(† 13.07.939, Рим), папа Римский (с нач. янв. 936). Происходил из Рима, ко времени избрания на Папский престол был кардиналом-пресвитером титула св. Сикста. Л. стал папой Римским при поддержке патриция и сенатора Альберика II, который в 932 г. поднял мятеж против матери, рим. «сенатриссы» Марозии, и ее 2-го мужа, кор. Италии Гуго Арльского. Став полновластным правителем Рима, Альберик II заключил Марозию и брата, папу Римского Иоанна XI (931-936), в темницу. После кончины понтифика на Папский престол был возведен Л., сторонник Альберика, именовавший его «любезным духовным сыном... славным государем и сенатором» (dilectus spiritualis filius Albericus, gloriosus princeps et senator). По инициативе Альберика Л. пригласил в Рим св. Одона, аббата мон-ря Клюни, который выступил посредником в переговорах с кор. Гуго, осаждавшим город. После успешного для Альберика завершения переговоров (мир был закреплен браком рим. правителя и Альды, дочери кор. Гуго) аббат Одон занимался восстановлением дисциплины в мон-рях Рима и окрестностей (подробнее см. в ст. Клюнийская конгрегация).
Исходя из того что в посланиях Л. неоднократно упоминается св. Бенедикт, а в Хронике Флодоарда Реймсского понтифик назван «рабом Божиим» (servus Dei), высказывалось предположение о том, что до избрания на Папский престол Л. был монахом. Косвенный аргумент в пользу этой гипотезы - сотрудничество Л. и Альберика II в реформе монашества, которая была основным направлением деятельности понтифика. Под управление Одона Клюнийского был передан бенедиктинский мон-рь при базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Л. оказывал покровительство монастырям св. Эразма на Целии и св. Григория на Марсовом поле, а также аббатству Субиако, восстановленному на средства Альберика II и ставшему одним из крупнейших землевладельцев Лация (Partner. 1972. P. 85). Поддержка, которую понтифик оказывал центрам монашеской реформы, способствовала укреплению авторитета Папского престола за пределами Италии. В янв. 938 г. Л. подтвердил привилегии, дарованные папой Иоанном XI аббатствам Клюни и Деоль, в т. ч. право на свободные выборы аббата и независимость от любых церковных и светских властей (эти монастыри непосредственно подчинялись Папскому престолу). Понтифик подтвердил правовые и имущественные привилегии монастырей Горце, Риполь, Флёри и Фульда. В послании Гуго Великому, герц. франков и светскому аббату монастыря св. Мартина в Туре, Л. напомнил о запрете допускать женщин на территорию обители (янв. 938).
Понтифик уделял особое внимание положению Церкви на герм. землях. Он назначил Фридриха, архиеп. Майнца (937-954), легатом и апостольским викарием в Германии, указав на то, что подобными привилегиями обладал его предшественник св. Бонифаций. Архиепископ должен был следить за поведением прелатов и клириков и при необходимости возвращать их «на путь истины» (ad viam veritatis reducere). Отвечая на вопрос архиеп. Фридриха о возможности насильственного крещения иудеев, Л. запретил это делать, но признал допустимым изгнание из городов тех иудеев, к-рые отказывались принимать крещение (Jaffé. RPR. N 3613). Понтифик даровал паллий Адальдагу, архиеп. Гамбурга и Бремена (937-988), канцлеру кор. Оттона I. Ему приписывается грамота (скорее всего подложная) Герхарду, еп. Пассау, который назван в документе архиепископом Лорха (известна другая поддельная грамота этому епископу, составленная от имени папы Агапита II - Jaffé. RPR. N 3644).
Флодоард Реймсский, посетивший Рим в 936 г., упоминал о встрече с Л. в поэме «Победы Христа в Италии». Он описывал понтифика как мудрого и благочестивого человека, «преданного усердным молитвам, благородного обликом, приятного в беседе, разумного и со спокойной речью» (Deditus assiduis precibus, speculamine celsus,/ Affatu laetus, sapiens, atque ore serenus).