[Евр. , в синодальном переводе Лахис], библейский город в Др. Израиле, в 44 км юго-западнее Иерусалима. Идентифицирован с совр. Тель-Лахиш (араб. Телль-эд-Дувайр), где в наст. время расположен археологический парк национального значения (в 30 км к юго-востоку от Ашкелона и в 23 км к западу от Хеврона (Эль-Халиль)). Исследования Л. ознаменовали начало нового этапа в библеистике и археологической науке в сер.- 2-й пол. ХХ в.
Расположение на караванном пути с юга средиземноморского побережья в Иудейские горы способствовало раннему расцвету Л. В ВЗ город упоминается довольно часто. Царь Л. Яфий - один из 5 аморейских царей, выступивших против Иисуса Навина, разбитых у Гаваона и казненных в Македе (Нав 10. 3-5, 21-26). Израильтяне разрушили Л. до основания (ср.: Нав 10. 31-35); ок. 1220 г. до Р. Х. он вошел в удел колена Иуды (Нав 15. 39), но оставался в руинах до Х в. до Р. Х., когда, заново отстроенный, сгорел в результате завоевательного похода фараона Шешонка I (ок. 925 г. до Р. Х.?).
Сын Соломона, Ровоам, укрепил Л. (2 Пар 11. 9); при Асе (911-870 или 908-867) и Иосафате (872/69-849/8) были возведены новые стены. Царь Амасия (ок. 800-783 или 796-767) бежал от заговорщиков из Иерусалима в Л., но был здесь убит (4 Цар 14. 19; 2 Пар 25. 27). При Озии Л. был разрушен, видимо, землетрясением, но царь Езекия усилил укрепления и, очевидно, пытался построить в Л. крупную систему водоснабжения.
Ассир. царь Синаххериб осадил и сжег Л. (701 г. до Р. Х.), угнав жителей в плен (2 Пар 32. 9). С этого момента Л. надолго стал ассир. крепостью в Иудее (сюда Езекия послал сообщение о готовности покориться Ассирии (4 Цар 18. 14-17; 19. 8); отсюда Синаххериб отправил войска для осады Иерусалима (4 Цар 18. 17)). После распада ассир. державы городские стены Л. отстроили, но город так и не сумел достичь прежнего расцвета.
Л. наряду с Азекой (Иер 34. 7) оставался последним городом, сопротивлявшимся вавилонской армии, осадившей Иерусалим, но в итоге оба города были разрушены Навуходоносором II (588-586 гг. до Р. Х.), а жители Л. угнаны в Вавилонское царство. После возвращения иудеев из Вавилонии Л. снова был заселен (Неем 11. 30), его стены с воротами отстроены, восстановлены ров и система водоснабжения; на месте дворца-цитадели был воздвигнут дворец персид. наместника (ок. 450 г. до Р. Х.).
Л. хорошо известен также по внебиблейским источникам. Он упомянут в Амарнских письмах XIV в. до Р. Х. (ЕА, N 328, 329, 330-332; послание Ябни-илу и Зимриды, правителей Л., к фараону с заверением в преданности; донос на Зимриду с обвинением его в переходе на сторону племен хапиру; сообщение правителя Иерусалима фараону, что жители Л., Гезера и Аскалона снабжают хапиру продовольствием).
Еще в XIX в. на рельефах Ниневии (Куюнджик) было найдено изображение сцен осады Л. ассир. армией. Открытием стало обнаружение т. н. «Лахишских писем» - серии остраконов с черновиками или копиями переписки между осажденными городами Израиля.
Телль-эд-Дувайр (идентифицирован как Л. в 1929 У. Олбрайтом) расположен в 40 км к юго-западу от Иерусалима, в предгорьях Шефелы, вблизи главной дороги от приморской равнины к холмам Хеврона. Площадь основания телля ок. 37 кв. км; почти прямоугольная вершина - более 22 кв. км. Холм обеспечивался водой из колодцев (один из них, в сев.-вост. углу города, был изучен) и был неприступным со всех сторон, кроме юго-зап. угла, где находились мощные ворота.
Раскопки Тель-Лахиша (Дж. Л. Старки, О. Тафнелл, Дж. Л. Хардинг, 1932-1938; Й. Ахарони, 1966-1968; Д. Усишкин, 1973-1981) стали ключевыми для археологии Сиро-Палестинского региона III-I тыс. до Р. Х. После гибели Старки (1938) работу над отчетом продолжила Тафнелл, опубликовавшая его в 1958 г. Особенно важны для изучения Л. раскопки Усишкина, сочетавшего горизонтальные расчистки для изучения архитектурных сооружений с вертикальными стратиграфическими разрезами, уделявшего особое внимание смене форм керамики, сохранившего значительные части слоев для буд. контрольных раскопок и введшего ряд технических новинок (экранирующие тенты над раскопами, выкладка краев раскопок мешками с песком и др.), которые широко применяются в археологии Ближ. Востока. На телле выделены 7 уровней обживания и слои 5 пожаров, уничтоживших город: ок. 1200, ок. 1130, ок. 925, в 701 и 588/6 гг. до Р. Х.
В 2013 г. в Л. начала работу 4-я экспедиция под рук. Й. Гарфинкеля, М. Хазеля и М. Клингбайля.
Поселения вблизи Л. относятся к эпохе керамического неолита (5500-4500 гг. до Р. Х.) и энеолита (4500-3300 гг. до Р. Х.). С периода раннего бронзового века (3300-3000 гг. до Р. Х.) жизнь на месте буд. телля уже существовала, а в III тыс. до Р. Х. здесь вырос крупный город. При раскопках обнаружен некрополь и мощные земляные укрепления с валом и со рвом периода средней бронзы (ок. 1700 г. до Р. Х.) и следы укрепленного ханаанского храма, а в склепах - захоронения, содержавшие изящные керамические изделия, оружие, украшения и амулеты (среди находок - бронзовое лезвие кинжала XVII в. до Р. Х. с 4 древнеханаанскими буквами).
В XV-XIII вв. до Р. Х. город испытал влияние материальной культуры Египта. В слоях этого времени наряду с местной керамикой появляются предметы импорта из Микен и с Кипра, егип. амулеты периода правления фараонов Тутмоса III и Аменхотепа III, статуэтки и украшения из слоновой кости.
Расцвет Л. пришелся на XIII-XII вв. до Р. Х. (эпоха Ханаана, уровень VII); был изучен храм этого периода, построенный в сев.-зап. углу холма вне города. После короткого перерыва, вызванного разрушением, город восстановили. Новый уровень (VI) относят к концу эпохи Ханаана, когда Л. находился под контролем Египта: на вершине холма был построен еще один храм, в егип. стиле, и городские ворота, где найден картуш фараона Рамзеса III (1182-1151 или 1190-1159 гг. до Р. Х.). Л. уровня VI погиб под натиском эгейских народов (в т. ч. филистимлян) не ранее 1130 г. до Р. Х. (наиболее поздняя предлагаемая дата: 1175-1160 гг. до Р. Х.), после чего Тель-Лахиш оставался незаселенным приблизительно 200 лет.
В X в., в эпоху Единого царства, Л. был вновь заселен - вероятно, израильтянами. Этот уровень (V) мало изучен, но следующий (IV), связанный с эпохой царей Асы (911-870 или 908-867) или Иосафата (870/69-849/8), предстает уже как типичный царский город Иудеи - с 2 мощными стенами (одна в середине склона, на каменном основании, сырцовая) и гласисом между ними, массивными воротами из 6 камер и большим дворцом-цитаделью на высокой платформе в центре холма.
В правление иудейского царя Езекии (ок. 729/15-687 гг. до Р. Х., уровень III) население Л. увеличилось, а дворец, стены и ворота города расширяются. В пластах изучены остатки городских ворот, относящихся к самым крупным (24,5´ 25 м) для своего времени; стены города казематного типа (ширина 6 м) и дворца-цитадели (VIII в. до Р. Х.) в центре, также самого крупного (76´ 36´ 12 м) из известных. Найден кувшин конца этого периода, на ручке выдавлено клеймо с именем Гдалия (видимо, Годолия, сын Ахикама). В этом уровне собрано много ручек сосудов со штампом «ламелех» («принадлежит царю»), с названием города (в Л. обычно «Хеврон») и изображением скарабея или солнечного диска с крыльями. Присоединение Езекии к антиассир. коалиции против царя Синаххериба (705/4-681) имело следствием разрушение Л. (701) наряду с 46 (по счету Синаххериба) др. городами.
Следы осады и штурма (осадные и защитные насыпи, ядра для пращей, пластины от панцирей, наконечники стрел и т. п.) археологически изучены и соответствуют изображениям на огромных (общая длина 26,85 м, сохранность ок. 18,85 м) рельефах со сценами штурма Л. и расправы над его населением, установленных в честь этой победы в зале дворца в Ниневии (открыты в 1847-1851; в наст. время в Британском музее). На рельефах представлены ассир. всадники, колесничие и пехота; в центре находится осажденный город; ассирийцы, несущие добычу и конвоирующие плененных иудеев; Синаххериб, взирающий на Л., сидя на троне, на фоне своего шатра, колесниц и лагеря. Штурм показан со множеством деталей: в центре, напротив ворот,- осадные машины, справа - главный осадный вал, на котором еще 6 машин. Огромная конструкция, возможно дворец-цитадель, видна поверх ворот; на стенах города - воины-иудеи.
Окончательно уничтожен Л. при вторжении вавилонского царя Навуходоносора в 90-80-х гг. VI в. до Р. Х. (ворота перестроили в 598 и 586). Интересный эпизод из истории вторжения отражают «Лахишские письма», найденные под слоем разрушения (уровень II) в одной из комнат ворот (1935, работы Старки). Это 18 остраконов с надписями чернилами (все - по-древнееврейски), отражающие обмен военной информацией между Хошаяху, командиром гарнизона в одном из городов между Иерусалимом и Л., и Яушем, руководившим из Л. войсками юго-зап. округа Иудеи. Хошаяху оправдывается, что разгласил содержание секретных писем из Иерусалима, обращаясь к Яушу с выражением покорности («раб твой [только] пес...» (ср.: 4 Цар 8. 13)). В документах сообщается о пророке, речи которого вредят войскам, и о том, что «военачальник Коньяху [Каббирьяху? Яхбирьяху?], сын Элнатана, отправился в Египет...». Возможно, это прор. Урия, сын Шемаии из Кириаф-Иарима (ср.: Иер 26. 20-23), бежавший в Египет, где он был настигнут, доставлен к царю Иоакиму и убит. Иногда в нем видят прор. Иеремию (ср.: Иер 34. 6-7). Драматически звучит послание Хошаяху к Яушу с сообщением, что в его городе ждут сигнальных огней из Л., т. к. Азеку уже не видно. «Лахишские письма» написаны развитым палеоевр. курсивом, язык по стилю близок к языку книг Царств и прор. Иеремии, но в нем встречаются слова, отсутствующие в др. источниках.
Кроме «Лахишских писем» богатый эпиграфический материал уровня II представляют: др. остраконы; граффити на сосудах (определяют тип вина и год правления: «в четвертом», «в девятом»); подвесные печати; гирьки и др.
Последние слои Л. содержат материалы VI-I вв. до Р. Х.: вернувшись из вавилонского плена, иудеи (Неем 11. 30) застроили платформу разрушенного дворца-цитадели жилыми домами, но в персидскую и эллинистическую эпохи Л. постепенно пришел в упадок.