Офиц. свод канонического права Римско-католической Церкви, изданный папой Римским Григорием XIII в 1582 г. и действовавший до выхода Кодекса канонического права 1917 г. (см. ст. Codex iuris canonici). Термин «corpus» (лат.- «совокупность», букв.- «тело») часто применялся для обозначения различных правовых и канонических сводов, а сочетание «corpus iuris canonici» могло использоваться в названиях разных сводов канонического права (напр., один из комментаторов XII в. называл так Декрет Грациана (см. ст. Грациан)), однако после появления «римского издания» (editio Romana) 1582 г. под C. i. c. подразумевается именно совокупность конкретных канонических книг Римско-католической Церкви. В состав C. i. c. вошли важнейшие источники средневек. католич. канонического права, имевшие общецерковное значение и использовавшиеся в ун-тах и правовых школах при изучении канонического права: Декрет Грациана (1-я пол. XII в.), своды декретального права «Liber Extra» (1234; см. Декреталии Григория IX), «Liber Sextus» (1298), «Clementinae» (1317), «Extravagantes Joannis XXII» (1325 или 1327; см. в ст. Иоанн XXII), а также наиболее авторитетные комментарии этих сводов - ординарные глоссы (см. Glossa ordinaria). «Extravagantes communes» - последний по времени возникновения свод канонического права, вошедший в C. i. c., был составлен в нач. XVI в. франц. лиценциатом рим. и канонического права Ж. Шаппюи на основе 2 анонимных декретальных сборников XIV-XV вв., включавших в себя 74 декреталии 13 Римских пап.
В кон. XV - нач. XVI в. парижскими издателями У. Герингом и Б. Рембольтом была проведена ревизия текстов основных сводов и их публикация. В 1504 г. Шаппюи и В. де Теб, предпринявшие сверку и исправление текстов, впервые объединили эти своды в рамках 3-томного издания под названием «Corpus iuris canonici glossatum». С данным изданием работала специальная комиссия кардиналов, канонистов и теологов (Correctores Romani), созданная в 1566 г. по решению Тридентского Собора папой Римским Пием V для ревизии сводов канонического права и составления офиц. свода общецерковного законодательства. Тексты сводов в издании Шаппюи были сверены с древними рукописями, в нек-рые каноны внесены изменения и примечания, отражавшие решения Тридентского Собора. 1 июля 1580 г. буллой «Cum pro munere» папа Римский Григорий XIII одобрил подготовленную комиссией новую редакцию Декрета Грациана и сводов декретального права, которые в совокупности были названы «iuris canonici corpus», и 2 июня 1582 г. буллой «Emendationem» распорядился издать их в 3 томах (1-й т.- Декрет Грациана, 2-й т.- «Liber Extra», 3-й т.- «Liber Sextus», «Clementinae», «Extravagantes Joannis XXII», «Extravagantes communes»). «Римское издание» стало офиц. вариантом общецерковных сводов канонического права и их ординарных глосс (Декрет Грациана был снабжен глоссой Иоанна Тевтона и Бартоломео Брешианского; «Liber Extra», «Liber Sextus» и «Clementinae» - глоссами Иоанна Андреа с добавлением глосс кард. Ф. Забареллы для «Clementinae», «Extravagantes Joannis XXII» - глоссой Ж. де Кассаня, «Extravagantes communes» - глоссой Ж. Лемуана, Г. де Монлозёна, Дж. Ф. Павини и Ж. Фонтаня). В 1586 г. во Франкфурте-на-Майне «римское издание» вышло под названием «Corpus universi iuris canonici». Итал. канонист Дж. П. Ланчелотти подготовил полный свод книг «римского издания» и опубликовал его в 1591 г. в Лионе под названием «Corpus iuris canonici».
C. i. c. не был единственным источником канонического права католич. Церкви, при его подготовке не проводилась систематизация канонических норм, что затрудняло практическое его употребление. Кроме того, в вошедших в C. i. c. канонических сводах не были представлены акты вселенских Соборов Римско-католической Церкви после Вьеннского Собора (1311-1312). Уже на этапе подготовки «римского издания» C. i. c. папа Григорий XIII предлагал составить отдельный свод декретального права, в к-рый намеревался включить не вошедшие в C. i. c. декреталии Римских пап, имевшие универсальный характер. В 1587 г. папа Римский Сикст V создал комиссию канонистов во главе с кард. Доменико Пинелли. В 1598 г. Пинелли выпустил в качестве 7-й книги C. i. c. новый свод канонического права, в к-рый вошли отдельные декреталии, изданные со времени правления папы Римского Григория IX (1227-1241) до понтификата Климента VIII (1592-1605), акты Ферраро-Флорентийского, V Латеранского и Тридентского Соборов, однако папа Римский Климент VIII отказался официально одобрить этот свод. Др. попытки дополнить C. i. c. сводами не вошедших в него папских и соборных канонических норм, напр. «Седьмой книгой декреталий» франц. канониста П. Матьё, также не были одобрены Папским престолом. Основными источниками канонического права вплоть до издания Кодекса канонического права 1917 г. являлись текущие документы папского законодательства - буллы Римских пап, документы конгрегаций Римской курии и трибуналов Римско-католической Церкви, а также канонические декреты Тридентского Собора.
В XVIII-XIX вв. были подготовлены критические издания C. i. c., в т. ч. с указанием разночтений в рукописях,- издание Ю. Х. Бёмера (Магдебург, 1747) и Э. Л. Рихтера (Лейпциг, 1833-1839); до наст. времени лучшим считается издание нем. историка Э. А. Фридберга (Лейпциг, 1879-1881).