Григорий Никонович (22(9).05.1910, с. Косовка, ныне Александрийского р-на Кировоградской обл., Украина - 7.03.2001, Киев), историк архитектуры и искусства, архитектор; почетный академик Академии архитектуры Украины (1992), заслуженный деятель искусств Украины (1996), заслуженный архитектор Украины (1999). В 1926 г. окончил 7-летнюю школу в г. Александрия, в 1929 г.- сельскохозяйственную школу в с. Шамовка (ныне в черте с. Дмитровка Знаменского р-на Кировоградской обл.). С 1929 по 1931 г. работал агротехником, был заместителем председателя и председателем колхоза в с. Дмитровка. В 1931-1934 гг. учился в Харьковском художественном ин-те. В 1934 г. поступил на фак-т архитектуры Харьковского ин-та инженеров коммунального хозяйства, по окончании, в 1936-1938 гг., работал там ассистентом и преподавателем истории архитектуры. В 1938-1941 гг. продолжил обучение, поступив на художественный фак-т Московского ин-та изобразительных искусств (ныне МГАХИ им. В. И. Сурикова). С началом Великой Отечественной войны был мобилизован (1 сент. 1941), служил в 13-м запасном стрелковом и 36-м артиллерийском полках. По окончании войны, в окт. 1945 г., приехал в Киев, где работал «архитектором-автором» в Гос. ин-те сельского строительства «ДИПросильбуд». В 1946 г., после создания Академии архитектуры УССР и при ней Ин-та аспирантуры, подал документы на специальность «теория и история архитектуры». Это решение носило вынужденный характер (прием документов на творческое отд-ние был прекращен), но оно предопределило дальнейший род занятий Л. как историка архитектуры и искусства; к практической деятельности архитектора он более не возвращался. В 1947 г. Л. защитил кандидатскую диссертацию по архитектуре Святогорского Зимненского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря близ Владимира-Волынского. В 1968 г. защитил диссертацию на звание д-ра искусствоведения (Украинское искусство (Происхождение предвозрождения): 1240-1540 гг. (К., 1960); офиц. оппоненты М. К. Каргер, М. А. Ильин, П. А. Раппопорт). С 1947 г. являлся сотрудником киевского филиала Научно-исследовательского ин-та теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), в к-ром проработал почти полвека; был его почетным доктором (1996).
Основной и наиболее значимой темой исследований Л. была архитектура Украины. Ученый выступил автором в неск. фундаментальных коллективных изданиях по истории архитектуры (Архiтектура Украïны перiоду формувания украiнськоï народностi (XIV-XVII ст. ст.) // Нариси iсторiï архiтектури Украïнськоï РСР: Дожовтневий перiод. К., 1957. С. 62-103; Дерев'яна архiтектура Украïни (XIV-XIX ст. ст.) // Там же. С. 200-220; Iсторiя украïнського мистецтва. К., 1967. Т. 2 (на укр. яз.)), в т. ч. в масштабном труде «Всеобщая история архитектуры» (М., 1968), представив раздел об архитектуре Украины XIV - 1-й пол. XVI в. Л. впервые комплексно сформулировал особенности развития архитектуры региона, обратив внимание на взаимовлияние деревянного и каменного, а также крепостного и храмового строительства, выделил характерные для местного зодчества архитектурные приемы.
Энциклопедизм и универсальность были отличительными чертами научной деятельности Л. В своих работах он показал глубокие знания не только архитектуры, но и скульптуры, живописи, гравюры. Соединение научного и художественно-образного методов познания проявилось в акварелях Л., в которых он фиксировал разнообразные художественные памятники Украины. Им были выполнены реконструкции древних городов - Киева, Белгорода, Путивля, Глухова. Итогом путешествий Л. стала кн. «По Украине» (К., 1968), где были представлены памятники всех историкоэтнографических регионов в их целостности.
Главным объектом исследований Л. стал киевский собор Св. Софии, которому ученый посвятил множество статей и 2 книги-альбома (К., 1971, 2001). Тексты монографий о соборе (невзирая на политическую ангажированность посмертного издания) представляют пример всеохватного, комплексного изучения памятника - от исторического обзора эпохи и рассказа о формировании архитектурного облика собора до анализа программы его убранства, в т. ч. декоративного. Богатейший иллюстративный материал этих книг, в к-рый вошли фотографии автора, стал своеобразной фотофиксацией памятника.
Две книги сер. «Из глубин» были посвящены искусству книги: 1-я (1974) - миниатюрам рукописных книг, 2-я - гравюрам старопечатных изданий. В 1993 г. Л. был удостоен Национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченко за монографию «Из глубин: Гравюры укр. старопечатников XVI-XVIII вв.» (К., 1990). В монографии освещены история укр. гравюры, а также деятельность наиболее известных мастеров, впервые собраны воедино и опубликованы труднодоступные изобразительные материалы. Л. похоронен на Байковом кладбище.
В честь Л. издан сборник научных трудов НИИТИАГ (Теория и история архитектуры и градостроительства. М., 1998. Вып. 3).