Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАКАРИЙ
42, С. 471-473 опубликовано: 24 ноября 2020г.


МАКАРИЙ

Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Икона. 2007 г. (Успенский собор, г. Днепропетровск)
Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Икона. 2007 г. (Успенский собор, г. Днепропетровск)

Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Икона. 2007 г. (Успенский собор, г. Днепропетровск)
(Кармазин Григорий Яковлевич; 1.10.1875, мест. Меджибож Летичевского у. Подольской губ.- 3.12.1937, полигон «Жаналык» близ с. Николаевка (ныне Жетыген Алматинской обл.)), сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Днепропетровский. Род. в семье землемера. По окончании Подольской ДС по 1-му разряду рукоположен 23 авг. 1898 г. во иерея и назначен священником к храму с. Витковцы Каменец-Подольского у. Подольской губ. 21 апр. 1900 г. переведен в храм с. Бандышовка Ямпольского у. той же губернии. В 1902 г. стал полковым священником, служил в разных воинских частях. Во время первой мировой войны за участие в боевых действиях был награжден: 26 марта 1915 г.- орденами св. Анны 3-й и 2-й степени с мечами (в один день), 2 июня того же года - орденом св. Владимира 4-й степени с мечами, 24 марта 1916 г.- золотым крестом на георгиевской ленте. Был дважды ранен (2 марта и 21 июля 1915 г.); после лечения в госпиталях возвращался на фронт. 13 июня 1916 г. возведен в сан протоиерея. С 1918 г. служил священником в разных приходах Киевской епархии.

В 1922 г., после принятия монашества с именем Макарий, хиротонисан экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) во епископа Уманского. Пребывал в г. Умани в качестве викария Киевской епархии. После ареста 5 февр. 1923 г. экзарха митр. Михаила и в ночь на 4 апр. того же года - Белоцерковского еп. Димитрия (Вербицкого) и др. находившихся в Киеве викарных епископов за противодействие обновленчеству к М., как к последнему оставшемуся викарию, согласно распоряжению митр. Михаила, сделанному им перед арестом, перешло временное управление Киевской епархией. Прибыв из Умани в Киев, М. в сложной ситуации сумел восстановить втайне от властей церковное управление. Его кафедральным храмом был киевский Малософийский собор (основной храм Св. Софии был захвачен автокефалистами самосвятами - сторонниками В. Липковского), при к-ром под рук. М. организовался сплоченный приход, установивший связи с др. приходами, верными Патриаршей Церкви. По благочиниям создавались орг-ции духовенства и мирян, собирались средства для ссыльных епископов. Вместе с пребывавшим в Киеве на покое еп. бывш. Ананьевским сщмч. Парфением (Брянских) М. совершил негласные хиротонии викарных епископов: Радомысльского Сергия (Куминского), Черкасского Филарета (Линчевского; впосл. архиепископ), Сквирского Афанасия (Молчановского), Вышгородского Феодора (Власова), Хорольского Варлаама (Лазаренко), на которых было возложено управление отдельными частями Киевской епархии, а также приходами ближайших епархий, оставшихся без архипастырского окормления. Как заместитель митр. Михаила (Ермакова), М. пытался выступать и в качестве исполняющего обязанности патриаршего экзарха Украины, однако в апр. 1924 г. патриарх свт. Тихон сообщил в письмах Екатеринославскому архиеп. Иоанникию (Соколовскому), в. у. Харьковской епархией, и Полтавскому архиеп. Григорию (Лисовскому), что юрисдикция М. ограничивается Киевской епархией. В 1923-1924 гг. неск. раз его на короткое время заключали в тюрьму.

В янв. 1925 г. был еще раз арестован и освобожден в кон. того же года. Управлявший Киевской епархией во время заключения М. викарный Богуславский еп. Георгий (Делиев) отказался передавать ему дела, что привело к конфликту между архиереями. Вскоре М. был выслан в Харьков. В дек. 1925 г. вместе с 12 др. укр. архиереями он подписал постановление о лишении сана бывш. Лубенского еп. Феофила Булдовского как инициатора автокефалистского лубенского раскола. В марте 1926 г. вместе с 8 др. архиереями, находившимися в Харькове, М. подписал обращение к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси) о поддержке его действий против организаторов григорианского раскола. В лит-ре (напр.: Днепропетровская епархия // ПЭ. Т. 15. С. 458, 459) распространено утверждение о назначении М. в кон. 1925 г. управляющим Екатеринославской (с 1926 Днепропетровской) епархией. Однако известно, что еще в марте 1926 г. М. подписывался под документами как епископ Уманский, викарий Киевской епархии (Акты свт. Тихона. С. 444, 446). Видимо, назначение на Днепропетровскую кафедру произошло в более поздний период. Возможно, что М. так и не смог приступить к управлению епархией.

Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Фотография. 1937 г.
Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Фотография. 1937 г.

Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Фотография. 1937 г.
В нач. 1927 г. М. был приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. Отбывал срок в Горно-Шорском р-не Сибирского края. По возвращении из ссылки в 1930 г. проживал на покое в г. Вязьме Западной обл. В нояб. 1933 г. переехал в Кострому, где жил в пригороде Селище, служил на своей квартире молебны и панихиды. В лит-ре часто указывается на принадлежность М. к «непоминающим» - церковной оппозиции митр. Сергию, взявшему курс на достижение соглашения с советскими властями. Как архиерей, пребывавший на покое, М. действительно не проводил храмовые богослужения с поминовением заместителя патриаршего местоблюстителя, однако сведения о его оппозиции митр. Сергию и тем более об участии в структурах т. н. Истинно православной Церкви (см. в ст. Истинно православные христиане) присутствуют только в материалах следственного дела НКВД, имевшего явные признаки фальсификации. Напротив, известно, что в Костроме М. ежедневно посещал храм во имя мч. Александра и мц. Антонины в Селище, где за богослужением поминали митр. Сергия, был дружен с настоятелем этой церкви прот. Павлом Острогским, чего нельзя было бы ожидать от деятеля оппозиционного церковного движения.

30 сент. 1934 г. М. был задержан правоохранительными органами в поезде Кострома - Москва, при аресте у него был изъят билет до Харькова. Был помещен во внутреннюю тюрьму в Иванове (в то время Кострома входила в состав Ивановской промышленной обл.). Проходил по одному делу с прот. Павлом Острогским. М. обвиняли в том, что он был «идеологом Православной Церкви», организовывал «реакционно-враждебную часть церковников» для «активной борьбы с советской властью», поддерживал «в контрреволюционных целях» связи с единомышленниками из числа ссыльного духовенства, устроил у себя на квартире тайную домашнюю церковь и проводил там богослужения и «антисоветские сборища». 17 марта 1935 г. приговорен особым совещанием при НКВД СССР к 5 годам ссылки в Казахстан.

Отбывал ссылку на ст. Уштобе Туркестано-Сибирской магистрали (ныне г. Уштобе Каратальского р-на Алматинской обл., Казахстан). Приобрел дом, где предоставлял жилье и др. ссыльным. С февр. 1937 г. вместе с М. проживал Симферопольский еп. Порфирий (Гулевич). Ссыльные архиереи совершали у себя на дому богослужения, принимали желающих получить духовные наставления. 20 нояб. 1937 г. М. и еп. Порфирий были арестованы и перевезены в Алма-Ату, где их заключили в тюрьму. М. не признал предъявленных ему обвинений в «антисоветской деятельности и пропаганде», в «группировании вокруг себя контрреволюционного элемента». Казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Алма-Атинской обл. от 1 дек. 1937 г., погребен в безвестной могиле на полигоне НКВД «Жаналык», в 40 км от Алматы (Алма-Аты).

Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Арх.: ЦДАГОУ. Ф. 263. Д. 66923; ГАНИКО. Ф. 3656. Оп. 2. Д. 6179-С; ДКНБ по Алма-Атинской обл. Д. 019230.
Лит.: Польский. Ч. 2. С. 90-91; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 217; Цыпин. История РЦ. Т. 9. С. 747; Доненко Н. Н., прот. Претерпевшие до конца: Священнослужители Крымской епархии 30-х гг. Симф., 1997. С. 4-11; он же. Наследники царства. Симф., 2000. С. 326-354; Хлебников М. Движение истинно православных в Костромской губ. // Правосл. жизнь. Джорд., 1997. № 5 (569). С. 1-29; Голубцов С. А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧК. М., 1999. С. 74; Феодосий (Процюк), митр. Обсобленческие движения в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 258, 278, 279, 369, 372. (МИЦ; 36); Мазырин А. В., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. / Науч. ред.: прот. В. Воробьев. М., 2006. С. 157-161; Капков К. Г. Памятная книга рос. военного и морского духовенства XIX - нач. XX вв.: Справ. мат-лы. М., 2008. С. 268; Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. М., 2008. С. 242-245.
Прот. Николай Доненко
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Макарий (Кармазин Григорий Яковлевич; 1875 - 1937), епископ Днепропетровский священномученик (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
См.также:
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский