Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КУПЕЛЬ
39, С. 359-363 опубликовано: 2 марта 2020г.


КУПЕЛЬ

Сцена крещения. Рельеф алтаря в Сант-Амброджо в Милане. IX в. Мастер Вольвиний
Сцена крещения. Рельеф алтаря в Сант-Амброджо в Милане. IX в. Мастер Вольвиний

Сцена крещения. Рельеф алтаря в Сант-Амброджо в Милане. IX в. Мастер Вольвиний
Бассейн или большой сосуд, наполненный водой, который используется для совершения христ. таинства Крещения. К. подразделяются на 2 типа - стационарные (писцины) и передвижные (переносные).

Использование К. наряду с естественными источниками воды засвидетельствовано в раннехрист. текстах (Didache. 7. 1-3; Iust. Martyr. I Apol. 61. 3; Tertull. De bapt. 4. 3; Trad. Ap. 21. 2; Acta Thomae. 26). Прототипами первых христ. К. могли служить как иудейские миквы для регулярных очистительных обрядов по Закону Моисееву, так и греко-рим. бассейны для бытовых или религ. целей, бассейны для сбора воды (impluvia), частные или общественные бани.

Стационарные К.

Археологические свидетельства о К. III-VII вв. многочисленны и весьма разнообразны: К. отличаются как по форме, глубине, техническому устройству, так и по декору (см. каталоги: Khatchatrian. 1962; Ristow. 1998). Чаще всего они являются частью комплекса баптистерия, могут быть вырублены в скальной породе или выкопаны и выложены мрамором и т. п. У одних К. стенки приподняты над уровнем пола, чтобы вода не выплескивалась при погружении, другие просто вырезаны в полу.

Купель в баптистерии собора Св. Софии в Стамбуле. IV в.
Купель в баптистерии собора Св. Софии в Стамбуле. IV в.

Купель в баптистерии собора Св. Софии в Стамбуле. IV в.

Форма К. отражала богословское содержание таинства: круглые или имеющие форму жен. утробы (как, напр., К. в ц. св. Виталия в Суфетуле (ныне Сбейтла, Тунис); см. также: Bedard W. M. The Font as Womb or Mother // Idem. The Symbolism of the Baptismal Font in Early Christian Thought. Wash., 1951. P. 17-36) должны были указывать на Крещение как новое рождение; 8-угольные являлись символами совершенства, вечности и эсхатологического 8-го дня, указывая на новое творение во Христе или Воскресение Христово; писцины в форме креста или 6-угольной формы были символом соумирания со Христом и Страстной пятницы (6-го дня) (см.: Jensen R. M. Baptismal Imagery in Early Christianity: Ritual, Visual, and Theological Dimensions. Grand Rapids (Mich.), 2012).

Самая древняя христ. стационарная К. сохранилась в Дура-Европос (III в.). Ее длина 1,6 м, ширина 1 м, глубина меньше 1 м. Одна из самых больших писцин древней Церкви находится в баптистерии при ц. Санта-Мария-Маджоре в Ночера-Супериоре (близ Салерно, обл. Кампания) (VI в.): ее диаметр почти 7 м (внешняя форма 8-угольная, внутри круглая), глубина 1,30 м (при этом высота внешних краев выше поверхности пола на 70 см). Одна из самых маленьких позднеантичных К. (диаметр 50 см, глубина 50 см) обнаружена в базилике в Белалис-Майор (Хеншир-эль-Фавар, Тунис). Относительно глубокие К. часто оснащены ступенями для спуска и подъема (напр., К. крестообразной формы в Булла-Регия (близ Джендубы, Тунис) (V-VI вв.) глубиной 1,4 м имеет 5 ступеней). Вероятно, в К. больших размеров совершалось крещение одновременно неск. человек (как, напр., в К. собора Св. Софии К-польской, сделанной из цельного куска мрамора и имеющей размеры: 3,32 м в длину, 2,52 м в ширину, 1,16 м в глубину (в наст. время - в бывш. церковном дворе собора).

Поскольку глубина большинства К. IV-V вв., т. е. в период, когда крестили преимущественно взрослых, не превышает 1 м (обычно меньше), совр. исследователи полагают, что само крещение совершалось без полного погружения: крещаемый лишь приседал или вставал на колени в воде, а на него сверху возливали воду (сохр. несколько образцов кувшинов, которые использовались для возлияния воды на голову; в основном они происходят из Италии и датируются каролингским временем, но воспроизводят более раннюю традицию, см.: Schulze-Dörrlamm M. Taufkannen der Karolingerzeit // JRGZM. 2006. Bd. 53. N 2. S. 605-629). Для древней Церкви большое значение имела идея крещения в «живой», т. е. проточной воде, поэтому некоторые К. были оборудованы не только системами подачи и слива воды, но и устройствами для подачи воды сверху (напр., в ц. св. Стефана в Медиолане (ныне Милан) при еп. Евсторгии (343-350) - Ennod. Tic. Carm. 2. 149 // MGH. AA. T. 7. P. 271; Jensen. 2010. P. 194-195).

Выдвигались гипотезы, что писцины небольших размеров предназначались для крещения детей (Schneider. 2011). Возможно, отдельные небольшие писцины, обнаруживаемые рядом с большими К., наполнялись не водой, а елеем, которым полагалось натирать крещаемого перед погружением в воду (см. в ст. Крещение). Согласно другой гипотезе, в небольших писцинах совершался обряд умовения ног, в некоторых традициях являвшийся составной частью чина крещения.

Известны богато украшенные К. Напр., сохранилось детальное описание К. Латеранского баптистерия в Риме, сделанной из порфира и украшенной серебром; в центре К. находилась колонна с лампадой из золота, а по краям - изваяние Агнца из золота и серебряные фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи высотой ок. 1,5 м каждая, а также скульптуры 7 серебряных оленей, из к-рых текла вода, поступавшая в баптистерий из акведука Клавдия (LP. Vol. 1. P. 174).

Над стационарными К. часто строили киворий, к-рый мог иметь завесы, скрывавшие тех, кто принимали крещение обнаженными. Для удобства совершения чина К. могли быть оборудованы особыми платформами или специальными местами для священнослужителей. В некоторых регионах строительство фундаментальных писцин продолжалось и в средние века, несмотря на распространение практики крещения младенцев (напр., 8-угольная лангобардская К. с киворием из мрамора и белого известняка, выполненная по заказу Аквилейского патриарха Каллиста в 737 (дорабатывалась при его преемниках, а затем в 1463), в настоящее время находится в Музее диоцеза и сокровищницы собора в Чивидале-дель-Фриули; мраморная 8-угольная К. с платформой для епископа в Веронском соборе, созданная ок. 1122-1135; похожая на нее К. была построена в Пизе в 1246). Подробнее о стационарных К. см. в ст. Писцина.

Передвижные К.

В эпоху древней Церкви наряду с писцинами использовались и передвижные каменные К. Для Сиро-Палестинского региона характерны К. кубической формы (К. из горного р-на Эз-Завия IV-V вв. (Fourdrin J.-P. Baptistères paléochrétiens du ebel Z wiye // Cah. Arch. 1996. Т. 44. P. 5-12); предполагаемая передвижная К. из Бамукки VI-VII вв. (Khatchatrian. 1962. P. 67); К. VI в. из северосир. деревень Бабутта и Киркбизе (Dufay B. Les baptistères paléochrétiens ruraux de Syrie du Nord // Byzantina Sorboniensia. 1998. T. 7: Géographie historique du Monde Méditerranéen / Ed. H. Ahrweiler. P. 67-77)). Вероятно, к этому же типу относится визант. К., обнаруженная при раскопках в бывш. имении кнг. А. Д. Гагариной Кучук-Ламбат (с. Кипарисное, Крым) (в настоящее время хранится в Симферопольском краеведческом музее). Подобные, но более прямоугольной формы К., украшенные резьбой и рельефами, встречаются в Армении и Грузии (см.: Iamanidzé N. Les installations liturgiques sculptées dans les églises de Géorgie (VIe-XIIIe siècles). Turnhout, 2010).

Однако во мн. случаях трудно однозначно установить, использовался ли артефакт для совершения таинства Крещения или лишь для хранения освященной воды (фиалы, водосвятные чаши и т. п.).

В раннее средневековье распространяются передвижные, но чаще вмонтированные в пол каменные К. разнообразной формы, довольно грубо обработанные, с минимальным орнаментом (К., 8-угольная снаружи и крестообразная внутри, датируемая VI в., в базилике Рождества Христова в Вифлееме, к-рая изначально находилась над цистерной в алтарной части, но при крестоносцах была передвинута в юж. угол нефа; К. VII в. из базилики в Сон-Боу на о-ве Менорка, из раннехристианского комплекса в Мариане на о-ве Корсика; вестгот. К. 699 г. из ц. Сан-Хуан-Баутиста в Баньос-де-Серрато; меровингская К. в капелле Сен-Фридолен близ Шакнека (коммуна Азельбур, Лотарингия, Франция); К., вероятно IX в., возле ц. Сен-Марк-Сент-Агат в Сен-Марк-а-Лубо (деп. Крёз, Франция); К. VI-VIII вв. в ц. св. Стефана в Олд-Радноре (графство Поуис, Уэльс)).

Известны случаи использования изделий, изначально не предназначавшихся для совершения христианского таинства (напр., галло-рим. мраморная ванна в соборе Сен-Морис в Анже, которая была привезена из Прованса и использовалась как К. до кон. XVII в.; похожая ванна из порфира, датируемая IV в., находится в мецском соборе св. Стефана; т. н. К. Хлодвига, подаренная кор. Дагобертом I аббатству Сен-Дени, ныне хранится в Лувре; барабан колонны языческого храма Минервы в приходской ц. Сен-Морис в Барру; саркофаг IV в. в соборе (ныне ц.) Сен-Трофим в Арле; к поздним примерам относится рим. языческий алтарь Юпитера Высочайшего, обнаруженный в 1827 во дворе ц. Сент-Джайлс в Чоллертоне (графство Нортамберленд) и переделанный в К.; подобные случаи известны и в правосл. мире: в ц. Св. Софии в Аркасе на о-ве Карпатос в качестве К. используется древнегреч. сосуд с изображением 9 муз).

На Западе

Дальнейшая эволюция К. на Западе связана, с одной стороны, с тем, что таинство Крещения стали совершать регулярно не только в крупных епископских центрах, но и в приходских церквах, в которых не было монументальных баптистериев. С другой стороны, распространение христианства в странах с холодным климатом привело к появлению К. небольших размеров, которые проще наполнять водой (в т. ч. подогретой при необходимости крещения грудных младенцев). В наставлениях для приходских священников указывалось, что в каждой церкви должна быть каменная К., а если такой нет, то любой подходящий сосуд (vas), который не будет использоваться для иных нужд, кроме совершения крещения (Amiet R. Une «Admonitio synodalis» de l'époche carolingienne // Mediaeval Studies. Toronto, 1964. Vol. 26. P. 57).

Чаще всего альтернативой каменным К. служили деревянные бочки, которые от столь ранней эпохи не сохранились, но встречаются на миниатюрах (напр., Monac. Clm. 22053. Fol. 16, нач. IX в.); известны также каменные К., внешне имитирующие деревянные (напр., мраморная К. IX-XI вв., сделанная из основания колонны, в соборе Сен-Жан-Батист в Перпиньяне).

С XI в. в декоре каменных К. проявляются черты романского стиля. К. украшают растительным или геометрическим орнаментом, изображениями арок и колонн (напр., К.в ц. Сен-Дени в Оданк-ан-Бре (деп. Уаза, Франция), кубической формы, каждый угол к-рой украшен 3 резными колоннами), человеческой головы или лица, как, напр., на капителях колонн, обрамляющих К. в приходской ц. Сен-При в Пюи-ла-Валле (деп. Уаза, Франция)).

Купель, в которой крестили В. А. Моцарта, в соборе святых Руперта и Виргилия в Зальцбурге
Купель, в которой крестили В. А. Моцарта, в соборе святых Руперта и Виргилия в Зальцбурге

Купель, в которой крестили В. А. Моцарта, в соборе святых Руперта и Виргилия в Зальцбурге

В XII в. складываются локальные школы, которые тесно связаны с регионами добычи и обработки того или иного материала для К. (напр., черный или голубовато-серый известняк («мрамор») из р-на Турне (Бельгия), бронза из региона р. Маас, свинец из Англии). К. цилиндрической формы начинают вытеснять кубические, появляются чашеобразные К. (напр., К. в ц. св. Кассиана в Чаддесли-Корбетт (графство Вустершир, Англия), датируемая 1160-1170, украшена характерными для Юж. Франции рельефами драконов (змей), которые опутывают чашу с внешней стороны, символизируя первородный грех). Наряду со ступообразными К. на простом основании (напр., сплошь покрытая искусным рельефом К. в ц. св. Бонифация во Фреккенхорсте (близ Варендорфа), созданная в 1129) появляются К. на невысокой цилиндрической опоре (К. ц. Сен-Мартен в Карли (деп. Па-де-Кале) и ц. Сен-Мартен в Жанте (деп. Эна)), иногда фланкированные 4 колоннами меньшего размера (К. в соборе Нотр-Дам в Лане; К. ц. Сен-Мартен в Дане (деп. Па-де-Кале); К. из приходской ц. Сент-Петрок в Бодмине (графство Корнуолл, Англия), капители колонн к-рой украшены ликами ангелов). Встречаются также К. на неск. ножках без центральной опоры (круглая К. на 4 небольших ножках в ц. св. Мартина в Зельвиллере (деп. Н. Рейн), датируемая 1140; К. ц. Сент-Этьен в Альтийаке (деп. Коррез) имеет зооморфные ножки). Романские К. часто украшены выступающими с неск. сторон человеческими «личинами», символизирующими райские реки или 4 ветра, стороны света и т. д. (напр., К. ц. Сен-Ва в Шеране (деп. Нор) и ц. Сен-Жан-Батист в Мартиньи).

Наряду с известняком и мрамором для изготовления К. в XII-XIII вв. начинают использовать гранит (К. из приходской ц. св. Лаврентия в Мункбрарупе (земля Шлезвиг-Гольштейн), ок. 1200; К. ц. Сен-Парду в Бюжа (деп. Коррез)), бронзу (К. из коллегиальной ц. св. Варфоломея в Льеже, шедевр маасской школы), свинец (эти К. часто ставились на каменном постаменте; напр., К. ц. Девы Марии во Фрамптон-он-Северн, ок. 1150-1175; К. ц. св. Августина в Брукленде, ок. 1200; К. ц. Сент-Эвру в Сент-Эвру-де-Монфор (деп. Орн), сама К. датируется XII в., а ее каменный постамент - XIII в.). В сканд. странах появляются деревянные К., имитирующие каменные (К. из Альнё (Швеция), нач. XIII в.).

В XIV в. К. уменьшаются в размерах (высота К. не превышает уровня груди священника, чтобы было удобно держать над ней крещаемого младенца). Формы К. становятся более утонченными, овальными или миндалевидными (К. ц. Сен-Жерве в Куртёе (деп. Уаза), К. ц. Сен-Жан-Батист в Монтепилуа (деп. Уаза)). На К. появляются специальные подставки для литургических книг, свечей, соли, к-рая используется в католич. чине крещения.

С распространением практики обливательного крещения внутри К. появляются разделители или изготовляются К. с 2 отделениями; отделение меньшего размера предназначается для освященной воды, которая возливается на голову младенца (напр., К. в соборе Сен-Тюгдюаль в Трегье (деп. Кот-д‘Армор, Бретань); К. ц. Сен-Ва в Нуэнтеле (деп. Валь-д'Уаз)).

В XIV-XV вв. К. постепенно приобретают полное внешнее сходство с евхаристической Чашей (но большого размера) (напр., готическая К., выполненная в 1475 г. по заказу кюре П. Хока для капеллы св. Михаила в замке Оберхоф (совр. коммуна Саверн, деп. Н. Рейн), ее высота 1,1 м, диаметр 0,96 м).

Поскольку в XIII в. ряд поместных Соборов принял постановления, предписывающие защищать освященную воду от попадания в нее нечистот и от использования ее в магических или суеверных целях, все К. стали закрываться крышками (дубовыми или каменными) с замками, а в XIV-XV вв. над ними стали сооружаться «короны» или особые кивории из бронзы, а также других материалов, выполненные в готическом стиле, со стрельчатыми арками и т. д. (киворий, 1330-1340, в ц. Девы Марии в Лутоне (графство Бедфордшир); «корона» Дидериха (Теодорика) Мольнера из Эрфурта для ц. св. Екатерины в Бранденбурге, 1440; баптистерий в Ульмском соборе, 1470; дубовый киворий ц. св. Ботольфа в Транче (графство Норфолк), ок. 1500).

В тридентскую эпоху основные предписания относительно К. были сформулированы в «Инструкциях» католич. св. кард. Карло Борромео (см.: Voelker E. C. Charles Borromeo's «Instructiones fabricae et supellectilis ecclesiasticae», 1577: A transl. with comment. and analysis: Diss. Ann Arbor, 1977), в «Римском Ритуале» (1614) и в постановлениях Беневентского провинциального синода 1693 г., к-рый возглавлял буд. папа Бенедикт XIII (Acta et decreta sacrorum conciliorum recentiorum: Collectio Lacensis. Friburgi Brisgoviae, 1870. T. 1. Col. 69-70). К. должна находиться в отдельном здании (баптистерии) или внутри храма, ближе ко входу, в нартексе или в боковых капеллах (лучше, если место, где стоит К., будет ниже уровня пола основной части храма). К. могут быть 2 типов - для крещения с полным погружением и для крещения через обливание (меньшего размера, состоящие из 2 частей). Для возлияния воды на голову в эпоху барокко широко использовались сосуды в форме раковины; также возродилась традиция дополнять большие К. статуями (прежде всего Иоанна Предтечи и Спасителя).

Из-за распространения практики обливательного крещения в некоторых регионах (особенно там, где было сильное влияние лютеранства) К. эволюционируют, превращаясь по сути в плоские блюда на подставках. Такое радикальное уменьшение размеров К. позволило использовать более дорогие материалы при их изготовлении (напр., серебряная К. из сокровищницы саксон. династии Веттинов, созданная в 1613 Д. Келлерталером (в 1947 она была обнаружена вместе с др. драгоценностями в Райхенбергской ц. (близ Дрездена, Саксония) и в наст. время хранится в запасниках Гос. Эрмитажа в С.-Петербурге)).

После II Ватиканского Собора и восстановления катехумената для взрослых в католич. Церкви стали появляться К., углубленные в пол; они были предназначены для крещения взрослых через погружение (напр., большая крестообразная К. со ступенями для спуска и подъема, располагающаяся в нефе перед алтарем ц. св. Карло Борромео в Лондоне). Передвижные К. для обливательного крещения при господстве минимализма во внешнем оформлении (преимущественно используются изображения раннехрист. символов креста, рыбы и т. п.) стали делать из совр. материалов, иногда необычной формы, или разборными для удобства хранения. Часто встречаются комбинированные К., сочетающие в одном комплексе небольшую блюдообразную К. на опоре для крещения младенцев и писцину для погружения взрослых.

На Востоке

Купель, в которой крестили М. В. Ломоносова (Музей М. В. Ломоносова в с. Ломоносове Архангельской обл.)
Купель, в которой крестили М. В. Ломоносова (Музей М. В. Ломоносова в с. Ломоносове Архангельской обл.)

Купель, в которой крестили М. В. Ломоносова (Музей М. В. Ломоносова в с. Ломоносове Архангельской обл.)
Византийские передвижные К. известны в основном по изображениям в рукописях, на иконах и мозаиках. Напр., в рукописи с Гомилиями свт. Григория Богослова на одной из миниатюр представлены неск. вариантов К.: в виде креста, цилиндрической и кубической форм, все на постаментах, при этом совершающий крещение епископ стоит на небольшом возвышении рядом (Paris. gr. 510. Fol. 426v (ср.: Ibid. Fol. 87v), IX в.). На афинской агоре была обнаружена мраморная круглая (чашеобразная) К. из ц. св. Апостолов (в наст. время хранится в Византийском музее Афин), датированная кон. X - нач. XI в. (Frantz A. The Church of the Holy Apostles. Princeton (N. J.), 1971. P. 17. Pl. 13d; такая же К. обнаружена при раскопках в 5-апсидном храме в Херсонесе). К этой же эпохе относится фрагмент византийской чашеобразной К. из мон-ря Осиос Лукас в Беотии, сделанной из красного мрамора и украшенной декором в виде 2 львиных масок (опора К. декорирована 4 львиными лапами) (Schultz R. W., Barnsley S. H. The Monastery of S. Luke of Stiris, in Phocis. L., 1901. P. 33. Fig. 22).

В наст. время для греч. правосл. Церкви характерно использование металлических К., по внешнему виду напоминающих потир. Их принято украшать цветами и лентами. Также используются мраморные К. цилиндрической или чашеобразной формы. Иногда они располагаются под киворием в церковном дворе. Св. равноап. Косма Этолийский особо призывал сограждан жертвовать средства на приобретение К. для храмов, в результате чего было за короткий период куплено более 4 тыс. К. В нек-рых храмах имеются баптистерии с К. для крещения взрослых, подражающие раннехрист. образцам. Взрослых крестят и в естественных источниках воды (в т. ч. в море).

В Русской Православной Церкви были в ходу К. деревянные (Словарь рус. яз. XI-XVII вв. М., 1981. Вып. 8. С. 125). В Новое время К. превратились в объект промышленного производства, утратив художественную ценность. В синодальный период для изготовления К. использовались олово, медь или бронза, в наст. время распространены К. из алюминия. Обычно они имеют форму чаши на одной опоре с крышкой, увенчанной крестом. В связи с тем что после 1991 г. в России увеличилось количество взрослых, желающих принять крещение, в некоторых церквах стали строить большие К. или бассейны для полного погружения (иногда в отдельных крестильных храмах).

Лит.: Paciaudi P. M. De sacris christianorum balneis. R., 1758; Simpson F. A Series of Ancient Baptismal Fonts: Chronologically Arranged. L., 1828; Paley F. A. Illustrations of baptismal Fonts. L., 1844; Hingston F. C. Specimens of Ancient Cornish Crosses, Fonts, etc. L., 1850; Corblet J. Histoire dogmatique, liturgique et archéologique du sacrement de Baptême. P.; Brux.; Gen., 1882. Vol. 2. P. 94-159; Saintenoy P. Prolégomènes à l'étude de la filiation des formes des fonts baptismaux... jusqu'au 16e siècle. Brux., 1892; Sauermann E. Die mittelalterlichen Taufsteine der Provinz Schleswig-Holstein. Flensburg, 1904; Bond F. Fonts and Font Covers. L.; Toronto, 1908; Eden C. H. Black Tournai Fonts in England, the Group of Seven Late Norman Fonts from Belgium. L., 1909; Wall J. Ch. Porches and Fonts. L., 1912; Pudełko G. Romanische Taufsteine. B., 1932; Bedard W. M. The Symbolism of the Baptismal Font in Early Christian Thought. Wash., 1951; Zarnecki G. English Romanesque Lead Sculpture: Lead Fonts of the 12th Cent. L., 1957; Davies J. G. The Architectural Setting of Baptism. L., 1962; Khatchatrian A. Les baptistères paléochrétiens: (Plans, not. et bibliogr.). P., 1962; Färber E. Der Ort der Taufspendung // AfLW. 1971. Bd. 13. S. 36-112; idem. Der Ort der Taufspendung in nichtkatholischen Kirchen // Ibid. 1972. Bd. 14. S. 56-70; Nordström F. Mediaeval Baptismal Fonts: An Iconographical Study. Stockh., 1984; Kuehn R. A Place for Baptism. Chicago, 1992; Christiner R. Mittelalterliche Taufbecken in Österreich: Eine formalgeschichtliche und ikonographische Untersuchung. Graz, 1993. Bd. 1: Text und Katalog; Bd. 2: Abbildungen; Stauffer S. A. On Baptismal Fonts: Ancient and Modern. Nottingham, 1994; Bassan E. Fonte battesimale // Enciclopedia dell' Arte Medievale. R., 1995. Vol. 6. P. 282-293 [Библиогр.]; Ristow S. Frühchristliche Baptisterien. Münster, 1998; Habermehl P. Barocke Taufsteine in der Vorderpfalz: Künstler und Handwerker in der ersten Hälfte des 18. Jh. Speyer, 1999; Drake C. S. The Romanesque Fonts of Northern Europe and Scandinavia. Woodbridge; Rochester (N. Y.), 2002; Ferguson E. Baptism in the Early Church: History, Theology, and Liturgy in the First Five Centuries. Grand Rapids; Camb., 2009; Jensen R. M. Living Water: Images, Symbols, and Settings of Early Christian Baptism. Leiden; Boston, 2010; Schneider H. Die Entwicklung der Taufbecken in der Spätantike // Ablution, Initiation, and Baptism: Late Antiquity, Early Judaism, and Early Christianity / Ed. D. Hellholm e. a. B.; Boston, 2011. Vol. 2. P. 1697-1719; The Visual Culture of Baptism in the Middle Ages: Essays on Medieval Fonts / Ed. H. M. Sonne de Torrens, M. A. Torrens. Burlington, 2013.
А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Священные сосуды и вещи, употребляемые при богослужении (см. также "Декоративно-прикладное искусство") Купель, бассейн или большой сосуд, наполненный водой, который используется для совершения христианского таинства Крещения Крещение, таинство христианской Церкви, в котором верующие становятся членами Церкви
См.также:
АЛАВАСТР в богослужении визант. обряда сосуд для хранения св. мира
АНАЛОЙ подставка для возложения богослужебных книг или икон
ВАТОПЕД во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон-рь на Афоне
ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией
ГОЛУБЬ ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ один из видов дарохранительницы
ГУБА ГРЕЦКАЯ в церковном обиходе литургический предмет, изготовляемый из губки - морского беспозвоночного, мягкий и пористый остов к-рого легко впитывает влагу