Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАХМИДЫ
40, С. 178-180 опубликовано: 1 июня 2020г.


ЛАХМИДЫ

[Араб.   ], доислам. династия из арав. племени лахм, в IV-VI вв. правившая в буферном протогос-ве, которое защищало границы державы Сасанидов от вторжений кочевников из Аравии. Столицей Л. был г. Хира, один из центров распространения христианства среди арабов. Арабо-мусульм. традиция приписывала племени лахм южноараб. (кахтанидское) происхождение, возможно без достаточных оснований, поскольку в древнейеменской эпиграфике оно не упоминается. Хотя наименование Л. закрепилось в научной лит-ре, правильнее называть эту династию Насридами (  ) - по одному из знатных родов племени лахм, к которому принадлежали все ее представители.

Имру аль-Кайс - «царь всех арабов»

Кочевые племена, обитавшие на северо-востоке Аравийского п-ова, в течение мн. столетий испытывали влияние великих цивилизаций - месопотамской, эллинистической, иранской, однако источники сообщают о них лишь от случая к случаю, и поэтому датировать возвышение Л. точнее, чем первыми веками по Р. Х., не представляется возможным. Согласно араб. генеалогическому преданию, принадлежавший к Насридам Джазима аль-Абраш враждовал с царицей Пальмиры по прозвищу аз-Забба ( ) и был ею коварно убит. Эту царицу принято отождествлять с Зенобией (266/7-272), против чего возражал Дж. С. Тримингем (Trimingham. 1979. P. 155). Джазиму наследовал его племянник Амр ибн Ади, якобы зарубивший царицу мечом, чтобы отомстить за гибель дяди. Амру приписывают основание лахмидской столицы Хиры на границе Сирийской пустыни и правого края поймы Евфрата, недалеко от древнего Вавилона. Надпись сасанидского шаха Нарсе (293-302) упоминает Амра в числе его вассалов. Общепризнанно, что автором гробничной надписи, обнаруженной в Немаре (Эн-Намаре; в 120 км к юго-востоку от Дамаска, близ границы Сирии с Иорданией) и ныне хранящейся в Лувре, был сын Амра Имру аль-Кайс, о к-ром др. источники хранят молчание, за исключением скупых упоминаний в араб. родословиях. Надпись является одним из древнейших памятников, выполненных набатейским письмом на староараб. языке, от к-рого происходит классический арабский. Имру аль-Кайс носит в ней титул «царь всех арабов» (mlk 'l-‘rb kl-h), причем специально подчеркивается, что он «прочно возложил [на себя] диадему» (šd 'l(-)tg), а его смерть точно датирована 7-м числом месяца кислул 223 г. по эре пров. Аравия (нояб.-дек. 328 г. по Р. Х.). В надписи утверждается, что «ни один из царей не достиг его положения» (f-lm yblg  mlk mblg -h), и перечисляются его славные деяния: покорение центральноарав. племенных конфедераций низар (Nzrw) и маадд (M‘dw), а также, согласно наиболее убедительному истолкованию этнонима 'l-'sdyn, йеменской и оманской ветвей конфедерации аль-азд; разгром обитавшей у юго-зап. рубежей Йемена конфедерации мазхидж (M(d)hgw); поход на Награн (Наджран), подчинявшийся в ту пору химьяритскому царю Шаммару (Šmr) Юхаръишу. В заключение сообщается, что, в соответствии с хорошо обоснованной интерпретацией, предложенной К. Робеном (Calvet, Robin. 1997. P. 268-269), «он разделил между своими сыновьями племена и вспомогательные отряды персов и римлян» (w-nhl bny-h|'l-š‘wb w-wkl('l-)F(r)s w-l-Rwm). Предположения об обращении Имру аль-Кайса, сына Амра, в христианство или в манихейство (Ibid. P. 269) не находят подтверждения ни в тексте его гробничной надписи, ни в ее декоре и остаются гипотетичными.

Араб. традиция сохранила смутные воспоминания о том, что Л. на неск. десятилетий потеряли контроль над Хирой и вернулись туда предположительно в кон. IV в. После Имру аль-Кайса обнаруживается лакуна в перечне царей из этой династии, для заполнения которой в родословие Л. были добавлены Амр II и Имру аль-Кайс II (Caskel. 1966. Bd. 1. Taf. 246).

Царство «персидских» арабов

Это определение, данное Н. В. Пигулевской протогос-ву Л. (Пигулевская. 1964. С. 57), отражает их взаимосвязь с сасанидским Ираном, которая была гораздо более тесной и продолжительной, чем у Гассанидов с Византией. При дворе в Хире воспитывался буд. шаханшах Варахран V (см. Вахрам V), за что его отец Йездигерд I щедро одарил царя Л. аль-Мунзира I, находившегося у власти, согласно араб. традиции, 44 года. Участие аль-Мунзира в ирано-визант. войне 420-422 гг. оказалось неудачным: приведенное им к осажденному византийцами Нисибину многотысячное бедуинское войско легко поддалось панике и было сброшено в реку; только нерешительность победителей спасла Варахрана V от поражения.

Отец аль-Мунзира I и сын Имру аль-Кайса (II?) ан-Нуман I, согласно агиографическому преданию, запрещал своим подданным совершать паломничество к прп. Симеону Столпнику (Старшему) (Ɨ 459), пока этот святой не явился ему во сне. Тогда ан-Нуман не только отменил запрет, но и обещал всеми силами содействовать распространению христианства в Хире, заявив, что лишь служба шаханшаху удерживает его самого от крещения. По араб. легенде, в конце жизни он оставил престол и посвятил себя Богу. С этого же времени прослеживается и связь Л. с Церковью Востока, которая была господствующей в сасанидском Иране и распространяла свое влияние на Юж. Месопотамию и Вост. Аравию: начиная с 410 г. в источниках упоминаются несторианские епископы Хиры.

О сыне и наследнике аль-Мунзира I аль-Асваде, царствовавшем 20 лет, и о его брате и преемнике аль-Мунзире II почти ничего не известно. Матерью следующего правителя Л. ан-Нумана II была сестра царя киндитов аль-Хариса ибн Амра. Свои боевые качества ан-Нуман II проявлял со времени своего прихода к власти в 497 г. в набегах на Приевфратье, в результате которых он дошел до Эдессы. В 503 г. в бою с византийцами под Киркесием, у р. Хабор (Хабур), он был ранен в голову и через 3 дня скончался. Наследовавший ему Абу Юфир не был его близким родственником, но принадлежал к Насридам.

Вопреки утверждению визант. и сир. источников, прямым потомком ан-Нумана II не был и наиболее выдающийся царь Л. аль-Мунзир III (505-554), отцом к-рого, согласно араб. родословиям, являлся Имру аль-Кайс аль-Бад. Возможно, в случае и с ним, и с Абу Юфиром речь шла об узурпации власти, что дало повод аль-Харису ибн Амру вторгнуться во владения своего покойного племянника, захватить Хиру и попытаться уничтожить царство Л. Впрочем, аль-Мунзиру III вскоре удалось освободить столицу, а в 528 г. покарать разорившего ее киндитского царя. Правление аль-Мунзира III, ревностно почитавшего араб. языческих богов, прежде всего отождествляемую с Афродитой аль-Уззу, и приносившего им человеческие жертвы, прошло под знаком ожесточенной борьбы с византийцами и с верно служившим им царем Гассанидов Харисом ибн Джабалой, в сражении с к-рым близ Киннесрина аль-Мунзир погиб.

Его сын и наследник Амр ибн аль-Мунзир (554-569/70), согласно араб. традиции, принял христианство под влиянием матери, киндитки Хинд. При нем епископскую кафедру в Хире занимал Ефрем. Амра сменил его брат Кабус, правивший всего 4 года. Царствование следующего по старшинству брата, аль-Мунзира IV, продолжавшееся приблизительно до 580 г., ознаменовалось кровопролитными столкновениями с Гассанидами.

Последним царем Л. был сын аль-Мунзира IV ан-Нуман III, правление к-рого продолжалось, по преданию, 22 года. Он не только сам принял христианство, но и попытался положить конец наиболее жестоким проявлениям язычества, повелел расплавить золотую статую аль-Уззы и запретил человеческие жертвоприношения ей. Несмотря на попытки католикоса-патриарха Церкви Востока Ишоява I склонить ан-Нумана III к несторианству, он оставался сторонником монофизитства. За приверженность к распространенной в Византии ветви христианства, а также за независимость в отношениях с шаханшахом Хосровом II, выразившуюся, в частности, в отказе последовать за ним в Византию во время мятежа Бахрама Чубина в 590 г., последний царь Л. поплатился жизнью: он был вызван ко двору Хосрова II и то ли был растоптан слонами, то ли отравлен, то ли брошен в темницу, где вскоре умер. После его кончины Сасаниды поставили в Хире своего наместника, перса Нахвергана (Бахрегана), и тем самым положили конец царству Л. Христианин Ияс ибн Кабиша из племенной конфедерации тайй, отвечавший при этом наместнике за управление «персидскими» арабами, был лишен всякой самостоятельности и не обладал тем влиянием на бедуинов, к-рым располагали Л. Гибельные последствия этого не замедлили сказаться: ок. 604 г. в битве при Зу-Каре, происшедшей при попытке изъять казну и арсенал ан-Нумана III, иран. войско было наголову разгромлено араб. кочевниками, а спустя 3 десятилетия Хира перешла под власть мусульман.

Л. внесли значительный вклад в развитие культуры доислам. арабов. При их дворе устраивались поэтические состязания и жили мн. выдающиеся поэты, в т. ч. христианин Ади ибн Зайд аль-Ибади. Считается, что именно в Хире сложилось то поэтическое койне, на к-ром создавались шедевры классической араб. поэзии.

Ист: надпись из Немары: Сalvet Y., Robin Ch. Arabie heureuse, Arabie déserte: Les antiquités arabiques du Musée du Louvre. P., 1997. P. 265–269. N 205 (AO 4083); визант.: Procop. Bella. I 17. 1, 30–48; 18. 9–12; II 1. 1–3, 12–15; 3. 47; 4. 17–26; 16. 17–19; 19. 34; 28. 12–14; Ioan. Malal. Chron. 2000. P. 363, 372, 386–388, 390, 431; Theoph. Chron. P. 141, 144, 146–147, 170–171, 178–179, 240; сир.: Bedjan. Acta. T. 4. P. 507–644; The Chronicle of Joshua the Stylite composed in Syriac A. D. 507 / Ed., transl. W. Wright. Camb., 1882. P. 47–49, 54–57; Chabot. Synod. orient. P. 25–60, 526–527 [texte], 299–307, 532–533 [trad.]; Пигулевская Н. В. Сирийская средневек. историография: Исслед. и пер. СПб., 2000. С. 559–560, 597–603; араб.: Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden: Aus der arabischen Chronik des Tabari / Übers. Th. Nöldeke. Leiden, 1879. S. 86–98, 132, 148, 167–169, 172, 221, 238, 254, 312–317, 345–349, 465–466; Hamzae Ispahanensis Annalium libri X / Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 94–114; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 73–89; Ibn Wâdhih qui dicitur al-Ja‘qubî. Historiae: Pars prior historiam ante-islamicam continens / Ed. M. Th. Houtsma. Lugd. Batav., 1883. P. 236–246; Caskel W. Ğamharat an-Nasab: Das genealogische Werk des Hišâm ibn Muḥammad al-Kalbî. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 176, 246; Bd. 2. S. 354, 375.
Лит.: Rothstein G. Die Dynastie der Lahmiden in al-Hîra: Ein Versuch zur arabisch-persischen Geschichte zur Zeit der Sasaniden. B., 1899; Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 22-35, 57-123; Колесников А. И. Сражение при Зу -Ка ре // ППС. 1969. Вып. 19(82). С. 76-86; Trimingham J. S. Christianity among the Arabs in Pre-Islamic Times. L.; N. Y., 1979; Shahîd I. Byzantium and the Arabs in the 4th Cent. Wash., 1984; idem. Lakhmids // EI. 19862. Vol. 5. P. 632-634; idem. Byzantium and the Arabs in the 5th Cent. Wash., 1989; idem. Byzantium and the Arabs in the 6th Cent. Wash., 1995-2009. 2 vol., 4 pt.
С. А. Французов
Ключевые слова:
Племена и народы Лахмиды, доисламская династия из аравийского племени лахм (IV-VI вв.)
См.также:
АВАРЫ союз кочевых племен монголо-тюркского происхождения
АЛАРИХ (между 365 и 370 гг. - 410), король вестготов
АЛБАЗИНЦЫ потомки рус. казаков - поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин
АРАВИЯ полуостров на юго-зап. Евразии