[Лат. Maurus; итал. Mauro; франц. Maur] (VI в.), св. (пам. зап. 15 янв., 5 окт.), ученик св. Бенедикта (см. Венедикт Нурсийский); почитается как основоположник бенедиктинского монашества во Франции. Достоверные сведения о М. содержатся в «Диалогах», написанных свт. Григорием I Великим, папой Римским, скорее всего в 593-594 гг. М. является одним из действующих лиц во 2-й кн. («О жизни и чудесах досточтимого аббата Бенедикта»). О нем говорится в тех эпизодах, которые посвящены гл. обр. монашеским добродетелям смирения и послушания. Св. Бенедикту, жившему в Сублаке (см. Субиако) и руководившему 12 мон-рями, знатные римляне отдавали на воспитание маленьких сыновей. Так, Евтихий привел к нему сына М., а патриций Тертулл - Плацида. Когда М., старший из них, вырос и проявил себя как добронравный и благочестивый юноша (bonis polleret moribus), св. Бенедикт сделал его своим помощником (adiutor). В одном из мон-рей жил монах, к-рый никогда не мог сосредоточиться во время общей молитвы - он выходил из храма и бесцельно бродил по обители. Настоятелю не удалось повлиять на него; лишь после выговора, полученного от св. Бенедикта, монах попытался исправить свое поведение, но уже на 3-й день вновь уклонился от участия в молитве. Св. Бенедикт явился в монастырь, чтобы проследить за монахом, и увидел «черного мальчишку», к-рый схватил его за одежду и вытащил из храма. Настоятель Помпеян и М., сопровождавшие св. Бенедикта, не увидели ничего необычного, поэтому святой велел им прилежно молиться. После 2-дневной молитвы только М. смог увидеть демона. Выяснив причину странного поведения монаха, св. Бенедикт сильно ударил его посохом; после этого монах стал усердно молиться вместе с др. насельниками. В другом эпизоде говорится о М. как о помощнике св. Бенедикта в управлении монастырем. Некоему монаху-готу поручили расчистить участок земли, заросший терновником. Во время работы он слишком сильно взмахнул садовым ножом (falcastrum), железное острие соскочило с рукояти и упало далеко в озеро. Монах признался М. в своей неловкости, а тот поведал об этом св. Бенедикту. Святой опустил рукоять в воду, и лезвие, поднявшись со дна озера, само собой соединилось с ней. Однажды юный мон. Плацид отправился к озеру за водой, но оступился, упал в воду и стал тонуть. Св. Бенедикт, находившийся в келье, чудесным образом узнал об этом и велел М. поспешить на помощь. Прибежав к озеру, М. схватил Плацида за волосы и вытащил на берег. Только после этого он понял, что прошел по воде как по суше. Св. Бенедикт объяснил, что чудо произошло из-за самоотверженного послушания М. (oboedientiae illius deputare coepit), но ученик связывал его с чудотворной силой учителя (pro solo eius imperio). Конец спору положило свидетельство Плацида, уверявшего, что его спасителем был св. Бенедикт. Причиной, по к-рой св. Бенедикт покинул Сублак и отправился странствовать, были козни некоего пресв. Флоренция, ненавидевшего святого и даже пытавшегося отравить его. Вскоре Флоренций погиб, и М. с радостью сообщил об этом св. Бенедикту. Однако святой упрекнул ученика в том, что тот обрадовался чужой смерти, и наложил на него пенитенцию (епитимию). Из этого эпизода следует, что после ухода св. Бенедикта М. остался в Сублаке. Возможно, впосл. он жил в Кассинском мон-ре (см. Монте-Кассино), но свт. Григорий Великий об этом не упоминает.
В IX в. сложилось предание о том, что М. переселился из Италии в Галлию и основал там мон-рь Гланфёй в обл. Анжу (Сен-Мор-сюр-Луар, на месте совр. сел. Ле-Турей, деп. Мен и Луара) - 1-ю обитель к северу от Альп, насельники к-рой соблюдали Устав св. Бенедикта. По-видимому, это предание, возникшее во время распространения бенедиктинского устава (см. ст. Каролинги, разд. «Монастырская реформа»), было связано с более ранними легендами о перенесении мощей св. Бенедикта в аббатство Флёри и мощей его сестры св. Схоластики в Ле-Ман. Монастырь Гланфёй, основанный скорее всего в эпоху Меровингов, к кон. VIII в. пришел в упадок (см.: Leclercq H. Glanfeuil // DACL. T. 1. Pt. 1. Col. 1283-1319; Bloch. 1952. P. 182-183). Обитель была восстановлена в 30-х гг. IX в. Роргоном I, гр. Ле-Мана, к-рый пригласил для этого монахов из аббатства Фосе близ Парижа (на месте совр. Сен-Мор-де-Фосе, деп. Валь-де-Марн). К этому времени относятся самые ранние свидетельства почитания М. в Гланфёе. В грамоте Роргона I от 1 марта 839 г. упоминается, что в мон-ре «почивает Мавр, блаженный исповедник Христов» (Le cartulaire. 1843. N 34); о М. как о покровителе мон-ря сообщается в грамоте бретонского аристократа Ановарета от 843 г. (Ibid. N 21), а также в грамотах кор. Карла Лысого от 21 окт. 845 г. (Böhmer. Reg. Imp. 1. Bd. 2. T. 1. N 498-499). При аббате Гозлене состоялось обретение и перенесение мощей М. (12 марта 845). Возможно, это были мощи местного святого, о к-ром не сохранилось достоверных сведений и к-рого отождествили с М., хотя убедительных доказательств этой гипотезы нет (Bloch. 1952. P. 186). В целом, сведения о деятельности М. в Галлии, приведенные в агиографических источниках, невозможно признать достоверными.
Ок. 865 г. предание о М. как об основоположнике бенедиктинского монашества в Галлии получило отражение в Житии, автором к-рого был Одон, аббат мон-ря Гланфёй (BHL, N 5772-5774). Составителем Жития назван Фавст, ученик св. Бенедикта, якобы сопровождавший М. в Галлию и впосл. вернувшийся в Кассинский мон-рь. В начале Жития пересказываются сведения о М. из «Диалогов» свт. Григория Великого. Далее агиограф сообщает, что М. последовал за своим наставником в Кассинский мон-рь и был назначен наместником обители (praepositi... procuratoris et administratoris). В отсутствие аббата он исцелил хромого и немого человека, возложив на него свою диаконскую столу. Вскоре в мон-рь прибыли архидиак. Флодегарий и наместник (vicedominus) Хардерад, посланники св. Бертихрамна, еп. Ценоманского (Ле-Манского) (587-623). Они попросили св. Бенедикта послать в Галлию монахов, чтобы основать мон-рь. Святой выбрал М. и еще 4 монахов, вручил им книгу с текстом устава, к-рый он собственноручно переписал, а также частицу Св. Креста и реликвии святых. В пути М. совершил ряд чудес: в Верцеллах (ныне Верчелли) он исцелил упавшего с башни Хардерада, при переходе через Альпы - слугу Сергия, к-рый упал с лошади и сломал ногу, в аббатстве св. Маврикия (ныне Сен-Морис, Швейцария) вернул зрение слепому, а затем воскресил сына вдовы. Близ Автиссиодура (ныне Осер) М. встретил св. Романа, к-рый помогал св. Бенедикту в начале его духовного пути (ср.: Greg. Magn. Dial. II 1. 4-6), и предсказал скорую кончину своего наставника. В тот же день М. увидел душу св. Бенедикта, поднимавшуюся к небу по чудесной дороге (ср.: Ibid. II 37).
По прибытии в Аврелиан (ныне Орлеан) М. узнал, что еп. Бертихрамн скончался, а его преемник не был заинтересован в основании монастыря. Однако Хардерад познакомил его со своим родственником, влиятельным комитом Флором, который выделил ему землю для строительства обители. Как сообщает агиограф, по ходатайству Флора франк. кор. Теодеберт I (533-547), правивший в Австразии, утвердил основание мон-ря и обещал помогать насельникам при условии, что они будут в точности соблюдать Устав св. Бенедикта. Строительство мон-ря продолжалось 8 лет; за это время были возведены церкви св. Петра, св. Мартина, св. Северина и св. Михаила. В Житии подчеркивается, что Флор не только уступил монахам все права на подаренные им земли, но и отдал в мон-рь своего 8-летнего сына Бертульфа и впосл. сам был принят в обитель в качестве новиция. Во время освящения мон-ря, к-рое возглавил Евтропий, еп. г. Андекавы (ныне Анже), кор. Теодеберт щедро одарил монахов и попросил их поминать его в молитвах. Его преемники Теодебальд (548-555) и Хлотарь I (правил в Австразии в 555-561) также оказывали покровительство мон-рю. В Житии описываются чудеса М.: исцеление клирика, упавшего с высоты во время строительных работ, изгнание демонов и т. д. Предчувствуя скорую кончину, он сложил полномочия аббата, чтобы провести оставшуюся часть жизни в уединении. Однажды ночью на М. напали демоны, желавшие отомстить святому за то, что он указал жителям Галлии путь к спасению, но святой прогнал их. Тогда явившийся ангел предупредил М. о скорой смерти 116 монахов. Святой призвал общину готовиться к грядущим испытаниям и очистить душу покаянием. После погребения усопших святой заболел и скончался на 73-м году жизни, прожив более 40 лет в Галлии. Его похоронили у алтаря в монастырской ц. св. Мартина. Преемником М. стал Бертульф, сын комита Флора, с детства воспитывавшийся в обители; ему наследовал Флориан, сын Хардерада.
Вскоре после 868 г. аббат Одон составил сказание о чудесах М. и об истории мон-ря Гланфёй, задуманное как продолжение Жития (BHL, N 5775-5776). В сказании, посвященном Адельмоду, архидиакону еп-ства Ле-Ман, описаны упадок обители в VIII в., ее восстановление в 30-х гг. IX в., обретение мощей М., совершавшиеся от них чудеса и бегство монахов из Гланфёя во время вторжения норманнов (в отличие от Жития, содержание которого почти полностью вымышлено Одоном, в сказании приведены достоверные сведения). Мощи святого были вывезены в Нормандию, затем в Бургундию. По указанию кор. Карла Лысого гланфёйским монахам во главе с Одоном предоставили аббатство Пресв. Девы Марии и св. Петра в Фосе. Мощи М. были торжественно внесены в мон-рь 13 нояб. 868 г. еп. Энеем Парижским; в следующем году Карл Лысый посетил обитель, чтобы помолиться перед мощами святого, и преподнес монахам богатые дары.
В X в. почитание М. как ближайшего ученика св. Бенедикта получило широкое распространение среди европ. монашества. Поминовение М. указано в мартирологе Узуарда под 15 янв. Самая ранняя богослужебная книга, в которой содержатся молитвы мессы в день памяти святого (15 янв.),- сакраментарий бенедиктинского аббатства Сен-Пер-ан-Валле в Шартре (Chartres. Bibl. municip. 573, 2-я пол. X в. (рукопись утрачена); см.: Grégoire. 1965. P. 46). В 988 г. кор. Гуго Капет (987-996) и гр. Бурхард Парижский попросили св. Майоля, аббата Клюни, укрепить дисциплину и восстановить соблюдение устава в монастыре Фосе (Eudes de Saint-Maur. Vie de Bouchard le Vénérable / Éd. Ch. Bourel de la Roncière. P., 1892. P. 6-12). Реформированное аббатство Фосе стало важнейшим центром почитания М. В грамоте кор. Роберта Благочестивого от 19 апр. 997 г. М. впервые назван среди св. покровителей мон-ря, упоминается о его мощах, к-рые почивали в обители (Boussard J. Actes royaux et pontificaux des Xe et XIe siècles, du chartrier de Saint-Maur des Fossés // J. des Savants. P., 1972. Vol. 2. N 1. P. 93-94). Вскоре почитание М. было заимствовано клюнийцами: поминовение святого указано в самом раннем клюнийском лекционарии оффиция (Paris. lat. 13371. Fol. 89, X в.); согласно более поздним свидетельствам, в день памяти М. было положено 12 чтений из его Жития (см.: Étaix R. Le lectionnaire de l'office à Cluny // RechAug. 1976. Vol. 11. P. 112). В XI в. в Клюни хранилась рука М.; другая рука святого находилась в аббатстве Флёри. Ок. 1000 г. Аймоин из Флёри включил сведения о М. в «Историю франков» (PL. 139. Col. 681-682). Во 2-й пол. XI в. Фулькой из Бове составил стихотворную версию Жития святого (BHL, N 5778; изд.: Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saec. XVI qui asservantur in Bibliotheca Nationali Parisiensi. Brux., 1889. T. 1. P. 240-264). К этой же эпохе относятся самые ранние сохранившиеся изображения М.- вместе со святыми Бенедиктом и Плацидом на фресках пещерного мон-ря «грот Спасителя» в Валлерано (пров. Витербо) (предположительно 2-я пол. X в.) и в композиции «Святой Бенедикт посылает Мавра на помощь Плациду» в нижнем храме рим. базилики Сан-Кризогоно (вероятно, сер. XI в.).
После перенесения мощей М. Гланфёй превратился в небольшой приорат, подчиненный аббатству Фосе, но при этом остался местом паломничества. Так, в 996 г. мон-рь посетил св. Адальберт, архиеп. Пражский (см.: Bloch. 1952. P. 188). На рубеже X и XI вв. в Гланфёй прибыл Фульк Нерра († 1040), гр. Анжуйский, который по совету Рено, еп. Анже, решил восстановить обитель и вернуть ей былое величие (Le cartulaire. 1843. N 8). Фульк и его сын гр. Жоффруа Мартель (1040-1060) оказывали покровительство монастырю. В 1036 г. Губерт Вандомский, еп. Анже, в присутствии Одона III, аббата Фосе, освятил новую монастырскую ц. Спасителя (Ibid. N 33). По-видимому, восстановление обители графами Анжу вызвало беспокойство насельников Фосе, которые опасались, что Гланфёй вновь станет основным центром почитания М. Об этом свидетельствует проповедь в день перенесения мощей святого (13 нояб.), составленная в Фосе скорее всего при аббате Одоне III (1029-1038/39) (BHL, N 5779; изд.: Catalogus codicum hagiographicorum... Brux., 1889. T. 1. P. 264-270; см.: Wickstrom. 2013). В проповеди аббатство Фосе представлено как обитель, в которой бережно сохранялись духовное наследие М. и его чудотворные мощи. После кончины святого мон-рь Гланфёй якобы прекратил существовать; лишь в IX в. он был заново основан насельниками Фосе, которые с этого времени контролировали обитель (в проповеди умалчивается о том, что Гланфёй был восстановлен усилиями гр. Роргона и других представителей местной знати). Особое внимание уделено перенесению мощей М. в Фосе по указанию Карла Лысого и описанию торжественной встречи святыни еп. Энеем, духовенством и жителями Парижа; в заключение сообщается об освящении новой монастырской церкви, которое возглавил Парижский еп. Гумберт из Вержи (1030-1060). С этого времени в скриптории аббатства Фосе создавались рукописи с текстами Жития М., других агиографических сказаний и проповедей о святом. Среди этих манускриптов выделяется рукопись Troyes. Bibl. municip. 2273 (ок. 1100) с циклом миниатюр, иллюстрирующих Житие святого.
Образ М. был особенно важен для клюнийской историографии (см. ст. Клюнийская конгрегация), в к-рой святому приписывалась роль «посредника» между св. Бенедиктом, «отцом монахов», и франц. бенедиктинцами. В Житии св. Майоля, составленном клюнийским аббатом Одилоном (ок. 1030), приведен своеобразный очерк истории монашества, призванный доказать преемственность св. Бенедикта и насельников Клюни. Когда бенедиктинская традиция, принесенная М. в Галлию, пришла в упадок, клюнийцы, следуя заветам св. Бенедикта, восстановили монашескую дисциплину и ввели строгое соблюдение устава (PL. 142. Col. 945-946). Преемственность от М. к клюнийцам более подробно прослеживается в Житии св. Гуго, приора монастыря Анзи-ле-Дюк (BHL, N 4003-4005), и в «Истории» мон. Родульфа Глабера (Rodulf. Glab. Hist. III 17-18). В этих источниках сообщается, что после кончины М. его ученики покинули Гланфёй в страхе перед нападением врагов и нашли убежище в аббатстве Сен-Савен-сюр-Гартамп в обл. Пуату. Когда монашеская дисциплина пришла в упадок и преемники М. перестали следовать бенедиктинскому уставу, благочестивые монахи, в т. ч. св. Гуго, «перенесли» традицию, восходившую к св. Бенедикту, в аббатство св. Мартина в Отёне. Там Бернон, впосл. ставший 1-м аббатом Клюни, научился соблюдению устава и передал традицию своим преемникам (см.: Iogna-Prat. 2002. P. 165-171).
В XII в. клюнийцы использовали предание о М. в полемике с цистерцианцами, к-рые обвиняли их в искажении наследия св. Бенедикта. Аббат Петр Достопочтенный в письмах католич. св. Бернарду Клервоскому утверждал, что М. не принуждал монахов заниматься физическим трудом и разрешал монастырское землевладение (The Letters of Peter the Venerable / Ed. G. Constable. Camb. (Mass.), 1967. Vol. 1. P. 71, 284-285; см.: Iogna-Prat. 2002. P. 193-194). Руперт Дойцский в комментарии к Уставу св. Бенедикта (1125) опровергал обвинение в том, что клюнийцы нарушали устав, накопив богатства и пренебрегая физическим трудом, сконцентрировавшись лишь на богослужении. По его словам, М., как сообщается в его Житии, принимал подношения верующих для обители, чтобы монахи не отвлекались от молитвы и созерцания (PL. 170. Col. 515). Ок. 1135 г. историк Ордерик Виталий, повествуя о споре клюнийцев с цистерцианцами, привел легенду о том, что М. смягчил требования устава для галльских монахов из-за суровых природных условий. По его мнению, впосл. бенедиктинская традиция М. и его учеников смешалась с обычаями ирл. монашества, принесенными в Галлию св. Колумбаном (Orderic. Vital. Hist. eccl. VIII 26-27). Цистерцианцы также восприняли представление о М. как о духовном преемнике св. Бенедикта. В соч. «Большое начало Сито» (ок. 1200) утверждается, что М. принес в Галлию универсальный общежительный устав, составленный св. Бенедиктом. В эпоху вторжений норманнов мн. мон-ри были разорены и монашеская дисциплина пришла в упадок. Бенедиктинскую традицию возродили клюнийцы, но впосл. они стали искажать устав и вводить различные послабления. Точное соблюдение устава «восстановил» св. Роберт из Молема, основатель ордена цистерцианцев (Conradus Eberbacensis. Exordium Magnum Cisterciense / Ed. B. Griesser. Turnhout, 1997. P. 5-15. (CCCM; 138)). Т. о., цистерцианцы также считали себя законными преемниками бенедиктинской монашеской традиции, происхождение которой связывали с миссией М.
Для того чтобы подкрепить притязания Монте-Кассино на статус важнейшего мон-ря Европы, аббат Сениорект (1127-1137) и Петр Диакон при поддержке антипапы Анаклета II попытались установить контроль над аббатством Гланфёй, к-рому папа Урбан II даровал независимость от аббатства Фосе (1096). С этого времени и до нач. XIII в. настоятель Гланфёя именовался «кардинал-аббат» (cardinalis abbas; см.: Bloch. 1952. P. 188-190, 229-234). По словам Петра Диакона, в 1133 г. Дрогон, аббат Гланфёя, прибыл в Монте-Кассино, где на заседании капитула его ознакомили с неск. сфабрикованными документами. Из них следовало, что папа Адриан I и имп. Карл Великий подчинили Гланфёй аббатству Монте-Кассино. Дрогон, нуждавшийся в поддержке монте-кассинцев из-за конфликта с епископом Анже, признал зависимость своей обители от главного бенедиктинского аббатства. За это с санкции Анаклета II ему был поручен надзор за всеми франц. мон-рями (vicariatus per totam Galliam). Тогда же при участии Петра Диакона были созданы подложные папские буллы и др. документы, подтверждавшие зависимость франц. монастырей от Монте-Кассино, а также интерполированная версия сказания Одона о чудесах М. Власть аббата Монте-Кассино над Гланфёем признавалась до сер. XIII в., когда монастырь был включен в юрисдикцию епископа Анже (Ibid. P. 192-213, 225-229; см. также: Die Chronik. 1980. S. 527).
В средние века и Новое время монастырь Фосе, где хранились мощи М., был известным местом паломничества. Так, в янв. 1377 г. имп. Карл IV посетил обитель, чтобы поклониться мощам М. Во время Столетней войны (1337-1453) монастырь неоднократно подвергался разорению. По инициативе Парижского еп. Жана дю Белле (1532-1551) франц. кор. Франциск I обратился к папе Клименту VII с просьбой преобразовать аббатство в коллегиальную церковь, чтобы включить монастырские владения в домен епископской кафедры. В 1533 г. ходатайство было удовлетворено. В 1749 г. капитул Фосе был упразднен, каноники переведены в капитул Сен-Луи-дю-Лувр, а монастырские здания впоследствии разрушены. С 1750 г. мощи М. хранились в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, где размещался центр франц. бенедиктинской конгрегации св. Мавра, основанной в 1621 г. (см. Мавристы). В годы Французской революции (1789-1799) мон-рь Сен-Жермен-де-Пре был закрыт, в нояб. 1793 г. уничтожено церковное убранство и святыни, в т. ч. мощи М. Аббатство Гланфёй, также закрытое во время революции, было восстановлено в 1890 г. бенедиктинцами из Солема, но из-за антиклерикальной политики французского правительства монахам пришлось покинуть страну (1901). В 1909 г. они основали аббатство святых Маврикия и М. в Клерво (Люксембург).
В действующей редакции Римского Мартиролога указано поминовение 2 святых по имени Мавр: ученика св. Бенедикта (5 окт., вместе со св. Плацидом) и аббата монастыря Гланфёй (15 янв.). Согласно календарю бенедиктинской конфедерации (1975), поминовение М. и Плацида совершается 15 янв.