н. Вопросы истории Грузии. Тб., 1990 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. / Сост.: Д. Клдиашвили и др. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Закараия П., Капанадзе Т. Цихегоджи-Археополис-Нокалакеви: Архитектура. Тб., 1991 (на груз. яз.); Беридзе В. Грузинская церк. архитектура XVI-XVIII вв. Тб., 1994; Вирсаладзе Т. Грузинские купольные схемы зрелого средневековья // Она же. Избранные труды. Тб., 2007. С. 237-238; Анания (Джапаридзе), митр. Церковное право. Каноны. Тб., 2012 (на груз. яз.).
Г. Марсагишвили
Ключевые слова:
Монастыри Грузинской Православной Церкви Манглиси, монастырь (не позже XVII в.), кафедра древней Манглисской епархии (ныне Манглисско-Тетрицкаройской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)
См.также:
АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия)
АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
АХТАЛА крепость и монастырь в Армении
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия