[Нем. Lachmann] Карл Конрад Фридрих Вильгельм (4.03. 1793, Брауншвайг - 13.03.1851, Берлин), нем. филолог-классик. Изучал филологию в Лейпцигском и Гёттингенском ун-тах. С янв. 1818 г. профессор филологии в Кёнигсбергском ун-те. В 1825-1851 гг. профессор филологии в Берлинском ун-те. За основу реконструкций древних текстов Л. одним из первых взял генеалогический метод анализа рукописной традиции: установление зависимости между различными рукописными традициями и составление предполагаемого первоначального текста исследуемого произведения. Он подготовил критические комментированные издания Секста Проперция (1816), Катулла (1829), Тибулла (1829), а также нем. средневековых произведений. Составил комментарий к трактату Лукреция «О природе вещей» (1850). В 1837 г. Л. предложил гипотезу о соединении под названием «Илиада» 16 изначально независимых поэм, основываясь на том, что к этому выводу приведет анализ источников поэмы Гомера.
Л. осуществил критическое издание греч. текста НЗ, основанное на строгих научных принципах (Editio minor 1831; Editio maior 1842-1850). Оно стало поворотным событием в истории критики Свящ. Писания НЗ, т. к. Л. отказался от прежней практики внесения в издаваемый греч. общепринятый текст (Textus receptus) отдельных исправлений (как делали др. издатели - И. А. Бенгель, И. З. Землер, И. Я. Грисбах) и впервые попытался решить задачу реконструкции, используя ранние рукописи того текста, к-рый был распространен в Церкви до кон. IV в. Издание опирается на точно формулированные принципы критики, к-рые позволяли выделить наиболее ранние варианты рукописей, связанных генеалогически; их надежность подтверждали независимые друг от друга группы свидетелей текста.
Л.- автор работ по истории возникновения синоптических Евангелий. В статье, опубликованной в 1830 г., он, критикуя теорию Грисбаха, согласно к-рой евангелист Марк использовал Евангелия от Матфея и от Луки, пришел к выводу о невозможности какой-то прямой лит. зависимости между текстами первых 3 канонических Евангелий. В дальнейшем (1835) он исследовал сходство и различие в последовательности изложения материалов в синоптических Евангелиях и заключил, что их легче объяснить, если предположить, что все они использовали один (устный или письменный) источник; последовательность изложения евангельских событий лучше других сохранил евангелист Марк. Вывод о приоритете Евангелия от Марка стал одним из фундаментов распространенного в XX в. варианта решения синоптической проблемы - теории 2 источников, которыми были Евангелие от Марка (или близкий к каноническому тексту его вариант) и «источник логий», гипотетически реконструируемый из общего для евангелистов Матфея и Луки материала (см. в ст. Евангелие).