Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАКАРИЙ РИМЛЯНИН
42, С. 598-601 опубликовано: 14 декабря 2020г.


МАКАРИЙ РИМЛЯНИН

[Греч. Μακάριος ὁ Ρωμαῖος], прп. (пам. визант. 19 янв., 23 окт.; пам. греч. 23 окт.; пам. слав. 19 янв., 23 окт.).

Источники

Житие М. Р. было написано на греческом языке предположительно в V-VI вв. (Vassiliev. P. XXXVIII) и имеет несколько редакций, большинство из к-рых остаются неизданными (BHG, N 1004-1005s). Позднее был сделан латинский перевод, впервые опубликованный в нач. XVII в. Г. Росвейде и имеющий некоторые несущественные различия с греческой версией. Также существуют переводы на славянский, грузинский и румынский языки.

Неизвестный автор Жития ведет повествование от имени 3 монахов - Феофила, Сергия и Игиина (в лат. транскрипции - Игин), которые наряду с М. Р. являются главными персонажами рассказа. Текст состоит из 2 частей: 1-ю С. В. Полякова назвала «монашеской Одиссеей», поскольку в ней нашел отражение сюжет путешествия по чудесным странам, известный в Греции со времен Гомера и перешедший в различные фольклорные традиции (Полякова. 2004. С. 253). Так, напр., идея о путешествии 3 монахов к земному раю передается в староитальянской легенде (Leggenda del Viaggio di tre Santi Monaci al Paradiso terrestre / Ed. F. Zambrini // Miscellanea di opuscoli inediti o rari dei secoli XIV e XV. Torino, 1861. P. 161-179).

По мнению А. Н. Веселовского, в 1-й части автор использовал христианизированный пересказ послания Александра Македонского к Олимпиаде и Аристотелю из «Романа об Александре» Псевдо-Каллисфена, где говорится о чудесном путешествии в страну блаженных (Веселовский. 1886. Т. 1. С. 314-317, 325). Вторая часть Жития представляет собой биографию М. Р., рассказанную им 3 монахам. Веселовский заметил, что образ отшельника, живущего недалеко от рая, также присутствует в греческом Житии прп. Макария Великого; в коптском варианте сказания говорится, что Макарий, подобно М. Р., тайно покинул жену и удалился в пустыню, после чего побывал на некоем острове посреди озера, где встретил мужей с черной кожей, отросшими волосами и ногтями (Там же. С. 313).

Житие

Прп. Макарий Римлянин. Икона. XVIII в. (скит св. Анны, Афон)
Прп. Макарий Римлянин. Икона. XVIII в. (скит св. Анны, Афон)

Прп. Макарий Римлянин. Икона. XVIII в. (скит св. Анны, Афон)
Согласно греческой версии Жития, монахи Феофил, Сергий и Игиин из обители, находящейся в Месопотамии, между Тигром и Евфратом, однажды решили отыскать место, в котором земля соприкасается с небом. Тайно ночью они покинули монастырь, побывали в Иерусалиме, Вифлееме и на Елеонской горе, где поклонились св. местам, и затем отправились в путь. Проходя Персию и Индию, монахи подвергались смертельным опасностям (чуть не были сожжены заживо андрогинами), побывали в областях, населенных кинокефалами (существа с человеческими телами и собачьими головами), обезьянами, слонами, видели чудесные сады и мрачные равнины, непроходимые возвышенности, озеро, наполненное разного рода змеями, великана, прикованного к 2 высочайшим горам, птиц, говорящих человеческими голосами, хрустальную церковь с источником бессмертия, уготованного для праведников, и мн. др. Наконец, преодолев различные препятствия, Феофил, Сергий и Игиин достигли пещеры, где обитал М. Р. Отшельник весь был покрыт седыми волосами, его охраняли 2 льва, а пищу ему приносил ворон. М. Р. рассказал монахам, что его отец - рим. синклитик Иоанн - решил женить сына против его воли, едва тот достиг надлежащего возраста. В день свадьбы М. Р. тайно покинул дом, 7 дней пробыл у некой вдовы, а затем отправился в странствование. По дороге юноша встретил убеленного сединами мужа, к-рый оказался арх. Рафаилом и сопровождал М. Р. в его наполненном опасностями путешествии. Когда архангел исчез, на помощь ему явилась дикая ослица, после нее - олень. В конце путешествия М. Р. увидел огромного змея, который заговорил человеческим голосом и указал на пещеру, предназначенную Господом для будущего отшельника. Там М. Р. нашел мертвую львицу с 2 львятами; он выкормил их, и животные затем неотступно находились при нем. Спустя несколько лет диавол решил испытать подвижника и явился ему в образе женщины, которая рассказала, что, не желая вступать в брак, покинула Рим и долго скиталась по безлюдным местам, пока не пришла к М. Р. Святой поддался искушению, привел женщину в пещеру и во сне возжелал ее. Осознав свое духовное падение, М. Р., чтобы искупить вину, 3 года провел в глубокой яме, вырытой в пещере, после чего Бог даровал ему прощение, снизошедшее на отшельника в виде дождя. Выслушав рассказ М. Р., монахи возвратились в обитель, где поведали игумену и братии о своем путешествии и встрече с подвижником.

Житие лишено исторической достоверности: в нем практически полностью отсутствуют топонимы (за исключением Месопотамии, Иерусалима, Персии, Индии), время событий не указано. Вопрос М. Р. о преследовании сарацинами христиан, обращенный к монахам в лат. версии Жития, имеет общий характер и не способствует установлению датировки текста. Т. о., реальное существование М. Р. ставится исследователями под сомнение (ActaSS. Oct. T. 10. P. 563-564).

Почитание

Память М. Р. под 19 янв. отмечена в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) вместе с памятью прп. Макария Великого. Позднее в рукописных греч. Синаксарях (Paris. gr. 1582) и Минеях (Basil. A III 16) XIV-XV вв. память святого и краткие заметки о нем были обозначены под 23 окт. Под этим же числом сказание о М. Р. вошло в греч. печатные Минеи (Минея, Венеция, 1592). Рассказ о путешествии к святому 3 монахов, изначально служивший предисловием к сказанию, приводится здесь отдельно.

На груз. языке сохранилась кименная (оригинальная) версия Жития М. Р., составленная Феофилом. Многочисленные рукописи находятся в собраниях Национального центра рукописей Грузии, Иерусалимской Патриархии и Цагерского краеведческого музея (НЦРГ. А 199. Л. 28-33, XII-XIII вв.; НЦРГ. А 128. Л. 459-471, XIII в.; Hieros. Patr. 36. Fol. 129v-135, XIII-XIV вв.; Hieros. Patr. georg. 120. Fol. 94-101v, XIV-XV вв.; НЦРГ. Н 972. Л. 468-472 об., XVI в.; НЦРГ. А 691. Л. 198-215, XVII в.; Цагер. 1. Л. 38-44 об., XVIII в.; НЦРГ. А 649. Л. 94 об.- 99, 1785 г.; НЦРГ. S 300. Ч. 2. Л. 235 об.- 239 об., 1779 г.; 3 рукописи XIX в.; Кекелидзе. Этюды. 1945. Т. 2. С. 50-63).

В зап. «исторических» Мартирологах IX в. память М. Р. отсутствует. В XVI в. кард. Цезарь Бароний также не внес имя святого в Римский Мартиролог, предложив отождествить его с одноименным персонажем, упоминаемым у Палладия, еп. Еленопольского (Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). Р. 264-269). Согласно Палладию, ок. 413 г. Макарий вместе с другими знатными мужами посетил недалеко от Рима мужа Мелании Младшей Пиниана, впосл. ставшего аббатом. По мнению болландистов, гипотеза Барония является неверной, поскольку у Палладия говорится, что Макарий занимал должность викария, тогда как о М. Р. известно, что он покинул Рим, будучи еще совсем юным (ActaSS. Oct. T. 10. P. 563-564).

Почитание у южных славян и на Руси

Пространное неканоническое Житие М. Р., к-рое также известно под названием «Слово о трех мнисех, како находили святого преподобного отца нашего Макария, иже есть близ рая обретен за 20 поприщ», неоднократно переводилось на слав. язык и представлено рядом редакций и большим числом списков. Старший перевод был выполнен в Болгарии в X в. Древнейший болг. список памятника находится в Сборнике с Патериком Египетским (ГИМ. Увар. № 510-Q; Цар. № 363, 30-е гг. XIV в.), сербский - в пергаменном минейном Торжественнике (ГИМ. Хлуд. № 195, 2-я пол. XIV в.), русский - в новгородском Паисиевском сборнике (РНБ. Кир.-Бел. № 4/1081, 1-я четв. XV в.). Житие М. Р. может быть приурочено к 23 окт., но чаще к 19 янв. (Иванова. 2008. С. 263-264, 445-446).

Начиная с 1-й четв. XV в. упоминание Жития М. Р. постоянно присутствует в списках отреченных книг (Кобяк. 1988. С. 714; Грицевская. 2003. С. 163, 166, 168, 170, 172, 176, 178, 179, 181, 187, 192, 194, 198, 201, 207). Данное обстоятельство, по всей видимости, существенно не повлияло на популярность этого памятника в древнерусской книжности XV-XVII вв., но ограничило его распространение в календарных сборниках (Торжественниках минейных), читавшихся в церкви во время службы. Возможно, по этой причине текст Жития не был включен в ВМЧ. Вопрос о распространении текста в старообрядческой рукописной традиции XVIII-XIX вв. не изучен.

Краткое Житие М. Р. было переведено на слав. язык не позднее XII в. на Руси в составе нестишного Пролога (под 19 янв.) и ок. рубежа XII и XIII вв. получило в составе этого календарного сборника широкое распространение в Болгарии и Сербии. Во 2-й четв. XVI в. оно было включено в ВМЧ. Начиная с 1-го полного издания Пролога (М., 1642-1643) регулярно публиковалось в его составе. Служба М. Р. в слав. рукописной традиции неизвестна. Присутствие проложного Жития М. Р. в ряде списков южнослав. служебных Миней и праздничных Миней доиерусалимской редакции объясняется тем, что в них под соответствующим числом включались все Жития дня независимо от наличия службы святому и даже отдельных песнопений.

Ист.: BHG, N 1004-1005; BHL, N 5104; BHO, N 580; PG. 117. Col. 268 [Минологий Василия II]; PL. 73. Col. 415-426; Vita di San Maccario Romano // Leggende del secoli XIV. Ferenze, 1863. Vol. 1. P. 452-488; Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. М., 1893. Ч. 1. С. 135-165. (Сб. памятников визант. лит-ры); SynCP. Col. 160; Салмина М. А. Апокриф о Макарии Римском // СККДР. 1987. Вып. 1. С. 41-43; Кобяк Н. А. Индекс ложных книг, приписываемый митрополитам Киприану и Зосиме // РФА. 1988. Вып. 4. С. 697-722; Νικόδημος. Συναξαριστής. 1993. Τ. 1. Σ. 409-414; Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб., 2003; Жизнь, деяния и предивное сказание о святом отце нашем Макарии Римском, поселившемся у крайних пределов земли, никем не обитаемых // Византийские легенды / Сост.: С. В. Полякова. СПб., 2004. С. 38-45; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 268-269; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 263-264; Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2: Октомври. С. 71-75.
Лит.: Веселовский А. Н. Из истории романа и повести. СПб., 1886. Т. 1. С. 305-329; Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. М., 1893. Ч. 1. С. XXXV-XXXVIII. (Сб. памятников визант. лит-ры); Janin R. Macario // BiblSS. Vol. 8. Col. 431-432; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 282; Tardiola G. I viaggiatori del paradiso: Mistici, visionari, sognatori alla ricerca dell'aldila prima di Dante. Firenze, 1993. P. 53-77; Полякова С. В. Византийские легенды как лит. явление // Византийские легенды. СПб., 2004. С. 253-254.
Е. М. Беленькая, Н. Н. Крашенинникова, А. А. Турилов

Иконография

Макарий Римлянин. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 334)
Макарий Римлянин. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 334)

Макарий Римлянин. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 334)
О почитании М. Р. в К-поле свидетельствует миниатюра имп. Минология Василия II на 19 янв. (1-я четв. XI в., Vat. 1613. P. 334), где он изображен рядом с прп. Макарием Великим (Египетским), также облаченным в иноческие одежды. У М. Р. короткие седые волосы и борода, на нем охристый хитон и коричневый плащ; в левой руке крест, правая поднята перед собой ладонью вперед.

Судя по памятникам средневизант. времени и более поздним, основным изводом для иконографии М. Р. стал облик аскета и пустынника - во власянице, целиком покрывающей тело, с всклокоченными волосами и длинной бородой. Такой образ часто сопровождается надписью о рим. происхождении святого, как на иконе «Прп. Макарий Египетский, Максим Исповедник, прп. Макарий Римский» афонской мастерской (3-я четв. XVII в., мон-рь Пантократор, Св. Гора Афон). М. Р. представлен во власянице, подобно прп. Онуфрию Великому, правая рука поднята в именословном благословении, левая опущена, в ней свиток с греч. надписью со словами обращения к братии. На прориси с иконы XVII в. вместе могли быть представлены 4 святых аскета: преподобные М. Р., Онуфрий Великий, Марк Фракийский (?) и Петр Афонский, фигуры святых осеняет Нерукотворный образ Спасителя (Музей СПбДА). М. Р., стоящий справа от прп. Онуфрия, сходен с ним во всех деталях позы, положения рук; у него волнистая борода, волосы длинными локонами лежат по плечам попарно с каждой стороны.

Образ пустынника зафиксирован в рус. подлинниках, где святой имеет вид старца, нагота к-рого скрыта волосами, руки сложены перед грудью: «Прп. Макарий Римский наг весь, сед, брада до полуколена, руце у сердца, персты верх, власы по плеч» (в списке Г. Д. Филимонова есть то же самое описание; в списке И. Е. Забелина этого святого нет; см.: Иконописный подлинник новгородский ред. по софийскому списку кон. XVI в.: С вариантами из собр. Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 65). В Строгановском иконописном подлиннике XVII в. на прориси под 19 янв. изображены 2 святых с именем Макарий, согласно подписи над фигурой одного из них: «Прп. Отца нашего Макария римлянина, 19, сед, во власех»; святой представлен нагим старцем с длинной бородой ниже колен, чресла прикрыты, руки скрещены перед собой, волосы рассыпаны по плечам. В комментарии под 19 янв. этот святой назван первым, но поименован не Римлянином, а «преподобный отец наш Макарий Александрийский пресвитер». Однако он сохраняет все особенности извода аскета-пустынника: «Весь во власех, наг, оброс, брада по колени долга, а от колен два косма повились до земли, руки у сердца, власы главныя до плеч» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 66).

Единоличные изображения М. Р. или в паре с прп. Онуфрием Великим могли быть связаны с патрональной программой. На боковом поле чудотворной новгородской иконы Божией Матери «Знамение» ок. 1526 г. появилась фигура М. Р. как небесного покровителя нового новгородского архиерея, архиеп. Макария. Если есть подпись, то в ней святой называется только Макарием. Это дополнение новгородской иконы-святыни было связано не только с молением за восстановление церковного управления в Новгороде, но и с поновлением самой чудотворной иконы, выполненным по воле и с участием архиеп. Макария в 1528 г. (окончание этих работ в Воскресенской летописи датировано 20 окт., см.: ПСРЛ. Т. 8. С. 284). Появившиеся на боковых полях лицевой стороны иконы фигуры избранных святых, в т. ч. пара пустынников, преподобных М. Р. и Онуфрия Великого, составили повторяющуюся деталь икон-списков XVI-XVII вв. Они происходят из различных церквей: икона из собора владимирского Рождественского мон-ря, служившая надгробным образом блгв. кн. Александра Невского (сер. XVI в.; ГВСМЗ); икона 2-й пол. XVI - нач. XVII в. (с живописью XIX в.) из новгородской ц. во имя вмч. Никиты; икона кон. XVI в. из Знаменского придела с.-петербургской Входоиерусалимской ц. (ныне в ГРМ); икона 1-й пол. XVII в. из новгородского Юрьева мон-ря; икона посл. четв. XVII в. из новгородской Благовещенской ц. Парные изображения преподобных М. Р. и Онуфрия встречаются также на иконах избранных святых, подбор к-рых исследователи связывают с поминальной тематикой, как, напр., на небольшой иконе из Каргополя (XVI в., ГРМ).

В зап. иконографии не сохранилось изображений М. Р. как обнаженного аскета-пустынника. Если борода святого не имеет характерного вида, опознать образ с именем Макарий становится затруднительно. Согласно памятникам зап. и поствизант. иконографии, львы сопровождали М. Р. (характерная деталь, известная из житий различных пустынников, ср. с иконографией прп. Герасима Иорданского, свт. Иеронима) и похоронили его. Композиции, на к-рых М. Р. окружен львами, известны по циклу анахоретов в росписях Кампосанто в Пизе (30-е гг. XIV в., мастер Буонамико Буффальмакко) и поздним иконам. Этот же выразительный образ нашел отражение в произведениях позднего афонского иконописания, как, напр., на иконе, являвшейся «молением» Нектария иеромонаха, сохранившейся в скиту св. Анны (XVIII в.). Небольшого размера икона-пядница представляет святого в монументальном, почти героическом облике, напоминающем о райской поре первого человека Адама, дававшего имена зверям. Старец, тело которого покрыто длинными волосами и бородой, положил обе руки на головы львов, прижавшихся к земле и поднявших к нему головы (эта сцена напоминает симметричные украшения на фасаде здания или на фронтисписе рукописи). Фигура святого выделяется в недрах черной пещеры, к-рая символизирует близкую кончину убеленного сединами старца, а также суровость его подвига.

Довольно часто фигура М. Р. воспроизводится в афонских росписях: в Хиландаре - в церкви скита во имя Благовещения Пресв. Богородицы (ок. 1320) и в пареклиссионе св. Георгия - в юго-зап. корпусе Хиландарского мон-ря (нартекс - 2-я пол. XIII в., наос - 1684). В лити кафоликона мон-ря Дионисиат (1546/47, мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас) М. Р. представлен с длинной бородой и кустистыми бровями, седые волосы покрывают тело. В надписи назван Римлянином, указует правой рукой на хартию, препоясан вервием. Его фигура украшает также кладбищенскую ц. Всех святых (в 200 м к востоку от монастыря Пантократор, росписи 1627 г. работы мон. Меркурия). Образ М. Р. издавна и продолжительное время влиял на иконографию прп. Макария Великого (Египетского).

Лит.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Русского музея. СПб., 1995. Кат. 136. С. 218; Рус. монастыри: Искусство и традиции: Кат. СПб., 1995. С 126; Treasures of Mount Athos: Exhib. cat. Thessal., 1997. Cat. 2.118. Р. 184; Маркелов Г. В. Книга иконных образцов: 500 подлинных прорисей и переводов с рус. икон XV-XIX вв. СПб., 2006. Т. 2: № 375. С. 286-287; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост. И. А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 317, 325, 372, 404; Τούτος Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον της μνημεακης ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους, 10ος-17ος αιώνας. Αθήναι, 2010. Σ. 446.
М. А. Маханько
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые византийские Почитание православных святых Иконография преподобных Макарий Римлянин, преподобный (пам. визант. 19 янв., 23 окт.; пам. греч. 23 окт.; пам. слав. 19 янв., 23 окт.)
См.также:
ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта)
АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
АЛИПИЙ СТОЛПНИК († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.)
АММОН НИТРИЙСКИЙ († между 345 и 350 г.), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.)
АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона
АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта)
АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)
АХИЛЛИЙ еп. Ларисский († ок. 330), прп. (пам. 15 мая)