(2-я пол. XIV или XVI (?) в., Успенская Макариевская пуст.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) . Основным источником сведений о святом служит «Житие преподобного Макария, игумена пустыни Успения Богородицы», составленное не позднее 1793 г. (опубл.: Новгородские ЕВ. 1895. № 1. С. 45-56; Корольков. 1902; ркп. принадлежала М. Ф. Чернову, ее совр. местонахождение неизв.).
Биографические сведения о святом противоречивы. П. М. Силин, действительный член Новгородского статистического комитета и автор 1-го научного исследования о М. Р., считал, что подвижник жил во 2-й пол. XIV в., и отождествлял его со схим. Макарием из новгородского Колмова мон-ря, чей род записан в монастырском синодике 1710 г.: «Схимонаха Ефрема, схимонаха Мисаила, схимонахини Марфы, священноиеросхимонаха Мисаила, схимонаха Геласия, схимонаха Конона, схимонаха Андроника, схимонаха Макария, священносхимонаха Иосифа» (Силин. 1894. С. 474-475, 480). Нек-рые исследователи отождествляли М. Р. с прп. Макарием Оредежским (XVI в.), основателем Успенского мон-ря на р. Оредеж (Корольков. 1902; Зверинский. Т. 2. С. 202; Никодим (Кононов). 1903. С. 73-77). Возможно, именно к М. Р. относится сообщение в редких списках «Книги глаголемой...»: «Святый преподобный Макарий игумен и пустынник монастыря иже на Мья реце от Новаграда 40 поприщ Новгородский чудотворец» (РНБ. Q.I.603. Л. 24, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)).
Согласно Житию, М. Р. род. в Риме в богатой и знатной семье, получил блестящее образование. Одаренный юноша отказался от житейских наслаждений, решив посвятить себя Богу. Разочаровавшись в католичестве, он тайно покинул родину и отправился в Новгород (Корольков. 1902. С. 10-11). Странствуя по сев. русским мон-рям, святой познакомился с прп. Александром Свирским († 30.08.1533) и стал его учеником (Корольков. 1902. С. 12). Он принял монашество в Свирском монастыре с именем Макарий. Позднее подвижник обосновался в «болотных дебрях» на р. Мге (возможно, измененное от Мья, в переводе с фин. языка: «грязь») в Ильинском Тигодском погосте Водской пятины. После того как уединенную келью отшельника случайно обнаружили охотники, сбившиеся с пути, М. Р. перебрался на сухой островок посреди болота, получивший название «Макарьевский мох». В Житии говорится о чудесных явлениях в виде «огненного столпа» и «облака благоуханного дыма», указавших окрестным жителям место подвигов святого. В 3 верстах от кельи, на левом берегу р. Лезны М. Р. основал для собравшейся братии монастырь в честь Успения Божией Матери и стал его 1-м игуменом. Он обладал даром прозорливости и чудотворений, имел много учеников, одному из которых незадолго до смерти передал управление монастырем. В конце жизни святой удалился на «излюбленный им островок», где мирно почил в келье.
Подвижник был погребен снаружи, около сев. стены Успенской ц. Память М. Р. под 19 янв. отмечена в старообрядческом месяцеслове выговского наставника Ф. П. Бабушкина: «Преподобного отца нашего Макария началника обители на реке Грезне новгородского» (БАН. Дружин. № 736. Л. 34 об., 2-я четв. XVIII в. (приписка нач. XIX в. к основному тексту святцев)). Тот же текст с единственным разночтением (вместо «Грезне» сказано: «Глезне») находится в святцах: БАН. Дружин. № 131. Л. 109, нач. XIX в.; Там же. № 130, 1840-е гг. (копия ркп. № 131). В кон. XIX в. в б-ке мон-ря имелась рукописная служба прп. Макарию, писанная полууставом XVII в. (Новгородские ЕВ. 1895. № 1. С. 46).
Возможно, сначала мощи М. почивали открыто и были преданы земле «в одно из грозных нашествий вражеских на Новгородскую землю» (Корольков. 1902. С. 8). Над местом погребения М. построили часовню, к-рая упоминается в описании Макариевской пуст. 1722/23 г.: «Да при той же пустыни обретается часовня, в которой изстари мощи преподобного Макария Римлянина» (цит. по кн.: Бранденбург. 1911. С. 73). Пустынь была приписана к Александро-Невской в честь Святой Троицы лавре. В 1761 г. вместо древней монастырской церкви на средства помещика с. Замостье В. Гурьева был возведен новый деревянный храм Успения Божией Матери с приделом во имя прп. Макария над мощами святого. В 1764 г. пустынь упразднили. В 1840 г. Успенский храм ремонтировали на средства крестьянина с. Ижора А. Ф. Кононова, а в 1870 г.- на пожертвования петербургского кухмистера (повара) Н. Е. Соколова (Силин. 1894. С. 477). Согласно описаниям XIX в., в иконостасе Успенской ц. находился древний образ святого: он был изображен «в полный рост с открытой головой, седою бородой и волосами, лежащими по плечам, в иноческой мантии и схимонашеской епитрахили»; левая рука М. Р. покоилась на груди, а в правой он держал свиток со словами: «Братие всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению ко обличению ко исправлению ко наказанию еже в прав...» (Там же. С. 479).
В приделе прп. Макария над мощами святого была установлена под балдахином на 4 столбах «деревянная рака, вызолоченная, с древним на верху изображением почивающего святого в иноческой мантии и епитрахили» (Силин. 1894. С. 478). Возле раки хранились монашеская мантия и железные вериги, принадлежавшие, согласно преданию, М. Р. (Там же. С. 473). Для исцеления от болезней паломники надевали вериги на шею и делали земной поклон перед гробницей святого (на доске при раке были написаны тропарь и кондак прп. Макарию Римлянину) (Там же. С. 479). Во время эпидемии сибирской язвы крестьяне приводили в Воскресенский мон-рь уцелевших лошадей, чтобы их окропили св. водой.
В кон. 1893 г. петербуржцы обратились с прошением к архиеп. Новгородскому и Старорусскому Феогносту (Лебедеву) о восстановлении Макариевской обители. В окт. 1894 г. в пустыни был открыт Воскресения Господня мужской монастырь. Успенская ц. сгорела 30 янв. 1895 г. (Новгородские ЕВ. 1895. № 4. С. 233-234). Вместо нее весной того же года построили одноименный храм, в котором после реконструкции 1901 г. были освящены 2 придела: северный - во имя преподобных Антония Великого и М. Р., южный - во имя апостолов Петра и Павла. В кон. XIX - нач. ХХ в. память М. Р. праздновалась в 1-ю Неделю Великого поста, 19 янв. (день тезоименитства) и 15 авг. (день кончины святого). В 1887 г. А. Ф. Ковалевский написал акафист преподобному. Ежегодно 15 авг. после торжественного богослужения в Успенской ц. совершался крестный ход через болото в часовню, возведенную в 1761 г. на месте кельи подвижника (Силин. 1895. С. 478). В часовне перед иконой прп. М. Р. служили молебен. Паломники уносили с собой воду из колодца святого, которая считалась целебной. В 1900-1901 гг. вместо часовни поставили деревянную ц. во имя Всех преподобных, в посте и подвигах просиявших, которая в 1914-1916 гг. была заменена каменной (Шкаровский. 2005). Крестные ходы на «островок преподобного Макария» также совершали в субботу Сырной недели, в Неделю Крестопоклонную, в Неделю о самаряныне, в праздник Сошествия Св. Духа, в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая) и св. апостолов Петра и Павла (29 июня) (Корольков. 1902. С. 27). В 1932 г. Воскресенский монастырь был закрыт. В 1942 г. линия фронта проходила у стен обители, ее здания были уничтожены артиллерийскими обстрелами. В 90-х гг. XX в. на предполагаемом месте погребения святого и у бывшей кельи М. Р. прихожане Петропавловского храма г. Любани установили памятные кресты, у которых в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, совершали молебен и акафист преподобному. В 2004 г. началось возрождение Макариевской пуст. В историко-краеведческом музее г. Тосно хранится почитаемая икона М. Р.; в наст. время продолжается запись чудес, происходящих по молитвам святому (Орлов. 2000).
Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г. (возобновлен в 1981) и в Собор С.-Петербургских святых, учрежденный в 2000 г.