Находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского. Предшественником К. м. считается Короцкий в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-рь, основанный между 1629 и 1644 гг. в Короцком приходе при деревянной Покровской ц. Известна жалованная грамота обители царя Михаила Феодоровича 1645 г. После 1650 г. в мон-ре была сооружена ц. свт. Николая Чудотворца - 3-частный храм клетского типа, перекрытый высокими скатными кровлями и увенчанный луковичной главкой. 6 мая 1654 г. обитель была приписана к Валдайскому Святоозерскому в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рю, а после 1718 г. обращена в приход.
В 1825 г. на средства Т. Р. Стоговой, помещицы из дер. Глебово, рядом со старой Покровской ц. началось строительство каменного 3-престольного храма, освященного в 1836 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы, с приделами во имя прп. Феодора Трихины и свт. Николая (в 1914 переосвящен во имя свт. Тихона Задонского). Его архитектура сочетает элементы классицизма (оформление угловых частей здания рустом, рамочные наличники) с чертами зодчества XVIII в. (восьмерик над основным объемом). Высота колокольни со шпилем достигала 50 м. В храме находились монастырские святыни - чудотворная икона Покрова Пресв. Богородицы и явленный образ вмч. Параскевы Пятницы.
В 1724 г. в Короцке родился и был крещен в деревянной Никольской ц. Тимофей, буд. свт. Тихон Задонский. Здесь он жил до 1738 г. Родственники святителя служили при короцкой церкви до пресечения рода по муж. линии в 1866 г. Кладбище с. Короцка, древнейшая часть к-рого находилась к востоку от Никольской ц., было известно как место их упокоения. Перед прославлением свт. Тихона в 1861 г. жители Короцка обозначили могилу его отца столбом с надписью: «На сем месте покоится родитель свт. Тихона». Поблизости находились и могилы его деда, короцкого причетника Кирилла, и его жены Гликерии. Впосл. из кирпичей выложили гробницу и поставили обелиск, увенчанный крестом. Здесь же помещалась икона свт. Тихона, на жестяной доске надпись: «Здесь погребены рабы Божии Савва и Домникия, родители свят. Тихона». В 1892 г. настоятельница Леушинского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря игум. Таисия посетила родное село свт. Тихона и написала об этом стихотворение. В 1892 г. на личные средства игумении Короцкого мон-ря Домники над захоронением родителей свт. Тихона была построена деревянная часовня в рус. стиле, увенчанная луковичной главкой. 16 июня 1893 г. ее освятил архиеп. Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев). Внутри находилась гробница, обитая под серебро, стены украшали изображения из жития святителя.
Основание и обустройство К. м. происходили при настоятельстве в короцком приходе священников Зимнёвых, происходивших из слободы Зимогорский Ям (с. Зимогорье). Свящ. Иоанн Зимнёв († после 1899) служил настоятелем Покровской ц. в с. Короцке с 22 марта 1860 г. При нем были организованы церковная б-ка и хор в дер. Глебово, открыты 6 приходских школ в окрестных деревнях. Зимой 1891 г. с. Короцко посетил представитель Училищного совета при Синоде В. И. Шемякин и предложил утвердить духовно-просветительское братство в память свт. Тихона и построить в селе 2-классную церковноприходскую школу. Усилиями Зимнёва школа была сооружена на месте, где стоял дом родителей святителя, освящена и открыта 1 сент. 1896 г. Преемником свящ. Иоанна стал его сын Михаил, 1 окт. 1899 г. рукоположенный в священный сан к Покровской ц. Как и отец, он заведовал Короцкой церковноприходской школой и преподавал Закон Божий. К 1900 г. при школе проживали 24 бедных ученика, во 2-м классе обучались 17 мальчиков, в первом - 49 мальчиков и 3 девочки. В день престольного праздника Покрова Пресв. Богородицы у стен храма проходил единственный в уезде торг лошадей (от 500 до 1 тыс. голов). В Глебове, сначала в усадебном доме Стоговых, а с 1909 г.- в часовне, находился особо чтимый образ свт. Николая Чудотворца.
Идея создания К. м. принадлежала Н. В. Елагину, действительному статскому советнику, духовному писателю. Во время присутствия 13 авг. 1861 г. в Задонске на торжествах прославления свт. Тихона и при посещении с. Короцка Елагин решил устроить на родине святителя общежительный мон-рь. В 1862 г., получив благословение митр. Новгородского и С.-Петербургского Исидора (Никольского), Елагин объявил в печати о сборе средств. Будучи состоятельным костромским помещиком, он и сам внес значительный вклад: 9 тыс. р. и ок. 87 га строевого леса. Пожертвования поступали на имя председателя созданного Строительного комитета настоятеля Валдайского мон-ря архим. Лаврентия (Макарова), много попечительствовавшего общине (Ковалевский. 1887. С. 43-44, 106).
Место для К. м. было выбрано в лесу, на правом берегу Короцкого оз., в километре от с. Короцко, у древнего могильника. По преданию, именно здесь, на юж. границе новой обители, располагался ранее Покровский мон-рь (Богословский. 1865. С. 80-81). При игум. Домнике в память о древнем монастыре на могильнике была поставлена деревянная часовня. По другому преданию, на этом месте старший брат святителя Ефим остановил свою мать, уводившую маленького Тимофея на воспитание к богатому зимогорскому ямщику, и уговорил ее оставить брата в семье и в духовном звании, обещая выучить его грамоте. Когда местные крестьяне отказались выделить общине земельный надел, 10 дес. 1739 кв. саж. земли были пожертвованы на устройство общины короцким причтом. С осени 1863 г. под рук. Елагина начались строительные работы.
22 авг. 1864 г. последовало Высочайшее повеление на учреждение Короцкой женской общины с училищем для девиц-сирот при ней и лечебницей для местных жителей. К осени 1864 г. был построен каменный 3-этажный корпус с домовой ц. во имя свт. Тихона и Владимирской иконы Божией Матери в его сев. части, освященной валдайским архим. Лаврентием 1 окт. 1865 г. К освящению митр. Исидор прислал в дар обители икону свт. Тихона со своей подписью и 2 комплекта богослужебных книг. Антиминс для этой временной церкви был священнодействован 20 авг. 1863 г. еп. Старорусским Герасимом (Добросердовым).
Первая настоятельница общины мон. Серафима, в 1865 г. переведенная из Зверина в честь Покрова Пресв. Богородицы монастыря, через 1 год и 8 месяцев вернулась в Зверин мон-рь, скончалась в саратовском Покровском жен. мон-ре. К 1865 г. в общине насчитывалось более 30 сестер, в основном вдов и сирот. В 1867-1871 гг., при управляющей рясофорной мон. Надежде (Кузминой), были завершены главные постройки обители. Она скончалась в рыбинском Софийском монастыре, приняв монашество с именем Назарета. В 1871-1879 гг., при 3-й начальнице, мон. Анатолии († 1891), было упорядочено церковное пение, устроены амосовские (духовые) печи в соборе, ферма и др. К 1871 г. пожертвованный капитал обители составил 88 547 р.
28 февр. 1881 г. (последним указом имп. Александра II перед гибелью) община была переименована в общежительный жен. мон-рь. Торжественное открытие состоялось 23 июня 1881 г. в присутствии новгородского губ. Э. В. Лерхе и Елагина. Божественную литургию совершил викарий Новгородской епархии еп. Старорусский Варсонофий (Охотин).
Начальница общины с 1879 г., рясофорная послушница В. Макарова, была пострижена с именем Вера и 23 июня 1881 г. возведена в игуменский сан. В 1883 г. игумению с 2 рясофорными послушницами приняли имп. Александр III и имп. Мария Феодоровна, к-рым сестры преподнесли 2 ковра, изготовленные в обители. 30 мая 1885 г. посетившему К. м. вел. кн. Владимиру Александровичу вручили образ свт. Тихона и вышитое полотенце. В 1885 и 1887 гг. в обитель приезжал еп. Старорусский Анастасий (Добрадин), в 1888 и 1889 гг.- еп. Старорусский сщмч. Владимир (Богоявленский). Игум. Вера оформила для обители владение земельными участками, пожертвованными благотворителями, устроила небольшое помещение для больницы, открыла приют для девочек-сирот. После кончины в 1892 г. она была погребена напротив алтаря Тихоновского храма. На монастырском кладбище похоронен и ее двоюродный брат ген. И. М. Макаров. Со 2 авг. 1892 г. К. м. возглавляла рясофорная послушница Н. П. Тихонова († 19 марта 1898), 13 авг. того же года валдайский архим. Леонид постриг ее в монахини с именем Домника, 10 февр. 1893 г. указом Синода она была утверждена в должности настоятельницы. 22 мая 1894 г. еп. Кирилловский Арсений (Иващенко) возвел мон. Домнику в сан игумении.
Проект общины на месте рождения свт. Тихона с 3-престольной церковью на 650 чел., трапезной на 150 чел., «с помещением жилья… а также приемных и рукодельных зал» был составлен архитектором Мин-ва гос. имуществ и юстиции акад. А. А. Редковским († 1887) не позднее 1863 г., утвержден в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и Высочайше одобрен (Отчет Имп. АХ c 1 сент. 1863 г. по 4 нояб. 1864 г. СПб., 1865. С. 66). Главное каменное здание мон-ря строилось в 1865-1871 гг., в середине корпуса соорудили каменный 2-престольный 5-главый соборный храм с вызолоченными крестами и главкой над алтарем. Главный престол собора был освящен 1 окт. 1871 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение совершил митр. Исидор в сослужении еп. Старорусского Феоктиста (Попова), валдайского архим. Лаврентия, архимандритов боровичского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Виталия и Юрьева новгородского мон-ря архим. Иоакима. Юж. престол был освящен во имя свт. Тихона 2 окт. того же года еп. Феоктистом.
Общая композиция и декоративное оформление здания представляет собой пример русского тоновского стиля и отчасти напоминает оформление главного здания (архит. Н. Е. Ефимов, 1849-1861) с.-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова мон-ря. В отделке присутствуют элементы русского стиля и классицизма. Собор по своему объему кубический (длина и ширина - 15,7 м, высота внутри - 15,4 м), был увенчан глухим луковичным пятиглавием c вызолоченными крестами, большая средняя глава на восьмерике поднималась над 4-скатной кровлей на высоту 34,1 м. Еще одна главка возвышалась над 3-частной, с пониженными боковыми объемами алтарной апсидой. С западной стороны к храму примыкала широкая, но более низкая квадратная в плане 3-ярусная трапезная. Над ней возвышалась колокольня (ок. 36 м) с одним ярусом звона и завершением в виде вытянутого шатра со слухами, увенчанного луковичной главкой. Вместе с крытой папертью общая длина здания составляла 32 м. Вход в собор оформлен треугольным фронтоном. Западный фасад разделен на 3 части плоскими лопатками, окна 2-го яруса полуциркульные. Боковые фасады были акцентированы большими 2-частными полуциркульными «флорентийскими» окнами. В зап. трапезной части собора боковые фасады фланкированы более низкими, чем храм, протяженными 3-этажными келейными корпусами в 9 осей, расположенными по линии «север-юг», высотой около 12 м, со 118 окнами. Этажи келий разделены горизонтальной профилированной тягой, по вертикали - лопатками, окна заключены в наличники с лучковыми и полуциркульными (в виде валиков) навершиями. Профилированный карниз келий и собора украшен декоративным поясом. Торцевые части келий в 5 осей были выделены декоративным кокошником по центральной оси. Большие филенки на них в верхних частях, как и на объеме собора, украшены своеобразным «зубчатым» поясом, напоминающим деревянные резные карнизы.
Из крытой паперти в храм вели 10 ступеней широкой каменной лестницы. К паперти был пристроен застекленный фонарь с образом Нерукотворного Спасителя наверху, в медальоне. Над фонарем, во фронтонах стены храма находилось изображение Св. Троицы, по сторонам - образы Божией Матери и свт. Тихона; на противоположной стороне алтаря в нише вне храма - икона Владимирской Божией Матери. Храм освещали 4 окна, каждое высотой 4,3 м; кроме того, в главном алтаре было 2 окна, а в боковом алтаре и в ризнице - по одному. В зап. части храма на хоры для певчих вела деревянная лестница.
Внутри храм был отделан в византийском стиле; на стенах и сводах - роспись с сюжетами из Свящ. истории и Жития свт. Тихона. Внутри паперти на стенах были изображения, иллюстрирующие евангельские сюжеты (с правой стороны - «Спаситель указывает ученикам на вдовицу, опускающую в церковную кружку две лепты», слева - притча о 10 девах (частично сохр.). В главном алтаре, в куполе, были изображены 9 чинов ангельских, осеняемые Св. Духом в виде голубя, по стенам, справа и слева,- причащение Спасителем апостолов. В 1893-1896 гг. в храме была обновлена вся стенная живопись, произведен большой ремонт колокольни и келий, собор покрасили в желтый цвет.
На горнем месте в большом резном дубовом киоте находился образ «Господь Славы на престоле», написанный в греч. стиле по золотому фону. Антиминс, освященный митр. Исидором, и большой медный вызолоченный ковчег, точная копия часовни Гроба Господня в Иерусалиме (по модели, хранившейся в Свящ. Синоде) (1870), находились на престоле главного алтаря. Средний алтарь храма полукруглый, разделен капитальными стенами с пролетами. Выше иконостаса, на стене, находилось изображение «Св. Троицы Новозаветной», на зап. стене - Богородицы в облаках, окруженной сонмом святых. С юж. стороны - придел свт. Тихона c изображением Распятия с предстоящими на горнем месте.
4-ярусный резной иконостас из дуба и орехового дерева был богато декорирован резьбой в «московско-ярославском стиле» XVII в. (парные колонки с дыньками, профилированные карнизы, киоты-кокошники верхнего яруса, в т. ч. многочастный возвышающийся центральный киот-кокошник); иконы в стиле «древнего греческого письма» были написаны на вызолоченном чеканном фоне. «Детальный исполнительный чертеж иконостаса в византийском стиле» был составлен в 1867-1868 гг. Редковским «для построенной им церкви» (Отчет Имп. АХ c 10 сент. 1867 г. по 15 сент. 1868 г. СПб., 1870. С. 45). Над царскими вратами была укреплена храмовая Владимирская икона Божией Матери. Местные иконы Спасителя и Божией Матери были украшены сребропозлащенными ризами. В рус. стиле выполнено также большое 2-ярусное паникадило на 30 шандалов.
В сев. стороне храма, под высокой резной сенью из дубового и орехового дерева, помещалась кипарисовая рака с частью мощей свт. Тихона, принесенной в дар из Задонского мон-ря 1 авг. 1866 г. Сень была чрезвычайно богато украшена резьбой. В южной стороне храма в особом киоте хранилась келейная икона свт. Тихона «Распятие Господне». Перед этим образом горела неугасимая лампада.
В храме перед клиросами стояли 2 ореховые витрины с частицами мощей ап. Павла, свт. Иоанна Златоуста, вмц. Варвары, мц. Татианы, преподобных Александра Свирского и Сергия Радонежского, а также кресты с частицей Животворящего Древа Креста Господня и с частью камня от гробницы Богородицы; икона вмч. Пантелеимона с клеймами, написанная в рус. Пантелеимоновском мон-ре на Афоне, с частицей его мощей; древний золотой крест с частицами мощей ап. Иакова, брата Господня, первомученика и архидиак. Стефана и вмц. Параскевы. Там же находилась икона Спасителя, принесенная Елагиным в дар общине. При ней был «медальон с тремя волосками Спасителя» - святыня, к-рую подарил Елагину во время поездки на Восток в 1864 г. К-польский патриарх Софроний III. В особой витрине за стеклом хранились святыни, непосредственно относящиеся к свт. Тихону Задонскому: волосы с его головы, шнуры от креста и парамана и пелена, бывшие на святителе при обретении мощей, платок, листок с переписанными свт. Тихоном отрывками из 84-го и 66-го псалмов и молитвой «на общее бедствие». Этот автограф принес в дар обители 24 февр. 1864 г. еп. Иеремия (Соловьёв).
При игум. Вере в 1891 г. был заложен летний храм, при игум. Домнике - окончен. 25 июня 1895 г. архиеп. Феогност в сослужении духовенства освятил церковь во имя вмц. Варвары и Всех святых. За богослужением присутствовали новгородский губ. Б. В. Штюрмер, кнг. Ю. Н. Ухтомская, краевед П. М. Силин и др.
Церковь возведена в «московско-ярославском» стиле, как указано в описаниях, «прекрасной архитектуры» (Геронтий (Кургановский). 1897. С. 51). Небольшой, на подвалах, квадратный в плане, он освещался с 2 сторон большими полуциркульными окнами (ныне заложены). Основной объем завершался пирамидальным открытым внутрь шатром, к-рый, как и угловые части здания, был увенчан маленькой луковичной главкой на восьмерике; на выступающей полуциркульной в плане алтарной части и на углах здания также находились главки. Стены снаружи были оштукатурены и окрашены в желтый цвет. Фасады по горизонтали разделены 2 сильно профилированными поясами, нижний отделяет высокий цоколь, а более высокий обозначает основание кокошников в навершии боковых окон и высоту алтарной апсиды. Он декорирован поясом поребрика. Карниз здания с выносом сильно профилирован, декорирован поясом дентикулов. Углы фасадов оформлены выступающими мощными лопатками, украшенными вертикальным рядом из 5 крупных профилированных кокошников. Наличники окон боковых фасадов решены в виде выступающих лопаток с двойными перехватами в центре и примыкающими к ним по сторонам четвертными колонками с муфтами. На лопатки опирается массивный профилированный кокошник с навершием в виде тимпана, оформленного килевидным кокошником. По сторонам кокошников на стенах выложены по 2 на боковых фасадах греческого креста, ранее выделенные голубой краской. На алтарном объеме - центральный киот и 2 боковых окна, наличники которых решены в виде килевидных кокошников, опирающихся на лопатки с перехватами. С запада к храму примыкает притвор, завершенный 3-угольным фронтоном. В храм вела широкая каменная лестница с 10 ступенями из местного серого тесаного гранита (частично разрушена). Портал оформлен профилированной арочкой, опирающейся на лопатки с перехватами.
Внутри храма алтарь отделялся 3-ярусным иконостасом с резьбой. Церковь украшали царские врата мелкой резной филигранной работы и орнаментальные росписи на стенах. На хорах, на зап. стене, в полукруглой нише, была изображена вмц. Варвара, молящаяся на утесе. Под хорами, у юж. стены, находилось игуменское кресло, а над ним - образ вмч. Пантелеимона. Над арочным входом в храм был изображен Спаситель, благословляющий входящих в церковь, справа от Него - вмц. Варвара с алавастром в руке, слева - прп. Домника с крестом и масличной ветвью. За левым клиросом находился большой киот с балдахином на резных вызолоченных колоннах, с точным списком греч. письма с чудотворной Иверской иконы Божией Матери (пожертвование валдайского мещанина Т. Степанова в 1896). Здесь же, на аналое, находился образ вмц. Варвары в сребропозлащенной ризе, присланный в дар настоятелем еп. Чигиринским Иаковом (Пятницким).
В ризнице лучшие облачения были пожертвованы в 1875 г. советником коммерции В. В. Епишкиным и помещиком А. М. Шишковым. Там находились шитая золотом плащаница с изображением положения во гроб Спасителя; 5 больших напрестольных Евангелий в лист, с малиновым бархатным переплетом, окованным серебром с позолотой; финифтяные иконы, украшенные простыми стразами, в центре - Иисус Христос, а по углам - евангелисты. Одно Евангелие было принесено в дар обители в 1872 г. ризничим Александро-Невской в честь Св. Троицы лавры архим. Митрофаном, 2 - пожертвованы Н. И. Глазуновой. Два больших сребропозлащенных напрестольных креста пожертвовали А. И. Епишкина и Грачёв, один из 5 сребропозлащенных сосудов в 1875 г. принес в дар Шишков.
С 1895 г. в К. м. служили священники Стефан Никольский и Измаил Рождественский и заштатный диак. П. Марченко.
В обители был принят следующий порядок общих богослужений: в будни утреня в 5.00, литургия в 7.00, вечерня в 17.00. На вечерне пели каноны Спасителя, Богородицы, Ангела-Хранителя или др. В 20.00 в церкви совершали вечернее правило. Накануне праздничных и воскресных дней в 15.00 служили малое повечерие с добавлением стихир празднику или воскресному дню; в 18.00 - всенощное бдение. Утром, в 6.00, служили раннюю, а в 9.00 - позднюю литургию. Перед литургией в воскресные дни служили акафист свт. Тихону. Кроме того, этот акафист читали на всенощном бдении перед каноном в праздники, связанные с памятью свт. Тихона: 13 мая, 16 июня и 13 авг. С 1892 г. ежегодно в день памяти святителя совершали крестный ход из мон-ря в ц. Покровской иконы Божией Матери: на могилу его отца. В дни храмовых праздников в честь Владимирской иконы Божией Матери: 21 мая, 23 июня, 26 авг. и на Покрова Богородицы 1 окт. читали соответствующий акафист. Крестный ход и молебен с водосвятием на Короцком оз. совершали 1 авг. и 6 янв. На богомолье, для посещения Иверского и Короцкого мон-рей, ходили пешком, даже за 120 верст из Боровичского у. Обитель славилась хлебосольством: в праздничные дни после службы сестры кормили всех желающих щами и ячменной кашей.
К. м. стал одним из крупнейших мон-рей Новгородской епархии. В кон. XIX в. в обители проживали 238 чел.: игумения, схимонахиня, 25 мантийных монахинь, 50 рясофорных монахинь, 7 указных послушниц и др., к 1908 г. кроме игумении проживали 38 монахинь и 56 послушниц. Также в К. м. трудились от 10 до 20 наемных рабочих.
В нач. XX в. обитель содержалась за счет пожертвований, ведения сельского хозяйства, церковного кошелькового сбора, продажи просфор. В монастыре насчитывалось 40 зданий. На территории К. м. были выстроены ряд деревянных домов, в т. ч. 2-этажные - для приюта на 13 девочек-сирот и для приезжающих богомольцев; одноэтажные - для проживания сестер; дом с мезонином - для настоятельницы. За пределами монастыря находились 2 часовни (одна из них почти напротив совр. здания магазина), дом для священнослужителей и хозяйственный комплекс: скотный двор, хлебный амбар, дровяник, ледник, сенник и проч. службы. В 1893 г. к югу от К. м. был выстроен большой странноприимный дом с муж. и жен. половинами. Странники бесплатно получали из мон-ря хлеб, квас и кипяток.
При игум. Вере обитель была обнесена с 3 сторон каменной оградой высотой ок. 3,5 м, с 6 круглыми высокими каменными башнями с зубцами и шпилями, зап. св. ворота были увенчаны главой и крестом. Около них за оградой находился небольшой парк с цветниками, аллеи обсажены березами и елями. С 1886 г. при К. м. работала больница на 12 кроватей для сестер обители. В 1895 г. в сев. части мон-ря был выстроен новый 2-этажный больничный корпус на 15 мест и при нем домовая однопрестольная ц. во имя св. Саввы Сербского и прп. Домники (в память родителей свт. Тихона). Икону св. Саввы прислал в обитель по просьбе игум. Домники Сербский митр. Михаил (Йованович).
С 1881 г. при К. м. существовал приют для 18 девочек-сирот, которые получали от мон-ря необходимое содержание и обучались грамоте под руководством опытной монахини. В рукодельной мастерской рясофорная послушница А. Ладожская учила шить, вязать крючком, вышивать шерстью, шелками и золотом, а также ткать ковры. В обители была б-ка, работали мастерские: ткацкая, вышивальная, переплетная, иконописная и живописная, которой руководила мон. Иулиания, получившая образование в художественных классах в столичной академии.
Во владении К. м. находилось 1109 дес. земли (пахотной, луга, строевой и дровяной лес), 2 больших рыбных озера - Короцкое и Брезгово (ныне Боровское), 2 фермы в пустошах Жары (недалеко от дер. Глебово) и Переузь (в 4 км от дер. Городно), где были скотные дворы и флигели для сестер. Земельные пожертвования составили ок. 178 га: 98 га от основателя и ктитора обители Елагина и короцкого причта, более 63 га от А. К. Фёдоровой (урожд. Рюминой) и ок. 17 га от др. жителей Валдая. Неприкосновенный капитал К. м. в 90-х гг. XIX в. составлял 63 950 р. и 2600 р. на содержание причта.
Помещица А. И. Кемецкая в с. Полнове Демянского у. Новгородской губ. устроила Успенскую жен. общину (открыта в 1873) и пожертвовала ей 600 дес. земли. Будучи малолюдной, в 1884 г. община потеряла самостоятельное управление и до 9 сент. 1892 г. являлась приписной к К. м. По распоряжению игум. Веры начальницей общины стала рясофорная послушница Н. П. Тихонова (впосл. игум. Домника). По ходатайству митр. Исидора (Никольского) самостоятельное управление в общине было восстановлено. В 1894 г. здесь была построена деревянная Успенская ц. с приделами мц. Александры и прп. Сергия. В 1898 г. эта община получила статус монастыря. К 1907 г. на месте деревянного помещичьего дома был сооружен кирпичный 3-этажный корпус с ц. в честь Преображения Господня в вост. части (1911). После 1917 г. этот монастырь был преобразован в коммуну, с 1929 г. постройки заняты школой. В 70-х гг. XX в. Успенская ц. была разрушена.
При игум. Домнике были устроены деревянная часовня во имя свт. Тихона и дом для жительства сестер в г. Валдае на Троицкой площади, на участке, принадлежавшем мон-рю (не сохр.). В янв. 1900 г. потомственный почетный гражданин А. Ф. Гусев выделил 100 кв. саж. земли в пристанционном селе (ныне город) Бологое, «на Веригиной даче», для постройки часовни в ознаменование молитв о ниспослании наследника престола. В 1904 г., после рождения цесаревича, была построена и 21 сент. того же года освящена часовня в честь свт. Алексия, митр. Киевского и Московского, и свт. Тихона Задонского, увенчанная луковичной главкой.
В 1909 г. вдова тайного советника кнг. Е. П. Ширинская-Шихматова пожертвовала К. м. участок земли в 999 кв. саж. рядом с часовней с условием возведения храма в память о рождении наследника-цесаревича. Строительство нового красно-кирпичного храма в русском стиле велось с 1913 до 1917 г. благодаря тому, что к 300-летию династии Романовых короцкой игум. Магдалине удалось найти жертвователей. Основной объем храма представляет собой массивный 2-светный четверик, к к-рому примыкают пониженные, но также 2-светные объемы алтаря, трапезной и притвора, с колокольней. Центральная часть сев. и юж. фасадов четверика со сдвоенными окнами выделена филенчатыми лопатками, замкнутыми килевидным кокошником. Оконные проемы полуциркульные, наличники завершены килевидными кокошниками и замковыми камнями. Алтарь устроен в виде 3 полукруглых в плане апсид. Четверик перекрыт 4-лотковым сомкнутым сводом и связан с трапезной 3 арками. Монастырю принадлежал также деревянный дом в Бологом.
В новой церкви в Бологом, несмотря на то что она не была завершена, богослужения совершались до 1927 г. Затем приход переместился в часовню-ц. во имя святителей Алексия и Тихона, которая в свою очередь была закрыта в 1932 г. и перестроена под керосиновую лавку. Настоятелем храмов с 1924 г. был бывш. офицер свящ. (затем протоиерей) А. Заболоцкий († сент. 1938). В новом храме, перестроенном под пекарню, были уничтожены глава и верхние ярусы колокольни, позднее заложены внутренние арочные проемы, часть окон, переделаны крыльца четверика. В трапезной и колокольне сделаны межэтажные перекрытия. В 1995 г., к празднованию 500-летия г. Бологое, была восстановлена часовня бывш. подворья, внутреннее убранство выполнено Тверской художественной мастерской церковных ремесел, освящена 21 сент. 1999 г. Новая церковь в Бологом не возвращена епархии, в ней расположен спортивно-технический клуб, но с 2012 г. при церкви существует приход во имя св. царевича Алексия.
При участии Елагина К. м. получил земельный участок (217 кв. саж.) с деревянным домом на М. Охте в С.-Петербурге (Сборная ул.). В 1907 г. на участке началось возведение по проекту Я. Г. Гевирца 3-этажного дома для подворья, где на верхнем этаже была устроена часовня с небольшой звонницей, освященная 23 сент. 1908 г. В сер. 1919 г. на подворье жили 2 монахини и 6 послушниц, служил клир приходской Марие-Магдалининской Малоохтинской ц. Подворье закрыли в 1922 г., затем здание снесли.
1 апр. 1920 г. К. м. был зарегистрирован как сельскохозяйственная артель, в 1931 г. окончательно закрыт. Нек-рые инокини уехали, другие были арестованы. Убранство храмов полностью утрачено. В монастыре размещалась детская колония, затем - школа агрономов (по др. сведениям, техникум молочного животноводства). Никольский храм, в котором крестился свт. Тихон, разрушен в 30-х гг. (?) ХХ в. До 1937 г. продолжались богослужения в короцкой Покровской ц. 27 сент. 1937 г. был арестован свящ. Михаил Зимнёв вместе со старостой Д. И. Яшориным по обвинению в контрреволюционной деятельности и в кон. окт. того же года расстрелян в Ленинграде. Тогда же арестовали бывш. монастырского диак. Поликарпа Соловьёва и 2 монахинь.
С нояб. 1937 г. на территории К. м. была организована психиатрическая больница Ленинградского облздравотдела. Первоначально больных разместили в деревянных корпусах. Была проведена капитальная реконструкция монастырских зданий, прежде всего главного корпуса, куда переселили пациентов; построены здания пищеблока, насосной станции, устроено подсобное хозяйство. В 1941 г. больных эвакуировали в психиатрические больницы в Кострому и в помещения бывш. Вышенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. В зданиях К. м. располагался военный госпиталь. После Великой Отечественной войны, 26 июня 1946 г., Валдайскую психиатрическую больницу открыли вновь, передав в ведение Новгородского облздравотдела. Персонал поселили в 16 сохранившихся монастырских деревянных домах. В 1945-1950 гг. в 2 зданиях находился противотуберкулезный санаторий. После назначения в 1955 г. нового главного врача А. А. Соколова, особенно в 1967-1971 гг., на монастырских землях строили новые корпуса мастерских, клуб, типовой лечебный корпус на 240 коек (1970), 3 жилых дома и др. (пос. Короцко). К 2015 г. областная психиатрическая больница № 1 имеет 300 коек.
Ансамбль К. м. претерпел значительные утраты. Храмы монастыря лишены завершений и потеряли значение архитектурных доминант. Территория К. м. застроена типовыми кирпичными, а также деревянными строениями. Обе главные церкви перестроены внутри, особенно соборная, и в них устроены межэтажные перекрытия. Закрашена или сбита настенная живопись обеих церквей. В 2009 г. проведено любительское раскрытие незначительных фрагментов живописи во Владимирском соборе («Христос и апостолы», «Притча о 10 девах»). Монастырское кладбище за алтарем собора уничтожено, частично уцелело 1 надгробие благотворительницы. Снесены часовни и почти все деревянные строения обители. Разрушены св. ворота, 3 башни ограды. К 2015 г. в Варваринско-Всехсвятской ц., используемой под больничный склад, совершали единичные богослужения.
Приходская Покровская ц. находится в аварийном состоянии. 2 верхних яруса колокольни над притвором, кровля и купол храма утрачены. Могила родителей свт. Тихона, несмотря на утрату часовни, почиталась местными жителями и в послевоенные годы. Усердием настоятеля единственного, действовавшего после войны в Валдайском р-не Петропавловского храма прот. Валентина Слукина над ней после 1984 г. была положена плита и установлен крест. В 2004 г., когда исполнилось 270 лет со дня рождения свт. Тихона, над могилой была возведена кирпичная часовня с элементами архитектуры утраченного храма, освященная 9 нояб. того же года архиеп. Новгородским и Старорусским Львом (Церпицким). Установлены новая памятная доска и икона свт. Тихона.