(2.03.1810, Карпинето-Романо, близ Рима - 20.07.1903, Рим; до избрания папой Винченцо Джоакино Раффаэле Луиджи Печчи), папа Римский (с 20 февр. 1878). Происходил из богатой аристократической семьи; был 6-м ребенком из 7 детей гр. Лодовико Печчи и его жены Анны (урожд. Проспери Буци). В семье получил хорошее религ. воспитание; был министрантом в ц. св. Льва в Карпинето-Романо. С 1818 по 1824 г. обучался в иезуитской коллегии в Витербо (Папское гос-во), затем продолжил учебу в Римской коллегии (см. Григорианский университет), по окончании к-рой поступил в 1832 г. в папскую Академию церковной знати. В 1835 г. в римском ун-те Сапиенца получил степени д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro) и д-ра богословия. Во время учебы был замечен протектором академии кард. Бартоломео Паккой, деканом коллегии кардиналов, к-рый рекомендовал Печчи папе Римскому Григорию XVI. 6 февр. 1837 г. папа возвел Печчи в достоинство прелата папского двора, 16 марта назначил референдарием трибуналов Апостольской сигнатуры правосудия и Апостольской сигнатуры милости, с 28 июня Печчи стал релатором Конгрегации управления Папским гос-вом. 17 нояб. того же года был посвящен в субдиакона, 24 нояб. в рим. ц. св. Андрея (Сант-Андреа-аль-Квиринале) президент папской Академии церковной знати Джованни Джакомо Синибальди, архиеп. Дамиетты in partibus infidelium, рукоположил его во диакона. В том же храме 31 дек. генеральный викарий Рима кард. Карло Одескальки рукоположил Печчи во пресвитера. 17 февр. 1838 г. папа Григорий XVI назначил его апостольским делегатом в Беневенто (Папское гос-во), а 12 июня 1841 г.- в Сполето, но уже 17 июля того же года он был переведен апостольским делегатом в Перуджу, где преуспел в борьбе с экономическими злоупотреблениями и коррупцией. Печчи обратил на себя внимание гос. секретаря Папского престола кард. Луиджи Ламбрускини, к-рый в кон. 1842 г. решил привлечь его, несмотря на его молодой возраст, к дипломатической службе.
27 янв. 1843 г. папа Григорий XVI нарек Печчи архиепископом Дамиетты in partibus infidelium и на следующий день назначил апостольским нунцием в Бельгии. 10 февр. Печчи стал ассистентом папского трона. Епископское рукоположение, состоявшееся 19 февр. 1843 г. в рим. ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-ин-Панисперна), возглавил кард. Л. Ламбрускини. 7 апр. 1843 г. новый нунций прибыл в Бельгию. Он принял участие в рассмотрении вопроса о преподавании в школах католич. катехизиса, за отмену к-рого активно выступали либеральные политики. Печчи призвал бельг. епископов оказать поддержку католич. депутатам, чтобы они могли противостоять принятию парламентом либеральных законов. Нунцию пришлось участвовать в разрешении конфликта между бельг. епископатом и иезуитами из-за открытого в 1845 г. при орденской коллегии в Намюре философского ф-та, на который было разрешено поступать мирянам, что влекло за собой изменение положения Лувенского (Лёвенского) католич. ун-та, с 1834 г. содержавшегося на средства бельг. епископов. Нунций призвал обе стороны доверить решение спора Папскому престолу. В 1844 г. Печчи стал одним из инициаторов создания в Риме Бельгийской коллегии для подготовки бельг. духовенства.
После смерти в апр. 1845 г. еп. Перуджи Карло Филезио Читтадини духовенство и члены муниципального совета города через кард. Джованни Марию Мастаи Ферретти (впосл. папа Римский Пий IX) подали петицию папе Григорию XVI с просьбой назначить на вакантную кафедру Печчи, хорошо зарекомендовавшего себя на посту апостольского делегата в Перудже. 19 янв. 1846 г. Печчи был назначен на кафедру Перуджи. В знак признания заслуг на посту нунция бельг. кор. Леопольд I наградил его Большим крестом ордена Леопольда. По окончании дипломатической службы Печчи совершил поездку в Лондон и Париж и 22 мая 1846 г. прибыл в Рим, где дождался избрания нового папы Римского Пия IX. 26 июля 1846 г. Печчи вступил в управление кафедрой Перуджи.
Одним из постоянных объектов внимания правящего епископа являлось развитие духовного и религ. образования. В 1846-1850 гг. на собственные средства Л. было построено новое здание ДС, куда приглашали преподавать лучших профессоров из ун-та Перуджи и др. ун-тов, ряд курсов в ДС читал Печчи. В 1872 г. его стараниями в Перудже была открыта задуманная еще в 1858 г. академия св. Фомы Аквинского. В 1856 г. было предпринято новое епархиальное издание катехизиса, в 1857 г. опубликовано практическое руководство для клириков. Работа по катехизации молодежи была доверена приглашенным из Бельгии монахиням конгрегации Святейшего Сердца Иисуса, их эффективная деятельность в образовательной сфере привлекла внимание Печчи, когда он был еще нунцием. При нем в еп-стве Перуджа было построено 36 новых храмов, активно развивалась социально-благотворительная деятельность (напр., оказывалась помощь пострадавшим в 1854, во время голода, начавшегося после землетрясения в Умбрии).
На тайной консистории 19 дек. 1853 г. папа Пий IX возвел Печчи в достоинство кардинала-пресвитера; на открытой консистории 22 дек. после возложения кардинальского галеро папа пожаловал ему титулярную рим. ц. св. Хрисогона Аквилейского. Печчи был включен в состав неск. конгрегаций Римской курии, однако активного участия в их работе не принимал, т. к. в основном находился в своем диоцезе.
На долгий период пребывания Печчи в Перудже пришлись события завершающего этапа объединения Итальянского гос-ва (Рисорджименто). В 1849 г. архиепископ убедил австр. войска не оккупировать Перуджу, захваченную войсками Дж. Гарибальди, что привело бы к росту народного недовольства. В сент. 1860 г., после оккупации Перуджи войсками Пьемонта, было введено законодательство Сардинского королевства, имевшее либеральный и антиклерикальный характер. Декретами от 25 и 28 сент. 1860 г. храмы были лишены привилегий, сфера образования выведена из-под контроля католической Церкви. После утверждения обязательной гражданской регистрации брака Печчи от имени епископата Умбрии составил протест и 25 сент. 1861 г. лично обратился к королю, однако эти действия не имели успеха. В окт. 1861 г. в ответ на призывы правительства к епископам новых территорий одобрить их вхождение в Сардинское королевство Печчи подготовил послание верности папе Пию IX, подписанное всеми епископами Умбрии. В 1873 г. он учредил благотворительное об-во св. Иоакима, оказывавшее материальную поддержку священникам, которые пострадали от конфискации гос-вом церковного имущества. События этого периода во многом определили активное неприятие кардиналом Итальянского гос-ва.
В 1869-1870 гг. Печчи участвовал в работе Ватиканского I Собора, на к-ром поддержал принятие догматического определения о папской безошибочности. В авг. 1870 г. папа Пий IX назначил его протектором Карпинето-Романо, а 7 мая 1873 г.- протектором мон-ря кларисс и терциариев ордена францисканцев, для вступления в должность кардинал совершил поездку в Ассизи. 21 сент. 1877 г. назначен кардиналом-камерленго, в связи с чем Печчи был вынужден переехать в Рим, хотя управление диоцезом Перуджа было сохранено за ним.
После смерти папы Пия IX (7 февр. 1878) Печчи как кардинал-камерленго принял на себя обязанности по подготовке конклава. Утром 8 февр. 1878 г. он участвовал в конгрегациях присутствовавших в Риме кардиналов, где обсуждался вопрос о проведении конклава за пределами Италии по причине т. н. рим. вопроса - отказа Папского престола признать объединенное Итальянское королевство со столицей в Риме из-за упразднения в 1870 г. Папского гос-ва. Большинство кардиналов поддержали предложение Печчи использовать для заседаний конклава Сикстинскую капеллу в папском дворце в Ватикане (последний конклав собирался там в 1774-1775; последующие проходили в папском Квиринальском дворце в Риме, к-рый был занят итал. властями). 18 февр. 1878 г. открылся конклав (участвовал 61 кардинал из 64), на к-ром после 3-го тура голосования кард. Дж. Печчи был избран папой Римским и принял имя Лев XIII. Понтифик сказал, что его избрание подобно избранию папы Римского Льва XII после долгого правления папы Римского Пия VII. Девизом нового папы стали слова: «Soli Deo honor et gloria» (Единому Богу честь и слава).
Л. стал 1-м папой Римским, с момента избрания на Папский престол никогда не покидавшим территорию Ватикана и считавшим себя его «узником» по причине нерешенности т. н. рим. вопроса (урегулирован в 1929 Латеранскими соглашениями). Об избрании нового папы Римского кардинал-перводиак. Просперо Катерини объявил с внутренней лоджии собора св. Петра, что продемонстрировало отношение Папского престола к Риму как к оккупированному городу. По той же причине коронация Л., к-рую в связи с болезнью кардинала-перводиак. П. Катерини совершил кардинал-диак. Теодольфо Мертель, состоялась в Сикстинской капелле, а не в соборе св. Петра, также не проводилась интронизация в Латеранской базилике, а Л. на протяжении понтификата ни разу не служил торжественную папскую мессу в главном алтаре собора св. Петра.
После избрания на Папский престол Л. нек-рое время сохранял за собой управление кафедрой Перуджи и назначил нового епископа лишь 27 февр. 1880 г. 27 марта 1882 г. Л. возвел кафедру Перуджи в ранг архиепископской.
Понтификат Л. характеризовался заметным улучшением взаимоотношений Папского престола со многими гос-вами, в т. ч. со Швейцарией, с Испанией, Великобританией, большинством гос-в Лат. Америки. В нач. 1888 г., когда праздновалось 50-летие священнического служения Л., имп. Александр III Александрович (1881-1894) направил папе поздравительную телеграмму. В ответном послании от 28 янв. 1888 г. Л. выразил надежду на улучшение положения католич. Церкви в России, на восстановление отношений, некогда существовавших между Россией и Папским престолом (дипломатические отношения были прерваны в авг. 1878). Несмотря на сложности при обсуждении вопроса о положении католиков на польск. землях Российской империи, в 1894 г. дипломатические отношения были восстановлены (подробнее см.: Серова. 2009). При Л. был положен конец политике Культуркампфа в Германии, где были отменены практически все антицерковные законы. Л. обратился к франц. католикам с призывом уважать законное правительство независимо от формы правления (энциклики «Diuturnum» от 29 июня 1881, «Nobilissima Gallorum gens» от 8 февр. 1884), хотя непримиримая позиция франц. епископата не позволила смягчить существовавший конфликт с правительством Третьей Французской Республики. В Италии Л., не отказываясь от идеи светской власти Римского понтифика и не ослабляя требований к гос-ву о возвращении Папскому престолу захваченных территорий, все же высказал пожелание мирного урегулирования конфликта и, не отменяя формально принцип non expedit (неучастия католиков в политических выборах в Итальянском королевстве), призвал верующих к укреплению и расширению деятельности католических орг-ций в обществе.
В понтификат Л. были заложены основы развития теологии и социального учения совр. католич. Церкви. Уже в изданной 21 апр. 1878 г. энциклике «Inscrutabili Dei consilio» папа признал перемены, происшедшие в XIX в., считая необходимым включение католич. Церкви в жизнь совр. общества. Понимая неэффективность сдерживающих и запретительных мер в борьбе с секуляризацией, распространявшимися неверием и религиозной индифферентностью, Л. призывал способствовать развитию новых форм миссионерской деятельности в католич. Церкви, а также повышать уровень католич. образования. В противовес концепциям материализма и научного позитивизма Л. предложил развивать католич. философию на основе томизма, т. к. учение Фомы Аквинского обосновывало взаимосвязь между философией и религ. верой. Возрождению томизма как философской системы католич. Церкви была посвящена энциклика «Aeterni Patris» от 4 авг. 1879 г. В том же году 15 окт. Л. основал в Риме папскую Академию Фомы Аквинского (см. ст. Академии папские), одним из президентов к-рой он назначил своего старшего брата Джузеппе Печчи, возведенного 12 мая 1879 г. в достоинство кардинала. Брат Л. способствовал объединению теологов из ордена доминиканцев и из Об-ва Иисуса в деле развития неотомизма. Папа поддержал начало полного критического издания трудов Фомы Аквинского (1-й том опубликован в Риме в 1882).
Для противодействия популярным в то время критическим исследованиям Библии Л. положил начало развитию католической библеистики. В энциклике «Providentissimus Deus» 18 нояб. 1893 г. папа указал на допустимость использования при изучении Библии научных методов, если они согласуются с верой в богодухновенность Свящ. Писания. 30 окт. 1902 г. апостольским письмом «Vigilantiae studiique» Л. учредил папскую Библейскую комиссию, занимавшуюся католич. экзегетикой Свящ. Писания, в т. ч. путем ответов на вопросы о понимании текста Библии; комиссия также занималась цензурой текстов, связанных со Свящ. Писанием, чтобы избежать публикаций выводов, противоречащих католич. вероучению.
В 1880 г. с целью поощрения научно-исторических исследований Л. разрешил ученым, чьи труды получили одобрение Папского престола, доступ в Ватиканский секретный архив, который до этого был практически закрыт для исследователей. Вместо конфискованной в 1878 г. итал. правительством обсерватории при Папском престоле в 1891 г. папа учредил новую Ватиканскую обсерваторию, что также должно было свидетельствовать об одобрении католической Церковью научных исследований. При Л. были пересмотрены образовательные программы ДС и католич. ун-тов, в них включили курсы томизма и библейской экзегетики. 7 марта 1889 г. Л. издал энциклику «Magni nobis» об учреждении католич. ун-та Америки в Вашингтоне.
Заботясь о католических миссиях, Л. стремился преодолеть влияние светских властей на деятельность миссионеров в Индии. Так, было ограничено право королевского патроната португальского монарха путем учреждения в 1886 г. собственной католич. иерархии в Индии, включавшей 8 архиеп-ств, 19 еп-ств, 3 апостольских вик-ства и 4 апостольских префектуры. В 1882 г. Л. фактически упразднил право франц. патроната над католиками Китая, поручив координацию деятельности католич. миссий в Китае Конгрегации пропаганды веры, однако из-за противодействия франц. дипломатов ему не удалось учредить нунциатуру в Пекине. В энциклике «Catholicae Ecclesiae» от 20 нояб. 1890 г. Л. призвал всех католиков к участию в миссионерской деятельности и к поддержке католич. миссий, обращал внимание на недопустимость сохранения рабства в отношении принявших крещение африканцев, о чем ранее он уже писал в энциклике «In plurimis» от 5 мая 1888 г., адресованной католич. епископам Бразилии.
При Л. активизировалась униональная политика Папского престола, отказавшегося от традиционной практики латинизации Восточных католических Церквей. При этом возрождались научные исследования традиций Вост. Церквей; политика укрепления их религ. и культурных традиций проводилась в целях создания прочной базы для воссоединения Церквей (в 1895 была учреждена комиссия кардиналов по содействию воссоединению Церквей). В ответ на посещение Рима хорват. католиками во главе с Джяковским еп. Йосипом Юраем Штроссмайером Л. выпустил энциклику «Grande munus» (от 30 сент. 1880), посвященную св. равноапостольным Кириллу и Мефодию, где подчеркнул роль слав. языка в проповеди христианства славянам. По просьбе еп. Й. Штроссмайера папа подтвердил право хорват. католиков совершать рим. мессу на слав. языке; в 1893 г. Конгрегация пропаганды веры выпустила декрет, предписывавший сохранять вост. обряды и обычаи в униат. Церквах. Энцикликой «Praeclara gratulationis» от 20 июня 1894 г., направленной «правителям и народам мира», в т. ч. и вост. патриархам, папа призвал восстановить единство христ. Церкви. Энциклика вызвала дискуссию в правосл. Церквах. В 1895 г. К-польский патриарх Анфим VII выпустил послание, отвергавшее возможность восстановления единства с католич. Церковью, в т. ч. по причине «новых» догматов о Непорочном зачатии Пресв. Девы Марии (1854) и о папской безошибочности (1870). В энциклике «Orientalium dignitas» (от 30 нояб. 1894), адресованной христианам Восточных католич. Церквей, Л. вновь повторил запрет на их латинизацию, подчеркнув важность сохранения в католич. Церкви разных обрядов и традиций.
4 марта 1878 г. Л. как папа Римский издал первую буллу «Ex supremo Apostolatus» о восстановлении католич. иерархии в Шотландии, к-рой учредил 2 архиеп-ства и 4 еп-ства. В знак признания заслуг в возрождении католич. Церкви в Великобритании 12 мая 1879 г. Л. возвел в достоинство кардинала Джона Генри Ньюмена. Однако контакты англикан с католиками в рамках Оксфордского движения, участившиеся по инициативе лорда В. Ч. Л. Галифакса и католич. пресв. Ф. Порталя, были прерваны после издания 13 сент. 1896 г. папской буллы «Apostolicae curae», согласно к-рой англикан. рукоположения признавались недействительными.
Поддерживая развитие католич. Церкви в США, Л. одобрил созыв 3-го пленарного Балтиморского Собора (1884). Апостольским делегатом на него был назначен Балтиморский архиеп. Джеймс Гиббонс; в 1886 г. папа возвел его в достоинство кардинала. Л. непосредственно участвовал в разрешении конфликта в католич. Церкви в США, вызванного распространением учения католич. пресв. И. Т. Геккера о необходимости приспособления католицизма к условиям амер. общества ввиду его особого уклада, т. н. американизма. В 1897 г. Л. создал специальную комиссию для изучения американизма, по итогам работы которой 22 янв. 1899 г. направил кард. Дж. Гиббонсу послание «Testem benevolentiae», осуждавшее учение Геккера.
Л. внес значительный вклад в развитие католич. мариологии, в т. ч. путем формулирования учения о Пресв. Деве Марии как о Посреднице благодати (Mediatrix gratiarum), выраженного в ряде энциклик Л. о молитвенной практике розария («Octobri mense» от 22 сент. 1891 и «Magnae Dei Matris» от 8 сент. 1892). Призывая католиков ежедневно прибегать к молитвенной практике розария, в 1883 г. Л. учредил новый богородичный праздник Королевы св. Розария, а за время понтификата выпустил 11 энциклик, посвященных чтению розария. Папа поддерживал развитие благочестивых практик поклонения Евхаристии и в 1879 г. одобрил идею созыва международных Евхаристических конгрессов. 11 июня 1899 г. Л. впервые прибегнул к практике посвящения всего мира Святейшему Сердцу Иисуса, о чем папа сообщил в энциклике «Annum sacrum» от 25 мая 1899 г., провозглашавшей проведение в 1900 г. юбилейного года (см. «Annus sanctus»).
Наиболее важным итогом понтификата Л. стало формулирование социального учения католич. Церкви как в области отношений между Церковью и гос-вом, так и в том, что касалось христ. взгляда на социальные проблемы, появившиеся вслед. развития капитализма. В ряде энциклик папа последовательно изложил позицию католич. Церкви относительно политических режимов, подчеркнув, что гос. власть обязана основываться на принципах общего блага и уважать суверенитет Церкви (энциклика «Diuturnum illud» от 29 июня 1881). В свою очередь Церковь не связана с к.-л. формой правления, а потому может одобрить республиканский строй (энциклика «Immortale Dei» от 1 нояб. 1885), но оставляет за собой право критиковать либерализм как направление политической мысли, извращающее христ. представление о правах и свободах человека (энциклика «Liberias praestantissimum» от 20 июня 1888). Л. обратил внимание католиков на необходимость участвовать в политической жизни гос-в, в т. ч. путем голосования на выборах за политиков, отстаивающих интересы католич. Церкви (энциклика «Sapientiae christianae» от 10 янв. 1890). Выступая против принятия в некоторых европ. гос-вах либерального законодательства о браке, в энциклике «Arcanum» от 10 февр. 1880 г. папа изложил христ. концепцию семьи, подчеркнув необходимость прочной семьи в качестве основы общества и указав на недопустимость разводов.
Помимо либерализма Л. подверг критике идеологии социализма, коммунизма и учение о классовой борьбе (энциклика «Quod apostolici muneris от 28 дек. 1878). Обращая внимание на важность т. н. рабочего вопроса, т. е. положения в обществе рабочих, количество к-рых увеличилось в связи с процессами индустриализации, Л. выработал позицию католич. Церкви о справедливой заработной плате, условиях труда и др. правах рабочих. Находясь во многом под влиянием Вильгельма Эммануила фон Кеттелера, еп. Майнцского, а также следуя рекомендациям кард. Генри Эдуарда Маннинга, архиеп. Вестминстерского, и кард. Дж. Гиббонса относительно участия католиков в профсоюзах, 15 мая 1891 г. Л. опубликовал программную энциклику по рабочему вопросу «Rerum novarum», в к-рой подверг критике капиталистическую систему труда и призвал работников и работодателей соблюдать взаимные права и обязанности, основанные на уважении достоинства личности. Содержавшиеся в энциклике призывы к кооперации католиков-рабочих в ассоциации взаимопомощи привели к развитию движения христ. синдикализма. Энцикликой «Graves de communi re» от 18 янв. 1901 г. Л. положил начало становлению идеологии христ. демократии. За время понтификата Л. во мн. европ. странах были созданы различные политические и трудовые католич. союзы и ассоциации.
Тело Л. было погребено во временной усыпальнице в соборе св. Петра в Риме. 22 окт. 1924 г. прах папы согласно завещанию был перевезен и 27 окт. погребен в Латеранской базилике, в усыпальнице, сооруженной стараниями тех, кого Л. возвел в достоинство кардиналов.