Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛИПОВСКАЯ В ЧЕСТЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ
Т. 41, С. 118-119 опубликовано: 14 июля 2020г.


ЛИПОВСКАЯ В ЧЕСТЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковь свт. Тихона Задонского в с. Липове. 1865–1886 гг. Фотография. 2008 г.
Церковь свт. Тихона Задонского в с. Липове. 1865–1886 гг. Фотография. 2008 г.

Церковь свт. Тихона Задонского в с. Липове. 1865–1886 гг. Фотография. 2008 г.
Находилась в 3 км от с. Липова Крапивенского у. Тульской губ. (совр. Щёкинский р-н Тульской обл.). Основана в 1894 г. как жен. община, с 4 мая 1905 г.- общежительная пустынь. В сер. XIX в. с. Липово являлось имением гвардии полковника Г. К. Голикова, который ок. 1864 г. устроил в своей усадьбе деревянную домовую ц. во имя свт. Тихона Задонского, прославленного в 1861 г. В 1865-1886 гг. полковник Голиков возвел отдельный приходский каменный летний 2-этажный храм с колокольней; на нижнем этаже освящена ц. во имя свт. Тихона Задонского, на верхнем - в честь Владимирской иконы Божией Матери (деревянный домовый храм был обложен кирпичом, стал зимним, освящен во имя арх. Михаила). Святынями церкви являлись шапочка св. Тихона и частица его мощей. Приход посещали жители деревень Крутой, Черемошни и сельца Петровского (всего ок. 2 тыс. чел.). При храме имелось 38 дес. земли. Причт содержался на средства с процентов от банковских «вечных вкладов» жены полковника Елены Андреевны Голиковой и благотворительницы М. С. Соболевой. Известно, что в 1879-1910 гг. в храме служил свящ. А. Ф. Благовещенский (1847-?), в 1881-1886 гг.- свящ. М. И. Зайцев (1855-1912).

В 1893 г. вдова полковника Голикова направила Тульскому архиеп. Никандру (Покровскому) неск. прошений об учреждении в имении Липово жен. общины. К прошениям прилагались «приговор» прихожан Тихоновского храма, скрепленный печатями старост Липовского, Черемошненского, Крутовского и Петровского обществ, заявления 12 дворян Крапивенского у. о том, что они «с душевною радостию приветствуют доброе намерение», и письмо 11 жителей с. Сергиевского, также поддержавших инициативу Голиковой. На содержание общины вдова передавала 90 дес. земли и положила в Тульское отд-ние Гос. банка капитал в 5 тыс. р., дававший 200 р. ежегодного дохода. В пользу причта и сестер пожертвования делали одоевская мещанка П. Поликарпова, вдова В. Е. Меляева и др. 13 июня 1894 г. Синод направил Тульскому и Белёвскому еп. Иринею (Орде) указ об офиц. учреждении общины. На 10 авг. того же года в ней проживали ок. 10 сестер, в т. ч. 2 насельницы дворянского происхождения. За мон-рем закреплялись 97 дес. земли при дер. Нов. Слободка Тульской губ. с лесом, прудом и постройками.

14 дек. 1894 г. общину возглавила дворянка рясофорная послушница калужского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря София Русанова (1830 - ?). Однако 6 апр. 1895 г. она попросила Тульского еп. Иринея освободить ее от этих обязанностей - «снять с креста... начальства». Впосл. Русанова являлась насельницей московского во имя св. Иоанна Предтечи монастыря. С 23 апр. 1895 г. обителью управляла бывш. насельница каширского во имя вмч. Никиты женского монастыря мон. Михаила (Дегтярёва (Дёгтева?)), с 5 дек. 1899 г.- устроительница общины мон. Елена (Голикова), при к-рой в Л. п. проживали ок. 50 сестер, в т. ч. благочинная (1912-1918) мон. Мелитина (Бараненкова), в 1916-1922 гг.- игум. Ольга. К 1918 г. в обители насчитывалось 75 насельниц Тульской, Орловской, Курской и Калужской губерний, 87% из них составляли крестьянки, средний возраст сестер - 32 года. Инокини ткали ковры, изготавливали обувь, занимались златошвейным ремеслом. В пустыни служили в 1899-1900 гг. свящ. М. И. Гремячевский (1875 - ?), награжденный набедренником, ок. 1912-1916 гг.- свящ. В. С. Спиридонов (1869 - ?), в 1910-1919 гг.- свящ. С. В. Прилуцкий, награжденный камилавкой за усердную пастырскую деятельность, в 1919 г.- прот. Т. Лавров, в 1905 г.- диак. Г. М. Троицкий, в 1907-1910 гг.- диак. А. И. Краснов, в 1914-1916 гг.- диак. И. Н. Сахаров. Духовником обители в 1918-1919 гг. был иером. Исаия.

К нач. XX в. насельницы проживали в деревянных 2-этажном на каменном фундаменте корпусе (длина 23 аршина, ширина 10 аршин) и 5 одноэтажных домах. Имелись гостиница для паломников, ограда с кирпичными столбами и сев. воротами, за к-рой стояли каменный дом со скотным двором, деревянные амбар и сарай, крытые соломой, располагались сады, огороды, 2 пруда, пасека.

Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. 1896–1900 гг. Фотография. 2008 г.
Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. 1896–1900 гг. Фотография. 2008 г.

Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. 1896–1900 гг. Фотография. 2008 г.
В одном из сестринских корпусов 18 нояб. 1896 г. благочинный прот. И. В. Ивановский освятил домовую теплую ц. в честь Воздвижения Креста Господня. 14 февр. 1900 г. по прошению мон. Елены (Голиковой) Тульский и Белёвский еп. Питирим (Окнов) благословил «соединить аркой» Крестовоздвиженский храм с помещением ризницы, что увеличило объем церкви «более чем на треть» (Соколовский. 1901. С. 23). 14 июня 1896 г. по ходатайству мон. Михаилы была выдана храмозданная грамота на строительство нового каменного собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. 23 июня 1896 г. прот. И. Ивановским храм был заложен, а 8 сент. 1900 г. еп. Тульским Питиримом освящен. Собор был рассчитан на 1,4 тыс. чел. В 1910-1911 гг. был построен каменный 3-этажный келейный корпус с колокольней и холодным храмом во имя свт. Иоасафа Белгородского и прп. Серафима Саровского.

Насельницами и паломниками почитались пожертвованные С. Русановой Владимирская икона Божией Матери в киоте и серебряной вызолоченной ризе и образ Божией Матери «Умиление», а также переданные Голиковой иконы Св. Троицы, свт. Тихона Задонского и Ахтырский образ Божией Матери. В мае 1897 г. из Задонска в обитель крестным ходом были принесены Иверская икона Божией Матери и образ вмч. Пантелеимона.

По благословению Тульского еп. Иринея (Орды) от 12 окт. 1896 г. при Л. п. была учреждена одноклассная церковноприходская школа. 20 янв. 1898 г. решением Тульского епархиального училищного совета школа стала 2-классной «с ежегодным ассигнованием на содержание со времени открытия в оной учебных занятий по 1500 р.» (Там же. С. 26). С 1898 г. школа размещалась в отдельном 2-этажном деревянном здании; имелось общежитие для учениц. Первоначально в школе обучались 10 девочек, в т. ч. сирот «на полном призрении общины», в 1899 г. были приняты 30 учениц. К 1917 г. школа была преобразована в 2-классное училище. Учителя пользовались помещением при школе, получали жалованье по 400-480 р., старшая учительница - 627 р. С 1899 г. попечительницей школы являлась жена действительного статского советника В. Константинова. Известно, что среди учителей были священники: в 1881-1886 гг.- М. И. Зайцев (1855-1912), в 1882 г.- А. М. Мещерский (1855 - ?), ок. 1887 г.- М. В. Мерцалов (1840 - ?), в 1888-1894 гг.- П. К. Крючков (1862 - ?), в 1908-1910 гг.- сын священника Ф. А. Благовещенский (1887 - ?), а также в 1897-1900 гг.- дочь дьячка Н. Н. Казанская (1876 - ?), в 1898 г.- дочь священника Л. А. Благовещенская (1874 - ?), Л. Козлова (1878 - ?), дочь надворного советника Н. Н. Воскобойникова (1886 - ?), П. А. Головина (1890 - ?), М. Г. Богданова (1896 - ?), в 1899-1900 гг.- В. М. Руднева, в 1906-1916 гг.- К. И. Руднева, в 1913-1916 гг.- Н. Н. Николаева (1893 - ?) и др.

Ок. 1921 г. сестры Л. п. зарегистрировались как Владимирская монастырская сельскохозяйственная артель, в 1922 г.- как сельскохозяйственное кооперативное об-во, к-рое Комиссия ВЦИК признала образцовым. В 1929 г. Л. п. была окончательно закрыта, насельницы изгнаны. По нек-рым сведениям, последняя игум. Ольга проживала в г. Белёве; несколько сестер прислуживали в ц. во имя вмч. Димитрия Солунского г. Тулы, 2 монахини и 5 послушниц - в Успенском храме г. Богородицка. В 1930 г. на территории обители был учрежден населенный пункт «Коммуна», в корпусах располагались молокозавод, клуб, школа для детей из ближайших деревень. В 40-60-х гг. XX в. большая часть монастырских построек была разрушена.

К нач. 2016 г. сохранились руины Владимирского храма. Ведутся восстановительные работы в липовской ц. свт. Тихона Задонского (Белёвской и Алексинской епархии Тульской митрополии). Этот храм имеет статус подворья Богородице-Владимирской жен. пуст. Настоятель - прот. Валентин Дудин. Предполагается полное восстановление обители.

Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 8. Д. 3381; Оп. 17. Д. 713, 718, 729, 735.
Лит.: Приходы и церкви Тульской епархии: Извлеч. из церковно-приходских летописей. Тула, 1895. С. 273, 416; Троицкий Н. Сто лет бытия Тульской епархии: Ист. взгляд на епарх. жизнь с 1790 по 1890 гг. Тула, 1899; ЦВед. 1900. № 46. С. 1884-1885; Соколовский В. В. Богородицкая жен. община при с. Липове Крапивенского у. Тульской губ.: (Очерк основания общины и первых лет ее существования, 1894-1900). Тула, 1901; Денисов. С. 877-878; Справ. по Тульской епархии. Тула, 1914. C. 5, 8; Обзор деятельности ведомства правосл. исповедания за 1915 г. Пг., 1917; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России: (1917-1921). М., 1975. С. 106; Перова О. В. В поисках исчезнувших мон-рей // Тульские ЕВ. 2010. № 10(112). С. 4-5; Богородице-Владимирская жен. пуст. при с. Липово // Синодики Тульской епархии: Крапивенский у. (Щекинский, Плавский, Теплоогаревский р-ны). Тула, 2011. С. 92-96, 802-807; Мон-рь Богородице-Владимирская пустошь // Книга памяти храмов земли Щекинской / Под ред.: Т. Ф. Драгола. Тула, 2011. С. 7-10.
Д. Б. К.