[Греч. Λέων ὁ ῎Ισαυρος] (до 685 - 18.06.741), визант. имп. (25 марта 717 - 18 июня 741), основатель Исаврийской династии (717-802). Первоначальное имя - Конон Исавр (Κόνων ὁ ῎Ισαυρος), вероятно в честь исп. Конона Исаврийского (поэтому перевод, часто встречающийся в русскоязычной лит-ре: «Лев Исаврянин», неверен). В послании к халифу Омару (Умару) II Л. И. называет себя Флавианом Львом, что может быть искажением в арм. переводе, в к-ром сохранился этот источник, имп. имени Флавий.
Основная информация о Л. И. восходит к 2 утраченным сочинениям: гипотетическое название 1-го - Scriptor anni 718 (Afinogenov. The Source of Theophanes «Chronography». 2006; Idem. The History of Justinian and Leo. 2006) и также гипотетическое название 2-го - Vita Leonis et Constantini (Idem. 2002). Первое, апологетическое по отношению к Л. И. сочинение излагало визант. историю с воцарения имп. Юстиниана II (685) до окончательного снятия араб. осады с К-поля в 718 г., одновременно повествуя о карьере Л. И. (не исключено авторство самого Л. И.; см.: Bury. 1889. P. 375, 381). Второе, антииконоборческой направленности и соответственно враждебное Л. И., представляло собой описание царствований его самого и его сына имп. Константина V и начиналось с краткой биографии Л. И. до воцарения. Прямой доступ к этим источникам имели патриарх К-польский свт. Никифор I (использовал их в «Бревиарии» и «Антирретиках»), хронист прп. Феофан Исповедник («Хронография») и хронист Георгий Амартол («Краткая хроника», первоначальная версия 846/7 г., сохранившаяся в ркп. Paris. Coislin. 305 и в слав. «Летовнике»). В житийной лит-ре Л., как иконоборец, изображается неизменно в отрицательном свете.
Л. И. был по происхождению сирийцем из г. Германикия (ныне Кахраманмараш, Турция). В числе других жителей Сев. Сирии семья была переселена в Месемврию (ныне Несебыр) во Фракии в 1-е царствование Юстиниана II (685-695). Когда тот возвращался из херсонской ссылки в 705 г., Л. И. встретил его во Фракии и преподнес в дар 500 овец. Император возвел его в ранг спафария и приблизил к себе. Клеветники обвиняли Л. И. в том, что он хочет завладеть престолом, но ему удалось доказать свою невиновность. Вскоре Л. И. была поручена чрезвычайно сложная миссия отправиться в Аланию с целью сформировать союз против арабов. Следуя наущению Л. И., аланы напали на контролируемую арабами Абасгию. Однако Юстиниан забрал предназначавшиеся для аланов деньги, которые Л. И. оставил в Фасисе (ныне Поти). Абасги посулили аланам 6000 номисм за выдачу Л. И. Те притворно согласились на сделку, а сами тайно переправили его через Кавказские горы в Лазику. Несмотря на многочисленные опасности, Л. И. удалось благополучно вернуться в К-поль. Возможно, в 711 г. он участвовал в карательной экспедиции в Херсон и принял там участие в мятеже против Юстиниана II (Афиногенов. 2002). При имп. Анастасии II (713-715) Л. И. становится стратигом фемы Анатолик. В 715 г. он не признал Феодосия III императором, но заключил союз со стратигом Армениака Артаваздом, за к-рого впосл. выдал дочь Анну, и вел переговоры с арабами под командованием Масламы ибн Абд аль-Малика, начавшими в 716 г. масштабное вторжение в Анатолию. Согласно недоброжелательным источникам, Л. И. обещал ему сдать К-поль в обмен на имп. титул. Так или иначе, в результате этих переговоров Л. И. сумел уберечь от разграбления подчиненные ему провинции в М. Азии. Введя Масламу в заблуждение, Л. И. ускользнул от врага. Затем Л. И. одержал победу над войсками, верными Феодосию, и в преддверии осады столицы по общему согласию был провозглашен императором, причем Феодосий по совету патриарха К-польского свт. Германа I и синклита добровольно уступил ему власть. Л. И. был женат на Марии, от к-рой имел дочь Анну, сына Константина (род. в 718) и дочерей Космо и Ирину (время рождения неизв.). Погребен в саркофаге из проконнесского мрамора в герооне Юстиниана в храме св. Апостолов в К-поле.
Первоочередной задачей Л. И. являлась ликвидация внутриполитической нестабильности на грани хаоса, в которой империя находилась после 1-го свержения Юстиниана II в 695 г. Пока арабы осаждали К-поль, на Сицилии стратиг Сергий, будучи уверен, что столицу неизбежно сдадут врагу, провозгласил императором Василия Ономагула. Покончив с осадой, Л. И. немедленно подавил мятеж (возможно, т. н. Scriptor anni 718 появился как один из пропагандистских материалов в этом контексте). Однако сразу вслед за этим магистр Никита Ксилинит списался с Анастасием II, жившим в ссылке в Фессалонике, намереваясь вновь посадить его на престол при помощи болгар. Те вначале поддержали восстание, но затем выдали Л. И. Анастасия и убили нек-рых др. зачинщиков. Последовали казни ряда высших сановников, включая архиепископа Фессалоники. Следующее восстание произошло лишь в 727 г., когда флот Эллады и Кикладских о-вов провозгласил императором некоего Косму (иконопочитательские источники также связывают эти события с иконоборчеством, скорее всего, безосновательно). Мятеж был быстро и жестоко подавлен. Из др. мероприятий Л. И. известны работы по восстановлению стен К-поля после разрушительного землетрясения 26 окт. 740 г., для финансирования которых был введен особый налог в размере 2 кератиев на номисму (1/12). Феофан также сообщает, что уже в 721 г. Л. И. приказал насильственно крестить иудеев и монтанистов (Theoph. Chron. P. 401), причем хронист, очевидно следуя своему источнику, говорит об этом бессмысленном шаге с осуждением. Халиф Омар II отправил Л. И. послание с призывом принять ислам (Ibid. P. 399), на к-рое получил ответ с категорическим отказом, сохранившийся у арм. историка Гевонда (Гевонд. История халифов вардапета / Пер. с арм.: К. Патканов. СПб., 1862. Гл. 7).
В 726 г. был опубликован юридический сб. «Эклога» (ἐκλογή, букв.- «выборка»), краткий свод Корпуса гражданского права имп. Юстиниана и последующих имп. новелл. Он был призван решить следующие задачи: 1) предоставить в распоряжение подданных обозримый сборник действующих законов на греч. языке (большая часть юридических документов была на лат. яз.); 2) учесть в законодательстве изменения, вызванные временем; 3) как заявлено в преамбуле, сделать законы «человечнее». «Эклога», в частности, упрощала освобождение рабов и во мн. случаях вводила членовредительские наказания вместо смертной казни. Этот свод оставался в действии до 2-й пол. IX в.
История возникновения иконоборчества в сохранившихся источниках крайне мифологизирована. В 726 г. случилось сильнейшее извержение вулкана на о-ве Фира (Санторин). В т. н. Historia Leonis et Constantini оно интерпретировалось как знак Божия гнева на иконоборчество Л. И. (Afinogenov. 2002. P. 7. N 24), однако Феофан Исповедник и патриарх Никифор (Theoph. Chron. P. 404; Niceph. Const. Brev. hist. P. 128) поменяли причину и следствие местами, откуда и возникла версия о том, что Л. И. будто бы истолковал это событие как Божие наказание за почитание икон. Так или иначе, в сознании современников закрепилась хронологическая связь между извержением и первыми выступлениями Л. И. против икон. Не позднее нач. 80-х гг. VIII в. в Византии получила распространение легенда о «совращении» Л. И. в иконоборчество. Вначале она выглядела так: некий еврей из Лаодикии (ныне Латакия в Сирии) пришел к халифу Язиду II и пообещал, что тот будет править 40 лет, если уничтожит иконы по всем христ. церквам в своих владениях. Язид издал такой указ, но умер в том же году. Его преемник Улид (аль-Валид) предал еврея жестокой казни. Ученик колдуна по имени Висир Серандапих (Σεραντάπηχος - «40 локтей ростом»), находившийся в араб. плену и отрекшийся от христианства, после гибели учителя бежал обратно в Византию, там вошел в доверие к епископу Наколийскому и при его помощи на 11-м году правления Л. И. сумел соблазнить последнего ересью, опять-таки обещая долгую жизнь и правление (Afinogenov. 2002). Впосл. эта история претерпевала различные изменения (ср.: Theoph. Chron. P. 401-402; Niceph. Const. Antirrheticus III: Adversus Constantinum Copronimi // PG. 100. Col. 528D-532A) и в конце концов приняла совершенно сказочную форму в «Послании трех восточных патриархов имп. Феофилу» (Afinogenov. 2014. P. 84-94). В сочинении рассказывается, как 2 евр. чародея, бежавшие из халифата после смерти Язида, встретили где-то в Исаврии бедного юношу Конона, предсказали ему восшествие на престол и выманили клятвенное обещание уничтожить иконы, если предсказание сбудется. Изначально легенда создавалась с целью очернить не самого Л. И., а одного из его ближайших помощников, родоначальника влиятельного клана Серандапихов (в родстве с которым, в частности, была имп. Ирина) - доместика схол Висира. Это отражало противостояние при Л. И. старой и новой знати. Представителем второй и был активный сторонник иконоборчества Висир, тогда как к первой принадлежал патриарх К-польский свт. Герман I, противостоявший религ. политике Л. И. (стремление дискредитировать Германа проявляется уже в т. н. Scriptor anni 718, где сообщается, что он поддержал рецидив монофелитства при имп. Вардане Филиппике в 712). Сохранившиеся источники единодушны в том, что к активным действиям Л. И. перешел на 10-й или 11-й год правления, т. е. в 726 г. (тогда же появилась и «Эклога»). Вероятно, все это время он занимался консолидацией и легитимизацией своей власти, чтобы затем потеснить старую аристократию с ее доминирующих позиций не только в светской, но и в церковной сфере. Однако информация о к.-л. конкретных мероприятиях Л. И. против иконопочитания крайне скудна. Феофан сообщает, что император приказал снять икону Христа над Халки, парадными воротами имп. дворца, причем возмущенные православные, в основном женщины, убили чиновника, исполнявшего это повеление, за что претерпели мученическую кончину. Историчность этого эпизода сомнительна, но изображение, по-видимому, все же существовало и действительно было убрано. Л. И. настойчиво, но тщетно добивался от патриарха Германа офиц. осуждения культа священных изображений вплоть до 730 г., когда святитель сам оставил кафедру, заявив, что не может провозглашать вероучительные определения без Вселенского Собора. Патриархом стал синкелл Германа Анастасий, к-рого Л. И. мог легко контролировать, но больше ни о каких иконоборческих действиях императора не известно. Так, даже из патриаршего дворца иконы были убраны лишь при патриархе К-польском Никите I Славянине в 776 г. Сообщение о том, что Л. И. издал некий указ, запрещавший почитание икон, на к-рый и хотел получить согласие Германа, в совр. науке признаётся не заслуживающим доверия. Главное значение событий 726-730 гг. заключалось в том, что император, выдвинув нек-рые предложения в области церковного устройства, относившейся к компетенции патриарха, сумел добиться их принятия и тем самым резко сместить баланс политического влияния в пользу гос. власти. Тем не менее сам факт того, что Германа не удавалось заставить уйти вплоть до 730 г., свидетельствует об институциональной силе Патриархата. Сохранились 2 послания папы Григория II к Л. И., к-рые в дошедшем до нас виде, несомненно, неподлинны, но восходят к реальным документам. Во втором из них папа отвечает на будто бы сделанное Л. И. заявление: «Я - император и священник», признавая за императором в нек-ром смысле священническое достоинство, но, разумеется, категорически отрицая его право вмешиваться в догматические вопросы. Иконоборчество Л. И. обличал также прп. Иоанн Дамаскин (3 Слова в защиту св. икон). Впосл. появилась легенда о том, что Л. И. будто бы сжег уч-ще в К-поле, в к-ром преподавал «вселенский учитель» с 12 помощниками и где хранились книги и царские уставы, поскольку эти мудрецы не согласились присоединиться к иконоборческой ереси.