(25.01.750 - 8.09.780), визант. имп. (с 14 сент. 775, как соправитель - с 6 июня 751). Прозвище - Хазар (ὁ Χάζαρις, Χάζαρος), архаизированное - «Скифородный» (Σκυθογένης), «что от хазарянки» (ὁ ἐκ τῆς Χαζάρας).
Рассказ о правлении Л., помещенный в хронике прп. Феофана Исповедника († 818), составлен современником Л., взявшим за основу дворцовые протоколы. В агиографических текстах упоминается об иконоборческих убеждениях Л., но отмечается его сравнительная толерантность по отношению к иконопочитателям. Хронист Георгий Амартол (сер. IX в.) даже называет его «благочестивым» (Georg. Mon. Chron. P. 765). В «Послании 3 восточных патриархов имп. Феофилу» (836) сказано: «Второй Лев, унаследовав царскую власть, тихим и мирным образом жизни усмирил многомятежную бурю против Церкви и утихомирил треволнения против святых икон, и жизнь его окончилась мирно» (Afinogenov. 2014).
Л.- старший сын имп. Константина V от дочери хазар. кагана Вирхора (по имени Чичак; в крещении Ирина; † 750, возможно, при родах). 17 дек. 769 г. женился на Ирине (буд. императрице - восстановительнице иконопочитания), их единственным сыном был Константин (род. 14 янв. 771, буд. имп. Константин VI).
Согласно Феофану и Георгию Монаху (Theoph. Chron. P. 453; Gеorg. Mon. Chron. P. 765), Л. очень понравился некий «венец Великой Церкви», украшенный драгоценными камнями, и он возложил его себе на голову (Георгий интерпретирует это как святотатство). После этого у императора на голове появились язвы (ἄνθρακες, букв.- «угли», также название драгоценного камня) и случилось воспаление, от которого он и умер. Возможно, эта история свидетельствует о враждебной по отношению к Л. традиции, следы к-рой можно заметить и у Феофана. Неизвестно, что имеется в виду под «венцом Великой Церкви»; позднейшая традиция, отраженная Константином VII Багрянородным, объясняет, что венец - это царская корона, которую следует надевать исключительно во время религ. процессий. Л. же, надев ее по собственной прихоти, проявил непочтение к святыне и гордыню. Л. был похоронен там же, где его отец (прах Константина V был выброшен из гробницы в 852 и уничтожен по распоряжению патриарха К-польского свт. Игнатия) и дед (Лев III Исавр), в ц. св. Апостолов в К-поле.
При Л. арабы совершили несколько успешных, но малозначимых походов в М. Азию, а в 778 г. византийские войска во главе с Михаилом Лаханодраконом (см. в ст. Константин V) и др. одержали над ними победу. Имел место также обмен посольствами между империей и халифатом, в ходе которого Л. будто бы послал халифу аль-Махди кн. «Ианний и Иамврий» о египетской магической премудрости (Mich. Syr. Chron. III 1). Л. продолжал прежнюю политику, переселяя христиан-монофизитов (сирийцев и армян) из Сирии во Фракию для укрепления визант. позиций против болгар. В 776/7 г. болг. хан Телериг бежал в Византию, где Л. стал его крестным отцом и выдал за него замуж родственницу своей жены Ирины. На Западе продолжалось ухудшение отношений с папством. В 778 г. дело дошло до военного конфликта, когда папа Адриан I захватил г. Таррацину (ныне Террачина), принадлежавший Неапольскому дукату. Город удалось вернуть при помощи герц. Беневентского Арихиса II. Когда сын последнего лангобардского кор. Дезидерия Арихис (Адельхис, в крещении Феодор) бежал в К-поль, Л. предоставил ему убежище и возвел в сан патрикия.
На первую же Пасху после вступления на престол (14 апр. 776) Л. короновал своим соправителем сына, Константина VI, нарушив порядок престолонаследия, утвержденный имп. Константином V в 769 г., поскольку младшие единокровные братья Л. были исключены из числа претендентов на трон. Вероятно, по этой причине венчание превратилось в некий спектакль, в ходе к-рого народ и вельможи, включая младших сыновей Константина V, просили младенца Константина себе в цари, а император взял с них присягу в верности сыну-соправителю. Тем не менее правление Л. было омрачено заговорами, вызванными, видимо, кроме прочего, тем, что нек-рые лица из визант. знати хотели посадить на престол представителя той же династии с более крепким здоровьем. Один заговор в пользу сводных братьев Л. был разоблачен в мае 776 г., другой - в нач. 780 г. Участников жестоко наказали. Л. продолжал иконоборческую политику своего отца, однако отказался от репрессий против иконопочитателей и от гонений на монахов. Более того, из монахов начали рукополагать предстоятелей наиболее важных епископских кафедр. Когда 6 февр. 780 г. скончался патриарх К-польский Никита I Славянин, его преемником был избран тайный иконопочитатель Павел IV. Т. о., предпосылки для восстановления иконопочитания сложились уже в правление Л.