[груз. ვარმია], пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. расположен в исторической пров. Грузии Джавахети, в глубоком ущелье верхнего течения р. Куры (Мтквари), на левом берегу, в 70 км к югу от г. Боржоми и в 30 км от районного центра, г. Аспиндза.
Монастырский комплекс состоит из 2 частей: скального с. Ананаури (Х-ХII вв.) и мон-ря (освященного 15 авг. 1185), строительство к-рого связано с именами царя Георгия III (1156-1184) и его дочери царицы Тамары (1184-1213). В течение неск. столетий В. был одним из крупнейших церковных и культурных центров Грузии. После землетрясения 1283 г. мон-рь восстанавливался. Он подвергся нашествиям монголов в XIV в. и персов в XVI в., оставался действующим до кон. XVI в., его восстановление началось со 2-й трети XIX в. В 1938 г. В. был обращен в музей-заповедник. Первая Божественная литургия была отслужена в мон-ре в кон. 80-х гг. XX в. Католикосом-Патриархом Илией II. С 1991 г. в главной церкви В. стали проводиться богослужения, с 1998 г. возрожден мон-рь. В наст. время настоятель мон-ря - игум. Антон (Мачарашвили), братии 8 чел.
Помещения В. высечены в среднем туфобрекчиевом поясе трехслойного почти вертикального скального массива и сгруппированы вокруг ц. в честь Успения Богородицы. Пещерный ансамбль высотой в 58 м и протяженностью (по оси восток-запад) более чем на 500 м имеет четкий план и состоит из 13 ярусов. Монастырский комплекс объединяет 15 церквей, неск. сотен келий, комнату царицы Тамары, особое помещение для празднеств (салхино), зал для общих собраний (садарбазо), трапезную с хлебопекарней, аптеку (зал с рядами маленьких полок в стенах, вероятно, для сосудов с лекарствами), колокольню, металлообрабатывающую мастерскую, винодельню и неск. винных погребов с большими сосудами (квеври), вмурованными в пол. Нек-рые из келий имели отдельную миниатюрную церковь зального типа. Для архитектуры В. типичны имитация свода в жилых помещениях, арочная ниша в дальней стене, скругление углов. Перед помещениями были устроены портики, образовавшие аркады на фасаде. Аркада, восстановленная во 2-й пол. XIII в., сохранилась лишь в юж. приделе главной церкви. Для связи ярусов были устроены тоннели с люками и деревянными лестницами. Снабжение водой осуществлялось по потайному спуску к реке и источнику близ главной церкви, на территории обнаружены остатки водопровода.
Храм в честь Успения Богородицы зального типа и примыкающий к нему с юга портик украшены стенной росписью. Портреты ктиторов, царя Георгия III, царицы Тамары и Рати Сурамели, эристава Картли, расположенные в нижнем регистре сев. стены, позволяют датировать росписи 1184-1186 гг. В конхе апсиды изображена Божия Матерь Одигитрия, по сторонам - фигуры архангелов в лоратных одеяниях, ниже - ряд святителей с развернутыми свитками. На сводах и стенах представлены сцены праздников и 2 из Страстного цикла - «Тайная вечеря» и «Омовение ног». Композиции дополняют изображения святых, мучеников и воинов. Регистры и отдельные композиции подчинены архитектонике интерьера, что сближает их с монументальным стилем более раннего периода. Присутствуют также черты нового, т. н. динамично-декоративного, стиля: «ковровое» распределение разномасштабных изображений в композициях на стенах и фигур на пилястрах и в простенках окон, а также «шахматное» расположение сцен на западной стене. Работали неск. мастеров, имя главного мастера Георгия, исполнившего роспись в апсиде, сохранилось на поземе. Фрески ц. Успения Богородицы относятся к лучшим памятникам «эпохи Руставели», груз. ренессанса. Роспись юж. портика исполнена в нач. XIII в. и представлена композициями «Страшный Суд» (на стенах), «Вознесение Креста» (на своде) и Деисусом (в конхе).
Росписи украшали также церковь Ананаури, предположительно освященную во имя Пресв. Богородицы. Это маленькое помещение зального типа с примыкающим к ней зап. приделом расположено на самом верхнем ярусе в зап. части В. Они были высечены не позднее X в. и расписаны в 1-й трети XIII и во 2-й пол. XV в. Фрески церкви почти полностью сохранились в апсиде, на сводах и стенах. В конхе апсиды изображена Богоматерь Влахернитисса (Платитера), по сторонам - архангелы, ниже - ряд святителей с развернутыми свитками. В нише сев. стены - «Христос во славе», в своде ниши представлена чета ктиторов, предположительно атабаг Кваркваре Диди (Великий), расширивший придел и заказавший новые росписи храма и придела, и его жена. На сводах и стенах - 12 сцен праздников. Стиль фресок восходит к позднепалеологовской живописи, но в нем проявляются черты т. н. народного течения, характерного для груз. монументальной живописи с кон. XV в. Фрески 1-го слоя в приделе сохранились лишь на вост. стене и примыкающем своде арки: Деисус (в тимпане двери между приделом и церковью), Сошествие Св. Духа, святые Ивлита и Квирике (Иулитта и Кирик), сцена коронования царя (предположительно Лаша-Георгия, сына царицы Тамары) и 3 фигуры неизвестных святых. В своде арки - Благовещение, Собор архангелов и Три отрока в пещи огненной. От росписи 2-го слоя в приделе сохранились фрагменты, не позволяющие идентифицировать сцены и изображения. В нач. 80-х гг. XX в. консервацию и реставрацию фресок В. провела группа реставраторов управления охраны памятников под рук. К. Бакурадзе.