[Греч. Μαύρα] (кон. IV - сер. V в.), прп. К-польская (пам. 31 окт.; пам. зап. 30 нояб. (?)), диаконисса, игумения мон-ря мц. Мавры (К-поль). Сподвижница прп. Домники (пам. 8 янв.), в Житии к-рой (BHG, N 562, 562c, d, f) и содержатся основные сведения о преподобной. М. была язычницей, уроженкой г. Карфагена (Сев. Африка), происходила из знатного рода. Вместе с Домникой и еще 3 девами-язычницами (в источниках приводится разное число спутниц М. и Домники) она приехала в К-поль, желая принять христианство. Их наставил в вере и крестил архиеп. К-польский Нектарий (381-397), к-рому было некое откровение о Домнике и М.; их он после крещения посвятил в диаконисы. Имп. Феодосий (вероятно, Феодосий I Великий (379-395), а не Феодосий II (408-450), как полагают некоторые совр. исследователи (ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 162)) выделил им участки земли за чертой города, на к-рых преподобные основали обители; М.- во имя мц. Мавры. Она была мудрой наставницей девам, стекавшимся под ее покровительство, и усердной молитвенницей. М. удостоилась блаженной кончины раньше прп. Домники († ок. 474), более точных указаний о времени кончины и возрасте М. нет.
Основанная преподобной обитель скорее всего была посвящена мц. Мавре, пострадавшей с мужем Тимофеем в Фиваиде (см. в ст. Тимофей и Мавра, мученики (пам. 3 мая)). Точное место нахождения обители неизвестно. Церковь была реставрирована при имп. Юстиниане I (527-565). Мон-рь оказался в числе наиболее сильно пострадавших во время гонений при императоре-иконоборце Константине V (741-775). Согласно сведениям византийского историка Псевдо-Кодина (XIV в.), приводимым у Ш. дю Френа Дюканжа в «Истории Византии», инокини подверглись насилию и истязаниям, храм был разрушен. Впосл. обитель была восстановлена (Du Cange Ch. Historia Byzantina: duplici commentario illustrata. P., 1680. Vol. 2. D. P. 155, 186).
В зап. Мартирологах под 30 нояб. есть память Мавры К-польской, которая названа девой и мученицей. Трудно сказать, та ли эта святая, что и спутница прп. Домники. Поскольку другие одноименные святые в К-поле неизвестны, можно предположить, что мученицей М. названа по ошибке.
В визант. Синаксарях и в совр. Греческой ПЦ отдельной памяти М. нет, она почитается вместе с прп. Домникой.
Согласно текстам русского иконописного подлинника сводной редакции (XVIII в.), М. была «подобием аки преподобномученица Евдокия» (вероятно, прмц. Евдокия Илиопольская.- Авт.) (Филимонов. Иконописный подлинник. 1875. С. 37); или: «…одеждами Мавра подобна Евдокии» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 44). Акад. В. Д. Фартусов в руководстве для иконописцев 1903 г. дополняет: «…типа римскаго, старица, лицом худа и бледна; одежды монашеские», подписывать ее следовало «Стая прп(д)ная Ма